Оформление отрядного уголка в лагере солнышко. Требования к отрядному уголку2. Примерный режим дня

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в степени большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

  • название отряда
  • девиз отряда
  • отрядная песня
  • расписание кружков
  • распорядок дня (лагерный и отрядный)
  • списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);
  • списки именинников текущей смены
  • адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
  • грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)

Отрядный уголок призван : развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.



Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

  1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)
  2. В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
  3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
  • заезд ребят в лагерь в орг. период;
  • основной период;
  • заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для орг. периода):

  • "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);
  • поздравление с приездом;
  • законы лагеря;
  • адрес лагеря;
  • наказ ребят прошлой смены;
  • первые песни, лагерная песня;
  • план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В орг. период можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.



В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

  • соревнования,
  • подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,
  • участие в творческих конкурсах, смотрах.
  • подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
  • жизнь отряда
  • поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Итак, покреативим … ;)

  • Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле;
  • Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками;
  • Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;
  • На младших отрядах обычно дорисовывается в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится);
  • Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты, а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);
  • В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.

Отрядные уголки могут быть разными:

  • красочными и красивыми (как правило, у младших отрядов);
  • краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);
  • весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);
  • очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);
  • уголки, которые долго рисуются (как, например, некоторые заканчивают рисовать свои уголки в конце смены, правда, получается обычно очень красиво);

Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:

  • простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);
  • со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);
  • напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);
  • очень величественными (Весы Человечества);
  • а так же названия, придуманные самими детьми (очень редко).

Рассмотрим процесс создания уголка с детьми примерно 12-14 лет . Прежде всего, надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели:

  1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству.
  2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно.
  3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь.
  4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости).

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

  • План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.
  • План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.
  • Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.
  • Позор - надеемся, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался: "Да, опять в Позоре вишу, ну и пусть", а чтобы это была небольшая трагедия для ребёнка, и повод подумать и исправиться.
  • Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.
  • И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.
  • Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.

Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения искусства, на которые хочется смотреть снова и снова.

Оформление уголка

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным! Кто они - наши вожатые, чем они живут, увлекаются, о чем мечтают, почему мы можем им доверять?

Также отрядный уголок традиционно содержит:

  • краткие данные о лагере (желательно с яркими фото);
  • режим дня (чтобы ребята не мучали постоянными вопросами: «А почему так рано зарядка?» или «Уже отбой???»);
  • адрес лагеря и телефон для родителей;
  • рейтинг чистоты - “Чистюлька” - так легче следить, чтобы ребята содержали комнаты в порядке, ведь кому приятно вместо улыбающейся рожицы или солнышка, клубнички и т.п., получить грустный смайлик или ядро - значки с низкой оценкой?
  • «Законы отряда» или «10 самых главных слов отряда». Это важно делать вместе с ребятами. Они сами должны отобразить здесь то, что действительно важно и ценно для них. Эти правила или договоренности будут действовать лучше навязанных взрослыми.

Хороша рубрика “Именинники”. Если в отряде нет ребят, которые родились в эту смену, можно указать даты рождения известных писателей, актеров, музыкантов. Рекомендуем прикрепить веселенький конверт, чтобы «виновник торжества» мог найти там какую-нибудь приятную мелочь в день рождения: послания, поздравления, праздничные телеграммы от ребят и вожатых! Также можно сделать календарь (это понятнее для ребят, чем план-сетка), где были бы отражены основные ожидающие ребят мероприятия в течение смены.

Ключевое слово отрядного уголка - название и номер отряда. Нужны девиз/слоган, символ, кричалка, а лучше несколько. Очень важно, чтобы грамоты и награды, честно заработанные ребятами в различных конкурсах и соревнованиях, не пылились у вожатых на столе или у детей в шкафчиках, где они почему-то обязательно мнутся! В начале смены стоит договориться о том, что все достижения (отрядные и личные) будут вывешиваться и храниться в отрядном уголке, а в конце смены обязательно будут розданы самым активным - это хороший стимул! В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Например, если это кинофестивальная смена, то сам уголок можно оформить в виде афиши, а также разместить там фото любимых актеров, а возможно, устроить хит-парад или рейтинг популярности. Если это международная смена, то к месту будет информация о стране, из которой приехали дети, флаг, герб и даже гимн. Если это кулинарная смена, используйте интересные рецепты. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. В начале и в конце смены ребята обычно рисуют газеты, где пишут, соответственно, о своих ожиданиях и впечатлениях об отдыхе. Эти газеты также становятся частью отрядного уголка. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка.

Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, лучше даже смешные, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить!

Например:

· План смены/календарь – «Веселыми тропами лета», «Наша стратегия»;

· Поздравляем – «Целуем в щечку», «Гип – гип – ура»;

· Спорт – «От старта до финиша», «Назло рекордам»;

· Список отряда – «Знакомьтесь, это мы», «Наша тусовка»;

· Наша песня – «А мы поем…», «Музыкальный граммофон»;

· Адрес – «Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»;

· Достижения – «Страна должна знать своих героев!», «Наши взлеты и залеты»;

· Всякая всячина – «А вы знаете, что…», «Всяко разно…»;

· Скоро в отряде – «Новости», «Что пишут в газетах»;

· Законы, правила отряда – «Это должен каждый знать обязательно на “пять”», «Кодекс справедливости»;

Выводы: отрядный уголок должен быть ярким, позитивным. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят.

Отрядный уголок

Что это?

  • лицо отряда
  • Информация об отряде
  • Стена почета
  • Хроника событий
  • Сплочение (при подготовке)
  • КТД (коллективное творческое дело)

Зачем?

  • сплотить отряд
  • Диагностика
  • Информация
  • Оформление
  • Динамика развития
  • Способ создать ситуацию успеха

Качества : яркий, содержательный, оригинальный, безопасный (!), функциональный, памятный, динамичный, интересный

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

  • название отряда, девиз, эмблема
  • отрядная песня
  • План-сетка (рабочую пс не вешать – украшать)
  • Экран настроения
  • Забор гласности (не обязательно забор)
  • Экран чистоты, экран поведения – не делать таблицы
  • Почта
  • Законы отряда (придумать с детьми)
  • Знаменательные даты (дни рождения)
  • Дежурства отрядные и внутриотрядные
  • Детские поделки, выставки
  • Администрация (в теме смены)
    адрес лагеря

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут: Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.) В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

В работе над уголком можно выделить три периода:

  • заезд ребят в лагерь в оргпериод;
  • основной период;
  • заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

"Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);

поздравление с приездом;

законы лагеря;

адрес лагеря;

наказ ребят прошлой смены;

первые песни, лагерная песня;

план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В орг.период можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

соревнования,

подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

участие в творческих конкурсах, смотрах.

подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

жизнь отряда

поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

Отдельно пройдемся по обязательным пунктам.

План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.

План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.

Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.

Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.

И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.

Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.

Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения искусства, на которые хочется смотреть снова и снова.

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным! Кто они - наши вожатые, чем они живут, увлекаются, о чем мечтают, почему мы можем им доверять?

Хороша рубрика “Именинники”. Если в отряде нет ребят, которые родились в эту смену, можно указать даты рождения известных писателей, актеров, музыкантов. Рекомендуем прикрепить веселенький конверт, чтобы «виновник торжества» мог найти там какую-нибудь приятную мелочь в день рождения: послания, поздравления, праздничные телеграммы от ребят и вожатых! Также можно сделать календарь (это понятнее для ребят, чем план-сетка), где были бы отражены основные ожидающие ребят мероприятия в течение смены.

Ключевое слово отрядного уголка - название и номер отряда. Нужны девиз/слоган, символ, кричалка, а лучше несколько. Очень важно, чтобы грамоты и награды, честно заработанные ребятами в различных конкурсах и соревнованиях, не пылились у вожатых на столе или у детей в шкафчиках, где они почему-то обязательно мнутся! В начале смены стоит договориться о том, что все достижения (отрядные и личные) будут вывешиваться и храниться в отрядном уголке, а в конце смены обязательно будут розданы самым активным - это хороший стимул! В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Например, если это кинофестивальная смена, то сам уголок можно оформить в виде афиши, а также разместить там фото любимых актеров, а возможно, устроить хит-парад или рейтинг популярности. Если это международная смена, то к месту будет информация о стране, из которой приехали дети, флаг, герб и даже гимн. Если это кулинарная смена, используйте интересные рецепты. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. В начале и в конце смены ребята обычно рисуют газеты, где пишут, соответственно, о своих ожиданиях и впечатлениях об отдыхе. Эти газеты также становятся частью отрядного уголка. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка.

Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, лучше даже смешные, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить!

Например:

· План смены/календарь – «Веселыми тропами лета», «Наша стратегия»;

· Поздравляем – «Целуем в щечку», «Гип – гип – ура»;

· Спорт – «От старта до финиша», «Назло рекордам»;

· Список отряда – «Знакомьтесь, это мы», «Наша тусовка»;

· Наша песня – «А мы поем…», «Музыкальный граммофон»;

· Адрес – «Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»;

· Достижения – «Страна должна знать своих героев!», «Наши взлеты и залеты»;

· Всякая всячина – «А вы знаете, что…», «Всяко разно…»;

· Скоро в отряде – «Новости», «Что пишут в газетах»;

· Законы, правила отряда – «Это должен каждый знать обязательно на “пять”», «Кодекс справедливости»;

Выводы: отрядный уголок должен быть ярким, позитивным. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят.

В конце смены ваш уголок может превратиться в “прощальный”.

Дети, конечно же, интересуются успехами своего отряда, результатами спортивных и творческих мероприятий, они любят почитать остроумные советы воспитателей, узнать, что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом рассказывает отрядный уголок (или дружинный, если в пришкольном оздоровительном лагере небольшое количество детей). Отрядный уголок иногда называют ежедневником или информационником. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря. Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок — это место, где работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Оформление отрядного уголка следует начинать прежде всего с его названия. А его названием чаще всего является название отряда.

Названия отрядов и девизы

Прометей.

«Гори всегда, как Прометей,

Зажги огонь в сердцах людей!»

Дружба.

«Слово делом крепи,

Дело дружбой согрей,

Дружбу верно храни!»

Юность.

«Нам никогда не будет 60,

А лишь 4 по 15!»

Улыбка.

Буратино.

«Хочу все знать!», или

«Сую свой нос в любой вопрос!»

Эдельвейс.

«Всегда вперед, всегда в пути —

Свой эдельвейс хотим найти!»

Ритм.

«Решать! Искать! Творить! Мечтать!»

В ритме века — быть человеком!»

Только так живет «Успех!»

Олимпийцы.

«Один за всех, все — за одного!»

Неуловимые.

«Нас не поймаешь!

Нас не найдешь!

Неуловимых не проведешь!»

Лев. «Легко, если вместе».

АБВ . «Авангард боевых и веселых».

Муравьи.

«Больше дела, меньше слов, —

Только так у муравьев!»

Пираты.

«Наш девиз — четыре слова:

Тонешь сам — спасай другого!»

Радуга.

«Буде дружными все гда,

Как у радуги цвета!»

Бригантина.

«Пусть не будет скуки-тины

На борту у бригантины!»

Ералаш.

«Утром пользуйся девизом:

«Будь готов к любым сюрпризам!»

Юнга.

«Юнга станет капитаном,

Дайте только подрасти!»

Каравелла.

В удачу поверьте, и дело с концом,

Да здравствует ветер,

который в лицо!»

Ювента.

«Ювента — по-гречески «молодость»,

А молодость — это мы!»

Искатели.

«Нам тайны неоткрытые открыть пора!»

Пламенные . «Чем цель трудней, тем радостней победа!»

The Best.

«Мы просто супер, просто класс,

И все получится у нас.

Во всех делах нас ждет успех,

Ведь мы на свете лучше всех!»

Гелиос . «Больше солнца, больше смеха,

Больше в творчестве успехов.

Если вместе будем мы —

Грусть и скука не страшны!»

Лунатики.

«Ходим ночью, ходим днем,

Никогда не устаем!»

Светлячки.

«Хоть свет наш мал и мы малы,

Но мы дружны, и тем сильны».

Винни-Пух.

«Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

Винни-Пух на первом месте».

Улыбка.

«Жить без улыбки — просто ошибка».

«Всюду улыбка — повсюду добро».

Одуванчики. «Держимся вместе, чтобы не сдуло».

Апельсин.

«Словно дольки апельсина,

Мы дружны и неделимы».

Робинзоны.

«Не нужны нам няни,

Мы — островитяне!

Смешинка.

«Лучше лопнуть нам от смеха,

Чем от скуки умереть».

Родничок.

«Наша дружба так чиста,

Как водичка родничка».

Лучики.

«Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи».

Вертикаль . «Живи, стремись по вертикали ввысь!»

Аэлита. «Все пути открыты девчатам Аэлиты».

Задорный.

«У «Задорного» девиз:

Где трудней — туда стремись».

Искорки.

«Искру оставляет тот,

Кто сам горит ярко».

«(Романтики, энтузиасты, мечтатели)

РЭМ всегда идет вперед,

РЭМ нигде не отстает».

Утята.

«Никогда не унывать,

Выше клювики держать!»

Смелый.

«Побеждает лишь тот,

Кто стремится вперед,

Только к смелым приходит победа!»

Данко.

«Возьми свое сердце,

Зажги его смело.

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело!»

Оптимисты.

«Песню петь,

Шутить всегда,

Не падать духом никогда!»

Сорванцы.

«Без шалости, пожалуй,

И жизнь скучнее стала».

Неугомон.

«Скуку, лень из жизни вон!»

Так живет «Неугомон».

Неунывайки.

«Ныть и плакать по углам

Для неунываек просто срам».

Молодцы . «Мы веселые гонцы, потому и молодцы!»

Рубрики отрядного уголка

Вот несколько советов, которые помогут при оформлении отрядного уголка:

а) уголок должен быть «говорящим», то есть содержание и его рубрики должны меняться;

б) уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы);

в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие и дети. В работе над созданием, так же как и в самой лагерной смене, можно выделить три периода: оргпериод, основной, заключительный период. Задача вожатого — следить за своевременной заменой одних рубрик другими, в зависимости от периода смены.

Так, например, в оргпериоде в отрядном уголке могут присутствовать такие рублики, как:

а) «Это наш лагерь» (краткие сведения о лагере);

б) поздравление с открытием смены;

в) законы лагеря;

г) наказ ребят прошлой смены;

д) лагерная песня;

е) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя. В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены в отрядном уголке может быть отражена такая ежедневная деятельность, как:

— соревнования;

— подготовка к отрядным и дружинным делам;

— участие в творческих смотрах, конкурсах;

— подготовка к дежурству отряда, дежурство;

— жизнь отряда;

— поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же заметки ребят о прожитых днях. Многие воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу...», и дети пишут на прощание друг - другу и лагерю пожелания.

Мы предлагаем следующие рубрики

Календарь

План на смену. (План-сетка. Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета. Наша стратегия. Завтречко и т. д.)

Сегодня. (Начни день со Sprite. Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего. А у нас сегодня... Сегоднячко.)

Поздравляем. (Гип-гип-ура!!! Маэстро, музыка! Целуем в щечку.)

Спорт. (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка. Назло рекордам. Физподготовка.)

Режим дня

Список отряда. (Знакомьтесь, это мы. Наша тусовка. Ба, знакомые все лица!)

За бугром. (В других отрядах. За горами, за долами. А в это время у соседа...)

Наша песня. (А мы поем... А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер... Музыкальный граммофон.)

Наши достижения. (Страна должна знать своих героев. Наши взлеты.)

Всякая всячина. (А вы знаете, что?.. Всяко-разно)

Очень важная Информация. (Новости. Скоро в отряде. Что пишут в газетах.)

А вы слышали, что... (Словно мухи, тут и там ходят слухи по углам. О том, что...)

Книга жалоб и предложений. (Бочка жалоб и предложений. Озеро доверия. Отрядная почта.)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять».)

Законы отряда

У каждого отряда должны быть свои традиции. Вот самые популярные и веселые законы, которые очень нравятся ребятам:

1. За двумя воспитателями погонишься, ни одного не поймаешь.

2. Поспешишь — весь отряд насмешишь.

3. Воспитатель — всему голова.

4. Увидел, услышал — запомни, доложишь.

5. Зовут есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.

6. Хочешь есть — умей вертеться.

7. Съел сам — помоги другому.

8. Если ты не получил питания, значит, тебя посетила птица Обломинго.

9. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС.

В сменную рубрику «Поздравляем!»

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и...

— всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись,

— с первым днем лета:

— всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере;

— всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое зарядкой;

— с первым дождем в лагере;

— всех нас, любимых;

— всех нас с хорошим настроением воспитателей;

— всех с полным последним днем смены;

— всех с последним воскресеньем смены;

— всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна;

— всех любителей поесть — с последним завтраком и обедом;

— всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене.

В рубрику «Время!»

погода и какое у отряда настроение, вожатые и ребята придумывают, какое же время настало:

— дежурить по столовой;

— убирать территорию;

— делать ноги;

— сматывать удочки;

— собирать потерянные вещи;

— срывать цветы удовольствия;

— ловить момент;

— играть на дудке;

— сверять часы;

— пухнуть с голоду;

— давать обещания;

— сушить весла.

Заповеди вожатого (воспитателя)

1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

2. Ищи истину вместе с ребенком.

3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую — учись сам.

4. Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.

5. Считай основным своим педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

6. Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

7. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

Заповеди воспитателя (от Дэвида Льюиса)

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

2. Покажите безусловно, что его любят и принимают безусловно, т. е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

8. Учите ребенка общаться с взрослыми любого возраста.

9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему

Оформление отрядного плана-сетки в пришкольном летнем лагере.

Автор: Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Школа № 97 г. Донецка», Донецкая Народная Республика
Назначение: для того чтобы детям было интересно знакомиться с делами, которые ожидают их в течение лагерной смены, предлагаю оригинальное оформление плана-сетки отрядных дел. Представленные материалы могут заинтересовать учителей начальных классов, вожатых, воспитателей пришкольных и загородных летних лагерей.
Цель: показать, как можно необычно подойти к оформлению содержания работы отряда.
Задачи: подготовить помещение отряда к лагерной смене; вызвать эмоциональный отклик у детей и их родителей; развивать фантазию, воображение, творческие способности детей.
Летняя тишина пришла в школу. Но в лагерях – особенно городских – и на пришкольных оздоровительных площадках сотни детей проводят каникулы, дожидаясь, кто лагерной смены, кто выезда с родителями на курорт.
Здесь, воспитатели непрерывно ищут, чем и как занять своих подопечных, чтобы проводили они свободное время с пользой, чтобы стало это времяпровождение для ребят не уныло тягучим, а празднично разнообразным, захватывающим и по-настоящему толковым.
Лето – время больших и серьёзных забот у всех нас, кто будет работать с учащимися в каникулярное время.
План–сетка – это компактное содержание работы отряда на смену. Он является внутренним нормативным документом, определяющим и регулирующим жизнедеятельность отряда. В нём отражены основные события и дела дня, которые должны гармонично вписываться и дополнять общелагерный план. Режимные моменты там не фиксируются, для этого существует распорядок дня.
На протяжении многих лет я работаю воспитателем в пришкольном летнем оздоровительном лагере «Ветерок» при МОУ «Школа № 97 г. Донецка».
Всегда встаёт вопрос: «как сделать так, чтобы дети чувствовали себя уютно, как изменить обычную классную комнату?»
План-сетка является неотъемлемой частью оформления отряда.
Согласитесь, банальная таблица, с перечисленными отрядными делами, на мой взгляд, утратила свою привлекательность. Мне захотелось внести разнообразие.
Получилось или нет, судить Вам.
Подготовка к работе начинается в мае, когда мы с ребятами выбираем название отряда, девиз, обсуждаем мероприятия.
Исходя из названия отряда, планируем оформление плана.
К работе я обязательно стараюсь привлечь родителей. Они оказывают помощь в изготовлении элементов костюмов, которые отражают название отряда и отличают моих детей от других.
В отрядном уголке обязательно помещаем разделы: «Познакомьтесь – это я!», «Мои интересы», «Мы это знаем» (правила техники безопасности).
Форма плана-сетки, должна быть необычной, так как восприятие детей отличается от восприятия взрослых. Главное, она должна быть интересной, привлекательной для ребят, как по виду, так и по содержанию.
Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов оформления.
Отряд «Червячки»
Девиз:
Обломаем все крючки - мы крутые червячки!


Отряд «Индейцы»
Девиз:
Мы – индейцы, лучше всех,

Нам сопутствует успех!



Отряд «Золотые ручки»
Девиз:
Наш девиз четыре слова:
«Золотые ручки» - это клёво!


Отряд «Весёлый»
Девиз:
Не скучать самим,
Не давать скучать другим!



Отряд «Муравьи»
Девиз:
Больше дела, меньше слов –
Только так у муравьев!




Отряд «Веснушки»
Девиз:
Конопатым и курносым
Никогда не вешать носа!



Отряд «Подсолнухи»
Девиз:
Раз в подсолнухи попал –
Не сдавайся, враг попал!



Отряд «Пчёлки»
Девиз:
Пчёлки - дружная семья!
Так зовёмся мы не зря...
И в потехе, и в работе
Мы жужжим на доброй ноте!!



Отряд «Одуванчики»
Девиз:
Держаться всем вместе, чтоб не сдуло.



Отряд «Медведи»
Девиз:
Напролом, словно медведи,
Смело движемся к победе!




Уважаемые коллеги, конечно, существует множество вариантов оформления плана-сетки, всё зависит только от вашей фантазии, воображения и творчества.
Буду рада, если Вас заинтересовал данный материал.

Организационный период

Цель: заложить основы временного детского коллектива.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для формирования гуманистических межличностных отношений в отряде, лагере (взрослые-дети; девочки-девочки; мальчики-мальчики; мальчики-девочки; отряд-отряд; среди детей различных социальных групп).

2. Удовлетворить потребность детей в информации о ДОЛ (местонахождение, климатические условия, программа, легенды и др.).

3. Способствовать адаптации детей к условиям ДОЛ (бытовые условия, природно-климатические условия, режим дня).

4. Предъявить единые педагогические требования (в отряде, лагере, на кружках, медицинском пункте, в столовой, на территории лагеря).

5. Создать необходимые условия для подготовки и проведения выборов органов самоуправления в отрядах, в лагере (через игры-дискуссии, поручения, наблюдение за позицией детей).

6. Ввести участников в программу смены (цели, задачи, формы работы, предполагаемый результат).

7. Создать праздничную, игровую атмосферу в отряде, лагере.

8. Приобщать к традициям ДОЛ, в основе которых истоки общечеловеческих ценностей совместного пребывания, проживания и жизнедеятельности людей.

9. Осуществлять контроль за состоянием здоровья детей (постоянно).

Заезд

Первое впечатление, которое произведет лагерь, определяет настрой детей на первые дни (организационный период). Поэтому вожатым необходимо приложить максимальные усилия, чтобы создать для детей и подростков комфортные условия в пути следования до лагеря. Ребенок должен почувствовать, что его здесь ждали, и будут любить его таким, какой он есть. Желательно "с порога" вовлечь ребенка в игровую деятельность, задавая темп работы всей смены.

– Подумайте о своем внешнем виде. Одеться нужно ярко, привлекательно, но без вычурности. Лучше одеться в форму (галстук, футболки с символикой). Использовать бейджи с именами, чтобы ребята могли обращаться к вам по имени.

– Помогите детям выгрузить чемоданы из автобуса и донести их до места общего сбора.

– Покажите детям, где находится туалет.

– Будьте внимательны к каждому ребенку, отвечайте на все вопросы.

– Соберите детей на общем сборе и поиграйте с ними.

Операция "Уют"

Цель: расселить детей по гендерному типу в корпусе. Помните, что в одной комнате не могут проживать дети разного пола! (даже если они брат и сестра).

Уделить внимание и объяснить детям и подросткам, где разместить вещи: что положить в тумбочку, что оставить в чемодане, что убрать в шкаф.

Расселение можно проводить, используя творческий и креативный подход. К примеру, спросить детей какие числа им нравятся – четные или нечетные – или заранее разместить на дверях нарисованных мультипликационных героев, фигурки оригами и прочее.

Инструктаж по технике безопасности (вожатые рассказывают детям)

Во время нахождения в ДОЛ в течение смены администрация, педагогический коллектив убедительно просят Вас соблюдать следующие правила безопасности:

1. Не заходите в подвальные помещения (вентиляционные, бойлерные);

2. Не касайтесь любых электропроводов, кабелей; не набрасывайте на электропроводку какие-либо предметы (белье и др.), не ремонтируйте и не разбирайте электроприборы (розетки, выключатели, утюги, электрощитки, радио-, видео- и телеаппаратуру).

3. В случае нарушений в электрической сети (порывы, искрение, другое) поставьте немедленно в известность вожатых (в любое время суток), других взрослых.

4. Не заходите в канавы, траншеи, не прыгайте через овраги, не поднимайтесь на крыши, не садитесь на перила, на окна, на ограждения.

5. Обходите места, где производятся работы и лежат материалы и отходы производства.

6. Не заходите в места, помеченные указателями "Опасно", "Посторонним вход воспрещен", "Опасно для жизни" и др.

7. Не покидайте территорию лагеря без сопровождения вожатых, других педагогов, не ходите самостоятельно к автомобильной дороге.

8. Не пейте воду из необследованных источников.

9. Не употребляйте в пищу незнакомые плоды и ягоды, произрастающие вокруг лагеря и в его окрестностях.

10. Не покупайте у незнакомых людей продукты питания, сувениры.

11. Находясь на лечении в изоляторе лагеря, в городской больнице, не покидайте самостоятельно медицинские учреждения; для прогулок выбирайте безопасные места рядом с лечебным заведением, обязательно ставьте в известность о своем местонахождении медицинский персонал.

12. Если же Вы первым обнаружили чрезвычайную ситуацию, немедленно известите вожатого, любого встретившегося вам на пути взрослого человека.

13. Во время выездов в город на экскурсии, не подходите к движущемуся автобусу.

14. Не нарушайте санитарно-гигиенические нормы (мойте руки перед едой, проветривайте жилые помещения, следите за чистотой в помещениях, ежедневно принимайте душ и т.д.).

15. В случае недомогания обязательно обращайтесь к вожатым, другим педагогам или сразу же в медицинский пункт.

16. Во время купания в душевых не допускайте шалостей, не бросайте мыло и другие предметы на пол – все это может привести к несчастным случаям.

17. Во время спортивных соревнований, других игр соблюдайте правила игры, выполняйте указания судей, не допускайте столкновений с другими участниками игры.

18. Не уходите с кружковых занятий без разрешения педагогов, в случаях недомогания получите освобождение у медперсонала и обязательно известите об этом своих вожатых.

19. Соблюдайте здоровый образ жизни!

Хозяйственный сбор отряда "Наши правила"

Цель: Предъявить единые педагогические требования, познакомить с правилами отряда и детского оздоровительного лагеря.

Задачи: Познакомить детей с традициями, законами и правилами ДОЛ. Воспитать ответственное, осознанное отношение детей к выполнению единых педагогических требований. Развить умение детей слушать и слышать предлагаемую информацию.

Вожатым необходимо собрать весь отряд в закрепленном за отрядом месте.

Знакомство с традициями, законами и правилами.

Традиции. Такие как:

Доброго отношения к людям. Мы должны уважать других, не зависимо от возраста, профессии, национальностей;

Доброго отношения к песне. Пой песни, с которыми ты познакомишься в течение смены, знай их автора. И никогда не нужно перебивать начатую кем-либо песню.

Доброго отношения к природе. Человек – это часть природы. Он не должен разрушать систему, от которой зависит его существование. Помни об этом и береги любое живое существо, – им тоже хочется жить…

Вечернего огонька. Учись говорить откровенно о себе, о своих делах и делах своего отряда. И т.д.

Законы совсем просты и ничего сложного они не требуют. Вот, например,

Здорового образа жизни (нужно соблюдать режим дня, совершенствовать свой организм и избегать вредных привычек);

Чистоты (относись к лагерю, как к дому: бережно, по-хозяйски);

Территории (не покидай территорию лагеря без взрослых, не ходи самостоятельно к лесу, к дороге);

Поднятой руки (человек, поднявший руку, хочет, чтобы его выслушали);

00 (время дорого, каждой секунде – особый счет! Всегда приходи вовремя – уважай других!)

Вожатый должен объяснить детям, что все в этом лагере создано не только для них, но и для тех ребят, которые приедут после них, поэтому следует бережно относиться ко всему, что их окружает!

Предупредить, что за сохранность всех вещей, которые даны им во временное пользование (предоставленные лагерем), материальную ответственность несут не только они, но и их родители, так как дети еще несовершеннолетние. За любую поломку, причиной которой явилось халатное или хулиганское отношение ребенка, администрация лагеря "Радуга" имеет право потребовать возмещения убытков со стороны родителей.

Особое внимание уделите сохранности личного имущества. Дети должны быть внимательны к своим вещам, особенно это касается фотоаппаратов, видеокамер, мобильных телефонов, игровых устройств, ноутбуков, ювелирных изделий. Если ребенок покидает свою комнату, и в ней никого нет, то необходимо ее закрыть на ключ. Никогда не оставляйте комнаты открытыми.

Уважаемые вожатые, не допускайте потерь ценных вещей у себя в отрядах. Родители бывают разные, некоторые могут потребовать возмещения убытков от вас! Помните об этом!

Подведение итогов сбора. Вожатый выясняет, насколько дети поняли необходимость выполнения требований. В завершение хозяйственного сбора дети расписываются в ведомости.

Огонёк знакомства "Мир начинается с меня "

Цель: способствовать созданию эмоционального контакта со всеми, созданию атмосферы взаимопонимания, формированию у каждого ребенка представления об отряде и о себе в отряде.

Идея: тема разговора с детьми на первом огоньке – это, конечно же, ожидания ребенка от пребывания в лагере, зачем я здесь? Чего хочу? Какую цель могу поставить перед собой на этот период? В организации вечерних "огоньков" очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере "Огонёк" был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. В первые дни "огоньки" могут быть 40-60 мин в зависимости от возраста.

Предлагается уже с первых дней вводить правила проведения "огонька":

­ если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слово;

­ учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего;

­ пересекать круг, в котором сидят дети – НЕЛЬЗЯ!!! Можно только обойти круг по периметру – если это действительно необходимо;

­ критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай;

­ правило "свободного микрофона": никого нельзя заставлять выступить на "огоньке" или запретить кому-то говорить;

­ на "огоньке" говорят откровенно о том, что думают и что волнует; береги время, дай возможность высказаться другому;

­ говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

Возможно, у вас правила будут иными. Способы введения правил разные. Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. При проведении "огонька" необходимо создать необычную обстановку.

Например, ребята идут на "Огонёк" особой тропой, не лишенной "опасностей", а поэтому мальчики помогают девочкам.

Схема проведения "огонька": настрой (вечерние песни); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены, о задачах и традициях огонька "Мир начинается с меня".

По традиции каждый рассказывает о себе – о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа – "свечки" (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание); разговор о себе начинает второй вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15 мин вожатый вставляет паузы (это могут быть легенды, притчи, стихи…), чтобы разговор не был монотонным. Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине "огонька" ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний "Огонёк"; завершается "Огонёк" словами вожатого, в котором он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, завершается разговор общей песней.

Оргсборы в отрядах

Цель: организационное оформление отряда.

Перед началом оргсбора необходимо сообщить отряду информацию о целях и задачах, этапах и правилах поведения на сборе. Можно заранее подготовить небольшую распечатку с этой информацией, чтобы вывесить на стенде до начала сбора (информация печатается крупным шрифтом).

Результатом должны стать выборы органов самоуправления. На сборе определяются правила отряда и традиции.

Обратить внимание! Каждый участник программы должен на организационном сборе отряда получить личную зачётную книжку, в которой будут отмечаться его достижения за день с помощью наклеек "мне нравится".

Система личностного роста обусловлена получением "мне нравится" за активное участие в деятельности органов самоуправления, выступление детей на общелагерных и отрядных мероприятиях, а также за личностные достижения в течение смены.

В течение смены ребятам придётся решать множество задач, выступать в различных ролях. Эти достижения будут отмечаться в личной зачётной книжке, путем вклеивания "мне нравится". Каждому придётся постараться, чтобы преодолеть следующие ступеньки индивидуального роста медиа специалиста (медиаспец): начинающий медиаспец (2 "мне нравится"), медиаспец-стажёр (5 "мне нравится"), особый-медиаспец (10 "мне нравится") и универсальный медиаспец (20 "мне нравится"). Самые трудолюбивые, активные и творческие участники смогут достичь высшей квалификации и получить звание "универсальный медиаспец".

Оформление отрядного уголка

В первые дни пребывания в лагере часть времени посвящают оформлению отрядных мест: места сбора, холла и террасы, детский плакат. Работа по оформлению задействует большую часть отряда (даже не рисующие дети могут вырезать или раскрашивать).

Задача вожатых – руководство процессом:

Начните с мозгового штурма: какие рубрики сделать, какие названия им дать, как оформить.

Познакомьте ребят с основами оформительского дела; придумайте образцы шрифтов; текст должен содержать читаемые буквы (печатные, крупные, с четкими контурами), ровные строчки (если это не творчески оформленный текст), достаточный интервал между строчками; приветствуется творческое оформление

Обеспечить детей всем необходимым материалом для работы.

Приложите максимум усилия, чтобы в процессе приняли участие все ребята: давайте задания микрогруппам, а не индивидуальные; помогайте, если возникают трудности; хвалите ребят.

Выберите людей, которые будут отвечать за ежедневное обновление рубрик, снабжайте их информацией, помогайте советами.

Подавая пример, активно учувствуйте в формировании живой газеты, иногда делайте сюрпризы для ребят (поздравительный плакат, посвященные отряду стих и пр.).

Важно!

В отрядном уголке не забудьте разместить:

Название, девиз и законы отряда, а также другие отрядные атрибуты (песня отряда, герб, флаг, эмблема, устав и т.п.).

План смены и план на день с указанием даты и дня недели.

Режим дня.

График дежурств с колонками для проставления оценок за чистоту в палате ("Экран чистоты").

Список отряда и отдельно список именинников текущей смены с указанием даты рождения.

Отрядный уголок – это, прежде всего, отражение вашего и детского творчества. Помимо обязательного наполнения в уголок можно помещать абсолютно все, что касается отряда, например,

Достижения отряда: поздравления, информация о занятых местах, награды и грамоты;

Таблица личностного роста;

Информация (новости, объявления);

Уголки самовыражения, например, в форме "Стены гласности", "Книги жалоб и предложений", "Лист радости", "Доски объявлений", и пр.;

Почтовый ящик для отрядной почты (лучше разносить почту лично, т.к. всем детям хочется быть почтальоном, во-первых, а во-вторых, так дети будут точно уверены, что никто не прочитал их писем);

Карта или план лагеря с указанием, где какой отряд живет и как зовут их вожатых, лагерные адреса и имена администрации лагеря;

Список терминов, если программа лагеря предусматривает использование игровых названий отрядов, вожатых, режимных моментов и т.д.;

Творчество детей: рисунки, галерея автопортретов, коллаж, коллективный рисунок "Это мы", поделки и т.д.;



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.