Статуя зевса в олимпии факты. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.


Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).


К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.


А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.


В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .


Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Создание храма

Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до Н.Э. начали собирать пожертвования на его строительство.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора . Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника . Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла . Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос» . Ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике . Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости , из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота.

Описание статуи

Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип Фидия. Эрмитаж

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника , которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры , лапифы , подвиги Тесея и Геракла , фрески , изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орёл. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

- Павсаний . «Описание Эллады».

Открытие статуи

В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Судьба третьего чуда света

Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 году н. э. римляне после принятия христианства закрыли греческие храмы. Император Феодосий I , утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 году н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь . Статуя сгорела при пожаре храма 425 года н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 года н. э.

Литература

  • Рег Кокс, Нейл Моррис . Семь чудес света. - Москва, 1997.

Ссылки

Примечания

Категории:

  • Семь чудес света
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры Древней Греции
  • Фидий
  • Произведения искусства из слоновой кости

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Статуя Зевса в Олимпии" в других словарях:

    Координаты: 37°38′16″ с. ш. 21°37′48″ в. д. / 37.637778° с. ш. 21.63° в. д. … Википедия

    статуя - СТАТУЯ1, и, ж Произведение скульптуры изображение фигуры человека (или животного), имеющее полный трехмерный объем и величину, близкую к натуральной или большую. Внутри храма в Олимпии помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя… … Толковый словарь русских существительных

    Статуя Зевса Олимпийского работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии городе в области Элида, на северо западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э … Википедия

    Семь чудес света. Слева направо, сверху вниз:Пирамида Хеопса Висячие сады Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе Статуя Зевса в Олимпии Мавзоле … Википедия

    Семь чудес света. Слева направо, сверху вниз: Пирамида Хеопса Висячие сады Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе Статуя Зевса в Олимпии Мавзолей в Галикарнасе Колосс Родосский Александрийский маяк Стены Вавилона Семь чудес света (или Семь чудес света… … Википедия

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света. Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия — потрясала всех современников, увидевших ее.

Статуя Зевса в Олимпии: описание

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен. Статуя Зевса в Олимпии предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать. Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне. Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии.

В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале - 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова - на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

не меньше поражали и размеры .

October 9th, 2016

Когда я в детстве читал про Семь чудес света мне было безумно горько от того, что такие великие памятники исчезли практически без следа (кроме разве пирамид). А еще не покидало ощущение какой то фантастичности и инопланетности всех этих творений. Это знаете как в фантастическом фильме: пейзаж планеты, идут дикари и камера показывает огромную статую с мечем например - и ты понимаешь, что эти дикари ну никак не могли построить это громадное сооружение. Точно так я реагировал на иллюстрации Чудес Света.

Давайте вспомним, что нам о них известно? А начнем с Зевса...

Фото 2.

Городок Олимпия расположен на полуострове Пелопоннес, в 150 км на запад от Афин, ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность - Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Фото 3.

Если верить легенде, то храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Строительство храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до нашей эры. Писистрат был сыном Гиппократа и возглавлял Афины продолжительное время. Когда Гиппий, сын Писистрата, был свергнут спустя 5 лет своего владения, работа над сооружением была заброшена. С наступлением периода афинской демократии храм так и оставался незавершенным. В то время греки считали, что строительство такого грандиозного сооружения было актом высокомерия. Фемистокл - великий греческий полководец и государственный деятель периода Греко-персидских войн 500—449 г до нашей эры, даже использовал его части для строительства оборонительных стен, связавших Афины с Пиреем. Раскопанный участок одной из стен можно увидеть рядом с храмом.

Фото 4.

Работы над храмом были продолжены лишь после того, как Александр Македонский взял под свой контроль управление Афинами в III веке до нашей эры. Антиох IV Епифан, царь эллинистической династии, заключил контракт с римским архитектором Коссутиусом для возведения крупнейшего храма в мире. Однако в 164 году до нашей эры Антиох умер, и работы снова остановились.

В 84 году до нашей эры римский диктатор Сулла, любивший увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского И только во втором веке нашей эры строительство храма было, наконец, завершено римским императором Адрианом. Император был большим почитателем греческой культуры и даже, вопреки тогдашней римской моде, отпустил бороду. Произошло это уже во втором веке нашей эры со 129 по 131 годы.

Фото 5.

Храм Зевса стоял на трехступенчатой террасе размерами 107,7 метра на 41,1 метра. Его вытянутое прямоугольное здание когда-то окружали два ряда поставленных близко друг к другу колонн, всего их было 104. На торцевых сторонах к основным колоннам прибавлялись еще колонны портиков. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами.


Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище - целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

Фото 6.

О внутреннем убранстве храма достоверных сведений не много. Но доподлинно известно, что когда-то в нем стояла гигантская покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Статуя считалась одним из семи чудес света древнего мира. Статуя была воистину прекрасна.

Греки считали несчастными тех, кто ни разу не видел эту статую Зевса. Рассказывают, что когда Калигула пожелал перенести статую Зевса к себе в Рим, то статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Рядом со статуей Зевса возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, ни статуя Зевса ни статуя Адриана, до наших дней статуя не сохранилась

Фото 7.

Грандиозная фигура Зевса была спрятана от любопытных глаз занавесом и она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Фото 9.

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Фото 10.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой - золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

Фото 11.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.
О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Фото 12.

Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Фото 13.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.


Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна. Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня (в 425 году): лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остаётся и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства её создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.


Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй.

Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".

Фото 17.

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...


Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.

К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и своё время в высоком искусстве.

И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...

Фото 23.

Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.

В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии - 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 - в летний сезон (май-октябрь) и с 8.00 до 17.00 - в зимний (ноябрь-апрель).

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах "Илиады".

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам - четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - ""элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. - после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия - в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С
татуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

Не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. - ок. 432-431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. - начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401-450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.