Давление в баллоне пропана, сведения о безопасности. Сколько осталось газа. Определение остатка, количества, наполненности. Давление сжиженного пропана - бутана. Полный, заполненный пропановый баллон

Как узнать наполненность баллона. Какое давление газа при замене гарантировано. Как связано давление в пропановом баллоне и количество оставшегося газа? Как определить, полностью ли заправили баллон или обманули? (10+)

Как узнать, сколько газа в баллоне? Давление после заправки и в процессе эксплуатации

Материал является пояснением и дополнением к статье:
Газовые баллоны бытовые.
Безопасная эксплуатация бытовых газовых баллонов.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Еще статьи

Редуктор газовый. Принцип действия. Как отрегулировать выходное давлен...
Как устроен газовый редуктор. Принцип действия. Как отрегулировать давление на в...

Автономная газификация жидким пропан-бутаном. Отзыв. Личный опыт....
Обзор опыта автономной газификации, установки газгольдера для сжиженного газа. Т...

Горелка плиты гаснет, горит слабо или слишком сильно. Причины....
Обзор неисправностей кухонной газовой плиты. Слабое или слишком сильное горение,...

Утепление водопроводных труб. Защита от замерзания....
Водопровод своими руками. Внешний, незамерзающий. Прокладка водопроводных труб з...

Газовая отопительная горелка - регулировка, перевод (метан / пропан)....
Регулировка газовой отопительной турбо-горелки. Как перевести на другой тип газа...

Газовая плита. Перевод на природный / сжиженный, баллонный газ. Перест...
Как перевести кухонную газовую плиту на другой газ, поменять местами горелки, за...

Спутниковое телевидение, нтв плюс, триколор тв. Установка, подключение...
Как самому установить оборудование для спутникового телевидения...

Воздушный компрессор, воздуходувка диафрагменная, мембранная Hiblow HP...
Применение компрессора Hiblow HP. Практический опыт....


Смесь газов пропан – бутан является одной из самых востребованных сегодня, поэтому знать давление в баллоне пропана должен каждый, кто использует емкости для собственных нужд, будь то производственные работы, быт или автомобильные перевозки. Обычно давление в баллоне с пропаном равно 5 атм, поскольку это оптимальные условия для хранения емкостей при обычной температуре. Баллоны для пропана в большинстве своем изготавливают из устойчивых к коррозии материалов. Согласно технике безопасности, хранение заполненных емкостей должно производиться в специальном месте, оборудованном всем необходимым, чтобы исключить возникновение пожара.

Важно знать, какое давление в баллоне с пропаном в тот или иной момент времени, именно поэтому на складах имеются специальные приборы, а сами баллоны оснащены вентилями, чтобы можно было легко регулировать его в случае необходимости. Все необходимые для контроля безопасности данные указываются непосредственно на баллонах: объемом 5-20 литров – на башмаке или воротнике, объемом 27 и 50 литров – на воротнике.

Несгораемый паспорт: что в нем указывается?

Давление в баллоне пропана указывают в специальном несгораемом паспорте, чтобы всегда иметь под рукой всю необходимую информацию. Сведения содержат следующие записи: каков объем пропана в том или ином баллоне, сколько пропана м3 в баллоне и, конечно же, давление в баллоне пропана, не забывают вписать фактическую массу пустого баллона, так как эта информация очень важна при транспортировке и хранении.

Масса самого баллона включает: краску на поверхности емкости, вес клапана, а также кольца для башмака. Кроме того, на несгораемом паспорте должен быть указан товарный знак изготовителя, номер баллона и точная дата изготовления. Давление газа в баллоне с пропаном поможет выяснить также и объем.

Количество пропана в баллоне определить достаточно легко – важно учитывать вес газа, объем пропана в баллоне и давление в баллоне пропана. Вес пропана указывается в килограммах. Пропан разрешается хранить и транспортировать, исключительно в емкостях, рассчитанных на работу под большим и постоянным давлением. Важно учитывать и тот факт, что упругость паров сжиженных газов возрастает при повышении температуры, поэтому для хранения и перевозки пропана максимальная температура равна 45°С, выше нее нагревать баллон очень опасно. Важно, чтобы давление пропана в баллоне 50 л и в емкости на 100 литров было одинаковым, то есть разрешенным ГОСТами для длительного хранения. Во всех случаях перевозки или любого другого перемещения баллонов, необходимо следить, чтобы они не ударялись ни обо что, а лучше вообще были отделены друг от друга. В процессе эксплуатации баллоны должны быть установлены вертикально и обязательно надежно закреплены. Таким образом, давление в баллоне пропана всегда должно быть одинаковым, оптимальный показатель равен значению в 5 атмосфер при нормальных условиях окружающей среды.

Баллоны (ГОСТ 949-73), предназначенные для хранения и транспортировки сжатых, сжиженных и растворенных газов, изготавливают из бесшовных труб углеродистой и легированной стали. Выпускают их малого объема - вместимостью до 12 л и среднего объема - вместимостью от 20 до 50 л с рабочим давлением до 20 МПа (200 кгс/см2).

В промышленности для кислородной резки наиболее широко распространены баллоны вместимостью 40 л для кислорода, ацетилена и 50 л для пропан-бутана.

ГОСТ 949-73 распространяется также на баллоны для азота, аммиака, аргона сырого, технического и чистого; бутилена, водорода, воздуха, гелия, закиси азота, нефтегаза, сероводорода, кислорода медицинского, сернистого ангидрида, углекислоты, фосгена, фреона, хлора, циклопропана, этилена и др.

В зависимости от находящегося газа корпус баллона окрашивают: в голубой цвет с надписью черной краской «кислород», в белый цвет с надписью красной краской «ацетилен» и в красный цвет с надписью белой краской «пропан-бутан».

Окраска позволяет избежать заполнения баллонов другими газами, а также предохраняет наружную поверхность от коррозии.

Предприятие-изготовитель на верхней сферической части баллона около горловины оставляет незакрашенную часть поверхности, на которой выбивают: товарный знак предприятия-изготовителя, номер баллона, дату (месяц, год) изготовления (испытания) и год следующего испытания в соответствии с правилами Госгортехнадзора; вид термообработки: N - нормализация, V - закалка с отпуском; рабочее давление (Р) и пробное, гидравлическое (П); номинальный объем баллона в литрах; фактическую массу баллона без колпака и вентиля в килограммах и клеймо ОТК.

Пример клеймения: 1-82-87. Это значит, что баллон испытан в январе 1982 г., а следующее испытание - в январе 1987 г. Место клеймения баллонов обводят рамкой из краски и покрывают бесцветным лаком.

Все баллоны должны подвергаться периодическому освидетельствованию не реже одного раза через каждые 5 лет. На баллонах кислорода через каждые полгода наносят клеймо, указывающее срок следующего удаления из них воды. Периодическое удаление воды из баллона на наполнительных кислородных станциях необходимо для повышения качества кислорода и уменьшения коррозии внутренней поверхности баллона.

В процессе эксплуатации баллонов при достижении в них остаточного давления требуется закрыть вентили, отсоединить редукторы, навернуть на вентили заглушки и колпаки. Наличие остаточного давления в баллоне необходимо для того, чтобы исключить попадание в него посторонних веществ и чтобы на заводе-наполнителе можно было установить, какой газ остался в баллоне от предыдущего наполнения.

Остаточное давление газа в баллонах для сжатых газов должно быть не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

Количество кислорода в баллоне можно определить, умножив вместимость баллона в литрах на давление газа в мегапаскалях (по манометру) и на коэффициент 10 (или умножив вместимость баллона в литрах на давление газа в килограмм-сила на квадратный сантиметр), т. е. 40X12X10 = 4800 л.

Чтобы определить ориентировочное количество ацетилена в баллоне, необходимо вместимость баллона в литрах умножить на давление газа в мегапаскалях (по манометру) и на коэффициент 10.

При заказе баллонов следует знать их условное обозначение. Например, баллон вместимостью 40 л на давление 15 МПа (150 кгс/см2) из углеродистой стали обычной точности изготовления для кислорода обозначается следующим образом: баллон для кислорода 40-150У ГОСТ 949-73.

То же, из легированной стали повышенной точности изготовления для кислорода: баллон для кислорода 40-150JI ГОСТ 949-73.

Аналогично обозначаются баллоны и для других газов.

Для ацетилена баллоны изготовляют по ТУ 6-21-32-78 двух типов В-1,3 и В-40 (вместимостью соответственно 1,3 и 40 л.

Хранение ацетилена в полых баллонах под давлением запрещается. Для предупреждения взрыва ацетилена баллон (ГОСТ 949-73) заполняют пористой массой, состоящей из дробленного активного древесного угля марки БАУ-А (ГОСТ 6217-74) из расчета 0,29-0,32 кг на 1 л вместимости баллона. Активный древесный уголь получают из древесного угля путем обработки его водяным паром при температуре 800°С. Пористость БАУ-А достигает 80%.

Ацетилен, заполняя узкие каналы пористой массы, резко снижает свои взрывчатые свойства вследствие большого сопротивления распространению взрыва в более узких каналах, на преодоление которого расходуется энергия взрыва.

Взрываемость ацетилена понижается также при растворении его в жидкостях. Особенно хорошо он растворяется в ацетоне. В одном объеме технического ацетона при нормальных условиях растворяется 20 объемов ацетилена. Поэтому в ацетиленовый баллон, кроме пористой массы, обязательно добавляют ацетон из расчета 0,22-0,23 кг на 1 л вместимости баллона.

При выходе из баллона ацетилен уносит часть ацетона в виде паров, поэтому перед наполнением на предприятии-изготовителе баллон взвешивают и, если масса баллона будет меньше или равна массе тары, подвергают ацетонированию. Масса 40-литрового баллона после добавления ацетона должна превышать массу тары не более чем на 1 кг.

Максимальное давление ацетилена при заполнении баллона составляет 2,5 МПа (25 кгс/см2), при отстое и охлаждении баллона до 20°С давление снижается до 1,9 МПа. При этом давлении в 40-литровый баллон вмещается 5-5,6 кг ацетилена или 4,6-5,3 м3 газа. Давление газа в баллоне в интервале температур от -5 до +40°С изменяется соответственно от 1,34 до 3 МПа.

Остаточное давление газа в ацетиленовых баллонах должно быть при температуре ниже 0°С не менее 0,05 МПа, при температуре 0-15°С не менее 0,1 МПа, при температуре 15-25°С не ниже 0,2 МПа и при температуре 25-35°С не менее 0,3 МПа (3 кгс/см2).

Для более полного использования вместимости порожние ацетиленовые баллоны следует хранить в горизонтальном положении, что способствует равномерному распределению ацетона по всему объему баллона.

При использовании ацетиленовых баллонов взамен переносных генераторов производительность труда резчика повышается на 20% и на 15-‘25% снижаются потери ацетилена.

Для сжиженных газов (пропана, бутана и их смесей) вместо бесшовных баллонов (ГОСТ 949-73) чаще применяют облегченные сварные баллоны (ГОСТ 15860-70) из листовой углеродистой стали.

Согласно ГОСТ 15860-70 баллоны выпускают вместимостью от 2,5 до 80 л на расчетное давление до 1,6 МПа при допускаемой рабочей температуре стенки баллона от -40 до +45°С. Характеристика баллонов для сжиженных газов приведена в табл. 10. Норма заполнения баллона газом принимается из расчета 0,425 кг на каждый литр номинальной вместимости, но не более чем на 2/3 вместимости баллона.

Масса пропан-бутана в баллоне определяется взвешиванием. Для этого на каждом баллоне в паспортной табличке выбивается масса пустого баллона и масса баллона с газом в килограммах. При этом необходимо учитывать, что масса баллона с газом включает в себя <массу запорного устройства без колпака и защитных колец.

При заказе баллона необходимо пользоваться его условным обозначением. Например, баллон типа 3 вместимостью 50 л обозначается: Баллон 3-50 ГОСТ 15860-70.

Вентили - это запорные приспособления для баллонов, необходимые при наполнении, расходовании и хранении газов в баллонах. Для кислородных баллонов (ГОСТ 949-73) Барнаульский аппаратурно-механический завод выпускает вентиль ВК-74, который состоит из латунного корпуса, соединительной муфты, шпинделя, сальника, сальниковой тайки и маховика.

Отверстие седла корпуса вентиля перекрывается клапаном, снабженным уплотняющей вставкой из отожженной меди. Открывается вентиль вращением маховика против часовой стрелки. Наибольшее рабочее давление вентиля 20 МПа (200 кгс/см2). Диаметр проходного сечения 3,5 мм. Габаритные размеры 58X58X113 мм, масса - 0,54 кг.

В ацетиленовых баллонах В-1,3 и В-40, изготовленных по ТУ 6-21-32-78, применяются вентили сальникового типа В А, а в баллонах В-40 - еще и вентили мембранного типа ВАБ. Для ацетиленовых баллонов вентили изготовляют из стали, так как сплавы, содержащие более 70% меди, применять нельзя. В отличие от вентиля для кислородного баллона вентиль для ацетиленового баллона открывается не маховиком, а специальным торцовым ключом. Кроме того, редуктор к вентилю для ацетиленового баллона присоединяется не накидной гайкой, а специальным хомутом. Клапан изготавливается не из меди, а из эбонита. Вентиль ВА рассчитан на давление 3 МПа (30 кгс/см2). Габаритные размеры 42X36X117 мм, масса 0,76 юг.

Для водородных баллонов (ГОСТ 949-73) Барнаульский аппаратурно-механический завод выпускает вентиль ВВ-73, который отличается от вентиля ВК-74 для кислородного баллона присоединительным штуцером, имеющим левую резьбу. Вентиль ВВ-73 можно применять для баллонов с метаном и коксовым газом. Он рассчитан на давление 20 МПа. Диаметр проходного сечения- 3,5 мм. Габаритные размеры 66X58X113 мм, масса 0,55 кг.

Для пропановых баллонов (ГОСТ 15860-70) используют вентили, рассчитанные на рабочее давление газа в баллоне до 1,6 МПа. Эти вентили имеют присоединительные штуцеры с резьбой, аналогичной вентилям ВВ-73.

Кислородный баллон (рис. 12) изготовляют цельнотянутым из стали с временным сопротивлением 65 кгс/мм2 и относительным удлинением 15%.

В практике наибольшее распространение получили баллоны емкостью 40 л, наружным диаметром 219 мм, толщиной стенки 7 мм, высотой 1390 мм и весом без газа 67 кг.

Кислородные баллоны рассчитаны на рабочее давление 150 кгс/см2, а гидравлические испытания производят на пробное давление 225 кгс/см2. Баллоны окрашивают в голубой цвет, а надпись «Кислород» делают черной краской. На верхней сферической неокрашенной части баллона выбивают паспортные данные баллона: название завода-изготовителя, тип баллона, заводской номер, вес в кг, емкость в л, рабочее и испытательное давление в ати, дату изготовления и дату следующего испытания, клеймо ОТК завода-изготовителя. На этом же месте выбивают клеймо инспекции Котлонадзора при последующих осмотрах и испытаниях баллона, которые производят каждые 5 лет.

я пример, если емкость баллона 40 л и давление кисло-, ПО кгс/см2, то количество кислорода, находящегося в баллоне, будет 40X150 = 6000 л, или 6 м.

Для эксплуатации кислородных баллонов надо:
– отвернуть руками или ключом колпак баллона;
– отвернуть заглушку штуцера вентиля;
– осмотреть вентиль, нет ли на нем масла и других загрязнений;
– если на вентиле обнаружено масло, то баллоном пользоваться нельзя, его необходимо отставить и сообщить об этом руководителю работ;
– продуть штуцер запорного вентиля кратковременным поворотом маховичка на оборота;
– при продувке необходимо стоять сбоку от открытого штуцера вентиля;
– осмотреть накидную гайку вентиля и прокладку в ней;
– убедившись в том, что резьба не забита и прокладка не порвана, присоединить редуктор;
– ослабить регулирующий винт редуктора;
– вентиль баллона необходимо открывать медленно;
– при отборе газа из баллона необходимо оставлять в нем остаточное давление от 0,5 до 1 кгс/см2;
– полностью отбирать газ из баллона нельзя, так как при этом в баллон могут попасть посторонние вещества.

Рис. 12. Кислородный баллон
1 - выпуклое днище; 2-запорный вентиль; 3 - предохранительный колпак; 4 - башмак

Эксплуатируемые баллоны испытывают азотом при давлении 30 кгс/см2 через каждые пять лет. Ацетиленовые баллоны окрашивают в белый цвет, а надпись делают красной краской «Ацетилен». Баллоны внутри заполняют пористой массой, пропитанной ацетоном, в котором хорошо растворяется ацетилен. Один объем ацетона при давлении 1 кгс/см2 при комнатной температуре растворяет 23 объема ацетилена. На 1 дм3 емкости баллона берется 225-300 г ацетона.

В качестве пористой массы используют березовый активированный уголь с величиной зерна 1-3,5 мм в количестве 290-320 г/дм3 емкости баллона или смесь угля, пемзы, инфузорной земли, или смеси из других легких и пористых веществ. Находясь в порах массы, растворенный в ацетоне ацетилен становится взрывобе-зопасным. Нормальное давление для растворенного ацетилена в баллоне по ГОСТ 5448-60 установлено 19 кгс/см2 при температуре 20° С. В баллоне под давлением 16 кгс/см2 находится 5000 л газа ацетилена.

Когда открывают вентиль, ацетилен выделяется из ацетона в виде газа и поступает через редуктор и шланг в горелку. При последующих пополнениях баллона газом ацетон, оставшийся в порах массы, растворяет новые порции ацетилена.

При отборе ацетилена из баллона вместе с газом уносится в виде паров часть ацетона (30-40 г на Iм ацетилена). С целью уменьшения потерь ацетона отбор ацетилена из баллона следует производить со скоростью до 1700 дм3 в час, при этом ацетиленовый баллон во время работы нужно держать в вертикальном положении-При больших расходах ацетилена несколько баллонов соединяют в одну батарею.

Порядок эксплуатации ацетиленовых баллонов следующий.

Вентиль ацетиленового баллона открывают специальным торцовым ключом.

Во время работы этот ключ должен находиться на шпинделе вентиля баллона. Обычными гаечными ключами пользоваться запрещается.

Сварные ацетиленовые баллоны БАС-1-58 имеют емкость 60 дм3, вес 36 кг и диаметр 300 мм.

Вентили кислородного баллона изготовляют из латуни. Изготовлять вентили из стали нельзя, так как стальные детали при соприкосновении с влажным кислородом могут корродировать.

Вследствие случайного попадания масла или при вэс-пламенении от трения фибровой прокладки сальника вентиля возможно выгорание стальных деталей кислородного вентиля, так как сталь способна гореть в струе сжатого кислорода. Детали вентиля, не соприкасающиеся с кислородом, можно изготовлять из стали, алюминиевых сплавов и пластмасс.

Редуктор к ацетиленовому баллону присоединяют хомутом, снабженным нажимным винтом. Для вращения шпинделя используют торцовый ключ, надеваемый ца выступающий квадратный хвостовик шпинделя. Нижняя часть шпинделя имеет уплотнительную вставку из эбонита, являющуюся клапаном. Для сальника применяют набор кожаных колец. В резьбовой хвостовик вентиля вставлен фильтр из войлока.

Рис. 13. Кислородный баллонный вентиль

Рис. 14. Ацетиленовый баллонный вентиль

Кислородные баллоны могут взрываться:
– при попадании в баллон или на боковой штуцер вентиля масла или другого жира;
– при нахождении в кислородном баллоне горючего газа после его использования;
– при чрезмерном отборе газа; газ, проходя с большой скоростью через вентиль, может наэлектризовать горловину баллона, в результате чего появится искра.

Когда в сельский населённый пункт приходит газ, в него приходит цивилизация. Печное отопление, или отопление индивидуальное водяное с котлом на твёрдом топливе, - это не только романтическое потрескивание дров в топке. Отопление твёрдым топливом - это всегда копоть, дым и сажа, необходимость ежегодного перекрашивания потолков. А кроме неприятностей, связанных с постоянной грязью, необходимо ещё заготовить или приобрести и где-то хранить запас дров на целую зиму.

К сожалению, не везде проведён природный трубопроводный газ. Во многих населённых пунктах жителям приходится довольствоваться газом в баллонах. И людей интересует, а сколько литров газа в 50-литровом баллоне?

Что такое бытовой газ

Вспомним основы школьной органической химии. Первым является метан. Молекула этого газа состоит из одного атома углерода, окружённого четырьмя атомами водорода.

Если слегка удлинить цепочку - вместо одного из атомов водорода «прицепить» один углерод, на оставшиеся три его связи присоединить атомы водорода, - получится следующий член семьи предельных углеводородов, этан.

Начиная с начала цепочки, имеем:


  • метан СН 4 ;
  • этан С 2 Н 6 ;
  • пропан С 3 Н 8 ;
  • бутан С 4 Н 10 .

Последние два соединения - пропан и бутан - и являются содержимым

Физические свойства этих химических веществ

Пропан при нормальном атмосферном давлении является жидкостью в диапазоне температур от -187,7 до -42,1 °С. Ниже указанного промежутка пропан кристаллизуется, а выше, соответственно, переходит в газообразное состояние. У бутана этот диапазон: -138,3 … -0,5 °С. Как видим, температуры перехода в жидкость у обоих газов не намного ниже нуля, благодаря чему их достаточно легко сжижать, повышая давление.

Методы хранения газа

В быту используется, как правило, смесь пропан-бутан. В частных домах для хранения сжиженной смеси применяются стандартные 50-литровые газовые баллоны. Немного по-другому поступают при газоснабжении многоэтажек. Ну сколько литров газа в 50-литровом баллоне может поместиться?


А менять баллоны с 42 литрами газа (именно столько хранится в баллоне) плюс вес самого баллона по всем этажам и квартирам… Поэтому в таких случаях во дворе дома устраивается, как правило, заземлённое хранилище, в которое специальными газовозами доставляется газовая смесь. В специальном устройстве она переводится в газообразную фазу и в таком виде поступает в бытовой трубопровод.

Объём газового баллона

Так сколько кубов газа в 50-литровом баллоне? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться, какой газ нас интересует. Жидкой смеси газов в баллон заливается 42 литра. Но сколько это в килограммах, кубометрах? Плотность сжиженных: пропана - 0,528 кг/л, бутана - 601 кг/л.

Для того чтобы узнать, сколько литров газа в 50-литровом баллоне, произведём небольшие расчёты.

Пропан

Плотность жидкой фазы

Литров в баллоне

Масса газа в баллоне

Плотность газообразной фазы

Бутан

Плотность жидкой фазы

Литров в баллоне

Масса газа в баллоне

Плотность газообразной фазы

Объём, занимаемый 42 кг газа (1 баллон)

Таким образом, сколько литров газа в 50-литровом баллоне, зависит от того, какой состав в него закачан. Если допустить, что баллон заполнен одним пропаном - 22,44 м 3 , бутаном - 16,67 м 3 . Но так как в быту используется смесь данных химических соединений, то показатель будет находиться где-то посередине.

Если допустить, что пропан и бутан находятся в баллоне в равных долях, то ответ на вопрос, сколько газа в 50-литровом баллоне (м3) - около 20.

Меры безопасности при обращении с газовыми баллонами

  • Никогда не удалять с баллонов таблички и этикетки.
  • Не поднимать и не перемещать баллон, держась за вентиль.
  • Утечки определять с помощью мыльного раствора, а не зажжённой спички.
  • Вентиль баллона открывать плавно.
  • Никогда не нагревать баллон.
  • Самостоятельная перекачка (перелив) сжиженного газа в другие ёмкости запрещена.

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один такой баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы так оно и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался в них, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.

Температурка, °C Давление, атм
— терпимое; — невыносимое; — пацаны, врассыпную!
Бутан Изобутан Пропан
0 1,01 1,15 4,59
5 1,21 1,80 5,36
10 1,44 2,12 6,21
15 1,72 2,49 7,16
20 2,02 2,90 8,22
25 2,37 3,37 9,39
30 2,76 3,89 10,66
35 3,20 4,46 12,10
40 3,69 5,11 13,64
45 4,23 5,82 15,34
50 4,84 6,60 17,17
55 5,50 7,49 19,18
60 6,23 8,42 21,34
65 7,03 9,44 23,67

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять . Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего органа помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство . Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и летнюю пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает вопрос — а нужно ли оно вообще? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.