Финские частные сады. Лучшие ботанические сады и парки мира Частные ландшафтные сады мира

Недалеко от вьетнамского города Дананг находится потрясающее место - горный курорт Ba Na, путь к которому проходит по самой высокой в мире канатной дороге. Мы отдыхали во Вьетнаме не первый раз и уже успели посетить множество интересных достопримечательностей, но могу сказать, что впечатления от поездки на гору Ba Na - одни из самых сильных. Хотя перед посещением Ba Na Hills мы прочитали много негативных и нейтральных отзывов от туристов. Возможно, это место «на любителя». Но лично я очень советую его посетить!

Что же представляет собой BaNa Hills?

С 1920 года BaNa Hills был французским курортом, некоторые постройки сохранились и в настоящее время. Потом во время войны он был заброшен. Но в последние годы здесь создали огромный парковый комплекс, построили новые отели, тем самым обеспечили бесконечный поток туристов. Чтобы подняться на гору BaNa, нужно преодолеть подъем по самой высокой в мире канатной дороге. На вершине располагается огромный парк развлечений Fantasy Park, 3 отеля, несколько ресторанов, пагоды, цветочные сады с фонтанами и статуями, винный погреб, замки, католический собор, спа-центр, лужайки для гольфа и мои любимые вьетнамские «санки».

Девушки на ресепшн посоветовали ехать как можно раньше, так как в BaNa Hills очень много интересных мест и развлечений. Кроме того, ранним утром очередь на вход должна быть меньше.

Итак, в 8 утра мы отправились на экскурсию. Водитель за 30 минут довез нас до места. По дороге мы любовались красотой окружающей природы. Когда мы увидели огромную очередь на вход на канатную дорогу, немного расстроились. Уже представили, как простоим здесь часа три. Очередь начиналась на улице, но внутри здания людей было еще больше.

В этой огромной очереди европейцев почти не было, русских мы тем более не видели. В основном китайцы и вьетнамцы, которые с большим интересом смотрели на нашу компанию.

Тропический парк Нонг Нуч (Nong Nooch Tropical Garden) является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Таиланда и одним из крупнейших ботанических садов мира, отражающим великолепную красоту природы.

Longwood Gardens - именно так называются всемирно известные сады Пьера Дюпона (Du Pont Gardens), расположенные в Филадельфии. Многолетние традиции и ландшафтный дизайн в Лонгвуде развивались в течение многих десятилетий, чтобы в конечном итоге туристы увидели настоящее чудо, место полное очарования и гармонии с природой.

Красота и величие Бахайских садов в Хайфе в сочетании с кропотливой работой садоводов создают неповторимую атмосферу. Как и все великие произведения искусства, эти необычные пейзажи являются материальным проявлением человеческого духа, поэтому неудивительно, что это одно из самых популярных мест в Израиле и на Ближнем Востоке.

Великолепный классический китайский сад Юй Юань (Yuyuan Garden) площадью около двух гектаров, расположенный в самом сердце Старого города Шанхая, является оазисом спокойствия и гармонии. Он был специально спроектирован во времена династии Мин (1368-1644) богатым чиновником Пань Юньдуань для своих родителей, чтобы те могли насладиться спокойным и счастливым времяпровождением в старости.

Недалеко от Берлина в восточной части Германии у берегов реки Хафель находится столица Брандебурга – живописный городок Потсдам, который известен всему миру своими историческими достопримечательностями работы самых выдающихся архитекторов, строителей, ученых и художников.

Остров Майнау (Mainau), который также называют Островом цветов, можно смело назвать одним из самых красивых ботанических садов мира. Этот живописный райский уголок полный цветов и бабочек должен быть обязательным пунктом в списке каждого туриста, который является ценителем природы и великолепного садового дизайна.

На северо-западе Австрии у подножия Альпийских гор расположился Зальцбург. Старинный город является родиной Моцарта и известен во всем мире своими достопримечательностями, главная из которых – великолепные сады Мирабель.

Сады Клода Моне, расположенные на правом берегу Сены в маленьком живописном местечке Живерни (Giverny) в Нормандии, известны во всем мире благодаря картинам великого художника, который жил здесь с 1883 года до своей смерти в 1926 году. На протяжении многих лет он черпал вдохновение в природе и добавлял к своему саду все новую палитру цветов и оттенков, которые нашли свое отражение в его картинах.

Более века назад Дженни Бутчарт начала создавать то, что сейчас является флористическим шоу и одним из мировых шедевров ландшафтного дизайна. Сады Бутчартов (The Butchart Gardens) представляют собой Национальный Исторический музей Канады всемирно известного значения, который был открыт для посетителей с 1904 года.

Это удивительное место появилось в Шотландии в городке Дамфрис в 1989 г. Вместо экзотических цветов и обилия кустарников там алюминиевые цветники, вместо бьющих ввысь фонтанов – чёрные дыры, а ландшафт просто заворожит вас своими необычными формами и загадками.

Это уникальный в своём роде сад, прогуливаясь по которому вам покажется, что создал его не человек, а внеземная цивилизация.

Эпоха Итальянского Возрождения породила не только произведения сказочного искусства и архитектуры, но и уникальный парковый ландшафтный дизайн. Зеленые пространства, симметричные и украшенные фонтанами искр, скульптурами и гротами, вошли в моду в период 15-го века.

Ландшафтный дизайн версальского парка определяется классической геометрической формой, заимствованной из Римской архитектуры. Традиционный французский стиль был разработан между 17-м и 18-м веками и являлся отражением богатства и власти.

Арборетум Тромпенбург непривычное для русского слуха словосочетание. Арборетум это не просто «красивый сад», а специализированная и систематизированная коллекция растений, где ведётся бесконечная работа по организации процессов посадки, ухода, стрижки и ландшафтного дизайна. Голландский сад в ландшафтном дизайне 50 фото идей. Специализация означает концентрацию некоторых видов растений, являющихся основными для этой коллекции. А результат постоянно пополняющаяся коллекция возможно большего количества видов, сортов и форм растений, относящихся к определённым родам.

В Арборетуме Тромпенбург к таким видам из древесных растений относятся дубы, буки, падубы и рододендроны. Из травянистых это хосты и всевозможные суккуленты. На самом деле это настолько обширные группы, что при всём желании невозможно собрать в одном месте все имеющиеся в природе подвиды, сорта и формы. Поэтому только те растения, которые заметно отличаются друг от друга, прошли процедуру жесточайшего отбора, и были высажены в Тромпенбурге, сады голландского стиля.

Чаще всего это самые красивые, самые интересные или самые, красиво цветущие виды. Ещё одна особенность в арборетуме запрещены к посадке вязы (из-за Голландской болезни ильмовых), вишни (из-за ожога плодовых) и другие растения из семейства Розоцветных.
В декабре 2015 года коллекция арборетума насчитывала 3690 древесных растений (деревьев, кустарников и хвойных). Голландский сад фото:

Семья Ван Хое Смит владеет арборетумом около 200 лет, из которых более 150 лет арборетум был частной коллекцией, больше известной за границей, чем у себя дома в Роттердаме. Дендрологи со всего мира всегда стремились посетить его. Для свободного посещения, однако, он был открыт только в 1958 году и с тех пор продолжает привлекать всё большее и большее число посетителей.

Голландский сад в ландшафтном дизайне, а начиналось всё в далёком 1815 году, когда в голландской экономике был сильный подъём, который не мог не затронуть Роттердам, один из крупнейших портов мира. Благодаря подъёму в торговле промышленники, купцы и судовладельцы начали приобретать загородные домики, где проводили лето и временно проживали с семьями в течение всего года, подальше от толчеи и духоты города. Семья судовладельцев Смит была одна из них, и в 1857 году Джеймс Смит стал владельцем Тромпенбурга, купив в рассрочку на 10 лет 33 руда за 1054,12 гилдерсов. (1 руд единица площади в английской системе мер, равная 1011,71 кв. метра). К 1866 году были прикуплены ещё пара пастбищ на востоке и одно на западе. Голландский сад фото:

Для проведения работ в парке и создавая сады голландского стиля, Джеймс нанял семью известных архитекторов Зокер, три поколения которой (отец, сын и внук) считаются основателями парка-арборетума. Семья Зокеров была первой, кто начал высаживать экзоты в Тромпенбурге. К уже высаженным обычным ясеням и тисам добавились болотные кипарисы (Taxodium distichum) с берегов Миссиссипи и красный кедр (Thuja plicata) с западных берегов Америки, иволистная груша (Pyrus salicifolia) с Балкан и Турции.

Вильям Смит, внук Джеймса Смита и дед нынешнего владельца, практически не интересовался садом Арборетум, его больше увлекала охота. Несмотря на это, в 1900 году была заложена вязовая аллея, но бабушка, которая обожала своего мужа и во всём старалась ему угодить, на этот раз запротестовала, почему опять эти скучные вязы?

И между вязами посадили берёзы, каштаны, акации, серебристые клёны и даже два очень редких дерева кентукское кофейное дерево Gymnocladus dioica (которое и сегодня растёт на том же месте) и афганский ясень Fraxinus xanthoxyloides dumosa (было пересажено на другое место, после трёхлетней подготовки к пересадке). В семье всегда много внимания, денег и времени уделялось пополнению коллекции деревьев и кустарников. Было принято посещать питомники по воскресеньям в свободное от основной работы в собственной судоходной фирме время. Голландский сад фото:

В конце 19 века наступил очередной подъем экономики. Население начало расти, и потребовалось место для строительства нового жилья. Одно за другим стали исчезать частные поместья вокруг Роттердама: в 1895 году Лустоф, вскоре Вудштайн, в 1910 году Роценбург, чуть позднее Вреденорд и Ипенхов. Тогд Тромпенбург удалось спасти. Но угроза уничтожения еще не раз будет нависать над Тромпенбургом, например, во время Второй Мировой Войны, когда во время одной из зим, очень холодной, местные жители пытались согреться и приготовить пищу, вырубая деревья в лесу Кралинген, который окружал Тромпенбург. Однако и на этот раз Тромпенбургу и его деревьям повезло. Позднее в Кралингене все вырубленные и погибшие деревья заменили на другие, выращенные в питомнике при Арборетуме.

Голландский сад в ландшафтном дизайне

После войны город и население стали увеличиваться особенно быстро, и опять многие стали смотреть на арборетум, как на лакомый кусочек, на территории которого можно было много чего построить, создать голландский сад в ландшафтном дизайне. Обеспокоенная семья Ван Хое Смит пыталась найти способ уберечь арборетум и обеспечить его будущее с финансовой точки зрения. Совместно с мэрией города было решено учредить Фонд Арборетума Тромпенбург, что позволило получать пожертвования и взносы. Именно с этого момента, с 1958 года, арборетум был открыт для всех желающих, а город Роттердам стал оплачивать текущие расходы парка. Голландский сад фото:

Кстати, все работники (обычно, это была бригада из трёх рабочих и возглавляющего их садовника) жили на территории арборетума. В честь одного из садовников, Воррена Блааса, проработавшего более 40 лет, (с 1920 по 1963) в арборетуме, была посажена метасеквойя (Metasequoia glyptostroboides), растение, которое не могли найти до 1941 года и случайно обнаружили в Китае.

После Второй Мировой Войны арборетум вступил в новую эру. Джеймс Ван Хое Смит передал семейное дело своему сыну и его жене, нынешнему владельцу и управляющему Джеймсу Ричарду Пеннингтону (Дику) Ван Хое Смит. Он начал собирать новые деревья для парка и более чем за 50 лет работы там собрал национальную коллекцию дубов, буков, хост, суккулентов и других растений. Эта коллекция считается красивейшей среди небольших арборетумов мира и соответствует дендрологическим стандартам Голландии.

С 1945 года Дик Ван Хое Смит руководит арборетумом, совмещая этот процесс с работой в собственной судоходной компании, что позволило ему много путешествовать и привозить растения со всего мира. Даже во время отпуска, вместо того, чтобы «нормально отдохнуть, полежать на солнце, поиграть на пляже» семья занималась поиском растений. Жена не только полностью разделяет такой образ жизни, но, похоже, ей это даже нравится. Так что семья Ван Хое Смит является ярким примером пословицы «два сапога пара». Голландский сад фото:

В путешествиях зародилось и ещё одно семейное хобби фотография и слайды. Коллекцию собственных цветных слайдов господин Ван Хое начал собирать в 1955 году. Сейчас она насчитывает более 50 000 экспонатов и используется во всём мире в различных дендрологических публикациях, причём хранится в таких условиях (несгораемых сейфах), что качество самых первых снимков позволяет использовать их и сегодня без коррекции.

Голландский сад в ландшафтном дизайне. Сейчас Дику Ван Хое Смит более 70 лет и он начал задумываться о будущем арборетума. Важную роль в принятии решения сыграло его беспокойство, следует ли обременять своих детей наследством, на котором не заработаешь ни пенни. Тем не менее, эта собственность является результатом труда многих поколений семьи, своего рода семейным памятником. На семейном совете обсудили этот вопрос с друзьями и детьми, которые всё поняли и, несмотря на свои личные интересы, полностью согласились с принятым решением.

Дик Ван Хое Смит подарил арборетум обществу Volkskracht natuurmonumenten, а большая часть расходов на его содержание стала оплачиваться из средств Фонда Арборетум Тромпенбург. Герт Фортгенс, профессиональный менеджер, становится директором Арборетума Тромпенбург. Он понимает важность арборетума для города Роттердама и страны. И каким-то непостижимым образом он находит средства для содержания арборетума и ему удается сохранить и приумножить его красоту и разнообразие. В 2020 году парку исполнится 200 лет … Голландский сад фото:

Этот обзор финских садов, который сделала ландшафтный дизайнер Валерия ИЛЬИНА, тем более полезен, что климат Финляндии, её флора и колористика похожи на те, которые свойственны многим регионам северо-западной и центральной России. Это не Англия и не Франция, где на улицах городов и в одичавшем виде в природе растёт то, что в условиях континентальной России было и остаётся невозможной экзотикой - хочется, а не получается…

Мне посчастливилось побывать в садах, статус которых можно было бы разнести на противоположные концы условной шкалы: от 3,5 соток до 100 гектар. Казалось бы, что такой разброс в размерах участков неизбежно должен наложить отпечаток и на содержание, но нет. Все эти (такие разные) частные сады объединяют спокойная атмосфера разумно организованного быта, уважение к родной природе и полное отсутствие чрезмерности во всём, касается ли это растений или приёмов украшения.

Даже сады коллекционеров и дизайнеров, которые явно перегружены экзотическими растениями и аксессуарами, не производят гнетущего ярмарочного впечатления, которое нередко возникает при посещении аналогичных садов у нас. Знакомство с финскими садоводами показало, насколько это умиротворённые люди с хорошим, лёгким чувством юмора и спокойным, разумным отношением к миру.

Этому в значительной степени способствует гармоничная природа без кричащих красок, с выходом на поверхность земли благородного выветренного гранита, бескрайние просторы и короткое лето. Финны уважают свою историю, помнят героев и чтят память выдающихся соотечественников. Вероятно, все эти факторы и определяют не только лицо нации, но и образ современного финского садоводства. Ведь сад, хотим мы этого или нет, отражает как в зеркале внутренний мир садовника, его эстетические ценности и темперамент.

Даже в садах, что называется, маленьких и очень маленьких (3,5-8 соток) не видно попытки впихнуть как можно больше разных растений на единицу площади, хотя ближайшие садовые центры заполонены разнообразными новинками мировой селекции. Основу сада всегда составляют неприхотливые растения, такие как всевозможные спиреи и дёрены, волжанки и садовые гортензии, которым дана полная свобода, а поэтому они разрастаются пышными куртинами, создавая объём, фиксируя взгляд и оставляя приятное впечатление благополучия. Это вполне естественно, так как неприхотливые растения даже в аномально неблагоприятных условиях и без ухода способны сохранять, что называется, тонус. Летники практически не используются. Разве что классические контейнерные петунии, анютины глазки и пеларгонии. Причём количество контейнеров гармонично оптимизировано.

Очень умеренно используются садовые фигурки - гномов днём с огнём не сыщешь, зато радуют изысканные варианты плетения, остроумное применение банальных вещиц и чрезвычайно осторожное отношение к цвету. Если это окраска строений - всё в тон или в полутонах с лёгким намёком на контраст, если растения или садовые аксессуары, ненавязчиво угаданная стройная цветовая гамма.

Удивительным показалось, что в очень маленьких садиках чётко прослеживается идея - та самая дизайн-концепция, которую нам никак не удаётся ухватить за хвост, особенно если сад перегружен растениями, что встречается у нас на каждом шагу. Какой-то приятной романтической наивностью с оттенком готической древности мне показалась традиция поднимать над садом на высоком флагштоке флаг государства. Не в праздник, а просто так, как дань уважения к своей стране и сопричастности к её сегодняшнему дню. По-моему, очень симпатичная традиция.

Любопытным и, наверное, пока немыслимым у нас показалось решение проблемы нехватки площади в маленьком саду для стоянки автомобиля. В финском садовом товариществе все авто стоят на общей стоянке. А то, что у нас называется «сторожка» - место общего сбора, похожее на помойку,- представлено несколькими строениями в традиционном стиле. Здания и внутренние помещения оформлены с национальным колоритом, часто текстилем и мебелью ручной работы.

Здесь принято собираться, отмечать праздники, обсуждать новости, делиться радостями и горестями. Вообще, приходится только удивляться, как деревянная архитектура XIX века, которая отнюдь не редкость в Финляндии, удивительным образом сохранилась в таком отличном состоянии при довольно высокой влажности на побережье в районе Хельсинки-Турку.

Конечно, в садах покрупнее другие масштабы. Больше растений, между ними достаточно места для обзора (воздушная перспектива) за счёт газона, мощения. Можно увидеть авторские воплощения популярных повсеместно клише. Например, «японский сад», образ которого будоражит умы многих садоводов во всём мире. Очень достойно выглядят вариации на эту тему в садах финских дизайнеров. Ничего лишнего, просто предпринята попытка использовать местный материал с позиций эстетики и философии японской садовой традиции. Безусловно, такой творческий, небанальный подход заслуживает внимания и уважения. Несомненно, здесь есть чему поучиться. Но опять же хочу уточнить: если сад небольшой по размеру, то его хозяин никогда не пытается объять необъятное, что практически повсеместно практикуется у нас. Поэтому каждый маленький садик хорош по-своему, но ни один из виденных не оставляет впечатления убогости. У каждого есть своё достойное лицо.

Наверное, надо отдельно отметить особенности городского благоустройства. Невозможно не заметить, что в Финляндии очень мало машин и ещё меньше людей. Для москвича, привыкшего к километровым пробкам, это просто нонсенс, правда, очень приятный. В городах много комфортабельных, чистых и опрятных домов и совсем не видно людей.

Так же как и в частном декоративном садоводстве, в городе высаживаются только абсолютно надёжные растения - те, которые не подведут. Например, на косогоре между двумя уровнями тротуара вместо газона размещены горные сосны. Используется много неприхотливых, но декоративных длительное время кустарников: спирей, барбарисов, стефанандр. Свободные места между растениями мульчируются измельчённой щепой, часто нейтрально тонированной, а не засеиваются газоном - ведь косить его между кустами в городе практически не реально. Великолепно разрастаются плакучие рябины - в Москве я таких роскошных экземпляров не встречала, как, впрочем, и гортензию черешковую, сплошь увивающую трехэтажный дом и при этом обильно цветущую. А дикий виноград до 6-го этажа - полное впечатление, что ты находишься в южном городке. Да, особенности приморского расположения даже в северных регионах, конечно, накладывают свой отпечаток. Не стоит об этом забывать, когда планируешь посадки где-нибудь на северо-западе Подмосковья.

Кстати сказать, розы на улицах городов смотрятся великолепно, но… Всё это так называемые шиповники, то есть сорта от неприхотливых видов - розы морщинистой, бедренцово-листной, сизой, майской, собачьей, колючейшей, галльской… Действительно, столько сортов шиповников мне не встречалось больше нигде. Молодцы финны - и розы, и красота, и аромат, и цветут всё лето напролёт, а не мёрзнут и укрытия не требуют. Так и хочется порадоваться за братьев-чухонцев, а заодно удивиться: «А почему у нас нет сортов шиповника? Почему наши селекционеры не работают в этом направлении?» Даже странно.

В общем, дорогие коллеги садоводы. Безусловно, с падением железного занавеса главное достояние, которое мы получили,- это возможность путешествовать и своими глазами видеть, как люди живут в других местах, похожих и не похожих на наши, оценить их проблемы, порадоваться их достижениям и, конечно, что-то почерпнуть для себя, для своего развития.

Подводя итог, хочу отметить наиболее характерные черты, определяющие облик финского частного сада, которые можно взять на заметку (вдруг пригодится):

  • уважение к родной природе;
  • отсутствие суеты и чрезмерности;
  • тонкое чувство цвета и фактуры;
  • активное нежелание потрясти воображение соседей;
  • рациональная организация хозяйства и использование новых энергосберегающих технологий;
  • использование традиционных строительных материалов;
  • учёт индивидуальных потребностей человека.


2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.