Гальваническое золочение технология. Секреты технологии позолоты: гальваническое нанесение золота. Золочение методом гальваники

Изделия из позолоченных металлов всегда обладали большой популярностью. При бережном обращении они имели прекрасный вид и стоили недорого. Поэтому многие могли себе позволить менять украшения часто и подбирать к соответствующим нарядам. Однако со временем позолота стиралась, а золочение в ювелирной мастерской стоит даже дороже самого изделия. Поэтому многие задумываются, как .

Растворы для золочения

Для нанесения на предмет слоя золота его необходимо растворить. Золото - металл, который обладает химической инертностью, почему и ценится, и именно поэтому сделать это не так-то просто. может выступать только царская водка - химическое вещество, представляющее собой смесь азотной и соляной кислот. Соляной кислоты нужно взять три объемных части, а азотной - одну.

Позолоченное кольцо

После того как золото растворится, необходимо жидкость выпарить. Только делать это нужно аккуратно, на открытом воздухе, соблюдая правила осторожности, используя респиратор и перчатки. Газы, которые испаряются при выпаривании, вдыхать категорически нельзя, иначе можно получить ожог слизистой. Необходимо также использовать очки для защиты глаз. После того как выпарится жидкость, останется хлорное золото.

Способы золочения

Чтобы позолотить изделие методом натирания хлоридом золота, последний необходимо растворить в цианистом калии, после чего размешать с отмученным мелом до кашеобразного состояния. Предмет покрывают этим раствором, после чего ждут некоторое время, обмывают и полируют.

Если необходимо покрыть таким слоем сталь или железо, хлорид золота растворяют в эфире. Раствор наносят на поверхность, а после того как эфир испарится, натирают тряпкой. Если делать это не кисточкой, а гусиным пером, то можно получить узор.

Цинк покрывают следующим образом. Готовят пасту, которая состоит из 60 г цианистого калия и 20 г хлорида золота, разбавляют их в 100 г воды и взбалтывают. После чего фильтруют и добавляют смесь винного камня и мела, соответственно 5 г и 100 г, до консистенции кашицы. На металл паста наносится кисточкой или щеткой.

Делается несколько другим способом. Золото растворяют в разбавленной водой царской водке, после этого добавляют поташ и выливают в котел из железа, где уже кипятятся два литра воды. В течение 120 минут эту жидкость кипятят.

Серебряные предметы, которые хотят позолотить, прокаливают и травят раствором серной кислоты. После этого на короткий промежуток времени их отправляют в азотную кислоту. Потом связывают проволокой из латуни и быстро отправляют в жидкость, которая представляет собой смесь трех кислот - азотной, серной и соляной, вынимают сразу же. Затем изделия ополаскиваются водой, погружаются в ртуть и воду, а через полминуты в ванну с жидкостью, которая состоит из 10 г золота, по 25 г азотной и соляной кислот, 25 г воды и 300 г поташа.

После золочения изделия промывают и просушивают в опилках. Если во время того как изделия погружены в ванну с раствором для золочения, к ним прикоснуться цинковой палкой, то слой золота будет больше.

Если необходим контакт с цинком, то используют такой раствор:

  • 15 г хлорида золота;
  • 65 г поташа;
  • 65 г калия железистосинеродистого, или желтой кровяной соли;
  • 2 л воды.

Для того чтобы покрыть изделия таким раствором, очищенные и обезжиренные предметы помещают в подогретый раствор и используют палочку из цинка для контакта.

Если необходимо покрыть золотом медь или ее сплавы, то в 1,5 литра воды растворяют 10 г фосфоронатриевой соли и 6 г гидроксида калия. Отдельно в 0,5 литра воды растворяют 2 г хлорида золота и 32 г цианида калия и перемешивают растворы. При золочении смесь необходимо будет довести до кипения.

Чтобы позолотить таким способом железо, сталь, цинк или олово, их предварительно покрывают слоем меди.

Если требуется нанести покрытие на металлическую проволоку, то она должна быть предварительно помещена в раствор из одной части серной кислоты на 10 частей воды. После этого ее вымачивают в азотной кислоте и опускают в раствор из меди. Далее подготавливают растворы для золочения: 150 г калия на 5 л воды и 10 г хлорида золота в одной емкости и 50 г гидрофосфата натрия на 5 л воды и 50 г гидроксида калия. Растворы перемешиваются и доводятся до кипения, после чего туда опускается пропитанная медью проволока.

Золочение методом гальваники

Чтобы позолотить изделие этим методом, понадобятся:

  • 60 г гидрофосфата натрия;
  • 1 л воды;
  • 3 г хлорида золота;
  • 1 г цианида калия;
  • 10 г двусернокислого натрия.

Гидрофосфат натрия смешивается с водой комнатной температуры (0,7 л) и находится в ней до полного растворения. В другой емкости растворяется в 150 мл воды 2,5 г хлорида золота. После этого в 150 мл воды растворяется еще 1 г цианистого калия и 10 г двусернокислого натрия. Первые две массы смешиваются между собой, после чего добавляется и третья. Для золочения используют платиновый катод. Когда раствор истощается, добавляют еще хлорного золота.


Гальваническое нанесение позолоты

Золочение металлов: серебра, железа, меди и других - проходит с предварительным нанесением другого металла, без прокладки делается с использованием ванны по Зельми. Для этого берут 1 г кальцинированной соды и доводят в чашке из фарфора до кипения с таким же количеством калия железистосинеродистого и 30 г воды. Далее добавляют золото, которое было получено путем осаждения аммиаком, 50 г хлорида золота и кипятят 12 минут. По истечении этого времени должен образоваться осадок красного цвета, а жидкость должна принять золотистый цвет. После этого ее фильтруют и используют для гальваники.

Покрыть золотом металлы нетрудно, реактивы для этого имеют вполне доступную стоимость. Это вполне может стать актуальным, если вы хотите регулярно покрывать благородным металлом большие объемы изделий или открыть свою мастерскую.

В старину предметы интерьера дворцов было модно декорировать драгоценными металлами, которые создавали впечатление немыслимой роскоши и богатства. В наше время сделать предметы сверкающими и роскошными можно и с небольшими финансовыми затратами. К тому же золочение – это творческий процесс. С помощью него можно из деревянных подсвечников сделать позолоченные, картинные рамы покрыть золотом, а также расписать шкатулки и даже стены.


Стоит знать, что золочение относится к трудоемкому и кропотливому процессу. От аккуратности при выполнении этой работы зависит натуральность вида позолоченных изделий. Если на основе обнаружатся как-нибудь трещинки, зазубринки или царапинки – вся работа пойдет насмарку. Поэтому перед обработкой изделия его следует хорошо зашлифовать, трещинки – замазать, а пыль – тщательно вытереть.


Можно с помощью готовой золотой краски покрыть поверхность предметов интерьера. Однако имитация золота будет приблизительной и не даст того эффекта, который хотелось бы получить.

Еще в древние времена существовало два способа золочения. Первый – с помощью наклейки сусального золота (золотой фольги), и второй – огневым методом с применением ртути. Второй способ был очень опасным, так как пары ртути, которые выделялись при работе, были ядовитыми. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора 60 человек получили отравление, вызванное парами этого металла. Поэтому в настоящее время такой способ покрытия поверхности золотом не используется.

Сусальное (облицовочное) золочение широко применяется и в современных технологиях. Оно делится на свободное и трансферное.


Свободное золото до того тонкое, что даже простое человеческое дыхание может его легко перенести с одного места на другое. Трансферное золото имеет шелковистую основу. После выполнения золочения таким материалом с него снимается шелковистая бумага. Поэтому работать с трансферным золотом намного проще.

Сусальное золочение может быть масляным (матовым) и клеевым (глянцевым).


Масляное золочение является самым распространенным и применяется для обработки практически любой поверхности – гипса, металла, дерева, пластмассы. Для покрытия предметов масляным способом применяют масляный лак (мордан).

Клеевое (водное) золочение применяется только для внутренних работ. Техника водного золочения позволяет покрывать золотом только древесину и, в редких случаях, полиуретан.


Так как настоящее позолоченное изделие довольное дорогое, то ему нашли достойную замену – поталь. Поталь – это очень тонкие листы сплава меди и цинка или меди и алюминия, не содержащие в себе драгоценных металлов. Поэтому техника выполнения декорирования с помощью потали значительно дешевле, чем с применением настоящего сусального золота.


С большой натяжкой можно отнести к потальному золочению технику приклеивания золотой рулонной самоклеящейся пленки. Этим материалом не составит труда обклеить деревянные багеты или другие предметы декорации, имеющие ровную гладкую поверхность.

В конце золочения и сусальное золото, и его имитаторы принято покрывать защитным лаком.

Кристина Цурцумия

2015-07-17 09:00:00


В ювелирном деле золото используется в качестве декоративного покрытия украшений из серебра.

Золочение – это нанесение слоя высокопробного металла 999,0°. В позолоченных украшениях SOKOLOV толщина золотого покрытия достигает 5 микрон. В качестве «прослойки» между серебром и золотом используется палладий 999,0° – благородный металл платиновой группы. Далее наносится само золото, а затем – особое защитное покрытие, произведённое в Швейцарии.


Преимущества золочения

В результате позолота на долгое время сохраняет первоначальный вид, является абсолютно безопасной для здоровья и соответствует заявленному во всех действующих международных, европейских и российских государственных стандартах цвету 4 N.

Помимо внешней привлекательности, позолоченные изделия приобретают и ряд функциональных преимуществ. Они меньше подвержены агрессивным внешним воздействиям, окислению и коррозии. Кроме того, серебряные изделия с золотым покрытием – демократическая альтернатива золотым украшениям, так как их стоимость гораздо ниже аналогов, выполненных полностью из золота.


Способы нанесения позолоты

Золочение было известно ещё в древности. Уже тогда драгоценный металл наносился на купола и предметы интерьера, посуду и украшения. Существовал холодный и горячий способы золочения. Первый заключался в наклейке или набивании тончайших листов сусального золота на серебряную, деревянную или бронзовую основу.



Горячий способ, так называемое золочение на огне, применялся ещё в античности. Покрытие из золота и ртути наносилось на изделие и обжигалось. В результате ртуть испарялась, а золото плотно прилегало к основе. Однако этот способ оказался очень опасным. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора десятки человек отравились парами раскалённой ртути, поэтому от горячего золочения вскоре отказались.








Сейчас основными способами позолоты считаются золочение натрием, эфирным раствором, контактом с цинком и гальваническим путём.

Гальваническое золочение

Именно этот метод нанесения драгоценных декоративных покрытий применяется в ювелирном деле.

Электрогальваника – процесс покрытия поверхности одного металла другим при помощи осаждения его из водных растворов солей под действием электрического тока. Катодом служит покрываемое изделие, а анод изготавливается из металла, который надо осадить на изделии.


Применение этого метода позволяет одновременно снизить потери при полировке и защитить продукцию от химического взаимодействия с внешней средой, так как на поверхностности украшения закрепляется слой металла, не вступающего в окислительную реакцию (например, родий, золото). Данная операция очень актуальна при защите серебряных украшений, которые более других подвержены окислению.

Суть золочения проста. Небольшие ванны заполняют электролитом, где растворяют драгоценные металлы. На специальных вешалах закрепляют ювелирные украшения и погружают в получившийся раствор, после чего находившиеся в электролите металлы оседают на изделиях тонким слоем. Это предотвращает появление окисей и надежно защищает украшения, придавая им исключительную отражающую способность.


Декоративное покрытие надежно сохраняет ювелирные украшения от потускнения и различных мелких царапин, но самый главный её враг – очень твёрдые материалы и абразивы, которые могут повредить позолоту.

Как и любой вид покрытия, золочение подвержено стиранию. Именно поэтому позолоченные украшения требуют максимально бережного обращения и особого ухода.

Уход за ювелирными изделиями с позолотой


Вопреки устоявшемуся мнению о том, что позолота недолговечна, стоит отметить, что при правильном уходе и бережной эксплуатации качественное драгоценное покрытие может долгое время сохранять первозданный вид.

Украшения из золочёного серебра следует хранить отдельно в закрытой шкатулке. Обязательно снимайте их перед мытьём, купанием, занятиями спортом и любой домашней работой.


В целях профилактики достаточно протереть позолоченные украшения сухой замшей. Для очистки покрытия достаточно протереть изделие ватным диском, смоченным в спирте. Это совершенно безопасно для позолоты. Также улучшить внешний вид украшений поможет нашатырный спирт или мыльный раствор (на 1 л тёплой воды достаточно чайной ложки средства для мытья посуды и нескольких капель нашатыря). Подержите украшения в растворе не дольше получаса, а затем промойте водой и протрите мягкой тканью.

И всё же для очистки позолоченных изделий рекомендуется использовать профессиональные средства, а раз в год отдавать украшения на профилактику в ювелирную мастерскую.


Алексей 30.08.2019

Я как-то не очень хорошо отношусь к позолоте. Есть в этом что-то фальшивое. Уж если золото - то золото, а если серебро - то серебно. Ответить

Сергей 21.07.2019

Золочение хорошая альтернатива золотым изделиям. При правильной носке и уходе качественные золоченые изделия служат очень долго. У моей девушки есть такое кольцо, которое ей дарили еще в подростковом возрасте. Она его носит более 8 лет и оно до сих пор как новое. Есть золоченое украшение, которому уже лет 20. Позолота стала стираться, но внешний вид кулона не ухудшился. Он смотрится как винтажный и старинный. Ответить

Инна Коваль 21.07.2019

Отличная статья с изумительными укращениями. Золочение мне нравится. Покупала всегда его с радостью. Единственное всегда к таким изделиям более трепетное отношение. Ответить

Ольга Ильяшенко 20.07.2019

На слуху-слово гальваника, в основном. Про натрий тоже где-то слышала. Очень интересная статья, всегда было любопытно, как происходит процесс нанесения позолоты. А медали делают также? Первый набор серег и кольца очень понравился-теперь хочу такой Ответить

Ольга 19.07.2019

Получается, что позолоченные изделия даже круче золотых? То есть на схеме показано, что на серебро наносится слой золота пробы 999, а обычное кольцо из золота имеет пробу 585. То есть покрытие 999 это же лучше, чем 585? Единственный минус как я понимаю золото 999 очень мягкое. поэтому из него и не делают украшения. Ответить

Ольга 03.07.2019

Украшения из жёлтого золота всегда было вне моды и времени. Золото ценится всегда и везде. К счастью, современные технологии позволяют удивительным образом применять технологию золочения в создании уникальных и привлекательных ювелирных изделий. И дает возможность приобретать украшения по очень приемлемым ценам, что тоже немаловажно. В статье даны советы, как ухаживать за изделиями из позолоты, чтобы они оставались всегда яркими, блестящими и красивыми. Ответить

Марина 01.07.2019

Признаться, всегда с опаской относилась к позолоте, из-за ее недолговечности. Но один раз мне настолько понравилось кольцо с элементами позолоты, что не удержалась и купила! Так вот это кольцо "примиряет" золото и серебро, просто незаменимое, любимое! Бывает, и не сразу снимаю его, далая домашнюю работу, но уже не первый год с покрытием все нормально! А самое главное: ещё и радостная цена! Ответить

Наталья Бурковская 29.06.2019

Спасибо огромное за статью, очень интересно) С вами я стала уже практически экспертом по ювелирным изделиям))) В частности спасибо за способы ухода за позолоченными украшениями) Раньше отдавали иногда украшения на чистку в мастерскую, а оказывается можно все легко сделать и в домашних условиях)) Ответить

Екатерина К 28.06.2019

Интересно про золочение куполов. В изделиях я позолоту бы носить не стала. Боюсь, что сотрется со временем. Лучше буду носить золотое и не бояться. Ответить

Екатерина 28.06.2019

Какая интересная статья. Но мне не очень нравятся позолоченные вещи. Что-то есть в этом ненатуральное. Нравится либо серебро, либо золото. Ответить

Роман Сярдов 27.06.2019

Я раньше не знал, что техника золочения такая сложная и многоэтапная. Отлично, что современные методы золочения безопасны и позолота долго держится. Обязательно куплю супруге золоченое украшение или сразу целый гарнитур. Ведь цена таких изделий очень демократичная. Ответить

Альбина Хасанова 22.05.2019

Всегда нравилось как выглядят купола соборов и церквей. Очень красиво а в солнечных лучах невероятно блестят. Техника золочения и их не могла не коснутся. Как хорошо что придумали так украшать соборы и многое другое. Ответить

Золочение - нанесение на обрабатываемую поверхность листов сусального золота или сусального серебра. Вместо сусального золота часто используют его имитацию - поталь. Золочение позволяет придать мебели и элементам декора неповторимый вид богатой старины. Бытует мнение, что золочение - это очень сложный процесс, доступный узкому кругу мастеров. Однако это не совсем так, золочение может быть доступно и неподготовленному человеку, но ему придется освоить сначала несложную технологию, а потом уже совершенствовать мастерство, превнося в процесс новые операции.

Технология золочения
- это последовательность действий мастера, результатом которой является покрытие поверхности сусальном золотом или поталью. Процесс золочения может быть упрощенным с минимальным количеством операций и профессиональным с использованием сложного состава клея и грунта. Выбор технологии золочения зависит от требований к позолоченной поверхности и индивидуальных предпочтений мастера. Для получения высокого глянца необходимо использовать масляный клей. При выборе цвета грунта нужно ориентироваться на цвет древесины и желаемый оттенок. Для защиты обрабатываемой поверхности используется лак-шеллак или воск.
Технология золочения на полимент является сложной, в процессе золочения нужно подготовить специальный боло-грунт - полимент для выравнивания поверхности, этот вид армянской глины известен мастерам-позолотчикам начиная с 16 века.
Представляем вашему вниманию профессиональную технологию золочения на полимент :

1. Наносим кистью мездровый или рыбий клей на предварительно очищенную и отшлифованную поверхность. Температура клея должна быть примерно 50 градусов Цельсия. Важно не перегреть клей, иначе он теряет клеящие свойства. Ждём 5-6 часов до полного высыхания.

2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.

3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.

4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.

5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.

6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом).

7. Золотой лист осторожно перекладываем на замшевую подушечку и разрезаем на квадратики ножом. Чем больше поверхность, которую надо золотить, тем более крупные кусочки золотого листа используют. Нанесение сусального золота производим следующим образом: cлегка смачиваем небольшой участок поверхности приготовленным составом. (Если нанести много клея, золото не будет блестеть). Лампемзелем слегка проводим по маслёнке, чтобы он смазался жиром, и прикасаемся им к золотому листу. Лист пристанет к лампемзелю. Переносим его на смоченную поверхность и прижимаем хлопком (ватой), не сдвигая. Затем смачиваем следующий участок поверхности и т.д.

8. После того, как вся поверхность будет покрыта золотым листом, оставляем изделие сохнуть на 5-6 часов летом и 8-12 часов зимой.

9. Протираем всю поверхность хлопковой тканью, чтобы очистить от излишков золотого листа. При необходимости пропущенные участки реставрируем.

10. Для получения блеска полируем поверхность агатовым зубцом. Полировку желательно проводить не позднее, чем через сутки после нанесения золотого листа, иначе поверхность может стать хрупкой, и лист будет слетать с поверхности при полировке.

Так же можно применить упрощенную технологию нанесения сусального золота с готовыми к применению материалами.

1. Готовый к применению акриловый грунт-левкас наносим тремя слоями. Первый слой более жидкий для лучшего пропитывания поверхности, второй и третий имеют консистенцию йогурта. Промежуточная сушка между слоями 1 час, сушка последнего слоя 6-8 часов.
2. Шлифовка абразивной бумагой Р240, Р400.
3. Наносим кистью один слой лака-шеллака для связывания пыли.
4. После высыхания шлифуем абразивной бумагой Р600.
5. Наносим кистью на всю поверхность масляную эмульсию (мордан) или водную эмульсию для наклеивания золотого листа.
6. Когда эмульсия подсохнет и станет липкой, производим нанесение сусального золота. При этом прижимаем лист не хлопком, чтобы не сдвинуть
его, а кистью. На следующий день полируем поверхность хлопком, агатом полировать нельзя, чтобы не сдвинуть золотой лист.

Купить материалы для золочения вы можете в категории

Золочение в домашних условиях осуществляют двумя способами: электролитическим (гальваническим) и химическим. Для покрытия изделий позолотой требуются реактивы, которых не найти в свободной продаже: цианид калия, азотная и соляная кислоты. Также необходимо специальное оборудование: электролитические ванны и источник постоянного тока. Процесс золочения достаточно трудоемкий, требует сноровки, аккуратности и некоторого опыта.

Химический способ

А) Химическое золочение - процесс нанесения хлорида золота на металл, из которого сделано изделие. Хлорное золото готовится так: металл нужно расковать в фольгу и измельчить на мелкие кусочки, погрузить их в смесь азотной и соляной кислот (в так называемую царскую водку). Необходимо взять 30 г концентрированной соляной и 10 г концентрированной азотной кислот. На 1 г золота должно приходиться 10 мл раствора.

Нанесение позолоты в домашних условиях

Растворение должно происходить в фарфоровой посуде, процесс может длиться от нескольких часов до 2-3 суток. Когда металл полностью растворится, необходимо выпарить смесь в водяной бане при 70-80 градусах до появления вязкой золотистой жидкости. При выпаривании раствор помешивают стеклянной палочкой.

Чтобы приготовить смесь для золочения, потребуются:

  1. Горячая очищенная (дистиллированная) вода (50-60 градусов) в объеме 2 литра.
  2. 15 г сиропа хлорной соли золота.
  3. По 65 г карбоната калия (поташа) и хлорида натрия высокой очистки (соль «Экстра»).

Перед нанесением позолоты поверхность предмета необходимо обезжирить 10-20% едким натрием или кипячением в растворе соды. Далее промывают изделие в 25% растворе соляной кислоты, т. е. протравливают. После обезжиривания необходимо промыть предмет в воде.

Далее погружают изделие для позолочения в приготовленную смесь из горячей воды, поташа, хлорида натрия и хлорного золота. Предмета касаются цинковой палочкой, через некоторое время он становится позолоченным. После этого его извлекают и промывают, вытирают насухо и полируют при помощи шерстяной ткани.

Б) Помимо метода химического золочения используют метод натирания при помощи пасты. При таком способе нанесения позолоты слой покрытия тоньше. В состав пасты для натирания входит желтая кровяная соль (гексацианоферрат калия), винный камень, порошок из мела, хлорное золото. Для изготовления 100 г пасты берут 55 г мела, 5 г кремортартара, 30 г желтого гексацианоферрата калия и 10 г хлорида золота, ингредиенты перемешивают. Полученную пасту разбавляют водой до образования кашицы. Этой смесью натирают обезжиренное изделие при помощи шерстяной ткани.

В) Существует третий метод покрытия. Для этого 10 г золота растворяют в смеси азотной и соляной кислоты, воды - всех компонентов взять по 25 г. Добавляют в этот состав 300 г поташа (карбоната калия). Готовят котел, в котором кипятится вода (2 л), вливают в нее эту смесь. Кипячение продолжается 2 часа.

Украшения, нуждающиеся в позолочении, прокаливают и протравливают сначала серной кислотой, потом азотной. Затем изделие обматывают проволокой из латуни (сплав цинка и меди), и погружают на мгновение в смесь азотной, серной и соляной кислот. Потом предметы ополаскивают, далее поочередно загружают их в ртуть, а потом в воду. Через полминуты их окунают в приготовленную жидкость, моют, высушивают в горячих опилках.

Изделие с позолотой

1) Железо и сталь.

Чтобы покрыть позолотой изделия из стали и железа, необходимо растворить сироп хлорида золота в эфире. Полученным составом, нанесенным на тряпочку, покрывают и натирают поверхность предмета из стали или железа. Затем эфир испаряется, а золото остается.

Если необходимо не просто покрыть позолотой изделие, а сделать на нем узор, то в смеси эфира с хлорным золотом смачивают перо и проводят им по предмету.

Желательно до позолочения предметов из железа, стали, олова, цинка покрывать поверхность медью, так как на нее лучше ложится позолота.

2) Цинковые предметы.

Покрытие цинковых изделий осуществляется при помощи натирания их пастой. Готовится она из 60 г цианида калия, 20 г хлорного золота и 100 г воды - эти ингредиенты смешиваются. В данный раствор добавляют 5 г кремортартрата и 100 г порошка карбоната кальция (мела). Полученный состав наносят при помощи щеточки или кисти.

3) Серебро.

Для покрытия серебряных украшений есть два варианта раствора, в которые погружают предметы:

  1. 10 г хлорида золота, 30 г калия цианида, соды и хлорида натрия по 20 г, полтора литра воды.
  2. 7 г хлорида золота, по 30 г поташа, желтого гексацианоферрата калия и хлорида натрия, литр воды.

Во время погружения изделия необходимо прикоснуться к нему цинковой палочкой и оно начнет покрываться золотом. После этого предмет извлекается из раствора, промывается и вытирается, полируется шерстяной тряпкой.

4) Латунь.

Хлорид золота (2 г) и цианид калия (32 г) растворяют в 0,5 л воды. В других полутора литрах воды тем временем растворяют едкий калий (6 г) и фосфорно-натриевую соль (10 г). Смешивают оба раствора и кипятят.

Гальваника

Существует два способа:

  1. Готовят три раствора: 60 г фосфата натрия с 700 г воды; 2,5 г хлорида золота и 150 г воды; 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия со 150 г воды. Первые два раствора смешивают, третий добавляют последним. Температура - 50-60 градусов. Анод - из платины. При истощении электролитного раствора добавляют хлорид золота.
  2. Ванна по Зельми: по 1 г гексацианоферрата калия (желтого) и карбоната натрия смешать с 30 г воды, нагреть в чашке из фарфора. Добавить в смесь осажденное нашатырным спиртом золото. Кипятить в течение 10-12 минут. При испарении воды ее добавляют, пропускают через раствор ток элемента Даниеля. Время воздействия - 15-16 часов.

Способы позолоты в домашних условиях трудоемки и не всегда доступны. Предпочтителен метод химического золочения или натирания.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.