Что такое фанфик и нужен ли он литературе? Можно ли считать фанфики литературным жанром

На этом ресурсе реально много работ. «Книга фанфиков» предоставляет такой выбор, что, наверное, прочесть всё за целую жизнь просто невозможно (да и не нужно). Но среди этого многообразия всегда есть полтинник, который заслуживает особенного внимания, хотя давно ни для кого не секрет, что «популярное» не является гарантированным знаком качества. В погоне за тем, чтобы проникнуть в заветный список, фикрайтеры слишком часто пишут на потребу читателю, что уже делает процесс творчества менее приятным и душевным. Не усложняйте собственную жизнь, не тратьте драгоценное свободное время и работайте на самого себя. А читатель для любого фанфика найдется в любом случае. Уж поверьте.

Не заставляйте себя писать насильно

Пытаться что-то делать из-под палки - прямая дорога к провалу. Читатели - люди разборчивые и внимательные. Они всегда способны отличить годную работу, написанную в порыве вдохновения, от той, которая стала сухой и безжизненной от безразличия к ней автора. Не старайтесь уложиться в сроки, если понимаете, что просто не можете - вы работаете не на издателя, который ждет от вас сдачи материала в определенный день. И уж тем более назойливое «проду» не является причиной бросаться к клавишам, чтобы через силу выдавливать из себя слова. Вспомните, что фанфикшен - всего лишь хобби. Ведь никто не пытается заставить себя вышивать крестиком или покупать марки, если этого не хочется.

Изучайте тему, по которой вы пишете

Становится жутко, когда читаешь фанфик, где действие разворачивается в раннем средневековье, и внезапно натыкаешься на наручные часы, которые главный герой гордо носит на запястье. Или забавны моменты, в которых девушка, ждущая ребенка, на сроке восьми недель начинает ощущать, как в ее утробе шевелится ребенок. К сожалению, отсутствие обоснуя сильно портит впечатление от работы, поэтому, пожалуйста, читайте статьи на соответствующие темы, чтобы не заставлять читателя в очередной раз прикладывать руку к лицу. Не жалейте минуту на справочку из Википедии, ибо фактические ошибки зачастую говорят о некомпетентности автора.

Пользуйтесь программой «Word»

А лучше анализируйте текст с помощью собственной головы, так как машины тоже могут ошибаться (и нередко). Прежде чем залить фанфик на сайт, обязательно перечитайте его: исправьте все огрехи, верно оформите прямую речь, уберите тавтологию, проставьте пробелы и разделите текст на абзацы. Если вам сложно заниматься подобной рутинной работой, то попытайтесь договориться с человеком, который согласится выручить вас и стать бетой для фанфика. Но наличие корректора не снимает с вас ответственности за грамотное написание текста в любом случае, ведь даже самый терпеливый grammar nazi, в конце концов, устанет исправлять слово «молоко», написанное через «а».

Следите за деталями

В начале главы свитер героя был синим, а в конце стал черным. Первоначально героиня пила чай, а на дне кружки остался кофе. Цвет глаз персонажей меняется от абзаца к абзацу, а терпение читателя медленно заканчивается. Такие упущения встречаются в фанфиках, на мой взгляд, наиболее часто, и даже довольно опытные авторы этим грешат. Чтобы не было подобных казусов, внимательно перечитывайте свою работу с точки зрения будущего читателя, а также обратите внимание на правило №8. Как человек не без изъяна, покаюсь, часто я сам совершаю такого рода ошибки.

Внимайте конструктивной критике

По факту, многие пользователи ресурса пытаются, так или иначе, выступить в роли критика к прочитанной работе. Мы очень ценим этих немолчаливых и небезразличных людей, но, увы, не все они стремятся похвалить или восторженно попросить продолжение. И это очень важно. К наставлениям нужно относиться с особым вниманием, ведь не всегда ваша работа действительно хороша во всех смыслах и со всех сторон, даже если вы сами в этом уверены. Поэтому постарайтесь проглотить обиду и последовать разумным советам, которыми с вами радушно поделились более опытные пользователи ресурса.

Не подписывайтесь ради взаимного добавления или в знак благодарности

И на фикбуке, кхм, не без урода. Не все авторы добывают своих подписчиков честным путем. Схема таких «популярных» творцов проста: найти на ресурсе рандомного пользователя, щелкнуть кнопочку «добавить в избранное» и ждать, когда тот добавит в ответ в знак благодарности. Так вот, если вам совсем не хочется заслужить звание почетной подписной шлюхи, то следовать этой незамысловатой цепочке совсем не следует. Как и подписываться лишь в знак благодарности за то, что на вас обратили внимание подобным образом. Поверьте, преданных и заинтересованных читателей это не прибавит, зато многие мысленно повесят на ваш профиль срамную табличку «ПШ».

Не засоряйте текст лишними деталями

Конечно, всем авторам хочется, чтобы читатель представлял созданный в фанфике мир и персонажей (особенно ОМП и ОЖП) так, как он этого хочет. Но фактически и практически это просто невозможно, ибо воображение у всех людей разнится в силу множества всяких особенностей. И, увы, даже если вы попытаетесь детально описать ту или иную ситуацию, сцену, внешность, характер, это не поможет. Поверьте, никому не интересно зацикливаться на пуговицах героини или цвете шнурков героя. Старайтесь вводить детали в произведение, только если они являются неотъемлемой частью повествования. Иначе мозг читающего просто взорвется от переизбытка лишней информации. Ну, или не взорвется. Только вкладка с вашим творением все равно будет закрыта.

Пытайтесь избежать создания образа Мэри Сью

Естественно, многие из нас хотели бы оказаться на месте героев полюбившихся фандомов. Или если уж не на месте, то хотя бы рядышком. Имхо, многие только поэтому и начинают писать фанфики, что просто страстно желают вовлечь себя в мир канона. Но быть последним среди лучших не хочется, поэтому (иногда даже неосознанно) авторы наделяют свою героиню или героя гипертрофированными положительными качествами. Не буду вдаваться вглубь сего феномена (о нем и так много написано в свое время), и скажу одно - как бы вам ни хотелось создать Марисью - не пытайтесь. Пожалуйста.

Читайте правила сайта

Предупрежден - значит вооружен. Всегда старайтесь пользоваться этой емкой крылатой фразой, особенно, когда удивляетесь, почему ваша работа или комментарий были удалены. Конечно, администрация не всегда поступает честно и справедливо, и, если вы сомневаетесь в ее правоте, просто напишите в техническую поддержку. Возможно, ваш фанфик или оридж были выпилены случайно, ибо в администрации сидят тоже живые люди, как это ни удивительно. В случае ошибки вашу работу, скорее всего, восстановят. А если нет, то перечитываем заглавие текущего совета.

Старайтесь разбираться в особой терминологии фанфикшена

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Википедия предоставляет отличную статью, в которой довольно подробно описана структура оформления шапки фанфика (дефиниции прилагаются), поясняются жанры, описывается история появления самого феномена. Также не ленитесь листать фикрайтерские сообщества в бело-голубой социальной сети, ведь именно там без проблем можно понять, что такое ЙА, ПШ и ФБ. А это весьма может пригодиться в дальнейшем освоении сабжа и участия в дискуссиях с «коллегами». Вот и подошли к концу одиннадцать небольших советов, которые, как автору, продолжительно обитающему на «Книге Фанфиков», хотелось бы дать начинающим пользователям сайта. Надеюсь, что все пункты пригодятся, и ваш творческий путь будет освещен вдохновением и искренним удовольствием от процесса творчества. Спасибо.

Творческие и коммерческие перспективы

Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова , Сергея Лукьяненко , Кирилла Еськова , Сергея Сухинова , Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой .

В отдельных случаях, произведения, начинаемые как фанфик, постепенно перерождаются в собственную авторскую вселенную, в свою очередь, порождающие «фанфикшен по фанфикшену». Примером подобного может служить фэн-вселенная Fallout: Equestria, изначально зародившаяся как полупародийное сочетание вселенных Fallout и Дружба - это чудо. В настоящее время, данная фэн-вселенная усилиями ряда авторов породила несколько десятков самостоятельных произведений, включая новеллы крупного объёма. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы с авторским правом, как правило, затрудняют публикацию даже такого «двойного» фанфикшена иначе как для некоммерческого распространения.

Смежные жанры

По мере роста фанатских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн » - это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт - рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Оформление

Часто текст фанфика предваряется шапкой, информирующей о содержании произведения и его создателях:

Изредка в «шапке» есть графа «Персонажи » (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте.

Виды

Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:

  • По наличию в сюжете любовной линии:
    • «Джен » (от англ. general audience ) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
    • «Гет » (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
    • «Слэш », или «слеш » (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.
      • Фем-слэш (англ. fem-slash ) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.
  • По соответствию реалиям мира оригинала:
    • «AU » (от англ. Alternative Universal ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.
    • «не-AU » (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
    • «OOC » (от англ. Out Of Character ) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
    • «В характере » - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
  • По способу создания:
    • Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • «Round robin » и смежная с ним «ролёвка » - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
    • Сонгфик (англ. song-fic ) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объём произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
    • Кроссовер (англ. crossover ) - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
  • По соответствию общему определению:
    • Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).
    • RPF (англ. real person fiction ) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.
      • RPS (англ. real person slash ) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
    • Профанфик (англ. profic ) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance », «Star Wars », «Warhammer », или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг . Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
    • Филк (Filk) - фанфик в виде песни.
  • По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
    • Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).
    • OC (от англ. Original Character ), «Оригинальный персонаж » - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
      • OFC (от англ. Original Female Character ), «Оригинальный женский персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
      • OMC (от англ. Original Male Character ), «Оригинальный мужской персонаж ». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
      • Вписка (англ. Self-insertation ) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
      • Мэри Сью (англ. Mary Sue ), иногда Мэрисья или Машка - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.
      • Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu ) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью (последние в слэш-фиках).

Жанры

Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр » в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.

Общие

  • Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
  • Юмор (Humour) - юмористический фанфик.
  • Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
  • Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
    • Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
  • POV (Point of view) - точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.
  • Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
  • TWT - в фанфике нарушена временная последовательность действия, много флешбеков.

Любовные

  • Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
  • Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
  • Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
  • Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
  • Hurt/comfort - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.
  • Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
  • PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета ; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет? ) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

  • Ваниль (Vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
  • Грейпфрут (Grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
  • Домашняя дисциплина (Domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
  • Занавесочная история (Curtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
  • Кинк (Kink) - от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) - происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения - пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя.
  • Лимон (Lemon) - насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.
  • UST (Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

Размер (форма)

  • Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
  • Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
  • Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
  • Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
  • Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
  • Фанфиклет (Ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Серии

Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена.

  • Дилогия (Ambilogy) - серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
  • Трилогия (Trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
  • Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т. п.
  • Приквел - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Книга фанфиков. Российский мультифандомный фанфикшн-ресурс

Что такое фанфик? Такой вопрос посещает многих, кто слышал это непонятное иностранное слово. Впрочем, русского аналога у термина нет, поэтому и приходится пользоваться заимствованием. Итак, фанфик (англ. fanfiction) - это являющийся разновидностью фанатского творчества, в основе имеющий оригинальное Фанфики (творения данного направления) создаются по мотивам популярных кинофильмов, сериалов, книг, комиксов, а иногда и песен. Придя к нам с Запада, они стремительно набирают популярность.

Чаще всего поклонники создают свои истории забавы ради. На этом, как правило, всё заканчивается, авторские права никак не нарушаются. Если же дело доходит до публикации, то отношения фаната с автором оригинала будут регулироваться законодательством той страны, где продвигается произведение.

Авторов фанфиков называют фикрайтерами. Они не задумываются над фанфик, а просто творят. Читают всё это фикридеры - люди, которым мало того, на что расщедрились мэтры, те, кто желает ещё раз погрузиться в любимый волшебный мир.

Всё, что душе угодно

Многообразие используемых фикрайтерами видов, жанров и направлений порой мешает разобраться в том, что такое фанфик. Любимые фанатами фильмы, книги получают продолжения, приквелы, описание случившихся событий, альтернативные развития сюжета и жутко популярный пейринг (описание любовных отношений героев).

Одним из главных объектов любительского творчества стал Гарри Поттер, фанфики о котором столь многочисленны, сколь и разнообразны. Кто-то описывает драматические отношения маленького волшебника с тётушкой Петуньей на каникулах, другие отправляют его попутешествовать во времени и исправить ошибки прошлого, третьи фантазируют о том, что было бы, попади Гарри на Слизерин вместо Гриффиндора и т. д.

Что такое фанфик для литературы в целом?

Художественная ценность фанфиков носит спорный характер. В первую очередь потому, что их авторы не создают новых персонажей, а лишь заимствуют. Но в огромной серой массе периодически находятся настоящие бриллианты, которые могут стать в один ряд с оригиналом. Кроме того, развитие данного направления создаёт благоприятную среду для молодых писателей, которые, опробовав свои силы, смогут заняться собственными уникальными произведениями.

Также мешает фикам упрочить свои позиции то, что очень часто авторы в процессе написания и публикации глав бросают свои труды и больше к ним не возвращаются. Это типично для непрофессионалов, начальный порыв упирается в необходимость детальной проработки произведения, и руки опускаются. Либо находятся более насущные заботы, ведь это не основной вид деятельности большинства фикрайтеров, а лишь хобби.

В глобальной сети существует масса фанатских ресурсов, каждый из которых имеет свой архив фанфиков. Большая часть из них - англоязычные, но и число отечественных стремительно возрастает. Интерес к литературе у молодёжи находится в плачевном состоянии, поэтому можно только порадоваться, что появилось новое направление, побуждающее людей не только читать, но и творить!

Относительно недавно до России добрался некий псевдолитературный жанр, получивший нелепое название фанфик . Данному англицизму (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) можно подобрать куда более привычный, хорошо знакомый всем синоним - плагиат. Кстати, замечу, что этот жанр является прямым нарушением авторского права и авторов, грешащих фанфиками вполне можно привлечь к суду, однако сейчас я не хочу затрагивать юридические аспекты проблемы и акцентирую внимание на том, какой вред может принести увлечении фанфиками самим начинающим литераторам. Возможно, у кого-то из читателей сразу возникнет вопрос: "Неужели безобидные литературные переделки так опасны? Неужели они могут как-то навредить своим создателям?" Боюсь, что да.

Кто же и почему пишет фанфики? Происходит это в двух случаях:

1. В состоянии юношеской влюбленности

2. В состоянии творческого бесплодия

Первое, как правило, быстро проходит, второе остается на всю жизнь. Я хорошо понимаю молоденьких девушек, очарованных литературными и киногероями, витающих в облаках и грезящих о возвышенной любви. Им так хочется продлить волшебную сказку, вновь встретить своего виртуального возлюбленного, что они, не в силах больше сдерживать эмоции, хватаются за перо и на одном дыхании создают самодельное продолжение полюбившейся книги.

Плохо ли это? Если рассматривать написание фанфиков, как одну из ступеней ученичества, не так уж и скверно. Начинающий автор учится работать со словом, выстраивать сюжетные линии по заданному образцу. Отнесемся снисходительно к этим литературным потугам, учитывая юный возраст их создателей.

Иное дело, когда написание фанфиков входит в привычку, и человек, почему-то считающий себя писателем, продолжает строчить тексты, основанные на чужих сюжетах и идеях. Это прямой путь в болото графомании. В чем же состоит разница между писателем и графоманом?

Писатель является творцом миров, создает новые вселенные, ему всегда есть, что сказать своим читателям. Писатель обладает даром Божьим - талантом. А талант, замечу, это отнюдь не способность генерировать гладкие, красивые фразы, легко стекающие на бумагу. Талант - это огонь, горящий в душе и воспламеняющий души тех, кто соприкасается с ним.

Графоманы, они же - авторы фанфиков, питаются объедками с чужого стола, заглатывая и переваривая отработанный материал. Со стороны, если не приглядываться внимательно, подобные творения могут даже показаться красивыми и занимательными, но присмотревшись, мы увидим, что фанфики отличаются от оригинальных произведений, как бумажный цветок от живой розы. Впрочем, некоторые любят и бумажные цветы…

Еще один "неотразимый" аргумент воинствующих графоманов сводился к следующему: многие известные фильмы являются ремейками старых кинолент и, зачастую оказываются лучше оригинальной версии. Однако ремейк кинофильма и фанфик похожи друг на друга примерно так, как походит чистокровный скакун на замученную жизнью рабочую клячу. Принципиальные различия между фанфиком и ремейком состоит в том, что фанфики (исходя из определения этого термина) пишут непрофессиональные поклонники литературы, а ремейки доверяют делать высококлассным профессионалам-сценаристам. С юридической точки зрения, разница тоже очевидна. Произведение, написанное в жанре фанфика - это очевидный плагиат и нарушение авторских прав, а при создании ремейка, компания, взявшаяся за повторную экранизацию, покупает права на произведение у правообладателя, действуя в строгом соответствии с законодательством. К тому же, не стоит забывать, что в киноиндустрии, как и в любом другом виде бизнеса все зависит от того, сколько прибыли дает тот или иной продукт. Если фильм получил популярность, то продолжения будут снимать до тех пор, пока идея не исчерпает себя полностью. К подлинному творчеству этот процесс никакого отношения не имеет. То же самое можно сказать и о литературных произведениях некоторых российских авторов, по сути являющихся, мягко выражаясь, фанфиками, созданными по мотивам известных зарубежных книг. Ход нехитрый, но эффективный - достаточно назвать персонаж сходным именем, и уже можно незаметно примазаться к иноземной рекламной кампании, экономя деньги на раскрутке и вводя в заблуждение читателей. Однако не следует забывать, что успешный автор, это далеко не всегда талантливый автор. Успешный, это значит - востребованный, дающий хорошую прибыль издательству. Не более того…

Однако вернемся к непрофессиональным литераторам-графоманам, с упоением продолжающим производить на свет никому не нужные, вторичные произведения. Может быть, имеет смысл оставить их в покое, пусть себе пишут, что захотят, ведь Интернет и не такое стерпит? Беда в том, что они втягивают в порочный круг молодежь, юных девчонок и мальчишек, только-только ощутивших в себе завораживающее, всепоглощающее желание творить, делиться со всем миром огнем своей души. И происходит непоправимое - молодой человек, находящийся в процессе своего творческого становления, увязает в фанфиках, впустую растрачивая талант. У него постепенно атрофируется способность творить, создавать собственные, оригинальные идеи и изначально талантливый автор незаметно превращается в убогого графомана.

Именно поэтому, некоторое время назад я затронула проблему фанфиков на своем форуме, а теперь вернулась к ней в "Вольной теме". Увы, фанфики достаточно популярны среди начинающих литераторов, и мне хочется предостеречь тех, кто невольно вступил на этот скользкий путь. У Владимира Высоцкого есть песня "Чужая колея", в конце которой он, по сути, обращается к своим фанатам, пытающимся подражать своему обожаемому кумиру:


Яснее не скажешь, ищите свою колею, друзья, и оставьте графоманов-фанфикоманов в грязи наезженной чужой колеи.

Многим из нас знакомо чувство сожаления, когда захватившая книга дочитана, фильм закончился, а с героями расставаться совсем не хочется. Наверное, на волне подобного сожаления и родились фанфики. Фанфики пользуются широкой популярностью. Их пишут школьники и солидные взрослые люди по мотивам своих любимых фильмов, книг и компьютерных игр. Без них просто невозможно представить интернет-пространство.

Думаю, никому не нужно объяснять, что такое фанфики. Вопрос в другом. А можно ли считать фанфики литературным жанром? Вот об этом и порассуждают в новом опросе авторы нашей библиотеки...

Каково ваше отношение к фанфикам? Можно ли считать их полноценным литературным жанром? Почему у авторов фанфиков пользуется популярностью тема однополых отношений? Не считаете ли вы, что некоторые известные сетевые авторы дискредитируют себя написанием фанфиков и размениваются на "недостойные вещи"?


Долго понять не мог: Что это за фрукт? И с чем его едят? Когда углубился, то понял, что это один из литературных жанров. Если оно есть, значит, ему есть место быть. Нейтрально.

Можно ли считать их полноценным литературным жанром? Нет. Полноценным считать нельзя, потому как фанфики пишутся уже из состоявших произведений. Я бы этот жанр конкретизировал - интерпретация произведений. Фанфики - дополнение и продолжение завершённых проектов. Это позаимствованная идея из других источников. Исходя из этого, этот жанр не может считаться уже полноценным. Но... У каждой медали две стороны. Есть люди, которые интерпретируют, а есть те, которые создают новые проекты - ориджиналы. Вот именно эту ветку фанфиков (Ориджиналы) я считаю полноценным литературным жанром.

Фанфики - Слэш. Слэш - Яой. Думаю от этого значения (Яой) начался ажиотаж на гомосексуальные отношения. В принципе, Яой таковым и является. Однако это лишь одна из тем фанфиков и не думаю, что его составляющая. Однополая любовь для кого-то загадка, для некоторых запретный плод, а для кого-то просто жизнь. Вот потому и пишут.

Если вдруг захотелось пофантазировать про любимых героев и написать фанфик, то почему бы и нет. Это никак не испортит ранее написанные произведения и не умалит достоинства, как их, так и автора. Если он талантлив, то и фанфик получится достойным.

К фанфикам именно как к "фанфикам", то есть к использованию чужого мира и чужих героев я отношусь очень... странно. Как читателю, мне иногда хочется переписать окончание особенно зацепившего меня произведения, ну или хотя бы его дописать... Не знаю, есть ли у современных школьников такое задание, а нас просили дописать окончание "Дубровского"))) Так что свой первый "фанфик" я написала в шестом по моему классе, с благословения преподавателя по литературе. Многие авторы продолжают серию, начатую другим, и иногда довольно успешно. Но, конечно, это не совсем "фанфики". Мне кажется, что сетевые фанфики в основном конечно свалка графоманского мусора, но иногда там попадается вполне себе жемчужинки. Другое дело, что копаться в этой куче в поисках действительно интересного варианта развития событий, нетрадиционного (не в плане отношения героев) развития сюжета, хорошо и связно написанного текста... Это просто утомительно. На большом сетевом ресурсе Книга фанфиков (http://ficbook.net) я сразу ставлю ограничение в поиске "ориджиналы". Не то чтобы я не уважаю авторов фанфов. Иногда я считаю что честнее воспользоваться уже созданным миром, если не чувствуешь в себе силы криэйтора, но вот когда экспроприируют и героев... Причем по ходу меняя их характер, меняя развитие сюжета, навязывая им новые отношения... Мне это не понять. Просто не понять. Но в каждой избушке - свои погремушки. Для меня как автора, попытка использовать моих героев другим человеком вызвала очень сильный стресс, честно =) Бедную "мать" Гарри Поттера мне до слез жаль... Хотя она наверное привыкла.

Полноценным литературным жанром... Знаете, есть некоторые фанфики... Уже упомянутые мною "жемчужины"... Которые во сто раз приятнее читать, чем многие ориджиналы. И слог у автора, и психология, и... Но в основном конечно ужас что понаписано(Однако хочу ли я считать это за полноценный жанр или нет - роли никакой не играет. Сеть переполнена фанфиками, и значит такой жанр уже есть. Без вариантов)

Почему тема слэша так популярна? В фантазии часто реализуется то, чего не хватает в жизни. Женщины идеализируют мужскую любовь, в ней они хотят видеть все то, что им не хватает или от чего они устали... Это если вкратце)

Мне кажется, что сетевой автор, пишущий бесплатно и для собственного удовольствия, вправе писать все что его душе угодно))) Если есть любители почитать фанфики, значит должны быть и писатели. Если писатель хорош, то это не означает, что он должен все бросить и пойти писать какую-то гипотетическую "достойную" литературу. Это, знаете ли, очень напоминает расплывчатое определение "традиционные отношения". Какую литературу можно считать достойной, а какую - нет, личное дело каждого отдельно взятого читателя, ИМХО) А дело автора - писать то, что у него пишется. Главное - писать хорошо и интересно. И если из автора просто прет наружу трах Наруто с кем-нибудь или Гарри и Дарко - да на здоровье! Только качественно, от души, хорошим слогом... А то откроешь порой "достойную" литературу, зевнешь на первой странице и уснешь на второй... Нет, уж, спасибо))) Каждый должен писать то, что пишется. Это творчество, в конце концов) Душа, знаете ли... Муза, опять таки) Трепетная.... Ну вдохновляет она автора на такие произведения, и отлично. Главное чтобы от новых произведений автора дежавю не пахло. Не было ощущения, что ты это у него же и читала, но вот книги две назад.

К фанфикам отношусь спокойно. Академическое литературоведенье такого жанра не признает и я с ним согласен. Но как концепция и литературный прием имеет право на жизнь. Почему нет? Основная масса фантастики по сути своей - фанфики. Придумать оригинальный проработанный мир - это дело не каждому по плечу.

Не считаете ли вы, что некоторые известные сетевые авторы дискредитируют себя написанием фанфиков и размениваются на "недостойные вещи"?

Нет, не считаю. Фанфики бывают разные. Иногда получаются вещи ничуть не слабее канонического текста, а то и посильнее.

Вообще, сложно назвать это отдельным жанром в литературе, я бы так не сказала. Скорее это первый (или не первый) опыт взяться за перо. Ведь пишут фанфики, как правило, люди молодые. Я помню, в 16 лет пробовала писать фанфик на Шерлока Холмса. А потом, постарше, на Собор Парижской Богоматери. Потому, что эмоции от произведений обуревали и не было им выхода.

Так что это крайне полезная вещь - выпустить пар, обнаружить себя втянутым в творческий процесс. Ну и вообще, мало ли во что это потом может вылиться? В талантливого писателя, или художника, например. Ведь все поначалу учатся, подражая.

Есть мнение, что настоящие геи такую литературу не читают. Ну, им наверное и не надо. Зато другим - надо. Чтобы повысить, например, ту же лояльность и толерантность в нашей стране. Интернет дал волю тому, чего раньше и в помине не знали (имеется ввиду гей литература). Поэтому молодежь современная уже чуть более лояльна к геям. Да что там лояльна! Некоторые их просто обожают. Но не считаю, они от этого становятся такими же. Вот любят же некоторые особи кошек. Чешут их, купают, обслуживают, в общем и всячески балуют. Да еще и спать с собой кладут. Ну и что они теперь - зоофилы? Нет, конечно. И мяукать люди тоже не начинают. Но это так, к слову.

На счет известных авторов - а почему бы и нет. Они ведь тоже люди. Ну захотелось - написал. И нечего вилами в него за это тыкать. Он автор, что захотел, то и сотворил. Читатели это либо примут, либо нет. И если нет - то тогда творение просто потеряется на просторах. Другое дело - если это действительно читаемый автор - нарушение им авторских прав другого писателя. Но это уже отдельный вопрос.

Вряд ли могу сказать, что имею к фанфикам резко отрицательное, или, наоборот, резко положительное отношение, слишком я далек от этого, и наверное, сам не способен был бы увлечься каким либо произведением настолько, чтобы испытать желание дописать или переписать его, и, главное, осуществить это. Но и кричать о том, что фанфикшн - это мусор, убожество, вторичность, я тоже не стану. Явление интересное, и, разумеется, имеющее право на существование.

Кто может сказать, что он никогда не дофантазировал сюжет прочитанного или просмотренного, не предполагал "а если бы так, а если бы этак"? В детстве тоже, наверное, все играли в любимых персонажей, и, естественно, сюжету никто не следовал. Герои книг и фильмов попадали в такие приключения, которых автор даже и вообразить не мог бы. Персонажи разных произведений произвольно объединялись, взаимодействовали, в общем, творили любые "внеканонные" безобразия, лишь бы играющим было интересно. В отношении фанфиков, скорее всего, действует тот же принцип детской игры, ну, в каком-то смысле.

Впрочем, это явление не обязательно возрастное, и даже не современное, похоже. С тех пор, как люди стали писать художественные тексты, всегда находились читатели, которые хотели дополнить, переосмыслить и раскрыть темные места в увлекшем их произведении. Наверное, первыми фанфиками условно можно считать апокрифы и церковные предания.

Что касается того, является ли фанфикшн полноценным литературным жанром, то, скорее всего, нет. В первую очередь из-за ограниченности аудитории. Читатели фанфиков - это такие же увлеченные конкретным произведением люди, как и авторы текстов. Вряд ли человек, не погруженный с головой в этот мир, будет с удовольствием это читать. Даже поклоннику определенного фандома далеко не всегда интересно читать фанфики, написанные по другим фильмам или книгам. Да что там говорить, даже в рамках одного фандома, например по миру "Гарри Поттера", есть те, кто читает и пишет только джен (без любовной линии) или гет (здесь понятно), а есть те, кому интересен только слэш (тема однополых отношений). Но и среди них есть любители определенных пейрингов (пар). Например, автор пишет только о паре Гарри/Драко, но не будет писать, допустим, о Гарри/Снейпе.

В общем, несмотря на то, что фанфикшн - это целый мир, но мир этот слишком закрыт и специфичен, чтобы считаться или стать когда-нибудь полноценной литературой.

Насчет популярности однополых отношений в фанфиках - для меня это большая загадка. Возможно, тут дело в том, что фанфикшн в современном виде берет начало в кругу любителей аниме и манги, в которых давно присутствует такой поджанр, как яой - рассказ об отношениях мужчин, рассчитанный на женскую аудиторию. А уж почему женщинам это может быть интересно - об этом можно бесконечно строить предположения.

Дискредитируют ли себя некоторые сетевые авторы написанием фанфиков? Лично мне известен только один такой автор, "переметнувшийся в стан врага". Нет, я не считаю это дискредитацией или снижением уровня, человек (а любой автор тоже человек) всегда занимается тем, что ему интересно, а уж читать или не читать - это выбор каждого. Можно, конечно,

сожалеть, что мы не прочитаем новых произведений в том формате, в котором хотели бы, но можно и порадоваться за автора, что он реализуется так, как он сам хочет.

К фанфикам (фанфикшн) отношусь положительно. Мне кажется, это вполне можно считать полноценным литературным жанром, встречаются очень даже качественные вещи. Единственное, что меня смущает, - возрастная категория пишущих, среди которых огромное количество подростков в возрасте 12-15 лет.

Популярность однополых отношений в фанфиках, наверно, обоснована тем, что речь в них идет о нетривиальных, «теневых» сторонах жизни людей. То, что на поверхности, зачастую оказывается совсем не тем, к чему мы привыкли, чему нас учили и что является «правильным» во всех отношениях. Наверное, все-таки срабатывает извечная человеческая тяга к чему-то запретному, зачастую оказывающимся очень интересным материалом для создания чего-нибудь литературного. Кроме того, люди через свои работы дают выход «спрятанным» внутри себя эмоциям, скрытым желаниям, решают какие-то свои внутренние конфликты, о которых порой и рассказать-то некому.

Я не считаю, что известные авторы дискредитируют себя написанием подобных вещей. Это прекрасная тренировка для воображения, грамматических навыков и, если это не приносит физического и морального вреда им и окружающим, то почему бы и нет?



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.