Когда родилась святая варвара. История мощей святой Варвары. Почитание святой Варвары в России

Варвара Илиопольская (+ ок. ), великомученица

Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он позволил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил её. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара с ещё большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь .

В отсутствие Диоскора при его доме велось строительство каменной бани, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертала на мраморных плитах крест (этот рисунок, вместе с отпечатком стопы Варвары, был чётко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Когда же вернулся отец и потребовал у дочери объяснений, Варвара ответила, что три окна, через которые льётся свет, символизируют Святую Троицу. Диоскор пришел в ярость. Он бросился на дочь с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудесным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвёл её к городскому правителю и сказал: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле". Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её стали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: "Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моём". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания , открыто исповедала свою веру и изъявила желание таже пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, однако мучениц укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана . В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста , а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии , Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину , упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского , и других указана Тоскана , в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного - Рим или Антиохия .

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген .

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским . Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения , архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика , Феодора Патрикия (или Петра , епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары , которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около ) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца . Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней . Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. . Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. , имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом . В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика , которое отсутствует в русских списках.

Мощи и почитание

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии , находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии . На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Едессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. В Константинополе , в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т. е. часть города, где находится св. Варвара). В в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти. По свидетельству Анны Комнен , в храме св. Варвары спасались как в месте убежища обличённые в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. ("Аноним Меркати") и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко .

Из "Хроникона" Андреа Дандоло известно, что бо́льшая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира . Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца - начала века; в настоящее время это событие датируют - годом.

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в "Хожении на Флорентийский Собор" анонимного суздальского книжника - гг. . Другая часть мощей, принесённая из Константинополя в Венецию в г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в её церкви в - гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной , дочерью византийского императора Алексея I , вышедшей около года замуж за князя Святополка Изяславича . Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в ). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в году Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII веку в связи с прославлением мощей Варвары. Посетивший Киев в году Антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем , Крестителем Руси . Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка , а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской . В 30-х гг. в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

О руке Варвары в монастыре Святого Креста в Иерусалиме упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. . Частица её мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в Афонском монастыре Симонопетра , другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра (в частности, в Афонской обители Хиландар).

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви вмц. Варвары на Варварке . В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

Вмц. Варвара

Иконография

Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. "Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых" (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., "Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых" (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы "Богоматерь Знамение", 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., "Мадонна с Варварой и Лаврентием", художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); "Полиптих", художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); "Страсти Варвары", 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); "Дева Мария в платье с колосьями", на обороте "Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара", австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); "Святая Варвара", вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); "Варвара с башней, кубком, пером", гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); "Варвара с Иоанном и Матфеем", художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); "Бегство Варвары", художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́. .

Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48

Книга хожений. С. 174

Отправляясь за границу с больной бабушкой, которую мы везли на операцию, мы уповали не только на врачей, но и на небесную помощь. В храме, зная о нашей ситуации, священник дал иконку святой Варвары, на которой мученица держала чашу.

«Это покровительница, которая не оставит вашу бабушку даже в самую трудную минуту, в минуту ухода из этой жизни», - сказал он.

В начале 4 века в Илиополе (на территории нынешней Сирии) появилась на свет знатная девушка.

Она рано потеряла мать, оставшись с суровым и властным отцом, которого звали Диоскор. Он, богатый и знатный язычник, построил высокий замок, поселив дочь в одной из его башен. Так он пытался оградить ее от всех мирских опасностей и соблазнов.

Рассматривая с высоты своего жилища мир, девушка мечтала понять, кто же сотворил всю эту красоту. Слуги отца рассказывали ей о языческих богах, но Варваре не верилось, что рукотворные статуи, которые почитали в городе, могли иметь отношение к созданию неба, земли и всех живых тварей.

Со временем она выросла и стала красавицей. Девушкой стали интересоваться знатные женихи, но она отказывалась выходить замуж. Понимая, что держать дочь в заточении до самой старости он не может, Диоскор выпустил ее из замка. Он надеялся, что, пообщавшись с другими знатными девушками, быстро создаст семью.

Но случилось наоборот: девушка встретилась с христианками и всей душой приняла их веру. А когда Диоскор был в отъезде, она тайно покрестилась. После этого она вмешалась в строительство, которое вели слуги отца, приказав вместо двух окон в доме сделать три, так как стала почитать Троицу.

Узнав о случившемся, отец девушки был в ярости. Он отрекся от дочери и отдал ее правителю города. Последний долго уговаривал Варвару вернуться к старым богам, а когда она отказалась, отдал ее на мучения: девушку били плетьми, а места ударов растирали грубой тканью.

Ночью к ней явился Христос, который поддержал девушку.

Наутро на ее теле не осталось следов побоев.

Увидев это чудо, еще одна тайная христианка (ее звали Иулияния) присоединилась к Варваре, тоже решив принять любые муки за своего Бога.

Девушек водили по городу абсолютно раздетыми, а после привязали к дереву и истязали: били молотком по голове, жгли огнем, протыкали крючьями. Но их дух оставался непоколебим.

После этого девушек обезглавили. Варваре голову отсек ее собственный отец. На момент кончины святой было всего 16 лет.

После того, как случилась казнь, с неба принеслась молния, ударила этого жестокого человека и превратила его тело в пепел.

Мощи святой Варвары в киевском храме

Сначала святая была погребена в родном городе.

В 6 веке ее мощи перенесли в Константинополь. В этот храм часто бежали люди, ложно или за дело обвиненные в преступлениях. Считалось, что мученица может защитить человека от насильственной смерти.

В начале 12 века дочь византийского императора, которую тоже звали Варварой, приехала в Киев, чтобы стать женой князя Святополка. Она привезла с собой мощи святой, которые положили в Михайловском монастыре. Здесь они покоились не одно столетие. Мощи считались чудотворными, за защитой к ним приходили люди во времена эпидемий холеры.

В раке с мощами освящали кольца. Люди верили, что они защищают от болезней, а если кольца будут носить молодожены, их брак будет крепким. В частности, такой талисман носили царицы Иоанновна и , гетман Мазепа, поэт Осип Мандельштам а его невеста.

В 20-х годах прошлого века собор разграбили коммунисты, а само здание взорвали.

К счастью, христиане смогли спасти самое ценное - мощи святой мученицы Варвары. В данный момент им можно поклониться во Владимирском соборе.

Интересные факты об иконах Варвары

  • На многих образах святая изображена с чашей в руке. Это - церковный потир, чаша для причастия. Это - символ мирной, спокойной христианской смерти. Интересно, что по религиозным канонам касаться к потиру можно только священнику, мирянам нельзя. Таким образом иконописцы подчеркивают высший статус Варвары, ее приближенность к Господу.
  • Также ее могут изобразить в короне, с мечом - орудием казни. На одних иконах святая держит его в руке, на других - попирает ногой. Католики же изображают Варвару с павлином (символ вечной жизни).
  • На некоторых иконах ее можно увидеть с головой в руках. Кто-то верит, что это глава Иулиянии. Другие утверждают, что это голова Варвары - такая икона показывает, за что именно христиане почитают эту девушку великомученицей.
  • В России - покровительница ракетных войск. На каждом командном пункте есть ее икона. Более того: икона из города Самара даже путешествовала на околоземную орбиту. А на территории Главного штаба воздвигли храм в честь своей заступницы.
  • Также своей покровительницей Варвару считают пилоты-бомбардировщики. Многие из них носят нательную ладанку с ее иконкой.
  • Кроме того, святой Варваре молятся архитекторы, строители, альпинисты, цветоводы, садоводы, пожарники, изготовители пиротехники.
  • Больше всего к ней обращаются люди, связанные с огнем и/или небом. Еще бы, ведь отца-убийцу юной Варвары тут же убило молнией. Поэтому данную святую и связывают с небесным возмездием.

О чем просят великомученицу

  • О защите, покровительстве.
  • О том, чтобы не отдать Богу душу без причастия. Также перед иконой молятся за родных, которые умерли, так и не успев исповедаться и причаститься.
  • О помощи от головной боли, при травмах головы, перед операцией (так как девушка перенесла много ударов по голове и других пыток).
  • Об улучшении понимания в семье (особенно между подрастающими детьми и родителями).
  • Об избавлении от грусти и тоски, вызванных предательством (так как при жизни ее предал единственный родной человек - отец).

Желательно помолиться святой 17 декабря - это церковный день памяти мученицы. Также считается, что всех, кто причастится в этот день, причастит сама Варвара.

А в конце статьи традиционно предлагаем рисованный мультфильм о мученице, который можно посмотреть вместе с ребенком. Не оставляйте малыша перед компьютером самого.

Вера - это не развлечение, все увиденное ребенок должен понять. А для того, чтобы разъяснить все непонятные малышу моменты, и есть вы, мудрые и грамотные взрослые.

Имя святой великомученицы Варвары широко известно и почитаемо среди христиан всего мира. Её короткий жизненный путь был пронизан жестокими страданиями за веру и увенчан мученической кончиной, явив собой мужественный пример истинной любви к Богу. Об этом красноречиво свидетельствуют реальные факты из жизни святой.

Житие святой Варвары

В начале IV века в Илиополе Финикийском (территория нынешней Сирии) в богатой аристократической семье родилась девочка по имени Варвара. Это были времена царствования нечестивого императора Максимина, когда общество была опутано прочными сетями тёмных языческих нравов. После смерти матери воспитанием Варвары занялся отец Диоскор, убеждённый язычник и противник христиан. Он ревностно пытался передать дочери своё мировоззрение и вырастить её в духе идолопоклонства.

Познание Творца

Маленькая Варвара отличалась удивительной красотой и большой любознательностью. Когда она повзрослела, отец, стремясь уберечь девушку от посторонних взглядов и нежелательных влияний, построил для неё отдельный замок со множеством покоев, где Варвара должна была проводить день за днём, не имея никакой возможности выходить из затвора .

Так, находясь в полном уединении, девушке ничего не оставалось, как любоваться окружающим миром из окон замка. Ночью она с восхищением рассматривала сияющие звёзды на бескрайнем небе, а с наступлением утра перед её прекрасным взором вырисовывались очертания голубых гор, дремучих лесов, извилистых рек. Наблюдая с большим интересом, как весной распускаются листья, зеленеет трава, с трепетом слушая радостное щебетание птиц, Варвара каждый день думала о том, что за этой прекрасной реальностью непременно должен стоять Тот, кто сотворил этот мир и наполнил его дыханием жизни.

Вера в бездушных истуканов, в которой воспитывалась юная затворница, не могла удовлетворить её пытливый ум. Девушка хорошо понимала, что языческие боги не способны сотворить что-либо, т. к. сами созданы руками человека. Проводя в таких размышлениях бóльшую часть своего времени, Варвара упорно искала ответ на волнующий её вопрос . И вот, наконец, в один из дней таинственная Божья благодать коснулась её сердца, и Варвара ощутила незримое присутствие Того, о существовании Которого она столько времени догадывалась.

Начало христианской жизни

Тем временем слухи о необычайной красоте Варвары быстро распространялись, и многие состоятельные женихи изъявили своё желание заполучить молодую красавицу в качестве невесты. Диоскор этому радовался и наделся, что в скором времени его дочь благополучно выйдет замуж за богатого человека. Однако, на попытку отца обсудить предстоящее замужество Варвара ответила категоричным отказом связывать себя с кем-либо брачными узами решительно заявив, что собирается провести свою жизнь в девичестве.

Ошеломлённый от неожиданности Диоскор объяснил подобное поведение дочери её юным возрастом и длительным уединением. Поэтому решил немедленно исправить свою ошибку и позволил Варваре выходить в свет, надеясь на то, что общение с другими девицами и молодыми людьми будет способствовать положительным переменам в её сознании.

Дальнейшую судьбу девушки таинственно окормлял Божий промысел. Выйдя на свободу, Варвара в скором времени познакомилась с тайными христианками , которые раскрыли перед ней учение об Иисусе Христе, о Его земных страданиях, насильственной смерти и Воскресении. Варвара с радостью встретила весть о Спасителе, не сомневаясь в истинности христианской веры и твёрдо решив при первой возможности принять святое .

По благоприятному стечению обстоятельств Диоскор был вынужден на какое-то время покинуть страну. В это время его дочь познакомилась со священником , который прибыл из Александрии под видом купца. Он подробно изложил Варваре основы христианской веры, а затем крестил её. Окончательно став христианкой, девушка ещё больше утвердилась в намерении посвятить свою жизнь Богу.

Мученический венец

Уезжая, Диоскор начал строительство новой башни, в которой по проекту должно было находиться два окна. Святая Варвара отдала строителям другое распоряжение, требуя украсить строящееся здание тремя окнами в знак почитания Пресвятой Троицы. Когда отец вернулся из поездки и попросил, чтобы дочь объяснила ему мотивы своего поступка, она спокойно раскрыла перед ним главную причину такого решения, поведав учение о Триедином Боге .

Обезумевший отец, обнажив меч, в гневе набросился на родную дочь, желая немедленно убить её. Варваре удалось убежать и спрятаться в скале, которая по молитве святой чудесным образом перед ней расступилась. Ослеплённый яростью мужчина был полон решимости во что бы то ни стало найти беглянку. Встретив на горе двух пастухов, он узнал, что девушка спряталась в пещере. Отыскав наконец свою жертву, Диоскор в гневе избил несчастную и заключил под стражу , лишив какой-либо пищи.

Через некоторое время Варвара была отдана в распоряжение городского правителя Мартиниана, который являлся ревностным гонителем христиан. Напрасно он пытался убедить девушку поклониться языческим идолам, т. к. на все его попытки Варвара отвечала решительным отказом, стойко исповедуя свою веру. Тогда, по его приказу, юную христианку бросили в темницу и подвергли самым жестоким пыткам . Бесстрашная пленница терпеливо переносила мучения, стараясь заглушить физическую боль пением псалмов.

Ночью, в перерыве между истязаниями, в темницу к молодой исповеднице явился Сам Господь Иисус Христос . Он исцелил её кровоточащие раны и спросил, какую бы награду она хотела получить за свои страдания. Варвара кротко ответила, что целью всей её жизни является служение Пресвятой Троице, а её сокровенное желание состоит в том, чтобы всякий человек, стоящий перед лицом насильственной смерти и лишённый Таинства и Святого , имел возможность обратиться к ней с просьбой о помощи и заступничестве перед Ним.

Народ, ставший свидетелем страшных пыток Варвары, а также сами истязатели были чрезвычайно удивлены, увидев на следующий день юную узницу в полном здравии и без каких-либо следов предшествующих мучений. Под влиянием этого чуда в поддержку Варвары из толпы выступила христианка по имени Иулиания, которая также открыто перед всеми стала исповедовать Христа.

Обе девушки были немедленно подвергнуты самым изощрённым издевательствам, но ничто не смогло поколебать их веру. Господь тайно подкреплял своих верных чад, помогая достойным образом вынести все испытания. А когда с христианок сорвали одежду, по молитвам святой Варвары явился Ангел Небесный и покрыл их лучезарным одеянием. В конце своих мучений юные исповедницы были обезглавлены.

Палачом Варвары стал её родной отец . После совершённой казни Диоскора и Мартиниана незамедлительно настигло возмездие – они были поражены молнией и обращены в пепел.

Всеобщее почитание святой Варвары

После мученической кончины в 306 году тело святой Варвары было погребено в её родном городе Илиополе благочестивым Галентианом, который в знак памяти и глубокого почитания самоотверженной христианки установил церковь над её могилой.

Чудотворные мощи

В VI веке мощи великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Храм, в котором они хранились, стал прибежищем для тех, кто скрывался от преследований по обвинению в преступлениях и молился святой угоднице о защите и избавлении от насильственной смерти.

В 1108 году святые мощи перевезли в Киев , где они почивали до начала XX века в Михайловском Златоверхом мужском монастыре, основанном великим князем Святополком, в крещении Михаилом. По свидетельству историков, многочисленные эпидемии, периодически возникавшие в стране и массово поражающие народ, не проникали в стены святой обители, несмотря на большое количество паломников.

У раки с мощами святой Варвары многие люди получали чудесные исцеления . Некоторые верующие прихожане рядом со святыней раскладывали различные предметы – крестики, кольца, считая, что на этом месте вещи обретают целебную силу.

В начале XVIII века киевский митрополит Иоасаф написал акафист великомученице, который до настоящего времени поётся перед её гробницей.

В 30-е годы монастырь был разрушен большевиками, а драгоценная святыня передана в музей. Сейчас мощи святой Варвары по-прежнему находятся в Киеве, покоясь во Владимирском кафедральном соборе .

Иконы с ликом великомученицы

Существует большое количество икон с изображением великомученицы Варвары. Наиболее часто встречается два её образа:

  1. Образ святой угодницы с распятием в руке, которым она как будто благословляет молящихся.
  2. Образ, на котором святая Варвара держит Потир, символизирующий источник вечной жизни.

Следует отметить, что великомученица Варвара является единственной святой, запечатлённой с Потиром в руке. Подобные изображения со Святой Чашей можно встретить только на иконах святого Иоанна Кронштадтского.

Этот образ таит в себе глубокий смысл . Молитва Варвары великомученицы перед Святым Престолом имеет большую силу помогать тем, кто боится внезапно уйти из жизни без необходимой подготовки. Верующие люди обращаются именно к ней в надежде обрести особую Божью милость, дающую возможность перед переходом в жизнь вечную очистить душу покаянием и причаститься Святых Христовых Тайн.

Память Варвары Илиопольской отмечается Православной Церковью 17 декабря по новому стилю.

Незримая помощь

Ещё во время земной жизни святой Варвары Господь удостоил Свою избранницу Личным посещением и обетованием исполнить её заветное желание помогать людям. Совершив подвиг христианского самоотречения и приняв мученическую смерть, венценосная исповедница продолжает своё служение Богу и горячо молится за тех, кто нуждается в её помощи.

О чём молятся святой Варваре?

Со времён Крещения Руси великомученица Варвара стала одной из самых любимых и почитаемых святых на Русской земле. Огромное число верующих стремится припасть к её нетленным мощам в надежде получить помощь и исцеление. К святой угоднице обращаются с самыми различными просьбами, твёрдо веря в то, что она непременно поможет. Но чаще всего к великомученице Варваре прибегают с такими прошениями:

К помощи Варвары Илиопольской зачастую взывают люди, оказавшиеся в чрезвычайно сложных или опасных для жизни ситуациях , когда остаётся единственная надежда на настоящее чудо.

Во многих домашних можно найти молитвы святой Варваре великомученице. Их читают во время различных искушений, скорбей, душевных переживаний. Девушкам, находящимся в поиске суженого, помогает молитва святой Варваре о замужестве. Матери, по-настоящему заботящиеся о своих чадах, каждый день читают перед образом великомученицы молитву о детях.

Небесное покровительство

Существует определённая категория людей, которые являются представителями опасных профессий и ежедневно рискуют оказаться перед лицом внезапной смерти. Они нуждаются в особом покровительстве святой Варвары и должны как можно чаще возносить к ней свои молитвы.

С 1998 года святая Варвара официально является небесной покровительницей российских Ракетных войск стратегического назначения, которые были сформированы 17 декабря 1959 года и отмечают свой профессиональный праздник в День памяти великомученицы. А в 2002 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитать святую Варвару, как покровительницу всех отраслей горной промышленности России.

Обращаясь за помощью к святым угодникам Божьим, необходимо помнить о том, что они являются прочной связующей нитью между человеком и Богом, и именно благодаря их молитвам люди получают просимое, т. к. Господь всегда слышит молитвы праведников. А чтобы не оказаться недостойными их небесного попечительства, необходимо прикладывать определённые усилия для собственного духовного роста и самоотверженно нести своё служение Богу и людям, как это всегда делала и продолжает делать святая великомученица Варвара.

В IV веке воссияла из далёкого города Илиополя (нынешняя Сирия) исповедница истинного учения церкви Христовой — великомученица Варвара, святая, день памяти которой православная церковь отмечает 17 декабря. Семнадцать столетий вдохновляет нас её образ, подавая пример истинной веры и любви к Богу. Молитва святой Варваре помогает огромному числу верующих. Что же мы знаем о ее земной жизни?

В те времена, когда появилась на свет будущая святая, жители Илиополя, одного из крупнейших городов Месопотамии, утопали во мраке язычества. Рукотворным богам поклонялись и знатные горожане, и городская беднота. Среди наиболее состоятельных и уважаемых горожан был некий Диоскор. Щедро наградила его судьба. Были у него дома, виноградники и множество слуг. Одно только несчастье посетило его дом — умерла любимая жена Диоскора. Он глубоко скорбел о ней и утешение находил только в своей единственной дочери. Это была будущая святая Варвара.

Отец нежно любил ребёнка и делал всё от него зависящее, чтобы отгородить её от неприглядных сторон жизни. Кроме того, он мечтал выдать Варвару замуж за богатого жениха, обеспечив ей таким образом счастье и достаток. Желая избавить красавицу дочь от посторонних взглядов, а кроме того, и от возможного общения с тайными христианами, которые стали появляться в городе, Диоскор построил для неё замок, в котором она жила со своими служанками и воспитательницами. Выходить из него девушка могла лишь изредка, в сопровождении отца.

Созерцание творения Божьего

Долгие часы одиночества проводила она у окна своей комнаты, погружённая в созерцание живописной природы, окружавшей замок. Однажды святая Варвара захотела узнать у своих наставниц, кто создал всё это великолепие, поражающее взор. Её воспитательницы были язычницами и поэтому творение мира приписывали тем деревянным и глиняным богам, которым поклонялись. В этом они попытались убедить и юную затворницу.

Но таким объяснением не удовлетворена была Варвара. Она им возразила, заявив, что их божества ничего создать не могли, так как сами изготовлены руками людей. Должен быть высший Творец, единый и всемогущий, имеющий собственное бытие. Только он способен, сотворив мир, принести в него подобную красоту. Так она являла пример постижения Творца через его творения.

Предложения замужества

Со временем к Диоскору стали наведываться богатые женихи, которые слышали о красоте его дочери и желали с ней брачных уз. Отец не хотел ничего решать, не узнав мнение дочери, но, обратившись к ней с подобными разговорами, встретил её решительный отказ вступать с кем-либо в брак. Это его огорчило, но Диоскор приписал подобное решение молодости и своенравному характеру дочери.

Чтобы дать ей возможность свести знакомство с другими девушками и, общаясь с ними, изменить своё решение, он позволил дочери покидать замок, когда ей будет угодно. Это было как раз то, чего так желала Варвара. Она стала часто бывать в городе, и однажды, когда отец находился в длительном отъезде, познакомилась с тайными христианами, проживавшими в Илиополе. Они поведали ей о Триедином Боге, о воплощении Иисуса Христа от Пречистой Девы, о его искупительной жертве и ещё очень о многом, чего раньше она не знала. Это учение глубоко запало в её сердце.

Крещение Варвары

Через некоторое время в городе оказался христианский священник, который под видом купца направлялся в Александрию. По просьбе девушки, он совершил над ней таинство крещения. Кроме того, он более полно изложил ей христианское учение, которое сразу и безоговорочно приняла Варвара. Она дала обет посвятить всю свою жизнь Богу.

Желая запечатлеть образ Святой Троицы, она приказала в новой башне, строительство которой, уезжая, начал её отец, сделать не два окна, как было намечено в проекте, а три. Когда отец, вернувшись домой, спросил дочь о причине её поступка, то она, не лукавя, поведала ему учение об Отце, Сыне и Святом Духе. Услышав такие речи, язычник-отец был настолько взбешён, что бросился на дочь, обнажив меч. Спастись ей удалось только бегством, укрывшись в расщелине скалы, которая перед ней чудесным образом расступилась.

Темница и мучения святой

Диоскор был до такой степени ослеплён языческим фанатизмом, что он заглушил в нём все отцовские чувства. К концу того дня ему всё же удалось поймать беглянку. Он передал её правителю города, с тем чтобы тот бросил её в темницу. Бедная девушка оказалась в руках безжалостных палачей. Но не дрогнула перед ними Варвара, так как во всём уповала на помощь Божию. Ночью, когда она усердно молилась, ей явился Господь, утешивший её и вселивший надежду на скорое обретение Царства Небесного.

Мужество Варвары удвоилось. Глядя на неё, одна тайная христианка открыто заявила о своей вере во Христа и выразила желание пострадать вместе с ней. Приняв мученический венец, обе они были обезглавлены.

Почитание святой Варвары в России

Спустя триста лет мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь, а в XII веке они оказались в Киеве. Их привезла с собой дочь византийского императора, вступив в брак с русским князем Михаилом Изяславичем. Там они хранятся и поныне. Со дня Крещения Руси почитается у нас великомученица Варвара. Святая помогает всем, кто с верой обращается к ней. Особенную помощь оказывает она тем, кто просит избавить от внезапной смерти и боится уйти из земной жизни без покаяния. Кроме того, и в других случаях помогает Варвара: святая спасает от нечаянной беды. С древних времён замечено, что эпидемии чумы, которые нередко случались в России, всегда обходили стороной те храмы, в которых находились её мощи. Святая Варвара, икона которой находится почти в каждом православном храме, — одна из самых почитаемых и любимых святых в нашей стране. Очень многие, не зная историю её земной жизни, считают её русской. Кстати, и само это имя в прошлые годы было очень распространённым в России.

Много в христианском мире воздвигнуто в её честь храмов и монастырей. Есть церковь святой Варвары и в Москве. Она очень древняя. Её создание относят к XVI веку. Находится она не далеко от Кремля, на улице, которая так и называется — Варварка (от имени Варвара). Святая эта в давние времена считалась одной из покровительниц торговли. Поэтому место для её церкви выбрали именно там, где были многочисленные торговые ряды.

Один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, - на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок:

Кто сотворил это?

Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:

Чьею рукою все это создано?

Те сказали ей:

Все это создали боги.

Девица спросила:

Какие боги?

Служанки отвечали ей:

Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце - золотые, серебряные и деревянные - и которым поклоняется, - они создали все то, что перед твоими очами.

Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных - каменосечец, деревянных - резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе:

Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу - украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5). В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных служанок, потому что отец ее Диоскор окружил ее бдительною стражею. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, как одинокая птица на кровле , размышляя о небесном, а не о земном, ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов и драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любовью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора руки ее. Взойдя на башню к Варваре, Диоскор стал говорить ей о браке и, указывая ей различных хороших женихов, спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Слыша от отца такие слова, целомудренная девица покраснела лицом, стыдясь не только слушать, но и подумать о браке. Она всячески отказывалась от него, не склоняясь на желание отца, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и потерять бесценный бисер девства. На неотступные увещания отца подчиниться его воле, она много ему возражала и наконец объявила:

Если, отец мой, ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, то больше уже не будешь называться отцом, ибо я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища.

Слыша это, Диоскор пришел в ужас и вышел от нее, не смея больше принуждать ее к браку. Он полагал, что лучше будет обручить ее по доброй воле, а не насильно, и надеялся, что придет время, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Отправляясь в путь, Диоскор приказал строить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал, чтобы они не препятствовали ей свободно сходить с башни, куда захочет, и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепятственно беседовать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом о Имени том и старалась точнее узнать от них о Нем. Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.

Тем временем производилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани. Однажды святая Варвара сошла с своей башни посмотреть на постройку, и увидев в бане два окна, спросила рабочих.

Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее.

Работники отвечали:

Так велел нам отец твой, чтобы мы устроили на юг два окна.

Но Варвара настоятельно требовала, чтобы они устроили три окна (во образ Святой Троицы). И когда они не хотели этого сделать, боясь ее отца, она сказала им:

Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечаю за вас, а вы сделайте то, что я вам приказываю.

Тогда рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта обложена была тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом. Кроме того, у той же бани, также на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой .

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря:

Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!

Сказав это, она взошла на свою башню. Там она, по обычаю, предалась молитве и посту, всем умом своим углубляясь в богомыслие.

Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в стене ее три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, зачем они ослушались его приказания и сделали не два, а три окна. Те отвечали:

Не наша была на то воля, но - твоей дочери Варвары, она нам приказала устроить три окна, хотя мы того не желали.

Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее:

Зачем ты велела устроить в бане третье окно? - Она отвечала:

Три лучше, чем два, ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствие, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне , чтобы они освещали баню, а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, ибо у неприступного, неизреченного, незаходимого и немерцающего Света Троичного, Три Окна , Коими просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Отец пришел в смущение от новых, по истине дивных, но для него непонятных, слов дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где быль изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спрашивать ее:

Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?

Святая отвечала:

Выслушай внимательно, отец мой, и пойми, что я говорю: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье - Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Троицы.

Затем указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала:

Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотился Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, - чем привела его в страшную ярость.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, или лучше сказать - мучителя своего; она имела одно только прибежище - Бога, у которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев каменной горе рассесться перед нею надвое, как некогда перед первомученицей Феклой, когда она бежала от развратников . Святая дева Варвара скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась из глаз его, он искал ее старательно долгое время. Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов, человек сострадательный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал:

Я не видал ее.

Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась. Диоскор устремился туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его - в саранчу.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключенную голодом и жаждою. После того, Диоскор отправился к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого.

Диоскор просил правителя, чтобы тот, угрозою различных мучений, склонил ее к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал в его руки, говоря:

Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле.

Увидев перед собою девицу, правитель удивился необычайной ее красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя красоту и благородство ее. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрою речью тщету языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец, он сказал ей:

Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить.

Святая Варвара отвечала:

Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги - ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами - дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение - стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, - было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне - Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22–23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!

Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любовью к Нему, Утешив возлюбленную невесту Свою Варвару и усладив ее Своею любовью, Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизреченной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страждущую ради Имени Его.

Жила в том городе некая жена, по имени Иулиания, верующая во Христа и богобоязненная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека и смотрела на ее страдания, а когда святая была брошена в темницу, приникла к окну темницы, удивляясь тому, что такая юная дева, в самом расцвете юности и красоты, презрела отца своего, весь род, богатство и все блага и утехи мира, и не пощадила своей жизни, но с усердием положила ее за Христа. Видя же, что Христос исцелил святую Варвару от ран, она пожелала и сама пострадать за Него, и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях. С наступлением дня, святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания; Иулиания издали следовала за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран. При виде этого, правитель сказал:

Видишь ли, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние - поклонись им и принеси жертвы.

Святая отвечала:

Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим - слух, ни хромым - способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она - христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась:

Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38).

Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13–14).

После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу:

Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий , Ты - Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!

Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:

Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных , услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы - плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих.

Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг . Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел.

В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:

В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.