Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Икона «Умягчение злых сердец»: история и описание

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

«Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

«Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

«Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося Спасителя. Икона молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество икон в домах верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё общероссийский праздник. Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему мироточат иконы. Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

На день Сретения Господня (2/15 февраля) приходится также почитание иконы Богородицы “Умягчение злых сердец или Симеоново проречение”, на которой символическими знаками изображено пророчество старца Симеона. Семь мечей, воткнутых в сердце Богоматери, обозначают полноту горя, испытанного Ею в земной жизни.

В современной Богослужебной практике принято объединять празднование разных икон Богородицы «Умягчение злых сердец» в один день (13/26 августа).

Умягчение злых сердец – непрерывное чудо

В течение двенадцати лет в мире существует непрерывно происходящее чудо. Это чудо мироточения и кровоточения иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Небольшой образ, как и многие десятки тысяч подобных ему, был отпечатан полиграфическим способом на предприятии «Софрино» и куплен в церковной лавке простыми москвичами. Но по неведомым нам Божьим судьбам именно это изображение было избрано явить дивное чудо – икона ожила.

Мироточивая икона “Умягчение злых сердец”

При встрече с ней не покидает ощущение общения с «живым существом». Все, кому довелось приобщиться к этой духовной радости, никогда уже не забудут очевидной реальности встречи с Самой Царицей Небесной.

Невольно возникает параллель с известной мироточивой иконой «Иверской-Монреальской», которая бесследно исчезла осенью 1997 года одновременно с мученической кончиной ее хранителя . Служение той Иконы и ее хранителя длилось ровно 15 лет. Но, как видим, не на долгое время Царица Небесная оставила нас сирыми. Новая мироточивая икона была явлена уже через несколько месяцев, весной 1998 года москвичке Маргарите.

И вот уже двенадцать лет хранитель иконы Сергей (муж Маргариты) путешествует с новой мироточивой иконой по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока. И везде икона щедро изливает свое цельбоносное миро, и происходит нескончаемое чудо умягчения злых сердец.

В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира.

Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец. О мире, отступающем от Ее Сына – Христа Бога нашего.

По-разному реагирует чудотворный образ на место своего пребывания, и не всякая земля одинаково угодна Царице Небесной. Обо всем этом может рассказать хранитель иконы, но да не будем обижать страны и континенты… Скажем о другом: впервые струйки крови потекли из язвочек, появившихся на образе 12 августа 2000 года, в день, когда вся страна ужаснулась, узнав о трагедии в Баренцевом море, и погрузилась в скорбь о .

Именно с тех пор, если к иконе прикасаются российские военные, икона чутко отзывается на эту встречу и источает кровь… Вспоминается, как после крестного хода с иконой морские пехотинцы Севастопольской бригады, несшие икону, с удивлением глядели на свои белые парадные перчатки, ставшие абсолютно красными от истекшего кровавого мира.

О чем говорит это знамение? О чем предупреждает Божья Матерь, к чему готовит и перед чем укрепляет Она российское воинство?..

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИРОТОЧИВОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»

3 мая 1998 года владелица иконы, купленной в обычной церковной лавке, Маргарита Воробьева заметила, что по поверхности иконы стекает миро. Эти явления мироточения и благоухания стали временами повторяться.
12 августа 2000 года на ручках и шее Богородицы появились как бы язвочки от крохотных ранок, а на левом плече явная кровяная язвочка. Вскоре сообщили, что затонул атомный подводный крейсер «Курск». Наступили дни всеобщей скорби, и к 21 ноября 2000 года, ко дню Архистратига Михаила, по иконе впервые потекли струйки крови, которые можно было собирать на ватку вместе с миром. С тех пор мироточение и кровоточение иконы не прекращаются и сопровождаются благоуханием.
Для хранения этой святыни был изготовлен драгоценный ковчег, а в подмосковной деревне Бачурино была построена церковь. Сегодня прибытия этой иконы ожидают во всем мире. Она уже посетила многие епархии России и многократно была за границей – в Белоруссии, Чехии, США, Австралии, Украине, на Святой Горе Афон, в Германии… Многие люди, с любовью и благоговением поклонявшиеся этому образу Царицы Небесной, засвидетельствовали случаи исцелений, испытав чувство особой духовной радости от прикосновения к святыне.
27-29 января 2009 года мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пребывала в Храме Христа Спасителя в Москве на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Чудотворный образ мироточивой и источающей капли крови иконы «Умягчение злых сердец» действительно умягчает ожесточенные, злые, равнодушные и холодные сердца. Люди как будто просыпаются от духовной спячки и устремляются сердцем к Богу, прославляя Царицу нашу Небесную Пресвятую Богородицу:
«Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая!»

Семистрельная Богородица – прибытие

8 декабря 2011 года мироточивая икона прибыла на Итальянскую землю, в аэропорт города Милана – Мальпенсо. Чтобы встретить святыню непосредственно уже в аэропорту прихожане православного Миланского храма святителя Амвросия Медиоланского приехали на нескольких автобусах. Итальянские братья-христиане с исключительным расположением и живым участием воспринимали происходящее.

Настоятель прихода иеромонах Амвросий (Макар) и я, автор этих строк, игумен Митрофан в сопровождении карабинеров были пропущены непосредственно «к трапу самолета». Деревянный футляр-ковчег со святыней, вынесенный из самолета хранителем иконы Сергеем, было решено вскрыть здесь же, дабы икону торжественно внести в зал аэропорта. Однако, открыв футляр, мы испытали потрясение – киот с иконой едва ли не плавал в благоухающем мире.

Подняв киот, мы с отцом Амвросием тут же оказались пропитаны этим миром, обильно истекающим от чудотворного образа. Я взглянул на свою ладонь – она вся была в крови. «Офицеров «бывших» не бывает», – сразу вспомнились слова киногероя одного из недавних фильмов. Значит и мои прошедшие 26 лет службы на Северном флоте со счетов у Господа не списаны…

Тем временем у иконы стало происходить нечто непредвиденное – некое духовное пиршество. Итальянцы-карабинеры, увидев это чудо, бросились прикладываться к образу обеими руками, едва не «возливая» на себя благоухающую жидкость. Увидев происходящее, прибежали иные сотрудники служб аэропорта, таможенники, пограничники, полицейские, то есть все, кто оказался рядом в этот волнующий момент. Стало понятно, что Божьей Матери очень угодна эта италийская земля, эти верующие люди с их неизменным и традиционно глубоким почитанием Девы Марии.

Когда мы с иконой вышли в огромный зал международного аэропорта, сотни уже наших православных людей, встречая святыню, запели величание Пресвятой Деве, и мгновенно оказались во власти неодолимой благодати, буквально накрывающей всех волнами всепобеждающей Божьей любви.

Слез невозможно было сдержать. Все пели и плакали. И протягивали руки за цельбоносным миром, которого хватало всем… Я вновь глянул на свои ладони – теперь на них миро было кристально прозрачным. Значит, то краткое чудо касалось лишь меня лично.

…Мы двигались через город в сопровождении машин карабинеров к храму свт. Амвросия Медиоланского и удивлялись, почему в городе в будний день такие толпы гуляющих людей. Однако для Господа нет случайностей, наша икона прибыла в Италию в один из главных Богородичных праздников католического мира – 8 декабря День Непорочного зачатия Девы Марии.

К главному православному храму северной Италии было не подойти – тысячи людей со слезами встречали Царицу Небесную в образе Ее «Умягчение злых сердец».

Начался молебен, акафист, непрестанное пение всем миром и помазывание, слезы и помазывание… Божья Матерь творила милость роду человеческому, своими благоуханными слезами умягчая иссохшие сердца людей.

Так начался наш семидневный духовный марафон по северным городам Италии.

Духовный марафон

Расписание было таким. Икона каждый день поздно ночью возвращалась в Миланский храм, дабы рано утром после выехать в очередные города Италии, где ее ждали с нескрываемой ревностью, волнением и нетерпением. С нескончаемым потоком все новых и новых прибывающих, приезжающих, бегущих к иконе из разных краев Италии людей. И с обидою, почему так мало, и со всяческими уловками (обильные угощения, экскурсии к святыням города и т.п.) с целью оттянуть время нашего отъезда и задержать момент прощания с драгоценным образом.

К ночи мы вновь, чуть живые, добирались в Амвросийский храм Милана, где уже стояла толпа, нас ждали сотни прихожан, дабы начать нескончаемое пение и величание Царицы Небесной, чтобы просто стоять рядом с этой иконой, прикасаться к ней и впитывать в себя капли благодатного мира. Здесь же в храме люди готовили чай, приносили еду для всех, здесь же на полу в изнеможении ложились немного поспать, но от иконы не отходили всю ночь. А ведь утром всем надо было идти на работу, и работу, прямо скажем, очень тяжелую.

Отец Амвросий все эти ночи проводил с народом в храме, в пении, в молитве, когда помазывая миром, когда проповедуя, когда исповедуя, иногда дремал на стульчике…

Наверное, именно здесь я впервые увидел отголосок жизни тех самых первохристианских общин, известный нам из Деяний Апостолов, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян.4,32).

А утром впереди были новые города, приходы, молебны… Генуя, Турин, Падуя, Парма, Пяченца, Брешия, Варезе, Канетто, Лекка, Венеция…

Духовные открытия

На эти дни пребывания иконы на Италийской земле «выпало» (хоть и неуместное слово) время проведения конференции «Новомученики и исповедники Российские времен гонений в XX веке». В пяти городах северной Италии по инициативе католической церкви проводились эти уникальные конференции, вылившиеся в очень важный и серьезный разговор о судьбах христианских Церквей в эсхатологической перспективе, и об острой востребованности духовного опыта наших современников – новых Российских святых.

Конференции происходили в университетах, монастырях и семинариях севера Италии и неизменно пользовались большим вниманием участников и СМИ.

Организатор конференции монах-францисканец профессор Фьоренцо Эмилио Реати известен своими переводами с итальянского и на итальянский творений святых отцов древней неразделенной Церкви. Особую симпатию к отцу Фьоренцо вызывает его очень важная книга: «Православие. Взгляд сочувствующего католика». Сейчас профессор Реати готовит к изданию в Италии «Житие ». В дальнейших его планах перевод пятидесяти избранных житий новомучеников и исповедников Российских для итальянских христиан.

С Российской стороны в конференции принимали участие профессор Санкт-Петербургской духовной академии доктор исторических наук М. В. Шкаровский и я, автор этих строк. Был приглашен, но из-за большой загруженности не смог приехать профессор, .

Непременным условием организаторов было пребывание на конференции нашей мироточивой иконы. Присутствие Царицы Небесной при столь важном разговоре о духовном наследии новомучеников, о необходимости вхождения в драгоценный опыт их страданий за Христа, поднимало духовный «градус» наших встреч, не позволяя скатиться до традиционного поиска виновных и бичевания тоталитарного режима. Пришедшие на конференцию христиане-католики с исключительным благоговением подходили к иконе, и, прикасаясь к ней, многие начинали плакать.

Кроме наших докладов о новомучениках РПЦ было предложено исследование профессора Реати о пострадавших за Христа на территории России представителях Католической церкви.

Надо сказать, что к началу гонений число верующих католиков в России приближалось к пяти миллионам. Изучение следственных дел НКВД позволило выбрать достойные примеры ясного исповедания веры христианами-католиками и их страданий за Христа до смерти. Ряд пострадавших на сегодняшний день отобраны Католической церковью для процесса беатификации (прославления).

Было удивительно в вопросах зала, в комментариях к докладам в этой внешне спокойной и благополучной стране Запада слышать очевидную тревогу и даже страх. Христиане Католической церкви не скрывали своей глубокой внутренней тревоги за происходящее в мире:нарастающее безбожие, атеистичность властей, либеральная идеология общества, подчас агрессивно направленная именно против христианства.

Следует признать, что христиане Запада с огромным вниманием и даже трепетом воспринимают примеры стойкого стояния за веру наших новомучеников, их опыт противостояния идеологической и репрессивной машине богоборцев.

В докладах и выступлениях участников конференции ясно звучала мысль, что Церковь Христова XXI века уже в полный голос говорит современному христианину, что нет уже иного пути, кроме как приобщиться к страдальческому опыту мучеников. Господь дал нам этот опыт страданий, чтобы мы на нем учились. Чтобы формировали и воспитывали свой внутренний духовный мир христианина в предчувствии, в предвидении, в предуготовлении себя к страданию за Христа.

Опыт новомучеников, их стояние в вере и восхождение на Крест мученичества в условиях столь стремительно рухнувшего тогда порядка и державного устройства Православной страны для нас драгоценны и уникальны. Ибо мудрость христианского знания учит нас всегда помнить, «что дни лукавы» (Еф.5,16) и, что «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, и не избегнут» (1Фес.5,3).

На конференции мы непременно касались и одной особой темы. Это открывшейся в наши дни удивительной истории давнего почитания католиками Италии иконы «Умягчение злых сердец», хотя до настоящего времени они знали этот образ под именем «Madonna del Don» («Донская Мадонна»).

«Мадонна дель Дон»

Суть истории такова. Во время Второй Мировой войны на правом берегу Дона, близ города Павловска, стояли воевавшие на стороне Германии итальянские горнострелковые части.

Во второй половине декабря 1942 года рядовой дивизии «Тридентина» итальянского Альпийского корпуса Уго Бальзаре и другие солдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего, укрываясь от страшных бомбардировок в одной из меловых пещер старинного русского монастыря, обнаружили икону «Умягчение злых сердец». Этому обретению иконы предшествовало некое явление Божьей Матери итальянским солдатам, подробностей которого мы пока не знаем. Найденная икона была передана в походную церковь, военному священнику-капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи.

Местные жители рассказали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска, и что последним настоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного образа, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»).

В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон.

После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года, не смотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, водимые иконой Мадонна дель Дон, сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию.

Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени.

Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне.

В подлинности этой истории мы сумели убедиться, прибыв в Венецию с нашим чудотворным образом. На молебне у стоящих рядом этих двух удивительных икон присутствовали, как наши православные прихожане, так и итальянцы, среди которых было много седых стариков. Это была очень важная встреча. Важная для умягчения наших сердец, ожесточенных страшным XX веком.

Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.

На прощание всех собравшихся помазывали истекшим миром.До этого стоявшие несколько поодаль и наблюдавшие за происходящим со стороны католические монахи-доминиканцы не выдержали и тоже подошли под помазание.

Духовный опыт

Каждый раз, подъезжая к новому городу, к новому храму, туда, где икону напряженно ждали толпы людей, мы становились свидетелями отклика иконы на людское чаяние. Лишь мы выходили из машины и начинали движение к людям – миро выступало на всей поверхности киота.

Надо сказать, что сам киот во время поездок никогда не вскрывается – таково условие хранителя иконы, продиктованное заботой о сохранности образа. Напомню, чудотворная икона- лишь бумажное изображение, предельно пропитанное миром. И полость в раме под иконой, куда стекает миро, освобождается лишь в спокойных, домашних условиях. Именно тогда многочисленные флакончики наполняются чистейшей благоухающей жидкостью в ожидании новых храмов и встреч.

Но эти ограничения, как мы ранее писали, для удивительной субстанции неземного происхождения значения не имеют. Как мы убедились, законы тяготения, например, тут невластны – миро столь же легко течет и вверх по киоту. Оно с легкостью увеличивается в количестве, и столь же неожиданно может исчезнуть из флакончика. Но причины такого «не благословления» непременно станут вскоре очевидны. В то же время маленького стеклянного пузырька с миром (размера «пробника для духов») легко хватает для помазания многих сотен желающих и еще хватает на всех опоздавших.

Можно привести великое множество различных свидетельств благодатной помощи от Царицы Небесной в эти дни, чудесных исцелений, явлений, знамений… Но особенно ярко остались в памяти факты «случайного» захода в храм любопытствующих прохожих, заинтересованных происходящим. И тот момент, когда неодолимая сила притяжения подхватывает их, влечет к иконе и вот уже глаза полны слез,сердца – сокрушения…

Вспоминается молодой, нагловатого вида цыган, зашедший в храм, то ли попрошайничать, то ли что украсть. В это время мне надо было зайти в алтарь, и я не застал момента, когда он подошел к иконе. Но зато вскоре стали слышны его вопли и рыдания. Цыган стоял, схватившись за киот и рыдая в голос, все время повторяя какие-то слова.

Прихожане-молдаване перевели, он кричал: «Что это!? Что со мною происходит!?» Надо сказать, что каждый, оказавшийся рядом с этой святыней, с той или иной степенью эмоциональности готов был произнести эти слова изумления.

Богословие употребило священные поэтические изображения для описания умных сил, не имеющих образа, имея в виду наш разум, заботясь о свойственной ему и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.

Святой Дионисий Ареопагит.
«О небесной иерархии»

«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды - надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…

Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец». Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда.

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).

Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю.

«Семистрельная» - северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление. Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке - в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла. Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении - видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.

Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Праздование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иногда на человека сваливаются проблемы, словно снежный ком. Он просто не знает, как выпутаться из этой ситуации. Ценно воспользоваться молитвами, ведь они, как известно, помогают преодолевать трудности и тяготы судьбы. Какую молитву читать при этом? Как правильно просить о помощи?

В сложных обстоятельствах люди читают молитву Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец». Многих эта молитва реально выручает. Всевышний подсказывает, как найти решение в трудной ситуации, наставляет на правильный путь. Семистрельная Богородица обладает невероятной мощью, вселяет в человека надежду и помогает вразумить его.

Чему служит поддержкой молитва? Молитва «Умягчение злых сердец» приходит на помощь при преодолении физических и душевных трудностей. Важно произносить ее перед иконой Божьей матери, держащей в руках семь мечей.

Богородица изображается на иконе в одиночестве. Отмечают, что существует разница между иконами:

  • «Семистрельная»;
  • «Умягчение злых сердец».

Икона «Умягчение злых сердец» являет собой Богородицу, пронзенную семью мечами. По три меча нарисованы на разных сторонах и один внизу. Семерка олицетворяет полноту жизни и Вселенной в целом, выбрана она отнюдь не случайно.

Икона «Семистрельная» представляет Богородицу, пронзенную стрелами, четыре с одной стороны и три с другой. Стрелы и мечи показывают большую печаль и грусть, которые пришлось Божьей матери нести в течение всей своей земной жизни. Здесь семерка отображает все смертные грехи человека, то, что Богородице они все известны, что их невозможно скрыть от нее.
В некоторых случаях возможно увидеть икону с изображением Богородицы с младенцем на руках. Однако встречается очень редко.

Семь мечей произошли от пророчества святого Симеона Богоприимца. В храме Иерусалима на Сретение он предсказал, что Богородице предстоит пережить очень серьезные испытания, на ее долю выпадут одни страдания, ей придется наблюдать за муками и невыносимыми страданиями сына своего. Мечи символизируют кровопролитие. Икона демонстрирует сердечные муки Богородицы, полноту ее страданий. Причем страдать ей пришлось не только из-за мучений сына, но и от семи смертных грехов человека. Они пронзили ее душу и сердце насквозь.

Описание иконы, сотворившей чудо

Впервые икона «Семистрельная» прославилась еще в глубокой древности. Один крестьянин из Вологды постоянно испытывал страдания от болей в ногах. Все время хромал и практически не в состоянии был ходить. Тело его, естественно, тоже болело, и не было от этого никакого спасения. Обращался к лекарям и знахарям, но никто не помог несчастному мужчине и не избавил его от невыразимых страданий. Только Богородица смогла вернуть ему утраченное здоровье.

Как-то мужчина во сне услышал повелительный голос, который приказывал ему залезть на колокольню церкви, найти там икону Пресвятой Богоматери и начать читать молитву перед святыней. Только после этого крестьянин сможет излечиться и вновь начать нормально ходить, избавиться от хромоты. Мужчина несколько раз посещал храм, умолял служителей церкви пустить его на колокольню, чтобы помолиться перед иконой, но ему никто не верил.

Однако по прошествии времени добрые люди поддержали крестьянина и пустили его на колокольню. Тот сразу отыскал святыню и прочитал молитву, прося о здравии. Самое интересное, что икона лежала у самой лестницы в пыли и грязи, никто не видел святыню. Люди ходили по ней, словно по обычной доске. Только крестьянину удалось открыть служителям церкви на это глаза. Икону отмыли и отчистили, помолились перед ней. Мужчине наконец удалось исцелиться, Богоматерь щедро отблагодарила его за то, что он показал людям святыню.

В 1830 году совершили крестный ход около Вологды. Икону Богоматери несли на почетном месте. Именно святыня посодействовала преодолеть ужасную эпидемию холеры, унесшую с собой множество жизней.

Молитвенные правила

Молитва «Умягчение злых сердец» обладает огромной силой. Целесообразно знать несколько правил о том, как ее читать и что она защищает:

  • человек должен отправиться в церковь;
  • поставить свечу перед Христом Спасителем;
  • приложиться лбом и губами к Распятию;
  • зажечь свечу перед иконой «Умягчение злых сердец»;
  • прочитать молитву или попросить о чем-то своими словами.

Если дома имеется такая икона, то молятся перед ней, не посещая храм. Главное, со всей искренностью и верой молить Богородицу о благодати, даровании мудрости и здоровья, просить ее преклониться перед Создателем и попросить за человека грешного.

Большинство людей даже не предполагает, что существует только одна молитва «Умягчение злых сердец» на русском языке. Текст небольшого размера, поэтому рекомендуется выучить его наизусть, чтобы не отвлекаться при обращении к Царице Небесной. Молитву читают, когда ничего не отвлекает от этого. Не торопятся, четко выговаривают все слова, обдумывают их.

Слова молитвы «Умягчение злых сердец»

Тропарь

«Умягчи наша злая сердца, Богородице,
И напасти ненавидящих нас угаси,
И всякую тесноту души нашея разреши.
Hа Твой святый образ взирающи,
Твоим страданием и милосердием
О нас умиляемся и раны Твоя лобызаем,
Стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся.
Не даждь нам, Мати благосердная,
В жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,
Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение».

Кондак

«Избранной Деве Марии, превысшей всех дщерей земли,
Матери Сына Божия,
Его же даде спасению мира, со умилением взываем:
Воззри на многоскорбное житие наше,
Воспомяни скорби и болезни,
Их же претерпела еси, яко наша земнородная,
И сотвори с нами по милосердию Твоему,
Да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия,
Печаль нашу в радость претворяющая».

Исцеление

«О многоскорбная Мати Божия,
Умягчение злых сердец и превышшая всех дщерей земли,
По чистоте Своей и по множеству страданий,
Тобою на земли перенесенных,
Прими многоболезненныя воздыхания наша
И сохрани нас под кровом Твоея милости.
Иного бо прибежища и теплаго предстательства
Разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи
Ко Иже из Тебе Рожденному,
Помози и спаси ны молитвами Своими,
Да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго,
Идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице
Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Облегчение душевных мук

«О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная,
Кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому.
Тебе молимся, Тебя просим,
Не остави нас во зле погибающих,
Раствори любовию сердца наши
И ко врагам нашим пошли стрелу Свою,
Да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас.
Аще мир нас ненавидит - Ты простри любовь Свою к нам,
Аще мир нас гонит - Ты приими нас,
Подаждь нам Благодатную силу терпения
Без ропота перенести испытания в мире сем бываемая.
О, Госпоже! Умягчи сердца злых человеков,
Восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле,
Но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего,
Да умирит сердца их миром,
Дьявол же - отец злобы - да посрамится!
Мы же, воспевая милосердие Твое к нам,
Злым, непотребным, воспоем Ти,
О Пречудная Госпоже Дево Благодатная,
Услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих,
Огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим,
Искорени от нас всякую злобу и вражду,
Да воспоем Тебе и Сыну Твоему,
Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!».

Икона «Семистрельная» в жилище

При приобретении иконы Богоматери требуется обязательно убрать помещение, в котором планируется установить или повесить святыню. После этого впору прочитать молитву «Умягчение злых сердец», а потом уже размещать икону.

Икона является сильнейшим оберегом в любом жилище. После того, как она окажется в доме, туда перестанут приходить люди со злыми помыслами, желающими несчастий жителям. Желательно повесить икону напротив входа, регулярно читать над ней молитву, тогда недоброжелатели перестанут посещать жилье.

Происхождение иконы «Семистрельной»

Святыню почитают все верующие, ведь они убеждены в ее огромной мощи и волшебной силе. Родиной иконы считают Вологду. Сначала находилась в церкви Иоанна-Богослова, стоявшей на берегу Тошни. Икона чудотворная исчезла из церкви вначале двадцатого столетия: война не позволяла проводить в храме Богослужения. Однако после этого церковь снова начала принимать прихожан и читать молитвы. Но только икона из стен храма бесследно испарилась, ее до настоящего времени не могут найти.
День почитания иконы «Семистрельной Богородицы» отмечается 26 августа.

В каких случаях обращаться к Богородице

При чтении сильнейшей молитвы перед иконой Божьей матери добиваются расслабления, улучшения отношений в семье. Богородица помогает справиться со вспышками гнева и защитить от них, научить терпимости к окружающим и доброте. Также Богородица благоприятствует защите от неприятностей, военных действий или нападок окружающих.

Многие люди уверены, что молитва способна моментально помочь и вылечить любое заболевание, сразу избавить от проблем. Естественно, при прочтении молитвы единожды, результата можно и не дождаться. Главное — со всей искренностью просить о помощи и верить в высшие силы, только тогда наступит долгожданное облегчение от страданий.

Нужно верить в Господа, в то, что Богородица обязательно придет к нему на поклон и попросит о помощи за молящегося. Надлежит ежедневно читать молитву, даже просто прогуливаясь по улице, постоянно ходить в церковь, разговаривать с Господом. Пока человек не откроет сердце для Создателя, помощи не будет. Если он общается с Богом, то следует обязательно соблюдать законы Библии, не грешить.

Возможно вам также понравится:


Исполнение желаний – молитва Николаю Чудотворцу
Молитва Святому Луке Крымскому об исцелении и выздоровлении детей
Лучшая молитва о помощи в различных делах Николаю Чудотворцу
Лучшая молитва об успехах в учебе детей

С начала зарождения иконографии, великим творцам художественно-графического искусства удавалось по-разному изобразить главных героев священной библии. Однако художественный образ иконы «Умягчение злых сердец» имеет особый графический замысел, детали которого обладают выделяющейся неповторимостью.

В отличии от традиционного образа Богоматери с ребенком, который широко известен русско-православному обществу, на священном полотне Умиление злых сердец почитаемая всеми мать Иисуса Христа запечатлена вместе с пронзающими её тело острыми кинжалами.

История иконы

В настоящее время, о происхождении святыни мало что известно, и на этот счет многие ученые выдвигают самые разные точки зрения. Среди них есть одна весьма распространенная, согласно которой мироточивая икона «Умягчение злых сердец» была создана иностранными католическими верующими, которые впоследствии решили добровольно её передать древнерусскому государству.

Придание гласит, что как-то раз, одному крепостному крестьянину довелось переживать весьма нелегкие времена, сопровождающие его жизнь проявлением непрекращающихся болей. И однажды ночью, пребывая в глубоком сновидении, старец услышал странный голос, который не переставая, доносился с разных сторон комнаты. Он говорил о старинном храме Иоанна Богослова и его колокольни. Именно там находилась икона Богородицы «Умягчение злых сердец», способная помочь крестьянину ликвидировать неприятный и терроризирующий его недуг. Однако её полотно предстояло отыскать среди многочисленных святынь, которые хранились от посторонних глаз в специально отведенном месте. Обнаружив икону Умягчение прямо внутри колокольни, крестьянин помолился и сразу же исцелился.

Многие православные верующие, для того, чтобы почтить память и помолиться перед иконой Божьей Матери «Умягчение злых сердец», в воскресные дни отправляются в Москву. Поскольку на территории столицы возведен прекрасный храм Михаила Архангела, где сейчас и находится икона эта икона. Другие её точные списки можно встретить, посетив храм Святого Лазаря, расположенный в Волгограде или же в Подмосковье внутри храма Божьей Матери.

Характеристика образа

Нарисованные кинжалы, впивающиеся в плоть Богородицы, наглядно символизируют проявление злободневных, аморальных и противоправных поступков, которые привыкли постоянно совершать некоторые люди, исходя из своих собственных корыстных целей. И все эти грешные деяния, совершаемые время от времени разными представителями общества, травмируют ни в чем не виноватую Деву Марию, которая от этого продолжает страдать все сильнее и сильнее.

При этом точное количество данного оружия, представленное на полотне Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», является отражением самых страшных смертельных грехов, которые продолжают совершаться и в настоящее время. К ним относятся следующие деяния:

  • гнев и агрессия;
  • зависть;
  • обжорство(чревоугодие);
  • измена;
  • печаль или уныние;
  • алчность;
  • гордыня.

Единственный путь на спасение живой человеческой души от её нечестивого злодеяния является покаяние перед Господом Богом. Именно к нему и призывает священный образ Божией матери, который изображен на мироточивой иконе Умягчение злых сердец.

Православным верующим необходимо помнить, что такие библейские композиции как «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» отличаются между собой расположением кинжалов на изображении. В первом варианте, их можно увидеть впивающимися в сердце Богоматери с трех сторон, включая нижнюю. А у святыни Семистрельная, кинжалы распределены лишь по бокам.

В чем помогает икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец»

С давних времен, икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» имеет крайне важное значение для всех религиозно верующих граждан. Она помогает людям наладить отношение между друг другом и предотвратить самые неблагоприятные последствия между супругами, детьми и близкими людьми.

Данная святыня особенно почитаема в день её ежегодного празднования, который принято отмечать 26 августа, А также в Неделю Всех святых.

Молитва иконе «Умягчение злых сердец»

Текст молитвы для иконы «Усмирение злых сердец» звучит следующим образом:

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков.

О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому. Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас. Аще мир нас ненавидит - Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит - Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения - без ропота перенести испытания в мире сем бываемая. О, Госпоже! Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, - но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же - отец злобы - да посрамится! Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих, огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.