Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции. Самооценка виды и уровни

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Министерство образования и науки РФ

Башкирский государственный педагогический университет

Реферат

Самооценка

Выполнила:

студенка 402 группы ФП

Калимуллина Л. Р.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное”) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

Самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относиться к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным. Самооценка является неотъемлемой частью управления поведенческими реакциями. Она влияет на наши отношения с окружающей средой и людьми, уровень достатка и удовлетворенности жизнью. Заметим, что данное понятие является очень важным для понимания, потому что мы зачастую забываем о нем и позволяем другим нас характеризовать, определять, плохие мы или хорошие, добрые или злые и т.д. Как правило, на этом играют не совсем позитивные личности, потому они извлекают из высказанного выгоду, а в нас вселяют сомнения и развивают комплексы.

Но заметим, что во всем важен объективизм. Так, самооценка личности может быть как адекватной, так и неадекватной. В зависимости от ее характера у человека формируется либо реальное, либо неправильное отношение к себе и своим поступкам. Конечно же, первый характерен для взрослой, состоявшейся личности. Ребенок же, развиваясь, не может правильно себя оценить, потому что на его мнение оказывает огромное влияние общество, веяния, стремление быть на кого-то похожим и прочее. Он не может адекватно определить, что хорошо, а что плохо, потому что его система ценностей размыта.

Самооценка и личности должен стремиться к положительной отметке, по крайней мере, так рекомендуют психологи. Человеку необходимо уважение со стороны окружающих, в результате чего он сам начинает себя уважать. Поскольку мы хотим, чтобы о нас говорили хорошо, мы что-то для этого предпринимаем, стараемся стать лучше. Конечно же, когда человек из подростка превращается в ребенка, на первый план выходит личная самооценка, а не мнение окружающих людей. Личность, трезво оценивая свои возможности, выдвигает к себе ряд требований и стремится к их воплощению в жизнь.

Заметим, что методика самооценки личности зависит от многих факторов, среди которых называют:

1. Человеческий статус в обществе. У индивида, который рожден в самооценка окажется выше, чем у санитара, который не поступил в медицинский институт.

2. Элемент внушения. Если человеку постоянно говорить, что он - свинья, он непременно скоро захрюкает. Этот фактор нельзя недооценивать.

3. Успешность по жизни и в конкретной ситуации. Самооценка личности понизится, если человека сопровождают одни неудачи.

4. Отношение к самому себе. Если субъект сам с собой «в ладах», он чувствует себя гораздо лучше.

5. и в собственный успех. Когда мы верим в то, что можем сделать многое, у нас и получается многое. Это закон.

Заметим, что у если требования к ней не совпадают с теми, что она сама себе предъявляет, подобные вмешательства в воспитание извне заканчиваются неудачей. Причем возможность поступать вразрез с мнением окружающих напрямую зависит от устойчивости индивида. Если самооценка личности и оценка людей вокруг расходится в течение длительного периода, очень часто развивается острый конфликт, который может привести к развитию кризисной ситуации.

Однако помните, что следует развивать в себе положительную самооценку. Конечно же, никто не говорит о том, чтобы отбросить адекватное восприятие ситуации и пуститься в праздные мечты. Как только у вас зарождается негативная мысль относительно себя, замените ее позитивной. Не боритесь с негативом, просто устраняйте его. Смотрясь в зеркало, замечайте только хорошее, а не плохое в своей внешности. У каждого человека множество как положительных, так и отрицательных характеристик. Идеала нет, потому не стоит ставить на себе крест. Чем больше вы будете видеть в себе хорошего, тем больше его в вас будет.

Личностная самооценка – ключевой компонент самосознания, который состоит из сочетания физических и человеческих характеристик, нравственных черт, навыков и поступков человека. Именно уровень самооценки определяет степень центрального личностного образования и степень интеграции в социум. Рассматриваемый компонент самосознания является своеобразным регулятором поведенческой модели человека. Самооценка тесно взаимосвязана с уровнем самоуважения. Люди, адекватно воспринимающие собственную личность, отличаются уравновешенным поведением, низкой конфликтностью и наличием независимой линии поведения. В данной статье, мы предлагаем детально рассмотреть вопрос о том, что такое самооценка личности.

Самооценка является частью самосознания человека

Формирование самооценки человека происходит в результате межличностных связей. На уровень оценки собственной личности имеет особое влияние общественное мнение. Оценка окружающих людей в сочетании с личными достижениями, являются одним из важных критериев в рассматриваемом вопросе. Самооценка в психологии – это представление о степени значимости собственной личности для окружающих. Фундаментом для формирования оценки служат личные качества, недостатки и достоинства, чувства и поступки человека.

По мнению психологов, данный компонент самосознания имеет повышенную устойчивость к внешнему влиянию. Так как развитие личностной оценки формируется в детском возрасте под влиянием социальных и врожденных факторов, устоявшееся мнение с трудом поддается коррекции. На развитие самооценки оказывает влияние взаимоотношение с окружающими людьми, поскольку каждому человеку свойственно проводить сравнение своих поступков с поступками других людей. Определить уровень оценки собственной личности можно, изучив такие критерии, как темперамент, склад характера, и степень взаимодействия с другими людьми.

Предназначение самостоятельной оценки личности

Проводимые исследования позволили выявить, что самостоятельная оценка человеческой личности обладает тремя важными функциями:

  • регулировка, оказывающая влияние на личностный выбор;
  • защита, служит залогом психической стабильности и независимой поведенческой модели;
  • развитие – способствует постоянному саморазвитию.

Основываясь на этом факте, специалисты из области психологии рекомендуют своим пациентам как можно чаще сосредотачивать внимание на самом себе. Только проведя детальный анализ собственных качеств, можно найти ответы на многочисленные вопросы. Помимо этого, подобный подход позволяет избавиться от различного «хлама», который мешает саморазвитию. Наведение внутреннего порядка, устраняет имеющиеся конфликты и позволяет достичь гармонии.

Личностная самооценка является важным звеном в формировании человеческого самосознания.


Самооценка представляет собой мнение индивида относительно себя и собственной значимости

Детальный анализ собственных возможностей, навыков и индивидуальных черт характера, позволяет определить свое назначение в социуме. При помощи самоотчета, самоанализа и самонаблюдения, человек производит сравнение собственной личности с окружающими людьми. Важно понимать, что этот элемент самопознания не имеет схожих черт с банальным любопытством. В рассматриваемом вопросе, в качестве стимулов развития личности, выступают такие качества, как самосовершенствование, самолюбие и желание достичь успеха. Именно эти цели толкают человека вести каждодневную борьбу с самим собой и постоянно расширять круг своих интересов.

Самооценка - это единственный способ познать собственное «Я», сравнив свои прошлые поступки с планами на будущее. Анализ различных аспектов своей индивидуальности позволяет ознакомиться с собственными достоинствами и недостатками, а также определить стратегию развития собственной поведенческой модели в различных условиях. Именно этот анализ, является механизмом запуска нравственного саморазвития.

Самооценивание личности подразделяется на два ключевых элемента: эмоциональный и когнитивный. Первый отвечает за взаимосвязь с индивидуальными чертами собственной личности, среди которых следует выделить темперамент, характер, модель поведения и привычки. Когнитивная сфера основывается на информации, что поступает из внешнего мира.

Взаимосвязь самооценки и степени личностных притязаний

По мнению американского психолога У. Джемса, формула расчета самооценки выглядит следующим образом: «Успех / Степень притязаний = Самооценка». В данной формуле степень притязаний является своеобразным стимулом для достижения поставленных целей в разных сферах. Такие стимулы, как карьера, социальный статус и уровень материального достатка определяют поведение человека. Под термином «успех» в вышеприведенном примере следует воспринимать конкретные результаты, которых удалось достичь путем выполнения набора действий. Основываясь на этой формуле, можно сказать о том, что для повышения самооценки, человеку требуется снизить степень притязаний либо увеличить эффективность действий, направленных на достижение успеха.

Виды самооценки в психологии подразделяются на три категории: заниженная, адекватная и завышенная. Отклонение чаши весов в любую сторону от среднего значения становится причиной появления психологического дискомфорта и внутренних конфликтов. К сожалению, далеко не каждый человек способен увидеть истинную причину подобных проблем, что приводит к появлению ошибочных выводов.

Наличие завышенной самооценки часто сопровождается чувством собственного превосходства, и комплекса двухлетнего ребенка. Высокое самомнение приводит к созданию собственного идеала, что мешает адекватно подойти к анализу имеющихся возможностей и способностей. На данной почве создается ошибочное мнение о собственной значимости для социума. Даже в случае неудач, люди с высоким самомнением предпочитают сохранять верность идеи о высокой важности своей личности, для того, чтобы избежать психологического дискомфорта.


Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека

Неправильная оценка личностных качеств заставляет человека принимать собственные слабости за сильные черты характера. На этом фоне, упрямство и агрессия может расцениваться как воля и решительность. Рассматриваемая модель поведения препятствует формированию двухстороннего контакта с окружающими людьми, поскольку человек с высокой самооценкой наплевательски относится к мнению окружающих. Когда на пути подобного человека появляются различные трудности, что препятствуют достижению успеха, он списывает их на жизненные обстоятельства и другие внешние факторы. В его понимании, каждый поступок является правильным и не может стать ошибкой. Многие люди с завышенным самомнением негативно относятся к критике от окружающих и принимают подобное отношение за зависть и стремление придраться.

Если основываться на вышеприведенной формуле, можно сказать о том, что человек с завышенным самомнением ставит перед собой трудновыполнимые задачи, при которых степень притязаний не соответствует уровню возможностей. Специфическими чертами личности при завышенной самооценке являются грубое и агрессивное, местами жестокое поведение, высокомерие и зазнайство. Независимое поведение, выставляемое напоказ, может восприниматься окружающими людьми, как проявления высокомерия и пренебрежительности.

Люди с завышенным самомнением часто страдают от невротических и истерических приступов, так как находятся в твердой уверенности о высокой значимости собственной личности. Различные трудности воспринимаются как невезение, что редко побуждает человека изменить свое отношение к окружающим. По мнению психологов, для рассматриваемого типа личности свойственна стабильность в поведении и отличительные черты во внешнем виде. Так для людей с высоким самооцениванием свойственны прямая осанка, наличие «командного» голоса и высокое положение головы.

Заниженная самооценка выражается в виде тревожного акцентирования характера. Данный тип людей испытывает проблемы с уверенностью в своих силах, проявляет чрезмерную осторожность, застенчивость и нерешительность. Совершая определенные поступки, такие люди ждут одобрения и поддержку от окружающих. Люди с низким уровнем самооценивания легко поддаются внушению, что заставляет их действовать на поводу у окружающих. Наличие комплекса неполноценности и трудностей с самореализацией приводит к тому, что человек постоянно ищет новые цели, которые помогут ему самоутвердиться. При этом, стимулом для достижения служит не сама цель, а желание обрести значимость в глазах окружающих. Психологи отмечают, что степень притязания таких людей значительно ниже их способностей.

Наличие жизненных трудностей и различных преград воспринимается как катастрофа вселенского масштаба. Люди, относящиеся к этому типу личности, проявляют высокие требования не только в отношении себя, но и окружающих. Отличительными чертами характера, в данном случае является самокритичность, замкнутость, завистливость, жестокость, подозрительность и мстительность.


Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях

Причиной многих конфликтов, включая семейные и профессиональные, является повышенная требовательность, занудность и внимание к мелочам. Для этой манеры поведения свойственны такие особенности внешнего вида, как нерешительная походка, нежелание устанавливать визуальный контакт и втянутость шеи.

Адекватный подход к оценке собственной личности основывается на наличии двух процессов, имеющих противоположное значение: защитный и познавательный. Тяга к познанию содействует адекватности, а защитные механизмы действуют в противоположном направлении. Защитные процессы обусловлены инстинктом самосохранения, который в примере с самооценкой имеет направленность в самооправдании поведенческой модели. Помимо этого, данный процесс является единственным способом защитить свой психологический комфорт.

Степень самооценки

Рассматривая вопрос о том, какая бывает самооценка, следует уделить внимание методике определения уровня восприятия собственной личности. Для этого, на листе бумаге рисуется лестница, состоящая из десяти ступеней. Каждой из ступеней следует присвоить порядковый номер. После этого, человеку разъясняется, на самой нижней ступени находятся «отрицательные персонажи», а верхушку занимают «идеальные люди». После этого, человеку предлагается сделать выбор, какую ступень занял бы он.

По словам психологов, место с первой по третью ступень занимают люди с заниженной самооценкой, а от восьмой до десятой с завышенной. Первый показатель является наглядной демонстрацией наличия робости и неуверенности, а также отсутствием возможности реализовать собственный потенциал. Добиться намеченной цели и реализовать скрытые способности мешает критичное отношение к самому себе.


Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя

Промежуточное звено, что является адекватным оцениванием собственных качеств, позволяет правильно соизмерять имеющиеся возможности и способы для достижения целей. Люди с данным складом характера предпочитают ставить перед собой достижимые задачи, а при возникновении трудностей, адекватно подходят к их анализу. Такой человек определяет свои слабые и сильные стороны, после чего прикладывает все силы для устранения недостатков и дальнейшего саморазвития.

Завышенное самомнение – результат создания идеализированного образа своей личности и неадекватная оценка собственной значимости для окружающих людей. В этом случае, любые неудачи и жизненные трудности игнорируются, поскольку на первом месте у человека стоит психологический комфорт. Любые попытки критического оценивания со стороны окружающих могут быть расценены как придирчивость и зависть. Такие люди не признают собственные недостатки и ошибки.

Проблемы с самооценкой влияют на качество самоконтроля и управления собственным поведением. У многих лиц с данной проблемой наблюдаются трудности в построении коммуникативных связей из-за повышенной конфликтности.

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения. Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека. Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка личности

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

3 типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

Заключение

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе. Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире. Являясь важным звеном в развитии индивидуальности, самооценка человека определяет уровень уверенности в себе и удовлетворенности своей жизнью.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.