Какое архитектурное сооружение является шедевром деревянного зодчества. Главные архитектурные достопримечательности россии. Преимущества использования дерева

В истории Мировой архитектуры нет, и никогда не было ничего лучше, чем зодчество на Руси. Это обусловлено тем, что история Руси — это не просто информация, написанная на листе бумаги, это жизнь целого народа, который на своих плечах перенес все беды и горести, радость и покаяние, а также другие условия жизни, с которыми пришлось столкнуться лицом к лицу. Поэтому, чтобы каждый из нас мог двигаться дальше и развиваться в правильном направлении, нам необходимо знать историю своего народа. Собственно, сегодня, мы поговорим о том, что представляло собой зодчество на Руси.

Стоит отметить, что зодчество на Руси нельзя охарактеризовать каким-то узким периодом времени, так как период расцвета длился не менее семи веков, где каждый последующий отрезок времени вносил все новые и новые устойчивые директивы, особенности, признаки и черты в элементы архитектуры. Так вот, рассматривая Русское зодчество, прежде всего, нужно выделить основной строительный материал, которым на тот период времени являлось дерево. Именно оно дало основной толчок для дальнейшего развития архитектуры, а именно переход на новый строительный материал – камень. Из дерева, раньше строили все, что душе угодно, начиная от индивидуального жилья (терема, дома, избы, хаты) и заканчивая зданиями администрации.

Также из дерева строили церкви, часовни, крепости, защитные рубежи. Все это объяснялось тем, что дерево было доступным, а также легким в обработке, с учетом того, что среди основного инструмента, который использовался в строительстве, был топор. С его помощью делали все — рубили деревья, очищали их от коры, подгоняли друг к другу, укладывали бревна, строили и т.д. Несмотря на это, только у нас было такое разнообразие деревянных построек, среди которого выделялись как простые крестьянские дома, так и сложные решения в плане строительства многоярусных храмов. Но все же, у всех деревянных построек, независимо от их сложности, был один общий элемент, который придавал зданию индивидуальность, подчеркивал русский дух и характер хозяина здания — это была резьба по дереву с элементами художественной росписи.

Несмотря на всю красоту зданий, для постройки которого, было использовано дерево, будет справедливо, если среди основных лидеров архитектуры древней Руси, мы выделим именно крестьянскую избу, так как народ и вся Русь, всегда держалась только на простых людях, таланты которых, восхищают до сих пор. Так и есть, ведь крестьянские избы строились, прежде всего, в рамках строгого соблюдения красоты и изысканности, их делали теплыми, удобными, и просторными. Украшали избы резьбой по дереву, где мастерство передавалось от отца к сыну из поколения к поколению. Причем, стоит отметить, что в каждом отдельном регионе нашей страны были свои особенности, не только в плане строительства, но и в технологии резьбы.

Например, крестьянские избы, срубленные на севере, были совсем не такие, в каких проживали крестьяне из центральной Руси. Прежде всего, это обусловлено территориальной разницей, различием культур, а также породой дерева, ведь не всё растёт на юге, что растёт на севере. Касательно сибирского строительства, где первостепенная задача была направлена на защиту от холода, дома строили из кедра, выбирая максимальную ширину ствола.

Для севера характерно — широкие стены, несколько горниц, минимальное количество оконных проемов.

Несколько домов рядом, которые соединялись между собой узкими защищенными проходами, что делалось для удобства проживания одной большой семьи.

Что касается южных территорий, где в своем большинстве преобладают широколиственные деревья, в качестве основного строительного материала использовали липу, ясень и другие. Здесь строили настоящие шедевры архитектуры, в которых, прежде всего, отражалась культура древнего народа, а также то, что дома были расположены вблизи судоходных рек, морей и озер. Именно поэтому, раньше часто можно было встретить дома, на вершине которых красуется русалка, а также коты, львы и другие благородные животные. Конечно, такие дома вряд ли были крестьянские, но все же, об их красоте никак нельзя было умолчать.

Стоит отметить, что применялась одинаковая технология строительства, независимо от того, будет строиться церковь или обычный крестьянский дом. Это объяснялось неразвитостью технологий, вследствие чего, полным отсутствием инструмента. Мягко говоря, кроме топора, как мы уже говорили, ничего не было. Поэтому, простой человек брал топор в руки, шел в зимний лес и рубил то дерево, которое ему подходило. Почему он это делал зимой, спросите вы, ведь раньше люди не могли знать о том, что такое влажность дерева. На самом деле это так, но человек выбирал зимний лес потому, что считал его спящим, а, значит, оно не чувствует боли при рубке. Кроме того, со временем эксплуатации деревянных домов, люди заметили, что дерево из зимнего леса, дает меньшую усадку, а значит, дом будет меньше деформироваться под собственным весом.

Итак, срубив дерево и обработав его при помощи топора, плотники прошлых лет приступали к строительству. В качестве основы прошлых лет, для строительства дома использовали твердый грунт, так как ничего другого просто-напросто не было. Для первых трех венцов (объединение 4 бревен в квадрат) выбирали бревна с большим диаметром. Это делалось для того, чтобы первые три венца в доме, непосредственно контактировали с влагой, которая образовывалась после зимнего таяния снега, дождя или от земли. Поэтому, первые три венца должны быть лучше защищены, что, собственно и делали наши предки.

Как только первый венец был собран, на него устанавливали второй, затем третий и последующие венцы, пока дом не будет полностью собран. Стоит отметить, что все это делалось без единственного гвоздя, причем стены дома были очень прочными, разрушить которые, мог только пожар. После сборки дома, производился монтаж крыши и утепление стен. В завершении различные отвесы и рамы украшались резьбой.

На этом история зодчества Руси окончена и пришло время опять вернуться в современный мир строительства и технологий.

Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси, -
В этих срубах есть сердце и вены.

А.Шаганов

Погост.Кижи

Сохранение культурного наследия - одна из важных задач человечества. На территории России, подвергающейся в XX в. грандиозным потрясениям, эта задача стояла и стоит особенно остро - не только вороги, но и невежество, и недомыслие стоящих у власти поставили бытие самих памятников под угрозу утраты.


Церковь Рождества Богородицы 1539 года из села Передки Боровичского района

В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.


Ярусная церковь Николы 1757 года из д. Высокий Остров Окуловского района

Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер или недокуренную сигарету.


Церковь Успения 1595 года из села Курицко Новгородского района

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Только полный список утрат - своеобразный мартиролог, включает сотни памятников. Все эти культовые постройки создавались в XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко», так мне представляется. Менее полутора веков понадобилось для расцвета этого вида построек. Затем каменное зодчество вытеснило дерево как строительный материал при сооружении храмов.


Часовня Пресвятой Троицы из д. Вальтево Пинежского района (Архангельская область, Новодвинск, деревня Малые Карелы

Другая часть памятников перевезена под музейную охрану, в музеи под открытым небом, наиболее известные из которых - Кижи и Малые Корелы. Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Объекты деревянного зодчества были тщательно изучены на местах, разобраны по бревнышку с пометами их исконного местоположения, заменены в случаях надобности схожим материалом и вновь собраны на территориях музеев, занимающих площади в десятки и даже сотни гектаров.


Безусловно, они при этом потеряли связь с окружающим их некогда ландшафтом, рукотворным украшением которого они были. Но зато их сохранили от воздействия стихии и не менее опасных деяний людей, не ведающих, что творят. Остановимся на изначальном расположении объектов деревянного зодчества, памятуя, что из всех видов художественного творчества, архитектура - есть наиболее материальный, наиболее тесно связанный с данной житейской обстановкой элемент культурного ландшафта.


Деревянный дом «вологодского типа» 1895 года после реставрации

Зодчество находится в самой сильной зависимости от местных условий, например, климата, рельефа, растительности, наличных строительных материалов, привычек и потребностей населения. Крестьянин, приспосабливая к местным условиям устройство своей деревенской избы, конечно вовсе не думал о том, что создает особый национальный тип постройки. А между тем, и не без основания, многие исследователи считают такие избы за прототип русского национального зодчества.

Церкви Севера

Освоение территорий северо-запада, севера и Сибири славянами заняло более тысячи лет. Было множество препятствий: дебри лесной таежной зоны, заболоченность грандиозных пространств. Обустраиваться возможно было по берегам рек, около многочисленных озер.




«Русский павильон» на Всемирной выставке в Париже в 1878 году

Возникновение древнего Новгорода и колонизационная политика его правителей привела к освоению и практически бескровному присоединению севера и северо-востока Русской равнины вплоть до Урала. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Продвижение славян за Урал было остановлено более чем на три века монгольским нашествием. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. Но не деревни и городки вставали на путях землепроходцев, а крепости-остроги, в которых теснились дома служивых людей, воевод и торговцев.

Церковь Преображения Господня.Кижи

Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.


Церковь Покрова Богородицы
Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов - модулей при сооружении разных видов построек.


В Малых Корелах


Церковь Святого Георгия в Малых Корелах


Мельница-столбовка ветряная из д. Калгачиха Онежского района (Архангельская область, Новодвинск, деревня Малые Карелы)
Деревни тяготели к речным долинам и на севере европейской России были пространственно, в архитектурном отношении, связаны друг с другом и с окружающим ландшафтом. В организации жилища и хозяйственных служб была создана система для защиты человека и домашних животных от неблагоприятных природных условий - влаги и холода.


Дом Федотова из д. Лебское Лешуконского района (Архангельская область, Новодвинск, деревня Малые Карелы)


Мельница ветряная «на раме» из д. Медлеша Шенкурского р-на (Архангельская область, Новодвинск, село Малые Карелы, перевезена из д. Медлеша Шенкурского р-на)
Остановимся на принципах построения жилых и хозяйственных построек. Первый - компактность сооружений, для того, чтобы терять как можно меньше тепла в суровых климатических условиях. Здесь использован принцип живой природы - минимальное отношение поверхности тела к объему, так как тепло теряется через поверхность. Поколения мастеров-плотников искали и нашли способы их соотношения, приближающие рукотворные сооружения к природному оптимуму.


Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов Забайкалья.

Деревянный дом в русском стиле, Дом в русских традициях, Дом Тетюшинова-памятник архитектуры
Второй - дом ставился на высоком подклете, который отделял жилую часть от поверхности земли воздушной подушкой, своеобразным теплоизолятором, и одновременно воздух изолировал жилье от влаги, идущей от земли. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Часто сруб ставился на валуны. На севере их хватало с лихвой - память о ледниках, покрывавших в прошлом северо-запад и север России.


В-третьих, козырек крыши выносился до полутора метров над стенами, он служил защитой от атмосферных осадков.
В-четвертых, все хозяйственные постройки собирались под одну крышу. С помощью разнообразных переходов можно было легко пройти из избы в хлев, в амбар, в подсобные помещения. Возник особый весьма ценный тип жилого комплекса - «дом-двор», представленный на русском севере многочисленными разновидностями.


Изба Екимовой Марии Дмитриевны из д.Рышево Новгородского района
Но, какая деревня и какое хозяйство обходились без гумна, амбаров, овинов, сараев, бань, ледников и многих других построек? Были и общественные инженерные постройки - мосты, ветряные и водяные мельницы. Пожалуй, наиболее разнообразны были ветряные мельницы, их типы и размеры значительно различаются.


Мельница начала XX века из деревни Ладощина Солецкого района
Они всегда ставились на наиболее возвышенном, продуваемом месте - вершине холма, на речном высоком мысе - крутояре, где ветру было где разгуляться. И.Э. Грабарь отмечает различия ветряков по реке Онеге и Подвинью: первые - короче и приземистее, вторые - выше и стройнее, что связано с особенностями ветрового режима. Но и те, и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями-лопастями, издали привлекали путников.


Часовня
Дом или, шире говоря, жилище, работал как фильтр по отношению к окружающей среде: обогревал зимой, сохранял прохладу в знойные дни лета, не допускал ни сырости, ни духоты. Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов-шлюзов, например, сеней. Дом был как бы частью окружающей природы. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника, иногда - квадрата. В зависимости от состояния владельца, его доходов, дома могли быть пяти- и шестистенные, обширные, с мезонинами, балконами, затейливыми крыльцами, что свидетельствовало о богатстве хозяина.



Декор деревянного дома в Вологде
С чрезвычайно отдаленных времен вырабатывались как сами плотничьи приемы, так и та терминология, которая сохранилась на севере до наших дней. Слова «стопа», «сруб», «клеть» говорят о форме и способе постройки деревянных сооружений. Древний термин «хоромы» означал соединенную в одно целое группу жилых богатых помещений. Отсюда же произошло слово «храм», в котором (будь он каменный или деревянный) «скрывается определение богатого жилища» (И.Э. Грабарь).


Мезонин деревянного дома в Вологде







г.Томск


Селения были не просто скопищем домов, они выстраивались по берегам рек и озер, как бы любуясь своей красотой в зеркале вод. На севере значительная ширина улиц определялась высотой солнца, так как затененность несла дополнительный импульс холода. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Кроме того, учитывали экспозицию склона, направление господствующих ветров, уровень подъема речных вод весной, в половодье. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Каждое сооружение, от простой бедной избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая и более поздняя пропиловочная резьба опоясывает дом.



Фасад дома - чело, декорировано резными деревянными «полотенцами», окна обрамлены узорчатыми наличниками. В домах богатых крестьян - затейливое, у бедняка - попроще, но везде взор притягивает резное кружево. Истоки русской народной резьбы, по мнению специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и язычество. Солнечный круг - солярный знак - явный языческий символ. Завершение крыши дома - охлупень в виде резного коня - очевидно, происходит из дохристианских обычаев. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев.

Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Очевидно, что во влажном и холодном климате быстрее уничтожается барельефная, а тем более горельефная резьба. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки, из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Глазомер мастера, выверенный природой, смягчает геометрический орнамент и оживляет ритмику рисунка


Можно долго восхищаться творениями зодчих и плотников, создавших великолепные образцы деревянного зодчества сел и деревень, но следует вспомнить и об оборонном зодчестве, также характерном для средневековой Руси. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.



Деревянная Афанасьевская церковь начала 19 века стоит на кладбище, к югу от с.Посад, прямо возле дороги


Якутский острог
В настоящее время имеется пять сохранившихся башен: две Братского и по одной Илимского, Бельского и Якутского острогов. Однако, еще в начале XX в. от шестнадцатибашенной якутской крепости сохранились пять башен и два прясла деревянной стены. Башня Якутского острога в 90-е гг. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Ряд башен создан по обмерам и чертежам, одна из них находится в селе Торговище Пермской области. Подобные башни существуют в музеях деревянного зодчества, например, в Талицах, под Иркутском.


церковь Николы из деревни Мякишево

Всего в нашей стране существует несколько десятков музеев деревянного зодчества. Один из первых музеев под открытым небом возник на острове Кижи Онежского озера, вокруг Кижского погоста, включающего два сказочных по красоте своей храма и колокольню, связывающую их в архитектурный, неповторимый ансамбль. Собиранием и сохранением всего разнообразия деревянного зодчества архитекторы-реставраторы озаботились в 60-70-е гг. XX столетия. Отдельные памятники гражданской и культовой архитектуры как отражение народного бытия свозили, разобранные по бревнышку, в особо примечательные ландшафты - приречные, приозерные, где бережно собирали и попутно реставрировали.




Коломенское
После чего, они становились частью музеев деревянного зодчества, занимающих площадь от нескольких до десятков гектаров. Часть памятников пряталась за стенами монастырей, таких как Спасо-Прилуцкий или Кириллово-Белозерский на Вологодчине, часть - привозилась в Москву, где в Коломенском гуляющим и отдыхающим гражданам можно было восхищаться умениями градодельцев и плотников России.

Спасо-Прилуцкий монастырь
На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. Каргополье и Пинежье, Подвинье и некоторые другие регионы радовали глаз выразительными силуэтами храмов, колоколен и богато изукрашенных резьбой крестьянских дворов.

Каргополье.Саунинская церковь




Богоявленская церковь.Каргополье


Пинежье
Утраты многих сторон северного быта, памятников зодчества, требовала создания научного этнографического музея под открытым небом, где сохранились бы шедевры русского деревянного зодчества. Выбор места произведен был весьма удачно - недалеко от г. Архангельска, в живописном ландшафте у селения Малые Корелы.

Центром любой усадьбы на Севере был дом. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы - четырехстенки, топившиеся «по-черному», из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. и увидеть в деревнях Низ, Гарь, Погост удивительно гармонично встроенные в ландшафт дома, зерновые амбары, колодцы, а также баньки, сбегающие к речке.



Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов


Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А.В. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л.Е. Красноречьев. Выбранное место оказалось удачным: деревянные постройки вписались в исторический ландшафт южных предместий Новгорода, обогатив его красивыми силуэтами перевезенных сюда храмов.
Композиционным ядром музея являются три близко поставленных храма, которые как бы воссоздают древний погост - общественно-административный центр сельской округи. Храмы представляют разные типы культовых деревянных построек с точки зрения объемно-пространственного построения. Самая простая - Клетская церковь Успения Богородицы построена в 1599 г. К приподнятому срубу, крытому на два ската, примыкает с востока небольшой сруб для алтаря, а с запада - для паперти. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в.) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. С трех сторон основной объем опоясывает галерея-гульбище, устроенная на кронштейнах, которая придает храму нарядность. Крыльцо на два всхода - приглашение войти в храм. Никольская церковь из деревни Высокий Остров относится к типу ярусных построек XVII-XVIII вв., возникших после запрета Никона на строительство церквей с шатровым завершением, он видел в них языческое начало. Церковь Николы Чудотворца - четырехъярусная: на четвериковом основании поставлены три уменьшающихся к верху восьмерика. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом.

Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм. Год постройки: 1552.

Основная территория музея располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря, на Стрелке, при впадении реки Костромы в Волгу. Сейчас этот участок является основной экспозиционной зоной Архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода».Под стенами известного Ипатьевского монастыря, что расположился при слиянии реки Костромы с рекой Волгой, возник музей деревянного зодчества, который принимает значительный поток туристов из России и зарубежья. Начинался он с упрятанной за стенами монастыря церкви Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.). Она стояла на сваях, а рядом с ней размещались избушки-баньки, высоко поднятые на «курьих ножках». Воспел деревню Спас-Вежи, откуда были доставлены в музей чудные произведения костромских плотников, Н.А. Некрасов в стихотворении «Дед Мазай и зайцы»:



Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Церковь Преображения (1707 г.) и сторожевая башня (XVII в.).
Но пора двигаться дальше. И мы посетим весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм..., поражаешься простором, открывающимся с вершины. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Здесь представлены разнообразные типы охотничьих промысловых сооружений - от шалаша-навеса до избушек с печками, где можно отдохнуть, устроиться на ночлег, заняться проверкой припасов. Добычу укладывали в лабазы, поставленные на сваях, с зарубками, чтобы грызуны не смогли добраться до заготовленного мяса. Ниже по склону стоит пожарное депо с наблюдательной вышкой, сараем, насосами, телегами, баграми и другими необходимыми приспособлениями.

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка". Сторожевая башня из с. Торговище Суксунского р-на. Копия начала XX в. постройки XVII в. Реставрация 1972 г., 2005 г. Автор проекта реставрации Канторович Г. Д. Фото Н. С. Князевой, сент. 2008 г.

В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск - Листвянка. На берегу Ангары, а точнее Иркутского водохранилища, так как река здесь подтоплена сооруженной ГЭС, расположился музей-заповедник. Пожалуй, главная его достопримечательность - башни и прясла стен деревянного Усть-Илимского острога. Грозный силуэт башен, тын-стена из заостренных бревен, узкие бойницы разных уровней боя переносят посетителей в XVII-XVIII века - время освоения территории Прибайкалья. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. Она прерывается площадью, на которой кроме административно-торговых точек возвышается деревянное здание трактира. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. По-видимому, жили по принципу - «На Бога надейся, а сам не плошай».


Суздаль
Если мы признаём, что русское деревянное зодчество - это целостное культурно-историческое явление, воплотившее в себе вкусы и воззрения русского народа, то нам следует отличать его, и не путать с ним произведения, лишь по некоторым признакам схожие, но по сути относящиеся к иным культурным традициям и стилям. Например, многие особняки и дворцы 18-19 веков построены из дерева, но оно служит в них лишь строительным материалом, но не материалом искусства. Бревенчатые стены таких построек обычно обшиты или оштукатурены и выкрашены, а по своим формам и образному звучанию эти стилевые произведения архитектуры не имеют ничего общего с народным зодчеством. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. И, конечно, никак нельзя относить к русскому деревянному зодчеству современные нелепые и эклектичные деревянные постройки, вовсе лишённые архитектурно-художественного образа. Хотя в наше время немало говорят о возрождении традиций, но на деле это встречается очень редко.
ruskline.ru

В северных странах, где леса занимают большую часть территории, они стали важной составляющей жизни местных народов. Лес был источником пищи — там охотились на диких зверей, собирали ягоды, грибы и травы. Дерево стало основным строительным материалом, и постоянно совершенствовавшиеся технологии привели к появлению настоящих архитектурных шедевров.

Преимущества использования дерева

У дерева есть много достоинств, оцененных строителями. Прежде всего, это прекрасная термоизоляция. В домах из этого материала сохраняется тепло даже в сильные морозы при условии, что помещение отапливается. Другое важное качество дерева — это легкость в обработке. С помощью металлических инструментов ему можно придать любую форму и создать высокохудожественные скульптуры, резные элементы.

Наши предки могли возводить поистине грандиозные деревянные сооружения без единого гвоздя. К сожалению, у дерева есть важный недостаток — оно легко поддается огню, поэтому множество удивительно красивых зданий, построенных древними мастерами, мы уже никогда не увидим. Отдельные образцы подобного зодчества можно посмотреть в музеях-заповедниках под открытым небом.

В качестве примеров мы можем привести деревянные постройки стран Скандинавии, где когда-то правили суровые викинги или архитектурные памятники на территории России. Но не только северные страны могут похвастаться уникальными зданиями из дерева. В южных странах, богатых лесами, тоже есть удивительные дома. Например, в Таиланде на курорте Паттайя одна из местных достопримечательностей — культовое сооружение Sanctuary of Truth, построенное без единого гвоздя из ценных пород дерева.

Даже такую религию, как ислам, где традиционно в архитектуре использовался камень, не минуло влияние местных традиций. Так, в России на территории Волжской Булгарии, появился специфический стиль — деревянные мечети. Специалисты отмечают их появление в X веке и, очевидно, оно было основано на более ранних приемах строительства зданий из дерева.

Древнерусские деревянные шедевры

Отдельно стоит рассказать о шедеврах древнерусского зодчества. Их можно условно разделить на культовые постройки и жилые здания. И хотя большая часть сохранившихся памятников архитектуры — это деревянные храмы, на севере страны осталось достаточно древних жилых домов.

Для разных типов существует определенная классификация. Выделяют типы построек: клетская, шатровая, многошатровая, ярусная, многоглавая, каркасная и другие. Большинство сохранившихся построек, выполненных в этом стиле, датируются XV-XVII веками.

Одним из самых знаменитых памятников древнерусского деревянного зодчества являются Кижи. Здесь находятся грандиозные церкви — Преображения господня (22 купола, высота — 37 метров) и Покровская, гармонично дополняющая первую. Вместе с шатровой колокольней они образуют единый комплекс, который не оставит равнодушным ценителей архитектуры. На территории музея под открытым небом находятся и завезенные туда из других мест образцы карельского зодчества.

Другой музей деревянного зодчества расположен в селении Малые Корелы, что в Архангельской области. Сюда также было свезено много построек из разных мест, чтобы туристы смогли посмотреть самые разные стили, нашедшие распространение на русском Севере. Музей разделен на зоны и повторяет миниатюрную карту области.

Если мы перенесемся южнее, в Поволжье, то здесь сможем найти огромное количество сохранившихся деревянных шедевров. Прежде всего, это Кострома, где каменные дома стали появляться лишь с XVII века. Другой музейный центр — древний город Суздаль.

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Кижский погост находится на острове Кижи в Карелии. В его составе — две церкви и колокольни XVIII—XIX веков, огороженные реконструированным забором. По легенде, церковь Преображения Господня (на фото) построил плотник Нестор — без гвоздей и с помощью одного топора


Пожарное депо в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» в 43 километрах от Перми. На территории почти в 40 гектаров находятся 23 памятника XVII-XX веков, среди них — деревянные строения, привезенные со всего Пермского края. Например, это созданное в 1930-х депо попало сюда из деревни Скобелевка

Большая Спасская башня на территории музея «Тальцы» в 47 километрах к югу от Иркутска. Сооружение перенесли из затопленного в 1975 году при строительстве Ангарского каскада ГЭС города Илимска. Башня является частью реконструированной стены Илимского острога — укрепленного населенного пункта XVII века

Построенная в 1774 году Успенская церковь — действующий православный храм в городе Кондопога в Карелии. Это один из главных памятников заонежской деревянной архитектуры

Покровская церковь расположена в Невском лесопарке в Ленинградской области. Строение в форме креста и с 25 главами представляет собой копию постройки 1708 года

Петропавловская церковь в селе Погост (Архангельская область) принадлежит к ярусной деревянной архитектуре: она состоит из нескольких срубов, поставленных один на другой. Этот православный храм был возведен в 1722 году

Музей деревянного зодчества и народного искусства севера России «Малые Корелы» находится в 25 километрах к югу от Архангельска. На площади почти в 140 гектаров расположено около ста изб, амбаров, колодцев, изгородей и ветряных мельниц. Самая древняя постройка, колокольня, была создана в XVI веке

В Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится более полумиллиона экспонатов. Среди них — рукописи XVI века, извлеченные из курганов предметы времен Древней Руси, лубок и авангардная живопись прошлого столетия. Также на территории находятся строения Ипатьевского монастыря, ведущего свою историю с 1432 года

Церковь Ильи Пророка вблизи деревни Цыпино в Вологодской области представляет собой ярусную башню, сложенную из трех восьмиугольных элементов — восьмериков. Построенный в 1755 году храм с трудом дотянул до реставрации 2003 года. К тому моменту верх строения обвалился, из-за чего здание пришлось полностью разбирать и возводить заново

Построенная в 1653 году Старо-Вознесенская церковь в Торжке многократно перестраивалась. В 1780-е под сооружение подвели фундамент, а деревянную крышу заменили железной. В 1828 году была обновлена глава. Последний раз церковь реконструировали в 1980-х

Ярусная церковь Николы 1757 года постройки в музее деревянного зодчества Витославлицы неподалеку от Новгорода. Певучее название заимствовано у села XII века, следы которого археологи нашли в прошлом году. На территории музея находятся сооружения, собранные здесь со всей Новгородской области

Сретенско-Михайловская церковь в Архангельской области была возведена в 1655 году. Это один из немногих дошедших до нас восьмигранных шатровых храмов, купол которого заменяет пирамида. Эклектичный декор фасада церковь приобрела в ходе реставрации 1894-1895 годов



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.