Какие бывают журналисты виды. Основные жанры журналистики: особенности. Обозрение или обзор

Журналистика, как любая область деятельности, характеризуется прежде всего результатами или содержанием деятельности, которое напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим здесь наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Нашу классификацию начнем с морфологических (от греч. morphe - форма + logos - учение) признаков. Замечательный мыслитель древности Аристотель в фундаментальных трудах «Поэтика» и «Риторика» (середина IV в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия - особый вид лирики, проза - эпическое произведение, драма - диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Из предыдущей главы мы знаем, что в процессе практической деятельности по распространению социальной информации по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации - пресса, радио и телевидение. Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную тропу к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей.

Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент - напечатанное (черным по белому) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею - читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова - в предложения, отдельные фразы - в контекст и словно бы декодирует прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе - и это вина не читателя, но автора.

Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия - слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: «Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну» - и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже - на фоне этих полуаплодисментов - соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит безразличные лица сидящих в зале, скрыть истину невозможно (можно лишь совсем проигнорировать событие; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется и различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Но при полном, казалось бы, сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио эти ведомства - своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений изложение абсолютно точных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично - в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также его редактор.

Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет по преимуществу об окружающем человека мире, то в художественных, вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

Публицистика (от лат. риЬНсш - общественный) - способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика всегда обращена к аудитории, к публике (потому так и называется). Играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание. Иногда понятие «публицистика» воспринимается как синоним слова «журналистика» - и это не случайно. Далее мы будем обсуждать такие виды журналистской деятельности, как информационная, аналитическая и художественная публицистика. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики.

В видовой дифференциации в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации , уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, - констатирует, аналитическая публицистика - осмысливает и объясняет, художественная публицистика - типизирует.

В свою очередь каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Жанр справедливо называют памятью искусства. Вкладывая новое содержание в привычную, устоявшуюся форму, мы используем те или иные наиболее удачные в данном случае жанровые формы.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь, как представляется, уместно обратиться к методике системного анализа.

Если культуру рассматривать как совокупность объектов и субъектов материальной и духовной деятельности, или некую гиперсистему, то, скажем, искусство как вид духовного освоения действительности и ее преобразования по законам красоты есть самостоятельный и весьма обширный пласт человеческой культуры. Это практически независимая (автономная) система внутри гиперсистемы культурной деятельности человечества. Внутри этой системы существуют подсистемы (или системы более мелкого уровня), такие как изобразительное искусство, литература, художественный кинематограф и т.д. Точно так же в идеологической системе можно выделить журналистику, или систему средств массовой информации. Внутри системы СМИ, как мы знаем, существуют подсистемы периодической печати, телевидения и радио (роды журналистики). Составными частями, или компонентами, этих подсистем можно назвать информационную, аналитическую и художественную публицистику (виды журналистики). Наконец, составными частями, или элементами, этих компонентов являются разнообразные жанры, которые, по сути, выполняют роль своеобразных кирпичиков, из которых строится полноценная журналистская конструкция.

Таким образом, под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков. Каких именно? В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся здесь мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, тематическое своеобразие, функциональные особенности, технические условия создания журналистских произведений. При помощи этих признаков все разнообразие журналистской продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество соответствующих жанров, жанровых форм и модификаций, что важно не столько для теоретического осмысления проблем современной журналистики, сколько для практической деятельности журналистов.

Кроме того, теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что объясняется нестабильностью объекта исследования, также находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой журналистской практикой.

Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в теле- и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга - это явление называется диффузией. На стыке жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио-перекличка, на ТВ- телемосты.

Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод - это чаще всего констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда?

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, может сопровождать изображение на ТВ (здесь она будет называтся сюжетом; подробно см. гл. 15); интервью (общежурналистский жанр), событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

Объект аналитической публицистики - группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, беседа, дискуссия, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

К жанрам художественной публицистики относятся зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью - пресс- конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ, investigate - расследовать) журналистики, его так и называют - журналистское расследование. Ток- шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

Подробно о каждом телевизионном жанре мы поговорим в разделе «Жанры телепублицистики». Но поскольку, как уже говорилось, жанры в чистом виде встречаются редко, мы должны понимать, как создаются сложные составные формы: в газете - подборка, тематическая полоса, разворот, тематический выпуск, в электронной прессе - радио- и тележурнал, передача, программа, канал. Если жанры, образно выражаясь, кирпичики, строительный материал, то составные журналистские конструкции - это стройное законченное здание, сложный организм, создаваемый и живущий по собственным законам.

Контрольные вопросы

  • 1. Как соотносится понятие рода журналистики со способами распространения и восприятия информации?
  • 2. В чем отличия между такими понятиями, как тип сообщения и вид журналистики?
  • 3. Какие виды журналистики вы знаете? Какое влияние оказывает вид журналистского произведения на работу журналиста- профессионала?
  • 4. Что такое жанр журналистского произведения? Существует ли зависимость между жанром и видом журналистики?

Практические задания

  • 1. По программе телепередач на неделю определите вид каждой из передач. Есть ли в программе передачи смешанного типа?
  • 2. Постарайтесь определить жанр каждой из этих передач (либо жанры, из которых она состоит).
  • 3. Попробуйте дать собственное определение понятия телевизионного жанра (хорошо бы при этом припомнить историю становления тележанров).
  • 4. Сможете ли вы графически изобразить журналистику как систему, где роды выступают подсистемами, виды - компонентами, а жанры - более мелкими элементами системного единства?

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. Но её жанровое деление настолько своеобразно, что ему стоит посвятить отдельную главу.

В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике "чистота" жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для "бульварных" изданий и низкопробных теле - и радиопередач.

Нередко приходиться слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует также суждение, что тема жанров в журналистике не заслуживает внимания, поскольку содержание понятия "жанр" непрерывно меняется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой набор жанров. Согласиться с этим нельзя по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как "жанр", существует объективно, независимо от мнений, как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется по жанрам на основе целого ряда принципов деления. У каждого конкретного произведения есть состав определённых характеристик, возникающих либо относительно произвольно, либо в результате специальных творческих усилий автора (как в искусстве). Тексты, обладающие схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение может быть произведено разными исследователями на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, наиболее верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных признаков, включаемых какую-либо устойчивую группу. Уже после того, как определён объединяющий признак (или признаки), его называют "жанровым признаком", а объединённую им группу - "жанром".

Во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит: "Напишите хороший материал об авиации". Совсем по-другому воспринимается просьба написать очерк о лётчике-испытателе. В последнем случае журналист лучше поймёт, какой материал хотел бы получить редактор.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистского материала, предопределяющих его жанровую определённость, намного значительнее роли предмета. В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определённые уровни "проникновения" познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определённых задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Одни издания преследуют коммерческие цели, другие - цель пропагандистского воздействия, третьи хотят максимально полно и объективно информировать аудиторию. Этим определяющим функциям журналистики подчинены свойственные ей определённые задачи "второго ряда":

создание определённой информационной модели отображаемого явления (его описание);

установление причинно-следственных отношений;

выявление значимости явления (его оценка);

определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Осуществление творческих функций открывает путь к реализации журналистикой названных выше общественных функций. А так же подразумевает применение различных методов познавания действительности. Они составляют три большие группы - эмпирические (методы сбора материала), теоретические (общетеоретические методы познания и специализированные методы осмысления собранного материала) и художественные (методы наглядно-образного обобщения).

Итак, мы выяснили, что предмет, функция и метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр, и при сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая "устойчивая форма", в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

Определённый жанр соответствует теме как предмету, но он предметно ориентирован не на каждый отдельный жизненный материал, а на определённый его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полёте в космос, о пожаре - но обязательно о ходе события. Статья работает только с проблемами, интервью - с мнениями, а рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в фильме, в книге, спектакле. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Чтобы этого избежать, журналист должен отчетливо представлять не только "фактуру", но и задачу, которую ему предстоит решать.

Итак, задача, или функциональная обоснованность - второй кит, на котором держится жанр. Считается, что журналистика решает триединую задачу:

сообщение фактов;

оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

изображение фактов, событий и явлений.

Эти три задачи формируют три группы жанров:

информационные;

аналитические;

художественно-публицистические (документально-художественные).

К информационным жанрам относятся заметка, корреспонденция, репортаж, некролог и др.; к аналитическим - беседа, комментарий, анкета, рейтинг, рецензия, журналистское расследование; к художественно-публицистическим - очерк, фельетон, анекдот, пародия, эпитафия. У жанра может быть несколько функций, но в основе неизменно остаётся одна. Так, главной задачей корреспонденции является информационная, статья специализируется на постановке и решении проблемы, заметка сообщает новости, обзор помогает представить положение дел в целом, обозрение - увидеть в этом целом перспективные тенденции. Информационные признаки жанра остаются неизменными в течение столетий, но остальные более подвижны и изменения их для жанра весьма чувствительны. Поэтому, выбирая творческую задачу, журналист должен знать, какой жанр предназначен для её решения.

Связь между предметом и функцией определяет жанр , а значит устанавливает метод работы с информацией. С информационными жанрами, предназначенными для "новостного" материала, проще - им соответствуют наиболее освоенные способы собирания информации: наблюдение, расспрашивание, чтение документов. Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: дедукцию и индукцию, установление причинно-следственных связей, анализ.

Знание жанрообразующих факторов помогает более чётко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров. Но процесс жанрообразования, то есть обретения будущими публикациями характеристик, позволяющих относить эти публикации, например, к уже известным жанрам, надо отличать от процесса возникновения "имён" жанров. Этот второй - процесс номинации, заявившей о себе новой группы публикаций, ещё не получившей жанрового определения. Не имеет строгих принципиальных оснований, не опирается на какую-либо закономерность.

Выделение особого вида жанра или смешивание его с другими жанрами происходит в результате изменений в каждом из жанрообразующих факторов. Эти изменения могут быть обусловлены отмиранием (не основных) и появлением новых функций жанров. Усложнением информационных задач, открытием новых предметных граней действительности.

Процесс "гибридизации" был подробно показан В.В. Ученовой на примере репортажа. В начале 80-х годов происходило заметное движение репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но трудами Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделился особый вид репортажа - аналитический. Этот термин не прижился, и сегодня чаще говорят о "репортёрском расследовании". Однако расследование - не жанр, а метод, открывающий пути к нескольким жанрам: корреспонденции, проблемному очерку, статье. Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приёмов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие секреты эволюции традиционных жанровых форм.

Специальность журналистика, как и другие профессии, имеет свои особенности. Здесь специалист сталкивается с проблемой поиска темы и ее оформления в текстовом варианте. Для правильного отображения действительности и изложения собственных мыслей журналисту необходимо в первую очередь совершенное знание языка и его современных норм, затем обладание литературным талантом, который позволяет «чувствовать» слова и интуитивно различать их семантические особенности (и благодаря этому гармонично их встраивать в текст), и, наконец, знание основ текстологии, которые дадут понимание жанров.

В этой статье мы рассмотрим основные жанры журналистики, которые типичны для периодических изданий. Однако это не означает, что они неактуальны для телевизионной или радиожурналистики, ведь для них характерна общая смысловая основа и и главное различие их лишь в применении: одни будут напечатаны в изданиях, а другие озвучены дикторами или ведущими.

Информационные жанры журналистики

Начнем с описания самых распространенных на сегодняшний день жанров СМИ - информационных. Современные условия диктуют ускоренный жизненный темп: в единицу времени происходит масса событий, о которых должна знать общественность, и именно эта жанровая структура способна соответствовать этим требованиям: включив телевизор, открыв газету или переключая фм-станции, мы обязательно встретим сводку коротких сообщений, которые отвечают на главные вопросы: "Что?" "Кто?" "Где?" "Когда?" "Как?".

Эта группа жанров распространена в электронных СМИ и периодике. Она преобладает там, где требуется ежедневная публикация или эфир, поэтому журналы, выходящие с редкой периодичностью, не так насыщены информационными текстами.

Основные представители:

  • заметка;
  • информационное интервью;
  • информационная корреспонденция;
  • репортаж;
  • информационный отчет;
  • блиц-опрос.

Самыми распространенными среди них можно назвать репортаж, заметку и корреспонденцию.

Характерные черты для этой группы жанров:

  • небольшой объем;
  • точность в выражениях, отсутствие изобразительных средств;
  • отсутствие авторской оценки освещаемого события/явления;
  • фактологичность описания и содержания.

Аналитические жанры журналистики

Эта группа жанров представлена многообразием видов. Они в настоящее время не так распространены для периодики и телевидения, а для вовсе нетипичные жанры. Тем не менее, существуют специализированные журналы и телепрограммы, посвященные аналитике современных явлений.

Основные представители жанра:

  • аналитический отчет;
  • аналитическое интервью;
  • аналитическая корреспонденция;
  • беседа;
  • мониторинг;
  • комментарий;
  • статья;
  • рецензия;
  • обозрение;
  • журналистское расследование.

Подобные материалы являются одними из самых распространенных. На телевидении им выделяется в большинстве случаев вечернее время, а в периодике отводятся целые рубрики. По сути, они очень ценны для журналистики как социального явления, поскольку дают возможность высказать автору собственное мнение и открыть миру новый взгляд на обычные вещи.

Характерные черты этой группы жанров:

  • наличие авторской оценки;
  • большой объем материала;
  • аналитика;
  • отображение внутренних связей между событиями, явлениями и персонами;
  • прогностические предположения.

Художественно-публицистические жанры журналистики

Эта группа жанров максимально роднит журналистику и литературу. Овладение ими свидетельствует о высоком уровне мастерства журналиста, который способен не только «добыть» информацию и проанализировать ее, но и подать в художественной форме. Эти жанры журналистики требуют богатого лексического запаса, а главное - литературного таланта. В настоящее время они не настолько распространены в периодике, на телевидении и радио, как раньше, однако все же встречаются в специализированных передачах и изданиях (преимущественно журналах). Существует мнение, что сегодня в периодике настоящей публицистики не существует, однако мы не будем придерживаться пессимистической точки зрения.

Основные представители:

  • очерк;
  • фельетон;
  • памфлет;
  • легенда;
  • анекдот.

Итак, самым ярким представителем жанра является очерк, особенности которого предполагают возможность максимального раскрытия литературного таланта журналиста.

Жанровые характеристики:

  • литературность;
  • художественность (наличие в тексте изобразительных средств);
  • эмоциональная насыщенность;
  • глубокое осмысление действительности (авторское).

Легкость освоения этих жанров журналистики зависит в большей мере от наличия литературного таланта у автора, чем его профессиональных навыков и совершенного знания языка.

Когда мы говорим о журналистике, то подразумеваем сбор и творческую обработку информации о событиях текущей жизни, актуальных тенденциях и последующее распространение с помощью различных средств массовой информации (телевидения, прессы, интернета, радио). В зависимости от того, какие технологии и оборудование используются в процессе сбора и распространения материала, определяются направления журналистики, которых на сегодняшний день существует пять.

Направления журналистики:

  • Периодическая печать;
  • Фотожурналистика;
  • Радиожурналистика;
  • Тележурналистика;
  • Интернет-журналистика.

Периодическая печать

Наиболее древнее из всех других, это направление журналистики подразумевает распространение информации с помощью печатных изданий: газет, журналов, изданий научных обществ, информационных бюллетеней и т.д. Функциями подобных изданий является информирование (общественно-политическое, научное, литературно-художественное и др.) и формирование общественного мнения по тому или иному освещаемому вопросу.

Радиожурналистика

Направление журналистики, использующее для распространения информации средства радиовещания. Особенностями этого направления являются высокая оперативность и специфический характер эмоционального влияния на аудиторию.

Тележурналистика

Данное направление является на сегодняшний день наиболее массовым способом распространения информации и наиболее мощным по силе влияния на общественность. Возможность одновременной трансляции видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения, использование различных видео- и аудиоэффектов открывает перед тележурналистами огромные возможности для творчества.

Фотожурналистика

Особое направление журналистики, основным средством выражения которого являются фотоснимки. Обязательными условиями направления являются объективность (фотографии точно воспроизводят события), хронология и повествовательность (снимки способны передать аудитории суть запечатлённых событий).

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

* Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

* Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

* Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие “публицистика” воспринимается как синоним к слову “журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото - и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют

Информационную публицистику,

Аналитическую публицистику,

Художественную публицистику.

Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики.

Важно помнить, что в “чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На “стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Но сколь бы сложной ни была “конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

(Цвик В. Л. Введение в журналистику)



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.