Ю.Евкуров: «Пусть Аллах своей милостью примет Ваш Хадж. Общие советы по пребыванию в Мекке и Медине

Юность кончается не в один день – и этот день не отметишь в календаре: «Сегодня окончилась моя юность». Она уходит незаметно – так незаметно, что с нею не успеваешь проститься. Только что ты был молодой и красивый, а смотришь – и пионер в трамвае уже говорит тебе: «Дяденька». И ты ловишь в темном трамвайном стекле свое отражение и думаешь с удивлением: «Да, дяденька». Юность кончилась, а когда, какого числа, в котором часу? Неизвестно.

Так кончилась и моя юность. Но день, когда я понял, что совсем иначе смотрю на то, что составляло прежний смысл моих стремлений, – этот день я помню отлично…

Из Ленинграда меня послали в Балашов, и, только что окончив одну летную школу, я стал учиться в другой – на этот раз у настоящего инструктора и на настоящей машине.

Не запомню в своей жизни другой полосы, когда бы я работал с таким прилежанием.

– Знаете, как вы летаете? – еще в Ленинграде сказал мне начальник школы. – Как сундук. А для Севера нужно иметь класс.

Я изучил ночные полеты, когда сразу за стартом начинается тьма и все время, пока набираешь высоту, кажется, что ощупью идешь по темному коридору. Внизу на аэродроме ярко светится Т, и черное поле точно пунктирам обведено красноватыми огнями. Линия железной дороги мерцает сигналами разъездов, расставленных с необыкновенной ночной точностью, так не похожей на дневную. Темный воздух, невидимая земля. Но вот зарево появляется вдали, – еще несколько минут, и это не зарево, а город – тысячи огней, разноцветных, разнообразных… Фантастическая картина!

Я научился водить самолет вслепую, когда все вокруг окутано белой мглой и кажется, что ты летишь через миллионы лет в другую геологическую эпоху. Как будто не на самолете, а на машине времени ты несешься вперед и вперед!

Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы так же, как хороший моряк знает свойства воды…

Это были годы, когда Арктика, которая до сих пор казалась какими-то далекими, никому не нужными льдами, стала близка нам и первые великие перелеты привлекли внимание всей страны.

У каждого из нас был свой идеал летчика, и мы спорили без конца, доказывая, что А. летает лучше Л., а Ч. – лучше их обоих. Полковник американской армии Бен Эйельсон с продавленным своей же левой рукой сердцем, закутанный в национальный флаг, бы л только что переброшен летчиком С. в Америку, и этот перелет почему-то поразил наше воображение. Нет, это была еще юность!

Каждый день в газетах появлялись статьи об арктических экспедициях – морских и воздушных, – и я читал их с волнением. Всем сердцем я рвался на Север.

И вот однажды, – мне предстоял в этот день один из трудных зачетных полетов, – уже сидя в машине, я увидел в руках своего инструктора газету. А в газете я увидел то, что заставило меня снять шлем и очки и вылезть из самолета.

«Горячий привет и поздравление участникам экспедиции, успешно разрешившим задачу сквозного плавания по Ледовитому океану», – это было написано крупными буквами в середине первой страницы.

Не слушая, что говорит мне изумленный инструктор, я еще раз взглянул на эту страницу – мне хотелось прочесть ее одним взглядом. «Великий Северный путь открыт» – название одной статьи! «Сибиряков» в Беринговом проливе» – название другой! «Привет победителям» – третьей! Это было известие об историческом походе «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего в одну навигацию Северный морской путь – путь, который пытался пройти капитан Татаринов на шхуне «Св. Мария».

– Что с вами? Вы больны?

– Нет, товарищ инструктор.

– Высота тысяча двести метров. Два глубоких виража в одну сторону и два в другую. Четыре переворота через крыло.

– Слушаю, товарищ инструктор!

Я был так взволнован, что чуть не попросил разрешения отложить полет…

Весь этот день я думал о Кате, о покойной Марье Васильевне, о капитане, жизнь которого таким удивительным образом переплелась с моей. Но теперь я думал о них иначе, чем прежде, и мои обиды представились мне в другом, более спокойном свете. Конечно, я ничего не забыл. Я не забыл мой последний разговор с Марьей Васильевной, в котором каждое слово имело тайный смысл, – ее прощание с молодостью и самой жизнью. Я не забыл, как на другой день мы со старушкой сидели в приемном покое, и дверь открылась, и я увидел что-то белое с черной головой и голую руку, свесившуюся с дивана. Я еще не забыл, как Катя отвернулась от меня на похоронах, и не забыл своих мечтаний о том, как мы встретимся через несколько лет и я брошу ей доказательства своей правоты. Я не забыл, как Николай Антоныч плюнул мне в лицо.

Но все это вдруг представилось мне как бы какой-то пьесой, в которой главное действующее лицо появляется в последнем акте, а до сих пор о нем лишь говорят. Все говорят о человеке, портрет которого висит на стене, – портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и глубоко сидящими в орбитах глазами…

Да, он был главным действующим лицом в этой истории, и если в ней так много места заняла моя юность, так это лишь потому, что самые интересные мысли приходят в голову, когда тебе восемнадцать лет. Он был великим путешественником, которого погубило непризнание, и его история выходит далеко за пределы личных дел и семейных отношений. Великий Северный путь открыт – вот его история. Сквозное плавание по Ледовитому океану в одну навигацию – вот его мысль. Люди, решившие задачу, которая стояла перед человечеством четыреста лет, – вот его люди. С ними он мог говорить, как с равными. Что же в сравнении с этим мои мечты, надежды, желания! Чего я хочу? Зачем я стал летчиком? Почему я стремлюсь на Север?

И вот так же, как в моей воображаемой пьесе, все вдруг расставилось по своим местам, и совсем простые мысли пришли мне в голову о моем будущем и о моем деле. Многое из того, что я знал о жизни полярных летчиков, как бы повернулось другой стороной, и я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом, недели изнуряющего ожидания погоды, полеты над снежными горными хребтами, когда глаза невольно высматривают место для вынужденной посадки, полеты в пургу, когда не видишь крыльев своей машины, мучительную возню с запуском мотора на пятидесятиградусном морозе. Я вспомнил формулу одного из полярных летчиков: «Что значит лететь на Север? – Пурговать и греть воду». Я вспомнил страшные рассказы об арктических метелях, которые хоронят человека в двух метрах от дома.

Но разве испугались этих трудов и опасностей сибиряковцы, которые под парусами вывели потерявший винт ледокол к Берингову морю?

Нет, прав был Петя. Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души. Я стремился на Север, к профессии полярного летчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу.

Кто знает, может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы говорить с капитаном Татариновым, как равные с равным?

За месяц до окончания Балашовской школы я подал заявление, чтобы меня послали на Север. Но школа не отпустила меня. Я остался инструктором и еще целый год провел в Балашове. Не могу сказать, что я был хорошим инструктором. Конечно, я мог научить человека летать, и при этом у меня не было ни малейшего желания ежеминутно ругать его. Я понимал своих учеников – мне, например, было совершенно ясно, почему один, выходя из самолета, спешит закурить, а другой при посадке показывает напускную веселость. Но я не был учителем по призванию, и мне скучно было в тысячный раз объяснять другим то, что я давно знал.

В августе 1933 года я получил отпуск и поехал в Москву. Литер у меня был до Энска через Ленинград, и меня ждали в Ленинграде и в Энске. Но я все-таки решил заехать в Москву, где меня не ждали.

У меня были дела в Москве. Во-первых, я должен был заехать в Главсевморпуть и поговорить о моем переводе на Север; во-вторых, мне хотелось повидать Валю Жукова и Кораблева. Вообще у меня было много дел, и я очень быстро доказал себе, что мне совершенно необходимо заехать в Москву…

Конечно, я совершенно не собирался звонить Кате, тем более, что за эти три года я только однажды получил от нее привет – через Саню – и все было давно кончено и забыто. Все было так давно кончено и забыто, что я даже решил позвонить ей и на всякий случай приготовил первую вежливо-равнодушную фразу. Но у меня почему-то задрожала рука, когда я снял трубку, и неожиданно я сказал другой номер – Кораблева.

Я не застал его, – он был в отпуске, – и незнакомый женский голос сообщил мне, что он вернется только к началу учебного года.

– Сердечный привет от его ученика, – сказал я. – Передайте, что звонил летчик Григорьев.

Я положил трубку. Это было в гостинице, и нужно было сперва вызывать город, а уже потом говорить номер, и я с тоской смотрел на телефон и не звонил – все думал. Что я скажу ей? Я не мог говорить с ней, как с чужим человекам.

И я решил сперва позвонить в Зоопарк Вале.

Но и Вали не было в Москве. Мне вежливо сообщили, что ассистент Жуков находится на Крайнем Севере и едва ли вернется в Москву раньше чем через полгода.

– А кто его спрашивает?

– Передайте привет, пожалуйста, – сказал я. – Это говорит летчик Григорьев.

Больше мне некому было звонить в Москве, разве только какому-нибудь секретарю из Управления гражданского воздушного флота. Но мне было не до секретарей. Я снял трубку и сказал:

Город ответил, и я назвал номер.

Нина Капитоновна подошла к телефону, я сразу узнал ее добрый решительный голос.

– Можно Катю?

– Катю? – с удивлением переспросила Нина Капитоновна. – Ее нету.

– Нету дома?

– Дома нету и в городе. А кто ее спрашивает?

– Григорьев, – сказал я. – Не можете ли вы сообщить мне ее адрес?

Нина Капитоновна помолчала. Без сомнения, она не узнала меня. Мало ли Григорьевых на свете!

– Она на практике. Адрес: город Троицк, геологическая партия Московского университета.

Я поблагодарил и повесил трубку.

Больше я не мог оставаться в этом скучном номере совершенно один, а до двух часов, когда меня должен был принять секретарь Главсевморпути, было еще далеко. Я вышел и стал бесцельно бродить по Москве.

Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем. Обыкновенный сквер в центре Москвы кажется самым грустным местом в мире. Не слишком шумная, довольно грязная улица, которых было в Москве сколько угодно, наводит такую тоску, что невольно начинаешь чувствовать себя гораздо старше и умнее.

Как будто я сам через несколько лет спокойно заглянул себе в душу и оценил все – и ненужную горячность в делах, которые касаются самого дорогого на земле – человеческого сердца, и неуверенность в себе, преследующую меня, быть может, с тех пор, когда я был немым мальчиком и мир казался мне таким необъяснимо сложным. Мне казалось теперь, что во мне еще были последние черты этой немоты. Например, в своей любви я не сумел полностью высказать себя и промолчал о самом важном. Мне казалось, что моя любовь не удалась потому, что очень сложные обстоятельства обступили ее со всех сторон, – и это снова был тот же сложный мир, перед которым немым мальчиком я застывал в каком-то оцепенении.

Нет, все переменилось в моей душе, я чувствовал это! Я больше не был горячим мальчиком, стремившимся, не теряя ни минуты, доказать свою правоту. Я знал теперь, что мне нужнее всего – спокойствие и твердость.

С чувством грусти и жалости к самому себе я думал об этих годах моей юности и школьной любви. Теперь кончено было с юностью и любовь уже не та. Но, как и прежде, все было впереди, и я смотрел вперед с еще большей надеждой, чем прежде.

Я недолго пробыл в Москве. Меня очень вежливо приняли в Главсевморпути, потом в Управлении гражданского воздушного флота. Но нечего было и думать о Севере – так мне сказали – до тех пор, пока меня не отпустит Балашовская школа.

Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север – и то совершенно случайно. Я познакомился в Ленинграде с одним старым полярным летчиком, который хотел вернуться в центр: ему уже не по годам были тяжелые северные полеты. Мы обменялись. Он занял мое место, а я получил назначение вторым пилотом на одну из дальних северных линий.


| |

Жизнь на борту самолёта наполнена событиями, деталями и нюансами. Но от пассажиров они зачастую ускользают… Увы.

Много ли вы знаете о закулисной жизни в небесах? Зависит от того, часто ли вы летаете. Если ответ «ДА, ЧАСТО», то вряд ли вы найдете что-то новое для себя в моей подборке любопытных фактов. (Хотя как знать, конечно!) Но если ответ «НЕТ», вам точно будет интересно.

10 ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ О ПЕРЕЛЁТАХ

ФАКТ 1

На входе в самолёт стюардессы прячут руки за спиной, потому что у них там маленький счётчик. Они считают пассажиров. Если данные по тому, сколько человек зашло на борт, не совпадёт с переданными данными о количество оторванных посадочных талонов, то самолёт не взлетит. Всех еще неоднократно пересчитают, пока не найдут ошибку.

А еще некоторые стюардессы на встречу с пассажирами одевают высокие каблуки, чтобы быть выше ростом. Потом они их, конечно, их снимают и работают уже в обычной обуви.

ФАКТ 2

Главная задача экипажа на борту, отнюдь не обслуживать пассажиров, предлагая им пледы с газетами или подавая курицу-или-рыбу. Бортпроводники отвечают, прежде всего, за безопасность! Именно обеспечению безопасности пассажиров, а так же действиям в чрезвычайных ситуациях посвящена .

Кстати, не называйте стюардесс «стюардессами». Правильно говорить «бортпроводники» и никак иначе. А на авиационном сленге они сами себя называют «проводами».

ФАКТ 3

У авиакомпаний есть летняя и зимняя форма. Внешний вид вообще регламентируется очень строго. У девушек есть четкие указание по поводу причесок, цвета обуви, лака для ногтей и даже губной помады. Всё для того, чтобы образ был идеальным. Ведь это лицо авиакомпании!

ФАКТ 4

Поднимать шторки при взлете надо для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации глаза пассажиров были адаптированы к освещению за бортом. Опускать подлокотники и поднимать откидные столики надо для того, чтобы не удариться при резком торможении, в случае отмены взлета, или наоборот резком наборе высоты при посадке. Вообще множество таких мелких и казалось бы незначитльных запретов продумано именно для того, чтобы максимально обезопасить пассажиров в любой, даже самой незначительной ситуации.

ФАКТ 5

На высоте меняются вкусовые ощущения. А как следствие и предпочтения. Например, томатный сок на борту заказывают во много раз чаще, чем на земле.
Еда тоже кажется более пресной, поэтому в нее добавляют чуть больше специй, чтобы ярче проявить вкус.

ФАКТ 6

Порция горячего в специальной коробочке из фольги называется «касалетка». И если вы произнесете это слово на борту, то гарантированно возвыситесь над остальной толпой пассажира в глазах экипажа!

Кстати, порций на борту обычно больше, чем желающих их съесть. Так что если вы не наелись, после окончания обслуживания можно попросить у бортпроводников «еще одну касалетку, если осталось». Скорее всего, вам без проблем её принесут.

А еще во «внеурочное время» вам всегда будет готовы налить чай, кофе, сок, водичку.

ФАКТ 7

Экипаж питается по меню бизнес класса. При этом пилоты обязательно едят разное. Если один выбирает курицу, то второму останется лишь довольствоваться рыбой. Это так же предусмотрено соображениями безопасности (если вдруг с едой что-то не так).

ФАКТ 8

Главный на борту - Командир Воздушного Судна. Все обязаны подчиняться его требованиям, включая пассажиров. Это опять-таки норма безопасности. Спорить с решениями КВС можно исключительно после приземления. Если даже он скажет, что снимать из окна запрещено, то нужно немедленно прекращать съемку. К счастью сейчас это редкость и почти везде сейчас экипажи спокойно относится к фотосъемке.

ФАКТ 9

Самолёт - самый безопасный вид транспорта. Перед вылетом он проходит огромный комплекс проверок, тестов и контролей. Все перепроверяется многократно и разными специалистами, чтобы обеспечить независимые результаты. Да и сама конструкция самолета устроена так, что даже если все двигатели вышли из строя, он продолжает быть управляемым, и может планировать сотни километров до ближайшего аэропорта.

ФАКТ 10

Авиакомпания «S7 airlines» летает из Москвы в Салехард! Именно на этом рейсе мною были сделаны эти фотографии. Направление открыли в июне прошлого года, а начиная с мая этого года, количество рейсов в неделю по этому маршруту увеличится до трех раз в неделю.

В феврале авиакомпания открыла собственный офис продаж авиабилетов в Салехарде (там не очень хороший интернет и были трудности с оформлением билетов онлайн), где сотрудники компании помогают решать любые вопросы, связанные с авиаперелетами.

Как «факт о перелетах» это может быть и не самый выдающийся, но, безусловно, интересный тем, кто любит путешествовать нестандартно, открывать для себя места, далекие от классических туристических троп и поражающие воображение куда как больше, чем Эйфелева башня или Статуя свободы.

Как я, в общем! =)

Это было удивительное путешествие и не терпится о нем рассказать. Немного фотофрагментов можно найти у меня в



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.