Первые исследования арктики и северного полюса

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал и ученый Федор Петрович Литке.

Ледорез «Ф. Литке» в Архангельске, 1936 г.


В 1955 г. советские полярники установили мировой рекорд. Впервые в мореплавания надводное судно достигло координат 83°21" северной широты, не дойдя до северного Полюса 440 миль. Он оставался непобитым многие годы – впоследствии подобный поход оказался по силам только ледоколам, оснащенным ядерной энергетической установкой. Чести поставить этот рекорд удостоился ледорез «Литке» – корабль, прослуживший в строю российского, а потом и советского флота уже более 40 лет. Ледорез «Литке» хоть и находится несколько в тени своего старшего и более могучего собрата по полярному мореплаванию – макаровского «Ермака», однако потрудился для нужд обширного арктического хозяйства немало, пережив три войны, множество сложнейших полярных экспедиций и проводок караванов.

Этот без преувеличения заслуженный корабль был назван в честь человека, посвятившего практически всю свою жизнь изучению морей и океанов, и Арктики в том числе. Федор Петрович фон Литке – адмирал, ученый и исследователь – много сделал для того, чтобы белых пятен, обрамляющих Российскую империю на Севере, стало значительно меньше. Именем этого выдающегося мореплавателя, основателя Русского Географического Общества и был назван в 1921 году ледорез канадской постройки, бывший до этого несколько месяцев «III Интернационалом», а еще ранее – «Канадой».

Эстляндские корни

Предки Федора Петровича Литке, эстляндские немцы, приехали в Россию в первой половине XVIII столетия. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп Литке, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прибыл в Санкт-Петербург приблизительно в 1735 году. Он поступил на должность конректора в академической гимназии, где, согласно контракту, должен был отработать 6 лет. Иоганн Литке, наряду с весьма незаурядными умственными способностями, обладал довольно неуживчивым характером, что вызывало конфликты с коллегами. Вскоре ему пришлось оставить место службы и уехать в Швецию.

Однако Россия все-таки оставалась для него удобным местом для проживания и деятельности, и ученый-богослов в 1744 г. возвращается обратно, уже в Москву. Авторитет его как духовного лица, ученого остается высоким, поэтому Иоганн Литке избирается пастором в новой немецкой общине Москвы. Интересно, что Иоганн Литке содержал академическую школу, где проходил обучение немецкому языку не кто иной, как юный Григорий Александрович Потемкин. Иоганн Филипп прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. У Ивана Филипповича Литке, как его называли на русский манер, была большая семья: четверо сыновей и дочь. Отцом прославленного мореплавателя и основателя географического общества был второй сын Петр Иванович, который родился в 1750 году.

Подобно многим детям иностранцев, он уже полностью обрусел. Петр Литке получил достойное образование и в молодые годы предпочитал военный мундир мантии ученого. Он принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., где отличился в сражениях у Ларге и Кагуле. Петру Ивановичу Литке довелось служить адъютантом у князя Николая Васильевича Репнина, фигуры внушительного влияния в царствование императрицы Екатерины II. Впоследствии ему довелось служить управляющим в многочисленных княжеских имениях, потом он перешел в Таможенное ведомство, занимая там довольно значительные должности. Петр Литке скончался в 1808 году, будучи членом Коммерц-коллегии.

Подобно своему отцу, Петр Иванович Литке также имел многочисленное потомство, состоявшее из пяти детей. Младшим из них и был родившийся в 1797 г. сын Федор Петрович. Анна Ивановна фон Литке, урожденная Энгель, супруга Петра Ивановича, скончалась спустя два часа после родов. Будучи еще совсем не старым вдовцом и имея на руках пятерых детей, барон ожидаемо принял решение жениться во второй раз. Отношение к потомству от первого брака у молодой жены, добавившей еще троих детей, было весьма суровым, поэтому, когда Федору исполнилось семь лет, его отправили на учебу в частный пансион некоего Майера. Качество обучения и воспитания в этом заведении оставляло желать лучшего, и неизвестно, как сложилась бы судьба и интересы Федора Литке, если бы из пансиона его не забрали. Отец его умер, а мачеха после смерти мужа отказалась платить за обучение пасынка.

Мальчику едва исполнилось десять лет, когда его взял к себе домой брат матери Федор Иванович Энгель. Дядюшка был высокопоставленным чиновником, членом Государственного совета и директором Департамента польских дел. Он был обладателем внушительного состояния и вел активную светскую жизнь, в которой времени на взятого в дом племянника никогда не хватало. Достоянием Федора Ивановича Энгеля, помимо всего прочего, была и порядочная по тем временам библиотека. Книги там были собраны в большом количестве, но довольно бессистемно. Федор Литке, будучи в юные годы личностью любознательной, не отказывал себе в удовольствии читать все, что попадалось под руку. И не всегда, как потом отмечал сам адмирал, прочитанное было полезного содержания.

Так, фактически предоставленный самому себе, мальчик прожил в дядюшкином доме два года. В 1810 г. его старшая сестра Наталья Петровна фон Литке вышла замуж за капитана 2 ранга Ивана Саввича Сульменева и взяла к себе в дом младшего брата. Только тут Федор, наконец, почувствовал себя в кругу семьи. В доме сестры он мог часто видеть морских офицеров, слушать разговоры на морскую тематику, постепенно все более его увлекающую.

Возможно, тесное общение с мужем сестры во многом и определило дальнейший жизненный путь будущего адмирала. В 1812 году, когда началась Отечественная война, отряд канонерских лодок под командованием Сульменева находился на рейде Свеаборга. К нему приехала супруга, взявшая с собой и младшего брата. Давно заметив, что юноша «заболел» морем, Сульменев решил развить эту полезную тягу у своего юного шурина. Вначале он нанял для него учителей по различным наукам, а потом взял к себе в отряд гардемарином. Федор Литке стал моряком и оставался верен своему выбору всю оставшуюся жизнь.

Моряк

Уже в следующем 1813 году новоиспеченный гардемарин отличился при осаде Данцига во время заграничного похода русской армии, проходя службу на галете (парусно-гребном судне небольшого водоизмещения) «Аглая». За проявленное мужество и самообладание Литке был награжден орденом Святой Анны 4 степени и произведен в мичманы.


Федор Петрович Литке, 1829 г.

Закончилась эпоха наполеоновских войн, а морская служба Литке продолжалась. Молодому человеку уже мала была Балтика – его тянуло на широкие океанские просторы. И скоро он получил возможность встретиться с ними не только на страницах книг и атласов. Иван Саввич Сульменев, узнав, что знаменитый в тогдашних флотских кругах капитан 2 ранга Василий Головнин готовится отбыть в кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка», порекомендовал ему Федора.

Головнин был известен своим плаванием на шлюпе «Диана», проходившем в весьма сложных международных условиях. Недавние союзники, Россия и Англия после заключения Александром I Тильзитского мира с наполеоновской Францией фактически пребывали в состоянии войны. «Диана», прибыв в Южную Африку, оказалась интернированной британской эскадрой, базировавшейся в здешних водах. Головнину удалось обмануть своих стражей, и шлюп благополучно ускользнул. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Василию Головнину довелось провести почти два года в японском плену. Все свои многочисленные приключения этот незаурядный офицер описал в «Записках», которые пользовались огромной популярностью. Находиться под командованием такого прославленного офицера было большой честью, и свой шанс попасть в экспедицию Федор Литке не упустил.

Кругосветные экспедиции еще не стали обыденным явлением в русском флоте, и каждая из них являлась событием выдающимся. 26 августа 1817 г. шлюп «Камчатка» отправился в свое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Дав кратковременный отдых экипажу, Головнин продолжил выполнение поставленной задачи. «Камчатка» побывала в Русской Америке, посетила Гавайские, Молуккские и Марианские острова. Затем, пройдя Индийский океан, достигла мыса Доброй Надежды. Дальше была уже знакомая Атлантика. 5 сентября 1819 г., спустя два года с небольшим, шлюп «Камчатка» благополучно вернулся в Кронштадт.

Столь продолжительная экспедиция оказала колоссальное воздействие на формирование Федора Литке как моряка. На «Камчатке» он занимал ответственную должность начальника гидрографической экспедиции. Молодому человеку приходилось заниматься различными измерениями и исследованиями. В ходе продолжительного плавания Литке интенсивно восполнял пробелы в собственном образовании: изучал английский язык и другие науки. В Кронштадт из экспедиции он вернулся уже лейтенантом флота.

Любопытной деталью было то обстоятельно, что во время своей кругосветки он познакомился и подружился на всю жизнь с Фердинандом Врангелем, не менее выдающимся русским мореплавателем. Врангель, совершив еще одно кругосветное путешествие, дослужится до адмирала, станет правителем Русской Америки в 1830–1835 гг., много времени посвятит исследованию побережья Сибири.

Василий Головнин был доволен своим подчиненным и дал ему блестящую рекомендацию, в которой охарактеризовал Федора Литке как прекрасного моряка, исполнительного и дисциплинированного офицера и надежного товарища. Благодаря мнению авторитетного моряка и незаурядным личным качествам, лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Ему тогда было 24 года.

Исследователь Арктики

Новая Земля, несмотря на то, что была в давние времена известна русским поморам и новгородским купцам, все еще не подвергалась серьезному и систематическому исследованию. В 1553 г. эту землю наблюдали с бортов своих кораблей моряки трагически закончившейся английской экспедиции под командованием Хью Уиллоби. В 1596 г. известный голландский мореплаватель Виллем Баренц в попытке разыскать Северный проход к богатым странам востока, обогнул северную оконечность Новой Земли и перезимовал в тяжелейших условиях на ее восточном побережье.

У самой России долгие годы не доходили руки до исследования этого полярного архипелага. Лишь в царствование Екатерины II, в 1768–1769 гг., экспедиция штурмана Федора Розмыслова составила первое описание Новой Земли, получив много достоверной информации, дополненной сведениями от местного населения. Однако к началу XIX века этот регион все еще оставался малоизученным. Точная карта берегов Новой Земли отсутствовала. Чтобы исправить такое упущение, в 1819 году туда была направлена экспедиция под командованием лейтенанта Андрея Петровича Лазарева, родного брата М. П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, адмирала и Главного Командира Черноморского флота. Задачи, поставленные лейтенанту Лазареву, были весьма обширными, при этом для их выполнения ставились весьма ограниченные временные рамки. Требовалось произвести съемку Новой Земли и острова Вайгач всего за одно лето. Миссия Лазарева закончилась неудачей: большая часть экипажа его корабля по возвращении в Архангельск оказались больны цингой, а трое скончались во время плавания.

Теперь же эту нелегкую задачу поручили выполнить Федору Литке. Учитывая опыт предыдущего, неудачного, предприятия, цели, поставленные лейтенанту Литке, были более скромными. Требовалось осуществить съемку по возможности большей протяженности береговой линии Новой Земли и произвести гидрографические исследования. При этом строго предписывалось не оставаться на зимовку.

Для экспедиционных целей был специально построен 16-пушечный бриг с характерным названием «Новая Земля» водоизмещением около 200 тонн, длиной 24,4 метра, шириной 7,6 метра и осадкой 2,7 метра. Бриг имел усиленный набор корпуса, подводная часть была обшита медными листами. На тот случай, если «Новой Земле» все же придется остаться на незапланированную зимовку, на нее был погружен строительный лес и кирпичи для оборудования жилища. Объем трюмов позволял взять провиант из расчета запасов на 16 месяцев. Под командованием Литке находился экипаж из 42 человек.

Экспедиция началась 27 июля 1821 года. Лейтенант взялся за дело основательно и без спешки. Требовалось разобраться в совершенно не знакомой обстановке, ведь Литке не имел опыта плавания во льдах. К тому же нужно было испытать мореходные качества вверенного ему корабля. Бриг «Новая Земля» был построен на совесть – в этом его экипаж имел возможность неоднократно убедиться впоследствии. В Горле Белого моря «Новая Земля» села на не обозначенную на имеющихся картах мель – с большими усилиями экипажу удалось с нее сняться. В целом итог первого плавания был удовлетворительным. Были уточнены координаты Канина Носа, долгота которого отличалась от указанной на картах на один градус, проведены и другие исследования и измерения. Опыт, полученный в 1821 году, был учтен в составлении планов на экспедицию следующего 1822 года.

До начала августа 1822 г. экспедиционный бриг исследовал и описывал некоторые районы Мурманского берега, а затем двинулся к Новой Земле, основному объекту исследований. Был проделан значительный объем работ: произведена опись берега Новой Земли к югу от Маточкиного Шара вплоть до Южного Гусиного Носа и от горы Первоусмотренной до мыса Нассау, ошибочно принятого Литке за мыс Желания. Дальнейшему продвижению на север препятствовали льды, и 12 сентября «Новая Земля» отправилась в Архангельск. Результаты деятельности экспедиции были высоко оценены в Адмиралтействе. По итогам двух лет работы Федор Петрович Литке был представлен к званию капитан-лейтенанта, его офицеры награждены орденами, а нижние чины удостоены денежных премий.

Экспедиция 1823 г. стала испытанием на прочность как самого корабля, так его экипажа. Закончив работы по описанию Мурманских берегов, 30 июля бриг отправился к Новой Земле. В конце лета при сильном северо-западном ветре «Новую Землю» выбросило на камни. Был поврежден руль, вокруг корабля, по словам Литке, плавали обломки киля. Он приготовился уже отдать приказ срубить мачты, однако мощная волна стянула бриг на чистую воду. Поврежденный корабль вынужден был вернуться в Архангельск. Несмотря на сложные условия, в которых оказалась экспедиция, исследовательские работы продолжались даже по пути домой: было описано северное побережье острова Колгуев. В Белом море наспех отремонтированную «Новую Землю» подстерег шторм, вновь повредив руль. Только выучка и самообладание экипажа предотвратили гибель корабля.

На следующий 1824 год Литке планировал очередную, четвертую, экспедицию в район Новой Земли. Его корабль был отремонтирован и приведен в полный порядок. 30 июля этого года бриг отправился в свое очередное арктическое плавание. В начале августа он был уже у Новой Земли, однако дальше на север продвинуться не удалось. Ледовая обстановка в этом году оказалась неблагоприятной, и экипаж занялся ее изучением. Четыре экспедиции к Новой Земле получили крупные научные и исследовательские результаты, сам Федор Литке приобрел неоценимый опыт плаваний в полярных широтах. Обладая прекрасной памятью и отличным литературным языком, он соединил свои впечатления и наблюдения в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823, 1824 гг. капитан-лейтенантом Федором Литке».

Вторая кругосветка

После своего возвращения с Севера, составления отчетов и рапортов Литке был назначен командиром строящегося на Охтинской верфи шлюпа «Сенявин». Вместе с другим шлюпом под названием «Моллер», которым командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович (впоследствии адмирал и отец известного писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича), они должны были совершить плавание к Камчатке и обеспечить затем защиту русских интересов в северной части Тихого океана. Инструкция Адмиралтейства, впрочем, строго не предписывала взаимодействия между двумя кораблями.

В мае 1826 г. трехмачтовый 300-тонный шлюп был спущен на воду на Охтинской верви и перешел для дооснащения в Кронштадт. В плавание к далеким тихоокеанским рубежам готовился экипаж из 62 человек. Кроме того, на борту было 15 мастеровых, которых предполагалось отправить в Охотск и Петропавловск. Погрузив все необходимые запасы, 20 августа 1826 г. «Сенявин» отправился в свой долгий поход.


Евгений Валерианович Войшвилло. Шлюп «Сенявин»

Первой остановкой на пути был Копенгаген, где закупили теплую одежду и ром. Там же «Сенявин» дождался «Моллера», который покинул Россию несколько позже. Затем в конце сентября русские корабли прибыли в Портсмут. Литке посетил Лондон, где приобрел некоторые астрономические приборы, которые были опробованы им в Гринвичской обсерватории. Дальше был путь через Атлантический океан, и в конце декабря 1826 г. русские моряки увидели Рио-де-Жанейро. Следующий этап пути: мыс Горн был обойден в начале февраля уже следующего, 1827, года. Во время сильного шторма оба корабля потеряли друг друга, и, когда 18 марта «Сенявин» зашел в бухту Вальпараисо, он увидел «Моллера», уже отбывающего на Камчатку.

В апреле Литке вышел на своем шлюпе в направлении Аляски. 11 июня «Сенявин» прибыл в столицу русских владений в Америке – в Новоархангельск, где сдал на берег предназначающиеся для этого города грузы. Остаток лета и начало осени «Сенявин» находился в водах, прилегающих к Аляске, посещал Алеутские острова. В октябре шлюп зашел в Петропавловск-Камчатский за почтой.

После этого Литке повел свой корабль в тропические воды. Русских моряков ждали экзотические Марианские и Каролинские острова с их буйной палитрой красок. До весны 1828 г. «Сенявин» находился в южных широтах, производя различные исследования, высаживая ученых на многочисленные острова, собирая образцы флоры и фауны.


Карта кругосветного плавания шлюпа «Сенявин»

Летом Литке снова пришел к берегам Камчатки, производя исследования этого отдаленного края. «Сенявин», пройдя Берингов пролив, углубился на несколько миль в Северный Ледовитый океан, а потом повернул на юг. В сентябре 1828 г. шлюп вернулся, наконец, в Петропавловск, где к этому времени уже стоял «Моллер». Оба корабля начали готовиться к возвращению в Кронштадт. В октябре этого же года корабли покинули ставшее уже для них привычным побережье Камчатки и двинулись в обратный путь.

Путь этот проходил через Филиппины и Суматру. С одного из многочисленных островов «Сенявин» снял потерпевшего крушение английского матроса, но в качестве переводчика этот «робинзон» совершенно не годился, поскольку за два прожитых на острове года не удосужился освоить язык местных туземцев. В августе 1829 г. шлюп «Сенявин» благополучно вернулся в родной Кронштадт.

Собранный в трехгодичной экспедиции материал был просто огромен, и Федор Петрович Литке немедленно занялся его обобщением и систематизацией. По возвращении он был представлен к внеочередному воинскому званию и получил эполеты капитана 1 ранга. В 1835–1836 гг. вышел капитальный труд «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.». Он был переведен на многие европейские языки, и его автор стал знаменит. Русская Академия наук удостоила эту книгу полной Демидовской премии, а самого Федора Петровича избрали членом-корреспондентом академии.

Наставник, адмирал и ученый

Известность в ученых и военно-морских кругах, авторитет и популярность преподнесли Федору Петровичу Литке необычный сюрприз. 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает его флигель-адъютантом, а в конце года – воспитателем своего сына, Великого князя Константина Николаевича. Император желал, чтобы Константин непременно стал моряком. На этой должности Федор Петрович пробыл долгих 16 лет. С одной стороны, такая близость к двору была почетной обязанностью, с другой – в экспедиции Литке больше не ходил.


Сергей Константинович Зарянко. Портрет Ф. П. Литке

Великий князь трудами и стараниями своего наставника и воспитателя действительно полюбил море и впоследствии возглавил Морское ведомство. Константин Николаевич слыл либералом, провел довольно много реформ и преобразований, в том числе отменил телесные наказания. При нем военная служба на флоте была сокращена с 25 до 10 лет. Но это будет гораздо позже. Федор Петрович Литке, несмотря на вынужденную сухопутную жизнь, не оставил своей научной деятельности. По его инициативе в 1845 году было образовано Русское Географическое Общество, где он занял должность вице-председателя. Председателем являлся Великий князь Константин Николаевич. Первое заседание общества состоялось 7 октября 1845 года.

Военная карьера Литке шла успешно: в 1835 г. он стал контр-адмиралом, в 1842-м – получил звание генерал-адъютанта, а в следующем 1843 году – вице-адмирала. Константин Николаевич вырос и готовился возглавить Морское ведомство. Федора Петровича Литке в 1850 г. назначают главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В 1852 г. мореплавателя наградили Орденом Святого Александра Невского.

Накануне Крымской войны вице-адмирал Литке оказался главным командиром уже Кронштадтского порта. В начале 1854 года на специальном совещании у Великого князя Константина Николаевича, где обсуждались планы по противодействию союзной эскадре, чье появление на Балтике ожидалось в ближайшие недели, Литке высказался за оборонительный характер стратегии применения Балтийского флота. Главные силы его оставались на якорях в прекрасно защищенных гаванях Кронштадта и Свеаборга. Впоследствии ни обстрелы, ни демонстрация самых серьезных намерений не помогли англо-французскому командованию достичь поставленных целей. Захват небольшой крепости Бомарсунд на Аландских островах был их главным и, пожалуй, единственным крупным успехом. Заслуги Литке в организации обороны Кронштадта были оценены – его возводят в полные адмиралы и назначают членом Государственного совета.

Научную деятельность Федор Петрович не оставляет. В 1864 г. его избирают на должность президента Академии наук. На этом посту Литке служил почти 20 лет, пока его в 1873 году не сменил другой выдающийся русский ученый – Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. В 1881 г., почти лишившийся слуха и зрения, Федор Петрович Литке отошел от дел в Академии наук. Скончался мореплаватель и ученый 8 августа 1882 г. и похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя Литке было не единожды запечатлено на географических картах, в честь него в 1873 г. учреждена золотая медаль за выдающиеся исследования в области географии. В 1946 году указом Совета Министров СССР эта почетная награда была восстановлена. Имя Федора Литке нес на своем борту многие годы корабль, сделавший для России в Арктике не намного меньше, чем сам адмирал, в чью честь он был назван.

Ледорез «Литке»

В 1909 году знаменитая британская верфь «Виккерс» по заказу Канады построила судно для работы в заливе Святого Лаврентия. Многоцелевой корабль под названием «Эрл Грей» имел водоизмещение в 4,5 тыс. тонн и предназначался для перевозки пассажиров и грузов. При необходимости он мог осуществлять и охрану рыбных промыслов. Необычным элементом конструкции корабля была острая носовая оконечность, где толщина обшивки достигала 31 мм. По замыслу создателей, такой острый и крепкий нос должен был резать лед, позволяя судну вклиниваться в образовавшуюся трещину и далее раздвигать льды корпусом. Поэтому детище британской верфи называли не ледоколом, а необычным термином «ледорез». Для плаваний в тяжелых арктических условиях первоначально «Эрл Грей» не предназначался.


Ледорез «Эрл Грей», 1910 г.

С началом Первой мировой войны Россия высказала желание приобрести несколько кораблей, пригодных для ледового плавания. Одним из них и был «Эрл Грей», которого после покупки переименовали в более благозвучную «Канаду». Ледорез поступил в распоряжение Управления морского транспорта Беломор-Мурманского района. Уже поздней осенью 1914 г. «Канада» приступила к проводке русских и союзнических транспортов через Белое море в Архангельск.

9 января 1917 г. ледорез наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте, и от полученной пробоины затонул на рейде Иоканги. Корабль вскоре подняли и в июне того же года поставили на ремонт. В октябре 1917 г. на «Канаде» было смонтировано вооружение, и она была включена в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В начавшейся вскоре Гражданской войне ледорезу тоже довелось поучаствовать. Прибывшие для «союзнической» поддержки англичане по-хозяйски распоряжались на русском Севере. «Канада» была ими передана в распоряжение морских сил Белого движения. В марте 1920 г. во время эвакуации из России «просвещенные мореплаватели» и командование Белого движения увели часть русских кораблей за границу. Экипаж «Канады», сочувствовавший большевикам, саботировал это мероприятие. Более того, ледорез вступил в перестрелку с уходящим на Запад бывшим соратником – ледокольным пароходом «Козьмой Мининым». Считается, что это единственный артиллерийский бой ледоколов в полярных широтах.

В апреле 1920 г. «Канада» стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии. В мае пароход-ледорез переименовывают в «III Интернационал». В 1921 году его передают в ведомство Мортранса. 21 июля этого же года кораблю присваивается имя «Федор Литке» в честь адмирала, мореплавателя и главы Русской Академии наук. В годы восстановления разрушенного Гражданской войной хозяйства «Ф. Литке» довелось работать не только в Арктике, но и в Балтийском и Черном морях.

В 1929 году он находится в Арктике уже практически постоянно. За рискованный переход к острову Врангеля ледорез был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 г. совершил переход из Владивостока в Мурманск за одну навигацию. В 1936-м вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» осуществил проводку на Тихий океан эсминцев «Сталин» и «Войков».

Мирный труд ледореза был снова прерван – началась Великая Отечественная война. 25 июля 1941 года уже не молодой корабль был вновь призван на военную службу. Ледорез получил тактическое обозначение СКР-18, на нем были установлены сначала два 45-мм орудия, которые были заменены на 130 мм. В дополнение к этому имелось несколько пулеметов. Корабль выполнял в первую очередь свою непосредственную задачу: проводку караванов из Карского в Белое море и обратно.

20 августа 1942 года СКР-18 был атакован германской подводной лодкой U-456, однако сумел избежать попаданий торпед. В конце войны, когда надобность в сторожевых кораблях снизилась, ледорез возвращают в оперативное подчинение Главного управления Северного морского пути. После окончания войны ветеран Арктики вернулся к научной деятельности – на его борту осуществлялись высокоширотные экспедиции. Лебединой песнью старого ледореза был поставленный в 1955 году рекорд арктического плавания, когда «Ф. Литке» достиг координат 83°21" северной широты. Этот рекорд долгое время оставался не перекрытым. Но годы брали свое, и под их натиском отступал даже металл – 14 ноября 1958 года ледорез «Федор Литке», считавшийся к тому времени уже безнадежно устаревшим, вывели из активной эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.


Ледокол «Федор Литке», спущенный на воду в 1970 г.

Традицию продолжил новый ледокол «Федор Литке», который вступил в строй в 1970 году и проводил железнодорожные паромы через Амур. Выведен из состава флота в 2014 г. Пройдет время, и, может быть, новый ледокол с именем Федора Петровича Литке, русского мореплавателя, адмирала, ученого, вновь будет прорываться сквозь льды, как и его предшественники.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 января 1893 года родился Николай Николаевич Урванцев — выдающийся геолог и географ-землепроходец. Урванцев стал одним из основателей Норильска и первооткрывателем Норильского рудного района и архипелага Северная Земля, автором многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы. Мы решили рассказать о пяти отечественных исследователях Арктики.

Николай Урванцев

Урванцев происходил из небогатой купеческой семьи из города Лукоянова Нижегородской губернии. В 1915 году под влиянием лекций и книг профессора Обручева «Плутония» и «Земля Санникова» Урванцев поступил на горное отделение Томского технологического института и уже на третьем курсе занялся исследованием горных образцов, привезенных из экспедиции. К 1918 году в Томске, по инициативе профессоров института, был создан Сибирский геологический комитет, в котором стал работать Урванцев. На лето 1919 года комитет наметил план проведения поисков и исследований на уголь, медь, железо, полиметаллы в ряде мест Сибири. Финансировал экспедицию адмирал Колчак: экспедиция отправлялась в район Норильска на разведку каменного угля для кораблей Антанты, доставляющих адмиралу оружие и боеприпасы. Считается, что именно Урванцев добился от Колчака финансирования экспедиции, за что позднее был репрессирован. В 1920 году экспедиция Урванцева на западе полуострова Таймыр в районе реки Норильской обнаружила очень богатое месторождение каменного угля. В 1921 году было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины. Зимой того же года Урванцев исследовал все окрестности Норильска и составил подробную карту. Экспедицией на том месте, где в будущем появится Норильск, был построен бревенчатый дом, который сохранился и поныне. Его и сейчас называют «домом Урванцева». С этого дома началось строительство современного Норильска.

Летом 1922 года исследователь проплыл на лодке по реке Пясине и побережью Ледовитого океана до Гольчихи в устье Енисея. Между островом Диксон и устьем Пясины Николай Николаевич обнаружил почту Амундсена, посланную им в Норвегию со шхуной «Люд», которая в 1919 году зимовала у мыса Челюскина. Почту Амундсен отправил со своими спутниками Кнутсеном и Тессемом, которые прошли полярной ночью 900 километров по снежной пустыне. Сначала умер Кнутсен. Тессем в одиночку продолжал путь, но тоже погиб, не дойдя 2 километров до Диксона. За это путешествие Русское географическое общество присудило Урванцеву Большую золотую медаль имени Пржевальского. А за находку почты Р. Амундсена он был награжден норвежским правительством именными золотыми часами.

До 1938 года Урванцев руководил научной экспедицией Всесоюзного арктического института на Северной Земле, экспедицией по поиску нефти в Северной Сибири, стал доктором геолого-минералогических наук, был назначен заместителем директора Арктического института и награжден орденом Ленина. Однако первая экспедиция, профинансированная Колчаком, не была забыта: в 1938 году Урванцев был репрессирован и осужден на 15 лет исправительных лагерей за вредительство и соучастие в контрреволюционной организации. Ученый был этапирован в Соликамские лагеря. После отмены приговора и прекращения дела в феврале 1940 года он вернулся в Ленинград и принял приглашение на работу в ЛГИ, но в августе 1940 года вновь был арестован и осужден на 8 лет. Отбывать срок Урванцеву пришлось в Карлаге и Норильлаге, где он стал главным геологом «Норильскстроя». Им были найдены месторождения медно-никелевых руд горы Зуб-Маркшейдерской, Черногорское, Имангдинское, рудопроявление реки Серебряной. Вскоре Урванцев был расконвоирован и совершил научную поездку на север Таймыра. «За отличную работу» освобожден досрочно 3 марта 1945 года, но оставлен в ссылке при комбинате. В 1945-1956 годах Николай Николаевич возглавлял геологическую службу Норильского ГМК. После реабилитации, в августе 1954 года, вернулся в Ленинград, где весь остаток жизни работал в НИИ геологии Арктики.

Знаменитый полярник, получивший прозвище Колумб Севера, был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью им. Пржевальского, большой золотой медалью Географического общества СССР, получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и первого почетного гражданина Норильска и Лукоянова. Его именем названы набережная Урванцева в Норильске, улица в Красноярске и Лукоянове, мыс и бухта на острове Олений в Карском море и минерал урванцевит из руд Талнаха. О нем написана книга П. Сигунова «Сквозь пургу». История жизни Николая Николаевича легла в основу сюжета фильма «Сибирью очарованные». Умер Николай Николаевич Урванцев в 1985 году в возрасте 92 лет. Урна с прахом ученого, в соответствии с его завещанием, захоронена в Норильске.

Георгий Ушаков

Знаменитый советский исследователь Арктики, доктор географических наук и автор 50 научных открытий родился в деревне Лазаревское, ныне Еврейская автономная область, в 1901 году в семье хабаровских казаков и в первую свою экспедицию отправился в возрасте 15 лет, в 1916 году, с выдающимся исследователем Дальнего Востока, писателем и географом, Владимиром Арсеньевым. С Арсеньевым Ушаков познакомился в Хабаровске, где учился в Коммерческом училище. В 1921 году Ушаков поступил во Владивостокский университет, но окончить его помешала начавшаяся Гражданская война и служба в армии.

В 1926 году Ушакова назначили руководителем экспедиции на остров Врангеля. С той поры Георгий Ушаков навсегда связал свою жизнь с Арктикой. Он стал первым ученым, составившим детальную карту острова Врангеля, первым губернатором островов Врангеля и Геральда, он изучил быт и обычаи эскимосов. К 1929 году на острове был налажен промысел, исправлена и дополнена карта берегов острова Врангеля, собран большой научный материал о природе и экономических возможностях островов, об этнографических особенностях эскимосов и чукчей, об условии навигации в этом районе. На острове также была организована метеорологическая служба, впервые проведена топографическая съемка и описание острова, собраны ценные коллекции минералов и горных пород, птиц и млекопитающих, а также гербарии. Одним из первых в отечественной этнографии было проведено исследование быта и фольклора азиатских эскимосов. В июле 1930 года Ушаков отправился совместно с Николаем Урванцевым покорять Северную Землю. За два года они описали и составили первую карту громадного арктического архипелага Северная Земля. В 1935 году Ушаков возглавил Первую Высокоширотную экспедицию Главсевморпути, на ледокольном пароходе «Садко», когда был установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом, определены границы континентального шельфа, установлено проникновение теплых вод Гольфстрима к берегам Северной Земли, открыт остров, названный именем Ушакова. Ушаков стал одним из основателей Института океанологии АН СССР, инициатором переоборудования теплохода «Экватор» («Марс») во всемирно известное научное судно «Витязь».

За выдающиеся достижения Ушаков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Его именем названы несколько морских судов, горы в Антарктиде, остров в Карском море, поселок и мыс на острове Врангеля. Ушаков скончался в 1963 году в Москве и завещал похоронить себя на Северной Земле. Его последняя воля была выполнена: урну с прахом выдающегося землепроходца и первооткрывателя доставили на остров Домашний и замуровали в бетонную пирамиду.

Отто Шмидт

Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии, профессор, академик АН СССР, член-корреспондент АН УССР, Герой Советского Союза, исследователь Памира и Севера родился в 1891 году в Могилеве. Окончил физико-математическое отделение Киевского университета, где учился в 1909-1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в теории групп.

В 1930-1934 годах Шмидт руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Челюскин» и «Сибиряков», который совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути, от Архангельска до Владивостока, за одну навигацию. В 1929-1930 годах Отто Юльевич возглавлял две экспедиции на ледоколе «Георгий Седов». Целью этих плаваний было освоение Северного морского пути. В результате походов «Георгия Седова» была организована научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. «Георгий Седов» также обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли. В 1937 году Шмидт руководил операцией по созданию дрейфующей станции «Северный полюс-1», за что Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда». В честь Шмидта названы «мыс Шмидта» на побережье Чукотского моря и «остров Шмидта» в Карском море, улицы в России и Белоруссии. Институту физики Земли Академии наук СССР присвоено имя О. Ю. Шмидта, а в 1995 году Российской академией наук учреждена премия имени О. Ю. Шмидта за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.

Иван Папанин

Дважды Герой Советского Союза, исследователь Арктики Иван Папанин прославился в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. В течение 247 дней четверо бесстрашных сотрудников станции «Северный полюс — 1» дрейфовали на льдине и вели наблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. Станция была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2 тыс. километров. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены экспедиции получили звезды Героев Советского Союза и научные звания. Папанин стал доктором географических наук.

В годы Великой Отечественной войны полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Папанин организовал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирала.

Прославленный полярник получил девять орденов Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Октябрьской Революции и орден Красной Звезды. Его именем назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. В честь 90-летия Папанина российский полярник, друг Ивана Дмитриевича, С. А. Соловьев выпустил конверты с его изображением, в настоящее время их осталось немного, они хранятся в частных коллекциях филателистов.

Сергей Обручев

Выдающийся российский, советский геолог и путешественник, член-корреспондент АН СССР, второй сын В. А. Обручева, автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония», с 14 лет принимал участие в его экспедициях, а в 21 год провел и самостоятельную экспедицию — она была посвящена геологической съемке окрестностей Боржоми. Окончив в 1915 году физико-математический факультет Московского университета, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но уже спустя два года отправился в экспедицию в район среднего течения реки Ангары.

Работая в Геологическом комитете ВСНХ СССР, Обручев проводил геологические исследования на Среднесибирском плоскогорье в бассейне реки Енисей, выделил Тунгусский каменноугольный бассейн и дал его описание. В 1926 году им был открыт полюс холода Северного полушария — Оймякон. Также ученый установил золотоносность рек бассейнов Колымы, Индигирки, в районе Чаунской губы и обнаружил месторождение олова. Экспедиция Обручева и Салищева 1932 года вошла в историю освоения Севера и полярной авиации: впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съемки для исследования обширной территории. В ходе его Салищев составил карту Чукотского округа, которая также изменила ранее существующие карты.

Экспедиции и работы Обручева были уникальны для того времени. В 1946 году выдающемуся ученому была присвоена Сталинская премия, его наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком почета». Обручев — автор ряда научно-популярных книг: «В неизведанные края», «По горам и тундрам Чукотки», «В сердце Азии», а также «Справочника путешественника и краеведа». Имя ученого носят горы в Чаунском районе Магаданской области, полуостров на Южном острове и мыс Северного острова Новой Земли, речка (Сергей-Юрюс) в бассейне верховий Индигирки и улица в Ленинграде.

Арктика — один из самых суровых районов Земли. И пожалуй, тот кто решился её изучить, уже достоен восхищения. Российские и советские полярники смогли сделать в Арктике больше всех открытий, но до сих пор она остаётся загадкой. Так что есть к чему стремиться и у кого учиться современным покорителям северных земель.

Северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" - по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне "Н. Книпович", впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс" .

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37" . На СП-37 работают 16 человек - специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно - исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации - Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) - старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent .

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция . На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Началось после Октябрьской революции. Уже в 1920 г. было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Для развития хозяйства Север нуждался прежде всего в средствах сообщения. Однако до революции была построена единственная железная дорога, связывающая европейскую и азиатскую части России. Между тем на севере Сибирь граничит с , в который впадают почти все ее многоводные реки. Организовать морские перевозки вдоль северных побережий Сибири значило создать новый жизненно необходимый для хозяйственного развития Севера путь в широтном направлении. Для решения этой задачи в первой половине XX в. на побережьях и строились радио- и , геофизические обсерватории, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, обновлялись заново морские карты и лоции. По неосвоенности, суровости и недоступности Арктику тех лет можно сравнить с космосом, но три советских изобретения – радио, ледокол и самолет – сделали возможным освоение Северного морского пути. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией на ледоколе «Сибиряков». После Великой Отечественной войны на заполярную дорогу вышли ледоколы нового поколения. В 1962 г. в район Северного полюса прошла подо льдом советская атомная лодка. А в 1977 г. Северного полюса достиг советский ледокол – атомоход «Арктика».

Э.В. Толль

Эдуард Васильевич Толль в 1900-1902 гг. был начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова, на китобойном барке «Заря». Летом 1900 г. перешел из Петербурга через Югорский Шар в восточную часть к о. , у которого зимовал. Во время зимовки участники экспедиции обследовали архипелаг Норшеншельда и значительный участок Карского берега полуострова Таймыр. Осенью 1901 г. Толль прошел к о. Беннета, где искал землю Санникова к северу от Новосибирских островов. На вторую зимовку остался у о. Котельный, с берега которого в двух предыдущих экспедициях он два раза видел несуществующую землю. В июне 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел на нартах с собачьими упражками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала по льдине, а потом на байдарах перешел к о. Беннета для его исследования. Снять его отряд осенью должна была «Заря», которая не смогла подойти к острову из-за тяжелых льдов. В ноябре 1902 г. Толль начал обратный переход по льду к и пропал без вести со своими спутниками.

Г.Я. Седов

Геннадий Яковлевич Седов – героический исследователь Арктики, сын рыбака – в 1912-1914 гг. был начальником организованной на частные средства экспедиции, целью которой было исследовать Центральную Арктику и водрузить русский флаг на Северном полюсе. В августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Архангельска к земле , но был затерт льдами у о. Панкратова. Простоял там в заливе, названном потом его именем, до сентября следующего года. Осенью 1912 г. произвел подробную съемку соседних Крестовых островов, а весной 1913 года — северо-западный берег , причем на собачьей упряжке обогнул ее северную оконечность, где нашел старинные русские кресты. В сентябре 1913 г. на «Св. Фоке» двинулся на север, но близ м. Муррей Земли Георга был остановлен льдами. Вторая зимовка экспедиции Седова проходила в весьма неблагоприятных условиях. Из-за недоброкачественной пищи сам Седов и почти все его спутники заболели цингой. Больной, вместе с двумя матросами, 15 февраля 1914 г. на трех нартах он предпринял ледовый поход к полюсу. Умер от цинги 5 марта 1914 г. недалеко от северной оконечности о. Рудольфа, где и был похоронен.

Б.А. Вилькицкий

Впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. в 1878-1879 гг. (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из в . В обратном направлении – из в Архангельск – в 1913-1915 гг. прошла русская экспедиция Б.А. Вилькицкого на судах «Таймыр» и « », которая открыла целый ряд островов, в том числе Северную Землю. Это было последним крупным открытием в Арктике. Острова обследовали и нанесли на карту географ Г.А. Ушаков совместно с Н.Н. Урванцевым, открывшим на материке близ современного Норильска крупнейшие месторождения никеля, меди и кобальта, на базе которых вырос крупнейший горнометаллургический комбинат и город.

Отто Юльевич Шмидт в 1929-1934 гг. был начальником четырех научно-исследовательских арктических экспедиций на судах, которыми командовал В.И. Воронин.

В 1919 г. руководил на ледокольном пароходе «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца Иосифа и исследовала его северную часть. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В 1933 г. перешел на пароходе «Челюскин» из Ленинграда через Северный Ледовитый океан к м. Сердце-Камень на северо-востоке . Здесь у сопровождавшего ледокола сломался винт. Капитан «Челюскина» В.И. Воронин и руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт приняли решение попробовать пройти море в одиночку, но на пути оказались огромные ледяные поля. Пароход был стиснут ими, и начался ледовый дрейф «Челюскина», продолжавшийся 4 месяца. Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий «лагерь челюскинцев». Через два месяца люди были успешно вывезены на самолетах. О.Ю. Шмидт руководил также воздушной экспедицией «Северный полюс», которая организовала дрейфующую станцию «Северный полюс» (под начальством И.Д. Папанина).

И.Д. Папанин

Первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» составила группа из четырех человек под руководством И.Д. Папанина. В мае 1937 г. самолет М.В. Водопьянинова доставил их в район Северного полюса, где группа высадилась на льдину. Сначала предполагалось, что льдина останется в районе полюса около года и затем будет снята самолетами. Но ледяное поле начало двигаться, сначала медленно, а затем все быстрее – к проливу между и Шпицбергеном и далее в . 274 дня полярники работали в тяжелых условиях: мороз и ветер, глубокий снег, ломающийся лед. К концу дрейфа размеры их ледяного острова сократились до 150 кв. м, началась океаническая качка. На помощь папанинцам пришли ледоколы. Люди были спасены. С тех легендарных времен количество «СП» достигло тридцати. Результаты экспедиции были очень велики. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и в приполюсных районах. С тех пор количество «СП» достигло тридцати.

В. Чкалов и М. Громов

Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты через полюс в Америку летом 1937 г., положив начало межконтинентальной трассе XX в.

Северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" - по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне "Н. Книпович", впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс" .

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37" . На СП-37 работают 16 человек - специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно - исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации - Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) - старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent .

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция . На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.