Пермский оракул: древнее гадание народности Коми. Народ Коми: культура, традиции и обычаи
Источник
: "Семантика традиционной деревенской среды у народов Коми". Н.М.Теребихин, В.А.Семенов. В сб. Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. Коми филиал АН СССР, Сыктывкар, 1986.
* * *
Другим запретным местом для строительства дома являлась дорога . В с. Вольдино Усть-Куломского р-на нами зафиксирован запрет строить новый дом на тропинке («на заячьей тропе»), в одной из мифологических быличек, записанных Ю.Г.Рочевым в Удорском р-не, рассказывается о проказах нечистой силы, которые объяснялись тем, что избушка была построена на тропе «нешути» 22 . Запреты строить дом на дороге или тропе отмечены в мордовской и удмуртской строительной обрядности. Эти запреты мотивируются тем, что по дорогам ходят души предков, по ним перевозят покойников на кладбище. Обряд дороги рассматривается как медиатор двух сфер (жизни и смерти, своего и чужого, близкого и далекого), а похороны - как снаряжение в дорогу, в «дальние путешествия» 23 .
Мотив дороги играл важную роль и в свадебной обрядности народов коми. Поездка жениха за невестой разыгрывалась как длительное путешествие, полное опасностей и различных испытаний. Поэтому у народов коми большое значение придавалось организации свадебного поезда и его охране. Появление мотива дороги-путешествия в свадьбе обусловлено древними представлениями о том, что жених и невеста принадлежат разным «мирам». Не случайно поэтому в свадебную причеть вводятся описания «чужой стороны» как иного мира вообще. Невеста часто живет за мифологической рекой и в «переправе через реку» фольклористы давно уже раскрыли брачную символику. Представления о дальней, чужой стороне раскрываются и в святочном образе суженого, который является одновременно и ряженым, т.е. представителем нижнего хтонического мира.
* * *
В пространственной организации деревенской среды между тем важную роль играли также перекрестки и ворота , которые являлись центрами проведения хтонических обрядов. Негативная семантика этих локусов обусловлена их тесной связью с путем-дорогой. «На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют» 24 . Хтоническая семантика перекрестка раскрывается прежде всего в коми народных обрядах гадания. «На святках, на перекрестке дорог, гадающие обчерчиваются и, взявшись за мизинцы или за большие пальцы (нижняя Вычегда), слушают» 25 . Гадания на перекрестке, так же как в бане, около проруби, на кладбище считались страшными, т.е. наиболее опасными, но в то же время и наиболее эффективными. В этих обрядах загадчики вступали в непосредственный контакт с потусторонним миром, где хранился ответ на заданный вопрос. При этом поведение участников обряда строится по модели «обратного поведения», принятого в ином мире. Так, гадающие снимают нательные кресты, выворачивают наизнанку одежду, распускают волосы, сидят на коровьей или овечьей шкуре, т.е. придают себе демонический вид, превращаются в ряженых (в данном контексте ср. сходные моменты поведения при отправлении обрядов жизненного цикла).
Хтоническая семантика ворот определяется не только их связью с дорогой. Ворота в мифологической топографии наделялись семантикой границы, входа в иной мир. Поэтому около ворот в святочный период также проходили обряды гадания. В мордовской строительной обрядности существовали запреты на строительство нового дома на месте, где когда-то стояли ворота.
* * *
В символической классификации пространства отрицательными значениями наделялись также брошенные дома . По представлениям народов коми, в заброшенных домах обитают чуды. «В остальное время года Чуды живут в пустых домах и поедают всякого, кто туда забредет» 26 . В нежилых домах у народов коми проводились и святочные гадания . Сходное восприятие заброшенного дома отмечено у русских и удмуртов. В одной из удмуртских сказок повествуется, как два молодых вотяка поспорили, где опаснее ночевать - на кладбище или в нежилой покинутой избе. В итоге проведший ночь на кладбище остался жить, а ночевавший в заброшенном доме умер . Отсюда следует, что « ценностной организации мифологического пространства заброшенный дом обладал большим отрицательным потенциалом, нежели кладбище.
Объясняется это тем, что заброшенный дом был связан со смертью. Однако, в отличие от кладбища, которое являлось «ритуально узаконенным пространством смерти» 29 , заброшенный дом был чаще всего связан с «неестественной» смертью, с «нечистыми», «заложенными» покойниками (самоубийцами, утопленниками, опойцами). Заброшенным мог стать и новый дом. «Зыряне радуются, если домовой «навалится», как они выражаются, на скот, так как зачастую при переселении мрут и люди. Это наводит такой страх, что многие новые дома даже в Усть-Сысольске так и остаются необитаемыми» 30 . Смерть при переселении («от домового») расценивалась как неестественная, «нечистая». Эта же семантика и переносилась на новый дом.
* * *
В символической классификации пространства негативные значения приписывались также мельнице , которая, по представлениям народов коми, являлась местопребыванием водяного . Хтоническая семантика мельницы объясняется не только ее связью с водой, с рекой, но и с сакральным осмыслением самого технологического процесса переработки зерна. Поэтому мельник (как и представители других древнейших технологий) наделялся сверхъестественными колдовскими способностями. Мельник-колдун - распространенный образ европейского фольклора.
При постройке мельницы, по представлениям коми-пермяков, необходима «строительная жертва». «Среди чердынских и соликамских пермяков распространено убеждение, что мельник, устраивающий новую мельницу, отдает водяному одного или нескольких человек из рабочей артели. Этот обет, остаток былого обычая приносить человеческие жертвы - обычая, который имел место у коми, югры и суоми. Вятские, орловские пермяки сохранили до сих пор воспоминание о том, что у их предков был бог, который требовал человеческих жертв. Стоит после того, как устроена мельница, поблизости ее утонуть человеку, и пермяки говорят, что это ваиськуль взял обещанную ему мельником жертву» 32 .
Обряд «строительной жертвы» при закладке мельницы также раскрывает ее хтонический характер, поскольку в качестве жертвы выступает «нечистый», «заложный» покойник (утопленник).
Сходные представления о необходимости человеческого жертвоприношения при закладке мельницы существовали и у коми-зырян. В с. Пожег Усть-Куломского р-на нами зафиксирована быличка о строительстве мельницы на р. Пожег, при сооружении плотины которой в жертву был принесен человек. «Магическое поле» мельницы было столь сильным, что у удмуртов существовал запрет использовать для других целей бревна, предназначенные для строительства мельниц .
* * *
В символической структуре деревенского пространства у народов коми важную роль играли овины . Хтоническая семантика овина отчетливо раскрывается в обряде «строительной жертвы», совершавшемся в новом овине. В качестве «строительной жертвы» у коми-пермяков выступает петух .
Петух - это птица, которая в обрядах и верованиях многих народов мира наделяется маргинальными характеристиками. Петушиное пение провозглашает и фиксирует переход от «нечистого» времени к чистому. Маргинальное положение петуха в мифологии временного цикла обусловило и хтонический характер жертвоприношения. У удмуртов, например, петух и курица предназначались исключительно для жертвоприношения предкам. Жертвоприношение петуха в новом овине у коми-пермяков семантически соответствует использованию черной курицы в качестве «строительной жертвы» в новой бане у русских и выявляет «нечистую» природу этих элементов деревенской среды. Овины, как и бани, являлись одним из центральных локусов святочных гаданий.
Чем же объясняется подобная семантика овина? Единственным объяснением может быть сам характер производственных процессов, происходящих в овине. Овины и мельницы являются промежуточными звеньями единого технологического процесса, связанного с переработкой продуктов природы (зерно) в продукты культуры (хлеб), превращением «сырого» в «вареное». Сакрализация этого процесса, придание ему дополнительного мифологического смысла обусловили и наделили овины особым семантическим содержанием.
* * *
Рассмотренные негативные элементы деревенской среды играли важную роль не только в различных формах регламентированного поведения (обряды, этикет и т.п.), но и в фольклорных текстах, в частности, коми-пермяцких преданиях о чуди . В одном из преданий, записанных Л.С.Грибовой, раскрывается пространственная локализация чуди. «Тех, кто не вошел в христианство, в дом не пускали. Чудами и ходят, маленькие, худые, жалкие, пугают всех. Чудливые ведь времена были: мимо бани ли проходишь, мимо реки ли - опять чудилось. То же и на посиделках. Чуди в банях спали, в овинах, а не сдавались. И сейчас говорят: баня-чуд, овин-чуд. Тогда и пустыри появились, запустелые места» 36 . Особый интерес в этом предании представляет упоминание посиделок, которые были связаны с «нечистой» топографией, с «чудесными местами». Уже одно это говорит о том, что посиделки, прежде всего святочные, никогда не являлись просто формой развлечения молодежи. Святочные посиделки - это развернутая ритуальная церемония со строго регламентированным сценарием поведения, включавшим рассказывание сказок, загадывание загадок, исполнение других фольклорных текстов ограниченного репертуара, игры ряженых и т. д.
В свое время исследователь удмуртской обрядности и фольклора Н.Г.Первухин высказал предположение, «что в древности святочные посиденки были посвящены «Вожо» (хтоническому божеству,- Н.Т., В.С.), и одним из обрядов культа «Вожо» в это время были рассказы разных историй из его жизни» 37 . При этом участники посиделок, на которых рассказывается о происшествиях, случившихся с людьми, которые посетили во время святок заброшенные дома, бани, мельницы, сами же и собираются в этих «опасных» местах, в нежилых домах, банях, в домах вдов, солдаток, в новых, но еще не заселенных домах, в домах с «привидениями». «У удмуртов для святочных посиделок дается новый дом, в который еще не вошли жить; бывает иногда, что отдают жилой дом, но тогда, впрочем, когда замечают некоторые ненормальности или неестественности в доме,- когда бывает необыкновенный треск без всяких видимых причин» 38 .
Таким образом, святочные рассказы на посиделках являются, но существу, своеобразным описанием коллектива, находящегося в кризисном (переходном) состоянии. Это состояние определяется самой ритуально-мифологической концепцией новогоднего времени как периода, связанного с борьбой сил хаоса (беспорядка) и космоса (порядка), с борьбой двух миров - мира людей и иного мира. По представлениям финно-угорских народов , в том числе и народов коми, в святочный период представители иного мира свободно вторгаются в мир людей и творят в нем различные безобразия. В святочных ритуалах роли представителей иного мира играют ряженые. При этом необходимо отметить предельно серьезное отношение к самому ряжению, поскольку считалось, что человек, принимавший участие в игрищах и не совершивший очищение в «иордани», навсегда клеймил себя «личиной беса».
Таким образом, поведение ряженых строилось по модели, принятой в ином мире, и воспринималось как «нечистое», отклоняющееся от норм и правил повседневного этикета. Анализ символических норм поведения в святочной обрядности народов коми полностью подтверждает вывод Б.А.Успенского о пространственно-временной обусловленности традиционных моделей поведения .
Лучшим временем для гаданий у пермских коми считаются Святки. Святочных духов зовут куття-войса, они приходят из воды и могут общаться с человеком только в это время года. Подходящим временем для гаданий также традиционно признаются Рождество, Новый год и Крещение.
Гадать разрешается всем жителям деревни, не только "знающим" и колдунам. Девушки гадают "на суженого", на свою дальнейшую судьбу. Пострадавшие от воровства пытаются гаданием определить вора... Гадают самыми различными способами.
Гадание на топоре. Проводится знахарем с целью "уточнить диагноз". Это делается в том случае, когда болезнь признается насланной. Чтобы определить "источник", тодись бросает немного соли в огонь, перед тем подвесив над раскаленными угольями топор на шнурке. Гадающий перебирает имена умерших членов семьи, а потом и имена святых. На чьем имени топор шевельнется - тот и наслал кару. Следовательно, просить об исходе болезни нужно именно у него.
Гадание с зеркалами. Поздно вечером в нежилой темной части дома ставятся два зеркала друг напротив друга, и две зажженные свечи. Девушка долго и не мигая смотрит в глубину зеркальных отражений, пока ей не покажется видение будущего жениха. Увидев, гадающая должна немедленно выбежать из комнаты и перекрестить за собой дверь, чтобы злые духи не догнали ее.
Гадание по сновидениям. Перед тем как лечь спать, девушка запирает свой гребень, нож и какую-нибудь деталь одежды в сундук, а ключ прячет под подушку. Если во сне кто-нибудь придет и попросит ключ, надо повнимательнее рассмотреть его лицо - таким и будет суженый.
Гадание по золе. На перекрестке трех дорог девушки святочными вечерами рассыпают золу, а утром внимательно рассматривают следы. По количеству следов и их происхождению (валенки, коты, сапоги) девушка делает выводы о возрасте будущего жениха и его месте жительства.
Гадание по имени. Утром в Крещение девушки выходят на дорогу с шаньгой в руке и предлагают ее первому встречному мужчине. Его имя будет таким же, как имя будущего супруга.
Гадание на жженой бумаге. Поджигают смятую бумагу и рассматривают тень, которую отбрасывает на стену горящая бумага. Меняющиеся очертания тени могут показаться похожими на людей, на зверей или какие-то предметы. Что кажется, от того и предсказывают будущее.
Гадание с гребнем. Девушка оставляет на ночь свой гребень под окном и проверяет утром, не окажется ли в нем волосков другого цвета, чем у нее. Если такие находились - скоро быть свадьбе. Если гребень оставался чистым, перспектива выйти замуж в этом году объявляется сомнительной.
Гадание на качелях. Проводится обычно на Пасху. Незамужнюю девушку раскачивают на качелях, о когда у нее совсем захватывает дух, спрашивают имя "суженого". Девушка в панике называет первое пришедшее на ум имя. Считается, что в этом состоянии она неосознанно выдает правильный ответ, потому что плохо контролирует себя. Если же девушка отказывается, ее раскачивают до тех пор, пока она не скажет заветное имя.
Гадание на муравьях. "Ближайшие родственники" коми-пермяков - коми-зыряне - использовали этот метод для выбора места для строительства дома. Определить, подходит ли выбранное место, поручалось колдуну, который приносил берестяную коробочку с муравьями и небольшим количеством обычного сора из муравейника. Эта коробочка оставлялась на обозначенном месте на день или несколько дней. Если муравьи уходили и уносили свой сор, место признавалось неудачным. Напротив, если муравьи оставались и начинали таскать в коробочку сор со стороны, условия для новостройки признавались самыми подходящими.
Гадание с распятием и хлебцами. Определить место для будущего дома можно и более сложным способом. Заинтересованная сторона приглашала колдуна и преподносила ему распятие и специально испеченные хлебцы. Колдун помещал их в маленький мешочек из льна и отправлялся на указанное хозяевами место. Там он вбивал три кола в трех разных точках, где может быть поставлен дом. Возле каждого кола тодись читал молитвы и заговоры, а потом вытряхивал хлебцы и распятие из мешочка себе за спину, через левое плечо. Если они падали "лицом кверху" - это было удачное предзнаменование. Возле каждого кола эта операция повторялась трижды, и там, где хлебцы и распятие больше всего падали правильно, и строился новый дом.
Определив место для дома, хозяин вбивал четыре кола в тех местах, где он предполагал расположить углы, и с помощью такого же гадального хлебца рассчитывал передний угол. Встав посередине между колами, он трижды подбрасывал вверх хлебец. В какую сторону он падал чаще, там и планировался передний угол.
Гадание на камне и воде. Применяется в случае, когда для лечения болезни необходимо выяснить ее "виновника" - человека, "наславшего болезнь". Для этого приготовляется специальная вода для гадания, "iz-pyr-va". Ее надо взять до восхода солнца из трех разных колодцев. Затем подбираются три камня, каждому из которых присваивается определенное имя (подозреваемого в наведении болезни). Гадальная вода наливается в широкую чашку, и камни опускаются один за другим. На каком камне вода "закипит" (то есть появятся пузыри и шипение), то и обозначает виновника.
Гадание на нательном кресте. Также применяется в случаях пропажи или болезни. Чтобы выяснить причину, знахарю передают свой нательный крестик. Тун располагает на столе четыре хлебные крошки, по углам воображаемого квадрата, каждой крошке присваивается определенное значение. Крестик на шнурке опускается по центру. В сторону какой крошки качнется крестик после оглашения вопроса, то предположение и считается правильным.
При этом процедура выяснения может быть поэтапной, то есть сначала выясняется, например, география причины - из какой деревни пришла напасть. И уже потом те же четыре крошки символизируют четырех подозреваемых из этой деревни.
Гадания по жребию. В качестве прорицательных инструментов используются самые разные предметы обихода: полено, изгородь, валенок... Предмет выбирался наугад. Из поленницы выхватывают полено и по его качеству (отсутствию гнили и сучков) судят о предстоящих событиях. Валенок кидают за ворота и по его положению (куда указывает носок) определяют, откуда придет событие.
Описанное в первой части книги гадание на пуговицах, очевидно, является одной из новейших разновидностей гадания по жребию.
Страшные гадания. Так называются очень распространенные мантические ритуалы на перекрестке трех дорог, приблизительно с 11 до 12 ночи. Страшные они потому, что во время гадания человек вступает в опасное взаимодействие с потусторонними силами. Между мирами открывается дверь, через которую враждебные духи могут утащить за собой гадающего, если он не предпримет специальных мер безопасности. Чтобы этого не случилось, коми-пермяки применяют особые обереги. На дороге в месте гадания чертится круг, который оберегает человека от духов. Лучше всего такой круг очертить ножом, а потом воткнуть его в землю там, где замыкается круг.
Если гадающих несколько, во время гадания они соединяют мизинцы, образуя еще один, внутренний защитный круг. Знаки и знамения должны быть услышаны: по звукам, которые в эти минуты доносятся извне, пермяки судят о будущих перспективах. Если девушке слышится колокольчик или скрип полозьев саней - это знак о предстоящей вскоре свадьбе. Откуда он послышится, "туда ей и замуж выходить". Плач, шум и крики предвещают несчастья, звук топора - "к покойнику". А любое пение или просто добрые, приятные голоса - к хорошим событиям.
Вчера, накануне Крещения, закончились зимние Святки. Это двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Удивительно, но христианские Святки тесно переплетены с язычеством, магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами. С самых малых лет эта пора была особо ожидаема, потому что несла с собой веселье и загадочность. Это и страшные рассказы про святочных духов – куття войса, и трескучий мороз, и возвращение домой за полночь со страшных гаданий, и ряженые. О том, как в коми деревнях Святки проходили раньше и как проходят сейчас, «Республике» рассказала жительница Сыктывкара Ольга Худяева.
Картина Константина Маковского «Святочные гадания». 1900-е.
– Я родилась и выросла в селе Позтыкерес Корткеросского района. Святки традиционно выпадают на каникулы. А в эти дни хочется погулять подольше, но после родительских: «Иди-иди, куття войса заберет» – желание гулять допоздна само собой отпадало. Вечерние прогулки во время Святок становились особенными, с ожиданием каких-то приключений.
В это время по селу ходили ряженые, их тоже иногда называли куття войса. Встреча с ними не сулила ничего хорошего: могли поймать и в сугроб закинуть. Либо приходилось самим брести по сугробам в чужой огород за закинутой ряжеными шапкой. Могли окружить и просто пугать. А то могли и зацеловать, что тоже было весьма неприятно. Поэтому нужно было быть начеку, чтобы не попасть в руки ряженых. Иногда ряженые не ловили, но их вид был пугающим. Однажды из темного переулка вышел один нереально высокий, одетый весь в белое и с косой-литовкой в руках. Наша вся девчачья ватага с визгом разбежалась. После таких приключений было интересно обсуждать, угадывать в ряженых своих же мальчишек-одноклассников. И того высокого позже вычислили. Оказывается, один из парней носил на плечах мальчишку-соседа.
Рядились все, кто желал позабавиться: мужчины и женщины, взрослые и дети. Но чаще всего зрелая молодежь и подростки. Ряженой была и я сама, уже работая учителем (не могла же я отказаться от приглашения своих учениц присоединиться к ним).
В детстве приход ряженых в дом пугал. Это всегда происходило вечером. Они приходили с шумом и грохотом. Их приход предварял глухой звук от стуков в стены дома. Они вваливались в дом гурьбой вместе с клубами мороза, бегущими по полу. Громко топали, стучали клюками, что-то мычали, кружились, подпрыгивали. Их лица, волосы закрыты разрисованной марлей. Одежда нелепая. Действия угловаты, тяжелы. Ряженые всегда старались изменить свой облик и поведение, закрывали лица и никогда не подавали голоса.
Плох был тот ряженый, если был узнаваем. Но никогда не рисовали на себе черепа, скелеты, не изображали изувеченные руки-ноги, как это делает сейчас нынешняя молодежь во время чуждого для нас Хеллоуина. Мы, дети, убегали за дверь в другую комнату или успевали спрятаться за занавеской на «паччере» – русской печи, чтобы была возможность подглядеть: страх всегда сопровождался интересом. Отец не сразу одаривал непрошеных гостей; устраивал ряженым испытание. Сам в прошлом неплохой танцор, он просил кого-нибудь из ряженых станцевать: «Но вай присядка йöктышт!» («Давай-ка, станцуй вприсядку»). Громко хлопая, задавал ритм: «Ата-ата, а-та-та». «Ниже, ниже давай приседай!» – смеясь, раззадоривал ряженого. И сам начинал рядом пританцовывать. И становилось уже не страшно, а весело и смешно от того, как ряженый в своем жутком одеянии старался угодить нашему отцу. Затем мама щедро одаривала гостей, сгружая в их мешок выпечку и конфеты (пироги пеклись заранее, чтобы в доме было что подать ряженым). За вечер приходило несколько групп ряженых. После их прихода у всех домочадцев оставалось веселое, приподнятое настроение, и долгий зимний вечер уже не казался обычным, заурядным.

Бабушка-соседка, родившаяся еще до революции и помнившая последнего священника сельской церкви, рассказывала, что рядились каждый год. Выворачивали тулупы, замазывали лица сажей. На вечерних посиделках популярно было одеваться в журавля. Прикрепляли на спине кочергу так, чтобы загнутый конец оказался над головой, и накрывались покрывалом. Кого «клюнет» журавль, тот должен был выполнить какое-нибудь задание. В день Крещения все, кто рядился, приходили на родник, где батюшка освящал воду, и тщательно умывались.
Ходить ряжеными по домам не было зазорно, и ни в коем разе не понималось как побирательство. Скорее, это было приключением, веселым времяпрепровождением. Порой, когда можно пошалить и при этом не получить за это наказание. А озорничать ряженые были горазды. Могли завалить дорожки снегом, навалить сугроб на крыльце, а то и вовсе повалить поленницу или подпереть дверь. И к таким «сюрпризам» мои родители готовились заранее: отец утаптывал снег под коридорным окном и расслаблял держащие раму гвозди. Бывало еще, что ночью ряженые привязывали леску к кольцу на двери или к крышке почтового ящика, протягивали леску через весь двор, огибали дерево или какой-нибудь столбик, возвращались, прятались за угол дома и начинали дергать леску, что вызывало стук. Будили хозяев. Стучали до тех пор, пока хозяин не обнаружит подвох. Такие шутки, конечно, не нравились деревенским. Но иногда они принимались положительно. Был случай, когда ряженые на крыльце одного из домов построили поленницу, но не учли, что дверь открывалась вовнутрь. Утром хозяину осталось лишь занести дрова в коридор. «Бура и аттьöалi» («Как же я благодарил»), – посмеивался затем хозяин дома.
Бывало, что ряженые пугали других ряженых. Брат рассказывал, как они, человек пять, вечером шли ряжеными по улице, тихо разговаривая друг с другом. И тут перед ними с криком выбежал ряженый, большой, весь обвешанный старыми березовыми вениками. Пацаны с криком разбежались.
Конечно, истинного значения всех этих мероприятий подростки не понимали. Делали, потому что все это знакомо с детства. Так делали взрослые. Однажды в клубе в ряженом мы едва узнали своего отца.
Так было в Позтыкересе еще лет пятнадцать-двадцать назад. Теперь во время Святок в селе тихо. Нет молодежи: большинство разъехались, когда в селе закрыли школу, а затем и садик. Стали единичными случаи, когда кто-нибудь из взрослых тряхнет стариной и выйдет вечером пройтись ряженым. Горстка сельских детишек во многом благодаря клубным работникам все же знает, что значит колядовать. В день Рождества они, нарядно одетые, вместе обходят дома, рассказывают стихи, желают хозяевам домов здоровья, урожая, благополучия. И получают в свой мешок порцию вкусняшек.
Как рассказал «Республике» кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Алексей Рассыхаев, традиция празднования Святок у коми установилась давно. В ней христианские мотивы органично переплетены с дохристианскими. Святки коми называют святым периодом – «Вежадыр», «Вежа пӧра», есть и другие названия. Этот зимний период люди связывают с переменами в жизни, о которых можно узнать, связавшись с потусторонними силами. Именно поэтому молодежь активно приобщается к потайным знаниям через гадания, пытаясь узнать будущее (свадьбу, рождение ребенка, смерть). На Святки можно было делать то, что запрещено в другое время: веселиться на рождественских посиделках – петь и танцевать, играть масками в игры со смертью, заниматься ритуальными бесчинствами (запирать двери, обливать водой крыльцо и засыпать снегом, забросав дровами, перекрывать дороги и т.д.). Во второй половине XX века особо пышно посиделки проходили в селе Нившера Корткеросского района и селе Прокопьевка Прилузского района. Разрешали играть на Святки овечьими лодыжками – что сулило приплод домашнего скота в крестьянском хозяйстве.
На Рождество ходили славильщики, славящие рождение Иисуса Христа пением молитв; начинали обход домов колядовщики, сулящие богатство хозяевам, а в вечернее время дома обходили ряженые, которых именовали так, как называют нечистую силу в том или ином коми селе: «рӧштво куття», «кити-коти» «куття-войса» и т.д. В основном этим занималась молодежь, переодевшаяся в животных (козёл, медведь), птиц (журавль, петух) или в маргиналов (старик со старухой, нищий, цыгане).
На Святках придерживались различных запретов, чтобы не попасть во власть нечистой силы: не стригли волосы и ногти, не пряли, не стирали, остерегались сквернословия.
В коми (и в русских тоже) деревнях традиция празднования Святок ненадолго прерывалась в связи с борьбой советской власти против религиозности и пережитков старины. После небольшой оттепели в святочный период наиболее востребованными стали гадания, хождение ряженых и колядовщиков. Во многих селениях в нынешнее время ряжеными ходят не столько потому, что так было всегда, а потому что клубные и школьные работники организуют эти мероприятия, опираясь на методички, а не на традиции, существовавшие издавна.

Празднование Святок в 2016 году. Фото Ольги Худяевой
Конечно же, коми традиции на Святках отличались от русских, хотя основа у них общая. У коми реже ходили славильщики и колядовщики, но больше были развиты гадательные ритуалы.
Гадания
Гадание - занятие достаточно древнее, и нет на земле такого народа, которому гадание не было бы известно. Людям всегда хотелось узнать, что с ними будет, и желание это настолько естественно, что с той самой поры, как человек обрел разум, это желание стало его важнейшей потребностью, такой же, как потребность в воде и пище.
Многие из гаданий по народной традиции практиковались в России в период проведения таких праздников как Рождество, на святки, на Крещение, на Старый новый год.
ПО КНИГЕ
Гадающий наугад раскрывает какую-нибудь книгу и смотрит, о чем идет речь на этой странице. Что написано, того и следует ожидать.
НА ПРУТЬЯХ
Каждый берет по прутику и втыкает его в землю у дома. Чьи прутики останутся стоять до утра, тем в наступающем году обеспечены успех и благополучие, а чьи упадут - должны поостеречься.
ОКЛИЧКА ПРОХОЖИХ или ПРОЕЗЖИХ
Это гадание состоит в том, что во время вечера или ночи выходят из дома и, стоя у него, девушки спрашивают у мужчин: «Как ваше имя?» с той целью и уверенностью, что будущий жених будет иметь то же самое имя и ту же красоту, которую имеет виденный и опрошенный.
НА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТАХ
Молодые люди обоего пола собираются, берут кольца, перстни, запонки, сережки, пуговицы, ключи, монетки и другие мелкие вещи и кладут их на большую глубокую тарелку, блюдо или поднос вместе с кусочками хлеба, сверху накрывают чистым полотенцем или салфеткой.
После того участвующие в гадании поют песни. По окончании каждой песни, запустив руку и отвернувшись от блюда, из-под него вынимают какой-нибудь один предмет, попавшийся первым в руки. Кольца катят по полу, наблюдая, в какую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки - близость брака, для мужчин - отъезд. Если гадающий вытянул предмет, ему принадлежащий, то его ждет счастье в новом году. Кусочек хлеба - к добру, сытости, монета - к богатству, носовой платок - к слезам, ключ - к новоселью и т.д.
НА ПОГОДУ
Луковицу разрезали на 12 долек (12 месяцев, от января до декабря). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми или сухими.
КОЛЬЦО В ВОДЕ
Надо взять обыкновенный стакан с гладким дном без всяких рисунков, налить в него три четверти воды и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно вычищенное. Затем сравнительно продолжительное время надо смотреть во внутрь опущенного кольца. Те, кто имеет богатую фантазию, уверяют, что так можно увидеть лицо будущего жениха.
ЛИТИЕ ВОСКА
Чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, разломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку, нагревают ложку на огне до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее в приготовленный таз с водой. Получится некая форма. По ней и гадают, причем большую роль играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие же - лицо молодого человека...
С ЛОДОЧКОЙ
Для этого гадания берут таз, наполненный до краев водой. По краям этого таза вешают бумажные лодочки с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, болезнь, страстная любовь, проигрыш, смерть и т. д. Затем берут скорлупу ореха и устанавливают в ней огарок ёлочной свечи. Лодочку пускают на середину таза и поджигают свечу. В зависимости от того, к какому краю она подплывает и какую бумажку подожжет, судят о будущем.
ПО ТЕНЯМ
Для этого берется лист бумаги, лучше всего газета. Его надо измять руками так, чтобы он превратился в форменную массу, комок, избегая формы шара. Когда бумага готова, ее кладут на дно опрокинутой тарелки и поджигают. Сгоревшую бумагу, не шевеля и не разрушая формы пепла, подносят к освещенной стене, осторожно поворачивая тарелку, пока не вырисуется на стене какая-либо тень. По ее очертаниям судят о будущем.
ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ
Надо заготовить маленькую бумажку и карандаш к тому времени, когда в Новый год начнут бить часы. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз. Не совсем приятно, но, говорят, гарантия, что желание исполнится в наступившем году.
НА ПОЛЕНЕ
Выдергивает полено из поленницы: гладкое - бедный жених, неровное - богатый. Варианты: ровный характер и с перекосами.
ИГОЛКА С НИТКОЙ
Вдевают нитку, держа иглу вниз ушком, втыкают в рубашку и ложатся спать: сон скажет, быть ли замужем. «На печище котище, по полу гусыня, по лавке лебедки, по окошечкам голубки, за столом ясный сокол», - приговорка перед сном девушки.
НА КУСКЕ ОТ УЖИНА
Первый кусок от ужина кладет девушка под подушку, приглашая суженого: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать». И он является во сне.
НА ЗЕРКАЛАХ
В темной комнате ставили на стол зеркало, а перед ним - зажженую свечу. Девушка входила в комнату и смотрела сквозь свечу в зеркало, где должна была увидеть суженого.
НА ЯБЛОКЕ
Его разрезали на 9 частей и, стоя перед зеркалом, съедали 8 из них, последнюю же бросали через левое плечо. При этом в зеркале должен был появиться суженый.
НА МИСКЕ С ВОДОЙ
В блюдце или неглубокую миску наливали воду. Миску оставляли на красном крыльце на всю новогоднюю ночь. Утром разглядывали: лед вздыбился - год будет добрым; лед застыл - год будет спокойным; лед застыл волнами - будет и горе, и счастье; а если вода вымерзла лункой - год будет плохим.
НА ЯБЛОКАХ
Так гадают в Чехии. После Рождественского ужина яблоки разрезают поперек, и если внутри оказывается правильная звездочка из косточек, грядущий год будет счастливым.
НА СВЕЧАХ В СКОРЛУПКАХ
Некоторые любят пускать по воде зажженные свечи в скорлупках от грецких орехов. Если свечка не потонет, счастье на весь год обеспечено.
