Список унитарных государств: особенности устройства разных стран

ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют 2 основные формы правления: монархия и республика .

Монархия – государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную ) монархию и ограниченную (конституционную ) монархию, при которой власть монарха ограниченна парламентом.

В современную эпоху существуют государства как с конституционной монархией (Великобритания, Норвегия, Дания, Япония, Нидерланды и т.д.), так и с абсолютной (ОАЭ, Камбоджа ). К последним относятся и теократические монархии (Саудовская Аравия, Ватикан ).

Республика – форма правления при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу; глава государства также избирается населением или специальной избирательной коллегией.

По характеру государственно-территориального устройства все страны подразделяются на унитарные и федеративные .

Унитарное государство обладает единым органом законодательной и исполнительной власти (Италия, Швеция, Алжир, Египет и т.д.).

Федеративное государство включает отдельные территориальные единицы – республики, земли, провинции, штаты и т.д., которые наряду с общегосударственными имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти (США, Мексика, Россия, Германия и т.д.).

Кроме того существует такая форма правления как доминион . Доминион – государство в составе Британской империи признававшее главой английского короля. Первые доминионы – Канада с 1867 года, Австралийский Союз с 1901 года, Новая Зеландия с 1907 .

После образования в 1947 году Британского Содружества многие входящие в него доминионы считают главой государства английского короля (королеву). До сих пор английская королева назначает генерал-губернаторов Канады и Австралийского Союза. Теоретически именно они являются главами этих государств.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАН

Всего на современной политической карте мира свыше 200 государств (сколько точно никто не знает поскольку нет четкого определения, что есть государство).

Обычно среди них выделяют три социально-экономических типа стран.

Социалистические страны – в настоящее время из всей мировой социалистической системы осталось только 3 государства действительно социалистической ориентации – КНДР, Куба и Китай .

Развитые капиталистические страны . К их числу обычно относят примерно 30 государств.

В первую очередь сюда входят семь главных капиталистических стран («большая семерка »). Это США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Канада. Вторую группу образуют остальные страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль.

Развивающиеся страны . К их числу относят остальные страны мира. Правда их состав крайне неоднороден. Можно выделить страны новой индустриализации, страны претендующие на роль мировых экономических лидеров, наименее развитые страны мира. Последних по ежегодно обновляемой классификации ООН 30 .

ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Наиболее важными международными политическими и экономическими группировками мира являются следующие:

ООН – международная организация учрежденная на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания мира и безопасности. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств. В настоящее время в составе ООН 204 страны, правда некоторые в роли стран – наблюдателей.

Европейский Союз

Лига арабских государств – образована в 1945 году. Цели ЛАГ – укрепление политического, экономического и культурного сотрудничества арабских стран, а также координация их политики в деле защиты их общих интересов.

Члены ЛАГ:

Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Тунис, а также организация освобождения Палестины .

Организация американских государств . Создана в 1948 году. Членами ОАГ являются 31 латиноамериканское государства и США. Создана для ведения политического и военного сотрудничества.

Организация африканского единства – межгосударственная региональная политическая организация стран Африки. Образована в 1963 году. В ее состав входят около 50 государств.

Организация североатлантического договора (НАТО ) – военно-политическая группировка, созданная на основе договора подписанного в апреле 1949 года.

Участники: США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия, Португалия. С 1952 года Турция и Греция. С 1955 года – ФРГ. С 1982 года – Испания .

С 1966 года в военной организации НАТО не участвует Франция. Не входит в нее также и Испания.

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Образована в 1960 году. В ОПЕК входят Алжир, Венесуэла, Габон, Иордания, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эквадор .

Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т.д.)

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.

Государственно-территориальное устройство – способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами; разделение территории государства на части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов власти.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением. Существуют две основные формы правления: республика и монархия .

Республика – (лат. res – дело и publis – общественный, «общее дело») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

От республиканского устройства правления, от лица народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков и т.п.).

Типы республик:

1) парламентская – верховенство имеет парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается у власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство идет в отставку или глава государства распускает парламент. К такому типу республик принадлежат ФРГ, Италия, Индия и др.;

2) президентская – в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина и т.п.);

3) президентско-парламентская – роль президента и парламента уравновешены (Россия, Украина и т.п.).

В мире 3/4 стран – республики. Эта форма правления распространена особенно широко, так как считается наиболее прогрессивной и демократической. Республиками является большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 52 стран Африки и др.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение.

Монархия (лат. monarcha – «единовластие») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, шаху) и, как правило, передаётся по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией.

Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии, возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган

Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией – это Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Объединенные Арабские Эмираты – федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий.

Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями.

Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Конституционная монархия существует в двух формах:

Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).

Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). В настоящее время Великобритания, Дания, Швеция.

Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

Великобритания – самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Япония – практически единственная империя в мире. Император страны – символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая.

Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Примером теократической монархии является Ватикан.

Форма государственного устройства – территориально-организационная структура государства, которая устанавливает порядок деления страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация .

Унитарное государство – (от лат. unitas – единство) – форма государственного устройства, за которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и др.).

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на следующие виды: децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) – это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженным авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

Федеративное (от лат. foederatio – союз) государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, которые юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.

Федеративное государственное устройство не однородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление; создает наряду с федеральными, свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы; располагает своей конституцией и текущим законодательством; может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.

Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

В союзном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Тем не менее, во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько большая, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария, не признают за членами федерации права на свободный выход из нее.
В мире начисляется 23 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации, выделяют:

Историко-географические федерации (образовались путем исторического объединение федеральных единиц в единое государство): Австралия, Мексика, Австрия, ОАЭ, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Сент-Китс, Невис, Федерация Микронезии, Венесуэла, США, Канада, Коморские острова, ФРГ Малайзия;

Национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованны на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Пакистан, Индия, Россия, Мьянма, Швейцария, Нигерия, Югославия.

Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация.

Конфедеративное государство (объединение) – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.

В отличие от федеративного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

Конфедеративное устройство не единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация нередко рассматривает как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. Конфедеративные государства недолговечные: они или распадаются, или превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США). Ныне формально в мире существует одна конфедерация – Швейцария, которая в XIX ст. фактически стала федерацией.


Похожая информация.


Классификация стран мира

Количество и группировка стран

В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Страны группируются по различным признакам. Чаще других используются классификации стран по величине их территории, численности населения и по особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км 2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

По численности населения выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара. Это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. На политической карте мира преобладают средние и небольшие страны. Наиболее маленькие страны называют микрогосударствами (Лихтенштейн, Люксембург, Монако).

По особенностям географического положения страны разделяют на приморские, полуостровные, островные, страны-архипелаги. К последней группе относят Японию, Индонезию, Филиппины. Особо выделяют страны, лишенные выхода к морю. Это затрудняет использование этими странами морских торговых путей и ресурсов Мирового океана. Всего таких стран 36.

Таблица 1. Классификация стран по географическому признаку.

Таблица 2. Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану)

Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка
1. Андорра 1. Афганистан 1. Ботсвана
2. Австрия 2. Бутан 2. Буркина-Фасо
3. Венгрия 3. Лаос 3. Бурунди
4. Люксембург 4. Монголия 4. Замбия
5. Лихтенштейн 5. Непал 5. Зимбабве
6. Македония 6. Лесото
7. Словения СНГ 7. Малави
8. Чехия 8. Мали
9. Словакия 1. Молдова * 9. Нигер
10. Швейцария 2. Армения 10. Руанда
3. Казахстан 11. Свазиленд
Америка 4. Узбекистан 12. Уганда
5. Кыргызстан 13. ЦАР
1. Боливия 6. Таджикистан 14. Чад
2. Парагвай 7. Туркменистан 15. Эфиопия

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.

Таблица 3. Семерка крупнейших стран мира (площадь более 3 млн. км 2)

Формы правления

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия и др.). Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Социалистическими республиками и поныне остаются Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Монархическая форма правления возникла в давние времена в условиях рабовладельческого общества. При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. В настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна - в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная- правительству (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.).

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии. Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Таблица 4. Две основные формы правления

Таблица 5. Страны с монархической формой правления

Материк Страна Тип монархии
Европа Андорра княжество (КМ)
Бельгия королевство (КМ)
Ватикан папство (АТМ)
Великобритания королевство (ПМ)
Дания королевство (КМ)
Испания королевство (КМ)
Лихтенштейн княжество (КМ)
Люксембург великое герцогство (КМ)
Монако княжество (КМ)
Нидерланды королевство (КМ)
Норвегия королевство (КМ)
Швеция королевство (КМ)
Азия Бахрейн эмират (КМ)
Таиланд королевство (КМ)
Непал королевство (КМ)
Кувейт наследственный эмират (КМ)
Малайзия султанат (ОМ)
Япония империя (КМ)
Бутан королевство (ОМ)
Иордания королевство (КМ)
Катар эмират (АМ)
Оаэ эмират (ОМ)
Оман султанат (АМ)
Бруней султанат (АТМ)
Саудовская Аравия королевство (АТМ)
Камбоджа королевство (КМ)
Африка Лесото королевство (КМ)
Марокко королевство (КМ)
Свазиленд королевство (АМ)
Океания Тонга королевство
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия.

Великобритания - самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи (Индия, Канада, Шри-Ланка, ЮАР, Кения, Уганда и др.); а в 15 из стран Содружества он, правда, формально считается главой государства (Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.).



Форма государственного устройства

отражает административно-территориальное устройство государств, национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения. Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований - в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов.

Таблица 6. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Таблица 7. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Испания Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Изучая политическую карту мира, мы, естественно, не можем не затронуть и вопрос о формах государственного устройства стран, имеющий к ней самое непосредственное отношение. В свою очередь этот вопрос включает три составные части - о формах политических режимов, о формах правления и о формах административно-территориального устройства. Давайте их в такой очередности и рассмотрим.
Вы хорошо представляете, что по особенностям политического режима все страны мира можно подразделить на демократические и антидемократические. На Западе существуют неправительственные организации, которые определяют «ин- деке демократичности» стран, исходя в основном из характера выборов органов законодательной власти. Итоги таких расчетов бывает нетрудно предсказать: максимально высокий рейтинг (10 баллов) обычно получают страны Запада, а самый низкий - мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки. Но тем не менее общее число государств, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в середине 70-х гг. XX в. к числу демократических относились менее 1/3 всех государств мира, а в начале XXI в. - 88 (с населением 2,8 млрд человек) входили в градацию свободных и еще 55 стран (с населением 1,3 млрд человек) - частично свободных.
Но стран с несвободными политическими режимами на карте мира тоже еще немало - 50. Можно утверждать, что среди этих режимов также есть две разновидности. Когда говорят об авторитарном режиме, то имеют в виду полное или частичное отсутствие демократических свобод, ограничение деятельности политических партий и общественных организаций, преследование оппозиции, отсутствие четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, где они носят характер военных диктатур. В качестве примера такого рода можно назвать Ливию, которая официально именуется джамахирией, т. е. государством народных масс, возглавляемым Революционным руководством во главе с М. Каддафи, тогда как правительство, парламент, политические партии упразднены. Возникновение таких политических режимов объясняется, с одной стороны, внутренними причинами - наследием феодализма и колониализма, крайней социально-экономической отсталостью, низким культурным уровнем, трайбализмом (от лат. tribus - племя), т. е. проявлениями межплеменной вражды. С другой стороны, нужно учитывать и внешние причины, и в первую очередь противостояние двух мировых систем, существовавшее до начала 90-х гг.
Когда говорят о тоталитарном режиме, то имеют в виду особую форму авторитаризма, при которой государство устанавливает всеохватывающий контроль за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности, фактически ликвидирует

конституционные права и свободы, проводит жесткие репрессии по отношению к оппозиции, инакомыслящим. Политологи выделяют две разновидности тоталитаризма - правую и левую. Примеры первой из них - фашистские режимы в Германии, Италии, в Испании при генерале Франко, основанные на идеологии национал-социализма. Второй вид, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел место в Советском Союзе при Сталине, в Китае при Мао-Цзедуне, в Северной Корее при Ким Ир Сене. Во второй половине 70-х гг. XX в. тоталитарный режим, приведший к геноциду, т. е. истреблению собственного народа, установили «красные кхмеры» во главе с Пол-Потом в Камбодже. Да и режим Саддама Хусейна в Ираке, существовавший до 2003 г., тоже безусловно был тоталитарным.
Перейдем теперь к характеристике форм правления госу: дарств, которые в принципе имеют только две главные разновидности - республиканскую и монархическую.
Как мы уже отмечали, республиканская форма правления возникла еще в античную эпоху, но наибольшее распространение получила уже в Новое и Новейшее время. Важно отметить, что в процессе крушения колониальной системы подавляющее большинство освободившихся стран приняло республиканскую форму правления. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как Египет, Эфиопия, Иран, а также Афганистан, Тунис, Ливия и др. В итоге в 1990 г. в мире было уже 127 республик, а после распада СССР, СФРЮ и Чехословакии их общее число приблизилось к 150. Это означает, что республиканскую форму правления имеют 4/5 всех независимых государств современного мира.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики.
В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и главой правительства, наделен особенно большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенное распространение они получили в Африке, где их 45 (например, Алжир, Египет, Нигерия, Зимбабве, ЮАР) и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Сирия,
Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе - еще меньше (например1, Франция, Хорватия). Наиболее ярким примером типично президентской республики можно считать Соединенные Штаты, где президент, как вы знаете, является главой администрации. Отметим также, что президентские республики существуют и во всех странах СНГ. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президенту особенно большие права.
Парламентская республика основывается на формальном принципе главенства парламента, которому подотчетна и исполнительная власть (правительство). Роль президента в таких республиках значительно меньше, а главной политической фигурой является премьер-министр. Парламентские республики наиболее характерны для зарубежной Европы (например, ФРГ, Италия, Австрия, Финляндия, Болгария), но они есть и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия, Израиль). Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне было бы правильнее всего относить к категории социалистических республик. На современной политической карте они остаются своего рода осколками этой системы.
Монархическая форма правления возникла, как мы уже говорили, еще в эпоху Древнего мира, но наибольшее распространение получила в Средние века и в Новое время. Можно сказать, что это тоже своего рода пережиток феодализма на современной политической карте мира. Число монархий остается довольно стабильным, их всего 30 (табл. 6).
Факты образования новых монархий в Новейшее время очень редки, во всяком случае за последние десятилетия их было всего два. Во-первых, в Испании, где монархия, свергну- таяв 1931 г., была восстановлена в 1975 г. после смерти главы испанского государства (каудильо) Франко. Во-вторых, в Камбодже, где после 23-летнего перерыва в 1993 г. королем снова стал Нородом Сианук. Обычно власть монарха передается по наследству, но в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах монарха избирают каждые пять лет из числа местных султанов и шейхов.
При знакомстве с таблицей 6 вы можете обратить внимание, во-первых, на то, что монархий больше всего в Азии (14)
Таблица 6
Страны мира с монархической формой правления


Страны

Форма правления

Страны

Форма
правления

Зарубежная Европа

Андорра

Княжество

Лихтенштейн

Княжество

Бельгия

Королевство

Люксембург

Великое
герцогство

Ватикан

Теократическая
монархия

Монако

Княжество

Великобритания

Королевство

Нидерланды

Королевство

Дания

Королевство

Норвегия

Королевство

Испания

Королевство

Швеция

Королевство

Зарубежная Азия

Бахрейн

Эмират

Оман

Султанат

Бруней

Султанат

Объединенные
Арабские />Эмираты

Эмират

Бутан

Королевство

Саудовская
Аравия

Королевство

Иордания

Королевство

Таиланд

Королевство

Камбоджа

Королевство

Япония

Империя

Катар

Эмират

Непал

Королевство

Кувейт

Эмират

Малайзия

Султанат

Африка

Океания

Лесото

Королевство

Тонга

Королевство

Марокко

Королевство

Свазиленд

Королевство

и в Европе (12); в Африке их всего 3, в Океании - 1, а в Америке - ни одной. Во-вторых, на то, что среди монархий встречаются империи, королевства, герцогства, княжества, султанаты, эмираты. Но чаще их подразделяют на конституционные, или ограниченные, и абсолютные монархии.
Подавляющее большинство существующих ныне монархий относится к конституционным (ограниченным) монархиям, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх, по выражению И.А. Витвера, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, зачастую напоминающей о былом величии «короны». К числу конституционных относятся все монархии Европы и Африки и большинство монархий Азии. Но чаще всего в качестве классического примера такой ограниченной монархии приводят Великобританию.
Королева Великобритании Елизавета II «царствует, но не правит» с 1952 г. С монархическими символами граждане этой страны встречаются, что называется, на каждом шагу. Страной правит «правительство ее Величества», законы объявляют «именем королевы», деньги печатает королевский монетный двор, письма доставляет королевская почта и т. д. На званых обедах первый тост обычно произносят за королеву, английский гимн начинается со слов «Боже, храни королеву», на любой почтовой марке обязательно помещается ее силуэт. Номинально британская королева обладает немалой политической властью. Она созывает и распускает парламент, назначает и смещает премьер-министра, утверждает принятые парламентом законы, жалует награды и звания, объявляет помилование. Однако во всех этих случаях она руководствуется советами и решениями парламента и правительства. Можно добавить, что королева Елизавета II относится к числу самых богатых людей своей страны.
Может быть, кто-то из вас помнит, что в начале своей карьеры Алла Пугачева прославилась исполнением песни «Жениться по любви не могут короли». В принципе это действительно так, поскольку династические браки в Европе обычно заключаются не по любви, а по взаимной договоренности. Но бывают и исключения. Например, король Эдуард VIII, вступивший на британский престол в 1936 г. после смерти Георга V, в том же году женился по любви на дважды разведенной американке. Но после этого в результате дворцового кризиса ему пришлось отречься от престола в пользу своего младшего брата. Так королем Великобритании стал Георг VI - отец Елизаветы II. Выходит, что не произойди этот инцидент, она не стала бы королевой, и вся послевоенная история Англии могла бы стать другой.
Еще одним примером того, как в конституционной монархии монарх «царствует, но не правит» может служить Япония, где согласно конституции монарх (император) является символом государства и единства нации, гарантом свобод народа. Но он не принимает непосредственного участия в политической жизни страны, и его роль в основном сводится к выполнению протокольных функций.
Любопытно и то, что в Японии принято несколько систем летосчисления, причем одна из них ведется по времени правления очередного императора. Так, особое летосчисление было установлено для правления императора Хирохито, которое продолжалось с 1926 г. по 1989 г., а с 1989 г. идет отсчет времени правления его сына императора Акихито. Эта эпоха получила название «хэйсэй», что можно перевести как «установление всеобщего мира на Земле и в небесах».
Продолжая эту тему, хотелось бы добавить, что в литературе вы можете встретить сравнение конституционных монархий, например, в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Испании, Японии, с президентскими республиками Латинской Америки и тем более Африки по уровню демократичности. Оказывается, что в конституционных монархиях этот уровень зачастую значительно выше. Поэтому считать, что республиканская форма правления всегда прогрессивнее монархической, было бы явно ошибочно.
Однако наряду с большинством демократических конституционных монархий на политической карте мира сохраняется еще несколько абсолютных монархий, политические режимы которых демократическими никак не назовешь. Все эти монархии (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар) расположены на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии глава государства (король) осуществляет и законодательную, и исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Органы власти формируются в основном из членов королевской семьи, которых в общей сложности насчитывается несколько тысяч. В Омане вся полнота законодательной и исполнительной власти также принадлежит султану, как главе государства. Султан является премьер-министром, министром обороны, иностранных дел, финансов, верховным главнокомандующим. Конституции в этой стране нет. Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой абсолютную монархию. В Катаре тоже вся власть принадлежит местному эмиру.
Своеобразная разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия (от греч. theos - бог и kratos - сила). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. К числу теократических монархий обычно относят королевство Саудовскую Аравию и султанат Бруней, да и в Иране, несмотря на наличие поста президента, главой государства считается духовный лидер - аятолла. Но, конечно, классический пример такой монархии - город-государство Ватикан, в котором верховная законодательная, исполнительная и судебная власть находятся в руках Папы Римского, избираемого коллегией кардиналов пожизненно. В 1978-2005 гг. этот пост занимал 264-й по счету папа Иоанн Павел II, а после его смерти понтификом, т. е. главой римско- католической церкви стал папа Бонифаций XVI.
Чтобы закончить характеристику форм правления, упомянем еще раз о Содружестве, возглавляемом Великобританией. Большинство его членов имеет одну из двух традиционных форм правления - это либо республики, либо монархии. Наряду с этим 16 стран Содружества (например, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие небольшие островные государства) не относятся ни к тем, ни к другим, а просто признают главой королеву Елизавету II. />Перейдем теперь к рассмотрению форм административно- территориального устройства стран мира. Такое устройство, находящее выражение прежде всего в сетках административно-территориального деления (АТД) может формироваться под воздействием нескольких факторов или подходов, главные из которых - исторический и этнокультурный. Исторический подход можно продемонстрировать на примере стран Западной Европы, где основу АТД нередко составляют те исторические области и провинции, которые в Средние века, да и в Новое время были самостоятельными государствами - например, Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг в Германии или Ломбардия, Тоскана, Пьемонт в Италии. Этнокультурный подход чаще встречается в многонациональных странах. Например, в Индии при определении границ штатов в первую очередь учитывались именно этнические границы. Этот принцип широко использовался и при формировании АТД бывшего СССР. На практике исторический и этнокультурный подходы нередко совпадают, сочетаясь в свою очередь с рубежами природного характера (речными, горными и др.). А бывало и так, что административные границы проводились в основном по параллелям и меридианам. Примером такого рода могут служить Соединенные Штаты (рис. 30).

Рис. 30. Границы штатов континентальной части США (по В. А. Колосову).
Границы штатов: 1 - по рекам; - по горным хребтам; - по меридианам и параллелям

Страны мира сильно различаются также по степени дробности своего АТД. Очень дробное АТД имеют, например, Франция (100 департаментов, включая 4 заморские), Россия (86 субъектов федерации). К странам со средним уровнем дробности АТД можно отнести США (50 штатов), Испанию (50 провинций), Японию (47 префектур), Индию (28 штатов и 7 союзных территорий). А вот в Германии даже после объединения страны всего 16 земель, в Австрии - 8, в Австралии 6 штатов и 2 территории. Некоторые страны в последнее время стали проводить политику разукрупнения своего АТД (например, Индия), а некоторые наоборот - укрупнения (например, Россия).
Различают две главные формы административно-территориального устройства стран мира - унитарную и федеративную.
Унитарное государство (от лат. unitas - единство) - такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране действует одна конституция, существуют единые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а входящие в ее состав административные единицы не пользуются сколько-нибудь значительным самоуправлением. Унитарных государств в мире подавляющее большинство. Это относится к зарубежной Европе, где примерами таких государств могут служить Великобритания,

Франция, Италия, Швеция, Польша. В зарубежной Азии из 38 независимых государств 33 имеют унитарное административно-территориальное устройство. В Африке и Латинской Америке унитарные государства также преобладают.
Федеративное государство (от лат. foederatio - союз, объединение) - такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными, федеральными, органами власти и законами, существуют более или менее самоуправляемые административные единицы - республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, федеральные округа, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка» по сравнению с федеральными. Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы, структура и компетенция которых определены конституцией данного конкретного штата. Законодательство в разных штатах также может различаться довольно сильно. В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. Например, в США это сенат, в ФРГ бундесрат, в Индии - Совет Штатов, в России - Совет Федерации.
Общее число федеративных государств на современной политической карте мира не очень велико - их всего 24 (табл. 7). К тому же число это относительно стабильно. Впрочем, примеры появления новых федеративных государств тоже можно привести: Бельгия стала федерацией в 1993 г., Эфиопия - в 1998 г.
По таблице 7 видно, как федеративные государства распределяются по крупным регионам мира. Обратите внимание также на то, что федеративное устройство находит отражение и в официальных названиях многих из них.
Некоторые представители отечественной политической географии разрабатывают вопрос о типологии федеративных государств. Например, В.А. Колосов предложил выделять западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, афро-азиатский, нигерийский и островной типы федераций. Но мы не будем подробно их рассматривать. Ограничимся лишь констатацией того, что федеративная форма АТД характерна прежде всего для многонациональных или по крайней мере двухнациональных государств. Примерами такого рода могут
Страны мира с федеративным административно-территориальным
устройством
Таблица 7


Регион

Страна

СНГ

Российская Федерация

Зарубежная Европа

Австрийская Республика Королевство Бельгия Босния и Герцеговина Федеративная Республика Германия Швейцарская Конфедерация

Зарубежная Азия

Республика Индия Малайзия Союз Мьянма
Объединенные Арабские Эмираты Исламская Республика Пакистан

Африка

Федеративная Исламская Республика Коморские Острова Федеративная Республика Нигерия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Южно-Африканская Республика

Северная Америка

Канада
Соединенные Штаты Америки

Латинская Америка

Аргентинская Республика Федеративная Республика Бразилия Боливарская Республика Венесуэла Мексиканские Соединенные Штаты Федерация Сент-Китс и Невис

Австралия и Океания

Австралийский Союз Федеративные Штаты Микронезии

служить Россия, Швейцария, Бельгия, Индия, Нигерия, Канада. И все же большинство существующих ныне федераций - это страны с более или менее однородным национальным (этническим) составом населения. Следовательно, возникновение этих федераций отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности их развития.^
Добавим также, что разновидностью федерации фактически является конфедерация, члены которой сохраняют за собой формальный суверенитет и право выхода из такого добровольного объединения. Несколько подобных конфедераций существовало в мире в Новое и Новейшее время. Но в начале XXI в. статус конфедерации сохранился только у Швейцарии. Кстати, первые три кантона этой страны объединились в конфедерацию еще в 1291 г.
Нельзя не отметить и то, что в федеративных государствах со сложным национально-этническим составом чаще встречаются конфликтные внутриполитические ситуации, находящие отражение на политической карте мира. Но этот вопрос мы рассмотрим в следующей лекции.
Контрольные вопросы Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты? Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.

2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.