Чалая нураги. Сардиния: нураги стерегут тайны. Следы исчезнувшей цивилизации

Сардиния: нураги стерегут тайны

Тайнами окружены происхождение гуанчей Канарских островов, каменных истуканов с острова Пасхи, пирамиды ацтеков и цивилизация инков… Многие годы они занимают умы ученых и просто любителей непознанного, а публикации, призванные пролить свет на эти загадки, регулярно появляются в научных и популярных журналах всего света.

А совсем рядом, в Европе, остров Сардиния ставит загадку, которая вполне вписывается в ряд с другими великими тайнами мировой цивилизации, но о которой – увы! – мало кто знает.

Перед нами в поверхности земли чернеет четко очерченный треугольный проем. Вниз уходят ступени. Камни ступеней и краев проема настолько гладко отшлифованы и так плотно пригнаны друг к другу, что кажется, будто это свежий бетон, с которого только что сняли опалубку. И невозможно поверить, что всем этим камням несколько тысяч лет.

Темный треугольник среди выжженной уже к концу мая травы и почти белых камней под ослепительным светом полуденного солнца выглядит жутковато. Несколько шагов вниз, и когда глаза немного привыкают к полумраку, впереди видишь, как в глубине, поблескивает вода.

Но эта странная лестница ведет не просто к воде. Она ведет к загадке, у которой пока нет ответа. Загадке целого безымянного народа.

Этот народ соорудил не только эту лестницу к подземному водоему в Санта-Кристина-ди-Паулилатино, что лежит среди нагорий центральной Сардинии, но еще массу мегалитических гробниц, некрополей, дольменов и сложенных из огромных каменных глыб конусообразных башен – нурагов. За неимением лучшего, по названию этих башен и зовут строивших их людей – "народ нурагов".

На Сардинии таких нурагов, возведенных начиная примерно с 1700 года до нашей эры и кончая эпохой римских завоеваний, насчитывают от семи до восьми тысяч. Точного числа не назовет никто – каждый год среди пустынных гор острова находят или раскапывают все новые башни.

Архитектура нурагов внешне незатейлива. Наполните ведро мокрым песком, переверните его, и перед вами форма простейшей сардинской башни. Но это впечатление обманчиво. По словам шведского археолога Барбру Сантилло Фризелл, готические своды нурагов превосходят все известные купола, выложенные сухой кладкой – то есть без применения раствора. "Архитектура этих расположенных друг над другом помещений настолько сложна, что их можно сравнить с великими средневековыми соборами", – говорит шведская ученая.

Наиболее сложным по своей архитектуре и планировке представляется, вероятно, комплекс Су-Нуракси в Барумини, в часе езды на север от Кальяри. Там поля алеют от маков, а высокое плоскогорье Джари-ди-Джестури, где поныне бродят табуны диких лошадей, закрывает линию горизонта. Дюжина нурагов стережет эти безлюдные вершины, но Су-Нуракси, один из крупнейших нурагов Сардинии, построен на равнине.

Его темная громада поражает. Строительство продолжалось несколько веков, с 1500 года приблизительно по 700 год до нашей эры, начавшись с единственной башни, которая находится в центре комплекса. Потом были возведены хорошо укрепленный бастион в форме квадрата и четыре башни, по одной в каждом углу, ориентированные по сторонам света. Затем весь комплекс был огорожен массивной стеной, увенчанной еще семью башнями.

Поселок Барумини "проснулся знаменитым" в 1949 году. Тогда на плато Джари-ди-Джестури обрушился страшный ливень. Наутро жители Барумини обнаружили, что большой холм, где они пасли овец, исчез. Вместо него стояли огромные каменные башни и круглые остовы домов – всего 28 построек. Поселение народа нурагов было погребено под этим холмом в течение 25 веков!

Су-Нуракси начали раскапывать в 1950-е годы. Тогда же начались и работы по реконструкции комплекса. При раскопках была найдена статуэтка в виде башни-нурага. С ее-то помощью ученые и смогли восстановить сооружение как можно ближе к его первоначальному облику.

К центру комплекса путь ведет через лабиринт разрушенных почти до основания каменных стен, отмечающих улочки, дома, комнаты. Где-то сохранились огромные выдолбленные из цельного камня чаши для воды. Приспособления для быта или культовые сосуды?

Нураг сложен из базальтовых глыб весом в три тонны каждая. Его строители были явно искушенными инженерами – глыбы поднимали наверх по лесам. Как и у всех других аналогичных памятников древней Сардинии, кладка здесь безрастворная. Однако глыбы прочно подгонялись одна к другой – в щели плотно вбивались мелкие камни. Как выяснили ученые, примерно в 1200 году до нашей эры главная башня стала крениться, наподобие Пизанской, но архитекторы-строители нурага нашли способ укрепить ее сто лет спустя. Вход во внутренние помещения комплекса расположен на высоте восьми метров. Скорее всего, туда вела система веревочных лестниц или подъемных мостов.

Чтобы попасть внутрь комплекса, сегодня там сделаны металлические лестницы, идущие вначале снаружи, а затем внутри стен. Поднявшись наверх и выйдя на небольшую открытую площадку, где гулял настолько сильный ветер, что едва не вырывал из рук фотокамеру, можно осмотреть все окружающие сооружения. В лежащем у подножия нурага поселении, или даже небольшом городе, жило сто человек. В период же наивысшего расцвета население Су-Нуракси доходило до 600 жителей.

Последняя постройка относится к римским временам. Но когда Рим стал колонизовывать Сардинию, обитатели нурагов уходили в горы и воевали с легионерами. Те же из них, кто принял римлян, работали на полях у новых хозяев. Полностью комплекс Су-Нуракси в Барумини был покинут лишь в III веке нашей эры.

Устройство башен и стен, плотно прижимающихся друг к другу, по-настоящему можно увидеть, лишь спустившись вниз, в один из внутренних двориков. Путешествие по помещениям нурага – ни с чем не сравнимое ощущение. Некоторые проходы настолько узки, что в какой-то момент тебя вдруг охватывает страх – а не застрянешь ли ты в этой каменной ловушке навсегда? Но самым сложным оказался спуск во двор почти по отвесной щели, двигаться по которой можно было лишь выгнувшись "мостиком", при этом хватаясь руками за все возможные неровности, а ногами отыскивая едва выступающие ступени, не видимые за крутым скосом стены. Строители нурагов явно позаботились о том, чтобы врагу попасть в сердце комплекса было как можно сложнее. Правда, мои опасения насчет того, как выбраться обратно из этого каменного мешка, оказались напрасными: путь наружу оказался на удивление прост по сравнению со спуском во "чрево" Су-Нуракси.

Архитектурный стиль внутренних построек специалисты именуют "толос" – по аналогии с тем, который был использован при строительстве Микен. Действительно, арки входов в башни живо напомнили мне знаменитые Львиные ворота.

Внутренние помещения башен, расположенные друг над другом, венчают каменные своды. Окон в башнях нет. Даже огонь в них не разводился. В одной из башен хранилось продовольствие, в другой – нечто еще более ценное. Вход в нее охраняли солдаты – в коридоре, ведущем туда, сохранилась специальная ниша для стражника. Так что, сделали вывод археологи, в башне находились какие-то святыни. Что именно – можно только предполагать.

Дело в том, что пока не совсем ясно само предназначение нурагов. Так, бывший профессор Университета в Кальяри, который занимался древними памятниками острова, Джованни Лиллиу в течение многих лет доказывает, что нураги были укрепленными жилищами местных князьков. А Массимо Питтау, лингвист из университета в Сассари, что на севере Сардинии, не согласен с ним. Он утверждает, что когда жители острова сражались сначала против финикийцев и карфагенян в VII и VI веках до нашей эры, а позднее против римлян, эта огромная сеть оборонительных укреплений оказалась совершенно бесполезной. О ней никогда не упоминают историки, и никто из полководцев противника никогда не хвастался тем, что покорил какие-то нураги.

Некоторые полагают, что древние сардинские башни служили символом богатства и могущества. Но по мнению Массимо Питтау, нураги имели в основном культовое назначение. Простые, состоящие из одной башни нураги служили родовыми часовнями, тогда же как большие комплексы, типа Су-Нуракси, были общинными храмами, где племена собиралась во время религиозных церемоний.

Поэтому та найденная при раскопках статуэтка, с помощью которой реконструировался комплекс, была, возможно, детской игрушкой, но явно обладала и сакральным значением.

В округе Барумини, неподалеку от Су-Нуракси, на равнине поднимаются несколько холмов правильной конической формы, похожих на гигантские терриконы. Некоторые из них - со сглаженным, спрямленным верхом. Не вызывает сомнения, что все они явно искусственного происхождения. Скорее всего, они скрывают башни.

Существует даже предположение, что обитатели нурагов, вынужденные покидать свои башни из-за нашествия врагов, которым не могли противостоять, засыпали свои постройки землей, чтобы спрятать и сохранить. В этом, вероятно, кроется одна из причин того, что, несмотря на прошедшие тысячелетия, многие нураги в таком хорошем состоянии дошли до наших дней. Однако так едва ли поступают с фортификационными сооружениями – обычно их, наоборот, стараются уничтожить, дабы не достались врагу. И этот факт тоже говорит в пользу именно сакрального предназначения нурагов.

Островитяне поздних времен тоже испытывали чувство благоговения перед древними башнями. И хотя пастухи нагорий во внутренних районах острова, на протяжении столетий будучи их полноправными хозяевами, прятали в нурагах свой скот от непогоды, они всячески оберегали и охраняли их. Если бы нураги не вызывали у владельцев овечьих отар какой-то сакральный трепет, передавшийся через много поколений, вряд ли бы они так сохранились на острове по прошествии стольких веков. Любопытно кстати, что традиционные пастушеские жилища на Сардинии – пиннетты – очень напоминают нураги в миниатюре: конусообразные сооружения из камней, только с соломенной крышей.

Что же касается теории Питтау, то в пользу ее говорит и тот факт, что около 300 нурагов в настоящее время носят имена христианских святых, а 270 находятся либо около церквей, либо под возведенными над ними христианскими храмами. "Единственное возможное объяснение, – считает он, – это то, что Христианская церковь на Сардинии предпочла превратить языческие храмы в свои церкви. Вокруг нурагов много могильных камней всех эпох, а хорошо известно, что мертвых всегда хоронили около священных мест, а не у оборонительных сооружений".

Любопытно и то, что входы в нураги обычно ориентированы на юг, реже на восток и запад. Был ли в этом какой-то определенный смысл, или это просто совпадение?

И хотя нет единого мнения о назначении нурагов, никто не может отрицать, что это удивительные постройки. "Они выглядят простыми, а на самом деле их конструкция очень сложна, – считает Фульвия Ло Скиаво, государственная служащая, отвечающая за вопросы археологических изысканий, из города Сассари. – Они устойчивы, потому что вес распределяется по диагонали, и каждый блок точно соответствует своему отверстию, и никакому другому".

Слово "нураг" происходит от слова "нурра", что означает "наваливать", "ворох", "груда", а также "полость". Вероятно, благодаря двойному значению это слово и стали использовать для названия башен, которые построены из положенных друг на друга больших камней, чтобы создать "полость", перекрытую каменным куполом.

По сложности своей конструкции сардинские нураги едва ли уступали египетским пирамидам, а по времени создания они лишь немного моложе.

Комплекс Лоза-ди-Абассанта в окрестностях города Ористано – один из самых древних и самых странных. Он построен на большой базальтовой возвышенности во втором тысячелетии до н. э. Некогда он имел три башни. Его главная башня в форме конуса достигала 20 метров в высоту (сегодня в ней всего 13 метров) и десяти в диаметре. Внизу лежат самые большие, необработанные камни весом до четырех тонн, а выше они сменяются отесанными.

Как и у других комплексов Сардинии, между центральной и боковыми башнями получается внутренний двор. Вокруг видны остатки поселения, а весь комплекс окружен элипсообразной стеной.

Знаменит благодаря своим размерам и хорошей сохранности нураг Сант-Антине, который имеет большую трехэтажную башню. Некогда она достигала высоты 22 метра (сегодня от нее осталось лишь 17).

Если большинство нурагов сложено из базальтовых глыб, то, например, однобашенный нураг Майори в окрестностях Ардзакены построен из гранита. Возможно, это связано с доступностью тех или иных строительных материалов в разных частях острова.

Интересно посетить нураг Оррубиу, который расположен на плато в 500 метрах над деревушками Нурри и Орроли. Он имеет центральную башню и "бастион" с пятью башнями. "Бастион" расположен внутри еще одной стены с семью башнями, а с юга имеет еще дополнительное укрепление. Так что нураги – очень сложные постройки.

Нураг Аррубиу около Орроли также один из крупнейших, единственный "пятибашенный" с главным центральным нурагом. Общая площадь комплекса, без поселения вокруг - 3 тысячи квадратных метров!

Однако ученые обнаружили, что нураги не сразу стали создаваться такими сложными. Первоначально возводились близкие им сооружения, которые археологи окрестили "протонурагами".

Протонураги, или нураги "коридорного типа", представляют собой длинные проходы с перекрытием из горизонтально положенного камня. Ученые обследовали протонураг Брунку-Мадагуи на Джари-ди-Джестури. С помощью радиоуглеродного метода время его постройки было определено как 1820 год до н. э.

С точки зрения исследования эволюции древних сардинских построек, огромный интерес и ценность представляют нураги Су-Мулину в Виллановафранка и Куккурада в Могоро.

Су-Мулину, сооруженный около 1500 года до н. э., представляет разные типы строительства: нураг "коридорного типа" и нураг с "ложным куполом". То есть он постепенно перестраивался в соответствии с развитием и усложнением архитектурных приемов.

Внутри башни находится единственный экземпляр алтаря культуры нурагов начала железного века – камень с вертикально расположенными узорами и с изображением богини Луны. Он был когда-то предназначен для жертвоприношений – здесь, вероятно, собирали кровь животных.

Это место было населено с середины II тысячелетия до н. э. до конца Средневековья. Сам же комплекс был окончательно покинут в IV веке до н. э.

Нураг Куккурада постройки примерно 1600 года до н. э. сегодня тоже выглядит классическим нурагом с многими башнями по краям и центральной главной башней. Однако, как выявили раскопки, первоначально он был протонурагом. Со временем техника строительства становились все более совершенной, а постройки – все более сложными.

Общество, которое создало такие грандиозные сооружения, должно было быть очень богатым. При этом, по мнению Ло Скиаво, "по какой-то причине эта культура так и не сформировалась в цивилизацию. Люди в основном так и остались крестьянами и пастухами. У них никогда не было городов, денег или общей политической власти".

Богатство народу нурагов, вероятно, давала торговля и развитые ремесла.

До того, как люди научились обрабатывать металл, 7 тысяч лет назад, в эпоху неолита, они использовали стекловидный черный камень обсидиан для изготовления лезвий, наконечников стрел, других необходимых орудий труда и оружия. Еще 6 тысяч лет назад сардинские купцы возили его в Северную Италию и Францию. Причем именно сардинцы отправлялись туда, а не наоборот. А Джованни Лиллиу указывает на тот факт, что керамика народа нурагов была обнаружена на Липарских островах, недалеко от Сицилии.

Позже, в эпоху бронзы, на Сардинии были обнаружены огромные запасы очень ценных минералов, таких, например, как медь, которую жители острова переплавляли вместе с привозимым оловом для получения бронзы. Это были очень искусные плавильщики и кузнецы. Бронзовое оружие, в том числе и декоративные мечи, предметы быта и тысячи культовых статуэток, найденных на месте раскопок, свидетельствуют об их мастерстве.

Самые интересные из находок - бронзовые фигурки "бронцетти". Они изображают забавных и странных человечков и животных: жрецов и жриц в парадных мантиях, воинов с луками в рогатых шапках и сапогах, женщин в туниках и юбках. Среди них попадаются и весьма странные: с четырьмя большими круглыми глазами на лице, с загнутыми вперед антеннами на голове, с гофрированной шеей, с четырьмя руками, с двумя круглыми "щитами" и какими-то штуковинами вроде водопроводных кранов, на тоненьких присборенных ножках. Иногда попадаются пары, занимающиеся любовью. На сегодняшний день известна тысяча фигурок – "бронцетти" – как в частных, так и государственных, в коллекциях Европы и Америки.

Кстати, среди бронзовых статуэток народа нурагов можно встретить немало стилизованных изображений кораблей и лодок, что говорит о знакомстве древних сардинцев с мореходством.

Помимо фигурок и статуэток, в скрытых землей нурагах зачастую находили в больших количествах и другие прекрасные бронзовые изделия – оружие, щиты… В общем все то, что всегда было в чести у коллекционеров. Никто точно не скажет, сколько нурагов было беззастенчиво разорено и ограблено. Некоторые считают, что по степени "археологического грабежа" Сардиния не уступает Египту.

Но если источник богатства народа нурагов объясняется развитыми у него ремеслами и торговлей, то обладание людьми бронзового века сложными техническими навыками объяснить гораздо сложнее.

Был ли Су-Нуракси местом поклонения, вопрос спорный. Но такие места у народа нурагов были. Одно из них – та самая Санта-Кристина-ди-Паулилатино. И это святилище ставит перед учеными еще больше загадок, чем даже самые внушительные по размерам нураги.

…Через треугольное отверстие в земле спускаешься по каменным ступеням к прохладным зеленым водам источника. Точно отражая эти ступени, покатый потолок сделан в форме перевернутой лестницы. Мастерство и точность работы, отшлифованность камней внушали суеверный страх, потому что так мог выполнить работу только современный мастер.

Каменные блоки, из которых сложены стены лестницы, необычной формы – прямоугольные с одной стороны, они сужаются к противоположному краю, упирающемуся в окружающий грунт. Оказывается, это идеальная форма для того, чтобы давление было направлено не вниз, а "уходило" бы в бока. Чтобы так рассчитать форму блоков, строителям подземного святилища надо было если обладать не компьютером, то по крайней мере владеть сложными формулами.

Вода в подземном бассейне держится на постоянном уровне. Когда в святилище проводились реставрационные работы, ее попытались откачать. Но вскоре резервуар вновь наполнялся, причем до прежнего уровня. Если это можно попытаться объяснить лишь повадками здешних грунтовых вод, то еще одно чудо Санта-Кристины-ди-Паулилатино полностью рукотворного происхождения.

В земле, над источником, пробито узкое круглое отверстие, выложенное камнями. Эта дыра расположена над водой так, что лишь в дни равноденствия прямой луч света попадает на поверхность воды. Причем древние строители применили к тому же какие-то оптические хитрости, так что, спустившись в это время вниз, человек в луче света видит свое отражение, но перевернутое вверх ногами. Как и зачем это было сделано – непонятно.

Святилище расположено на частных землях, и их владелец, а по совместительству и смотритель археологического музея под открытым небом, показывал мне все эти чудеса и рассказывал о местных древностях.

Сооружения комплекса Санта-Кристины-ди-Паулилатино относятся к бронзовому веку. Святилище было посвящено богине плодородия и воды. Мы мало знаем о культовых обрядах, совершаемых у источников, но культ воды – почитаемой крестьянскими общинами как источник жизни – был широко распространен по всей Европе. В первом тысячелетии до нашей эры культ воды оставался главным в религии этрусков, которые видели в источниках выражение Божьей воли. В виде крещения культ воды сохранился и в христианстве.

Народ нурагов не был исключением. В это место со всех окрестностей приезжали совершать омовение в святой воде. Причем, вероятно, главный культовый праздник приходился именно на равноденствие, когда представители народа нурагов спускались к подземному источнику.

Судя по остаткам древних сооружений, разбросанных вокруг входа в святилище, можно предположить, что эти каменные развалины когда-то служили местами сходов, на которых решались важнейшие вопросы, а также своеобразными гостиницами, где приехавшие могли остановиться.

Невероятно, но Санта-Кристина до сегодняшнего дня сохранилась как место паломничества. В маленькие домики в округе весной и осенью на пару недель съезжаются люди, чтобы молиться и праздновать, продолжая традицию, возникшую сто поколений назад.

О религиозной, помимо естественной, функции водных источников у народа нурагов свидетельствует большое число находок, сделанных около них - прекрасные вазы, бронзовые статуэтки – "бронцетти". Эти "клады" можно объяснить лишь верой в лечебные и другие волшебные свойства источников.

У большинства из них, правда, остались лишь подземные резервуары. Едва ли не единственный источник периода народа нурагов, который и снаружи сохранил значительную часть своей первозданной красоты, это - Су-Темпьесу, который можно найти в уединенной долине в коммуне Оруне. К нему ведет широкий вход, который по своей архитектуре напоминает постройки Востока, возможно Египта. Источник был открыт в 1955 году. Его очистили и выявили еще один бассейн для сбора воды, а также нишу с ценнейшими изделиями из бронзы.

Неизвестно, как религиозные воззрения древних сардинцев отразились на их погребальных ритуалах. Но по всему острову сохранилось около семисот гробниц народа нурагов, известных как "могилы гигантов". Некоторые представляют собой усыпальницы, сложенные из огромных глыб, как, например, та, что стоит над деревней Сидди. Другие – ряды поставленных вертикально больших плоских камней, напоминающих стелы.

Около местечка Ардзакена на северо-западе острова находится сразу несколько "могил гигантов". Неприметная грунтовая дорога отходит от шоссе и совершает целый круг по древним могильникам и некрополям, объединенным в единый археологический заповедник. Вокруг выжженная степь с золотистой травой, перемежающейся с зарослями колючего кустарника, среди которого возвышаются невысокие горы из голого светло-серого камня. Изъеденные эрозией, некоторые имеют самую причудливую форму. Столь же причудливо смотрятся и отдельные каменные глыбы, разбросанные по этому пустынному нагорью.

Древние могильники народа нурагов вполне вписываются в общий ландшафт, хотя каждый раз возникают неожиданно.

Вот в ряд, словно неплотная стена, выстроились высокие плоские камни. На некоторых видны следы шлифовки. Верхние углы центрального, самого высокого камня сверху закруглены. По краям его лицевой стороны высечено некое подобие окаймления, которое отсекает еще поперечной горизонтальной полосой и верхнюю часть камня. Внизу в нем прорублено узкое отверстие с закругленным верхом. В него можно просунуть голову, а под силу втиснуться разве что ребенку.

Сзади, за главным камнем, из таких же продолговатых, плоских, грубо отесанных камней сложена сама гробница, расположенная перпендикулярно "стене". В нее-то и ведет прорубленный в камне "вход".

Это и похожие соседние захоронения относятся примерно к XVI веку до нашей эры. Название "могилы гигантов", считают, пошло от того, что в них хоронили великих людей поселения или округи. А рост похороненных в них мужчин не превышал 163 сантиметра, а женщин вообще – 152.

Правда, это не значит, что среди представителей народа нурагов не было своих великанов. Так, у комплекса Су-Нуракси археологи откопали скелет воина, который был ростом более 180 сантиметров – совсем не малыш для того времени!

Согласно обычаю, после смерти "великого человека", как правило местного вождя, в гробницу, через узкое отверстие, клали на три дня наиболее одаренного из юношей поселка, того, кого прочили в вожди. Его предварительно накачивали наркотическим зельем, сваренным из корней, и он все это время проводил в гробнице рядом с покойником и прахом предыдущих "гигантов" как бы в летаргическом сне. Считалось, что так они вберут в себя все накопленные силы и знания этих людей и затем станут мудрыми вождями. Бывало, правда, что наркотики действовали слишком сильно, и юношей вынимали через три дня из гробниц уже мертвыми…

"Могилы гигантов" служили многим поколениям народа нурагов. Так, производя раскопки гробницы Су-Фрайгу-ди-Сен-Сперате в 16 километрах от Кальяри, профессор Джованни Угас обнаружил там около 300 останков.

Любопытно, что подобные погребальные обычаи не встречаются больше нигде в мире, за исключением туарегов Сахары.

Главный вертикальный камень "могилы гигантов" Кодду-Веккиу в окрестностях Ардзакены, говорят, оказывает весьма заметное магнетическое воздействие. Местные жители и некоторые туристы рассказывают, что около него быстро сажаются батарейки, начинают барахлить электронные приборы. Ученые проверили этот феномен, и их датчики тоже уловили значительный магнитный фон. У жителей окружающих деревень это еще больше укрепило суеверный трепет в отношении "могил гигантов". Но скорее всего дело просто в материале, из которого высечен главный камень-стела гробницы. Судя по красноватому цвету, он имеет вкрапления железняка, а отсюда и его магнитные свойства. Возможно, древний народ тоже знал это и специально использовал при сооружении погребальных святилищ.

Расположенный неподалеку от Кодду-Веккиу и Ли-Лолги комплекс Ли-Мури, относящийся к более древним временам (3500-2700 годы до нашей эры), представляет собой круги из огромных булыжников, поставленных вертикально продолговатых глыб и напоминает уменьшенный в масштабе знаменитый Стоунхендж. Ли-Мури – некрополь. Однако в этих кругах, выложенных на земле, чередовании вертикальных и плоских камней, вероятно, заложены какие-то символы, представления о кругах жизни, или же какие-то астрономические знаки. Пока мы этого не знаем.

Круглые некрополи, наподобие Ли-Мури, археологи объединили даже в особую культуру – "культуру "кругов" Ардзакены".

Не менее, чем "могилы гигантов", интересны так называемые "домус-де-янас" - "дома ведьм". По крайней мере их название еще более интригующее. На самом деле эти сооружения хоть и напоминают некие пещерные города, но служили все теми же могилами. Это вырубленные в скалах длинные ячейки, в которых хоронили людей в эпоху неолита. Таких "ведьминых домов" на острове около тысячи, самый крупный – на 36 ячеек.

Стены "домов ведьм" грубо обработаны, но иногда имеют натуралистические или стилизованные изображения религиозного содержания, связанные с культом мертвых.

На Сардинии можно увидеть также гладкие гигантские глыбы в форме шара или яйца диаметром от метра до трех. Они встречаются на горных плато, в лесах, на побережье. Иногда рядом лежат два-три валуна – невероятно огромные и невероятно правильной формы.

В большом количестве на острове встречаются и менгиры, или, как их называют по-сардински, "предас фиттас". Особенно их много в районе Нуоро, на который приходится 140 менгиров из общего числа 260 по всей Сардинии.

Связанные, видимо, с другими культовыми постройками, типа "домус де янас", менгиры тем не менее стоят изолированно на открытых полях. Суть религиозных (или иных) функций, которые они выполняли, так до конца и непонята.

А вот около Нуоро, в окрестностях Седило существует целый комплекс различных сооружений – Илой. Там есть нураг, "могилы гигантов", священный источник и "дом ведьм"!

Если ведьмы на Сардинии селились в могильниках, то обычные люди жили в довольно крупных поселениях, которые были обнаружены не только под стенами нурагов и не всегда находились под защитой этих построек.

Дома в таких поселениях были круглыми, сделанными из камней без раствора. Обычно их венчала конусообразная крыша на деревянных шестах, крытая соломой. Но иногда крыши бывали и каменными, как у нурагов.

Любопытное поселение культуры нурагов Тискали находится в карстовой впадине на вершине одноименной горы. Оно давно утратило свой первоначальный вид из-за разбойничьего поведения искателей сокровищ, которые начиная с X века перерывали все вокруг. Происхождение поселения в этом необычном месте не ясно, а техника строительства отличается от других аналогичных поселений культуры нурагов…

Перечислять можно до бесконечности. Ведь таких памятников по острову разбросано великое множество.

Имеющаяся специальная археологическая карта Сардинии вся пестрит значками, помечающими следы присутствия древнего народа нурагов. Тем не менее за пределами острова о существовании этой удивительной культуры бронзового века на Сардинии известно только специалистам. Но и они до сих не пришли к единому мнению о народе, который возводил такие необычные памятники. Ибо, помимо всех загадок, которыми эти памятники окружены, главную представляет сам народ.

О древней Сардинии мало что известно. Народ нурагов не оставил ни письменных памятников, ни даже каких бы то ни было рисунков – считают, что его религия вообще запрещала изображать что-либо. Поэтому в исторической науке мало свидетельств о глубоком прошлом острова. Первые упоминания о Сардинии мы находим лишь у Гомера.

Так что вопрос о происхождении народа нурагов остается полон загадок. Существует несколько теорий. Большинство сходятся на версии, что древние жители Сардинии были переселенцами из восточного Средиземноморья. Они могли прибыть из района нынешнего Тартуса в Сирии – там еще до возникновения финикийского государства строили примитивные суда, способные преодолевать значительные расстояния. Однако скорее предки строителей нурагов вышли из малоазийского региона.

Профессор Питтау указывает на то, что в языке, на котором говорят на Сардинии, содержится много слов, имеющих греческое или малоазийское происхождение. Можно вспомнить сходство архитектуры некоторых нурагов с сооружениями микенской культуры в Греции. А также тот факт, что сардинская кухня имеет ряд общих черт с анатолийской, в частности, способ приготовления свинины – мясо зарывается в землю, а сверху разводится огонь.

Так, выводя древних сардинцев из Малой Азии, ряд ученых приходит к выводу, что они были предками этрусков. По мнению Геродота, этруски первоначально мигрировали из Лидии, которая находилась на территории современной Турции, в Италию. Столицей Лидии был город Сардис (Сарды). Действительно, словом "сардинцы" греки называли как выходцев из Лидии, так и жителей острова, Питтау полагает, что это был один и тот же народ. Лидийцы сначала мигрировали на Сардинию, а затем около IX века до нашей эры появились на материке, где стали известны как этруски.

Решающим доводом, по мнению профессора, является то, что греки называли этрусков тирренцами, буквально – "жителями башен".

Однако существуют и другие гипотезы на счет происхождения народа нурагов. Ибо есть факты, не укладывающиеся исключительно в "малоазийскую" версию.

Люди древности могли использовать своеобразный мост из островов Корсика и Эльба и таким путем прибыть на Сардинию с континентальной Европы. Не случайно мегалитические сооружения Сардинии вызывают предположения о родстве народа нурагов с древними кельтами, воздвигшими загадочные строения и в Южной Англии, и в Корнуолле, и в Бретани. Здесь будет уместно вспомнить о том, что римский историк Тит Ливий указывает на северное происхождение этрусков, на родстве которых со строителями нурагов настаивает ряд ученых.

В то же время, возможно, в глубокой древности Сардиния соприкасалась и с Африкой – в горах острова до сих пор обитают муфлоны, какие встречаются в магрибском Атласе. Погребальные обряды тоже роднят народ нурагов с древним населением Сахары, потомками которых являются туареги. Апиннетты сардинских пастухов кажутся выполненной из камня копией хижин-тукулей африканского Сахеля. В сравнительной близости от Сардинии таинственные мегалиты мы находим на Мальте, которая могла служить как раз одним из звеньев "моста" к Африке.

Стоит заметить, что древние башни не совсем понятного происхождения сохранились и на других, соседних с Сардинией островах – талайоты на Балеарах и торри на Корсике. Однако нураги Сардинии, помимо того, что они гораздо внушительнее и сложнее по архитектуре, предшествуют появлению аналогичных построек в других частях Средиземноморья и, что самое примечательное – толосам микенской Греции!

Некоторые находят близость музыкальной традиции современных сардинцев восточнославянской, особенно украинской, а также определенное словарное сходство сардинского и славянских языков. Просто совпадение или основание для еще одной гипотезы?

Загадку представляет и культура возделывания риса на Сардинии. Остров, как и северная Италия, с которой под властью Савойской династии он представлял в политическом плане единое целое, является единственным местом в Европе, где уже на протяжении многих веков выращивается этот злак. Считается, что его культура попала в Европу с Ближнего Востока. Но на Сардинии он возделывается вовсе не так, как где-нибудь в Пакистане, а как в Юго-Восточной Азии.

В общем, загадка происхождения древних сардинцев не менее сложна, чем тайна гуанчей Канарских островов, с которыми, кстати, некоторые ученые тоже склонны связывать народ нурагов. Здесь стоит, например, вспомнить, о сходстве сардинских пинтадер – печаток, которые применялись, в частности, при изготовлении хлеба, с пинтадерами, обнаруженными на Канарских островах…

Да, различных гипотез рождается множество. И порой – весьма фантастических.

…На северо-западе Сардинии, в окрестностях города Сассари стоит церковь Пресвятой Троицы Саккарджа. Построенная в XI-XII веках, она представляет собой прекрасный образец романско-пизанской архитектуры. Стоит она рядом с шоссе посреди совершенно пустынной местности. По соседству – лишь маленький фургончик с придорожным кафе. Рядом с храмом – огороженные участки, покрытые галькой. Это раскопки, которые законсервировали на лето: их приостановили на время самых жарких месяцев и засыпали для лучшей сохранности мелкими камешками. Как и положено, рядом с церковью было кладбище – при раскопках нашли скелеты.

Пустынным это место было не всегда. Храмы редко строили в совершенно безлюдных местах. Так что рядом скорее всего было поселение. Или, возможно, какое-то святилище народа нурагов, на развалинах которых, как мы помним, и предпочитали возводить первые христианские церкви Сардинии, как бы перенося на них сакральное назначение прежних сооружений.

Пока мы ели у фургончика жареные колбаски, обрадованный редким посетителям продавец поведал, что лишь час назад отсюда уехали американцы. Вот уже в течение двух недель их сюда регулярно привозит водитель из Кальяри (расстояние, надо сказать, немалое – километров под триста).

Продавец сказал, что они выгружаются из машины с каким-то оборудованием, ходят по раскопкам вокруг храма, что-то измеряют и записывают. И, главное, шофер из Кальяри шепнул ему, что американцы эти работают в НАСА.

Вообще-то на севере Сардинии американцы – не редкость: на небольшом островке Маддаленаунихтам военная база. Но это были совсем не те американцы, которые на выходные вырываются на пикники и экскурсии. К тому же, опасаясь новых грабежей, власти не пускают случайных людей на раскопки с электронной аппаратурой, способной "видеть сквозь землю". Так что эти загадочные посетители из НАСА явно работают здесь неспроста и несамовольно. Но что американское космическое агентство могло заинтересовать в раскопках около церкви в этой пустынной местности?

Продавец высказал свое предположение на сей счет. Там были найдены или останки пришельца, или следы внеземной цивилизации.

Звучит фантастично? Конечно. Но такие предположения будут рождаться вновь и вновь, пока не будут найдены реальные, земные разгадки тайн древних жителей Сардинии.

Порой можно услышать мнение, что народ нурагов столь же таинственно исчез, как и появился. Это не так. Когда примерно в 700 году до нашей эры на Сардинию пришли финикийцы, а еще 250 лет спустя карфагеняне, народ нурагов продолжал существовать параллельно с завоевателями. Его культура сохранялась и во времена римского владычества, вплоть до первого века до нашей эры. Затем, вероятно, народ был полностью покорен и постепенно ассимилирован более сильными пришельцами.

Кстати, еще древние римляне, хотя огнем и мечом покоряли страны, вошедшие в состав их империи, отдавали должное традициям и культуре древних сардинцев. Об этом косвенно свидетельствуют остатки храма Антас около Флуминимаджоре. Первоначально он был языческим, посвященным местным богам, а при римлянах был перестроен, в частности, были сооружены четыре колонны, которые поддерживают фриз. На этом фризе можно видеть латинское посвящение Сардус Патер – традиционному богу древней Сардинии, который в свою очередь соответствовал пуническому богу Сиду. Так что римские завоеватели уважали религиозное наследие жителей Сардинии, которых политически и военно покорили, но которые по-прежнему гордились своей культурой…

Последующие вторжения и влияния вандалов Византии, Лигурии и Каталонии, а позже Австрии и наконец объединенной Италии довершили дело, усложнив до предела этническую и лингвистическую мозаику, из которой сложилась сегодняшняя культура Сардинии. Но не вызывает сомнений, что у коренных сардинцев и сегодня в жилах течет немалая доля крови народа нурагов.

До сих пор на острове сохранился свой, отличный от итальянского, язык, многие десятилетия игнорировавшийся и даже запрещавшийся, а с 1998 года получивший наконец официальный статус. Самобытность Сардинии, уходящая своими корнями в глубокое прошлое, проявляется и во многих других областях. И то, что задолго до основания Рима и Афин на острове существовала своя собственная культура, является источником гордости многих местных жителей.

В то же время вырос интерес к истории и культуре острова и в других странах. Сейчас сардинский язык изучают многие зарубежные ученые, в Японии даже издали сардинско-японский словарь. Один студент из Страны восходящего солнца осваивает на Сардинии технику игры на местных дудочках – лаунеддас, которые считаются самым старинным музыкальным инструментом в мире. А в Берлинском университете сардинскими древностями занимается специальное отделение.

…На равнине вокруг Су-Нуракси поднимаются несколько холмов правильной конической формы, похожих на гигантские терриконы. Некоторые из них со сглаженным, спрямленным верхом. Не вызывает сомнения, что все они явно искусственного происхождения. На одном из них идут раскопки: на вершине обнаружили засыпанный нураг.

Будут ли когда-нибудь разгаданы секреты нурагов? Как большинство специалистов, профессор Лиллиу уверен, что будут. "Мы только в начале пути", – говорит он. В конце концов, раскопаны и исследованы все-таки очень немногие из тысяч загадочных башен. И много информации, сюрпризов и чудес ожидают ученых при открытии все новых и новых нурагов.

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора

Две российские тайны Сегодня всем известное Куликово поле представляет собой огромный комплекс пахотных черноземных полей, рощиц, асфальтовых и грунтовых дорог. Сел и деревень почти нет, кроме знаменитого села Монастырщина у истоков Дона. Весной и осенью там

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

9. Сардиния Поскольку Сардиния являлась одним из испанских владений, инквизиция была там создана в 1492 г., и возглавил ее Санчо Мария, остававшийся на этом посту до 1497 г., когда его послали на Сицилию и его сменил Габриэль Кардона.Кардона скоро поссорился с

Из книги Загадки древних времен [без иллюстраций] автора Бацалев Владимир Викторович

Синташтские тайны Археологическая лихорадка в Челябинской области продолжается уже более двух десятилетий. Захватила она и местных жителей, в результате чего находку, открывшую самую загадочную серию, обнаружил школьник-старшеклассник, - фигурку воина доисторической

Из книги Ленин. Соблазнение России автора Млечин Леонид Михайлович

Тайны родословной Сегодня многие историки не сомневаются в том, что Ленин совершил Октябрьскую революцию на немецкие деньги, охотно вверг страну в хаос и разруху, потому что ненавидел Россию. Говорят, что в нем было слишком мало русской крови и потому он не был

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Тайны Неглинки Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района. Происходило это оттого, что никогда не чищенная

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Ленин. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Тайны интеллекта Как писал А.Блок, человеку в этом бренном мире доступны "и жар холодных числ, и дар божественных видений", свойственны способность глубокого интеллектуального проникновения в суть загадочного бытия и прекрасные эмоциональные взлеты.Интеллект Ленина,

Из книги Ни страха, ни надежды. Хроника Второй мировой войны глазами немецкого генерала. 1940-1945 автора Зенгер Фридо фон

САРДИНИЯ И КОРСИКА – ИСХОДНАЯ ОБСТАНОВКА Вспоминая Сицилию со смешанными чувствами, я не могу утверждать, что с большим воодушевлением принял свое новое назначение в начале сентября – командующим силами вермахта, отвечающего за эвакуацию с Сардинии и оборону Корсики.

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Африка, Сардиния, Испания В эпоху византийского господства (533–697 гг.) Африкой называлась территория, включавшая в себя Тунис и побережье ливийского плоскогорья (Триполитания), средиземноморскую часть Атласа и кромку высоких степных равнин, а также Сеуту и ее окрестности

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Тайны конкистадоров Перекрашивая историю История – собрание фактов, которых не должно было быть. Станислав Ежи Лец Конкистадоры… Завоеватели… Наследники доблестной испанской Реконкисты, солдаты, романтики, жестокие и настойчивые. Своим потом и кровью они окропили

Из книги Библейские холмы автора Церен Эрих

Тайны пирамид У нас - это змея На’у, бык, который властвует; Она проглотила семь своих змей-уреев. Из заключительных строк надписи на пирамиде Унаса Сын и прямой наследник Хеопса - Джедефра - построил свою пирамиду не в Гизе, а в 8 километрах от усыпальницы своего отца, у

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Воры стерегут товар После долгой волокиты 8 марта 1937 г. Комитет по невмешательству наконец принял решение, в соответствии с которым с целью контроля над запретом иностранных перевозок оружия и войск вводится международный сухопутный и морской контроль. Контроль

Из книги Тайны русской революции и будущее России автора Курганов Г С

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

На Сардинии можно встретить следы различных древнейших цивилизаций: развалины финикийских и римских городов, романские церкви, готические храмы, постройки в стиле барокко.

Никто не может точно сказать, когда на острове появились первые поселенцы, но точно известно, что, пока Европа пребывала в состоянии варварства, на Сардинии уже существовала высокоразвитая цивилизация, знающая секреты строительства и обработки металла. Это были потомки нурагийцев — загадочного народа, жившего там во II тысячелетии до н. э.

Нураг

Как же были удивлены ученые, когда им удалось воссоздать первоначальный вид нурагийской крепости! Она была точной копией средневековых феодальных замков, относящейся к бронзовому веку. Кто строил на Сардинии эти замки, остается загадкой.

Этот остров древние греки называли Сандалиотис. Возможно, потому, что он и в самом деле напоминает по форме сандалии. А среди местных жителей до сих пор бытует мнение, что именно здесь Господь впервые ступил на Землю, и Его след стал островом.

За все существование Сардинии кто только не пытался ее завоевывать: финикийцы, римляне, арабы, генуэзцы, австрийцы, испанцы... Одни завоеватели сменялись другими, до тех пор, пока в 1861 году остров не стал частью объединенной Италии. Сейчас встретить настоящих сардинцев сложно, они ведут замкнутый образ жизни, селятся в отдаленных местах острова, занимаются овцеводством и не слишком жалуют чужаков.

ГИГАНТСКИЕ ГРОБНИЦЫ

В настоящее время на Сардинии обнаружено около 300 гробниц, представляющих собой огромные сооружения длиной до 15 м и высотой около 5 м. Ученые полагают, что предки современных сардинцев поселились на острове в XIV-XIII веках до н. э. Вполне возможно, это были те самые шардены, или сардены, иначе говоря, «народы моря», которых так боялись египетские фараоны.

Именно в их эпоху появились «гробницы гигантов». Кому-то покажется, что ничего удивительного в таких постройках нет, ведь их по всему миру разбросано тысячи. Но эти сложены из многотонных хорошо обработанных блоков, а центральная часть, на которой высечены изображения, аккуратно закруглена. На вопрос, с помощью каких технологий создавались эти загадочные гробницы, ответа нет до сих пор.

СЛЕДЫ ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Еще на Сардинии есть не менее загадочные и впечатляющие объекты, которых на сегодняшний день насчитывается порядка 8 тысяч. Это нураги, мегалитические башни, имеющие форму усеченного конуса, высотой до 20 м, внешне напоминающие пчелиные ульи. Строились нураги из огромных каменных блоков, высеченных из разных по твердости и прочности горных пород.

Блоки укладывались круг за кругом, один на другой. При этом для скрепления их не использовались никакие связующие растворы, сооружение держалось за счет собственного веса. Особенность кладки нурага состояла в том, что каждый последующий ряд имел небольшой сдвиг к центру относительно предыдущего.

Вершина усеченного конуса, видимо, служила террасой. Попасть на нее можно было по винтовой лестнице. Освещались нураги через узкие отверстия в стенах. Самое интересное, что примерно на высоте 6 м располагался выход. Скорее всего, это был запасной выход на случай опасности.

Ученые-археологи пришли к выводу, что здесь использовались либо веревочные лестницы, либо подъемные мосты. Обычный вход в нураг, как правило, находился с южной стороны. Отсюда в комнату круглой формы вел широкий коридор. Потолки комнат, которых могло быть в одном нураге несколько, были сводчатые.

При раскопках удалось установить, что нураги строились целыми комплексами. Вначале сооружалось центральное строение, а вокруг него устанавливали несколько башен, различных по высоте. Все они соединялись крепостным валом. Кроме того, в таких городах были еще «пин-нетты» — небольшие круглые хижины. Они стояли так тесно, что между ними едва можно было протиснуться.

Известный исследователь Франческо Сазула однажды сказал: «Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остается одним из самых таинственных обитателей планеты Земля». И он прав. Насколько хорошо изучены нураги, настолько почти ничего не известно о древнем народе, населявшем Сардинию во II тысячелетии до н. э.

Кто знает, может быть, от слова «нураг» многие населенные пункты на Сардинии имеют в своем названии корень «нур», обозначающий высокую башню. В некоторых местах нурагами и по сей день принято называть памятники.

ЗАХОРОНЕНИЯ НУРАГОВ

То, что сейчас осталось, — лишь малая часть нурагов, существовавших на острове в древности. Есть мнение, что было их около 30 тысяч. Многие были разрушены временем, а некоторые до сих пор прячутся под землей. Известны случаи, когда нураг вырастал из-под земли буквально за ночь.

Вечером это было ровное место, а утром, как по волшебству, на нем появлялась башня. В 1949 году вблизи населенного пункта Барумини случилось большое наводнение, размывшее один из холмов. И на поверхности оказалось целое селение из нурагов, скрываемое землей более 25 веков.

Предположительно нурагическая культура стала приходить в упадок во времена финикийцев. Насколько известно, в то время Сардиния вначале оказалась втянутой в войну, а позже перешла в подчинение Риму. Вместе с нурагической культурой исчезали нураги.

Некоторые исследователи считают, что строители нурагов хоронили свои башни. Иначе почему их находят в курганах, имеющих одинаковую форму? Вначале все входы тщательно замуровывались каменными плитами, а потом все засыпалось землей.

Вот только рядом не обнаружено ни ям, ни котлованов. Поэтому вопрос, откуда нурагийцы брали землю, до сих пор не имеет ответа. Ведь земли надо было очень много. Если предположить, что ее откуда-то привозили, то, опять же, какую технику они для этого использовали и где могли взять столько земли?

ЗАЧЕМ?

Никто не может точно сказать о назначении нурагов. Есть версия, что вначале они имели оборонительное значение, а потом стали ритуальными центрами. А может быть, они строились с разными целями. Ведь одни нураги сооружали на склонах, а другие — на вершинах холмов или гор. Но всегда в местах с панорамным обзором местности, будто бы для контроля за дорогами, ведущими к нурагу.

Иногда башни называют храмами, жилищами, резиденциями правителей, местом встреч вождей. Но вряд ли какому-то правителю было бы удобно, находясь на такой высоте, управлять народом.

И все же большинство ученых считают, что нураги были многофункциональны. Те, что стоят на вершинах холмов и выглядят попроще, скорее всего, являлись смотровыми башнями. Расположенные же в прибрежной зоне сооружения, видимо, служили наблюдательными пунктами за морем, а иногда и жильем для прибывших морем торговцев.

Но есть нураги более сложной конструкции, вот они-то и могли предназначаться для собраний, быть резиденцией правителей или же культовым местом. Но то, что башни строились со смыслом, несомненно.

При исследовании нурагов почти в каждом из них были обнаружены специальные ниши, в которых находились рога оленя. Может быть, олень считался священным животным, хранителем храмов. Предположений существует великое множество, но точного ответа нет.

Древний народ, строивший нураги, мог оставить в них потомкам какие-то сведения, знаки, знания, которые мы пока не можем расшифровать. Почему-то местные власти уделяют мало внимания исследованию башен. Например можно было бы сфотографировать их с самолета, и, соединив точки расположения нурагов, получить определенную картинку-схему. А вдруг она приоткрыла бы завесу тайны древних строителей?

БРОНЗОВЫЕ СЛЕДЫ

Надо сказать, что, кроме нурагов, от исчезнувшей цивилизации сохранились бронзовые статуэтки — бронзетто. Археологи и черные копатели находят фигурки, изображающие вождей, охотников, животных. Особый интерес вызывают бронзовые статуэтки существ, похожих на женщин в скафандрах.

Кого видели и изображали древние сардинцы, кто принес им знания, кто помог достичь высокого уровня развития металлургии? Ответа нет. Зато по бронзетто можно сделать некоторые выводы о жизни народа. Они стреляли из лука, использовали для защиты щиты; воины, судя по всему, пользовались у них большим уважением. Кроме того, многие ученые полагают, что именно нураги стояли у истоков европейской цивилизации.

Александра OPЛОВА, журнал "Все загадки мира" №2 2016


Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остаётся одним из самых таинственных обитателей планеты Земля». Эти слова известного исследователя Франческо Сазула как нельзя более точно отражают суть проблемы, связанной с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией строителей нурагов, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до н. э.

Вообще на территории Сардинии существует много населённых пунктов, имеющих в названии корень «нур». По мнению некоторых исследователей, корень слова «нураг» — нур, является очень примитивным и чрезвычайно древним и, скорее всего, обозначает высокую башню, состоящую из больших каменных блоков. В доиндоевропейские времена на средиземном побережье нурагами называли памятники

Нураги исчезнувшей цивилизации на Сардинии — это мегалитические башни, конусообразные, с усечённой вершиной. Высота таких башен могла достигать 20 метров. Нураги складывались из больших каменных блоков, которые укладывали круг за кругом, без использования каких-либо связующих растворов. Вся эта многотонная конструкция удерживалась лишь за счёт собственного веса. Главным секретом крепости столь сомнительного соединения было использование разных по твёрдости и прочности горных пород и особого типа кладки, когда каждый последующий ряд немного сдвигался к центру.

В настоящее время в Сардинии насчитывается до 8 тысяч этих загадочных строений, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч. И, возможно, они правы, поскольку множество нурагов ныне безвозвратно разрушилось и ещё энное количество спрятано под землёй в холмах. Иногда новые нураги «вылупляются» буквально за одну ночь, как получилось со знаменитейшим нуралогическим комплексом возле населённого пункта Барумини в 1949 году. Там страшное наводнение полностью размыло один из холмов, и на свет божий показалась целая нуралогическая деревня, скрывавшаяся в земле почти 25 веков.

Сами нураги сейчас исследованы хорошо. Их верхняя часть являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился... выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.

Нижний вход в башню практически всегда располагался с южной стороны. Далее следовал широкий коридор, приводивший в круглую комнату со сводчатым потолком. Иногда комнат в нурагах было несколько.

Существовали целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом, а также строились «пиннетты» — круглые каменные хижины, поставленные так близко друг к другу, что «улочки» между ними были иногда меньше метра.

Также нет ответа и на вопрос о функциональной принадлежности нурагов. Одни башни строились на склонах, другие — на горах, а третьи — на вершинах холмов. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию. В «комплекс» входили основная башня-нураг, подземный колодец, камни с солярными знаками и алтари для жертвоприношений. Во многих местах вокруг нурагов расцветали деревни.

Закат нурагической культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму. Во времена римского владычества нурагийская культура постепенно исчезала. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои крепости... хоронили. В буквальном смысле этого слова.

Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Получается, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом крепость засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Какая прекрасная кладка! Она вам ничего не напоминает?

Мне кажется, что это очень похоже на Перу....




О нурагийцах (или нураджитах) имеются лишь самые скудные сведения. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 тысяч лет назад, возможно, с Корсики, так как в то время эти два острова были одной землёй. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка - Сардиния - Корсика - Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.

Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагической культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.

Получается, что нурагийцы — не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения... Тогда кто же они? Симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

А еще там есть такой замнчательный колодец! Местные говорят, что им часто интересуются специалисты из НАСА.



А вот Египет - колодец в Ком-Обо:

Еще немного Сардинии:



Творчество исчезчезнувших нурагийцев:


Древние письмена нурагийцев

Некоторые фотографии взяты с сайта ЛАИ


Огромные башни, сложенные из многотонных каменных блоков, - самая большая загадка острова Сардиния. Вокруг этих древних строений, называющихся нурагами, давно ведутся научные споры. Причиной тому послужила уникальность построек, аналогов которым в мире не существует.

Изначально специалисты считали, что башни под названием «нураги» - это могильники или святилища первых жителей Сардинии. А вот по версии коренных жителей, нураги– защитные сооружения от гигантов-циклопов. Историческая наука мифов не приемлет. Но и сама не может дать ни одной убедительной версии, объясняющей возникновение на острове восьми тысяч башен, которые могли укрыть за своими стенами около 250 тысяч человек за раз. Непонятно и то, почему их обитатели внезапно решили покинуть свои неприступные жилища.

Этруски или «народы моря»?

В древности башен было куда больше, чем сохранилось до наших дней. Некоторые из исследователей востока называют фантастические цифры от 20 до 30 тысяч. Многие из них стерты с лица земли временем. Другие спрятаны от человеческих глаз под землей, и лишь стихийные бедствия заставляют их подняться на поверхность. Так, благодаря страшному наводнению, которое полностью размыло один из холмов в 1949 году, на свет божий всплыла целая деревня с нурагами, сокрытая в земле на протяжении почти 25 веков. Что из себя представляют эти башни? Это огромные конусообразные строения, высота которых достигает иногда 20 метров. Складывались нураги из больших каменных блоков, один за другим блоки укладывались по кругу. Круг накладывался на круг. Примечательно, что для соединения блоков не использовалось никакого раствора, вся монументальная конструкция держалась лишь за счет веса и правильного расположения блоков. Секрет древних зодчих был в том, что для строительства они использовали каменные блоки из разных горных пород. Каждая отличалась плотностью и формой, кроме того, чем выше поднимались ряды булыжников над землей, тем ближе они сходились к центру. Главный вход в башню располагался на южной стороне постройки, сразу за ним следовал короткий и широкий коридор, по которому можно было попасть в основной зал. Иногда залов в нураге было несколько, а потолки в них были сводчатыми.

Помимо отдельно стоящих башен-нурагов, возводились ицелые нуралогические комплексы. По сути это были города, состоящие из одного большого центрального нурага и нескольких маленьких, соединенных между собой рвами и стенами. Комплекс чаще всего находился на крепостном валу. Во дворе такого убежища возводились небольшие, круглые хижины «пиннетты». В результате застройки, во дворе комплекса появлялись небольшие улочки, шириною меньше метра.

Определить время строительства этих сооружений достаточно сложно. Но, как правило, нураги датируются средним и поздним бронзовым веком, то есть приблизительно XVIII-XV веками до н.э.


Кто был архитектором этих сооружений, также сказать сложно, поскольку о нурагийцах сегодня известно совсем немного. Историки предполагают, что первые жители Сардинии пришли на остров около 10 тыс. лет тому назад. При этом вполне вероятно, что местом их прежнего обитания была Корсика. По одной из версий, народ строителей нурагов назывался загадочным термином ShardanaoSerden, современные сардинцы считают, что именно от них произошло все коренное население острова. Примечательно, что термин ShardanaoSerden в качестве названий одного из племен, упоминается и среди так называемых «народов моря», которые во времена древнего востока воевали с Египтом и цивилизациями на Ближнем востоке. Считается, что часть представителей данного «народа» в свое время могла осесть и на Апеннинском полуострове, в результате чего появилась цивилизация этрусков. Русский историк Александр Немировский был убежден в том, что эпоха строительства нурагов пришлась на момент переселения предков этрусков из Малой Азии в Италию. Впрочем, споры по поводу нурагийцев продолжаются и сегодня по той причине, что древний народ не похож ни на этрусков, ни на коренных жителей Сардинии, он не похож даже на иберийцев и представителей североафриканских племен, но самое главное - то, что возможно он даже не относится к «народам моря».

Храмы бронзового века.

Цель строительства нурагов для современных историков также остается загадкой. Домыслов по данному вопросу больше, чем теорий, а существующие теории не выдерживают критики. Нураги считали храмами культа огня, простыми жилищами, укреплениями и убежищами, дозорными пунктами и памятниками военных достижений, и даже мавзолеями приплывших сюда древних египтян. Наконец, их считали храмами богов и жилищами, где селились древние великаны.

Как правило, критики теорий задаются вопросами о том, что если нураги были местами захоронения, то почему в них не найдено никаких останков или сокровищ? Если же они служили в качестве поселений, возникает вопрос о практичности подобного жилища.

Можно предположить, что нураги служили в качестве укреплений, защищающих жителей от воинствующих соплеменников. Но для малюсенького острова несколько тысяч бастионов - явный перебор. К тому же, для чего потребовалась бы защита этого острова, если первые захватчики появились на Сардинии только через 1000 лет после строительства нурагов?

В 1984 году профессор из Университета Кальяри Карло Машья выдвинул версию, что нураги были своего рода обсерваториями, где люди вели наблюдения за астрономическими объектами и явлениями.


Подтверждением этой необычной версии является тот факт, что рядом с нурагами были найдены так называемые храмовые лунные колодцы. По мнению профессора Машья, эти необычные строения служили для религиозных целей. Каждый из колодцев был заложен таким образом, что один раз в год, свет луны попадал в колодец. В результате этого, после полуночи, в течении всего нескольких минут, лунный свет отражался по всему колодцу. Согласно одной из версий, лунные святилища служили для определения момента наступления лунного затмения.

Существует легенда, что нураги - не что иное, как «гробницы гигантов». Находились даже свидетели, которые якобы своими глазами видели их огромные останки. Но ни ученые, ни спелеологи, которые исследовали башни, ничего не нашли.

На сегодняшний день в отношении нурагов ученые склонны прибегать к так называемой «компромиссной» теории. Согласно ей, нураги были универсальны и выполняли самые разные задачи. Доказательством тому служит тот факт, что места строительства нурагов были весьма разными, от морского побережья и равнины, до гор и холмов. Ряд итальянских исследователей предполагает, что нураги служили религиозным целям. Женщины-жрицы селились непосредственно внутри нурага, а вокруг него располагалось поселение, где могли остановиться и даже жить паломники и прихожане. Также считается, что нураги служили местом проведения мистических ритуалов.

Если назначение нурагов было именно таким, то это объясняет форму и размеры жилищ, расположенных у башни. Совершенно очевидно, что паломнику пришедшему издалека и остановившемуся сравнительно ненадолго, незачем много жилого пространства. Найденные же в одном из домов оленьи рога послужили поводом для предположения о том, что это животное могло быть сакральным для первых жителей острова. Хранились ритуальные вещи в специальных углублениях в стенах домов. Не исключено, что олень мог почитаться и как дух-хранитель жилища.

Закопанные святилища

Самый известный и внушительный нураг на Сардинии - это Су-Нуракси, который расположен возле города Барумини. Первые раскопки прошли в этом комплексе еще в 1950 году. В самом центре комплекса располагается огромная, трехуровневая каменная башня, которая окружена многочисленными стенами в виде лабиринта. Датируется возведение нурага приблизительно XV веком до н.э. Рядом с башней, а также в некоторых секторах замысловатого лабиринта, хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.


Однако не только этим известен Су-Нуракси. Куда большее значение носит то, что именно в Су-Нуракси была обнаружена бронзовая модель нурага. Благодаря этой находке современные ученые гораздо лучше представляют себе то, как выглядели эти постройки в древности. Впрочем, здесь мнения историков вновь разошлись. Кто-то полагает, что модель носила символический характер для древних сардинцев, иные склонны утверждать, что это всего лишь игрушка для детей тех времен. Доказательством последнего послужили найденные там же многочисленные фигурки воинов, людей и жриц, а также по сей видимости статуэтка богини-матери народа. Сегодня все эти находки хранят в запасниках Национального археологического музея в Кальяри (столица о.Сардиния).

Упадок культуры нурагов пришелся на 3 век до н.э, когда Сардинию захватили римские войска. Постепенно эти каменные «исполины» начали пустеть, а вместе с ними угасала и нурагийская культура, ассимилируясь с римской. Со временем исчезли и последние нураги.

Наконец последним загадочным фактом в истории нурагов стало то, что покидая свои жилища, древние жители острова замуровывали каменными и глиняными плитками все входы, а некоторые места и предметы в нурагах и вовсе закапывались землей.

Тем не менее, древняя культура нурагов не исчезла с лица земли бесследно. Помимо величественных каменных построек, она оставила современным археологам огромное количество , в частности статуэток. Известны эти статуэтки, как бронзетто. Именно эти предметы культуры помогают узнать древний народ лучше, судить о его уровне культуры и развитии металлургии.

В самом сердце Средиземного моря расположена Сардиния - земля, на которую по легенде ступил Создатель. На этом острове, расположенном к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, и только здесь, можно увидеть уникальные сооружения в форме башен - нураги, сложенные из гигантских грубо обработанных камней в виде усеченных конусов. Эти строения связаны с давно исчезнувшей загадочной цивилизацией нурагийцев, которая существовала на острове Сардиния во II тысячелетии до нашей эры.


В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Всего на острове учеными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.


К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания, а многие и вовсе занесены толстыми слоями земли. Сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию.


Стены нурагов сложены из базальтовых блоков весом до трех тонн. Искусные строители укладывали камни круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов, постепенно сдвигая к центру. Многотонные конструкции удерживались лишь за счёт собственного веса, а главный секрет устойчивости заключался в применение камней разной плотности и формы. Если между камнями оставались щели, их забивали плоскими осколками породы. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр – 30–50 метров. У основания стены нурага были 4–5 метров толщиной.


Вход в башню практически всегда располагался с южной стороны, сразу за ним следовал широкий коридор, ведущий в круглую комнату со сводчатым потолком. В больших нурагах таких комнат было несколько. Своды сооружений также выложены с помощью «сухой» кладки.

Верхняя часть этих загадочных строений являлась своеобразной террасой с парапетом, куда поднимались по винтовой лестнице. Свет для освещения падал через узкие оконца в толстых стенах. Наверху, на высоте 6 метров, находился выход. Археологи предполагают, что это выход был запасным, и связь с внешним миром осуществлялось посредством верёвочных лестниц или подъёмных мостов.


Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нуралогические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты, соединённых крепостным валом. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин - «пиннетт», выложенных из камня. Между хижинами и башнями образовывались соединенные между собой узкие улочки, шириной меньше метра.


Один из таких комплексов - Су-Нуракси-ди-Барумини, центром которого является трехуровневая каменная башня, сооружённая около XV века до нашей эры. Вокруг неё - четыре башни, расположенные четко по сторонам света. Семь башен поменьше, соединенные стеной, образовывали внешнее кольцо. До наших дней сохранилось только пять из них. Рядом с башней хорошо сохранились необычные чаши, выдолбленные из цельного камня. Какую роль они выполняли в древние времена, пока не известно.


Во внутреннем дворе прорыт колодец с питьевой водой, глубиной до 20 метров. Он имеет форму перевернутой нураги. В глубине его диаметр - 4 метра, а к верху его каменные стены сужаются до размеров обычного колодца. Вода до сих пор наполняет его.


Под грудой камней в Су-Нуракси в 1950 году была раскопана странная статуэтка – модель нурага, по которой ученые смогли воссоздать его первоначальный облик. Видимо, древним строителям эта статуэтка служила макетом возводимой башни и заменяла чертежи. В 2015 году на территории комплекса при раскопках были найдены 2 целые амфоры. Предполагается, что они сохранились, потому что были вкопаны в основание дома как оберег.


О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Одни башни строились на склонах, другие - на горах, а третьи - на вершинах холмов.

Сейчас большинство учёных склоняется к мысли о многофункциональности нурагов. Простые нураги на вершинах холмов могли служить смотровыми башнями, а множество строений на побережье вполне можно считать вышками для наблюдения за морем, а также временным жильём для заходящих в порт торговцев.


Нураги же более сложной конструкции строились в общинных центрах и могли предназначаться для собраний или же были храмами, резиденцией правителей, а возможно сочетали все эти функции сразу. По другой версии, нураги вначале строились для военных и оборонительных целей, а затем превратились в ритуальные центры.

Несомненно, башни имели символическое значение. Кстати, практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным, а также мог почитаться и как дух-хранитель жилища.


О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.

Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Некоторые учёные полагают, что в период позднего палеолита вообще существовал своего рода мост Африка – Сардиния – Корсика – Европа, и переселенцы могли прийти откуда угодно.


Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.


Получается, что нурагийцы - не этруски, не народы моря, не коренные жители Сардинии, не иберийцы и не североафриканские племена, организовавшие в тот промежуток времени на острове самостоятельные поселения. Тогда кто же они - симбиоз нескольких культур или же культура самостоятельная? Ответа нет до сих пор.

Закат нурагийской культуры начался с приходом финикийцев. Сардиния оказалась втянутой в войну за «место под солнцем», а затем, около II века до н. э., оказалась подчинённой Риму и начала постепенно исчезать. Исчезали и нураги. Часть исследователей полагает, что нурагийцы свои башни хоронили. В буквальном смысле этого слова.


Такая гипотеза родилась из факта, что все нураги на Сардинии были найдены в курганах одинаковой формы. Вероятно, что перед тем, как навсегда покинуть нураг, его жители замуровывали все входы каменными плитами, а потом сооружение засыпалась землёй. Однако возле нурагов не было котлованов, откуда могли черпать землю на засыпку. Значит, она привозилась? Но откуда и каким образом?

Нурагийская культура не исчезла бесследно. Помимо нурагов, она оставила о себе массу других свидетельств: сантуарии, священные колодцы, захоронения, известные под названием «гробницы гигантов», а также бронзовые изделия, в основном, статуэтки, известные как «бронзетто». Чаще всего бронзовые фигурки изображали воинов, охотников, животных и женское божество, скорее всего, Танит.


Приобретённые на основании анализа бронзетто данные позволили некоторым учёным высказать мысль, что нурагийцы - это народ, в числе немногих стоявший у истоков европейской цивилизации.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.