Фаддей беллинсгаузен основной вклад. Сообщение о беллинсгаузене. Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен – российский мореплаватель и путешественник немецкого происхождения. Его фамилия известна даже самым невнимательным выпускникам российских школ, а звание первооткрывателя Антарктиды навеки вписало Беллинсгаузена в историю мировых географических открытий.

Детство и юность

Фаддей Беллинсгаузен родился на свет 9 (20 – по новому стилю) сентября 1778 года. Настоящее имя великого мореплавателя - Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и появился он на свет на принадлежащем Эстонии острове Эзель, который сегодня называется Сааремаа. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов и воспитывал мальчика без жены – мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведенное в месте, со всех сторон окруженном морем, наложило свой отпечаток – о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, еще будучи ребенком.

Когда Фабиану исполнилось 10 лет, умер его отец, а мальчика в 1789 году отправили учиться Морской кадетский корпус в Кронштадте, где его «русифицировали» до Фаддея Фаддеевича. Учеба давалась мальчику без труда, и уже в 1795-м Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год после этого юноша вышел в первое в биографии плавание – в Англию. Когда учеба подошла к концу, Фаддей был произведен в мичманы, а в 1979 году Беллинсгаузена отправили служить в ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803-го.

Несколько раз юноше приходилось работать под командованием вице-адмирала Петра Ханыкова, и Фаддей, очевидно, произвел на него благоприятное впечатление. Во всяком случае, когда в 1803 году Иван Крузенштерн начал набор команды в первое в истории России кругосветное плавание, Ханыков порекомендовал путешественнику взять Беллинсгаузена с собой.


Иван Федорович оценил способности моряка: описывая путешествие, он особо отметил то, как умело Беллинсгаузен зарисовывал карты и упоминал не только его офицерские навыки, но и таланты гидрографа. Когда в 1806 году кругосветка подошла к концу, Фаддей Фаддеевич ступил на землю капитан-лейтенантом, после чего был назначен командовать фрегатом Балтийского флота. Позже он участвовал в военных действиях: в русско-шведской войне был командиром фрегата «Мельпомена» и полгода в Финском заливе следил за вражеским флотом.

В 1811 году Фаддею Фаддеевичу поручили командовать уже гребной флотилией в Риге, а еще через год перевели управлять фрегатом «Минерва» в Черное море, во время службы на котором он получил новое звание – стал капитаном II ранга. Походы по Черному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников. Однако завершить работу не успел – в 1819 году мужчину срочно вызвали в столицу.

Морские экспедиции

Выяснилось, что группа российских мореплавателей выдвинула инициативу собрать экспедицию для обнаружения Южного материка, а одобрил эту идею. Задачами грядущего плавания стали обнаружение Антарктического полюса и приобретение дополнительных «познаний о нашем земном шаре». Для экспедиции подготовили два шлюпа – «Восток» и «Мирный», причем второй был перестроенным ледоходом, раньше носившим имя «Ладога».


Всей работой по подготовке занимался , командир «Мирного». Сам Беллинсгаузен окончательно был утвержден командиром «Востока» только за месяц до отплытия. Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли Рио-де-Жанейро, потом – острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе. 3 января 1820 года они приблизились к группе островов Южный Туле, где столкнулись с огромным количеством айсбергов.

Спустя две недели плавания в южном направлении мореплаватели обнаружили, что поля льда повсюду, куда достает человеческий глаз К марту 1820 года суда разделились и взяли курс на Австралию через Индийский и Южный океаны, причем вглубь последнего до того никто не заходил. После Австралии корабли исследовали Тихий океан, совершили открытия ряда островов и атоллов, а затем вновь вернулись в порт Джекон, будущий Сидней.


В июле экспедиция подошла к архипелагу Туамоту, где открыла несколько неизвестных ранее атоллов. После корабли взяли курс на Таити, севернее которого обнаружились новые острова. В ноябре 1820 года, когда в Антарктике началась весна, Фаддей Фаддеевич вновь взял курс на южный полюс. В начале зимы корабли попали в страшную бурю и после этого еще 3 раза, преодолев Полярный круг, предпринимали не увенчавшиеся успехом попытки приблизиться к ледяному материку.

10 января 1821 года экспедиция заметила четкие признаки земли, но льдины не давали никакой возможности проложить к ней маршрут. Еще какое-то время попытав удачу, шлюпы все-таки повернули на восток и двинулись к открытым незадолго до этого Шетландским островам. Продолжать экспедицию дальше было невозможно – «Восток» был сильно поврежден и требовал капитального ремонта, и Беллинсгаузен отдал приказ возвращаться в Россию. 24 июля (по старому стилю) 1821 года суда вернулись в кронштадтский порт через 751 день плаванья.


Значение экспедиции трудно переоценить – в XVIII веке первым достиг морей возле Южного полюса и сообщил, что местные льды полностью непроходимы. Беллинсгаузен спустя 45 лет это утверждение опроверг, трижды переплыв Южный полярный круг, причем на судах, совершенно неподготовленных к подобным климатическим условиям.

Благодаря экспедиции были обнаружены Коралловая мель и 29 островов. Также участники плавания собрали обширные этнографические коллекции и сделали подробные зарисовки Антарктики и ее животного мира. Сам Фаддей Фаддеевич рассматривал экспедицию как служебный долг, дополнительно оказавшийся полезным и для науки.


После антарктической экспедиции Беллинсгаузен поднял новый вопрос: мужчину заинтересовало, могут ли морские суда пройти в Амур. Однако проверку ждало фиаско - у мореплавателя не получилось обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме этого, погода помешала опровергнуть убеждение Жана Лаперуза о том, что Сахалин – это полуостров.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после завершения плавания к Антарктиде был произведен в чин капитана I ранга, затем стал капитан-командором. В 1826 году мореплаватель дослужился до чина контр-адмирала и в этом звании участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 годов, отличившись при взятии Мессеврии и Инады. В 1843 году Беллинсгаузен стал адмиралом, а закончил службу в российском флоте мужчина уже в звании генерала, состоящего при особе Его Величества.

Личная жизнь

При подготовке экспедиции к Антарктиде Фаддей Фаддеевич познакомился с будущей женой – Анной Дмитриевной Байковой, но обвенчались они только после возвращения Беллинсгаузена, в 1826 году. Личную жизнь мужчина связал с совсем юной девушкой – Байкова была младше мореплавателя на 30 лет.

В браке родились 7 детей, из которых выжили только 4 дочери, а еще одна девочка и 2-е сыновей умерли в младенчестве. Анна, невзирая на то, что супруг был лютеранского вероисповедания, осталась православной. Женщина много времени посвящала благотворительности и общественной деятельности: помогала церковно-приходской школе, была устроительницей благотворительных вечеров.


Труды женщины были высоко оценены властями: Анну наградили «Меньшим крестом ордена Святой Екатерины», на обратной стороне которого выгравировали надпись на латыни, гласящую «Трудами сравнивается с супругом».

В 1839 году жизнь Беллинсгаузена стала окончательно связанной с Кронштадтом: мужчину назначили военным губернатором города и главным командиром порта. Приняв город в запустении, Фаддей Фаддеевич вложил много сил в его обустройство: благодаря Беллинсгаузену в Кронштадте разбили сады и построили библиотеку.

Смерть

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 13 января 1852 года, и его смерть стала причиной неподдельной скорби кронштадтцев и служащих флота. Некролог, посвященный мореплавателю, был напечатан в «Морском сборнике».


Причина смерти Беллинсгаузена не дошла до потомков, как и точное расположение его могилы – известно только то, что Фаддей Фаддеевич похоронен на Кронштадтском лютеранском кладбище, где сейчас установлен кенотаф.

11 сентября 1870 года на торжественной церемонии великому мореплавателю установили памятник в Екатерининском парке Кронштадта. Впоследствии именем Беллинсгаузена были названы не только географические объекты, но и – интересный факт – лунный кратер. Портреты, изображающие первооткрывателя Антарктиды, помещены на российские и венгерские марки.

Награды

  • Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия
  • Императорский Орден Равноапостольного Князя Владимира
  • Императорский орден Святого Благоверного Князя Александра Невского
  • Орден Белого орла
  • Императорский орден Святой Анны
  • Почетнейший орден Бани
  • Военный орден Святого Людовика

русский мореплаватель, участник кругосветных плаваний

Руководил первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 г. Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Его именем названы мыс на Сахалине , российская научная полярная станция Беллинсгаузен на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), входящем в группу Южных Шетландских островов (открыта 22 февраля 1968 г. на юго-западной оконечности острова мысе Файдлс), море Беллинсгаузена (окраинное море Южного океана у берегов Антарктиды, между полуостровами Антарктическим и Терстон), шельфовый ледник Беллинсгаузена (расположенный в восточной части берега принцессы Марты (Восточная Антарктида)), котловина Беллинсгаузена (понижение дна на юго-востоке Тихого океана между материковым склоном Антарктиды, Южной Америки и Западно-Чилийским поднятием), остров в архипелаге Туамоту , а также острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых.

"Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря".

(Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен)

"Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном".

(Иван ФедоровичКрузенштерн)

Краткая хронология

1789 г. поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус

1797 г. произведен в мичманы - первый офицерский чин

1803-06 гг. принял участие в первом кругосветном плавании русских судов на фрегате «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна

1810-19 гг. командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях

1819-21 гг. в качестве капитана 2-го ранга возглавил новую кругосветную экспедицию, отправленную в южнополярные моря, на шлюпах “Восток” и “Мирный”. За 751 день плавания экспедиция открыла 29 островов в Тихом и Атлантическом океанах и Антарктиду, в том числе новый материк, названный Беллинсгаузеном “ледяным материком”. Были сделаны первые описания Антарктики, собраны богатые коллекции растений и животных.

1828-29 гг. в качестве контр-адмирала участвовал в осаде и взятии крепости Варна во время русско-турецкой войны

1839-52 гг. сделан военным губернатором Кронштадта и на этом посту получил чин адмирала и орден Владимира I ст.

1845 г. Фаддей Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества

1848 г. великий мореплаватель был назначен почетным членом Морского ученого комитета

История жизни

Ф.Ф. Беллинсгаузен родился 20 сентября 1778 года на балтийском острове Эзель (ныне Саарема) близ города Курессаре (Аренсбург). Детство великого мореплавателя прошло в родовом имении Пилгузе, где все мечты юного Беллинсгаузена были связаны с морем и профессией моряка.

В 1789 году Ф.Ф. Беллинсгаузен поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. После его окончания в 1797 году в чине мичмана 6 лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена Ивану Крузенштерну, под руководством которого в 1803-06 годах Ф.Ф. Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на фрегате "Надежда". Выполнил большинство карт, вошедших в "Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна ". В 1806 году Ф.Ф. Беллинсгаузен получил чин капитан-лейтенанта. После возвращения из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях, проводил важные гидрографические исследования

В 1819-1821 годах возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах "Восток" (под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена) и "Мирный" (под командованием Михаила Петровича Лазарева ). Цель экспедиции была определена Морским министерством как научная - открытие в возможной близости Антарктического полюса с целью "приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре".

4 июля 1819 года суда вышли из Кронштадта. 16 января 1820 года корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному "льдинному материку". Этим днем датируется открытие Антарктиды . Еще трижды в это лето они пересекали Южный полярный круг, в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть. В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне - Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян. В ноябре 1820 года корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 000 км. Было открыто 29 островов и 1 коралловый риф. Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым были составлены описания островов и карты, собраны этнографические, ботанические и зоологические коллекции.

По возвращении из кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен 2 года командовал флотским экипажем, 3 года занимал штабные должности, в 1826 году возглавил флотилию в Средиземном море, принял участие в осаде и штурме Варны в ходе русско-турецкой войны .

В 1831-38 годах руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 года до конца жизни был военным губернатором Кронштадта , а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтийским флотом. Во время службы он проводил научную работу в области артиллерии, впоследствии им был написан труд "О прицеливании артиллерийских орудий на море".

В 1843 году получил звание адмирала. Стоит отметить, что Ф.Ф. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; по-отечески заботился о подчиненных, добиваясь улучшения питания матросов; основал морскую библиотеку. Биографы Беллинсгаузена отмечали его доброжелательность и хладнокровие: присутствие духа он сохранял как под неприятельским огнем, так и в борьбе со стихией.

Ф.Ф. Беллинсгаузен был женат и имел четырех дочерей. Умер великий мореплаватель 25 января 1852 года в Кронштадте, где в 1870 году ему был поставлен памятник.

Открытие Антарктиды

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г prix du cialis .А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до -5◦ С, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже. Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

«Не ударить лицом в грязь» 15 января русские моряки впервые пересекли Южный полярный круг, а на следующий день, как писал М.П. Лазарев, «Достигли мы широты 69°23ў8І, где встретили матёрый лёд чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер… простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег… Отсюда продолжали мы путь свой к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк не доходя 70°. Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, «не ударить лицом в грязь». Что понимал будущий адмирал Михаил Петрович Лазарев под этим «не ударить лицом в грязь»? Знаменитый английский мореплаватель, представитель страны, которая не без оснований величала себя титулом «владычицы морей», утверждал, что южная земля есть, но недоступность не позволяет подтвердить реальность её существования. Что из этого следует? Да, молодая Россия не называет себя владычицей морей, и её морской флот ещё очень молод. Но только она, Россия, смогла отразить нашествие объединённых войск Европы под командованием Наполеона. А победы русских в сражениях на морях заставили все морские державы мира считаться с этой новой силой. Разумеется, решить географическую и мореходную проблему, которую великий британец Кук считал неразрешимой, должны были именно русские моряки. И это было сделано. Корабли Беллинсгаузена и Лазарева подошли ближе чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья «льдинного материка», который более века спустя норвежские китобои назвали Берегом Принцессы Марты. В то антарктическое «лето» «Восток» и «Мирный» ещё трижды пересекали полярный круг, стремясь продвинуться ближе к полюсу.

Подойдя 5 и 6 февраля на 3 км к северо-восточному выступу Берега Принцессы Астрид (выше 69 градусов южной широты), моряки обнаружили в этом районе шельфовый ледник (носящий ныне имя М.Лазарева). На современных картах он расположен южнее, поскольку в результате таяния шельфовые ледники Антарктиды постепенно отступают к югу.

Погодные условия оставались крайне тяжёлыми, солнце очень редко радовало всегда скучающих по нему северян. М.П. Лазарев писал: «Пробегая между льдинными островами в ясную погоду и надеясь на продолжение оной, забирались иногда в такую чащу, что в виду их было в одно время до полутора тысячи, и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал и шёл снег, – горизонт наш иногда ограничивался не далее, как на 20 сажен…».

Когда антарктическое так называемое «лето» кончилось, Беллинсгаузен и Лазарев отвели «Восток» и «Мирный» к северу и договорились некоторое время провести в автономном плавании, чтобы подробнее исследовать юго-восточную часть Индийского океана, которая на картах той поры была показана очень приблизительно. Во второй половине апреля корабли встретились в Сиднее, где простояли месяц. В июле капитаны, обследуя архипелаг Туамоту, нашли ряд неизвестных европейцам обитаемых атоллов, ещё не нанесённых на карты, и дали им имена русских государственных деятелей, полководцев и флотоводцев. К северу от Таити моряки открыли остров Восток, а юго-восточнее Фиджи назвали новооткрытые острова в честь участников экспедиции художника П.Н. Михайлова и астронома И.М. Симонова.

Передохнув около 2 месяцев, экспедиция в ноябре 1820 года снова направилась к «льдинному материку». Миновав остров Макуори, в серединедекабря корабли выдержали жестокий шторм при «такой великой мрачности, что едва на 30 сажень можно было видеть… Порывы ветра набегали ужасные, волны подымались в горы…» (Ф.Ф. Беллинсгаузен). Снова шлюпы трижды пересекали полярный круг, и на третий раз появились явные признаки земли.

Наконец, 10 января 1821 года, когда экспедиция, продвинувшись на юг до 69°53", повернула на восток, русские моряки через несколько часов увидели берег. П.Новосильский записал: «…Из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили чёрные скалы высокого, занесённого снегом острова. Вскоре опять наступила мрачность, ветер засвежел, и явившийся нам остров скрылся как призрак. 11 января утром… мы ясно увидели высокий остров, покрытый снегом, чернеющиеся мысы и скалы, на которых он не мог держаться. Открытый остров… назван именем… Петра I»

15 января 1821 года небо над Антарктикой было редкостно чистым и ясным, солнце ярким и воздух прозрачным. Всё сошлось как будто специально для того, чтобы полярные мореплаватели увидели на юге землю. С «Мирного» был хорошо виден очень высокий мыс, который соединялся узким перешейком с цепью невысоких гор, простирающихся к юго-западу. Моряки «Востока» разглядывали гористый берег, покрытый снегом, за исключением осыпей на горах и крутых скалах. Начальник экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен назвал его «Берегом Александра I», пояснив: «Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен». 30 января 1821 года выяснилось, что «Восток» нуждается в капитальном ремонте, и экспедиция повернула на север. 24 июля 1821 года шлюпы вернулись в Кронштадт. По данным авторов «Очерков по истории географических открытий», моряки провели вне родных берегов 751 день, причём за это время 527 дней находились под парусами, в том числе 122 дня южнее 60 градусов южной широты, ни разу против воли командиров не разлучаясь. Они совершили кругосветное плавание в высоких южных широтах.

Поскольку историки географических открытий не упоминают о случаях заболевания в экспедиции цингой, объяснить это можно особенностями русской кухни: как известно, люди на Руси не зимовали без запасов квашеной капусты. Поэтому командирам «Востока» и «Мирного» не пришлось, подобно Куку, придумывать, как заставить матросов есть эту вкуснятину. Так что витамина С во флотском рационе было достаточно.

Но погибают люди не только от цинги, и за время более чем двухгодичного плавания корабельный священник два раза отпевал умерших товарищей, отправляя их тела в морскую пучину. Из 190 участников экспедиции домой вернулись 188. Такая статистика, при всей суровости условий полярного плавания и строгости дисциплины на русском военном флоте, по тем временам просто была беспрецедентной.

И вообще по достигнутым географическим результатам первая русская антарктическая экспедиция – величайшая в XIX веке. Была открыта новая часть света («ледяной континент», «континент льда», «ледяной оплот»), позже названная Антарктидой, к берегам которой русские моряки подходили девять раз, в том числе четырежды на расстояние от 3 до 15 км; впервые охарактеризованы крупные акватории, примыкающие к новому материку; впервые описаны и классифицированы льды Антарктики и дана в общих чертах верная характеристика её климата; на карту Антарктики нанесено 28 объектов, получивших русские названия; в высоких южных широтах и в тропиках обнаружено 29 островов. Ход экспедиции и её результаты изложены Ф.Ф. Беллинсгаузеном в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…».

Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

Из книги 100 великих рекордов стихий автора

автора

Витус Беринг - Фаддей Беллинсгаузен Как известно, Россия сравнительно поздно, лишь в начале XVIII века, влилась в число морских держав. Тем не менее на долю русских мореплавателей выпало несколько замечательных открытий, составивших эпоху в истории мировой географической

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен родился в сентябре 1779 г. близ города Аренсбург на острове Сааремаа в Эстонии. С самого раннего детства он мечтал стать моряком. «Я родился среди моря, - писал он позже. - Как рыба не может жить без

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Фаддей Беллингсгаузен и Михаил Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, морские экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, на бриге

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Открытие Антарктиды Географы XIX столетия были убеждены: на Южном полюсе есть материк. Это подтверждали моряки китобойных и исследовательских судов, подходивших к полярным островам Антарктиды. Первыми вплотную к загадочному материку приблизились участники русской

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ Уникальный континентШестой континент, открытый в 1820 году экспедицией Беллинсгаузена, и сегодня остается одной из наиболее загадочных областей земного шара. По своему географическому положению Антарктида уникальна - она имеет выход к Атлантическому,

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лазарев Михаил Петрович Лазарев (Михаил Петрович) – известный адмирал русского флота (1788 – 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя «Суворовым», жил в Ситхе; более 2 лет (1819 – 1821) пробыл в ученой

Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Самая жуткая тайна Антарктиды Английский полярный исследователь Роберт Скотт стремился первым достичь Южного полюса, но ему не повезло; его опередил норвежец Руаль Амундсен. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный соперником всего за неделю до него.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

(1779-1852)

Выдающийся русский мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, открывший вместе с М. П. Лазаревым материк Антарктиды и тем самым утвердивший приоритет нашей Родины в этом замечательном географическом открытии, родился 20 сентября 1779 г. близ г. Кингисепп (Аренсбург) на острове Сааремаа (Эзель), составляющем теперь часть Эстонии.

С детских лет, которые молодой Ф. Ф. Беллинсгаузен проводил на берегу Рижского залива то в Аренсбурге, то в его окрестностях, он мечтал стать моряком и постоянно говорил себе: «я родился среди моря, и как рыба не может жить без воды – так и я не могу жить без моря». Неудивительно поэтому, что, когда ему исполнилось 10 лет, его в 1789 г. определили кадетом в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Так нашли осуществление его мечты, и впоследствии до преклонных лет он почти ежегодно находился в плавании.

Благодаря блестящим способностям Ф. Ф. Беллинсгаузену в Морском корпусе было легко учиться, но, по словам его биографов, он отличался «несколько резвым нравом», вследствие чего при окончании Морского корпуса не был среди первых в своем выпуске. В 1796 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в гардемарины и, продолжая числиться в корпусе, отправился в свое первое длительное заграничное плавание к берегам Англии. После производства в 1797 г. в первый офицерский чин мичмана он получил назначение на Ревельскую эскадру, в составе которой в течение шести лет плавал на различных кораблях по Балтийскому морю.

Молодой офицер старался совершенствовать свои знания в области военно-морских наук и с усердием выполнял свои служебные занятия. Этими своими качествами Ф. Ф. Беллинсгаузен обратил на себя внимание командующего флотом адмирала Ханыкова, который рекомендовал его к назначению в первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна-Лисянского. В 1803 г. он был переведен на корабль «Надежда», которым командовал сам начальник экспедиции капитан-лейтенант . Под руководством начальника экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенствовал свои морские знания и принимал деятельное участие в морской описи исследуемых берегов и в составлении новых морских карт. И. Ф. Крузенштерн дает следующую оценку его гидрографическим и картографическим работам: «Все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способность хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту». В Центральном Военно-морском музее хранится целый атлас с многочисленными подлинными картами молодого Ф. Ф. Беллинсгаузена.

За время кругосветного плавания Ф. Ф. Беллинсгаузен получил чин лейтенанта, а по возвращении из плавания – чин капитан-лейтенанта.

После возвращения из экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен плавал до 1810 г. на Балтийском море, последовательно командуя различными фрегатами. В 1809 г. он принимал участие в русско-шведской войне, командуя фрегатом «Мельпомена» и неся непрерывный шестимесячный дозор в Финском заливе для наблюдения за действиями неприятельских, шведского и английского, флотов. В 1811 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был переведен в Черноморский флот, в составе которого он оставался до 1819 г. в качестве командира сначала фрегата «Минерва», а затем фрегата «Флора», и принимал участие в боевых действиях у Кавказского побережья. На Черном море он уделял большое внимание вопросам гидрографии и много содействовал составлению и исправлению карт, определив координаты главнейших пунктов восточного берега Черного моря. В 1816 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1819 г. он был срочно вызван морским министром в Петербург для получения ответственного назначения.

В то время в Петербурге в срочном порядке снаряжались две экспедиции, каждая в составе двух кораблей: одна из них, так называемая первая дивизия, в составе шлюпов «Восток» и «Мирный» предназначалась для исследований в районе Южного полюса; вторая экспедиция. представлявшая вторую дивизию, состоявшую из шлюпов «Открытме» и «Благонамеренный» – в районе Северного полюса. Основной задачей обеих экспедиций являлись научные географические исследования и открытия, причем первая русская антарктическая экспедиция имела целью проверить утверждение английского мореплавателя Джемса Кука, отрицавшего на основании собственного плавания возможность существования материка в высоких южных широтах, в местах, доступных для мореплавания. Это мнение Кука было принято географами и мореплавателями всего мира как непреложная истина, и его ошибка явилась причиною отказа более чем на 40 лет от дальнейших научных экспедиций в антарктические районы.

В организации этих экспедиций принимали участие выдающиеся мореплаватели того времени, начиная от старшего поколения в лице знаменитого гидрографа адмирала Гаврилы Андреевича Сарычева и кончая только что вернувшимся из кругосветного плавания на бриге «Рюрик» молодым лейтенантом О. Е. Коцебу. Обстоятельная записка по этому поводу, касавшаяся главным образом антарктической экспедиции, была составлена и И. Ф. Крузенштерном, проживавшим тогда ввиду своей болезни в окрестностях г. Раквере (Везенберга). Крузенштерн считал антарктическую экспедицию великим русским патриотическим делом и посвятил ей в своей записке следующие слова: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас: она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». И. Ф. Крузенштерн далее обращал внимание на необходимость самой тщательной всесторонней подготовки экспедиции, включая и ее научную часть и назначение подходящего руководителя. Наиболее достойным начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в области Антарктики, И. Ф. Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, который, однако, в это время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка». Ввиду этого И. Ф. Крузенштерн предложил вместо него назначить Ф. Ф. Беллинсгаузена, характеризуя его следующими словами: «он имеет особенные достоинства к начальству над таковою экспедициею: превосходный морской офицер и имеет редкие познания в астрономии, гидрографии и физике. Наш флот, конечно, богат предприимчивыми офицерами, однако, из тех, коих я знаю, не может никто кроме Головнина сравниться с Беллинсгаузеном». Назначение Ф. Ф. Беллинсгаузена состоялось: 4 июня 1819 г. он вступил в командование шлюпом «Восток» и одновременно принял начальство над «первой дивизией».

Ему в это время было 40 лет, и он находился в полном расцвете своих сил и способностей. Служба в молодые годы под командованием опытного старого моряка адмирала Ханыкова, участие в первом русском кругосветном плавании под руководством И. Ф. Крузенштерна, наконец, 13-летнее самостоятельное командование кораблями выработали основные деловые и личные качества Ф. Ф. Беллинсгаузена. Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев впоследствии не называл его иначе, как «искусным неустрашимым моряком», и к этому прибавлял, что «он был отличный, теплой душа человек». Такая высокая оценка, исходящая из уст одного из крупнейших русских флотоводцев М. П. Лазарева, многого стоит. Ф. Ф. Беллинсгаузен был строгим, но гуманным начальником. Свою гуманность он проявлял неоднократно в жестокий век аракчеевщины и за время кругосветного плавания не применил ни разу телесного наказания по отношению к подчиненным ему матросам, заботливо относился к их бытовым условиям и здоровью.

Для окончательной подготовки экспедиции к уходу в опасное и ответственное дальнее плавание у Ф. Ф. Беллинсгаузена оставалось очень мало времени – несколько больше месяца. Много сделал для должного снабжения обоих шлюпов командир второго из них – «Мирного» – лейтенант Михаил Петрович Лазарев, получивший назначение значительно ранее и являвшийся достойным подчиненным и сотоварищем Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Ввиду спешной подготовки экспедиции в состав ее были включены не специально построенные для плавания во льдах корабли, а уже находившиеся в постройке и предназначенные для других целей. Шлюп «Восток», строившийся на Охтенской верфи в Петербурге, был того же типа, что и шлюп «Камчатка», уже находившийся в кругосветном плавании под командой В. М. Головнина (последний дает следующие данные о размерах этих шлюпов: водоизмещение около 900 тонн, длина 39,5 м, ширина 10 м, осадка при полном грузе 4,5 м). «Восток» имел ряд конструктивных недостатков (излишняя высота мачт, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа), в которых Ф. Ф. Беллинсгаузен прямо обвиняет строителя В. Стоке. Второй корабль экспедиции, которым командовал М. П. Лазарев, был первоначально построен в качестве транспорта для плавания в Балтийском море; строился он на верфи в Лодейном поле русским мастером Колодкиным. При подготовке к походу Лазарев внес в конструкцию «Мирного» ряд изменений, в результате чего он оказался (по словам его командира) «самым удобнейшим по крепости своей, вместительности и покою», единственным недостатком его являлась тихоходность, ввиду чего требовалось особое морское искусство М. П. Лазарева, чтобы не разлучиться во время плавания с более быстроходным «Востоком» (размеры шлюпа «Мирный»: водоизмещение 530 тонн, длина 36,5 м, ширина 9,1 м, осадка 4,3 м). Личный состав экспедиции включал: на шлюпе «Восток» 9 офицеров и 117 матросов, на шлюпе «Мирный» – 7 офицеров и 72 матроса. На шлюпе «Восток» находились, кроме того, прикомандированные к экспедиции астроном, профессор Казанского университета И. Симонов и живописец П. Михайлов.

На кораблях Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева не было ни одного иностранца. Это обстоятельство подчеркивает участник экспедиции профессор Симонов, который в своем слове, произнесенном на торжественном заседании университета после возвращения в июле 1822 г., заявил, что все офицеры были русские, и хотя некоторые из и их носили иностранные фамилии, но, «будучи дети российских подданных родившись и воспитавшись в России, не могут быть названы иностранцами».

Среди офицеров экспедиции находилось много передовых представителей русской либеральной интеллигенции, в том числе будущий участник восстания декабристов лейтенант К. П. Торсон.

Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была, в общем, хорошо. Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами.

Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцинготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали и выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для использования личному составу. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на мачтах и реях во время ледяных ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену; жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п.; благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

На каждом из шлюпов имелась значительная библиотека, содержавшая все вышедшие в свет описания морских путешествий на русском, английском и французском языках, морские астрономические ежегодники, сочинения по геодезии, астрономии и навигации, лоции и наставления для плавания, различные мореходные таблицы, сочинения по земному магнетизму, небесные атласы, записки Адмиралтейского департамента и др.

Основная цель экспедиции была определена инструкцией морского министра следующим образом: Беллинсгаузену надлежало после исследования острова Новая Георгия и района так называемой «земли Сандвичевой» «пуститься к югу» и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он сможет достигнуть», употребить «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли», причем ему разрешалось прекращать эти поиски только «при непреодолимых препятствиях».

Шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 16 июля 1819 г. и после кратковременных стоянок в Копенгагене, Портсмуте и на Канарских островах прибыли 14 ноября в Рио-де-Жанейро, где провели три недели для отдыха команды перед утомительным и сложным плаванием в Антарктике, для подготовки шлюпов к штормовым походам и для принятия свежей провизии.

Согласно полученной инструкции экспедиция должна была начать свои научно-исследовательские работы с острова Южная Георгия и открытой Куком «Земли Сандвича», характер и размеры которой не были определены. Ф. Ф. Беллинсгаузен обследовал южный берег острова Новая Георгия и нанес его на карту, обозначив ряд географических пунктов русскими наименованиями в честь участников экспедиции.

Далее экспедиция направилась к пресловутой «Земле Сандвича» по пути к этой «Земле» было сделано 3 января 1820 г. первое крупное открытие – открыта группа островов, которая была названа Беллинсгаузеном по фамилии тогдашнего русского морского министра островами маркиза де Траверсе, а отдельные острова ее – по фамилиям участников экспедиции (остров Завадовского, остров Лескова и остров Торсона, после восстания декабристов переименованный в остров Высокий). 11 января экспедиция подошла к району «Земли Сандвича» и обнаружила, что пункты, которые Кук считал мысами ее, на самом деле являются отдельными островами. Ф. Ф. Беллинсгаузен проявил исключительный такт, сохранив за открытыми русскими мореплавателями островами те наименования, которые Кук дал мысам, а за всей группой – имя Сэндвича (Южные Сэндвичевы острова). Затем экспедиция приступила к тем «покушениям» достичь материка, которые предписывала ей инструкция.

Со вступлением кораблей экспедиции в высокие южные широты условия плавания стали весьма сложными, требовавшими от русских мореплавателей величайшего искусства управления парусными кораблями, внимания, наблюдательности, выносливости и упорства в достижении поставленной цели. С начала января 1820 г. корабли вступили в зону антарктических плавающих льдов и айсбергов, маневрирование между которыми при условиях тумана и снега, при штормовых ветрах, сильном волнении и зыби требовало большого умения и смелости. Весьма затрудняла совместное плавание разница в скоростях хода между обоими шлюпами: «Востоку» приходилось все время уменьшать свою скорость, а «Мирному», наоборот, несмотря на штормовые ветры, форсировать парусами. Ф. Ф. Беллинсгаузен в своих донесениях неоднократно отмечает заслуги М. П. Лазарева, лишь благодаря морскому искусству которого корабли ни разу не разлучались даже в условиях плохой видимости и все опасные районы проходили совместно. Шлюпы неоднократно бывали близки к гибели, когда при штормовых ветрах и в тумане они большим ходом пробирались между громадными плавающими льдами и айсбергами, качавшимися на зыби, определяя местонахождение последних лишь по шуму бурунов. Несмотря на исключительную собственную смелость и опытность, М. П. Лазарев считал, что Беллинсгаузен слишком рискует, маневрируя большими ходами между ледяными полями в условиях плохой видимости. В своих замечаниях М. П. Лазарев говорил: «хотя мы смотрели с величайшим тщанием вперед, но итти в пасмурную ночь по 8 миль в час казалось мне не совсем благоразумно». На это замечание Ф. Ф. Беллинсгаузен отвечал: «Я согласен с сим мнением лейтенанта Лазарева и не весьма был равнодушен в продолжение таких ночей, но помышлял не только о настоящем, но располагал действия так, чтобы иметь желаемый успех в предприятиях наших и не оставаться во льдах во время наступающего равноденствия» (во время равноденствия обычны сильные штормы). Это было, пожалуй, единственное разногласие за время плавания между ним и его спутником, с которым его связывали сердечные дружеские отношения.

Оба шлюпа все же не избежали столкновения с ледяными полями и получили серьезные повреждения корпусов. Особенно серьезное повреждение получил «Восток», состояние этого шлюпа к концу экспедиций вообще возбуждало опасения: корпус его сильно расшатался и принимал много воды, во внутренних помещениях развивались сырость и гниль, команде приходилось непрерывно откачивать ручными помпами поступающую внутрь корабля через пробоину воду. Ф. Ф. Беллинсгаузен в описании своего плавания пишет по этому поводу, что он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам».

За время плавания участники экспедиции пользовались каждой возможностью для астрономического определения своего местоположения. В наблюдениях, помимо штурманов и астронома Симонова, участвовали и оба командира. Точность наблюдений русских мореплавателей до сих пор вызывает удивление участников современных антарктических экспедиций.

К материку Антарктиды русская экспедиция впервые близко подошла 16 января 1820 г., во время своего первого «покушения» проникнуть на юг, и этот день мы считаем за дату его открытия. Условия видимости, однако, были недостаточно хорошими, а исключительная честность и требовательность к вопросам достоверности открытия не позволили русским морякам утверждать, что они фактически видели низменную часть материка, а не ледяной береговой припай. Теперь, однако, уже никто не сомневается в том, что Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев именно в этот день открыли шестую часть света. Вторично экспедиция находилась вплотную к материку 2 февраля 1820 г. В этом же месте 1948 г. находилась советская китобойная экспедиция «Слава», которая при условии прекрасной видимости отчетливо видела все побережье и горные вершины в глубине континента. Свои впечатления о льдах, которые Ф. Ф. Беллинсгаузен видел перед собою с 17 по 18 февраля при очередном подходе к материку, он характеризует следующими словами: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу». Эта характеристика показывает, что сам Ф. Ф. Беллинсгаузен сомневался: не берег ли он видит перед собою. Само описание льдов, сделанное русским мореплавателем, вполне соответствует виду побережья Антарктиды в этом районе, каким мы его знаем по позднейшим исследованиям. В близости берега были уверены многие из офицеров экспедиции. Пожалуй, наиболее убедительно в этом отношении звучит вывод Ф. Ф. Беллинсгаузена, сделанный им в конце плавания, уже после открытия экспедицией острова Петра I. Этот вывод является как бы итогом его представления о приполярных районах. Он пишет: «Огромные льды, которые по мере близости к Южному полюсу подымаются в отлогие горы, называю я матерыми, предполагая, что когда в самый лучший летний день морозу бывает 4°, то тогда далее к югу стужа, конечно, не уменьшается, и потому заключаю, что сей лед идет через полюс и должен быть неподвижен, касаясь местами мелководия, или островам, подобным острову Петра I, которые несомненно находятся в больших южных широтах и прилежит также берегу, существующему (по мнению нашему) в близости той широты и долготы, в коей мы встретили морских ласточек» [т. е. 5-7 февраля 1820 г.].

За этот период экспедиция три раза пересекала южный полярный круг.

В начале марта 1820 г. в связи с неблагоприятной погодой и необходимостью запастись свежей провизией и дровами и дать отдых личному составу Ф. Ф. Беллинсгаузен решил (что соответствовало и инструкции) покинуть высокие южные широты, направиться в австралийский Порт-Джексон (Сидней) для длительной стоянки, а после этого, согласно инструкции, на время зимы южного полушария начать исследование юго-восточной части Тихого океана.

После месячной стоянки в Сиднее оба шлюпа 22 мая 1820 г. направились в район архипелага Туамоту и островов Общества. К востоку от острова Таити русской экспедицией в июне 1820 г. была открыта целая группа островов, названная островами Россиян (острова Кутузова, Лазарева, Раевского, Ермолова, Милорадовича, Грейга, Волконского, Барклая де Толли, Витгенштейна, Остен-Сакена, Моллера, Аракчеева). После этого шлюпы «Восток» и «Мирный» посетили остров Таити и отправились снова в Сидней для отдыха, ремонта и приемки различных припасов перед новым походом в антарктические воды. На пути к Сиднею экспедиция открыла еще ряд островов (Восток, великого князя Александра Николаевича, Оно, Михайлова и Симонова).

В начале сентября 1820 г. экспедиция вернулась в Сидней, где приступила к возможно более тщательному ремонту обоих кораблей, в особенности шлюпа «Восток». В Сиднее экспедиция находилась почти два месяца и 11 ноября 1820 г. вновь вышла в море для достижения высоких широт в других, еще не посещенных секторах Антарктики. С конца ноября экспедиция возобновила свои попытки достичь материка Антарктиды. «Покушений» проникнуть возможно далее к югу в этот период было сделано четыре, и три раза корабли проникали за южный полярный круг.

Однако в этом секторе Антарктики материк далеко не достигает южного полярного круга, и лишь четвертая попытка увенчалась успехом: 21 января 1821 г. был открыт остров Петра I, а 18 января – Берег Александра I, о котором Ф. Ф. Беллинсгаузен пишет: «Я называю обретание сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего». 1 февраля Беллинсгаузен направился к архипелагу Южных Шетландских островов, об открытии которого он узнал, находясь в Австралии. С 5 по 8 февраля экспедиция обследовала южные берега архипелага, обнаружив, что он состоит из десятка более крупных островов и многих более мелких. Все Южные Шетландские острова были положены на карту, и всем им были даны имена (Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо, остров вице-адмирала Шишкова и др.). После обследования Южных Шетландских островов экспедиция направилась в обратный путь на родину с заходом в Рио-де-Жанейро, где был снова произведен тщательный ремонт шлюпов, и в Лиссабон.

Наконец, 6 июля 1821 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» стали на якорь на Малом Кронштадтском рейде на тех местах, из которых они более двух лет назад отправились в свой славный и опасный путь.

Экспедиция продолжалась 751 день (из них ходовых дней под пару- сами 527 и якорных 224); корабли прошли около 49 000 морских миль что по протяжению в 2,25 раза превышает длину экватора.

Каковы же были результаты первой русской антарктической экспедиции? Экспедиция открыла материк Антарктиды и обошла вокруг него. Кроме того, ею были вновь открыты 29 ранее неизвестных островов, в том числе 2 в Антарктиде, 8 в южном умеренном поясе и 19 в жарком поясе.

Громадная заслуга Экспедиции состояла в точном определении географического положения островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюбленной специальностью самого Ф. Ф. Беллинсгаузена. Эти определения не потеряли своего значения и очень мало отличаются от новейших определений, произведенных на основе более точных методов и более совершенными мореходными инструментами. Карта Южных Шетландских островов являлась наиболее точной вплоть до второй половины ХХ в., а зарисовки островов, сделанные художником Михайловым, используются до сих пор. Астроном Симонов производил систематические наблюдения над изменением температуры воздуха, штурманы – над элементами земного магнетизма. Экспедиция произвела много важных океанографических исследований; она первая стала доставать пробы воды с глубины примитивным батометром, изготовленным из подручных средств; производились опыты с опусканием бутылки на глубину; впервые определялась прозрачность воды опусканием на глубину белой тарелки; измерялись глубины, насколько позволяла длина имевшегося лотлиня (по-видимому, до 500 м); была произведена попытка измерения температуры на глубине; изучалось строение морских льдов и замерзаемость воды разной солености; производились определения девиации компасов на различных курсах и направления ветра на различных высотах с помощью шаров-зондов, что тогда являлось новинкой.

Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, переданные затем в различные музеи России, где они хранятся до сих пор.

Экспедиция была встречена на Родине с большой торжественностью. Ее открытиям придавалось громадное значение. В иностранных государствах приоритет русского открытия был признан бесспорно.

Лишь спустя более чем 20 лет была послана первая иностранная экспедиция в антарктические воды. Руководитель этой английской антарктической экспедиции 1839-1843 гг. Джемс Росс писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».

В 1867 г. немецкий географ Петерман, отмечая, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены совершенно недостаточно, указывает на бесстрашие Ф. Ф. Беллинсгаузена, с которым он пошел против господствовавшего в течение 50 лет мнения Кука: «За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба, Магеллана и Джемса Росса, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи».

Академик Ю. М. Шокальский, сравнивая достижения антарктических экспедиций Кука и Беллинсгаузена, сделал следующий подсчет: первый из них находился южнее параллели 60° в течение 75 дней, второй – 122 дня; Кук находился во льдах 80 дней, Беллинсгаузен – 100 дней; корабли Кука разлучились, а оба русских шлюпа в сложнейших условиях шли все время соединенно.

Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен показал себя в этом плавании не только талантливым начальником экспедиции, выдающимся моряком и прекрасным товарищем, но высокообразованным ученым и наблюдателем.

Ф. Ф. Беллинсгаузен разрешил многие сложные физико-географические проблемы, однако, к сожалению, научная слава досталась не ему, а иностранным ученым, занимавшимся теми же вопросами значительно позднее. Так, задолго до Дарвина Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенно правильно объяснил происхождение коралловых островов, являвшееся до него загадкою; он дал правильное объяснение происхождения морских водорослей в Саргассовом море, оспаривая мнение такого авторитета в области географической науки того времени, как А. Гумбольдт; у него много правильных мыслей в вопросах теории льдообразования, не потерявших своего значения; им были разрешены также многие вопросы океанографии. Наконец, нельзя пройти мимо высказываний Ф. Ф. Беллинсгаузена, направленных непосредственно против расовой теории и касающихся австралийцев (в описании своего плавания он говорит: «последствие показало, что природные жители Австралии к образованию способны, не взирая, что многие европейцы в кабинетах своих вовсе лишили их всех способностей»).

В награду за успешное выполнение поручения Ф. Ф. Беллинсгаузен «был произведен в капитан-командоры и получил ряд других наград. С 1822 по 1825 г. он занимал береговые должности, очевидно, чтобы иметь возможность обработать материалы своего плавания для издания. Для этой цели он использовал свои дневники и заметки, шканечные журналы шлюпов «Восток» и «Мирный» и заметки всех участников экспедиции, а также наблюдения астронома Симонова и карты и рисунки художника Михайлова. Эта работа была закончена в 1824 г., когда автор представил Адмиралтейскому департаменту рукопись, включающую 10 тетрадей. Однако издан был этот труд под заглавием «Двухкратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» лишь в 1831 г. Это первое издание состояло из двух томов без всяких иллюстраций, а все карты и рисунки были собраны в приложенный к нему «Атлас» (19 карт, 13 видов. 2 вида ледяных островов и 30 различных рисунков, изображающих различных животных, птиц и рыб и др.).

Вся дальнейшая служба Ф. Ф. Беллинсгаузена протекала почти в непрерывных плаваниях, строевой и боевой службе и на высших командных должностях. В 1821-1827 гг. мы видим его командующим отрядом судов в Средиземном море. В 1828 г., будучи контр-адмиралом и командиром гвардейского экипажа, он вместе с последним выступил из Петербурга сухим путем и прошел на Дунай для участия в войне с Турцией. На Черном море он играл руководящую роль в осаде турецкой крепости Варны, а затем, имея свой контр-адмиральский флаг на кораблях «Пармен» и «Париж», и во взятии этой крепости, а также ряда других городов и крепостей. В 1831 г. уже вице-адмиралом Ф. Ф. Беллинсгаузен является командиром 2-й флотской дивизии и ежегодно с нею крейсирует в Балтийском море.

В 1839 г. начинается последний этап его жизненного пути и служебной карьеры: он назначается на высший строевой пост на Балтийском море – главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Эта должность совмещалась с ежегодным назначением командующим Балтийским флотом на время его летних плаваний и до самой своей смерти (в возрасте 73 лет) Ф. Ф. Беллинсгаузен продолжал выходы в море для боевой подготовки вверенного ему флота.

Как главный командир Кронштадтского порта, адмирал (с 1843 г.) Ф. Ф. Беллинсгаузен принял исключительно большое участие в строительстве новых гранитных гаваней, доков, гранитных фортов, готовя балтийскую твердыню к отпору вражеского нашествия, точно так же как подобную же задачу выполнял его прежний соплаватель адмирал М. П. Лазарев на юге – в Севастополе. Ф. Ф. Беллинсгаузен усердно тренировал свой флот и для улучшения качества артиллерийской стрельбы разработал и вычислил специальные таблицы, изданные под названием «О прицеливании артиллерийских орудий на море». Как уже отмечалось, Ф. Ф. Беллинсгаузен был прекрасным моряком и до конца дней своих умело обучал своих командиров в маневрировании и эволюциях. Современники, участвовавшие в этих эволюциях, давали ему аттестацию «мастера своего дела», а присутствовавший на морских маневрах 1846 г. шведский адмирал Норденшельд воскликнул: «Я держу пари с кем угодно, что этих эволюций не сделает ни единый флот в Европе». К чести старого адмирала нужно сказать, что он высоко ценил смелость и инициативу молодых командиров, и когда (в 1833 г.) во время осеннего плавания в устье Финского залива в бурную осеннюю ночь командир фрегата «Паллада», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов, поднял своему адмиралу сигнал «флот идет к опасности», последний беспрекословно изменил курс кильватерной колонны, благодаря чему эскадра была спасена от аварии на камнях.

Ф. Ф. Беллинсгаузен всю жизнь интересовался географическими вопросами, перечитывал все описания кругосветных плаваний и переносил на свою карту все новые открытия. Его имя значится среди первых избранных действительных членов Русского географического общества.

В бытность свою главным командиром в Кронштадте он проявлял много забот о подъеме культурного уровня морских офицеров; в частности, он был основателем одной из крупнейших русских библиотек того времени – Кронштадтской морской библиотеки. Его большому практическому опыту во многом обязаны своим успехом русские кругосветные экспедиции того периода, когда ему было подведомственно их снаряжение в Кронштадте.

Занимался Ф. Ф. Беллинсгаузен и корабельною архитектурою: при капитальном ремонте кораблей в Кронштадте улучшались их обводы, а сам он являлся автором проекта большой военной шхуны «Вихрь», для которой он сам сделал все чертежи и вычисления.

Для Ф. Ф. Беллинсгаузена характерна его гуманность по отношению к матросскому составу и постоянная забота о нем. В Кронштадте он значительно улучшил бытовые условия команд постройкой казарм, устройством госпиталей, озеленением города; особенно много им сделано было для улучшения питания матросов в смысле увеличения мясного пайка и широкого развития огородов для снабжения их овощами. После смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 25 января 1852 г. в Кронштадте и здесь же похоронен. В 1870 г. в Кронштадте в память Ф. Ф. Беллинсгаузена был установлен памятник. Впоследствии именем Ф. Ф. Беллинсгаузена были названы следующие географические объекты: 1) Море Беллинсгаузена – в Антарктике, в районе открытых русской экспедицией острова Петра I и Земли Александра I, и 2) остров Беллинсгаузена – в группе Южных Сэндвичевых островов. Беллинсгаузен оставил заметный след в истории русского флота и высоко поднял мировой авторитет русских мореплавателей и русской океанографической и гидрографической науки своим замечательным плаванием к берегам Антарктиды.

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 419-431.

Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) 9 (20) сентября 1778 года. Происходил из остзейских немецких дворян.
Его первое знакомство с Кронштадтом было связано с учёбой в Морском кадетском корпусе в 1789-1897 годах, а в дальнейшем – со службой офицером на Балтийском флоте. В 1803 году из Кронштадта ушёл в составе первой русской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а в 1819-м сам возглавил экспедицию на кораблях «Восток» и «Мирный», результатом которой стало открытие Антарктиды.
В 1839 году судьба окончательно свяжет адмирала с Кронштадтом — он займёт должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта. В доме № 2 по улице Княжеской (ныне — Коммунистическая), — сейчас этот дом называют «домом Маринеско», — находилась служебная квартира военного губернатора Феддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Сделал Кронштадт зелёным

В начале деятельности Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на посту губернатора Кронштадт представлял собой неустроенный в бытовом и в культурном отношении город. Единственными городскими садами были Романовский (ныне — Садик Металлистов), Инженерный (на углу улиц Восстания и Зосимова), а также Общественный сад на месте современного Летнего сада, с примыкающими к нему жилыми постройками эпохи Петра I.
Известно, что Фаддей Фаддеевич был большим любителем садоводства, продолжателем идей своего предшественника адмирала П. М. Рожнова по озеленению города. Эта его увлечённость преобразила город: первые деревья были посажены адмиралом на Александровском бульваре (улица Зосимова), в Инженерном саду и на первой аллее у решётки Петровского парка; были разбиты парки на Большой Екатерининской (ныне — улица Советская), Северном бульваре (ныне — улица Восстания), расширен Летний сад.
Поскольку наблюдением за состоянием садов и парков занимался сам военный губернатор, многие деревья сохранялись в нашем городе долгое время. И надо отметить, что многие из последующих военных губернаторов города весьма ревностно относились к озеленению Кронштадта. В итоге в 1875 году в городе даже учредили отделение Императорского общества садоводства. Большим любителем садоводства был впоследствии военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков, который воспитывал в горожанах любовь к растениям и вообще к природе.

Не только сажал,
но и строил

Ещё до своего назначения военным губернатором Беллинсгаузен вместе с капитан-лейтенантом И. Н. Скрыдловым на частные пожертвования основал в 1832 году библиотеку и стал первым её директором, а книги, собранные адмиралом, стали основой первого фонда библиотеки.
Одновременно исполняя должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта, Беллинсгаузен был председателем «Комитета по устройству города», который фактически занимался еблагоустройством Кронштадта и территории острова Котлин. Под его наблюдением были выстроены новые и перестроены старые форты, доки, гавани; рассматривались планы по строительству новых жилых зданий, здания администрации города, Пароходного завода, расширению Лютеранского кладбища и другие проекты. По настоянию Беллинсгаузена на кораблях устраивались госпитали, улучшалось питание для матросов.

Нашёл
достойную супругу

Лютеранин по вероисповеданию, он являлся почётным прихожанином церкви Св. Елизаветы в Кронштадте. Интересно, что семья его была многоконфессиональной. Жена Фаддея Фаддеевича — Анна Дмитриевна (урождённая Байкова, родилась 6 марта 1808 года) была православной. Анна Дмитриевна происходила из семьи секунд-майора Дмитрия Федосеевича Байкова, командира сапёрного батальона, служившего в нашем городе и строившего здания Военного ведомства в Петербурге и Кронштадте. С семьёй своей будущей жены Беллинсгаузен впервые познакомился, когда готовил поход к Южному полюсу, а венчание 18-летней Анны Байковой и 48-летнего Фаддея Беллинсгаузена состоялось в Кронштадте уже после похода — в 1826 году.
Из семи детей Анны Федосеевны и Фаддея Фаддеевича двое сыновей и дочь умерли в грудном возрасте; на воспитании остались Елизавета, Екатерина, Мария и Елена. Анна Дмитриевна не только воспитывала дочерей, но и активно занималась общественной и благотворительной деятельностью: много лет была попечительницей кронштадтской церковно-приходской школы, организовала столовую для детей погибших флотских нижних чинов, устраивала благотворительные вечера. За свои труды ей был пожалован «меньший крест ордена Святой Екатерины», на оборотной стороне которого по латыни было выбито: «Трудами сравнивается с супругом». После смерти мужа Анна Дмитриевна уехала в Псковскую губернию, в своё небольшое имение. Она умерла 16 декабря 1892 года и похоронена на погосте Горки Новосокольнического района Псковской области. Могила Анны Дмитриевны сохранилась и благодаря деятельности краеведческого музея города Новосокольники содержится в надлежащем виде.

Потомки помнят

О кончине адмирала Беллинсгаузена в 1852 году скорбел весь Кронштадт и Флот. «Морской сборник» напечатал некролог.
Его могила находилась на лютеранском (немецком) кладбище в Кронштадте, но, к сожалению, была утрачена. Уже в наше время на месте предполагаемого захоронения установили кенотаф.
11 сентября 1870 года в Екатерининском (Советском) парке был открыт памятник с надписью «Нашему полярному мореплавателю Фаддей Фаддеевичу Беллингсгаузену. 1870 г.». На открытии памятника состоялся торжественный церемониал с освящением и прохождением маршем кронштадтских моряков и подразделений кронштадтской артиллерии. Впоследствии церемония открытия памятника Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену легла в основу торжественных открытий двух других памятников: Петру Кузьмичу Пахтусову в Кронштадте и Ивану Фёдоровичу Крузенштерну в Санкт-Петербурге.
Именем Беллинсгаузена на карте мира названы 13 географических пунктов, в том числе гора в Антарктиде, мыс на Сахалине, острова, море и котловина в Тихом океане у берегов Антарктиды. В состав ВМФ СССР долгое время входило экспедиционное океанографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен», которое в 1983 году повторило вместе с судном «Адмирал Владимирский», хорошо известным кронштадтцам, маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева 1819-1821 годов. Имя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена ныне особо чтят в Детском морском центре «Юный моряк». Ежегодно в сентябре в Советском парке у памятника Беллинсгаузену проходит праздник посвящения в юнги.
Так в нашем городе стараются сохранить связь времён.

Светлана Кислякова,
Музей истории Кронштадта



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.