Из искры возгорится пламя

До наших дней дошло крайне мало произведений поэта Александра Одоевского. Все дело в том, что он не любил переносить стихи на бумагу, держа их в уме. Лишь благодаря его верным друзьям мы можем прочесть пронзительные строчки его произведний.

сайт вспоминает биографию бесстрашного декабриста, которого не сломили ни заточение в Петропавловской крепости, ни ссылка в Сибирь.

Долой самодержавие!

Александр Одоевский родился в старинной княжеской семье. Родители дали талантливому мальчику прекрасное домашнее образование. Сочинять стихи он начал очень рано, но никогда их не записывал. Эта странная привычка осталась у поэта на всю жизнь. Из-за нее мы практически не знакомы с творчеством Одоевского. Лишь близкие друзья, имевшие возможность постоянно общаться с молодым человеком, знали о его поэтическом таланте.

В 13 лет юношу определили на службу императору в должности канцелярского работника. Но статская служба не прельщала Одоевского. Он ушел в отставку и в 1821 году поступил на военную службу. Будучи уже офицером лейб-гвардии конного полка, он вступил в общество декабристов.

Этот неоднозначный, но мужественный поступок и предопределил будущую жизнь поэта. 14 декабря 1825 года Одоевский активно участвовал в восстании на Сенатской площади.

Напомним, декабристами называли участников российского оппозиционного движения, членов различных тайных обществ. В то время часть дворянства считала самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития России.

14 декабря в период междуцарствия вспыхнуло крупное восстание. Декабристы собрались на Сенатской площади возле Медного всадника. Этот гражданский протест был жестоко подавлен. По данным чиновников, в тот черный день погиб 1271 человек, по толпе восставших регулярные войска стреляли картечью.

Суд над декабристами был самым строгим. Пятеро были приговорены к смерти четвертованием, 31 - отсечением головы, 16 - к пожизненной ссылке на каторжные работы. Чуть позже император Николай I смягчил наказание почти для всех декабристов. Вместо четвертования пятерых самых отчаянных революционеров повесили. Ими были Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский. Ужасный факт, трое из пятерых повешенных во время казни сорвались с петли и были повешены вторично. Этими несчастными были Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев.

В 1826 году начались высылки арестованных декабристов в Сибирь. Одним из них был и Александр Одоевский. После целого года в застенках Петропавловской крепости в кандалах его отправили по этапу. Поэт был приговорен к 12 годам каторги, а после ее окончания - должен был отправиться на вечное поселение в Сибирь.

Жизнь за гранью

Все ссыльные декабристами считали Одоевского своим певцом и глашатым. Его перу принадлежит негласный гимн декабристов, которых не сломили тяготы и невзгоды ссыльной жизни.

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя!

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

1 февраля 1827 года Одоевского вместе с Нарышкиным и братьями Беляевыми отправили в Сибирь — в Читу. Там его поместили вместе с некоторыми другими декабристами в старом каземате. Заключенных ежедневно водили на работы: сначала копать ямы для сооружавшегося здания, а когда настало лето, зарывать овраг, находившийся в конце села. После наступления сибирских морозов их перевели в только что отстроенную тюрьму. Декабристы довольствовались ничтожным казенным содержанием, многие из них были истощены до крайней степени. Многих спасли жены, которые, не устрашившись лишений, отправились в Сибирь следом за своими мужьями. Бесстрашные женщины сумели создать более менее сносную обстановку для ссыльных каторжан. Вскоре от родных и друзей из столицы стали приходить книги и газеты на русском и иностранных языках. За стенами каземата началось усердное чтение и совместное обсуждение прочитанного. Для развлечения создавался хор любителей пения. Нашлись собственные музыканты, к числу которых принадлежал, между прочим, и Одоевский. Принимал Одоевский также живое участие и в небольшом религиозном обществе, отыскавшем себе приют в одном из уголков каземата.

Смерть отца

В 1837 году император смилостивился и сократил некоторым декабристам срок заточения. Одоевскому было разрешено перевестись рядовым на Кавказ. Здесь он сдружился с Лермонтовым и Огаревым. Немногие стихотворения поэта сохранились лишь благодаря этим верным друзьям. Они записывали за Александром Ивановичем.

На Кавказе Одоевский сдружился с Михаилом Лермонтовым. Фото: Public Domain

В 1839 году генерал Раевский предпринял экспедицию на берег Черного моря, с целью укрепления Лазаревского форта между Субаши и Сочи. В ней приняли участие почти все декабристы, отбывавшие наказание на Кавказе, а с ними и Одоевский, прикомандированный к полку линейных казаков. Видя удальство бравых вояк, Одоевский стал им подражать и некоторое время сам увлекался военным делом.

Летом того же года пришло известие о смерти его отца. Оно как громом поразило Одоевского. Поэт быстро изменился физически и духовно, обратившись из веселого, по-детски беспечного, в грустного и задумчивого. Раньше он любил общество, теперь целыми днями не выходил из палатки, говорил, что у него порвалась последняя связь с жизнью.

Поэт не раз подвергался опасности быть убитым, но сражен был не оружием, а местной лихорадкой. Умер он в Псезуане 15 августа 1839 года в присутствии своих читинских товарищей. Смерть Одоевского одинаково оплакивали как его близкие друзья-декабристы, так и офицеры с простыми солдатами.

Похоронили Александра Одоевского у самого моря. Но могила не сохранилась. Вскоре укрепление перешло к горцам. Когда же оно было отвоевано вновь, один из друзей поэта вздумал посетить могилу поэта, но увидел, что она была разрыта. Так без следа исчезло место погребения Одоевского.

Быть может, и поэзия Одоевского без следа исчезла бы для грядущих поколений, если бы друзья беспечного или излишне скромного поэта не записывали его произведения. При жизни Одоевского напечатано было лишь одно его стихотворение «Сен-Бернар». Лишь в 1883 году, почти через 50 лет после смерти поэта, вышел небольшой сборник стихов, изданный одним из оставшихся в живых друзей поэта — декабристом Розеном. В нем более половины состояло из стихотворений до тех пор почти совершенно неизвестных. Зато хорошо знакомо стихотворение Лермонтова, посвященное своему близкому другу и соратнику Александру Одоевскому:

Я знал его: мы странствовали с ним
В горах востока, и тоску изгнанья
Делили дружно; но к полям родным
Вернулся я, и время испытанья
Промчалося законной чередой;
А он не дождался минуты сладкой:
Под бедною походною палаткой
Болезнь его сразила, и с собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!

Из искры возгорится пламя. - знаменитое выражение.

О чем оно?

"Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802— 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское стихотворение «Не пропадет ваш скорбный труд...» (так называемое «Послание декабристам»). А. И. Одоевский:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Эта строка стала известной в качестве эпиграфа к заголовку ленинской подпольной газеты «Искра» (печаталась за границей в 1900—1903 гг.). "

Это выражение именно о том, что декабристы были первыми "искорками", которые попытались бороться с самодержавным государством. И что эти "искорки" неизбежно породят новые и новые искры, которые сложатся, рано или поздно, в пожарище которое сожжет дотла отсталые феодальные отношения.

Перенесемся в наше время. Казалось бы, "искорок" полным полно - каждый второй называет себя коммунистом. Но, что-то пламя из этих "искорок" никак не складывается. Почему?

Во-первых, присутствует "разброд и шатания" в левом движении. Во-вторых, большинство из так называемых "левых" - социал-пацифисты, реформисты, шовинисты и прочий контрреволюционный сброд. Подозреваю, они даже половины томика Ленина не читали. А если и читали, то не поняли. А если поняли, то игнорируют написанное и извращают его. А так как это контрреволюционный сброд - естественно, что он под своими знаменами не может объединить для борьбы с капитализмом активных товарищей.

Сотни тысяч только "официальных коммунистов" - то есть, тех, кто провозгласил свою приверженность к той или иной "официальной" коммунистической партии. По аналогии с "легальными марксистами" "легальные коммунисты" не могут быть коммунистами до конца. Иначе, их легальному положению придет конец. Сотни тысяч "членов" различных "коммунистических" организаций! Только представьте себе это - если каждый расклеит по сто листовок - а это абсолютно не проблема - десятки миллионов листовок по всей стране! Чтобы собрать стотысячный митинг - достаточно явиться на митинг членам самих партий, не привлекая народ. Это силища! При условии, что она что-то делает.

Почему никаких действий не видно? Почему несколько раз в год, не собираются митинги в десятки тысяч партийцев - просто для того, чтобы показать, что "левые" есть, что они способны влиять на политику государства. Что они полны решимости бороться с капитализмом и капиталистами, до конца, не на словах а на деле.

Этого не происходит именно потому, что конфронтация с капиталистами неминуемо приведет к утере "официального статуса", к разгону организаций, к посадкам.

Но разве не это будет лучшим доказательством того, что с капиталистами "мирными средствами" бороться невозможно?

Декабристы были первыми "искорками" которые полегли в борьбе с самодержавием. Однако, несмотря на последовавший за восстанием декабристов период тотальной реакции, мало кто решится назвать их поступок никчемным, или бесполезным. И тем более вредным. Однако, только попробуй указать на необходимость чего-нибудь подобного сейчас, в современности - современные "марксисты" заплюют, затопчут, обзовут самыми последними словами - от тупого "троцкист", неуч, и далее по списку.

Поступок декабристов еще долго служил "маяком" для последующих поколений революционеров. Из пары десятков "искорок" - разгорелись тысячи. Тысячи - подожгли миллионы. В противовес современным "легальным коммунистам" - которые на словах остаются сторонниками марксизма, а на деле являются, в лучшем случае, никчемным и ни на что неспособным "балластом" рабочего движения. Они гасят любую инициативу, любой порыв направленный на решительные действия против системы угнетения, под предлогом того, что рев ситуации нет, рабочий класс еще не готов, нет революционной партии, что в лучшем случае, ты будешь использован буржуями и в интересах буржуев, послужишь тупым пушечным мясом в разборках господ итд итп.

Из искры возгорится пламя. Пыл каждого отдельного человека недовольного режимом, нужно не гасить, а еще более распалять. Подталкивать настойчиво к объединению: искорка плюс искорка - костер. А когда этим "искрам" не дают разгореться, гасят их, едва-едва они начинают тлеть - это говорит об антиреволюционной сущности современных "коммунистов". Цель которых не поднять массы на борьбу за социализм, а, в лучшем случае, просиживать штаны, дискредитируя окончательно коммунистическое движение...

На таких "марксистов", в обязательном порядке, нужно лепить позорное клеймо контры.

Из искры возгорится пламя

Из искры возгорится пламя
Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802- 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское стихотворение «Не пропадет ваш скорбный труд...» (так называемое «Послание декабристам»). А. И. Одоевский:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Эта строка стала известной в качестве эпиграфа к заголовку ленинской подпольной газеты «Искра» (печаталась за границей в 1900-1903 гг.).
Иносказательно: о вере в успех, победу своего дела, несмотря на его трудное начало (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Из искры возгорится пламя" в других словарях:

    ПЛАМЯ, род. и дат. пламени, пламенем, пламени, мн. (устар. редк.) пламена, пламён, пламена, ср. (книжн.). 1. Подымающийся над горящим предметом огонь. «Наш скорбный труд не пропадет: з искры возгорится пламя.» А.Одоевский (ответ декабристов… … Толковый словарь Ушакова

    - (1802 1839), князь, поэт декабрист, корнет (1823), участник восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Санкт Петербурге. Приговорён к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ваенга. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хрулёв. Елена Ваенга … Википедия

    I Искра Захарий Юрьевич (умер около 1730), один из предводителей правобережного украинского казачества, казацкий полковник (кодацкий, затем корсунский). В 1702 1704 вместе с казацкими полковниками Палием, Самусем и Абазиным возглавил… …

    1 . первая общерусская политич. марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900 для организации революц. марксистской партии России. Капитализм в Росеии в это время перерос в свою последнюю стадию империализм, в стране назревала… … Советская историческая энциклопедия

    - «Искра», первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское) в 1899‒1900 газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организационную… … Большая советская энциклопедия

    Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (набережная р. Фонтанки, 59), книжно газетное издательство Ленинградского обкома КПСС. Основано 12 декабря (29 ноября) 1917 как издательство Петросовета (размещалось в Смольном, руководитель И. И. Ионов), с 1924 Ленгиз, с 1930 Леноблиздат,… …

    Лениздат - Дом прессы на набережной реки Фонтанки, 59. Дом прессы на набережной реки Фонтанки, 59, где помещается Лениздат. Санкт Петербург. Лениздат (набережная р. Фонтанки, 59), книжно газетное издательство Ленинградского обкома КПСС. Основано 12 декабря… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Проспект проходит от улицы Коллонтай до улицы Тельмана. Название свое он получил 2 октября 1970 года в честь первой российской революционной газеты «Искра», а до этого в проектной документации числился как Октябрьская улица. В этом районе… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Из искры - пламя , С. Голубов. Роман "Из искры - пламя" посвящен одному из волнующих эпизодов революционного прошлого - восстанию декабристов 14 декабря 1825 года. В центре романа - поэт А. И. Одоевский, смелый,…

Фото из открытых источников

Насколько актуально это пророчество сейчас для российской действительности. Могут ли сегодняшние протестные настроения и их лидеры свершить то, что сделали оппозиционеры столетней давности.

«Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя, и просвещенный наш народ сберется под святое знамя». Могут ли сегодняшние ревнители новой России повести за собой массы? Взойти на Эльбрус российской державы? Ну, или хотя бы победить на выборах и не скурвится? Тогда вот смогли. И из горсточки большевиков-революционеров, как снежный ком с горы народили силу, сумевшую подмять под себя всю Российскую империю. И застолбить место на «пике коммунизма». К слову, что значительно выше Эльбруса.

Формулу этого феномена, когда из искры возгорелось пламя (революционной ситуации) вывел еще В.И. Ленин. «Для наступления революции недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому» - поставив точку, уже лысоватый Владимир Ульянов, хотя тогда ему было еще только 35 лет, уставился стеклянным взглядом в окно, рассматривая тихую улочку швейцарского Берна. Мысли же неудавшегося вождя мировой революции, но зато состоявшегося русской, в этот момент были в далекой России. Он примерял то на Николая Романова (царь), то на Ивана Горемыкина (председатель Совмина) насколько они не могут, а также вспоминал Кольку Растрина и Ивашку Шпиру из Питерской типографии, соразмеряя, насколько эти не хотят. Минута, другая, глубокий выдох разочарования, он взял ручку и стал писать дальше.

Но, пути господни, неисповедимы. Как все же сошлись звезды и эти факторы в далеком 1917 г. и формула сыграла. Ну, и, конечно, товарищи социалисты не растерялись, сорганизовали общий сбор энтузиастов из мира «голодных и рабов». Выжали по максимуму из них. За что и получили, «респект и уважуху», в порядке народной мудрости: «скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается». Единственно, не смогли энтузиасты «Свободы, равенства и братства» воспитать достойную смену, которой можно было бы передать завоевания. Но это уже другая история. Пока же интересуют протестные настроения в России. Вот и очередное социологическое исследование о состоянии протестных настроений в стране, говорит, что искры тлеют, а некоторые даже упорно дуть пытаются, что и дает свои результаты.

Способны ли сегодняшние революционеры на былые подвиги. Или уже не тот порох в пороховницах. Сдулись и тупо ждут вариант, чтоб им как борцам за светлое будущее капитализма в конце 1980-х подфартило. А и то толк. Почему бы дяде не повторить дубль два, благо исходный материал есть, о чем и говорит исследование, проделанное, корифеями русского либерализма. Центром экономических и политических реформ (ЦЭПР), на счету которого такие резонансные проекты как «500 дней», «Согласие на шанс», «Нижегородский пролог». Сегодня мало кому что говорят эти названия, но выживших в 1990-е, это звуки заставляют вздрогнуть. И вот последний их доклад об анализе протестной активности в стране 2017-2018 гг.

Скрупулёзный подсчет показывает, что за последний год протестных акций выросло чуть ли не в два раза (1479 – 2017г. против 2526 – 2018 г.). Безусловно, благодатным поводом для таких мероприятий стала внедряемая пенсионная реформа. Это и понятно. Ведь в отсутствии каких-либо даже мало-мальски внятных своих идей и тем, способных объединить граждан вокруг оппозиционеров им приходится пользоваться тем, что кинет с барского плеча власть. И, безусловно, пенсионная реформа, это жирный кусок, с которого есть и будет чем, еще поживится. Исследователями, так же, обозначены места наиболее активного протестного движения. И как видим, это не там, где тяжелее всего живется, а там, где сконцентрировано наибольшее количество граждан, требующих здоровой движухи. К сожалению, плохо организованный властями досуг и плохое медицинское обслуживание, является определяющими факторами, вызывающими разлив желчи в организме. В результате чего мы и видим, ту географию протестных акций, которую имеем.

Эти и другие данные, приведенные ЦЭПР, поднимают только один вопрос. Может ли из этой искры возгореться пламя? И хватит ли легких, тем раздувалам разжечь. Но и к господам по другую сторону барикады тоже есть вопросы. Интересно, сегодняшние государственные деятели и подведомственные им политтехнологи помнят ленинскую истину или считают, что эта аксиома уже истлела. Тут хотелось бы спросить, а случаем, они не полагают, что и законы Ньютона тоже должны быть пересмотрены. Ведь за века окружающий мир тоже поменялся. А может, нет, и они строго блюдут вековые принципы. Но зато у них есть полное ощущение, что все под контролем. Искренне считают, что низы еще хотят, а верхи пока могут.

Конечно, для этого мнения, у них есть все основания. Ведь даже если, какие-то из низов сейчас уже не хотят, то в любом случае, в верхах все стабильно и могут все и всё. А эти несчастные 0,2% от населения страны, которые создают основу для подобных исследователей можно и не замечать. Но тут, как говорится, не стоит забывать историю. Большевиков, к февралю 1917 г. было тоже около 24 тысяч на 180 миллионное население, а в дамки выскочили именно они. Конечно, тут не надо забывать о третьей переменной в ленинской формуле – тотальный кризис в жизни масс. Но и этот вопрос народная мудрость не обошла: «если звезды горят, значит, кто-то их зажигает». Так что в данной ситуации, надо надеется на лучше, но и сами не плошать.

А вы как думаете, к чему приведут все эти протестные настроения в России?

Калинчев Сергей

Подпишитесь на нас

В декабре 1825 в Санкт-Петербурге произошло восстание, которое вошло в историю как Восстание декабристов. Его организаторами были лучшие представители родовитой знати. Их лишили всех сословных привилегий и отправили с ссылку в Сибирь. За ними добровольно отправились жены.

В наше время сложно даже себе представить весь ужас этой ситуации. У людей радикально меняется образ жизни, причем в невероятно худшую сторону. Первое время в их тюрьме даже окон не было. К ним приезжают жены, которые очень плохо приспособлены к быту. Все они навсегда расстаются со своими родными. Это трагедия для всех родных и близких декабристов и их жен. Они мужественно смирились со своей судьбой и смогли сохранить человеческое достоинство даже в тех нечеловеческих условиях.

Жены декабристов

Первой женой-декабристкой была Мария Болконская. Она приняла решение ехать в ссылку в след за мужем. Среди ссыльных было много друзей А. С. Пушкина еще со времен учебы в лицее. Он очень страдал от разлуки с ними. В знак поддержки и солидарности с ними Пушкин написал стих "Не пропадет ваш скорбный труд" и тайно передал его с Марией Волконской. В ответ А. И. Одоевский написал стихотворение, в котором были вот такие вот строки:

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Когда в начале ХХ века партия большевиков начала за границей издавать свою газету, то ее назвали "Искра" и ее девизом стала цитата из ответа Одоевского: "Из искры возгорится пламя". Ну, а после революционного переворота 1917 года это выражение вошло в жизнь советских людей.

Оно означает:

  • Начало великого дела, которое обязательно в будущем будет завершено.
  • Призыв к великим свершениям.
  • Надежда на лучшее, светлое будущее.


2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.