История карелии в доисторические и древние времена

левая сторона Онежского озера, занятая частию корелами, говорят, имеет множество жителей, которые по изобилию железных руд имеют множество частных железных заводцев; в некоторых из них, сказывают, делают нарочитый уклад не высокой цены и порядочное количество. Живущие по обеим сторонам Онега дворцовые и экономические крестьяне почти все раскольники, живут очень бедно, ибо хлебопашества у них еще меньше, нежели у крестьян, живущих по Свири, да и урожаи гораздо хуже, а привозят себе рожь, овес и ячмень водою, покупаючи без мало что не на весь год в городе Ладоге и Вытегре, на что зарабатывают деньги мужчины, отходя в Петербург и Петрозаводск в разные работы, иные на целый год, а другие на лето, а оставшиеся дома жгут в Петрозаводск для продажи на заводы уголье, гонят деготь и ездят с грузом с Петрозаводска в Петербург, а больше никакого промыслу не имеют. Хотя ж в озере Онеге и довольно ловится разной рыбы, а именно: пальи, и лососей, и лохов, лещей, судаков, сигов, щук, окуней и прочих мелких озерных и речных рыб, а изредка и шерашперов, однако ж, они от оной ловли большой прибыли не имеют, затем что только продают одним проезжающим, да и то весьма дешевою ценою, а в города продавать не возят, а довольствуются сами рыбою во весь год.

Петр Иванович Челищев (1745-1811) - близкий друг А. Н. Радищева, его соученик по Санкт-Петербургскому пажескому корпусу и Лейпцигскому университету. За отсутствием улик он не был привлечен по делу Радищева, но находился под сильным влиянием его гуманистических идей. Через десять месяцев после ссылки друга в Сибирь в 1791 г. Челищев предпринял путешествие по северному краю, во время которого вел «подробный журнал», в который день за днем записывал ценнейшие сведения экономического и этнографического характера.

Единственным крупным индустриальным предприятием был Онегзавод в Петрозаводске. Опираясь на слова старых рабочих, можно с уверенностью сказать, что подпольного заводского фольклора на нем складывалось немало, но фольклор этот тщательно укрывался от глаз прежних собирателей и до советских фольклористов дошел только в незначительных обрывках. Но у карельской деревни были и другие, бесконечно обширные темы для художественного использования в песне: семейный уклад, любовная лирика, рекрутчина, солдатчина; эти частушки до нас дошли, и по ним мы можем проследить сегодня целый ряд социальных моментов из быта старой Олонии. Для этих лирических частушек были найдены в свое время такие тонкие рисунки, такие нежные краски, что и сегодня, через много десятков лет, когда от хозяйства и быта старой России остались только печальные воспоминания, ни тщательно собираем и бережем эти лирические миниатюры, как ценное художественное наследство.

Финны, -к Балтийскому морю переселились еще до Рождества Христова, в XIII столетии были покорены шведами и под их влиянием переняли земледелие, лютеранскую веру, общественное устройство. Национальность свою финны не утратили и язык их сохранился в первобытной чистота до настоящего времени.

Карелы - Финское племя, ныне сильно обрусевшее. Главные источники существования карелов: земледелие, скотоводство и рыболовство; живут довольно зажиточно, говорят по русски.
Исповедание: Православное и частью лютеранское.

Реакционные круги Финляндии, спекулируя на национальных чувствах карельского народа, обещая всевозможные материальные блага, пытались склонить на свою сторону трудящихся Карелии и захватить ее. Они засылали в Карелию вооруженные банды, поднимали кулацкие мятежи против советской власти, агитировали среди карельского населения за присоединение к Финляндии, инсценировали карельские съезды, состоявшие из кулаков и их последователей.

Пытались также заигрывать с карельским народом и англичане, вторгшиеся летом 1918 года в Советскую Карелию. Они лицемерно пропагандировали свое «бескорыстие» и высокие «освободительные» цели похода. Англичане не гнушались никакими средствами для осуществления своих корыстных империалистических целей. Они использовали голод, переживаемый карельским населением в 1918-1919 гг., обещая доставку продовольствия и других товаров и всячески склоняя карельское крестьянство к переходу на свою сторону.

На восточном склоне Маасельги, на берегу Ладвозера, в районе Калевалы Карело-Финнской ССР, широко раскинулась деревня Ладвозеро, в которой жили знаменитые певцы карело-финских рун из рода Перттуненов.
Один из представителей этого рода Архип Иванович Перттунен родился, примерно, в 1754 году. Точная дата его рождения не установлена. Вырос он в бедняцкой карельской семье и, по его собственным словам, от отца воспринял исполняемые им руны, увековечившие его имя.

когда Новгород переживал крайне тяжелую внутреннюю междуусобицу (1132-1141 гг.) и соседние племена начали восставать, только «одни карелы... выступили в его интересах против других финских племен». Этот метко подмеченный факт опрокидывает огульное зачисление карел без каких-либо конкретных для этого данных в ряды так называемых «покорных данников».
Прав Д. В. Бубрих, называя карел «союзником и другом русского народа на Севере»- их, действительно, связывали общие интересы. Благополучие торговых операций Новгорода в значительной степени зависело от степени дружелюбия карел, занимавших территорию современного Карельского перешейка.

Земледелие, скотоводство, ткачество, гончарное и кузнечное ремесла- такова характеристика хозяйства на Ояти XI в. На наличие каких-то торговых взаимоотношений в известной степени указывают средне-азиатские диргемы, западно-германские пфенниги н английские пенни, находимые в курганах Ояти и в кладах на соседних реках.

В конце XVII в. старообрядцы, скрываясь от преследования правительства в глухих Обонежских лесах, организовали на реке Выге, в 40 км от Повенца, Выговское общежительство, просуществовавшее более 150 лет. Создав общежительство, выговцы развили в нем большую деятельность по переписке необходимых им книг Опираясь на традиции древнерусской письменности, выговцы вместе с тем выработали некоторые новые технические приемы, ускорявшие и облегчавшие переписку рукописей, внесли много нового в само оформление рукописной книги, как в области графики, так и в области ее орнаментирования.

На изготовку рукописи уходило много времени, несмотря на существовавшее в школе разделение труда между художницей, выполнявшей работы по написанию заставок, миниатюр и инициалов, и переписчицей текста. В день писали не больше десяти-одиннадцати листов текста на бумаге размером в четверку, а рукописи большего формата писались еще медленнее. Большие житийные сборники переписывались по нескольку месяцев и до полугода.

К началу XIX столетия общее число приписных крестьян Олонецких горных заводов составляло 20.167 ревизских душ. По вотчинному наставлению, утвержденному берг-коллегией 11 января 1799 года, начальство заводов имело над приписными крестьянами „власть хозяйственную, распорядительную и полицейскую” . Среди многочисленных озер, густых лесов и топких болот было разбросано 898 населенных пунктов, объединенных в 44 волости во главе с волостными старостами. Волостному старосте были подчинены сотские, десятские, сборщики податей и полесовщики (все вместе они составляли сельскую власть и полицию). По указу от 7 августа 1797 года волости должны были иметь население около 3 тыс- душ- Однако, учитывая бездорожье и малонаселенность Олонецкого края, здесь были созданы волости с населением от 150 до 1000 душ мужского пола, т. к.
оставлять сельское население „без особого там жившего надзора не могло иметь места".

Профессор Лаксман (Труды Имп. Вольно-экономич. о-ва, 1763 г.) так писал о почвах Олонецкой губернии: "Всю землю удобно можно разделить на 2 части, а именно: на сухую или плодородную, на мокрую и почти неудобрительную... Если взять в рассуждение находящиеся на сухой земле почвы, то состоят они по большей части из песчаного илу, наполненного круглыми, то большими, то маленькими камешками, которыми и поверхность усыпана. Прочие роды земли суть: ил, песок, содержащие в себе железные частицы глины, и разноцветная известковая жирная земля."
Академик Севергин в своем"Обозрении Российской Финляндии или минералогические и другие примечания, учиненные во время путешествия по оной в 1804 г.“, еще более кратко говорит о почвах: „Почва, в отношении к хлебопашеству, редко состоит из хорошего чернозема, а бывает либо глинистая, либо песчаная, либо болотная, либо, наконец, из голого камня состоящая".

Эта „Олонецкая черная почва с 7% гумуса", судя по густоте и росту произрастающей в этом месте ржи, должна считаться очень плодородной и, в известной мере, вознаграждает северянина за непроизводительность прочих почв севера. Таким образом, самые первые сведения об „Олонецком черноземе", развивающемся на шунгитах, и данные валовых анализов этой почвы мы находим в этой работе Ф. 10. Левинсона Лессинга, относящейся к последним годам прошлого столетия.

Обрядность, связанная с подготовкой жениха к браку, была относительно простой. Она сводилась главным образом к тому, чтобы символизировать брачный характер его взаимоотношений с невестой и тем самым способствовать их развитию. Ярче всего это видно в таких обычаях, как демонстративное целование и совместное катание с невестой по деревне. Надо сказать, что совместные предсвадебные катания брачащихся было принято устраивать у большей части карел

Подруги свежим березовым веником парили невесту. Часто веник украшали лептами или разными цветами, кое-где его называли «веник лемби» (lempivasta) При уходе из бани девушки забрасывали веник на крышу ее или, развязав, подбрасывали прутья вверх, чтобы «поднять свою лемби».

Монография посвяшена изучению свадебных причитаний - одного из наиболее характерных жанров для устного народного творчества Русского Севера. Причитания рассматриваются в обрядовом контексте:их место и роль в обрядовом действии, семантика мотивов и образов, восходящая к древним представлениям и культам, взаимосвязи с другими словесными и несловесными текстами свадебного обряда. Исследуются и основные общие мотивы и значения для произведении этого жанра у соседних финно-угорских народов.
Издание предназначено для фольклористов, этнографов, историков культуры, а также для всех интересующихся народными традициями.

Карелы-людики и карелы-ливвики составляют коренное население большей части южной Карелии. Карелы, говорящие на людиковском диалекте (lyydikot), занимают узкую полосу, которая тянется с севера на юг от дер. Шайдома на севере Кондопожского района через Спасскую Губу, Пряжу до самой южной точки республики - Лояницкого куста деревень (Михайловского сельсовета) Олонецкого района (Kuud"arvi). На запад от карел-людиков живут карелы, говорящие на ливвиковском диалекте (livvikot). Севернее карел-ливвиков и карел-людиков живут карелы, говорящие на собственно карельском диалекте (karjalaiset), а восточнее и отчасти южнее - вепсы.

в ряде случаев мы находим русские сказки, близкие к карельским версиям сюжетов, лишь у русских, проживающих на территории Карелии. Если у карел какая-либо версия широко распространена и национально своеобразна, а у русских подобная встречается лишь в Карелии в единичных записях и к тому же обнаруживает какие-то «слабые места» в логике развертывания сюжета, мы имеем основание говорить о влиянии карельской традиции на севернорусскую сказку. Но такие факты встречаются гораздо реже, чем факты обратного порядка.

В литературных источниках по истории Олонецких металлургических заводов почти полностью отсутствуют сведения о появлении и деятельности в крае первых частных чугуноплавильных и железоделательных заводов, за исключением скромных сведений о заводах Марселнса-Бутенанта, прекративших свое существование в начале XV1I1 столетия и не имевших органической связи с развитием местной металлургии.

По прошению приписных к заводам государственных крестьян Кижского погоста Карельской трети Фефила Терентьева и Ивана Антонова „...по силе присланного из Государственной Берг Коллегии Е. И. В. указу в прошлом 1730 году апреля 10 дня..." велено было „...им просителем близ домов их на Тивдей речки, на своей их тяглой земли на писке или на леп порогах, построить молотовую малую для кузла железа и укладу ис покупных выдуванных малых криц..." , „...которые покупать они будут Олонецкого уезду и в Лопских погостах у крестьян...“

Существовал Тивдийский завод 9 лет, до 1740 г. В 1736 г. завод бездействовал: производилась починка плотины и молота." В год заводом выпускалось около 200 пудов железа и уклада, на что расходовалось до 400 пудов криц. Так, например, в 1737 г. „...куплено в Лопских погостах у разных крестьян чугунных малых криц на ковку укладу числом 130 весом 330 пуд, которые крицы выдуваютца в малых домницах, и с того чугуну выковано укладу... 188 пуд 20 фунт..." .
За весь период действия заводом выковано железа и уклада „1842 пуда 31 фунт" . Это официальная цифра, показанная заводчиком для обложения „десятиной".

Заводские строения Повенецкого завода, по данным Рожкова (32), составляли: 4 доменных печи, кричные горна с 3 молотами, 4 малых молота для тяги железа на корабельные гвозди и мелкие поделки, проволочная о семи станках машина, якорная, кузница о 4-х горнах, находившиеся к моменту передачи в ветхом состоянии. Откупщику передавались вся руда и припасы: известь, уголь, брусенский камень (песчаник с острова „Брусно" на Онежском озере, употреблявшийся как горновой камень)

До пуска водяного завода разрешалось содержать построенные ими сыродутные печи „...и плавку чугуна и дело железа иметь..." и.... брать с них десятину и за пошлину с сего числа по обязательству его по двадцать рублев в год..."

По заверению заводчика, вохтозерское железо „на оружейное дело весьма годно", и ни на Сибирских казенных и „партикулярных" заводах, ни в иных местах такого железа не делалось.

Началом Вохтозерского завода надо считать сыродутную домницу крестьянина Сямозерской волости Степана Алексеева, построенную им в 1734 г. по разрешению и договору с надзирателем Кончезерского завода, Яковом Бланком, в урочище Ганч Болоте. Степан Алексеев обязывался поставлять Кончезерскому заводу крицы по 10 копеек с пуда. Количество поставки не указывается, но имеется указание, что Степаном Алексеевым продавались крицы и „...по полной цене разных чинов людем по октябрь месяц 1736 году..."

Организация первого фарфорового производства в России в середине XVIII столетия вызвала потребность в отечественных сырьевых материалах, необходимых для составления фарфоровой массы, для изготовления капселей, а также для сооружения некоторых заводских установок. Значительная доля работы по отысканию минерального сырья для изготовления фарфора была проведена на территории бывшей Олонецкой губернии, ныне Карело-Финской ССР. Здесь были найдены и получили применение в фарфоровом производстве такие главнейшие материалы, как кварц для фарфоровой массы, огнеупорная глина для производства капселей, а также кварцевые породы для изготовления мельничных жерновов. Несколько позже нашел применение в фарфоровом производстве полевой шпат, который также стал добываться в бывшей Олонецкой губернии.

Опыты Виноградова по составлению фарфоровых масс начались, по-видимому, в 1746 г., когда еще на „порцелиновой мануфактуре" в Петербурге находился Гунгер. Среди различных рукописных материалов, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов (Москва) и принадлежащих Виноградову, находятся его записи составов фарфоровых масс, над которыми он экспериментировал. В Центральном государственном архиве Карело-Финской ССР (Петрозаводск) хранятся документы, свидетельствующие о розыске, по заданиям Виноградова, сырьевых материалов на территории бывшей Олонецкой губернии, необходимых для организации фарфорового производства в Петербурге.

До Великой Октябрьской социалистической революции вепсов называли не вепсами, а чудью, чухарями. Это объясняется тем, что для русского населения многие инородцы, говорящие не по-русски, а на чужом для них языке, были «не своими», т. е. «чужими», отсюда и чудь, ч у х а р ь. Корень слов чудь, чухарь для нас ясен - это «не наш», чуж (ой), чуж (анин).2 Так русское население могло прозвать позднее X-XI вв. и древнюю летописную весь. И не эго ли является причиной «исчезновения» веси и появления чуди в районе Белого озера и в районе водной М!агистрали реки Свири?
Итак, в настоящее время вепсы живут небольшими разрозненными группами поселений.

Мы привели очень незначительный список топонимического материала на широкой полосе, заселенной теперь русским населением. Число таких названий можно было во много раз увеличить, если включить в него наименования урочищ, полей и пр. Но и приведенный выше список дает нам основание думать, что северные вепсы исторически соприкасались с южными вепсами и они-то и были тем местным населением на Свири, которое жило здесь до русской новгородской колонизации. Следовательно, племенные группы вепсов, ныне живущие раздельно к северу и югу от р. Свири, до IX-X вв. н. э., т. е. до заселения бассейна Свири русскими, составляли одно племя - вепсов. Это же подтверждается языковыми данными: тождеством языка вепсов, живущих ныне к югу и к северу от Свири.

Для определения типа исполнителя важно учитывать не только диапазон и приемы варьирования текста, но и материал для варьирования. Им бывает «эпический запас», присущий данной былине, общеэпический фонд, другие фольклорные жанры и их тексты. Традиционность былин сказителей также является типологическим определителем их творчества

Верховище- зд.: макушка головы, теменная часть («Да на головушке да у Добрынюшки/Было родимное знадебко на верховище»),
Взапреку - неприятно, досадно («Это слово королю да взапреку пришло»),
Взродаваться - возрадоваться.
Виловатая (береза)-извилистая, искривленная.
Владать - владеть, обладать....

Карельские крестьяне вынуждены были веками вести борьбу со скоплениями валунов, мешающих обработке полей под сельскохозяйственные культуры. Чтобы очистить от валунов небольшой пахотный участок, нередко приходилось затрачивать силы не одному поколению той или другой деревни. Кто ездил по Карелии, не мог не заметить среди полей груды собранных валунов и даже каменные заборы вокруг очищенной от них пашни. Иногда валуны служат серьезным препятствием при проведении дорог. Но есть и положительная сторона этого геологического фактора. На территориях, которые не имеют близко к поверхности коренных выходов каменных пород, например, гранита и песчаника, валуны, чаще всего сложенные крепкими породами, оказываются единственным материалом для фундаментов зданий, при прокладке шоссейных дорог и т. п.
Геологи выяснили происхождение валунов, пути и причины их перемещения и накопления.

На территории Карелии ведутся широкие археологические исследования -мест обитания древних карельских поселенцев. Стоянки первобытного человека относятся к каменному веку и эпохе раннего металла. Раскопки таких стоянок дали богатый вещественный материал. по которому мы можем судить о характере и культурном уровне доисторического населения Карелии.

Еще в 1860-х годах Л. А. Иностранцев нашел по соседству с Олонецкой равниной, на берегах Сясьского и Свирепого каналов, первое такое поселение с остатками каменных орудий, костей первобытного человека, современных ему животных и рыб. Находки А. А. Иностранцева, описанные им в специальной работе, глубоко заинтересовали ученый мир. В 1940 году у деревни Рышкола Олонецкого района, на территории Олонецкой равнины. были открыты новые, более северные стоянки каменного века с каменными топорами и стамесками из серого и черного плотного глинистого сланца и глиняными изделиями.

Плачи, известные в Греции под названием мирологов («печально-словия» в переводе Н. И. Гнедича), Раевский предложил называть «воплями» (от глагола «вопить»), как обычно говорит простой народ.

Плачи или причитания относятся к обрядовой поэзии. Похоронный обряд существовал с незапамятных времен, В глубочайшую древность человек искренне верил, что умерший приобретает особую силу воздействия на окружающий мир, что мертвец обладает свойствами темной и враждебной стихии. В результате возникла потребность в специальных проводах на «тот свет», в прощаниях с умершими.

И.А. Федосова, Н.С. Богданова и А.М. Пашкова - крупнейшие вопленицы русского Севера. Их плачи вошли в науку и стали достоянием широких читательских масс.

Причитания - обрядовый жанр, известный почти всем народам мира. Однако большинству народов известны только похоронные причитания. Традиционный похоронный обряд предписывал не только определенные обрядовые действия, по и произнесение словесных текстов, в которых должно было выражаться как сожаление об умершем, так и отчаяние оставшихся в живых, (’читалось, что причитания имеют не только эмоциональное, но и магическое значение - они облегчают покойнику путь в иной мир и оберегают живых от дальнейшего воздействия злых сил. Они произносились в определенной обстановке, им передавалось то эмоциональное перенапряжение, которое владело горюющими, они как бы намагничивались чувствами скорбящих и производили необыкновенно сильное впечатление. Они не только выражали и концентрировали переживаемое, по и способствовали эмоциональной разрядке. Если согласно русской пословице «слезы помотают горю», то причитания способны «помочь» ему еще в большей мере - горюющая не только плачет, но и выговаривает свое горе, облегчая свою душу, делится своим горем с близкими людьми, осмысляет свою беду и тем самым готовится преодолеть ее.

Поэтическое наследие замечательной заонежской крестьянки Ирины Андреевны Федосовой - одно из высших достижений поэтического творчества русского крестьянства прошлого

"Ряженых в Карелии называли хухляки (huhl’akat, kuhl’akat, huuhel’nikat), У части людиков - smuutat (от рус. «смуты», «смутьяны»), а в западной части Калевальского р-на - kummat (от фин. и карел, kumma - «чудо»). Были еще и некоторые локальные термины, например, в Тунгуде особую группу ряженых составляли буколицые. Размалеванные и вымазанные сажей, с палками и поленьями они с шумом врывались в дома и устраивали потасовки. Буколицые нападали и на другие артели «мирных» ряженых, а если «завидят на улице парнишек, то натолкают им полные штаны снега» (2581/1, д. Тунгуда).

Термины хухляк, хухлик, хухоль, хухолъник и другие им подобные, употребляемые в Карелии и Архангельской обл., О. А. Черепанова считает финно-угорскими по происхождению.3 Термин huuhel’nikka, huhl’akka, возможно, связан с основой huu- (hu-), которая, в свою очередь, есть звукоподражание дыханию (ср.: дух). Ю. X. Тойвонен в «Этимологическом словаре финского языка» объединяет huu- с понятиями «душа умершего», «человеческая душа», находя ему соответствия в других языковых системах.3 В словаре В. И. Даля приведен глагол хухлякать - «плакать, кричать по покойнику». С терминами hurri и hurrikas (восходящими к вышеприведенному huu-), обозначающими тех или иных действую-щих лиц в свадебном ритуале и обряде инициации, в карельской и финской традиции связаны элементы ряжения и иносказания («волк», «бык», «медведь» и т. д.), имеющие, по-видимому, целью скрыть собственную сущность в момент отсутствия покровительства личных духов (переходный период), одновременно маркируя таким образом свою ущербность и через данную атрибутику пытаясь получить покровительство духов нового социального статуса. Такие термины, как, например, хухор - "мельник" (заонеж.) также, вероятно, связаны с вышеприведенной мифологической основой уже в силу специфики профессии, которой вменялась связь с нечистой силой (см. ниже). Возможна связь основы hu(u)- и карельского huhuta - "кричать" (ср.: хухлякать - «кричать по покойнику»). Здесь особо интересны такие значения глагола, как huhuta kaskelle - букв, «кричать пожоге», что означает вызывать, заклинать ветер (ср.: рус. "кликание"), huhuta pirulle - "вызывать черта или лешего" и т. д. У украинцев и западных славян «гукать» означает «выкликать русалок».

Для обозначения ряженых в вывернутых шубах, с волосами из пакли, такими же усами и бородой в тверских карельских деревнях существовал термин čuudot - чуды.7 Известен он и в Карелии (2936/2, д. Кимовары), глагол čuudittaa, т. e. "чудиться" («на святках все что-нибудь чудится») общеупотребителен. Чуды известны веп¬сам и коми и, возможно, имеют в своей основе этноним "чудь, чуды", обозначающий некогда живший здесь полулегендарный народ, упоминание о котором можно встретить только в преданиях. В частности, термин чудилко - "маскированный" - был широко распространен на Вытегорщине. Стоит упомянуть еще об одном термине из Сямозера - kruhl"atta, так здесь называли ряженых. В своем прямом значении слово употребляется для обозначения большой по объему ноши, копны. «Была как хорошая копна, эдакая большая крухлятта» (Суоярви, д. Корписелькя).

Ряженые в Карелии начинали обходы дворов сразу после Рождества. Обходы длились до Крещения, когда кто-то из ряженых мог выкупаться в иордани, снимая грехи. "

Заонежский полуостров, находящийся в северной части Онежского озера, приобрел мировую известность благодаря уникальным памятникам деревянного зодчества. Кижский ансамбль - воплощение поистине высокой культуры его создателей. Умелыми руками заонежских мастеров-художников соЗДавались просторные добротные жилища, украшенные деревянным кружевом, изготовлялась прочная и изящная резная мебель, строились быстроходные красавицы лодки-кижанки. Высокого расцвета достигли в Заонежье декоративно-прикладное искусство и ремесла.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вепсские заветные праздники конца XIX - начала XX в., посвященные охране скота. Они вызывают интерес, поскольку представляют собой своего рода спрессованное выражение напластований прошлых эпох, связаны с судьбой прежних систем ценностей, историей идей, структурными и функциональными преобразованиями исследуемого этноса. В конце XIX - начале XX в. вепсские заветные праздники - zavetan praznikad - включали в себя не только церковные ритуалы (крестные ходы, «поднятия» икон, молебны), но и многие элементы древнего народного происхождения, которые сохранились в праздничной терминологии, в предметной, половозрастной, акциональной символике обрядов, в местах и во времени проведения празднеств; они по-разному сочетались в вепсских этнолокальных группах.


В относительно недавнее время, на рубеже XIX-XX вв., характерным и значительным явлением карельского народного календаря были общественные (в основе своей, по-видимому, родовые или фратриальные) праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в пери-од летнего календарного цикла, в основном в июле-августе.
Кратких упоминаний о жертвоприношениях из разных районов Карелии в литературе и полевых материалах достаточно много. Данная статья представляет неизвестный для русского читателя материал о жертвоприношениях, составленный из нескольких наиболее полных и характерных описаний обряда.

Сначала соломенные шляпы продавались местным крестьянам по баснословно дешевой цене , 3 - 5 коп. за штуку, и частью вывозились по воскресеньям на базар в г. Олонец, находящийся в 12 верстах от места производства, но сбыт там встречали самый ничтожный. Выгоднее соломенные шляпы продавали в Свирском монастыре, на Троицкой ярмарке, а затем, началась отправка их и в Петербург.

В Карелии и Архангельской области до сих пор говорят: «шить лодку», вместо «строить лодку» или «делать лодку», хотя теперь имеется в виду именно постройка лодки на гвоздях. При этом только пожилые люди помнят, что глагол «шить» когда-то имел прямой смысл. По их словам, последние шитые лодки существовали «до войны», затем мастера перешли на гвозди, и со сменой поколений технология была полностью утеряна. Конструкция же, форма и основные приемы постройки оставались прежними, благодаря этому для реконструкции требовалось сделать только один шаг, обратный переход с гвоздей на шитье корнями. Опыт постройки традиционных лодок на гвоздях имелся основательный: на Водлозере я много лет строил такие лодки на заказ, они до сих пор используются для рыбной ловли и хозяйственных целей. Методику шитья помогла восстановить находка фрагментов лодочных досок с сохранившимися отверстиями, желобками и остатками стежков. Эти доски уцелели благодаря тому, что были вторично использованы в старом деревенском доме как настил на чердаке; их возраст, вероятно, не столь велик - 70–100 лет, материал - сосна, изготовлены при помощи ручной продольной пилы. Кроме того, удалось собрать много устных свидетельств пожилых людей, большинство из которых помнили шитые лодки по 1930–1940 гг.

Территория Карелии начала заселяться в послеледниковое время — в 7-6 тыс. до н. э. Основными занятиями древнейших жителей являлись охота и рыболовство. В 1 тыс. до н.э. было освоено производство железа, появились зачатки земледелия и животноводства. Этнический состав населения известен с конца 1 тыс. н.э. К этому времени на территории края проживали племена финно-угорской группы: на Карельском перешейке и в Северном Приладожье — карелы, между Ладожским и Онежским озером — вепсы, и далее на север — саами (лопь). В начале 2 тыс. н.э. часть карелов продвинулась к берегам Ботнического залива и Белого моря. Одновременно в северное и восточное Обонежье и на побережье Белого моря проникло славянское население, содействовавшее развитию земледелия, солеварения и морских промыслов.

С возникновением в 9 в. Древнерусского государства — Киевской Руси территория Карелии вошла в сферу его влияния. В 12 в. Карелия стала частью Новгородской феодальной республики, причем до 70-х гг. 13 в. сохраняла автономию. Племенным, а затем (с 12-13 в.) административным центром Карелии был г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.). В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Православие приняли также вепсы.
Вместе с новгородцами жители Карелии активно участвовали в борьбе против крестоносной агрессии немецких и шведских феодалов на берегах Балтики. В конце 13 в. шведы захватили часть западно-карельских земель, где основали крепость Выборг (1293 г.). Однако их дальнейшее продвижение было остановлено решительным сопротивлением русских и карел. По Ореховецкому договору 1323 г. основная часть Карелии, вместе с г. Корелой, где в 1310 г. новгородцы построили крепость, сохранилась за Новгородской республикой.
В новгородский период (12-15 вв.) в крае произошел переход от племенных отношений к феодальным, а также в основном завершился процесс формирования карельской народности, в состав которой вошла и часть вепсов, жившая на Олонецком перешейке.
В 1478 г. Карелия вместе с другими землями Великого Новгорода была присоединена к Русскому государству. Существовавшие здесь земельные владения новгородских бояр подверглись конфискации в пользу казны, в результате чего почти все крестьяне края стали черносошными (с 18 в. — государственными). Небольшая часть крестьян оказалась в крепостной зависимости от монастырей.

В конце 16 — начале 17 вв. вновь усиливается на восток. В 1610-1611 гг. русские и карелы героически обороняли г. Корелу от шведских войск, которым удалось овладеть городом лишь после 6-месячной осады. По Столбовскому договору 1617 г. Россия была вынуждена оставить за Швецией Карельский перешеек, что привело к массовому переселению карел на территорию Русского государства. Переселенцы селились как в пограничных, так и в центральных районах России. Наибольшее их число (25-30 тыс.) осело на территории Тверского края, в результате чего сформировалась этническая группа тверских карел.
С потерей Карельского перешейка административным и торговым центром Карелии стал построенный в 1649 г. город-крепость Олонец. В 17 в. в крае значительное развитие получили крестьянские железоделательные промыслы, продукция которых вывозилась на Тихвинскую ярмарку. Возросло значение Шунгской ярмарки в Заонежье, через которую осуществлялась связь между Карельским Поморьем и Южной Карелией.
При Петре 1 на территории Карелии была построена группа Олонецких горных заводов (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), сыгравшая во время Северной войны 1700-1721 гг. важную роль в обеспечении русской армии и флота пушками, ружьями и другим снаряжением. Петровский завод (1703) дал жизнь одноименной слободе, выросшей в дальнейшем в г. Петрозаводск. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Карельский перешеек возвратился в состав России.

В административном отношении значительная часть Карелии в 18 в. входила в Петербургскую, затем в Новгородскую губернии, а с 1784 г. — во вновь образованную Олонецкую губернию с центром в г. Петрозаводске. Остальная территория находилась в составе Выборгской и Архангельской губерний.
Со второй половины 18 в. в крае развиваются капиталистические отношения. Возникают частные вододействующие лесопильни, получает распространение отходничество, расширяется внутрикраевая и внекраевая торговля. После отмены крепостного права (1861) усилились лесозаготовки, появились лесопильные заводы с паровыми двигателями. Возросло количество промышленных и сезонных рабочих. Край становится важным поставщиком древесного сырья и пиломатериалов на россиийские рынки (особенно в Петербург) и на экспорт. В 60-70-х гг. 19 в на Онежском озере и Белом море началось пароходное сообщение. Но в целом к началу ХХ в. хозяйство Карелии в значительной мере сохраняло традиционный аграрно-промысловый облик. На 215 тыс. населения (по переписи 1897) индустриальных рабочих насчитывалось всего около 3 тыс. человек. В 1914-1916 гг. через территорию Карелии прошла Мурманская железная дорога, способствовавшая укреплению экономических и культурных связей края с Петроградом и другими городами страны.
Советская власть в Карелии установилась в ноябре 1917 — апреле 1918 гг. С весны 1918 г. территория края стала ареной боевых действий между частями Красной Армии и войсками белогвардейцев и интервентов. К лету 1919 г. белогвардейцы и интервенты стран Антаны заняли Карельское Поморье и северное побережье Онежского озера. а белофинские отряды — западные приграничные районы Карелии. Однако в результате боев под Петрозаводском, Видлицей и Лижмой летом-осенью 1919 г. красноармейские части перехватили инициативу и в ходе наступления в феврале-марте 1920 г. нанесли окончательное поражение противнику.

8 июня 1920 г. ВЦИК принял декрет об образовании из населенных карелами местностей Архангельской и Олонецкой губерний автономной области — Карельской трудовой коммуны (КТК). В феврале 1921 г. состоялся 1-й Всекарельский съезд Советов. 26 апреля СНК РСФСР принял постановление об основных направлениях хозяйственного развития КТК и об оказании ей помощи. Карелии предоставлялась широкая финансово-экономическая самостоятельность. Однако начавшийся переход к хозяйственному строительству был прерван в октябре 1921 г. крестьянским восстанием в северо-западных волостях края, вспыхнувшим на почве нехватки хлеба и недовольства массовыми трудмобилизациями. Совместно с повстанцами действовали вторгшиеся из-за границы финские вооруженные отряды. В феврале 1922 г. выступление ликвидировано силами Красной Армии.
25 июля 1923 г. Карельская Трудовая Коммуна постановлением ВЦИК была преобразована в Карельскую АССР. Процесс восстановления хозяйства края в основном завершился к 1925 г. В ходе индустриализации, развернувшейся в конце 1920-х — 1930-е гг. в Карелии выросли лесозаготовки, реконструировались лесопильные заводы. Появились новые отрасли промышленности: целлюлозно-бумажная, мебельная, горнодобывающая, энергетическая. В Кондопоге (1929) и Сегеже (1938) были сооружены целлюлозно-бумажные комбинаты. Коренную реконструкцию претерпел Онежский (бывш. Александровский) завод, который стал специализироваться на выпуске машин для лесной промышленности. К концу 1930-х гг. Карелия, составляя 0,2% населения СССР давала 5% лесопродукции (15% лесоэкспорта), 5% бумаги 25% лыж, 80% добычи шпата и кварца, 30% гранита. Однако успехи в развитии промышленности были достигнуты в основном на пути экстенсивного вовлечения в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов и остаточного финансирования социальной инфраструктуры. Значительную роль играл "лагерный сектор экономики". В крае возникли одни из первых в стране лагерей — СЛОН, Белбалтлаг, Сороклаг. Руками заключенных были построены Беломорско-Балтийский канал, Сегежский ЦБК, Пиндушская судоверфь и др. объекты. К 1940 г. Белбалтлаг давал более 50% заготовляемого в КАССР леса. Крутым переломом в жизни крестьянства края стала насильственная коллективизация, осуществленная в 1929-1933 гг. и приведшая к спаду сельскохозяйственного производства.

Невосполнимый урон республике нанесли массовые репрессии 1930-х, от которых безвинно пострадали тысячи людей, в том числе высококвалифицированые специалисты народного хозяйства, деятели культуры, руководящие партийные и хозяйственные работники (Председатель СНК Э.А.Гюллинг, первый секретарь ОК ВКП(б) Г.С.Ровио и др.)
После советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Карельская АССР была преобразована 31 марта 1940 г. в Карело-Финскую ССР. Статус союзной республики сохранялся до 1956 г., когда Карелия вновь стала автономной республикой в составе РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 большая часть территории Карелии была оккупирована финскими и немецко-фашистскими войсками. Свыше 100 тыс. жителей Карелии сражалось в рядах Советской Армии и партизанских отрядах. 21 июня 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление и 28 июня освободили Петрозаводск. В конце июля советские войска вышли к государственной границе СССР с Финляндией. За героизм на фронте и самоотверженный труд в тылу тысячи уроженцев Карелии удостоены правительственных наград, 26 чел. присвоено звание Героя Советского Союза. Война нанесла большой ущерб народному хозяйству и культуре Карелии. Было разрушено около 200 предприятий, школы, клубы. К 1950 г. народное хозяйство края было восстановлено, достигнув по основным показателям довоенного уровня. Поставки древесины из Карелии сыграли важную роль в восстановлении разрушенных городов и сел Европейской части страны. Дальнейшее наращивание объемов лесозаготовок в крае продолжалось до середины 1960-х гг., когда был взят курс на постепенное их сокращение и преимущественноее развитие других отраслей, имевших общесоюзное значение — целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, машиностроения и металлобработки. Были введены в строй завод "Петрозаводскбуммаш" Петрозаводский радиозавод, Костомукшский ГОК сооруженный в сотрудничестве с фирмами Финляндии.

В 1970-80-х гг. для Карелии, как и страны в целом, было характерно постепенное снижение темпов социально-экономического роста, и усиления кризисных явлений, вызванных исчерпанием экстенсивных источников развития и возможностей административно-командной системы управления.
9 августа 1990 г., в условиях нараставшего системного кризиса в СССР, Верховный Совет Карелии принял декларацию о государственном суверенитете Карельской АССР, 13 ноября 1991 г. Карельская АССР была переименована в Республику Карелия. После распада СССР, 31 марта 1992 г. Республика Карелия подписала Федеративный договор, в качестве полноправного субъекта независимой Российской Федерации, вставшей на путь развития рыночной экономики и демократических реформ. В ноябре 1992 г. состоялся первый национальный конгресс карелов, финнов и вепсов республики, выдвинувший актуальные вопросы национально-культурного развития финно-угорских народов Карелии. В 1991 и 1994 гг. в действующую с 1978 г. Конституцию Республики Карелия были внесены значительные изменения,соответствующие новым условиям общественного развития.
Карелия издавна славится высоким уровнем народной художественной культуры. Всемирным признанием пользуются самобытные иконы древних мастеров края и уникальные памятники деревянного зодчества — Кижский ансамбль (1714-1874), Кондопожская Успенская церковь (1774), Кемский Успенский собор (1711-1717) и др. В 1830-х финским фольклористои.Леннротоом в Северной Карелии были записаны карельские эпические руны, положенные им в снову знаменитого эпоса " ". В 1860-х гг. П.Н. Рыбников открыл в Прионежьье живое бытование русского былинного эпоса. В дальнейшем исследователями в крае были записаны сотни роизведений карельского и русского фольклора. Широкую известность приобрели такие выдающиеся мастера народной поэзии — рунопевцы и сказители как А.и М.Перттунены, В.Киевеляйнен. А.Лехтонен, М.И.Михеева, Т.Г. и И.Т.Рябиниины, И.А.Федосова, .П.Щеголенок. Ф.А. Конашков и др.

В ходе культурных преобразований советского времени в Карелии сформировалась национальная интеллигенция, озникли и получили развитие наука, профессиональные литература и искусство. Общероссийское и международное признание олучили произведения композиторов Г.-Р.Н.Синисало и К.Раутио, художника С.Х. Юнтунена, скульптора Л.Ф.Ланкинена, писателей А.Тимоннена, Я.Ругоева, О.Степанова, Д.Гусарова, Н.Лайне, Т.Сумманена, Т.Гуттари.

Статьи на тему:


  • Новые фотографии в разделе «Вокруг света» Альбом: Обои: Вокруг света. Кольский полуостров Смотерть фотографии в Галерее-Нечто...

  • Прямые наследники аркаимцев стали прародителями множества европейских народов: кельтов, германцев, балтов и венетов, считающихся предками славян. Именно последние, балты литовцы и славяне русские, со...

Наскальных рисунков в Карелии так много, что это даже не книга, а целый свод о жизни, труде и верованиях человека древних времен. Петроглифы располагаются в местах крупных стоянок, общеплеменных святилищ: на реке Выг, близ города Беломорска, и на восточном берегу Онежского озера, близ деревни Бесов Нос.

Скалы покрыты рисунками, изображающими сцены охоты и рыбной ловли, главное божество и духов – «хозяев» леса, рек и озер, птиц и рыб. Сложность и связность композиций, повторяемость некоторых изображений позволяют предполагать, что в наскальных рисунках воспроизводятся мифологические рассказы, нередко близкие по тематике эпизодам карело-финского эпоса «Калевала».

Отдельные мотивы и образы древней мифологии перейдут в христианское мифотворчество. Так, известные в петроглифах изображения мертвецов, плывущих в загробное царство, заставят вспомнить не только погребальные обычаи курганных захоронений в ладье, но встретятся и в живописи Карелии XVII века – в композиции «Спор жизни и смерти», в «Страшном суде» и т.п. Наскальные рисунки отмечены выразительностью ритма и силуэта. Скульптором незаурядного таланта выполнена голова лося из Оленеостровского могильника – родового кладбища близ Кижей. Лось горбоносый, с выпяченной нижней губой, голова и грива тонко стилизованы.

Памятники материальной культуры и искусства первого тысячелетия нашей эры представлены в основном инвентарем курганных погребений. Относительно небольшое количество памятников этой эпохи восполняется «Калевалой» – этой универсальной энциклопедией жизни Карелии первобытно-общинного строя, книги столь же поэтической, сколь и мудрой.

Ко времени образования древнерусского государства в IX-X веках, карта этнического населения современной Карелии представляется следующим образом. Северная часть занята оленеводческими племенами саамов и лопи, следы их обитания остались в позднейшем наименовании погостов в этой части – «Лопских». Олонецкий перешеек между Ладожским и Онежским озерами занимало племя «веси» (вепсов). Северо-западное Приладожье населяли карелы, летописи упоминают «Корелу» в 40-х годах XII века, уже в составе новгородского государства.

Русские люди, в X столетии заселявшие Приладожье, в XI веке поднимаются по реке Свири и Онежскому озеру в Заволочье. В XI веке новгородцы предпринимают походы на Печору к Югре (1096) и в первой половине ХII века овладевают большей частью современной Карелии, вплоть до берегов Белого моря, как это видно из грамоты новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года. Освоение края наиболее активно протекает в XIV-XV веках, по количеству владений первое место занимают Дом Св. Софии, Юрьев и Хутынский монастыри, боярские семьи Овиновых, Исаковых-Борецких, Есиповых.

Для XIV столетия, бедного письменными свидетельствами, значение важного исторического источника приобретают произведения иконописи. Значительное количество икон XIV века в Карелии говорит о том, что в то время в Прионежье сооружалось много церквей. Художественная культура Карелии теснейшим образом связана с Новгородом.

«Крестьянским, – отмечает академик С. Ф. Платонов, – русский Север стал позднее вследствие некоторых социальных перемен, и те ученые, которые принимают демократический строй северной жизни за первоначальную ее фазу, впадают в ошибку... Новгород, Псков, Старая Русса... стянули к себе все нити экономической жизни своего государства, а вместе с ними и административно-политическое руководство всем новгородским обществом... Таким образом, в новгородском обществе произошла чрезвычайная централизация общественных сил и «Господин Великий Новгород» был на самом деле «господином» над своей громадной, но пустынной территорией».

Карелия в новгородский период истории была не колонией, а территорией самого новгородского государства, – к такому выводу приходят историки.

Новгород приносил в крестьянский быт Карелии новые, более высокие способы производства, грамотность и культуру города. Позднее, с покорением Новгорода Москвой и утратой его самостоятельности, новгородский протекторат над Прионежьем сменяется московским.

«Несмотря на отдаленность Обонежских погостов от центра, они переживают ту же судьбу и подчиняются тем же законам развития, что и вся территория Московского государства в XV-XVI веках», – отмечает один из исследователей Севера И. Л. Перельман.

Боярские земли были отписаны на великого князя или переданы крупным монастырям. Переход от системы натуральной повинности к денежному оброку способствовал более быстрому развитию производительных сил, освоению промыслов, расширению торговых связей. Писцовые книги XVI века называют ремесленников разных специальностей: кузнецов, сапожников, серебряников, иконников, кожевенников. В Поморье добывают соль, слюду, жемчуг. Повсеместно развито было плотницкое дело и металлургия, как крестьянский промысел; новгородский митрополит получал оброк с Олонецкого уезда топорами.

Административные функции по управлению Обонежской пятиной, куда вошло Прионежье, часть Приладожья и Беломорья, по-прежнему оставались за Новгородом.

Писцовые книги перечисляют в Обонежье много церквей, в них иконы, церковную утварь и книги. Карелы, не имея собственной письменности, через письменность русскую приобщались к общеевропейской книжности. Издавна освоившие искусство металлургии, карелы восприняли строительный опыт новгородцев, о чем свидетельствуют не только архитектурные памятники, но и русские названия отдельных частей построек, посуды и т.п.

Роль Севера в экономике России возрастает с открытием Северного морского пути в 1553 году, через Белое море в страны Западной Европы.

Одновременно учащаются военные набеги шведов и англичан. Соловецкий монастырь, крупнейший землевладелец Севера, приобретает значение мощной военной крепости.

В годы польско-шведской интервенции карелы и русские совместно боролись против общего врага. В одном из залов музея – портрет-реконструкция мужественного руководителя партизанского отряда карел, прославленного героя Рокаччу.

После Столбовского мира (1617) старая территория Корелы в западном и северном Приладожье во главе с городом Корелой (Кексгольм, Приозерск) отошла к Швеции, у карел не осталось и пяди своей прежней территории.

«Это был час великого испытания союза и дружбы Корелы с Россией, – пишет Д. В. Бубрих, – Корела героически выдержала это великое испытание. Она начала свое... «великое переселение». Она спасла свою освященную историей связь с Россией, свою «русскую закваску», которую так ненавидели шведы, свои русские имена, свой русский быт, свою русскую культуру. Имущество, кроме самого необходимого, бросалось на месте на разграбление».

«После прощания с родными могилами люди уезжали на новую жизнь, жизнь бок о бок с уже родным русским народом. Московская власть придала переселению организованные формы, переселенцам отводили земли. Тысячи и десятки тысяч людей стали двигаться по дорогам, ведшим на юго-восток, по рекам и озерам, ведшим на северо-восток. Заскрипели колеса бесчисленных телег, уключины бесчисленных лодок. Повторялось то, что Европа... после великого переселения народов уже успела позабыть».

После Смутного времени жизнь в Карелии постепенно налаживалась, и в XVII веке заметно оживление в разных областях промыслов. Строятся крупные церкви, из сохранившихся замечательны церковь в Челмужах (1605), церковь Флора и Лавра в Мегреге близ Олонца (1613), Петропавловская церковь на Лычном острове близ Кондопоги (1620). В 1639 году возобновлена церковь в Вирме. Строительство церквей и часовен послужило толчком к развитию местных иконописных мастерских.

В середине ХVII века возводятся оборонительные укрепления в Олонце, в Кеми, Сумах и т.д.

Наступление крупных феодалов на государевы черные земли, приписка к заводам сел и деревень, с насильственным переселением семей, работа по двенадцать-тринадцать часов в день, вызвали в Карелии волну антифеодального движения. Оно принимало характер открытых возмущений, как Кижское восстание 1695-1696 годов. Скрытой, но упорной формой борьбы являлось распространение раскола по всей Карелии. Проповедники «старой веры» называли представителей духовных и гражданских властей слугами антихриста, призывали к неповиновению им. Волна самосожжений – «гарей» – в знак протеста против преследования староверов прокатилась по всему Северу, свободолюбивое крестьянство Карелии предпочитало смерть кабале и холопству. Позднее, при Петре I, отличавшемся относительной веротерпимостью, старообрядчество выдвинуло из своей среды крупных организаторов и ценою откупов сохранило право открытого отправления культа. Центром раскола стал Данилов монастырь на реке Выг.

В годы Северной войны Олонецкий уезд переходит в ведение Адмиралтейства (1712). На реке Свири создается Лодейнопольская судостроительная верфь. Гениальность Петра сказалась в правильной оценке материальных ресурсов Севера и еще более – трудолюбия и ценнейших профессиональных навыков северного крестьянства, благодаря чему в грандиозном скачке, совершенном Россией за четверть века, Карелии принадлежит весьма значительный вклад. Всенародный подъем, всколыхнувший Север, немало способствовал успешному завершению важнейшей государственной кампании. На гребне «взлета духа народного» создаются уникальные памятники зодчества – церковь Преображения в Кижах (1714), Успенский собор в Кеми (1714) и многие другие.

В последующие столетия царское правительство не сумело использовать творческую инициативу народа. Относясь с опаской к свободолюбивому крестьянству Севера, оно превратило Олонию в «подстоличную Сибирь». Крестьяне уходят на отхожие промыслы в Петербург, Москву, Новгород, Ригу.
Местные традиции художественного творчества доживают до наших дней в превосходных архитектурных постройках, в былинном эпосе, в творчестве рунопевцев, в произведениях народного прикладного искусства, хорошо представленных в залах и фондах музея.

В давние времена – около 17 тысячелетия до нашей эры – территория современной северной республики была надежно скрыта под толстым слоем льда. К 13 тысячелетию в ходе постепенного потепления климата, от ледяного плена освободилась юго-восточная часть республики, а значительно позже – спустя ещё 4 тысячелетия – и вся остальная.

Ледник, сходя, не только разрушал, но и создавал. Он формировал современный рельеф, создавал сеть рек и озер, обогащал почву. Его талые воды затапливали территорию, оставаясь в низинах, а на возвышенности принося мхи, лишайники и злаки. После того, как природа «занялась», стали появляться и деревья – сосны, березы и ели. Начали появляться болота.

Развитие растительности привлекло на территорию северного края животных – поначалу фауна состояла только из оленей, но постепенно она наполнилась всеми теми видами животных, что обитают в этой части России и сегодня.

Обилие животных и растений начало привлекать первых людей и уже к седьмому тысячелетию до нашей эры бродячие охотники и рыболовы стали не только приходить на эти территории, но и основывать здесь поселения.

Стада оленей привлекали людей с юго-востока, где сегодня раскинулось современное Приуралье. За животными шли охотники, представители монголоидной расы. От Волги, с южной и юго-западной частей также шли охотники, только принадлежали они уже к европеоидной расе.

Передвигались первые люди по берегам рек, основывая на них свои стоянки.

Согласно историческим сведениям, эти люди уже могли обращаться с огнем, были способны изготовить орудия для труда и охоты, имели примитивные навыки строительства.

Первые стоянки обнаружились исследователями на побережье Онеги – располагались они или на небольших островках, идущих вдоль берега, или же на полуостровах и узких мысах. Самые ранние из них были найдены на восточном побережье, вблизи реки Водла.

На территории каждой из стоянок имелось по несколько жилищ, которые напоминали землянки, поскольку оказались несколько углублены в землю. Каждое из жилищ имело или округлую, или прямоугольную форму, а занимало площадь до 30 квадратных метров. В центре каждого из жилищ был очаг или же кострище для него.

По мнению историков, в каждом поселении находилось до 30 человек, а одно жилище было предусмотрено только для одной семьи.

Территория современной Карелии для первых людей была крайне привлекательна, поскольку на ней имелись и леса, и водоемы, что позволяло заниматься сразу и охотой, и рыболовством. Леса, к тому же, позволяли заниматься еще и собирательством, поскольку, как и сегодня, были богаты на ягоды, грибы и коренья.

Основным материалом для создания орудий труда и охоты был камень, которого ледник за собой оставил очень много. Из твердых каменных пород первые поселенцы делали наконечники для стрел и копий.


В помощь камню шли еще и кости, и дерево. Сочетая материалы между собой, первые люди создавали мотыги, топоры, ножи, грузила для рыбалки и крючки.

Как показывают археологические раскопки, к тому времени первые поселенцы уже умели создавать и такие орудия как лодки, сани и лыжи.

Умели они изготавливать и такое приспособление для рыбалки, как сети – самая древняя из них, возраст которой был установлен учеными в более чем девять тысяч лет – была найдена на Оленеостровском могильнике и имела параметры по 30 и 1,5 метра в длину и высоту соответственно.

Оленеостровский могильник и вовсе считается среди археологов кладезью информации о древних временах в истории Карельской республики. Раскопав его недалеко от знаменитого острова Кижи, ученые получили исчерпывающее количество знаний о первых поселенцах.

Располагался Оленеостровский могильник на острове под названием Южный Олений, а его открытие произошло совершенно случайно – в 30-ых годах прошлого века на этих территориях велась добыча известняка. К слову, именно известняк позволил древним могилам сохраниться и дойти до наших времен, поскольку выступил в роли своеобразного консервирующего средства.

Так, могильник состоял из порядка пятисот захоронений, которые располагались практически на поверхности – максимальная их глубина составила 60 сантиметров. Останки, обнаруженные в могилах, позволили ученым воссоздать облик погребенных. Сведения о том, что это были высокие мужчины с широкими лицами, позволили сказать, что на месте захоронения на Южном Оленьем острове покоились северные европеоиды.

Как и все представители древних племен, первые поселенцы имели свои ритуалы захоронений – они осыпали усопших охрой, которая отличалась ярким красным цветом с оранжевым отливом. По мнению ученых, для первых людей эти цвета были символом огня и крови.

В могилу укладывали и вещи, которыми он пользовался – от игл для вязания сетей до каменных и костяных стрел.

Так же, как, к примеру, в Древнем Египте, соплеменники украшали тело покойного и наряжали в традиционные костюмы. Одежда изготавливалась из кожи животных, а её части сшивались между собой костяными иглами. Вместо ниток у первых людей были сухожилия животных или же туго сплетенные травы. Состоял костюм из обуви, штанов и куртки с капюшоном, которые тщательно оберегали своего хозяина от дождя и сильного ветра.

Одежду украшали медвежьими клыками, лосиными зубами и другими останками животных. Некоторые костюмы отделывались еще и каменными подвесками.

Развитие в ту эпоху дало очередное потепление климата, которое наступило к середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Благодаря ему в лесах помимо сосен, елей и берез стали появляться еще и клен, липа и дуб. В тому времени сеть озер и рек уже сформировалась и налилась водой. Леса стали наполняться животными, так же, как и реки.

Древние люди стали заселять западные части современной республики, чуть позже переходя на северные. На смену землянкам пришли полноценные наземные жилища, одни из них были построенные из бревен и имели прямоугольную форму, а другие внешне напоминали чум. К тому времени человек смог одомашнить собаку и научился делать обожженную керамическую и глиняную посуду.

Согласно историческим сведениям, в конце четвёртого тысячелетия на территории современного Заонежья произошло землетрясение достаточно большой силы. Его результатом стало появление большого количества разломов в горных породах, которые обнажили залежи самородной меди. Из этого металла первые поселенцы пытались изготавливать проколки, ножи и кольца. Однако, по-прежнему основным материалом для изготовления орудий оставались камень и кости.

Время после землетрясения, когда в обиход помимо камня пришла еще и медь, сегодня называют медно-каменным веком.

На смену медно-каменного века пришел век бронзовый. Его начало было ознаменовано приходом на эти земли карельских поселенцев южных племен с побережий Волги. Их отличительным умением была способность работать с медью и оловом, получая из них сплав, называемый бронзой.

За недолгий срок племена, пришедшие с юга, рассредоточились по всей земле Карельской республики. Однако, они не создавали сплавы и орудия с их применением здесь – все они доставлялись с Верхней Волги.

Но и в этот период люди не забывали о камне, дереве и кости, которые по-прежнему оставались основным материалом для изготовления всех необходимых изделий. Однако, бронза позволила создать новые орудия – молоты и скребки.

К середине второго тысячелетия климат вновь изменился, на этот раз изменения были в сторону похолодания. Из-за этого увеличилось количество осадков, температура значительно снизилась. В этот период на земли, входящие в состав края, пришли племена с востока. Они умели работать с металлом, а также изготавливать глиняную посуду. Топоры и ножи из железа прочно вошли в обиход древних людей, всё же вытеснив деревянные, костяные и каменные изделия. Из железа стали делать и топоры.


Так наступил железный век . На этом этапе все еще остались некоторые изделия из бронзы, которые по-прежнему доставлялись с Верхней Волги.

И хотя сегодня всем известно, что Карелия – настоящая кладезь железной руды, залежи которой рассредоточены по всей территории республики, изделий из железа было у древних людей очень мало, а мест, где для них добывался материал, было обнаружено археологами всего чуть более полусотни.

Стоит отметить, что все эти места были сосредоточены на Сямозере, где сегодня находятся самые большие залежи этого полезного ископаемого.

Новая эра в карельской истории

К моменту наступления новой эры на Карельских землях уже сформировалось население, которое было представлено тремя народами – вепсами, карелами и саамами.

Саамские племена считаются самыми первыми из представленных трех. По мнению ученых, были сформированы они уже к 3 тысячелетию до нашей эры. Тогда они назывались еще и лопарями и допью. Занимали они те земли, часть из которых сегодня относится к Карелии, а другая часть – к Финляндии.

Сегодня об этих племенах память несут некоторые названия различных исторических объектов как в республике, так и в соседней стране. Так, в Финляндии есть городок под названием Лапенранта, что переводится как берег лопарей. А вот в России, в Карелии, есть поселок Лобское, который раньше именовался Лопское. Территориально он расположен недалеко от северного побережья Онежского озера.

Саамские племена в основном занимались такими видами деятельности как собирательство, рыбалка и охота. По этой причине лопари жили целыми родами, которые кочевали в зависимости от сезона. Так, летом они жили в южной части, а с наступлением зимы перебирались в северную.

Однако, продолжалось их кочевничество недолго – продвижение другого населения к северной части оттеснило туда и саамов.

Вепсы когда-то звались весями и занимали второе место после саамов по своему «старшинству». Родиной их считается побережье Белого озеро, что находится в юго-восточной части Онежского побережья. Этот народ не отличался склонностью к кочевническому образу жизни, а потому жил в организованных поселках.

Основными видами их деятельности было земледелие и разведение домашних животных. Помимо этого, представители этого племени умели обращаться с гончарным кругом, а потому изготавливали глиняную посуду.

Расположение на побережье Белого озера позволяло племенам весей попадать и в Балтийское море, и в Волгу. Такая связь водными путями позволяла развивать торговые отношения между предками современных вепсов и другими народами даже за пределами Карелии.

Торговля стала причиной, по которой предки вепсов решили заняться еще и охотой – на Балтийских и Волжских побережьях имелся большой спрос на мех и изделия из него, а потому веси пришлось начать охотиться на пушных зверей.

По этой же причине половина вепсского народа стала постепенно переселяться в северную сторону республики, поскольку именно там в большом количестве были представлены пушные породы.

Движение на север спровоцировало и последующее расселение данного племени – его представители сначала расселились вдоль реки Свири и по западному Онежскому побережью. Проникновение вепсского народа в Заонежье стало причиной их смешения с народом карелов, что породило новую группу под названием «карелы-дюдики».

Карелы считаются самым поздним племенем, возникшем на территории края. Первые упоминания о нем датируются уже 1143 годом и содержатся в Новгородской летописи. Археологические раскопки позволили определить северо-западное побережье Ладожского озера как родину этого народа.

Этот район в те времена отличался прекрасными условиями для разведения домашних животных и работ в земле . Однако, карелы занимались не только этим. Близость густых лесов, населенных дикими животными стала причиной распространения такого занятия, как охота. На распространение рыболовства повлияла близость одного из самых крупных озёр, которое, к тому же, и по сей день славится обилием в нем рыбы.

Ладожское озеро, к слову, было еще и отличным водным путем, который использовался торговцами и связывал карелов с Новгородом, а также поселенцами на берегах Финского залива и Балтийского моря.

Так, зерновые культуры, которые выращивали на своих землях карелы, отправлялись на продажу. Взамен народ получал пушнину, коней и воск.

Но и на этом занятия древних карел не заканчиваются. Так, они еще и добывали железо и занимались его обработкой. Как показали исследования археологов, этот народ умел добывать железную руду в озерах и болотах, а также выплавлять из нее железо.

Благодаря этому, и для своего пользования, и на продажу, карелы смогли изготавливать различные изделия из железа. Самым востребованным был железный топор, который превосходил каменные по своему качеству, долговечности и, что самое главное, удобству. К тому же, с его применением в разы возрастала и скорость работы – если небольшое дерево каменным топором приходилось рубить по полчаса, то железный справлялся с этой работой за несколько минут.

Изготавливали они и мотыги из железа, что позволяло быстро и качественно рыхлить почву. Из железа делались и наконечники для сохи. Также использование металла позволяло делать воинов племени самыми сильными, поскольку были они вооружены мечами и стрелами с железными наконечниками.

Строго говоря, с развитием племени работа с железом стала основным видом деятельности. Это отражено даже в народном фольклоре, где одним из главных героев был кузнечных дел мастер.

Поселениями карелов были городища. Представляли они собой укреплённые небольшие города, стоящие за высоким забором. Нередко помимо забора от нежеланных гостей городища защищали еще и рвы, наполненные водой, и даже каменные завалы. Сегодня известно о чуть более чем тридцати таких городищах, самые крупные из которых располагаются возле Сортавалы и Куркийоки.

Карелы сегодня считаются самым распространенным народом того периода, который к 12 веку заселил практически всю карельскую территорию.

Карелия и Новгород

К девятому веку к трем основным группам народов добавились еще и славяне, которые стали проникать на территорию со стороны Новгорода. Обусловлено это было тем, что торговцы из Новгорода активно взаимодействовали со странами Скандинавии, а также немцами.

Большой спрос у этих народов был на пушнину, а потому новгородцам приходилось искать места её наибольшего скопления. Обнаружены они были в северо-восточном направлении от столицы Руси. Постепенное проникновение древних славян образовало еще два коренных народа – поморы и заонежане.

А те новгородцы, что не желали менять своё место жительство, приходили на территорию Карелии с целью сбора дани – притом собирали они её пушниной . Это стало началом зависимости Новгорода от карельских народов. Спустя время помимо пушнины Новгороду потребовались еще и воины с северных территорий.

Для этого в 20-ых годах 13-ого века было принято решение крестить коренное население края, чтобы оно стало подчиняться архиепископу из Новгорода.

Спустя несколько лет Новгород добился своего, и карельские земли с населением стали подчиняться ему. У этого решения было немало противников. Они в конце 13-ого века пытались поднять восстания, которые успеха не возымели. После них часть народов была убита, а некоторые из них смогли бежать в другие страны – большинство осело в Швеции.

Карелия и Московское государство

К 16 веку было принято решение о присоединении северных земель к Московскому государству , и из Приладожских земель и территории перешейка был создан Карельский уезд.

Основу этого уезда составляли карелы, которые занимались возделыванием земель, выращиванием злаковых культур, а также разведением домашнего скота. Помимо этого, они продолжали свою работу с железом. Центральной частью уезда было принято решение создать город Карела, который состоял из более чем 430 дворов, что населяло порядка пяти тысяч человек.

Были созданы также и Заонежские погосты, которые после Карелы занимали второе место по количеству проживающих в них людей. Располагались они на северных и восточных берегах Онеги. Населяли их русские, карелы и вепсы. Занималось население разведением домашнего скота, возделыванием земель, рыбной ловлей и охотой.

Западные земли отошли под Лопские погосты. Занимали эти погосты земли между реками Суна и Кемь . Проживало во всех этих погостах достаточно мало человек, принадлежали все они либо к саамам, либо к карелам. Основой их промысла были рыбалка, охота и земледелие. Некоторые из представителей были заняты на работах с железом.

Спустя время было принято решение и беломорское побережье выделить в отдельную административную единицу – поморские волости. Занимали эти территории лопари, русские и карелы, притом население было представлено в малом количестве . Основой их деятельности было рыболовство и варка соли. Подчинялись они Соловецкому монастырю.

Как правило, всё население земель жило в деревнях, которые состояли из двух-трех дворов.

По словам В.О. Ключевского, "история России есть история страны, которая колонизируется". Карелия - регион, история которого позволяет привести яркие подтверждения этой цитате.

Особенностью истории края являлось его постоянное освоение и колонизация. В I тысячелетии нашей эры на территории края расселяются финно-угорские племена - весь, чудь, корела. Через край проходит знаменитый торговый путь «из варяг в греки», что приводит к многочисленным контактам финно-угорского населения со славянским и скандинавским миром. В X-XII веках территория Карелии становится сферой влияния Древнерусского государства, его северо-западным порубежьем.

Большая часть современной Карелии в средние века входила в состав Новгородской вечевой республики. Новгородцы, проникая в край, приносят с собой традиционные занятия, в числе которых прославившие Карелию деревянное зодчество и вышивка, былинный богатырский эпос и православную веру; первые монастыри в Карелии основаны выходцами из Новгородской земли. Однако вхождение в состав Великого Новгорода потребовало от местного населения исторического выбора: на господство в Северном Приладожье, Обонежье и Беломорье претендовала Швеция. Более половины тысячелетия - с XIII по начало XIX века - Швеция и Россия «скрещивают оружие» на Русском Севере; боевые действия ведутся либо в Карелии, либо в непосредственной близости от нее. Это становится причиной многочисленных миграций населения; наиболее известная и исторически значимая - миграция карел с земель, отошедших Швеции по условиям Столбовского мирного договора 1617 года, на территории современной Северной Карелии и Тверской области.

Кульминацией противостояния России и Швеции становится Северная война (1700-1721 гг.). Гений Петра Великого превращает Карелию в индустриальный край - создается ряд металлургических заводов, выпускающих пушки и
корабельные орудия для будущих побед армии и флота России. Слобода одного из этих заводов вырастает за полвека в столицу края, губернский город Петрозаводск. «Век золотой Екатерины» превратил земли, населенные карелами, русскими и вепсами, потомками летописной веси, в Олонецкую губернию; под этим названием большая часть территории Карелии прожила XIX и вступила в XX век. Губерния, несмотря на близость к столичному Санкт-Петербургу, получила известность в основном благодаря природным ресурсам края - отделочному камню, строевому лесу, рыбе карельских озер, а также устному народному творчеству русских и карел, обретенному собирателями «словесных жемчужин» во второй половине XIX столетия.

В первой половине XX века исторические процессы на территории края были обусловлены политическими факторами общегосударственного и мирового значения. 8 июня 1920 года в составе Советской России появляется новое политическое образование - Карельская трудовая коммуна (КТК); от этой даты берет отсчет государственное самоопределение карельского народа. В 1923 году КТК становится автономной республикой в составе СССР, а в 1940 году приобретает статус Карело-Финской советской социалистической республики. В 1940 - 1944 гг. Карелия вновь становится «землей скрещенных мечей», пространством противостояния, теперь уже между Советским Союзом и Финляндией, что становится причиной военных действий. Камнем преткновения в этом противоборстве стал вопрос о государственной принадлежности карел, чей исторический выбор, как и прежде, оказался на стороне России. События второй мировой войны обусловили новые колонизационные, переселенческие и миграционные процессы, в числе которых - советское освоение территорий Финляндии, присоединенных к Советскому Союзу.

Тенденции экономического развития края, заложенные в предшествующем столетии (развитие лесной, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспортных водных и железнодорожных путей, проекты канала между Белым морем и Балтикой и железной дороги на Мурман), получили мощное развитие в годы советской власти. В ходе индустриализации в Карелии были модернизированы горная и лесная отрасли промышленности, созданы новые отрасли: целлюлозно-бумажная, мебельная, энергетическая. Однако успехи в развитии промышленности нередко обеспечивались "лагерным сектором экономики", коллективизацией, которая способствовала оттоку населения из сельских районов в города, переселенческой политикой государства. Создание современной индустрии и развитие стратегических транспортных путей (Мурманская железная дорога, Беломорско-Балтийский канал), с которыми были связаны главные процессы индустриальной колонизации края, позволили создать экономическую базу для успешной хозяйственной жизни во второй половине XX века.

Историю Карелии невозможно представить без плеяды выдающихся людей, принимавших деятельное участие в создании государственных образований нашего края - от первого гражданского губернатора Олонецкого наместничества Гаврилы Романовича Державина и «советского финна», председателя Совнаркома Карельской республики Эдварда Гюллинга, до современных политических деятелей. Карелия славится своими рунопевцами и зодчими, воинами и учеными. Люди Карелии - ее коренные народы и те, кто проживает в республике сегодня - стремятся сделать все для того, чтобы эпоха противостояния навсегда ушла в прошлое, а Карелия стала пространством сотрудничества со странами Европы в различных областях экономики, науки и культуры.



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.