Быть ответственным человеком. Как демонстрировать зрелость в отношениях

Австрийский психолог, философ и гуманист Виктор Франкл в свое время тонко подметил, что ответственность является основой основ человеческого существования. И действительно, для любого взрослого человека, ответственность – строго обязательное качество, если конечно, он хочет быть самостоятельным, успешным и счастливым. О том, как стать более ответственным, мы поговорим в данном материале.

Ответственность: почему она важна?

В современном мире, многие люди, к сожалению, абсолютно не хотят взрослеть. Достигнув совершеннолетия или более позднего возраста, они до сих пор продолжают сидеть на шее у родителей, государства или даже супруга – мужа или жены. Играют в компьютерные игры, проводят время в Интернете или в плохих компаниях на улице и совершенно забывают о том, что их роль в жизни заключается еще и в том, чтобы найти достойную работу, получать хорошую зарплату и обеспечивать семью.

Достичь перечисленных целей, стать уважаемой и во всех отношениях достойной личностью может только человек ответственный. Ответственный человек понимает, что в каждой отдельной ситуации у него имеется огромное множество вариантов выбора, умеет принимать решения и знает, что время его жизни ограничено. Подобный индивид ценит каждую свободную минуту, старается использовать ее с пользой для себя и никогда не перекладывает ответственность за свои действия, чувства и мысли на других людей или обстоятельства. Он не винит окружающих в своих неудачах и ошибках и знает, что для того, чтобы что-то изменить, необходимо начать с себя и измениться самому.

Вернемся к Франклу, который, кстати, разработал целую теорию, посвященную смыслу жизни и ответственности, назвав ее логотерапией (от греческого «логос», что означает «смысл»). По мнению знаменитого австрийского врача, ответственность – это то, перед чем ставит человека сама жизнь и чего многие из нас стремятся избежать. Он часто сравнивал ответственность с пропастью, очень глубокой и пугающей, но в то же время и весьма величественной.

Видный психолог отмечает, что наше будущее и будущее других людей зависят полностью от нас. Ведь каждую секунду только мы делаем выбор и принимаем отдельно взятое решение, реализуем или, наоборот, упускаем возможность, имеющуюся в данный момент времени. И от того, какое решение мы примем, зависит не только наше поведение, но и поведение, а также отношение к нам других.

О чрезмерно ответственных людях

Но есть и другая крайность – чрезмерная ответственность, которая, между прочим, свойственна довольно многим людям. К примеру, ей часто страдают личности с застенчивым характером. Индивиды, недостаточно уверенные в себе, с низкой самооценкой, часто проецируют свои страхи в будущее. Допустим, они нередко боятся позвонить или сделать первый шаг перед знакомством с интересным человеком, поскольку заранее настроены на отказ и думают, что потенциальный собеседник не станет с ними общаться вследствие занятости, нежелания строить отношения и общаться с ними. Таким образом, они заранее берут на себя ответственность за чувства, мысли и действия других людей, тем самым, программируя себя на неудачу.

Если говорить о чрезмерной ответственности в целом, то по своей сути, это фактически то же самое, что и безответственное поведение, поскольку человек думает о других, но перестает думать о себе, заботиться о себе и о своих нуждах.

Как стать более ответственным?

Желающим избавиться от чрезмерной ответственности и контроля, можно порекомендовать для прочтения две книги: Генри Клауд – «Барьеры» и Сьюзен Джефферс – «Бойся, но действуй!» В первом из предлагаемых трудов, хорошо объясняется, за что именно ответственны мы сами, а за что – другие люди. В частности, мы ответственны перед другими и за самих себя . Книга попутно научит вас устанавливать личные границы, делать правильный выбор, несмотря на манипуляции и возникающие чувства собеседника, говорить «Нет» в различных жизненных ситуациях и т.д.

Вторая книга – это популярный бестселлер от специалиста в области позитивной психологии. Изучение данного творения, кстати, будет очень в помощь для тех лиц, что мучаются от застенчивости, нерешительности и различных страхов.

Примите ответственность за свою жизнь на себя. Иначе говоря, осознайте, что в каждой отдельной ситуации у вас существует тысячи возможностей и вариантов выбора. Но этот выбор делаете вы сами, а не кто-либо другой.

Помните о конечности нашей жизни. Цените каждую свободную минуту и не забывайте о том, что в каждый отдельный момент вы тоже делаете выбор. Одни решения – поднимают вверх, другие – опускают вниз.

Старайтесь не перекладывать ответственность на других или внешние обстоятельства. Многие люди часто списывают неудачи на несчастливое детство, психологические травмы и винят других (родителей, супругов и т.д.). Это неконструктивная позиция. Чтобы стать более ответственным, необходимо постепенно снять себя с места ребенка и занять позицию взрослого, который за все в своей жизни отвечает сам.

В отношениях с другими людьми, разделяйте ответственность пополам. Помните, что любые отношения (деловые, личные и т.д.) должны быть равноправными. Равная ответственность – отнюдь не означает, что ваш спутник, партнер по бизнесу или руководитель должен вести себя так же как и вы. Это означает, что каждый из нас несет свое бремя и имеет свои обязанности, которые ему следует выполнять надлежащим образом. Вы отвечаете только за свою сторону и не залазите на чужую территорию.

Избавьтесь от Внутреннего Говоруна , о котором пишет в книге Сьюзен Джефферс. Внутренний Говорун – это тот монолог, что вы ведете сам с собой, мешающий вам преодолеть свои страхи и взять на себя ответственность за происходящее. Иными словами, это негативное мышление и его постепенно нужно заменять на позитивное.

Учитесь говорить «Нет» окружающим вас людям. Начните с малого, например, с того, чтобы отказывать продавцам в магазинах. Говоря собеседнику «Нет» важно помнить, что у вашего собеседника могут возникнуть негативные чувства – гнев, обида и т.д. Они могут использоваться как манипуляция, чтобы вы согласились с убеждающим. Поэтому несмотря на них, твердо стойте на своем. Например, при разрыве отношений с неподходящим вам мужчиной, не идите на контакт. Человеку необходимо пережить горечь утраты, боль – это и есть проявление любви к нему, поскольку она со временем проходит.

Не бойтесь брать на себя ответственность. Расширяйте свою зону комфорта. Начните с мелких задач, затем перейдите к более крупным. Например, запишитесь на обучающие курсы и получите новую профессию. Возьмитесь за новый заказ по работе и сделайте порученное задание «на все 100». Все это позволит вам укрепить уверенность в себе.

Ведите дневник. В нем отмечайте как победы, так и ошибки, на которые в следующий раз стоит обратить внимание, чтобы не сделать неправильный выбор. Регулярно пересматривайте записи, чтобы не забыть о том, что вы когда-то совершили.

Сформулируйте свои жизненные цели и приступите к их последовательному достижению. Возьмите ответственность за формулировку данных целей на себя. О правильной постановке целей на нашем сайте есть отдельная .

Осознайте те выгоды, что дает вам распущенное поведение, безответственность. Это сложный для реализации, но очень важный пункт. Многие не понимают, что им выгодно оставаться маленькими детьми, болеть или чего-то избегать, т.к. подобное поведение притягивает массу внимания по отношению к себе, сочувствия и поддержки. Со временем вы должны научиться действовать и принимать самостоятельные решения, несмотря на то, одобряют ли их окружающие или относятся негативно к ним.

Есть, но не у всех людей. Ответственный человек - личность особенная.

Все мы знаем, что ответственный человек ценится в обществе, уважаем другими людьми, успешен и является хорошим примером для подражания.

Что значит быть ответственным?

1. Ответственный человек четко осознает, что он единственный человек, который отвечает за свое настоящее и будущее.

2. Он знает, что только сам ответственен за то, кто он сейчас есть и какое социальную ступеньку занимает.

3. Понимает, что та работа, которую он выполняет – результат только его , как и уровень дохода (человек зарабатывает столько, сколько он хочет и ни копейкой больше)

4. Ответственный человек не сомневается в том, что он имеет право выбирать. Он делает это осознанно, смотрит на шаг вперед, оценивая, к чему может привести его решение. Плюс ко всему, сделав выбор или не сделав его, полностью принимает последствия своего решения.

5. Ответственный человек свободен во всех своих мыслях и действиях. Он действует без оглядки на то, что скажут люди, что подумают коллеги, как отреагируют родственники. Он верен своим принципам, своей философии.

6. Он не боится проявлять инициативу и .

7. Он никогда не ищет оправданий и не ищет виноватых в своих неудачах. Задает вопросы себе, в своих действиях, поступках находит , чтобы их исправить и изменить.

8. рассматривает, как новые задачи, как вызов, который он принимает. Так находит интересные решения, оригинальные пути выхода из затруднительных ситуаций.

Брать ответственность на себя - путь личностного роста и развития человека.
А вы ответственный человек?

КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»

Цель: Воспитание ответственного поведения

Задачи:

1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

2.Эмоциональный настрой .

(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)

Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.

3.Работа над темой.

Побеседуем

Общество людей делится на детей и взрослых.

Скажите, чем отличаются взрослые от детей?

(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).

А ваше детство вы считаете счастливым?

(Дети доказательно утверждают, что они счастливы, что живут в таком доме, здесь о них заботятся, здесь их любят, воспитывают, красиво одевают, вкусно кормят, имеются занятия по интересам, много бывает в детском доме гостей, которые не равнодушны к детям…) , т.е. взрослые, заботясь о детях, отвечают за свои поступки.

- "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова? (Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки , значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Ответ - отвечаю - ответственность.

Сегодня мы поговорим об ответственности., выясним, что значит быть ответственным? Всё чаще от взрослых вы слышите «БУДЬ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ!» Проявляя ответственность, вы определённо вырабатываете характер.

Что такое вообще ответственность?

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

На доске выставка рисунков «Мой хороший поступок»

    Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.

    Какие чувства вы испытывали?

    Соотнесите это чувство с цветом.

(предположите то же самое только с противоположной ситуации)

Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

Вывод:

проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

А какой вывод можно сделать о безответственности?

Вывод:

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.

4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)

Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.

Наводить порядок дома или в школе (+)

Свалить вину на других за свой поступок (-)

Вначале закончить работу, а потом играть. (+)

Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)

Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)

Сначала думаете, а потом делаете. (+)

Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)

Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)

Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)

Быть внимательным, активным на уроке (+)

ответственно.

5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ

Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.

Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

Хочу и могу”. (доскажи словечко)

1)хочу "отлично" учиться – … выучу;

2)хочу помочь маме - …. уберу комнату;

4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;

5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;

6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;

7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках

"Не хочу, но надо" – выступление от лица родителей.

Папа Димы – шофер.

Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Мама Алёны – врач.

Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?

Подведение итога.

Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.

6. СЦЕНКА «ДОВЕРИЕ»

А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку

АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.

МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.

АЛИНА : мама, ты мне не доверяешь?

МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).

АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.

Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.

Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?

АЛИНА : Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!

Вопросы:

Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?

Что для этого надо ей делать?

Когда это может произойти?

Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми

Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.

7. Работа с картинками «Как избежать неприятностей» №1,2,3(дидактическая игра)

Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.

Какой вывод можно сделать?

«Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения».

Отвечай за свои поступки перед самим собой

8. Таблица возрастающей ответственности

С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет

Ответственность перед собой

Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством

9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)

Глущенко В

1.Бумажку бросил- убирай,

Школьный двор не засоряй!

2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках!

Кузнецов Д

1.Сделал дело- потом играй

Маме по дому всегда помогай!

2. Бросил бумажку- убирай,

Другим пример показывай!

Харланова Л

1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай!

2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай!

3.Не бросай свою работу,

Коли начал ты её!

4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди!

Склярова Л.

1.Сам ошибки исправляй и других не совершай!

2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай.

3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело

4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай!

Деревянченко Я.

1.Помогай с большой охотой,

Не бросай свою работу!

Лозовая А.

1.Если мама заболела,

Всё вокруг тебя верх дном,

Принимайся-ка за дело,

Без тебя не может дом.

Сидоркина К.

1.Сам ошибки исправляй

Допиши и дочитай.

2.За собой порядок наводи

Убирай и вымывай.

10. Счастье - град

14 человек вывешивают части радуги на доске (или рисуют) с правилами

Составление кластера. Звучит песня «Дорога добра»

Р (красный) Не подводить никого.

А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.

Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.

У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.

Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.

А (синий) Выполнять обещанное.

(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.

Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

Что случилось бы, если бы, ученик, у которого красный и зеленый карандаши отказался повесить свою полоску.

(Радуга бы не получилась)

Как поступил бы ученик?

(Безответственно)

Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.

Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

(читаем правила ответственности)

Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):

1.Применять в своей жизни опыт других.

2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.

3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

Посмотрите на нашу доску.

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

НАШ СЕКРЕТ: СЕРДЦЕ

Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Круг «От сердца к сердцу» (показывают движениями «тебе»- на соседа, «мне»-на себя рукой, «везде»-вокруг себя)

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе, мир во мне!

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде,

Любовь в тебе, любовь во мне!

(сердца ответственности раздать)

Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?

11.Итог занятия . (2 ученика читают стихотворение)

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Этим важным секретом.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

12.Рефлексия.

Сядьте удобней, расслабьтесь.

Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:

“Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”

Каждый выбирает ту жизнь, за которую потом и будет отвечать.
Быть примером и нести ответственность за свои мысли,
слова и дела — достойно Человека.

Много раз слышала от окружающих, что нужно обязательно быть ответственным в учебе, работе, воспитании детей и т.п. Но где-то внутри я чувствовала, что должно быть иное и очень важное для каждого человека, обозначение понятия Ответственность.

Будучи еще ребенком, когда бралась выполнять какую-либо работу или мне поручали важное дело, у меня появлялось чувство ответственности, где-то на интуитивном уровне, однако оно сразу перекручивалось на внешнее, на заботы о материальном. Взрослые всегда говорили, что от моих действий или слов зависит, какой будет результат. Ведь раз поручили, значит я не могу подвести, и нужно всё доделать до конца. Но после этих разъяснений взрослых у меня почему-то возникало ощущение, что я кому-то обязана, раз взялась выполнять что-то, и если результат будет не таким, каким его хотели видеть, то с меня будут спрашивать. На фоне этого появлялось чувство угнетения и досады, которое затмевало самые искренние побуждения.

В том, что суть понятия ответственность значительно шире, чем меня учили, я убедилась, соприкоснувшись несколько лет назад с творчеством замечательной писательницы А.Новых. Ведь в обществе всегда навязывается понятие ответственности именно с материалистической точки зрения: чем больше возьмешь на себя каких-то дел или обязанностей, тем больше повысится статус "ответственности" в глазах остальных. С каждой новой книгой я начала открывать для себя много познавательного, и, казалось, очень знакомого, но почему-то забытого. Такие простые, но в то же время открывающие новые горизонты познания, истины не оставили меня равнодушной, ведь резонировали с моим мировоззрением. Именно в этих книгах я открыла для себя истинное значение ответственности, которое оставалось еще с детства, где-то в глубине.

Что такое настоящая ответственность

Для начала, давайте рассмотрим классическое понятие, что собой представляет ответственность:

Ответственность — это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результаты (реакции), которые ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий).

Википедия

Ответственность - обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и.т.п и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо.

То есть для каждого человека, который живет по Совести, чувство ответственности является неотъемлемой составляющей его жизни. Такой человек честен перед другими, и самое главное - перед собой. Он никогда не подведет и будет отвечать за свои поступки, даже если они кажутся неприятными, а сознание при этом начинает рассказывать: «Я же такой хороший, я не мог так поступить» и т.д.

На мой взгляд здесь будет уместна фраза из книги А.Новых «АллатРа» (стр.154), полностью раскрывающая смысл понятия ответственности:

"Каждый человек есть Личность, несущая в первую очередь духовную ответственность за всё, что она делает и выбирает в своей жизни. Ведь большинство людей понимают, что такое ответственность. Они берут на себя ответственность в решении каких-то жизненных, идеологических, бытовых, финансовых и других вопросов. Они же стараются в основном не для себя, а для своей семьи, ради будущего своих детей и внуков, ради друзей, близких им людей и так далее. Так и в духовном, как в главном деле для каждого человека, нужно взять ответственность за свою духовную судьбу и сделать в своей жизни всё возможное и невозможное для слияния со своей Душой и обретения настоящей Свободы от материального мира. Не нужно ждать кого-то, нужно действовать самому и начинать в первую очередь с себя. Надо самому быть хорошим примером для окружающих, тогда позитивные изменения в тебе и в обществе не заставят себя ждать."

Из этого можно сделать вывод: человек должен быть ответственным не только в бытовой сфере или взаимоотношениях с другими людьми, но и, в первую очередь в духовной работе над собой.

А для наглядности можно условно разделить ответственность на внешнюю и внутреннюю.

Как проявляется, и чем сопровождается принятие решения и взятие на себя ответственности в какой-либо жизненной ситуации:

Внешняя ответственность:

  • ответственность за выполнение поставленных задач, дел;
  • ответственность за семью, детей, перед родителями и т.п.;
  • ответственность перед выполнением общепринятых законов и норм.

Внутренняя ответственность:

  • быть честным с собой и всегда следить за своим состоянием, так как внешнее есть отражение нашего внутреннего и всегда помнить, что мой выбор может стать причиной внешних проявлений, которые отразятся на жизни других людей, а то и всего общества в целом;
  • готовность в каждом моменте быть в ответе за свои мысли, слова, действия, поступки и их последствия;
  • ответственность перед Богом за свою духовную судьбу, за слияние со своей Душой, за свой Выбор следовать Духовной Цели.

Пришло понимание, что Настоящая Ответственность - она внутри. Только я, как Личность, в ответе за свои поступки, мысли, действия. Но самое главное - за свой Выбор перед Богом: обманываться прельщением сего материального мира и, тем самым, уготовить себе смерть и дальнейшую мучительную для моей Личности участь, или же взращивать в каждом мгновении чувство безграничной Благодарности и Любви, соединиться со своей Душой и стать новым Духовным Существом!

Классный час «Что значит быть ответственным человеком» в 8Б классе

Классный руководитель Екатерина Владимировна Орлова

.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям, формирование коммуникативной компетенции, развитие смекалки, логического мышления.

Задачи :

- развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

Формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

Развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

    Проектор

    Бумага

    Ручки

    Смайлики

Ход час общения

I. Сообщение темы и цели часа общения.

Добрый день, я рада видеть вас всех вместе. Пожмите соседу руки так, как это делается во всем цивилизованном мире перед серьезной работой в качестве дружеского жеста.

Сегодня мы проведем классный час на тему, которая была предложена на предыдущей нашей встрече. В качестве темы мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми .

Как вы понимаете это высказывание? (высказывания ребят)

II. Введение в тему

Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее, у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

От того, как вы научись делать выбор сегодня, зависит ваша способность ответственно

подходить к жизни в будущем.

Я хочу предложить вашему вниманию историю.

Как вы думаете, что ответил неудачнику успешный человек? (высказывания детей)


– Ясно,- ответил успешный человек, - в своих неудачах ты прежде всего склонен винить обстоятельства, поэтому не стремишься улучшаться сам. И пока ты не научишься принимать ответственность за свои поступки на себя, вместо того, чтобы перекладывать ее на других, ты так и останешься неудачником.

III . Основная часть

Ваши высказывания оказались почти такие, как ответил успешный человек.

Но не менее трудное для человека – это умение сдержать своё слово. Недаром в одной русской пословице: «Не давши слова – крепись, а давши слово – держись »
А сколько случаев, когда вы с лёгкостью обещаете мне, друг другу что-то сделать. А наступает день … и оказывается, что ничего не делается.

Сейчас я вам предложу несколько ситуаций

1 Ситуация: В день Здоровья ребята в классе договариваются, кто будет в команде, кто отвечает за съемки, кто за другие дела. В назначенный день из 21 ученика приходит 16, чем заняты остальные неизвестно (а это учебный день), и даже участников команды ребятам пришлось вызванивать по телефону. Как вы думаете, почему так произошло? По какой причине класс оказался на последнем месте? (высказывания детей).

Как можно назвать поступок ребят, которые подвели остальных?

2 Ситуация: Группа учеников должна идти в определенное время на профильные пробы. Ребята были предупреждены о времени начала проб завучем и классным руководителем. Все спокойно выслушали, пообещали обязательно прийти, но в назначенное время пришла только половина ребят, остальные, оставшиеся дома не сочли нужным ответить классному руководителю на телефонный звонок. Как вы думаете, почему?

Как можно охарактеризовать такой поступок? (высказывания детей).

3 Ситуация: За месяц ученики договорились, что в определенный день пойдут всем классом в боулинг. Накануне 4 человека предупредили, что не смогут пойти, по ряду разных серьезных причин. Остальные промолчали. В назначенное время оказалось, что пришли в боулинг 11 человек из 21. Как вы считаете, о какой черте характера говорит этот поступок.

Как можно назвать этот поступок? (высказывания).

- Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? ( Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.)

Как ведет себя в речном потоке рыба? (плавает по течению и против течения, т. е. активно)

Что происходит с плавающим на поверхности бревном? (Ответы)

В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном (Ответы)

Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть как по течению, так и против него.

Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.

Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.

А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?

Как вы считаете, вы плывете по течению или создаете свое будущее, кто-то может честно и ответственно сказать об этом? (Высказывания детей).

IV. Итог урока.

Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком ? (Научиться отвечать за свои поступки).

Серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем не раз, его принимаем много раз в течение своей жизни.

Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение. Если вы этому не научитесь, то тогда ваша жизнь будет меняться по воле других людей.

В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

V . Рефлексия

Перед вами лежат разноцветные смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему отношению к нашему разговору, если:

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать. - Зеленый

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть… Желтый

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время. Красный

Спасибо за работу!



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.