Анализ и проблематика рассказа ионыч. А.П. Чехов. "Ионыч". Краткий анализ


"Ионыч" - рассказ Антона Павловича Чехова, написанный примерно в 1897-1898 годах. В нем повествуется о земском враче по имени Дмитрий Старцев, который, знакомится в "скучном и однообразном губернском городе С." с семьей Туркиных, которые считались в тех краях самыми талантливыми и образованными людьми. Он влюбляется в Екатерину Туркину, которую все называют нежно "Котик", и делает ей предложение.

Однако девушка отказывает ему из желания поехать учиться в консерваторию. Спустя несколько лет, когда Екатерина возвращается и встречает Старцева снова, тот радуется тому, что все-таки не женился на ней. Да и оставшиеся члены семьи его больше не восхищают, наоборот, вчерашние талантливые люди теперь кажутся Старцеву глупыми и скучными. "Каков же должен быть город, - думает он, - если самые талантливые люди в нем так бездарны?".

В качестве темы рассказа выступает душевная деградация человека, увядание в нем способности восхищаться. Главный герой окончательно растворяется в окружающей его среде, превращаясь в полного, скучного и скупого "Ионыча".

А ведь в начале рассказа Дмитрий так легко влюблялся и восхищался окружающими его людьми.

Композия рассказа представляет особый интерес. По мере повествования упрощается язык, сокращается количество описаний и диалогов. Это сопоставимо с мировосприятием главного героя: с течением времени он становится все более прозаичным и сухим, в его жизни все меньше ярких, удивительных, красивых элементов. Еще одной занимательной особенностью композиции данного произведения является время в нем. В первых четырех частях повествование ведется в прошедшем времени, тогда как в пятой автор переходит на настоящее. Это иллюстрирует темп жизни главного героя. Дмитрий Старцев, влюбленный и вдохновленный, был когда-то раньше, в далеком прошлом; а его бренное и скудное существование, которое он ведет в пятой части, это настоящее, исход его жизни, логическое завершение его морального облика. Чехов демонстрирует читателю деградацию личности, и разложение, которое он описывает в конце рассказа - это логическая точка для жизни отдельно взятого человека.

Ситуация, описанная Антоном Павловичем Чеховым, ужасает и пугает. Она показывает весь ужас и все уродство душевной деградации человека, который променял желание увидеть и найти в мире что-то прекрасное на хорошую недвижимость и большой кошелек.

Обновлено: 2017-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Губернский город С. На службу в этот город назначен доктор Дмитрий Ионович Старцев. Здесь же живет семья Туркиных, слывущая культурной и образованной. У каждого из членов семьи свои таланты: хозяин семьи устраивает домашние спектакли, сам принимает в них участие, считается большим шутником и острословом. Жена его, Вера Иосифовна, романистка, а дочь, Екатерина Ивановна, пианистка. Туркины, приглашая в дом гостей, "подчуют" их своими талантами. Доктор Старцев посещает их. Хозяйка дома читает свой невероятнейший роман о придуманной жизни. Старцев осознает, что роман плохой, но думает, что слушать его приятно. Затем Котик, дочь Туркиных, играет на рояле виртуозные произведения. Плохо или хорошо, но она очень старается. Вера Иосифовна рассказывает: чтобы избежать дурного влияния общества, их дочь получила домашнее образование. Во время вечерней трапезы своими талантами блещет хозяин дома. Он придумывет какой-то свой язык, исковерканный русский, и постоянно говорит на нем. Прием окончивается коронным номером. Лакей Павлуша в специально придуманной позе, голосом, который, вероятно, кажется уместным для фразы: «Умри, несчастная!», - произносит это.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Неудачное сватовство Старцева

Туркина-старшая страдает мигренью. Врачи из города бессильны. Вера Иосифовна обращается к Старцеву, чтобы тот помог ей вылечиться. Теперь доктор посещает Туркиных часто, уделяет много внимания Екатерине Ивановне. Но она «вся в музыке». Старцев пытается выяснить отношения с Котиком, и она предлагает встретиться на кладбище ночью. Доктор ждет на кладбище, а возлюбленная не приходит на свидание. Дмитрий Ионович решает сделать предложение Екатерине Ивановне и едет на следующий день в дом Туркиных. Доктор думает, что у невесты будет неплохое приданое. Возможно, будущие тесть и теща настоят на том, чтобы он оставил службу. Но все эти мысли Старцева были напрасны, Котик ему отказывает. Она любит не его, а искусство, и вся жизнь ее теперь посвящена искусству. В течение трех дней Дмитрий Ионович не находит себе места от душевных терзаний. Затем жизнь его возвращается в обычное русло.

А.П. Чехов. "Ионыч". Краткое содержание. Проходит четыре года...

Через четыре года доктор Старцев предстает перед читателем толстым с одышкой человеком. Он ни с кем не общается, ему не интересно. Старцев много работает, т.к. считает, что человеку нельзя жить без труда. У Веры Иосифовны день рождения, и она приглашает Старцева на прием. Приезжает и Катерина Ивановна. Но доктор считает, что она очень подурнела, и его все в ней раздражает. Вечер проходит как всегда. Вера Иосифовна читает свой бредовый роман, Котик нудно и громко играет на рояле. Старцев очень рад, что свадьба не состоялась. Он и Котик беседуют в саду наедине. Она уже осознает, что бездарная пианистка, а мама такая же романистка. Доктор жалуется на серую однообразную жизнь. В его мыслях уже нет больше стремления к благородным поступкам, как раньше. Котик считает, что это здорово - помогать людям. Поначалу что-то происходит в душе доктора от мыслей о прежней жизни, но вспомнив о количестве денег, которые он зарабатывает, гонит прочь нелепые мысли. Старцев не желает ужинать, собирается домой. Напоследок лакей показывает все тот же номер. Старцев едет домой и размышляет о том, насколько безнравственен город, если лучшие его обитатели такие недалекие, бездарные, пошлые. Доктор не принимает больше приглашений в дом Туркиных, хотя Котик забрасывает его записками.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Проходит еще несколько лет...

Проходит несколько лет: Старцев становится очень толстым, много работает, имеет практику в городе и большое состояние. Ионыч - так теперь его называют. Он по-прежнему один. Главное в его жизни - деньги. В доме Туркиных все, как всегда: Иван Петрович шутит, Вера Иосифовна мучает гостей романами, а Котик самозабвенно музицирует.

Чехов "Ионыч". Анализ рассказа

Какую основную мысль хочет донести до нас Чехов этим рассказом? В начале произведения перед нами предстает главный герой, молодой доктор Старцев, в голове которого зреют благородные мысли о труде, сочувствии к людям, наконец, любви. Но, читая рассказ далее, мы видим - все толще становится наш герой и его кошелек, все меркантильнее его мысли. Чехов показывает, как среда может «засосать» человека. Он превращается в бездушную амебу, которую уже ничего, кроме денег, не интересует. Ионыч не может, а скорее всего, и не хочет бороться с серой действительностью. Деньги сделали свое дело: в конце рассказа доктора интересуют только они.

"Ионыч". Чехов. Анализ

Серая безнравственная среда в рассказе представлена семьей Туркиных. Автор очень иронично описывает всех ее членов. Все их действия, повторяющиеся на протяжении рассказа, смешны и пошлы. И это лучшие люди в городе. Герои Чехова, как всегда, очень колоритны. Они заставляют нас задуматься: не я ли один из них?

Урок 5. Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение обучающегося, элементы лингвостилистического анализа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о духовной деградации человека? Он обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «По делам службы», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критик времен Чехова заметила изменения в его авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, - писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 г. - виден субъективист автор, болезненно тонко чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы ж высказаться... Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта».

Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

II . Сообщение «История создания рассказа «Ионыч»

В первоначальном замысле повествование велось от первого лица (подставного рассказчика). «Филимоновы - талантливая семья, - читаем в «Записной книжке» Чехова, - так говорят во всем городе... Он чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы. острит («Здравствуйте, пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже»; «Мальчик в передней: «Умри, несчастная!». В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через три года я пошел в третий раз, мальчик был уже с усами опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» Опять та же имитация: «Умри, несчастная!» И когда я уходил от Филимоновых, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

В первом издании «Ионыча» эта особенность композиции (повествование не от лица автора, а от лица очевидца - «я») подчеркивалась еще подзаголовком «рассказ». Отказавшись в последующих изданиях от этого и, тем самым, как бы стерев грань между очевидцем и автором, Чехов сохранил, однако, в «Ионыче» особенности построения предыдущих рассказов: сюжетным стержнем его также является история одного человека (Старцева), его судьба, и в параллель к ней также рисуются «дополнительные эпизоды и персонажи», создающие в общей сложности обобщение о современной жизни. Вместо «побочных эпизодов» и зарисовок лиц в «обрамлении» первых трех рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), здесь даны замечания об обывателях и изображена семья Туркиных в перекрестном восприятии ее обывателями, героем Старцевым и рассказчиком-автором. Этим способом Чехов передает свое ироническое отношение к героям рассказа.

III. Лингвостилистический анализ текста:

Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.)

Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

Какова композиция рассказа?

(Композиция произведения на первый взгляд проста. Пять глав, каждая из которых имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С. (семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Эти микротемы раскрываются по-чеховски - повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.)

Слово преподавателя.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т. к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения.

Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывают вслух первый абзац рассказа).

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намек (подтекст). Так и первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение не случайно. Оно сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чем свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

(В литературном произведении идейно-нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиция главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений).

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

Каковы взгляды, характер этого человека?

Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше.

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте вслух).

(Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам решал же их, и все время говорил на свое необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…».)

Какой вывод можно сделать поэтому эпизоду?

(Чехов дает понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Вывод:

Мы видим через основные художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье - люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но... на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но... все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы.

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

Что же изменилось за этот год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Ее образ воспринимается читателем с двух точек зрения - Старцева и самого автора.)

Может быть, Котик - редкое исключение из читателей города С., и чтение свидетельствует о ее духовности?

(В качестве примера можно привести эпизод одного из разговоров молодых влюбленных: «- Что вы читали на этой неделе? - спросил он теперь. - Говорите, прошу вас. - Я читала Писемского... и т. д.»)

Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно - смешное, с ее точки зрения отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же! ...».)

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости: «Так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти...

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце...» и т. д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественный деталей.

Анализ 4 главы.

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».

Какие изменения произошли в семье Туркиных?

(Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Котика уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое - несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома».

Иван Петрович, Пава не изменили своему «репертуару». И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!)

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

(Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.)

Слово преподавателя.

Итак, отрезав последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором «За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

I V . Поисковое задание

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение.

Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

(Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям, жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева. В результате сжатости композиции образуется между этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет читателю для заполнения в процессе сотворчества.)

Вывод преподавателя: итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем свои существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

V . Закрепление

Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью, каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.

Почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности?

Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?

Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

VI. Домашнее задание

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».

3. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии. (Задания 2, 3 обучающимся предлагаются на выбор).

4. Выпишите с примерами художественные приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) повтор слов и выражений;

г) эмоционально окрашенные слова и выражения;

д) сочетание грустного лиризма и сатиры.

Рассказ Антона Чехова « Ионыч » был подвергнут сильной критике. Сразу после публикации в 1898 год, в сторону произведения посыпались большое количество упреков в том, что сюжет был, немного размытым и скучен. Жанр произведения Ионыч «спорный, вроде бы он и является рассказом, но в нём полностью описана вся жизнь героя, но это более соответствует небольшому роману «, который вместил в себя все периоды духовной трансформации главного героя. В своём произведении «Ионыч» автор глубоко раскрывает все происходящие события с главным героем.

Дмитрий Ионович Старцев является главным героем рассказа. В дальнейшем автор его просто отображает как Ионович. Дмитрий Ионович Старцев постает перед нами как молодой, полный запалом врач. Он довольно энергичен, абсолютно поглощён в свою работу. Он был так увлечён работой,что даже не мог отказать в приёме в праздники и не оставалось время на общение в не работы.

Большая часть горожан города С. были малограмотными, а сам город был не очень окультурен. Семья Туркиных была, самыми образованными и культурными жителями этого города. Глова семейства Иван Петрович имел дочь Екатерину Ивановну, которая по её мнению неплохо играла на фортепиано. Молодой врач испытывал к ней большое, нежное чувство и решился ей признаться в них, но получил грубый отказ. Шли года, Ионович превращался в толстого, скупого, некультурного человека. Когда то отличающийся от всех жителей своей свежестью мысли, полной отдачей роботе стал ничем не приметным среди горожан. Для него приоритетом стало богатство и комфорт.

Ко всем его изменениям можно испытывать различные чувства от жалости до отвращения. Что стало причиной коллапса главного героя ответить однозначно нельзя. Причин может быть множества. Вина лежит и на самом герое, и на Екатерине Ивановне, но большой отпечаток оставил круг его общения. Из-за необразованности горожан города, в который попал герой, перестал дальше развиваться.

Анализ произведения Ионыч

У А.П.Чехова много небольших произведений, где всего на нескольких страницах, он мастерски обозначает взлет и падение главного героя, его душевные переживания. К таким произведениям смело можно отнести рассказ «Ионыч».

Земский врач Дмитрий Ионыч Старцев приезжает работать в небольшой городок. Он молод, стремиться достичь чего – то высокого в жизни. В городе он знакомиться с семьей Туркиных, которые считаются самыми образованными людьми. Иван Петрович Туркин был театрал, мама писала романы, а дочь Екатерина увлекалась музыкой. Все их таланты были спорными, но местной публике они нравились. Старцев тоже не стал выделяться и хвалил их, когда все восхищались.

Старцев влюбился в Катеньку. Любовь к ней скрашивала всю его неинтересную жизнь. Он трепетал при виде юной девушки, переживал ее холодность. Ему казалось, что ради любви он сможет совершить любой подвиг. Катя назначает Старцеву свидание на кладбище. Он едет туда и ждет там Катю. На следующий день после неудавшегося свидания, доктор делает предложение Кате. Но девушка ему отказала. Решив стать известной пианисткой, она уезжает из города.

Любовь Дмитрия Ионыча прошла за три дня. Свои возвышенные мечты он не вспоминал. Он стал ленивым и малоподвижным человеком. Пешие прогулки, которые раньше ему так нравились, он забросил. В мыслях Старцев становиться таким же ленивым, как и физически. Обывателей доктор презирает, они тоже не любят его и называют «индюк надутый».

Вернувшаяся к родителям Екатерина Ивановна Туркина, попыталась возобновить отношения со Старцевым, но ему даже думать об этом было лень. Ничто уже не возбуждало в нем каких-либо чувств. Его сердце ожирело, как и тело.

Денег Старцев зарабатывает много, но он стал жадным даже для себя. Дмитрий Ионыч забросил театры и концерты. Люди стали звать его просто Ионыч, не проявляя к нему ни доброты, ни уважения. Из возвышенного юноши, он превратился в крикливого, толстого старика. Ионыч ничего не совершил ни для людей, ни для себя. Единственной целью его жизни стало зарабатывать деньги. Больные для него были только средством заработка. У него уже два дома, третий на подходе. Для кого они? Старцев одинокий, никому не нужный старик.

Чехов относит Старцева к «футлярным» людям. У таких людей только видимость жизни. На самом деле они мертвы, в них нет никакой искры. Их не радует ни семья, ни дом, ни любовь.

Интересны взаимоотношения Старцева и среды, в которой он жил. Среда не изменила его, не сделала борцом с пошлостью и серостью жизни. Он и подстроиться под нее не смог. Старался быть выше обывателей. А стал лишь просто Ионычем.

Кратко 10, 11 класс

Несколько интересных сочинений



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.