Русская архитектура, скульптура и живопись во второй половине XVIII века. Россия во второй половине XVIII века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и образ ее правления. Сущность политики просвещенного абсолютизма и внутренней политики Екатерины II.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Реформаторская деятельность Екатерины II. Принятие "Наказа" (программы создания правового государства) и его влияние на сознание русских людей. Реформы императрицы в области образования. Литературная и благотворительная деятельность Н.И. Новикова.

    реферат , добавлен 04.02.2011

    Детские годы и образование Екатерины. Приход к власти и время правления. Екатеринское царствование - "золотой век" русского дворянства. Внешняя и внутренняя политика Екатерина II. Первые реформы, отношение к религии. Мнение историков о Екатерине II.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Исследование причин, движущих сил, основных особенностей крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, ее итогов. Обзор указа Екатерины II по крестьянскому вопросу в 60-е годы. Описания программы отрицания старого общества, класса-эксплуататора.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2011

    Детство, крещение в православную веру, супружество, дворцовый переворот, восшествие на престол Екатерины II. Войны с Турцией и Польшей. Крестьянская война под предводительством Пугачева. Последствия крепостного права. Отношение к вопросам просвещения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Преобразования Екатерины II в России под влиянием идей французского Просвещения. Основные главы и разделы "Наказа". Созыв и деятельность Уложенной комиссии. Новое губернское учреждение России. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII в. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII в. Губернская реформа Екатерины I. Контрперестройка системы управления Екатерины II Павлом I.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Сущность и основное содержание "просвещенного абсолютизма" как направления политики Российского государства, впервые введенного Екатериной II. Уложенная комиссия, история и направления ее деятельности. Крестьянская война под предводительством Пугачева.

    Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

    Глава VI. Россия во второй половине XVIII века

    1. Участие России в Семилетней войне

    Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни претенденты на власть сменяли других. Такие преемники Петра, как Анна Ивановна (его племянница) или Пётр III (его внук), были ничтожные и невежественные люди, неспособные к управлению государством. Другие преемники Петра I были малолетними и только числились императорами. За них управляли случайные люди, большею частью ловкие авантюристы из иностранцев. При преемниках Петра I в управлении государством и во всех областях хозяйственной жизни большое влияние получили иностранцы. Этому способствовало раболепие перед всем иностранным, распространённое среди верхов дворянского общества. Анна Ивановна фактически передала власть в государстве тупому и необразованному немцу Бирону. Со времени Анны Ивановны началось особое засилье немцев в России. Они пытались захватить правительственный аппарат и другие важные учреждения страны. Поступая в качестве учителей и гувернёров в дома русских дворян, они прививали их детям презрение ко всему русскому и преклонение перед всем иностранным.

    Засилье иностранцев вызывало возмущение лучшей части русского дворянства. Одним из проявлений такого возмущения был дворцовый переворот 1741 года, в результате которого на престол была возведена дочь Петра Елизавета Петровна.

    В середине XVIII века влияние России на европейские дела усилилось. Соседи России ослабели. Сила Швеции давно уже пала. Турки и крымские татары представляли собой лишь обломки прежнего величия. Польша тоже не являлась уже опасной для России. Разваливалось и германское феодальное государство - беспомощный союз многих десятков мелких немецких государств. Самыми крупными из них были Австрия и Пруссия, короли которых соперничали друг с другом. В 1740 году королём Пруссии стал Фридрих II. Этот, по отзывам его современников, «весьма хитрый король» совершал неожиданные нападения на соседей и бесцеремонно захватывал чужие земли. «Сперва взять, а потом вести переговоры», - заявлял Фридрих II.

    Захватническая политика Пруссии развязала большую европейскую войну, получившую название Семилетней (1756–1763 годы). На сторону Пруссии стала Англия, рассчитывавшая при её помощи ослабить свою соперницу на морях - Францию. Россия примкнула к союзу Франции, Австрии и Саксонии против Пруссии. Фридрих II был уверен в своём военном превосходстве. Его армия, состоявшая из наёмных солдат, была хорошо обучена, вымуштрована, привыкла к лёгким и быстрым победам и слыла «непобедимой».

    В августе 1757 года русская армия перешла границы Восточной Пруссии и начала наступление на Кёнигсберг. Когда русские войска двигались по узкой лесной дороге среди непроходимых болот, немцы атаковали их, закрыв все выходы с поля боя. В этой западне, у деревни Гросс-Егерсдорф, русская армия вынуждена была принять бой. С криками «ура» русские войска кинулись в штыковую атаку и отбросили немцев. Громадную роль в отражении натиска немцев сыграла русская артиллерия. Как раз накануне войны появились орудия нового типа, более дальнобойные и более подвижные, чем старые.

    Егерсдорфская победа ошеломила немцев. Крепость Кёнигсберг сдалась без боя. Почти вся Восточная Пруссия оказалась в руках русских.

    Успехи русских войск в Восточной Пруссии встревожили не только врагов, но и союзников России. Боясь усиления русского Влияния, союзники не поддержали русской армии, в результате чего русские войска попали в тяжёлое положение под Цорндорфом, но и здесь ценой больших усилий и жертв с честью вышли из затруднения. Сам Фридрих должен был признать после Цорндорф: «Этих русских можно перебить всех до одного, но не победить». В то же время он говорил о своих солдатах: «Мои негодяи побежали, как старые бабы».

    После Цорндорфа наступило затишье. Прусская армия была сильно потрёпана. Летом 1759 года русский генерал Салтыков повёл армию в наступление на Берлин. У деревни Кунерсдорф, в пяти километрах от Франкфурта-на-Одере, произошло решительное сражение. Под ураганным огнём русской артиллерии пруссаки панически бежали по узким проходам между озёрами. Разгром был настолько сокрушителен, что сам король едва не попал в плен. Фридрих II был близок к самоубийству. «Я несчастлив, что ещё жив, - писал король. - Из армии в 48 тысяч человек у меня не остаётся и 3 тысяч. Когда я говорю это, всё бежит, и у меня уже больше нет власти над этими людьми».

    В Берлине началась паника. Королевская семья и берлинские власти покинули столицу. Австрийское командование спасло Фридриха II, отказавшись от похода на Берлин. Это дало возможность Фридриху II собрать новую армию. Но через год, 9 октября 1760 года, русские войска всё же заняли немецкую столицу. Городские власти Берлина поднесли русскому командованию на бархатной подушке ключи от крепостных ворот города.

    Военное положение Пруссии было безнадёжным. Но в это время умерла русская императрица Елизавета Петровна. Племянник императрицы голштинский принц, получивший имя Петра III, стал императором России. Будучи горячим поклонником Фридриха II, Пётр III отозвал русские войска и заключил с Пруссией союзный договор. Русская армия, принесшая так много жертв и покрывшая в войне с Пруссией новой славой свои боевые знамёна, была горько разочарована. Всем стало ясно, что Пётр III защищает интересы Пруссии, а не России.

    Возмущённые гвардейцы организовали против нового императора заговор. Летом 1762 года Пётр III был арестован и вскоре убит. Императрицей была провозглашена его жена Екатерина II.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

    Новшества в одежде во второй половине XVIII века От аристократов - к военнымВ 30-е годы XVIII века сначала аристократы, а затем и военные стали носить краги - накладные кожаные голенища разных цветов, но чаще - черного и коричневого. Их надевали, как правило, на охоту или для

    Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

    Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века § 1. Проект «Северной системы» Н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше Приход на трон Екатерины II мало что изменил в основных направлениях внешней политики России. Они в сущности остались

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

    автора Кулагина Галина Михайловна

    Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

    Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

    VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

    Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

    Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

    Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

    Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

    автора

    Глава 15. КНИГА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

    Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

    15.2. РОЛЬ Н. И. НОВИКОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КНИГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА "Ревнитель русского просвещения" - так называли Николая Ивановича Новикова (1744–1808) за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении

    Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

    15.4. ТОРГОВЛЯ КНИГАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Продажу книг осуществляли государственные, ведомственные и частные типографии, каждая из которых имела свои книжные лавки и склады. Оптовую торговлю в основном вели столичные предприятия. Процесс продажи шел медленно, и

    Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

    Тульский край во второй половине XVIII века Прежде чем перейти к рассуждениям о социальном портрете администрации Тульской провинции и губернии во второй половине XVIII века, необходимо уточнить географические и социально-демографические параметры региона, о котором

    Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

    7. Внешняя политика России во второй половине XVIII века В ходе Семилетней войны действия России поставили Пруссию на грань военной катастрофы, и король Фридрих II готовился заключить мир на любых условиях. Спасла его смерть Елизаветы, последовавшая 25 декабря 1761 г.

    1« Правление Екатерины П началось в

    1)1741 г. 2) 1755 г. 3) 1762 г. 4) 1771 г.

    2. Московский университет был основан в

    1)1755 г. 2) 1687 г. 3)1725 г. 4) 1701 г.

    3. Крым вошел в состав России в

    1)ХУ1в. 2) XVII в, 3)ХУШв. 4) XIX в.

    4. Эпоха дворцовых переворотов в России приходится на

    1) 20-60-е годах XVIII в. 2) конец XVII в. 3) середину XIX в. 4) конец XIX в.

    5. С разделами Речи Посполитой связаны даты

    1)1703 г., 1700г., 1721 г. 2) 1730 г., 1741 г., 1762 г. 3)1767 г., 1775 г., 1785 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г,

    6. Какое событие завершилось в 1763 г.?

    1) Семилетняя война 2) присоединение Крыма к России 3) разделы Речи Посполитой

    4) восстание под предводительством Е. Пугачева

    7. С какими из названных событий связаны даты: 1606- 1607гг., 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.?

    1) крестьянско-казацкйми восстаниями 2) этапами закрепощения крестьян

    3) разделами Речи Посполитой 4) войнами за выход к морю

    8. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн России со Швецией?

    1) 1700-1721 гг., 1788-1790 гг. 2) 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.

    3) 1813-1814 гг., 1816-1818 гг. 4) 1848-1849 гг., 1853-1856 гг.

    9. Какое из перечисленных ниже событий XVIII в. про­изошло ранее других?

    1) смерть Анны Иоанновны 2) восшествие на престол Петра II

    3) начало опалы А.С. Меншикова 4) начало Семилетней войны

    10. Какое из перечисленных ниже событий произошло ранее других?

    1) сражение под Аустерлицем 2) переход Суворова через Альпы

    3) присоединение России к континентальной блокаде Англии 4) Тильзитский мир

    11. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

    1)начало правления Елизаветы Петровны 2) «Великое посольство» Петра I в Европу

    3) вхождение Украины в состав России 4) учреждение патриаршества

    12.Какое из перечисленных событий произошло в Рос­сии в XVIII в.?

    1) создание Славяно-греко-латинской академии 2) открытие Высших женских курсов

    3) открытие Царскосельского лицея 4) основание Московского университета

    13. «Ничтожные наследники северного исполина» - так отзывался А.С. Пушкин о преемниках 1) Петра I 2) Павла I 3) Николая I 4) Петра III

    14.Самое крупное народное выступление XVII-XVIII вв. состоялось под предводительством

    1) Ивана Болотникова 2)Степана Разина 3)Кондратия Булавина 4) Емельяна Пугачева

    15. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

    1) дом Пашкова в Москве 2) Успенский собор в Кремле 3) храм Василия Блаженного в Москве 4) храм Святой Софии в Новгороде

    16. Учреждение Вольного экономического общества свя­зано с

    1) политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 2) реформами Петра I

    3) реформами Избранной рады 4) внутренней политикой Павла I

    17. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.?

    1)Г. Потемкин 2)И. Пересветов 3)А. Ордин-Нащокин 4) А. Адашев

    18. Московский университет был открыт по инициа­тиве

    1) Петра I 2) Екатерины II 3) М.В, Ломоносова 4)М.М, Сперанского

    19. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

    1) собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге 2) Успенский собор в Кремле

    3) храм Василия Блаженного в Москве 4) храм Святой Софии в Новгороде

    20.Княгиня Е. Дашкова

    1) известная актриса 2) первая женщина-математик 3) президент Российской Академии наук 4) первая жена Петра I

    21. За кого из русских монархов выдавал себя Емельян Пугачев?

    1) Павла I 2)Петра II 3) Ивана Антоновича 4) Петра III

    22, Какой из перечисленных архитектурных памятников был построен по проекту В 0 И 0 Баженова?

    1) Зимний дворец 2) здание Благородного собрания в Москве 3) дом Пашкова

    4) Останкинский дворец

    23. В ХУШ в„ русские войска вступили в Берлин в ходе

    1)Семилетней войны 2)Северной войны 3) походов Суворова 4) походов Ушакова

    24. Крепость Измаил была взята русскими войсками * ходе

    1) русско-турецкой войны 1768-1774 гг. 2) русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

    3) итальянского похода Суворова 4) Семилетней войны

    25. В ходе Семилетней войны произошло сражение при

    1) Корфу 2) Синопе 3) Кромах 4) Кунерсдорфе

    26. В царствование Павла I был принят документ

    1) указ «О трехдневной барщине» 2)«Жалованная грамота городам»

    3) «Табель о рангах» 4) «Судебник»

    27. Политику Екатерины П отражает событие

    1)ликвидация гетманства на Украине 2)учреждение Сената

    3)ликвидация патриаршества 4)учреждение Синода

    28. Какое событие произошло во второй половине ХУШ в.?

    1)присоединение Правобережной Украины и Бело­руссии 2) присоединение Восточной Сибири 3)участие в Северной войне 4)участие в Ливонской войне

    29.Какое событие произошло во второй половине ХУШ в.?

    1)участие в разделе Речи Посполитой 2) присоединение Западной Сибири

    3) присоединение Казанского и Астраханского ханств к России

    4) Прутский поход

    30. Укажите верное соответствие между именем прави­тельницы России и органом власти, созданным в ее прав­ление

    1) Екатерина I - Кабинет министров 2)Анна Иоанновна - Конференция при высочайшем дворе 3) Елизавета I - Верховный тайный совет

    4) Екатерина II - Уложенная комиссия

    31. Деятельность какого русского военачальника отно­сится к XVIII в.?

    1) Д.И. Пожарского 2) П.А. Нахимова 3) Ф.Ф.Ушакова 4) А.А. Брусилова

    32. Укажите верное утверждение

    1) Зимний дворец был построен под руководством В.И. Баженова

    2)Здание Московского университета было спроектиро­вано В. Растрелли

    3) здание Благородного собрания в Москве было постро­ено по проекту М.Ф. Казакова

    4) Михайловский замок в Петербурге проектировал Д. Ухтомский

    33. Известным русским историком XVIII в. был

    1)В.Н. Татищев 2) С.М. Соловьев 3) В.О. Ключевский 4) К.Д. Кавелин

    34. Известным российским театральным деятелем XVIII в. был

    1)Ф. Рокотов 2) Ф. Шубин 3) И. Аргунов 4) Ф. Волков

    35. В стиле барокко творил

    1)М. Казаков 2) В. Баженов 3) И. Аргунов 4) В. Растрелли

    36. Известным русским портретистом XVIII в. был

    1) С. Ушаков 2) Ф. Рокотов 3) И. Репин 4) К. Брюллов

    37. О возникновении в XVIII в. революционной идеоло­гии в России свидетельствует издание книги

    1) И. Крылова 2) К. Рылеева 3) Н. Новикова 4) А. Радищева

    1) М. Ломоносов 2) Г. Державин 3) Д. Фонвизин 4) А. Радищев

    39. «Петром Великим русской литературы» В.Г. Белин­ский именовал

    1) М. Ломоносова 2) Г. Державина 3) Д. Фонвизина 4) А. Радищева

    40. На карте русских земель и морей есть имена

    1) В. Беринга, С. Челюскина 2) И. Ползунова, И. Кулибина

    3) Ф. Рокотова, Д. Левицкого 4) В. Баженова, М. Казакова

    41. Российский ученый-географ ХУШ в» - это

    1) В.Н.Татищев 2)С.П.Крашенинников 3) М.В.Ломоносов 4) И.Аргунов

    42. Современниками был

    1) П. А. Румянцев и Александр I 2) М.И. Кутузов и Александр III

    3) А.В. Суворов и Николай II 4) Ф.Ф. Ушаков и Екатерина II

    43. Уложенная комиссия, созванная Екатериной II, бы­ла поизвана

    1) учредить новый порядок престолонаследия 2)отменить крепостное право

    3) разработать новый свод законов 4) учредить Государственный совет

    44. Что из перечисленного относится к мероприятиям, проведенным в царствование Петра III?

    1) принятие «Свода законов Российской империи» 2) создание военных поселений

    3) освобождение дворян от обязательной службы 4) сокращение срока солдатской службы до 15 лет

    45. К эпохе дворцовых переворотов относится деятель­ность

    1)И.И. Шувалова 2)С.С. Уварова 3) Б.И. Морозова 4) Ф. Лефорта

    46. Выделение среди крестьян бедняков и богачей обо­значается термином

    1) расслоение 2) обезземеливание 3) закрепощение 4) чересполосица

    47. Государственные крестьяне - это

    1) лично свободные крестьяне, живущие на казенных землях 2) крепостные крестьяне

    3) крестьяне, владевшие землей на правах собственности 4) крестьяне, приписанные к мануфактурам

    48. Крестьяне, уходившие с согласия помещика на зара­ботки в город, назывались

    1) вольнонаемными 2)отходниками 3)капиталистыми 4) вольноотпущенниками

    49. Царствование Павла 1 характеризует понятие

    1) «урочные лета» 2) «трехдневная барщина» 3) «заповедные годы» 4) «вольные хлебопашцы»

    50. Секуляризация - это

    1) политика оказания экономической помощи предпри­нимателям

    2) активное государственное вмешательство в хозяйст­венную жизнь

    3) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства

    4) обращение государством церковной собственности в государственную

    51. Явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любим­цы, не обладающие способностями и знаниями, необхо­димыми для службы, получило название

    1)Смутное время 2) просветительство 3) дворцовый переворот 4)фаворитизм

    52. Как назывались появившиеся при Екатерине II обще­ства «благородного сословия», которые выбирали пред­водителя и имели права доносить губернатору, Сенату и императрице о своих нуждах?

    1) городскими магистратами 2) губернскими правлениями 3)дворянскими собраниями

    4)земскими избами

    53. Барщинное хозяйство XVIII в. характеризуется

    1) преобладанием натурального оброка над денеж­ным 2) наличием у крестьянина надела, предоставляемого помещиком 3) развитием мелкотоварного производства

    4) быстрым усовершенствованием орудий труда

    54. Политику Екатерины II характеризует

    1) принятие закона об обязательной службе для дворян 2) проведение губернской реформы 3) учреждение министерств 4) учреждение Синода

    55. Политическое устройство России второй половины XVIII в. характеризует

    1) осуществление принципа разделения властей 2) существование земских органов самоуправления 3) наличие сословно-представительного органа 4) самодержавное правление

    56. Внешнюю политику Екатерины II характеризует стремление

    1) заключить «Вечный мир» с Турцией 2) получить выход к Балтийскому морю

    3) подавить революционное движение во Франции 4) создать Священный Союз европейских монархий

    57. Увеличение денежного оброка во второй половине XVIII в. свидетельствовало о

    1) развитии товарно-денежных отношений 2) усилении эксплуатации зависимых крестьян 3) росте жизненного уровня крестьян 4) ликвидации подушной подати

    58. Задача разработки нового законодательства стояла перед

    1)дворянскими собраниями 2) Вольным экономическим обществом 3) Уложенной комиссией 4) Академией наук

    59. Учреждение правительством Дворянского заемного и Купеческого банков во второй половине XVIII в. свиде­тельствовало о

    1) развитии сословного строя 2) господстве товарно-денежных отношений 3) массовом разорении дворянства и купечества 4) поощрении предпринимательской деятельности

    60. Барщинная система хозяйства несовместима с

    1) личной свободой крестьян 3) отходничеством

    2) натуральным хозяйством 4) натуральным оброком

    61. Признаком разложения феодально-крепостнического строя в России в конце XVIII в. было

    1) расширение дворянского землевладения 2) рост числа казенных заводов

    3) массовый перевод крестьян на месячину 4) увеличение численности дворянства

    62. Явление, характеризующее процесс разложения фео­дально-крепостнического строя в России во второй поло­вине XVIII в.

    1) укрепление крестьянской общины 2) рост крестьянского достатка 3) расслоение деревни на богатых и бедных 4)повышение производительности крепостного труда

    63.К концу XVIII в. в России

    1) уже сложились классы буржуазия и пролетариат

    2) складываются первые монополистические объединения в промышленности

    3) продолжает активно развиваться мелкотоварное производство

    4) в горнодобывающей промышленности господствует вольнонаемный труд

    64. «Жалованная грамота дворянству» 1785г. давала дворянам

    1) право избирать губернаторов

    2) освобождение от любого уголовного преследования

    3) неограниченную свободу слова

    4) освобождение от государственных податей

    65. Какая черта характеризовала развитие общественной мысли в России во второй половине XVIII в.?

    1) распространение идей Просвещения

    2)создание теории «Москва - Третий Рим»

    3) возникновение народнической идеологии

    4) распространение теории «малых дел»

    66.Понятия «барокко», «классицизм», «сентиментализм» характеризуют

    1) развитие художественной культуры в XVIII в.

    2) новые явления в культуре XVII в.

    3) изменения в культуре и быту при Петре I

    4) появление новых жанров в литературе XIX в.

    67.Причиной перевода крестьян на денежный оброк во второй половине XVIII в. являлось(ась)

    1) развитие товарных отношений

    2) ликвидация привилегий дворянства

    3)оскудение государственной казны

    4) строительство железных дорог

    68. «Восточный вопрос» во внешней политике России во второй половине XVШ в. был связан с

    1) ухудшением русско-иранских отношений

    2) стремлением европейских государств к захвату вос­точных территорий России

    3) стремлением России получить выход к берегам Черно­го и Азовского морей

    4) желанием России помочь южнославянским народам

    69. Реформа местного управления, проведенная Екатери­ной II во второй половине ХЛГЕП в., имела целью

    1) ликвидировать кормления

    2) создать земства

    3) укрепить государственную власть на местах

    4) ликвидировать губернии и уезды

    70. Следствием распространения крестьянского отходни­чества в города во второй половине XVIII в. стало

    1) усиление крепостного гнета

    2) расслоение деревни на богатых и бедных

    3) рост числа капиталистических мануфактур

    4) сокращение площади обрабатываемых земель

    71. Какие события произошли в правление Екатерины II?

    А) восстание под предводительством И. Болотникова Б) взятие крепости Измаил русскими войсками В) церковная реформа патриарха Никона Г) секуляризация церковных земель Д) вхождение Крыма в состав России Е) Полтавская битва

    Укажите верный ответ.

    72. Что относится к событиям XVIII в.?

    А) перенесение столицы в Санкт-Петербург

    Б) реформы Избранной рады

    В) крестьянская война под предводительством С. Разина

    Г) созыв Уложенной комиссии

    Д) отмена системы местничества

    Е) введение рекрутской повинности

    Укажите верный ответ.

    1)АБД 2)АГЕ 3) БГД 4) ВДЕ

    73, Что относится к событиям XVIII в.?

    А) разделы Речи Посполитой

    Б) созыв Стоглавого собора

    В) крестьянская война под предводительством Е. Пуга­чева

    Г) дворцовые перевороты

    Д) вхождение Левобережной Украины в состав России

    Е) восстание декабристов

    Укажите верный ответ.

    74. Прочтите отрывок из мирного договора и укажите, по итогам какой войны он был подписан. «Крепости: Еникале и Керче, лежащие в полуострове Крымском, с их приставными и со всеми в них находя­щимся, то ж и с уездами... остаются в полное, вечное и не-прекословное владение Российской империи».

    2) Кавказской 4) Крымской

    75, Прочтите отрывок из сочинения историка Е.В. Тарле и укажите, с историей какой войны связан названный в нем морской бой.

    «Чесма заставила всю Европу вздрогнуть и принять в со­ображение, что мечта Петра как будто вполне сбылась и что у русского властелина налицо обе руки - не только армия, но и флот».

    1) русско-турецкой 3) Семилетней

    2) Северной 4) Крымской

    76. Прочтите отрывок из записок Екатерины II и укажи­те, о созыве какого учреждения идет речь.

    «...Была в собрании, подала мне совет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и ком пещись должно».

    1) Уложенной комиссии 3) Избранной рады

    2) Боярской думы 4) Государственной думы

    77. Прочтите отрывок из указа и укажите его название. «Не токмо империи и престолу полезно, но и справедли­во есть, чтоб благородного дворянства почтительное со­стояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и не­нарушимо; и для того исстари, ныне да и пребудет на ве­ки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются».

    1) «Табель о рангах»

    2) Генеральный регламент

    3) кондиции

    4) «Жалованная грамота дворянству»

    78. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Клю­чевского и укажите, о какой императрице идет речь.

    «...В свою жизнь она прочла необъятное количество книг... Она много писала... Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка... Ее переписка с Вольтером и заграничным аген­том бароном Гриммом - это целые тома».

    1) Анне Иоанновне 3) Елизавете Петровне

    2) Екатерине Второй 4) Екатерине Первой

    79. Прочтите отрывок из донесения, адресованного Ека­терине II, и укажите, кто был его автором.

    «Стены измаильские и народ пали пред стопами престола Ея Императорского Величества. Штурм был продолжите­лен и много кровопролитен. Измаил взят, слава Богу! По­беда наша... Вашу светлость честь имею поздравить».

    1) М.Д. Скобелев 3) А.Д. Меншиков

    2) П.С. Нахимов 4) А.В. СуворовЧасть 2 (В)

    Задания этой части требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следу­ет записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и дру­гих символов. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в блан­ке образцами.

    1. Установите соответствие между именами историче­ских деятелей и событиями с их участием. К каждой позиции первого столбца подберите соответс­твующую позицию второго и запишите в таблицу УЧАСТНИК

    А) Дмитрий Боброк

    Б) Кузьма Минин В) гетман Мазепа Г) князь Потемкин

    1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г.

    2) Куликовская битва

    3) «стояние» на Угре

    4) Северная война

    5) присоединение Крыма

    2. Установите соответствие между датами и событиями. в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами. патл СОБЫТИЕ

    1) открытие Академии наук

    2) созыв Уложенной комиссии

    В) 1767 г. 3) избрание Михаила Романова на царство Г) 1785 г. 4) вхождение Украины в состав России 5) принятие «Жалованной грамоты горо­дам»

    94Зо Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    ДАТА СОБЫТИЕ

    А) 1581 г. 1) Северная война

    Б) 1682 г, 2) издание указа о «заповедных летах»

    В) 1755 г. 3) начало правления Петра I

    Г) 1774 г 0 4) заключение Кючук-Кайнарджийского мира

    5) открытие Московского университета4о Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    А) 1565-1572 гг. Б) 1649 г, В) 1772 г.

    1) начало правления Павла I

    2) первый раздел Польши

    3) окончательное закрепощение крестьян

    4)опричнина

    5) правление Бориса Годунова

    5. Установите соответствие между названиями войн и географическими названиями пунктов, около которых состоялись сражения, относящиеся к этим войнам. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами»

    НАЗВАНИЕ ВОЙНЫ

    А) Северная война

    Б) Семилетняя война

    В) русско-турецкая война

    Г) русско-французская война

    ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

    1) Фокшаны, Измаил

    3) Гренгам, деревня Лес­ная

    4) Гросс- Егерсдорф, Кунерсдорф

    5) Сен-Готард6. Установите соответствие между названиями мирных договоров и территориями, вошедшими в состав Россий­ской империи согласно этим договорам. МИРНЫЙ ДОГОВОР А) Ништадтский мир Б) Ясский мир В) Георгиевский трактат Г) Андрусовское перемирие

    ТЕРРИТОРИЯ

    1) Прибалтика

    2) Левобережная Украина

    3) Финляндия

    4) Восточная Грузия

    5) территория между Бугом и Днестром

    А Б В Г

    7. Установите соответствие между именами полководцев и сражениями, в которых они руководили войсками. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    ПОЛКОВОДЦЫ А) П. А. Румянцев Б) А. В. Суворов В) Ф. Ф. Ушаков

    Г) А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов

    СРАЖЕНИЯ

    1) Полтавская битва

    2) штурм Очакова и Измаила

    3) сражения на реках Ларга и Кагул

    4) Чесменский бой

    5) осада крепости Корфу

    А Б В Г

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

    8о Установите соответствие между именами монархов и их современниц.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    МОНАРХ А) Петр I Б) Петр III В) Иван IV Г) Иван III

    СОВРЕМЕННИЦА

    1) Екатерина Вторая

    2) царевна Софья

    3) Марфа Борецкая

    4) Елена Глинская

    5) боярыня Морозова

    [ А Б - В - ---------- Г
    с: ---------- гщ- Ьпи

    9» Установите соответствие между именами государей и документами, принятыми в годы их правления, К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    А) Алексей Михайлович Б)Петр I В) Иван IV

    Г) Петр III

    ДОКУМЕНТЫ

    1) «Судебник»

    2) «Соборное уложение»

    3) «Манифест о вольности дворянской»

    4) «Указ о единонаследии»

    5) «Русская Правда»

    А Б В Г

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    10. Установите соответствие между именами монархов и событиями, с ними связанными.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    ИМЕНА А) Иван III

    В) Екатерина II

    1) присоединение к России Казанского ханства

    2) присоединение к Москве Великого Новгорода

    3) получение Россией выхода в Балтий­ское море

    4) получение Россией выхода в Черное море

    5) присоединение к России Средней Азии

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов). 12. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    СОБЫТИЯ А) принятие «Табели о рангах»

    Б) издание «Жалованной грамоты горо дам»

    В) «Великое посольство»

    Г) открытие Академии наук и художеств

    ДАТЫ 1)1697 г. 2) 1700 г.

    А Б В Г

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    13. Установите правильное соответствие между названи­ем географического объекта и событием, связанным с этим названием.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

    НАЗВАНИЕ А) Чудское озеро Б) река Ворскла В) река Дунай Г) река Волга

    1) присоединение Новгорода к Москве

    2) взятие Измаила

    3) Ледовое побоище

    4) Полтавская битва

    5) взятие Казани

    А Б В Г

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    14. Расположите имена исторических лиц в хронологи­ческом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной по­следовательности в таблицу.

    А) Б. Хмельницкий Б) Г. Отрепьев В) К. Булавин Г) Г. Потемкин

    15. в таблицу.

    А) начало царствования Петра I

    Б) провозглашение России империей

    В) принятие Соборного уложения

    Г) итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    16. Расположите документы XVIII в. в хронологическом порядке их издания. Запишите буквы, которыми обозна­чены документы, в правильной последовательности в таб­лицу.

    А) указ «О секуляризации церковных земель»

    Б) «Табель о рангах»

    В) указ «О единонаследии»

    Г) «Манифест о вольности дворянской» 17. Расположите следующие события в хронологиче­ском порядке. Запишите буквы, которыми обозначе­ны события, в правильной последовательности в таб­лицу.

    А) открытие Московского университета

    Б) открытие Славяно-греко-латинской академии

    В) основание Академии наук и художеств

    Г) издание первой российской газеты «Ведомости»

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    18. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу.

    А) присоединение Крыма к Российской империи Б) заключение Ништадтского мира В) сражение у мыса Калиакрия Г) Полтавская битва

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    19. Расположите следующие имена монархов в хроноло­гическом порядке их правления. Запишите буквы, кото­рыми обозначены имена, в правильной последователь­ности в таблицу.

    А) Екатерина II Б) Елизавета I В) Анна Иоанновна Г) Петр III

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    20. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу> А) заключение Деулинского перемирия с Польшей Б) восстание Тадеуша Костюшко в Польше В) заключение Андрусовского перемирия с Польшей Г) первый раздел Польши

    21. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу. А) воцарение Романовых В) пугачевский бунт Б) церковный раскол Г) «Смута»

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

    22. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу.

    А) Полтавская битва

    Б) Семилетняя война

    В) взятие крепости Измаил

    Г) Гангутское морское сражение

    23. Расположите имена исторических лиц в хронологи­ческом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной по­следовательности в таблицу.

    А) Елена Глинская Б) Елизавета Петровна В) Софья Палеолог Г) царевна Софья

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    24. Расположите названия памятников зодчества в хро­нологическом порядке их создания. Запишите буквы, которыми обозначены названия архитектурных памят­ников, в правильной последовательности в таблицу. А) Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Б) храм Вознесения в Коломенском В) Успенский собор в Москве Г) здание Большого театра в Москве

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    25. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу. А) «стояние» на реке Угре Б) швейцарский поход А.В. Суворова В) Прутский поход Г) Чесменское морское сражение

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

    26. В приведенном ниже списке представлены имена полководцев и флотоводцев России XVIII и XIX вв. Выберите из списка имена, относящиеся к XVIII в. Об­ведите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

    1) Михаил Скобелев

    2) Иван Гурко

    3) Александр Суворов

    4) Петр Багратион

    5) Федор Ушаков

    6) Петр Румянцев

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

    27. В приведенном ниже списке представлены имена де­ятелей русской культуры. Выберите из списка имена, от­носящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

    1) А.Н. Радищев

    2) И.П. Кулибин

    3) М.И. Глинка

    4) Д.И. Фонвизин

    5) В.Г. Перов

    6) О.А. Кипренский

    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-06-11

    Социально-экономические процессы и социальная политика середины-второй половины XVIII века

    В течение XVIII века основная часть людей по-прежнему жила натуральным хозяйством, но в его недрах нарастали рыночные тенденции, возникали элементы индустриального уклада. С учётом крепостного состояния основной массы населения эти тенденции неизбежно приобретали искажённый характер . Рыночные тенденции проявлялись в следующем .

    1) Среди крестьян распространился "отход" . Испросив паспорт у помещика , крестьяне отправлялись в города на заработки, из которых потом расплачивались как с помещиком, так и с государством. В городах они могли заниматься мелкой торговлей, мелким ремеслом, наниматься в подмастерья, служить ямщиками, нищенствовать - но неизбежным было их возвращение к помещику. Именно за счёт таких крестьян и росли города. Так, временно отпущенные крепостные составляли к концу XVIII 60% жителей Петербурга.

    2) Растёт число "капиталистых" крестьян. Нередко они становились богаче своего барина . Многих из них угнетало крепостное состояние, они пытались выкупиться на свободу, но помещик, как правило, не отпускал - такой крестьянин был курицей, несущей золотые яйца. Из источников второй половины века известны случаи самоубийств среди таких крестьян.

    3) Сословие дворян всё более просвещалось , потребности росли . Дворяне выходят на внешний рынок и продают хлеб за рубеж, прежде всего, в Англию. Но чтобы иметь товарный хлеб, нужно было усиливать нажим на крестьян. На юге России, там, где самые плодородные земли, барщина доходила до 5-6 дней в неделю. Крестьянам на обработку собственного участка оставались воскресенья.

    3) Отражением роста рыночных тенденций была распространившаяся практика торговли людьми . Пик её приходится на екатерининское время. Продажа искусных столяров или талантливых певиц была средством выручить доход. Некоторые помещики даже заводили у себя музыкальные школы , учили крестьянских детей и потом выгодно продавали. В законах ничего не говорилось о возможности торговли людьми, но и запрета не существовало. За весь XVIII век известен один единственный указ , в котором рекомендовалось ограничить такого рода торговлю. В указе Екатерины II 1773 года рекомендовалось продавать людей "без употребления молотка" , а также Екатерина настоятельно советовала дворянам не продавать детей до 3-х лет отдельно от родителей. Здесь она больше заботилась о будущих налогоплательщиках: без родителей такие дети обычно погибали.

    До второй половины XVIII века крепостное право не воспринималось как зло . Помещики, равно как и сменявшие друг друга на троне императоры и императрицы, считали такое состояние естественным . Первой правительницей, посмотревшей на дело иначе , была Екатерина II (1762-1796). Её попытка приступить к решению крестьянского вопроса связана со знакомством с идеями "века Просвещения" .

    "Эпоха Просвещения" в истории Европы называют XVII- XVIII века . В это время формировались идеи и теории , которые легли в основу современных представлений об общественном устройстве . И, в частности, мыслители эпохи Просвещения выдвинули теорию "естественных прав" . Она состояла в том, что люди от природы равны, наделены равными - естественными - правами. В дальнейшей жизни успехи человека зависят от его способностей и трудолюбия, но изначальные, стартовые права у всех одинаковы. Сейчас эта идея настолько привычна , что мы их не замечаем. Тогда они казались кому-то новостью, кому-то криминалом. Потому что, ещё с античности утвердилось представление о том, что рабами и свободными люди рождаются . Выдвигая "теорию естественных прав" мыслители Просвещения спорили не только с древним представлением, но и с реальностью . Ведь именно на их эпоху - XVIII век - приходился в истории максимум работорговли и применения рабского труда.

    Екатерина II была не только знакома с идеями просветителей, но с некоторыми из них общалась лично . Так, она состояла в переписке с Вольтером и Вильгельмом Гриммом (одним из братьев-сказочников, основным занятием Вильгельма была философия). По её приглашению приезжал в Петербург Дени Дидро . Крепостное право - рабство - с точки зрения Просвещения - зло . И Екатерина подступила к вопросу о крепостничестве.

    В 1767 году в Москве она созывает Уложенную комиссию - собрание, состоявшее из 573 представителей сословий. Там были представлены все сословия, кроме владельческих крестьян, - государственные тоже были. Официально комиссия созывалась для выработки нового законодательного свода . Со времён "Соборного уложения" Алексея Михайловича прошло 120 лет, оно устарело, предполагалось, что Уложенная комиссия разработает новый основной закон. Но у Екатерины была и тайная надежда : депутаты осудят рабство , и оно будет отменено, так сказать, с санкции народа . Когда Уложенная комиссия собралась, депутатам зачитали "Наказ" , составленный Екатериной. Он содержал цитаты из просветителей, кроме того, в "Наказе" повторялась такая мысль: при составлении новых законов депутаты должны руководствоваться "общим благом" . Дальше депутаты начали прения: они могли высказываться свободно , ведь императрицы в зале не было. Депутаты не знали, что перед сбором комиссии часть зала была отгорожена перегородкой , за ней было поставлено кресло. В этом укрытии во время заседаний находилась Екатерина. Она хотела услышать, что же на самом деле думают её поданные. Услышала она следующее.

    - Дворяне желали, чтобы их права на крестьян были подтверждены в законе "навечно"

    - Купцы желали снятия государственных монополий и прав на торговлю с иностранными государствами

    - Государственные крестьяне говорили об уменьшении налогов

    Никто не говорил "об общем благе" , и ни одно сословие не поставило вопрос о судьбе крепостных. Екатерина сделала для себя вывод: дать свободу крестьянам , значит, войти в противоречие с пожеланиями дворян , и, весьма вероятно, лишиться власти . Власть Екатерина любила больше , чем идеи Просвещения. Поэтому больше к вопросу о судьбе крепостных она не возвращалась . Наоборот, именно в её правление крепостничество приняло самые дикие формы. Что касается Уложенной комиссии, она была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

    Первые реальные шаги в решении Крестьянского вопроса предпринял сын Екатерины Павел I (1796-1801). Павлом руководили два мотива

    Во-первых, он не любил матери , и во всём стремился действовать наперекор ей. (Справедливости ради надо заметить, что это был ответ на нелюбовь Екатерины к сыну - она даже намеревалась лишить Павла престола) Символом этого заочного спора стали надписи на постаментах двух памятников Петру. Как известно, первый памятник Петру установлен был в правление Екатрины - это знаменитый "Медный всадник". Не имея никаких прав на престол, и узурпировав власть, воздвижением памятника Петру, Екатерина стремилась показать, что является продолжательницей его дела . Отсюда и надпись на постаменте: "Петру I - Екатерина II" . Тем самым подчёркивалась политическая преемственность , после Первого Великого императора была Вторая Великая императрица. Придя к власти, Павел установил свой памятник Петру - перед Михайловским замком. Надпись на постаменте гласит: "Прадеду - правнук" . Тем самым Павел подчёркивал свою родственную преемственность и законные права на престол. Так и в его подходе к Крестьянскому вопросу ощущался спор с Екатериной: матушка только разговоры вела о Просвещении, но для облегчения участи большинства не сделала ничего.

    Второй мотив Павла связан был с его рыцарской идеей . В детстве Павел увлекался книгами про средневековых рыцарей, и, придя к власти, стремился построить государство , основанное на принципах рыцарского служения и рыцарской чести . Отсюда всевозможные рыцарские игры Павловской эпохи: он выстроил для себя замок , который сейчас вовсе не выглядит по-рыцарски, а при Павле был окружён рвами и цепными мостами. Необычный для Петербурга кирпичный цвет замка также связан с рыцарским увлечением Павла. Архитектор Венченцо Бренна спросил, в какой цвет красить замок. Павел достал перчатку своей прекрасной дамы Анны Гагариной-Лопухиной, оброненную ею на балу, и указал красить в такой. Другим рыцарским начинанием было предложение государям Европы больше не воевать с вовлечением народов, а устраивать рыцарские турниры . В крестьянском вопросе Павел исходил из идеи , что отношение дворян к крестьянам должно быть рыцарским . Отсюда предпринятые им меры по крестьянскому вопросу

    1) Запрет продавать крестьян с разделением семей

    2) Запрет продавать крестьян отдельно от земли (такие крестьяне становились дворней или выполняли барщину 7 дней в неделю - положение их ухудшалось)

    3) Запрет заставлять крестьян работать по воскресеньям и рекомендация ограничить барщину 3 днями в неделю

    4) Крестьян стали приводить к присяге . Существовала такая процедура при вступлении императора на престол - в церквах люди приводились к присяге на верность императору. Эта процедура раньше не касалась крестьян - в них как бы не видели людей, которые могут что-то обещать и выполнять. Нововведением Павла крестьяне признавались людьми .

    Такого рода меры сформировали среди крестьян положительное отношение к Павлу. Пошли разговоры о воле . Они были беспочвенны: неизвестно источников, которые бы свидетельствовали о подобных намерениях Павла. Но он был первым правителем, который попытался облегчить жизнь большинства. Этих намерений помещики Павлу не простили. Был составлен дворянский заговор , и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел был убит. Его политика по крестьянскому вопросу была не единственной, но, вероятно, основной причиной заговора.

    Из всех социальных законов XVIII века наибольшее значение в исторической перспективе имел "Указ о вольности дворянской" , принятый в 1762 году в правление Петра III (1761-1762) . Этот император провёл на престоле всего несколько месяцев , и пал жертвой переворота - был убит по тайному указанию своей супруги Екатерины II. Долгое время историки рисовали образ этого человека, опираясь на легенду , созданную "Записками" Екатерины, в которых Пётр III рисовался как большой и капризный ребёнок , который только и делал, что строил замки из папье-маше и использовал их для игры в солдатиков. Но этот образ не вяжется с теми указами , которые появились в недолгое правление Петра III. До сих пор исследователям не вполне ясно, сам ли он был их автором, или это дело его секретаря Дмитрия Волкова . При Петре появляютя следующие документы.

    - Указ о ликвидации Тайной канцелярии - его правление окажется недолгим периодом в истории страны, когда не существовало тайного политического сыска.

    - Указ о веротерпимости . В соответствии с ним были прекращены массовые преследования старообрядцев , бежавшие за границу раскольники получили право вернуться.

    - "Манифест о вольности дворянской" . В соответствии с ним дворяне получили право выбирать: служить или не служить , таким образом они освобождались от принудительной службы, введённой Петром I.

    Следствия этого указа оказались разнообразными.

    1) Во-первых, он стал началом процесса освобождения всех сословий . Идея свободных сословий появилась, и через 100 лет процесс дойдёт и до большинства - в 1861 году будут освобождены крестьяне.

    2) Во-вторых, "Указ о вольности дворянской" стал важнейшей предпосылкой Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва - самого сильного крестьянского движения за всю историю страны. После "Указа о вольности дворянской" крестьяне стали ожидать "Указа о вольности крестьянской" . Иначе оказывалось несправедливо: дворяне теперь могут не служить государству, а крестьяне должны продолжать нести тягло и рекрутскую повинность. После гибели Петра III, официально представленной как его естественная смерть, среди крестьян распространилась легенда об "украденной" вольности и "спрятанном" императоре . Пётр-де издал указ о крестьянской вольности, но дворяне его украли. Пётр, однако, где-то прячется, но придёт и даст волю. И такие Петры стали появлятьс я. По числу самозванцев, для которых он стал прообразом, Пётр III оказался рекордной фигурой. В разных исследованиях называются цифры от 13 до 40 . Самым известным "Петром III" был Пугачёв . Исследователи подметили, что документы , которые издавались от его имени по характеру напоминают текст "Указа о вольности дворянской", только по содержанию это были как бы "Манифесты о вольности крестьянской"

    3) Третье следствие указа заметно было далеко не сразу. Уволившись со службы, множество дворян обрело свободное время, получило возможность учиться и заниматься обучением своих детей . Дети и внуки этих освобождённых дворян создадут блестящий культурный подъём первой половины XIX века. Как известно, этот период получил название"золотого века русской культуры" .

    К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

    Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

    В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

    Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

    В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

    Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

    Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

    Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

    Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

    Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

    Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

    В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

    Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

    Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

    Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

    Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

    Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

    При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

    Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

    Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

    Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

    Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

    Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

    Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

    Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

    В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

    Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

    Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

    Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

    В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

    Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

    Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

    Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

    В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

    В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

    Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

    Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

    Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.