Повстанцы хуситы. Хуситы заявили об освобождении сыновей экс-президента йемена. Кто такие хуситы

Ураза-Байрам или праздник Разговения — второй по значению великий праздник у мусульман, который проводится в честь окончания поста Рамадан, в 2018 году выпадает на 16 июня.

Месяц Рамадан, в который был ниспослан Священный Коран, в 2018 году начался 17 мая с закатом солнца и заканчивается 15 июня вечером.

© photo: Sputnik / Amir Isaev, STR

В последний день Рамадана после заката наступает праздник Разговения или Ид аль Фитр (по-арабски) — одно из главнейших событий в исламе.

В разных мусульманских странах Рамадан может начинаться в разное время, и зависит это от способа астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны.

Мусульманский календарь

Мусульманское летоисчисление ведется от переселения (по-арабски хиджра) Пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб, названный позже городом Пророка — Мединой. По христианскому летоисчислению переселение было совершено летом 622 года.

В основе мусульманского календаря, по которому живут мусульмане всего мира, лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев — он на 10 или 11 дней меньше солнечного года, поэтому дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Лунный месяц длиться 29 или 30 дней. Рамадан — девятый месяц мусульманского лунного календаря в 2018 году, длится 30 дней. Это священный месяц поста и духовного очищения у мусульман — наиболее важный и значимый из всех периодов в году.

Месяц поста и духовного очищения

С наступлением Рамадана каждый правоверный мусульманин должен начать пост — один из пяти столпов ислама наряду со свидетельством веры, молитвой, милостыней и паломничеством. Соблюдение поста в девятый месяц мусульманского календаря было предписано в 624 году — во втором году по хиджре.

В течение месяца Рамадан правоверные мусульмане в дневные часы отказываются от приема пищи, посвящая их духовному и телесному очищению. Поэтому в исламе предусмотрены два ночных приема пищи: сухур — предрассветный и ифтар — вечерний.

Мусульмане воздерживаются не только от пищи и питья, но и сквернословия и нечистых помыслов. Их цель — укрепить веру, переосмыслить свой образ жизни, удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности. Пост того, чьи дела и мысли нечисты и не богоугодны, считается недействительным.

В течение священного месяца после обязательной ночной молитвы совершается молитва таравих - добровольный намаз, который длится до зари. За его исполнение, по преданию, следует большое вознаграждение от Всевышнего.

Те, кто по каким-то причинам освобождены от поста, должны каждый день накормить неимущего или оказать помощь нуждающемуся, потратив на это не меньше той суммы, которую тратят в день на еду.

Самая важная ночь в году

В священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлят-аль-Кадр или Ночь Могущества и Предопределения — самая важная ночь в году для каждого мусульманина. В эту ночь к молящемуся Пророку Мухаммеду спустился архангел Джебраил и передал ему Коран.

Согласно источникам Ляйлят-аль-Кадр — это ночь, когда на землю спускаются ангелы, и молитва, произносимая в эту ночь имеет гораздо большую силу, чем все молитвы в году.

В Коране этой Ночи посвящена целая сура "Инна анзалнагу", в которой говорится, что Ночь Могущества лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет.

Это ночь, когда на небесах предопределяется судьба каждого человека, его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти, и если провести эту ночь в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок, то Аллах простит ему грехи и будет милостив.

Праздник Разговения

В последний день Рамадана после заката начинается один из великих праздников — Ид аль Фитр. В это время мусульмане должны предаться размышлениям о духовных ценностях и переосмыслению жизни за период поста.

Этот день считается праздником спасения от ада, а также днем примирения, любви и дружеских рукопожатий. В этот день принято посещать обездоленных и ухаживать за стариками.

Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза. этого времени желательно всем мусульманам читать такбир (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в день праздника. Ночь на праздник желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаху.

В день праздника желательно надеть чистую одежду, надеть на палец серебряное кольцо, надушиться благовониями и, поев немного, пораньше отправиться в мечеть для совершения праздничного намаза.

В этот день выплачивают обязательный закят аль-фитр или "подаяние разговения", проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей.

Ураза-Байрам тесно переплетен с идеями духовного совершенствования и добрыми деяниями. Во время празднования принято совершать добрые поступки, заботиться о родственниках, проявлять сострадание к нуждающимся.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В этом году Ураза Байрам выпадает на 25 июня и является 2-м по важности и значимости для приверженцев ислама.

За определенное время до начала поста по радио, телевидению и в прессе всем верующим напоминают об их обязанностях и ограничениях во время Рамадана. Соблюдающим Рамадан, запрещается бранить, ругаться, употреблять нецензурную лексику, лгать и делать другие нечестивые поступки.

Запрещается употреблять пищу и курить на протяжении дня, запрещены любые вещи, приносящие удовольствия, и развлечения. Однако, когда садится солнце, все ограничения снимаются до рассвета следующего дня.

Само слово «Рамадан» в переводе означает «гореть». Приверженцы ислама верят, что если в этом месяце строго держать пост, «сгорят» все грехи. Соблюдать пост не обязательно беременным, кормящим матерям, больным, путникам и военным

Еще за 4 дня до торжества вся семья начинает генеральную уборку дома, наводят красоту в дворах. Перед праздником также посещают могилы родных и близких, заботятся о новой одежде. В этот период принято готовить национальные блюда и печь сладости.

Ураза Байрам встречают чистыми. Каждый верующий обязательно должен искупаться, привести в порядок свой внешний вид, одеть свою лучшую одежду. У женщин есть традиция в этот период красить хной волосы и первые фаланги пальцев. В праздник мусульмане дарят друг другу подарки и ходят в гости.

Заканчивается пост Рамадана, который длится целый месяц, в праздник разговения. Верующие верят, что в этот день Создатель определяет судьбу человека на целый год.

Большую важность имеют общие молитвы в мечетях или на спецплощадках. Мусульманские мужчины за час до рассвета читают праздничную молитву, а женщины в это время дома готовят вкусности.

В дни празднований устраивают ярмарки, колоритные гуляния с участием разнообразных артистов: певцов, жонглеров, танцоров, кукловодов. Дети веселятся на качелях, молодежь прыгает через костер. Хоть Ураза-байрам и считается небольшим праздником, отмечают его довольно масштабно, радостно и с большими надеждами на счастье в предстоящем году.

В праздник также запрещается работать. В тех странах, где основной религией является ислам, этот день – выходной. В России в это день отдыхают в Тарастане, Башкортостане и северных республиках Кавказа.

Главным праздничным блюдом является баранина, из которой готовят как супы, так и мясные салаты, закуски.

Чем еще будут угощать гостей в Ураза-байрам зависит еще и от народных традиций: в Татарстане, к примеру, пекут блины, в среднеазиатских республиках принято кушать плов, а в Саудовской Аравии на столе в обязательном порядке должны быть финики.

Важно, что праздник это нельзя представить без сладостей, вот поэтому его так любят дети.

Тысячи сторонников хуситов призывают к свержению правительства Йемена. Но чего хотят хуситы на самом деле?

Тысячи сторонников йеменского движения хуситов протестуя периодически выходят на улицы столицы Йемена, отзываясь на призыв лидера группировки вынудить правительство уйти в отставку.

В своем телевизионном обращении, лидер хуситов Абдулмалек аль-Хуси потребовал, чтобы топливные субсидии, которые были значительно урезаны, были восстановлены, - это среди прочих требований. Он дал правительству срок до пятницы для выполнения требований хуситов, в противном же случае пригрозил «применением других мер».

«Это правительство является марионеткой в руках влиятельных сил, которым безразличны справедливые и искренние требования этих людей», - сказал аль-Хуси в своей речи, имея в виду Соединенные Штаты Америки.

Хуситы также требуют большего представительства в правительстве, которое отображало бы количество мест, выделенное для политических групп и независимых деятелей во время 10-месячной йеменской конференции по национальному диалогу, - серии встреч с целью определения политического будущего Йемена после восстания 2011 года.

«Наши требования являются такими же, как и требования йеменского народа, стремящегося к достойной жизни, хорошей экономике, безопасности, стабильности, свободе слова», - сказал представитель группировки Мохаммед Абдул Саллам в интервью «Аль-Джазире», не вдаваясь в детали.

Тем временем, йеменский президент Абд Раббо Мансур Хади призвал к диалогу с хуситами и пригласил группировку присоединиться к «правительству единства», - согласно сообщениям информационного агентства AFP.

Хуситы, как сказал Хади в среду, должны «быть привержены к тому, относительно чего пришел к согласию весь йеменский народ, и работать над достижением своих целей в политических рамках, кои гарантированы конституцией, а также результатами национального диалога».

Официально известная как «Ансараллах» («помощники Бога»), повстанческая группировка хуситов зародилась как теологическое движение, проповедовавшее толерантность и мир, в начале 1990-х годов, - согласно Ахмеду Аддагаши, профессору университета Саны и автору двух книг об этом движении, - «Хуситский феномен» и «Хуситы и их политическое и военное будущее».

Аддагаши рассказал «Аль-Джазире», что хуситское движение изначально обладало в значительной степени широкой образовательной и культурной визией. Религиозная группа, связанная с зейдитской сектой шиитского ислама, имеет своим оплотом север нынешней провинции Саада.

«Группировка организовалась как собрание, называвшееся «Форум верующей молодежи», в начале девяностых годов. Затем, в ней разгорелась внутренняя борьба между двумя течениями; первое призывало к большей открытости, тогда как второе призывало к строгой приверженности традиционному наследию этой шиитской секты», - сказал Аддагаши.

По иронии, говорит Аддагаши, Хусейн Бадер Аддиан аль-Хуси, основатель группировки, был приверженцем первого подхода. «Движение взялось за оружие в 2004 году на почве самозащиты, когда разгорелась первая война с правительством».

Аддагаши говорит, что трения между йеменскими силами безопасности и хуситами впервые проявились, когда сторонники группировки провели акции протеста в мечетях столицы, - в чем тогдашний президент Али Абдуллах Салех усмотрел вызов своему правлению. Салех приказал арестовать некоторых членов группировки и призвал тогдашнего ее лидера Хусейна Бадера Аддиана аль-Хуси сделать так, чтобы протестующие больше не тревожили молящихся.

«Первая война началась когда Салех отправил войска в провинцию Саада, дабы они арестовали Хусейна, отказавшегося сдержать своих сторонников», - говорит Аддагаши. Хусейн аль-Хуси был убит в 2004 году, после того как Салех отправил правительственных солдат в Сааду. Длившаяся годами междоусобная война окончилась подписанием соглашения о прекращении огня в 2010 году.

В 2011 году, хуситы были среди тех многих силы, которые приняли участие в восстании против Салеха.

Группировка категорически не приемлет одну из центральных рекомендаций конференции национального диалога: трансформации Йемена в федеральное государство, состоящее из шести регионов. Согласно предложенному переформатированию, провинция Саада, исторически являющаяся оплотом хуситов, должна быть объединена с регионом Саны.

Хуситы потребовали большей доли власти в федеральном правительстве и того, чтобы Север был выделен в отдельный регион. В документах, обнародованных скандально известным сайтом WikiLeaks, аналитики из министерства обороны США предполагают, что хуситы вряд ли станут требовать независимости, а вместо этого они будут продолжать борьбу за региональную автономию.

«Хуситы пользуются широко распространенным разочарованием в правительстве и недавним подорожанием топлива для обретения поддержки и извлечения политических дивидендов», - говорит Април Лонгли Аллей, специалист из Международной Кризисной Группы, в интервью информагентству AFP.

«То, что сейчас происходит, представляется все более политически опасным, являясь частью стратегии хуситов, направленной на то, чтобы они стали доминирующей политической силой на Севере и в национальном правительстве», - говорит она.

На протяжении последних месяцев хуситы одержали ряд важных побед над правительством и над соперничающими с ними племенными группировками. В июле, при поддержке самой большой в стране федерации племен, Бакиль, хуситы захватили Амран, отбив его у федерации племен Хашид, тем самым было нанесено унизительное поражение могущественному клану аль-Ахмар, - соучредителю конкурирующей суннитской исламистской партии «Ислях».

«То, что произошло там (в Амране) не повредит республике. Проблема заключалась в желании причинить беспокойство и в криминальных атаках, совершенных известными партиями», - сказал Абдельмалек аль-Хуси в своем телевизионном обращении, которое транслировалось принадлежащим группировке телеканалом «Аль-Масира», - он имел в виду партию «Ислях».

Политический соперник хуситов, партия «Ислях» обвинила шиитских повстанцев в близости к Ирану и в попытках восстановления зайдитского имамата, который правил Йеменом до 1962 года. «Ислях» неоднократно обвиняла движение в создании беспокойств в Амране и других регионах, говоря что это является частью плана по захвату столицы страны, Саны.

Хуситы исторически были озабочены оживлением зайдизма в виду увеличивающегося влияния салафизма. С момента йеменского восстания 2011 года, хуситы участвуют во все более сектантских конфликтах.

Через год после начала восстания, которое привело к свержению Салеха, хуситы осадили религиозную школу, подконтрольную салафитам, в Сааде. Шиитские мусульманские повстанцы заявили, что она использовалась для набора иностранных боевиков, но салафиты заявили, что инцидент был попыткой хуситов укрепить свое влияние в провинции.

Сотни человек погибли в стычках, которые прекратились когда салафиты согласились оставить провинцию.




Позднее, произошли столкновения, в городах, расположенных неподалеку от столицы, во время которых хуситы выступили против суннитской исламистской партии «Ислях» и вооруженных отрядов, связанных с ней.

«Партия «Ислях» … опасается что «Ансараллах» (хуситы) будут мстить за участие («Ислях») в войне бывшего режима (Али Абдуллы Салеха) в Сааде», - сказал в интервью «Аль-Джазире» симпатизирующий хуситам журналист Усама Сари. Согласно Сари, хуситы обвиняют «Ислях» в подстрекательстве людей против них и в, якобы, побуждении некоторых военных подразделений воевать с ними.

Тем временем, правительство Хади и другие оппоненты часто обвиняют Иран в вооружении хуситов. Правительство заявило, что конфисковало грузы с оружием, иранского происхождения, направлявшиеся к повстанцам на севере страны, но хуситы отвергают обвинения в получении иностранной помощи.

В отличие от своего предшественника, Хади, пришедший к власти в 2012 году, после отставки Салеха, занимает менее враждебное отношение к хуситам, вызывая этим гнев исламистских партий, которые обвиняют его в том, что он закрывает глаза на вменяемые хуситам в вину преступления.

Хади лично не отреагировал на эту критику, но его министр обороны, Мохаммед Насер Ахмед, сказал, что вооруженные силы страны были «нейтральными и одинаково относились ко всем».

Сами Галиб, политический аналитик и основатель газеты «Ан-Нида», сказал, что йеменский президент имеет общие интересы с хуситами и у него те же племенные и политические оппоненты. «Хади хотел ослабить силы, выступающие против него. Наиболее сильная из них – это партия «Ислях» и ее племенные и военные союзники, включая бывшего президента Али Абдуллу Салеха», - говорит Галиб.

Тем временем, хуситы не потерпели военного поражения, и аналитики приписывают рост уровня поддержки движения среди жителей северного Йемена этому фактору.

«Люди видят растущую партию, которая не была замешана в коррупции бывшего режима и в его войне с югом», -говорит Галиб, добавляя, что неспособность переходного правительства решать проблемы людей обусловила сильный рост поддержки хуситов.

Группировка также стала одной из главных политических сил в Йемене, после того как получила 35 мест на конференции национального диалога. Политические переговоры собрали вместе 565 делегатов, представляющих весь политический спектр Йемена, включая племенные и религиозные группировки, а также независимых борцов за права женщин и правозащитников.

«Хуситы удвоили свою способность влиять на процесс принятия решений», - сказал он. «Ранее, хуситы не были важной частью переходного процесса, но сейчас никто не может пренебрегать ими».

Кто управляет конфликтом в Йемене?

Вначале, эта группа всего лишь мечтала о свободе вероисповедания, выражая недовольство по поводу тирании государства, стремящегося уничтожить ее как религиозное меньшинство. Сегодня же, после десяти нелегких лет, хуситы смогли взять под свой контроль большую часть столицы Йемена, Саны, стремясь с оружием в руках свергнуть действующее правительство и ввести новое политическое уравнение.

Сложная мозаика конфликта

Если принять во внимание требования и мотивы, при помощи которых хуситские мятежники оправдывают свою борьбу против правительства, то текущий статус-кво в Йемене можно было бы охарактеризовать как «политическую борьбу» между государством и народным течением, недовольным его гнилой и неэффективной политикой. Именно такую позицию и занимает эта группировка сегодня, позиционируя себя как силу, представляющую волю народа и стоящую на страже его интересов.

И все же назвать этот конфликт «политической борьбой» было бы слишком поверхностным суждением, которое бы основывалось лишь на одном из множества фрагментов, формирующих мозаику конфликта, причем не самых главных. Анализ природы существующего конфликта потребует собрать воедино разбросанные кусочки этой мозаики, начиная с того времени, когда эта группа стала подвергаться угнетениям, и заканчивая нашими днями, когда она вошла в Сану, не на шутку взбудоражив целое государство; принимая также во внимание цели и методы, которыми сопровождался этот исторический процесс.

Проведя глубокий анализ всего этого, человек поймет, что эта «политическая борьба», которая сегодня находиться на периферии событий, неотъемлемо связана с другими конфликтами, оказывавшими влияние на образ мышления, структуру и путь этой группировки на протяжении последних десяти лет; группировки, в мотивах которой можно проследить еще и религиозную почву, а именно стремление вести борьбу с теми, кто принадлежит к другим религиозным течениям.

Одновременно с этим можно также утверждать, что хуситы, будучи шиитской группировкой, подспудно ведут так называемую «опосредованную войну» в интересах своего союзника по конфессиональному признаку – Исламской Республики Иран.

Хорошо известно, что появление и кристаллизация хуситов как группировки произошло непосредственно благодаря войнам, которые старый режим вел с ними на протяжении шести лет (2004-2010 г.). Тогда хуситы были всего лишь небольшим объединением, базирующимся в мухафазе Саада на севере страны, где они занимались просветительской деятельностью как последователи зейдитского течения (одного из ответвлений шиизма).

В 2010 году центральное правительство полностью прекратило борьбу с хуситами, а в феврале 2011 Йемен захлестнула мирная революция, выступившая за свержение режима Салеха. Хуситы воспользовались волнениями в стране и взяли под свой контроль всю мухафазу Саада, расширив свое присутствие в соседних регионах.

После революции, в Йемене наступил этап длительного политического процесса в рамках инициативы, выдвинутой Саудовской Аравией при глубоком сотрудничестве ООН. Хуситская группировка не принимала никакого участия в этом процессе, который был отвергнут ею с самого начала. Поэтому хуситы были списаны со счетов при формировании Правительства национального примирения. Однако они согласились принять участие в конференции Национального диалога, который считается основной составляющей политического процесса в Йемене.

За месяц до окончания Национального диалога, хуситская группировка возобновила вооруженные действия, взяв под свой контроль новые территории, еще больше приблизившись к столице Йемена, тогда как правительство безуспешно пыталось играть роль посредника. В конце концов хуситы дошли до мухафазы Амран, находящейся на границе с Саной, и которая является базой мощного племени Хашид.

В конце июля 2014 года, центральное правительство осмелилось принять решение, которое долго откладывалось из-за страха перед возможными последствиями – субсидии на нефтепродукты были сокращены более чем на 50%.

Это решение стало блестящей возможностью для хуситов, чтобы перейти к следующему этапу своего плана. Группировка объявила о своем несогласии с решением правительства, взяв на себя право говорить от имени «голодающего и угнетаемого» народа. На волне воцарившегося хаоса, группировка мобилизовала своих бойцов из разных регионов страны для осады столицы, угрожая захватить город в случае, если будут отвергнуты три ее требования: изменение действующего правительства на правительство национального партнерства; восстановление субсидий на нефтепродукты и имплементация договоренностей Национального диалога (которые изначально не были подписаны хуситами).

Обстановка в стране накалилась до предела.

Государство еще и пыталось вести какие-то переговоры с лидером группировки Абдель Маликом аль-Хуси, которые ни к чему иному не приводили, кроме как к истощению и до того небогатого запаса престижа правительства. Последнее выглядело так, как будто больше не на что другое не было способным, кроме как отправить в Сааду своих представителей для переговоров с лидером военизированного объединения, чтобы убедить его в других вариантах решения вопроса, могущих составить альтернативу его вооруженному вторжению в столицу.

Пожалуй, тем, что еще больше может охарактеризовать природу этой политической борьбы, является поддержка, которую получили хуситы от членов партии бывшего президента Йемена Али Абдалла Салеха «Всеобщий народный конгресс», включая лидеров племен и их военизированных объединений в подконтрольных группировке регионах.

Религиозный аспект конфликта

История развития группировки хуситов показывает, что главным двигателем всей их деятельности является стремление возродить мощь и господство рода Хашимитов, которых Аллах, согласно убеждениям хуситов, наделил правом управления; правом, которое предоставляется каждому, кто выступает с оружием против деспотичного правителя.

Религиозный аспект конфликта нашел свое воплощение в борьбе хуситов против несогласных с ними исламских движений на находящихся под их управлением территориях, начиная с салафитов, проживающих в селении Дамадж в мухафазе Саада, районе Архаб на севере мухафазы Сана, а также провинции Эль-Джауф, заканчивая племенем Хашид в провинции Амран, аффилированных с партией «Йеменское объединение за реформы» («Аль-Ислах») и являющихся умеренным исламским движением. Последние были наиболее мощной силой, противостоящей идеологическому и территориальному расширению хуситской группировки за последний период.

Вполне очевидно, что основной целью продвижения хуситов зачастую выступало и выступает стремление нанести удар по «Аль-Ислаху» и его племенным лидерам (их дома неоднократно подвергались террористическим актам со стороны группировки на подконтрольных ей территориях). Мотивы хуситов стали прояснятся еще больше, когда их руками были устроены подрывы в суннитских мечетях и школах по изучению хадисов и Корана.

Действия и поступки хуситской группировки говорят сами за себя.

Опосредованная война

Нельзя сказать, что такой вид войны является чем-то новым либо стал следствием последних событий в Йемене и регионе в целом - эта война берет свои истоки с начала конфликтов с хуситсткой группировкой. Эскалация вооруженных столкновений, которая наблюдается в регионе, повышает спрос на такой вид войны.

То, что происходит в настоящий момент в Йемене, является ничем иным, кроме как новым витком «прокси-войн» между двумя мощными силами или, как их можно описать, «молотом и наковальней» на Ближнем Востоке – Саудовской Аравией (несущей прапор суннизма) и Ираном (оплотом международного шиизма). Аргументов для такого рода суждений предостаточно.

Сегодняшний Йемен «придатком Саудовской Аравии», как его характеризовали на протяжениивторой половины прошлоговека, уже не назовешь. Внутри страны сформировалась устрашающая сила – группировка хуситы, которая за последние три года превратилась во влиятельного игрока, работающего в интересах непримиримого исторического соперника Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия не проморгала взлет поддерживаемой со стороны Тегерана хуситской группировки – он произошел прямо перед ее носом и возможно даже в угоду ей самой, панически напуганной революциями Арабской весны. Мнимая озабоченность Королевства движением «Братья-мусульмане» дало возможность Ирану укрепить связи со своими союзниками не только в соседствующих государствах (Ираке и Сирии), но и в Йемене, где Тегеран, воспользовавшись постреволюционной слабостью страны и раздробленностью общества, взрастил себе нового мощного друга.

В водовороте происходивших событий Эр-Рияд «не заметил» новые продвижения хуситов в провинции Амран на фоне частых сообщений о том, что группировка оказывала поддержку местным лидерам режима Салеха, чтобы те объединились с ними в борьбе против племен Хашид, лояльных партии «Аль-Ислах».

Когда уже хуситы преступили очерченные в уме Эр-Рияда границы и полностью взяли под свой контроль провинцию Амран, Саудовскую Аравию стали мучить опасения по поводу последствий таких захватнических продвижений группировки. Саудовская Аравия даже принялась вести переговоры с йеменским президентом Хади для поиска путей примирения с Салехом и объявления общенациональной мобилизации для борьбы с хуситами, обещая выделить Йемену щедрую помощь на преодоление кризиса в экономике. На практике это примирение ограничилось несколькими утечками в прессе.

Когда же батальоны группировки вплотную приблизились к Сане, объявив о намерениях свергнуть действующее правительство, опасения Саудовской Аравии возросли еще больше – особенно, когда все увидели, что хуситы в своих военных успехах практически идут нога в ногу с «Исламским государством» (в прошлом - ИГИЛ), которые взяли под свой контроль большие территории в Ираке и Сирии. Очевидным также стало то, что силы Башара Асада при поддержке Ирана и «Хезболлы» не в силах поставить точку в противостоянии с вооруженной оппозицией (поддерживаемой рядом государств Персидского залива), которая, кажется, все ближе и ближе подходит к Дамаску.

Молниеносные продвижения хуситов (которые в итоге все же вошли в Сану, взяв под свой контроль большую ее часть) были растолкованы как попытка Тегерана создать новый фронт для того, чтобы дразнить Саудовскую Аравию и ее международных союзников. Похожую точку зрения в своих заявлениях для СМИ выражал и президент Хади, обвиняя при этом страны региона в попытках обменять Дамаск на Сану.

Недавно на иранском информационном ресурсе Аmmariyon, подконтрольный Иранской революционнной гвардии (ИРГ), были опубликованы слова главнокомандующего ИРГ генерал-майора Мохамеда Али Джафари, который заявил, что его страна развернет полномасштабную войну с арабскими странами, «выступающими против иранской исламской революции» в регионе.

Совет Безопасности ООН в своем коммюнике по Йемену от 30 августа намекнул на подобного рода вмешательства региональных сил в дела Йемена, «призвав государства-члены не вмешиваться, дабы не провоцировать конфликты и дестабилизацию обстановки».

Выводы:

Ситуация в Йемене – гремучая смесь, состоящая из конфликтов на политической и религиозной почве, а также опосредованных войн. Сложность происходящего в стране может породить неоднозначные прогнозы относительно будущих последствий.

Но вместе с тем можно предположить, что текущий политический конфликт в Йемене в последующем выльется в конфликт религиозный, принимая во внимание идеологическую доктрину группировки хуситов, которая (исходя из поступков самой группировки) явно лишена толерантного отношения к тем, кто не согласен с ее взглядами.

Большинство политических обозревателей склоняются к мнению, что конфликтная ситуация в Йемене по большей части является результатом внешних факторов, чем внутренних. На это в свою очередь указывает множество причин, среди которых нежелание хуситов ответить на призывы Совета Безопасности ООН и Саны вывести свои батальоны из столицы, а также вернуть государству провинцию Амран и прекратить боевые действия в провинции Эль-Джауф. Сюда можно также добавить недавний отказ хуситов от инициативы правительства, направленной на принятие необходимых мер по выполнению трех главных условий группировки.

Некоторые считают, что главная причина текущей ситуации в Йемене - это стремление третьих сторон вести «опосредованные войны», однако большинство все же склоняется к тому, что хуситы стремятся перекроить политическую картину Йемена на ливанский манер: обеспечить различным религиозным конфессиям равный доступ к верховной власти, а в работу парламента ввести принцип «блокирующая треть» (когда решение считается принятым при большинстве в две трети голосов).

Продолжающийся политический хаос и неопределенность с большой вероятностью увеличивают потенциал насилия в стране.

Только время покажет были ли два смертоносных взрыва, произошедших в пятницу в двух мечетях йеменской столицы отдельными атаками группировки "Исламское Государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) или же эта организация играет мускулами в предвкушении более серьезного наступления, а теракты в Сане и Тунисе являются демонстрацией силы.

На данный момент, эти теракты снова продемонстрировали неспособность хуситов - которым не хватает должной тренировки в качестве полицейской силы - обеспечить безопасность и усилить соблюдение законности в Сане и других районах, пребывающих под их контролем.

Продолжающийся политический хаос и неопределенность с большой вероятностью способствуют увеличению потенциала насилия.

Хуситы, вместе со сторонниками бывшего президента Али Абдуллы Салеха, могут использовать эту политическую возможность для мобилизации людей с целью военной и политической экспансии, вероятно в направлении Таиза и Адена, где хуситы, будучи шиитами, сталкиваются с жесточайшим кризисом легитимности.

Некоторые наблюдатели предположили, что хуситы могут рассматривать контроль над Таизом и Аденом как высшие политические приоритеты, более важные, чем борьба с ячейками "Аль-Каиды".

Это маловероятно, чтобы Аден пал так быстро, как это случилось в 1994 году, при осаде его силами Салеха. Более того, сообщения об инициировании мобилизации президентом Абд-Раббо Мансуром Хади в Адене и других близлежащих городах южного Йемена позволяет предположить, что он признает ошибки прошлого, которые привели к сдаче Саны хуситам.

Салех публично осудил тактику Хади в Адене, упоминая о военном наступлении 1994 года на Йеменскую Социалистическую партию - ключевым сторонником которой тогда был Хади.

Будущие операции

Аден, скорее всего, будет источником любых будущих политических или военных операций против Саны, и как хуситы, так и Салех, рассматривают президента Хади как самую большую угрозу для себя.

Хади обладает политической легитимностью, что может привлекать финансовую и военную помощь Саудовской Аравии и других стран, членов Совета Сотрудничества Стран Персидского Залива. Проведший в Сане почти три десятилетия своей жизни, Хади высоко уважаем за свои военные умения.

К несчастью, его политические навыки не оказались столь же впечатляющими во время пребывания его на посту президента в Сане. Президент Хади является огромным препятствием на пути Салеха и хуситов, поэтому, они вряд ли упустят шанс ликвидировать его.

Соответственно, ближайшие дни являются жизненно важными для будущего Йемена.

Международное сообщество должно не просто наблюдать со стороны за тем, как разворачиваются события в Йемене.

Требуется агрессивное и быстрое дипломатическое вмешательство, особенно со стороны соседа Йемена, королевства Саудовская Аравия.

Политические переговоры в Эр-Рияде должны начаться немедленно, а Саудовская Аравия должна оказать давление на Салеха, чтобы ограничить его взаимодействие с хуситами.

Если Йемен войдет в очередную эру гражданской войны, она не ограничится странами Аравийского полуострова, как в 1994 году.

К сожалению, многие в регионе, которые наблюдают со стороны за событиями в Йемене, также будут задеты ею.



Метки:

Давно известно, что войны и теракты пользуются наибольшей популярностью в среде диванных и телевизионных политологов, аналитиков, экспертов и просто фантастов. Сложно найти более благоприятную почву для конструирования прогнозов и обобщающих материалов, обильно приправленных конспирологией и откровенным бредом. Проявлением высшей доблести для автора аналитических статей, посвященных боевым действиям и терактам, является крепкая хватка на запястье Госдепа, Кремля или сионистов. Война в Йемене, к сожалению, исключением из общего правила не стала. Прослушав ряд федеральных и частных политических ток-шоу, можно составить весьма объемный список инициаторов (США, Иран, Израиль, ИГ) и последствий (обвал / рост цен на нефть, континентальная война, военная операция США / Ирана, развал Саудовской Аравии) конфликта. В целом, как и предполагает жанр, военная операция в Йемене обросла десятком мифов и заблуждений.

Обратимся к краткой исторической справке за последние 50 лет. Независимость Северного Йемена от Османской империи была провозглашена в 1918 году. Южный Йемен стал независимым от Британской империи в 1967 году. Перманентные гражданские и племенные войны прошли красной нитью через всю истории двух частей единой ныне страны. Крупномасштабная война между Северным и Южным Йеменом, длившаяся почти 20 лет, закончилась образованием единого государства Республика Йемен в 1990 году. С момента объединения (1990) вплоть до 2012 года страной руководил известный нам по новостным сводкам Али Абдалла Салех. Последним президентом страны являлся Абд-Раббу Хади.

Существование Йемена как единой страны условно так же, как и существование единой Украины. Йемен – это союз десятка племен и религиозных групп, балансирующих при условии наличия сильной власти, воплощением которой был президент Салех, склеивший государство на коленке. В основе перманентного конфликта – межплеменные противоречия, естественные разногласия между Югом и Севером, между суннитам и шиитами, между исламистами и светскими силами. В Йемене три крупные религиозные группы: шииты-хуситы (хуситы), сунниты шафиитского толка и радикальные салафиты. Последние широко известны под названием «Аль-Каида на Аравийском полуострове», которая с недавних пор является филиалом ИГ. Вся мозаика внутренних противоречий иллюстративно отражена на армии. Йеменская армия – это набор военизированных структур, стоящих в подчинении племенных союзов и политических групп.

Многие обозреватели считают началом сегодняшнего конфликта 2014-ый год, однако корни его уходят в эпоху победоносного шествия «Арабской весны» по континентам. Действующий на тот момент президент Салех имел договоренность с командующим бронетанковой дивизией, а по совместительству со своим доверенным лицом Али Мунсеном о передаче президентской власти в его руки. Сделка была сорвана по вине самого президента, предпринявшего попытку возвести на престол своего сына Ахмеда. Оставшийся на обочине Али Мунсен Салеху этого не простил, и в ходе революционного движения выступил на стороне повстанцев. Немаловажную роль в процессе смещения Салеха сыграл Эр-Рияд, пожелавший его попросту «уйти», прекратив финансирование его племенной элиты. Как и в случае с «Братьями-мусульманами» в Египте, Катар успешно воспользовался ошибкой саудитов, и банально перекупил Салеха.

К власти пришел новый президент Хади, который по своим морально-волевым качествам и организаторским способностям является мало чем отличается от г-на Порошенко. Хрупкий межплеменной баланс в стране был нарушен, причем не без участия хуситов. В итоге клан Салеха восстановил свои позиции во власти, что и привело к сегодняшним событиям. Движущей силой нынешнего переворота стали не хуситы, о чем твердят на всех политических ток-шоу, а сторонники Салеха в армии. Хуситы присоединились чуть позже. Именно военные взяли под контроль базы на юге страны, в то время как хуситы двигались на столицу. После ее захвата президенту Хади пришлось бежать из страны.

Заняв столицу, хуситы сделали несколько стратегически важных шагов. Во-первых, вошли в альянс с «Всеобщим национальным конгрессом», который возглавляет бывший президент Салех. Важность данного союза сложно недооценить: хуситское движение «Ансарулла» в отличие от Салеха, более тридцати лет возглавлявшего страну, банально не имеет реального политического опыта. Помимо прочего бывший президент не лишен весьма ценных для повстанцев связей в некоторых проблемных провинциях. Так, к примеру, Салех посетил нелояльную хуситам провинцию Таиз, где выступил перед молодежью и договаривался с местной элитой. Во-вторых, хуситы установили контроль над «йеменским Донбассом» - провинцией Ходейда, где располагается один их крупнейших в стране портов. Это означает контроль над оружейным потоком (Йемен одна из столиц черного рынка оружия) и наркотрафиком (производство наркотика кат – лучший стартап в стране). В-третьих, преданные Салеху военные и хуситы со дня на день возьмут под контроль крупнейший в стране порт Аден, при помощи которого, теоретически, можно перекрыть пролив, о чем так часто говорят политологи.

Параллельно с расширяющейся географией завоеваний хуситов свергнутый президент Мансур Хади устроил гастрольный тур по миру, собирая антихуситскую коалицию. В марте он обратился к Лиге арабских государств, однако ЛАГ выступила против интервенции. Следом Хади отправился бить челом в Совбез ООН, однако там резолюцию отказались даже выносить на голосование. Услышали беглого президента только в Совете сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Согласие на военное вмешательство дали все страны, кроме Омана – ему и предложить то нечего.

Антихуситскую коалицию возглавила Саудовская Аравия, так как усиление хуситов на своем «заднем дворе» ставит под вопрос безопасность монархии, и без того находящейся в состоянии турбулентности: закипающая Восточная провинция, бурлящий Бахрейн, ИГ на северных границах. Йемен же традиционно входил в сферу национальных интересов Эр-Рияда. Исключительно по этой причине Саудовская Аравия была вынуждена прибегнуть к практике авиационных ударов по позициям повстанцев. Стране двух святынь удалось втянуть в коалицию Судан, Иорданию и Египет. Последний даже выделил свой десант, что объясняется рядом определенных обязательств Каира перед своим главным спонсором – Эр-Риядом. Сейчас Саудовская Аравия прикладывает все усилия для втягивания в конфликт Пакистана. В правительстве Исламабада подобный вариант развития событий восторга не вызывает, так как это неминуемо приведет к обострению отношений с Ираном. Существует для Пакистана и другая угроза: около 200 тыс. военнослужащих участвует в перманентных боевых действиях против местных талибов и остальных исламистов.

Авиационные налеты на позиции хуситов оказались совершенно неэффективными, о чем всем и давно было известно. В ходе авиаударов гибнет преимущественно мирное население: на момент 6 апреля от бомбардировок погибло 540 человек и 1, 7 тысячи было ранено. Боевые подразделения хуситов рассредоточены на мелкие группы, локализованные в городских кварталах и гористой местности. КПД каждого боевого вылета ниже нуля, если только коалиция не ставит задачи уничтожить максимально возможное количество мирных граждан. Наличие такой задачи допустить можно, так как основные удары нанесены по районам с преобладанием шиитов всецело поддерживающих переворот.

Сейчас рассматривается возможность проведения коалицией наземной операции, что при сегодняшнем раскладе сил маловероятно. Во-первых, боеспособность йеменцев не нуждается в доказательствах – это лучшие воины в районе Персидского залива. Во-вторых, весьма проблематично воевать против страны, в которой на одного жителя приходится как минимум два ствола. Как говорилось выше: армии в Йемене нет – когда приходит время воевать, воюют все. В-третьих, боевым костяком повстанцев является движение «Ансарулла», чья численность оценивается в 700 тыс. вооруженных до зубов человек, имеющих многолетний опыт боевых действий. В-четвертых, реальные возможности участия в наземной операции есть только у саудитов и египтян. Но последние прекрасно помнят об аналогичной попытке Насера вмешаться в гражданскую войну в Йемене, которая мягко говоря, закончилась полным разгромом. Тем более у Египта существует более реальная угроза своей безопасности – Ливия, где разрастается ИГ. А участие необстрелянной армии Саудовской Аравии в конфликте с большой долей вероятности будет означать ее полное физическое уничтожение.

Прекрасно понимая свое, мягко говоря, затруднительное положение, Саудовская Аравия предпринимает попытки втянуть в эту безнадежную авантюру так называемое «мировое сообщество». Саудовский посол в США припугнул американский истеблишмент заявлением о потенциальной угрозе со сторону повстанцев: «У нас сейчас ситуация, когда боевики контролируют баллистические ракеты, а теперь еще и ВВС». Арабские сказки слышны и в Европе, где транслируются предостережения главы саудовского МИДа о желании хуситов перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив, через который проходят танкеры с нефтью. Реальность, однако, куда менее прозаична: хуситы себе не враги, соответственно перекрывать пролив или обстреливать проплывающие суда без видимой необходимости не будут. Как бы ни мечтали об этом адепты «барреля по 200».

В антихуситской коалиции косвенно участвуют и США. Вашингтон уже пообещал Эр-Рияду поддержку поставками оружия и предоставлением разведданных. И в данном случае Штаты свое слове сдержат. Так же, у администрации Обамы тесные отношения с бывшим президентом Хади, который выдал американцам полный карт-бланш для борьбы с местной Аль-Каидой. Правда, звездно-полосатые беспилотники нанося удары по позициям исламистов, зачастую сносили целые кварталы с мирным населением. Но президент Хади закрывал на это глаза, за что его и ценили.

Свои интересы в Йемене имеются и у Ирана, который позиционирует себя как новую Персидскую империю. Первая область интересов – религиозная. Не секрет, что Тегеран проводит прагматичную политику собирания земель шиитских, оказывая поддержку всем, кого условно можно назвать шиитами – от сирийских алавитов до йеменских хуситов. Но основной интерес Ирана заключается в переформатировании существующих ныне конфигурации региона, что можно наблюдать на примере Ирака и Сирии, где против ИГ воюет Корпус Стражей Исламской Революции. На сегодняшний день Иран контролирует четыре столицы арабского мира: Багдад, Дамаск, Бейрут и Сану. Приятным бонусом для Тегерана стала бы ликвидация династии ас-Саудов в Саудовской Аравии.

Сообщество политологов сегодня выдвигает версию о военном присутствии Ирана в Йемене в виде наличия там подразделений Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР). Однако это не более чем гипотеза, так как ни одного фактического доказательства тому нет. Нет так же доказательств тому, что инициатором хуситского движения является Тегеран. Иран, безусловно, поддерживает мятежников, и с большим удовольствием наблюдает за потугами саудитов разыграть свою карту в Йемене. Однако влияние Тегерана на хуситов не столь велико, как его нам рисуют. Тесные контакты, разумеется, есть, поставки оружия и инструкторов из КСИРа также имеют место быть. Но не более. Если проследить первоисточник новостей о военном присутствии в Йемене Ирана, то мы выйдем на новостные агентства арабских монархий. Целью вбросов, как и в случае с угрозой обстрела хуситами танкерного флота, является попытка привлечь на свою сторону новых союзников.

Происходящее в Йемене необходимо рассматривать в контексте глобального противостояния Ирана и Саудовской Аравии, а не как локальный конфликт. Если угодно, то восстание хуситов можно расценивать как иранский ответ саудитам на их прошлогоднюю акцию на пакистано-иранской границе, где радикальные группировки белуджей при поддержке пакистанской разведки и саудовских денег некоторые время терроризировали иранских силовиков. Серьезных проблем Ирану это не принесло, чего никак не скажешь о сегодняшнем положении Саудовской Аравии. Как уже говорилось выше, страна находится в зоне высокой турбулентности, и существует теоретическая возможность, что Эр-Рияд из нее не выйдет. Проблемы преследуют саудитов как внутри страны, так и на внешних границах. После смерти короля Абдаллы и восхождения на престол его брата Салмана в королевстве началась безжалостная «схватка бульдогов под ковром». Безусловно, представители династии ас-Саудов не будут рубить сук, на котором сидят, но всевозможные подковерные интриги могут ослабить власть, чем непременно воспользуются Иран и Турция. Как мы видим, процесс уже запущен.

Не меньшие трудности ожидают Саудовскую Аравию в связи с высокой напряженностью в регионе, включая Восточную провинцию населенную шиитами. В провинции сильны позиции проиранской группы «Ансар хат аль-Имам», которой удалось аккумулировать протестный потенциал местной молодежи, активизировавшейся после «Арабской весны». Шиитское меньшинство в Саудовской Аравии уже давно заклеймено как «пятая колона Ирана» и «сепаратисты», к чему приложили руку даже либеральные журналисты, не разделявшие салафитские ценности. Учитывая высокий протестный уровень в провинции, приправленный необходимым Ирану освещением событий в Йемене через арабоязычный телеканал «Аль-Алям», возможность восстания достаточно высока. Но при условии активной внешней поддержки и кризиса власти. Тут стоит отметить, что хуситы такой силой стать не смогут. Во-первых, не ставят такой цели. Во-вторых, даже если повстанцы отправятся маршем в Восточную провинцию, саудовские ВВС расстреляют их в пустыне как на тренировочном полигоне.

Ситуация на северных границах Саудовской Аравии широко известна: ИГ представляет реальную угрозу для королевства, случаи приграничных перестрелок уже были. Сейчас Эр-Рияд работает над проектом возведения заградительной линии на границе с Ираком. Особняком стоит Бахрейн, готовый полыхнуть в любой миг, благо за последние годы столкновения шиитов с местной полицией стали повседневностью. Не стоит забывать о самой реальной угрозе боевых столкновений с хуситами на южных границах, где компактно проживают шииты. Опять же, перестрелки и приграничные вылазки обеих сторон случаются ежедневно. И если йеменцы пойдут на север, «Национальная гвардия» саудитов может прекратить свое существование. А если Эр-Рияд потеряет контроль над своим югом, то скорей всего это станет началом быстротечного и весьма драматичного конца, даже если хуситы остановятся на захваченных территориях.

Положение повстанцев несколько проще, но не так однозначно. Даже если оставить в стороне удары коалиционной авиации и возможность наземной операции. Проблема в ощутимых противоречиях между временными союзниками – хуситами и бывшим президентом Салехом. Второй не отказался от идеи передачи власти своему сыну Ахмеду, и, судя по тому, что предварительно продал всю свою недвижимость в США, а личные средства вывел из Саудовской Аравии в Йемен, Салех готов идти до конца. Хуситы на будущее страны смотрят по-другому, чего особо не скрывают. Они стремятся установить в Йемене систему власти по иранскому образцу, то есть с центральной ролью духовенства. Так что две союзные стороны необходимо рассматривать в качестве временных попутчиков. Это, к слову, является еще одной ошибкой Эр-Рияда, начавшего бомбить повстанцев. Йеменцы народ такой – несмотря на сотни межплеменных и религиозных противоречий они готовы объединиться против внешнего врага. Вокруг негласного лозунга «Вставай страна на смертный бой с саудовской ордой» и блокировались две сегодняшние силы, взбудоражившие все мировое сообщество.

Противники:

Страны:
Правительство Хади
Саудовская Аравия
Бахрейн Бахрейн
Катар Катар
Кувейт Кувейт
ОАЭ ОАЭ
Египет Египет (до 19 октября 2016 года)
Иордания Иордания
Марокко Марокко
Судан Судан
Сенегал Сенегал
США США
Сомали Сомали
Эритрея Эритрея (по данным ООН)
Группировки:
Аль-Каида
Боевики Ислаха
Исламское государство Исламское государство

Широко считается, что она пользуется скрытой военной и финансовой поддержкой Ирана и его союзников в лице Хезболлы и Сирии .

Группа названа по её основателю и бывшему руководителю Хусейну аль-Хуси , который был убит йеменской армией в сентябре 2004 года .

История

Хуситы исповедуют зейдитский мазхаб . Зейдиты проживают преимущественно на севере Йемена , составляя около трети населения страны. В 2004 году самопровозглашенный имам Хусейн аль-Хуси поднял антиправительственный мятеж, обвинив власти Йемена в дискриминации зейдитского населения. После смерти аль-Хуси руководство группировкой перешло к его брату Абдель-Малику аль-Хуси . В 2009 году при поддержке Саудовской Аравии правительственные войска подавили мятеж. В феврале 2010 года между хуситами и властями Йемена было подписано соглашение о прекращении огня .

Правительство Йемена обвиняет хуситов в том, что они пользуются поддержкой Ирана . Хуситы заявляют, что защищают шиизм от влияния суннизма , который исповедует большинство населения страны. Кроме этого, одним из требований хуситов было предоставление большей автономии северной провинции Саада , в которой проживают преимущественно шииты . Противники хуситов считают, что они пытаются возродить зейдитский имамат , существовавший на территории Северного Йемена до революции 1962 года .

Боевым крылом движения считается группировка «Ансар Аллах». В ноябре 2014 года Совет Безопасности ООН наложил санкции на военных лидеров группировки Абдель-Халида аль-Хуси и Абдаллаха Яхью аль-Хакима за «угрозу миру, стабильности страны, и препятствие политическому процессу» .

В 2011 году, после начала в стране протестов против режима президента Али Абдаллаха Салеха , хуситы расширили своё влияние на севере Йемена. Они начали вооруженную борьбу не только против правительственных войск, но и против таких группировок как движение «аль-Ислах », конфедерации племен хашид , боевиков «аль-Каиды » и связанной с ней группировки «Ансар аш-Шариа » .

Приход к власти

В августе 2014 года хуситы начали проводить в ряде регионов страны массовые демонстрации, выступая против объявленного властями сокращения субсидий на нефтепродукты, которые вызвали резкий рост цен на бензин. К середине сентября 2014 года хуситы захватили несколько районов столицы страны Саны , в том числе ряд государственных учреждений .

21 сентября 2014 года хуситы и правительство Йемена при посредничестве ООН подписали соглашение, одним из условий которого стала отставка правительства Мухаммеда Басиндвы . Из-за угроз со стороны лидера хуситов Абдель-Малика аль-Хуси , Ахмад Авад ибн Мубарак отказался возглавить правительство. 13 октября 2014 года премьер-министром был назначен Халид Махфуз Бахах, кандидатуру которого одобрили хуситы .

В декабре 2014 года, несмотря на подписанное в сентябре мирное соглашение, хуситы продолжили вооруженную борьбу, взяв под контроль большую часть городов Архаб, Ходейда, здания государственной нефтяной компании «Сафер петролеум» и государственной газеты «ас-Саура» в Сане .

19 января 2015 года хуситы напали на кортеж премьер-министра Халида Махфуза Бахаха и захватили здание государственной телекомпании в Сане. После нескольких часов сражений было достигнуто соглашение о прекращении огня, которое было нарушено уже на следующий день. 20 января 2015 года хуситы захватили здание спецслужб и резиденцию президента в Сане .

1 февраля хуситы предъявили политическим партиям страны ультиматум: если через три дня не будет сформировано правительство, повстанцы навяжут своё собственное решение .

5 февраля стало известно, что хуситы приняли новую «конституционную декларацию», и что большинство политических сил в Йемене договорились о создании президентского совета, который будет управлять страной в течение года. В его состав войдут пять человек, возглавит её бывший президент Южного Йемена Али Насер Мухаммед . В переговорах участвовали девять партий и группировок, среди которых Социалистическая партия , южное сепаратистское движение «Хирак» . Возможность присоединения к соглашению рассматривает суннитская партия «Аль-Ислах» . Кроме того, продолжаются консультации с бывшим президентом Йемена Абд Раббу Мансуром Хади . Согласно конституционной декларации будет сформирован переходный совет , состоящий из 551 участника из всех провинций Йемена, который и выберет состав президентского совета . Помимо этого, хуситы заявили о роспуске палаты представителей страны и формировании правительства технократов . Временным правительством был объявлен Революционный комитет во главе с Мухаммедом Али аль-Хуси .

Противостояние вторжению

Напишите отзыв о статье "Хуситы"

Литература

  • Густерин П. Йемен в переходный период. На пути к миру или распаду? - Саарбрюккен, 2014. - ISBN 978-3-659-28300-0 .

СМИ

Хуситы имеют свой телеканал . Вещание осуществляется со спутника Нилсат (Nilesat): Частота 11641 SR - 27500 - FEC 5/6 и со спутника Экспресс АМ44 имени А. С. Попова : Частота 11150 SR - 4300 - FEC 3/4

Примечания

Ссылки

  • Павел Густерин

Отрывок, характеризующий Хуситы

Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.
В день приезда молодых, утром, по обыкновению, княжна Марья в урочный час входила для утреннего приветствия в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву. Каждый день она входила и каждый день молилась о том, чтобы это ежедневное свидание сошло благополучно.
Сидевший в официантской пудреный старик слуга тихим движением встал и шопотом доложил: «Пожалуйте».
Из за двери слышались равномерные звуки станка. Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь и остановилась у входа. Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело.
Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, – всё выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно нежно оглядев ее:
– Здорова?… ну, так садись!
Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.
– На завтра! – сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем.
Княжна пригнулась к столу над тетрадью.
– Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.