Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Домашняя подготовка дошкольников к школе

Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.


От настроя родителей и их рассказов о школе во многом зависит отношение ребенка к школе

Как определить готовность?

Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:

  1. Интеллектуальная готовность. Она определяет развитие таких психических функций ребенка, как восприятие, мышление, воображение и память. К примеру, ребенок в 6-7-летнем возрасте должен из услышанных 10 слов запоминать от 3 до 5 слов, уметь найти «сокровища» с помощью схемы помещения, объединять предметы на основе похожих признаков и так далее.
  2. Социальная готовность. Ребенок должен уметь налаживать отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Для успешной адаптации в новом коллективе важно уметь находить компромисс, решать конфликты, быть толерантным. Большинство детей к 6-7-летнему возрасту уже умеют контролировать свое поведение и способны выполнять правила, например, не разговаривать во время урока, слушать учителя. Если поведение ребенка на уроке неадекватное, значит, он социально не готов к обучению. Кроме того, у ребенка должна быть адекватная самооценка. Если дошкольники оценивают себя необъективно высоко, то 6-7-летки должны уметь признавать ошибки и адекватно реагировать на критику.
  3. Личностная готовность. У 7-летнего ребенка появляется потребность получать новые знания и изменить свой статус – стать школьником. Мотивация может быть разной, например, быть похожим на старшего брата, носить портфель или не спать после обеда, но лучше всего, если ребенок ассоциирует школу с приобретением знаний. При этом очень важно наличие позитивного отношения к школе и понимания, зачем нужна учеба.

О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Как подготовить психологически?

Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.

Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.

Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.


От настроя ребенка зависит очень многое

Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.

Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.

Возможные трудности

Отсутствие дисциплины

Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.

Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.


Дисциплинированность должна быть привита с ранних пор, ребенок должен удерживать внимание на длительное время

Рассеянность и невнимательность

Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.

Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.


Занятия для левого полушария мозга особенно полезны для невнимательных детей

Нежелание учиться

Подготовительные занятия

В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.


Множество специальных центров занимаются подготовкой детей к школе

Пример программы психологической подготовки детей к школе

Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.

Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).

Примерный план занятий может быть таким:

Тема занятий

Как заниматься

Отличия и сходства

Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы.

Недостающие фигуры

Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата.

Лишние предметы

Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин».

Классификация

Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы.

Фрагменты

Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру.

Слова, классификация

Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры.

Сравнение предметов

Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки.

Пространство и лишние слова

Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова.

Наблюдательность

Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия.

Воображение и внимание

Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает».

Числа, последовательности и узоры

Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры.

Копирование и закономерности

Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность.

Веселые картинки

Парные картинки

Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности.

Лишние фигуры

Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы.

Сравнение

Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры

Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.

О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.

Игры для подготовки в домашних условиях

Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

Занятия для мелкой моторики:

  • Штриховка карандашом.
  • Нанизывание бусин или макарон.
  • Рисование красками.
  • Завязывание шнурков.
  • Вырезание из бумаги.
  • Лепка из глины или пластилина.
  • Создание аппликаций.
  • Игры с мозаикой и конструктором.
  • Вышивка и вязание.
  • Завязывание узлов на веревке.


Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее


Игры для внимания:

  • Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
  • Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
  • Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
  • Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
  • Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

Игры для речи:

  • Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
  • Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
  • Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
  • Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
  • Читать с ребенком.


Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей

Игры для мышления:

  • Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
  • Найти предмет, который мама назвала наоборот.
  • Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
  • Разгадывание ребусов и загадок.
  • Придумать историю по картинкам.
  • Составить картинку из разных геометрических фигур.
  • Составить из слов предложение.
  • Составлять из картинок историю.
  • Нарисовать продолжение комикса.
  • Придумать продолжение сказки.

Игры для пространственного представления:

  • Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
  • Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
  • Срисовывание цифр, букв и картинок.
  • Рассматривание карт и схем.
  • Поиграть в морской бой.


Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении

Игры для эмоционального развития:

  • Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
  • Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
  • Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
  • Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
  • Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.


Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка

Игры для воображения:

  • Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
  • Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
  • Соединение частей предметов на рисунке.
  • Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
  • Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Режим дня

Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.

Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.

Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.

Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.


Проблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе

Здоровье ребенка

В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.

Ребенок должен:

  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
  • Пройти обследование специалистами.


Закаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет

  • Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
  • Витамины
  • Гиперактивность

Публикуем девять заданий с листами для распечатки - для подготовки к школе из тетрадей японской серии KUMON, по которым занимаются дети в 46 странах мира. Сегодня будем учить ребенка числам и фигурам, складывать и вычитать на простых примерах. Легко и весело!

Но сначала - совет для родителей: как научить малыша правильно держать ручку и карандаш.

Как правильно держать ручку

Есть несколько способов научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Вот один из них. Ребёнку, чьи пальцы ещё недостаточно окрепли, трудно правильно удерживать карандаш. Учите его этому постепенно, чтобы он не потерял интереса к письму.

1. Помогите ребёнку поставить указательный и большой пальцы под прямым углом, как показано на рисунке. Положите карандаш сверху на углубление между этими пальцами и одновременно на согнутый средний палец.

2. Теперь пусть ребёнок сожмёт карандаш большим и указательным пальцами.

3. Проверьте, сравнив с рисунком, правильно ли ваш ребёнок держит карандаш.

Занятия для дошкольников

1. Проведи линию от 1 до 5 через все числа по порядку, называя их вслух.

2. Напиши число 4 и назови его.

3. Найди и обведи фигуры, похожие на образец.

На этой странице ребёнку нужно найти среди других фигур круги разных размеров. Если ему сложно справиться с заданием, опишите ребёнку круг. Скажите, например, что круг похож на мяч.

4. Впиши недостающие числа в таблицу, а затем выполни сложение.

5. Вычти. Реши каждый пример!

6. Проведи от стрелки (↓) до звёздочки (*) линию, которая соединит все барабаны.

7. Раскрась чашку для полоскания рта и тюбик с зубной пастой.

В этом задании нужно раскрасить чашку для полоскания рта и тюбик с зубной пастой. Когда ребёнок закончит работу, скажите: «Мальчик просто молодец, что чистит зубы перед сном! И ты сегодня тоже будешь чистить зубки».

8. Выполни сложение.

За год до поступления в школу многие родители старших дошкольников начинают задумываться о том, на какие курсы предшкольной подготовки записать своего ребенка. Спрос рождает предложение, и подготовкой к школе теперь занимаются и развивающие центры, и подготовительные курсы непосредственно на базе школы, и частные репетиторы. Однако вполне можно осуществить подготовку ребенка к школе в домашних условиях, выполняя с дошкольником задания на заранее подготовленных мамой занятиях по разным предметам.

Помогут ли в дальнейшем такие занятия успешной учебе ребенка и его скорейшей ? Как проверить уровень подготовки детей к школе? Достаточно ли уметь читать и писать на пороге первого класса или старшему дошкольнику потребуются дополнительные умения? Не повредит ли систематическое предшкольное обучение эмоциональному развитию и здоровью детей? Подобные вопросы часто задают родители детскому психологу, воспитателям детского сада и учителям начальной школы.

Содержание статьи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Занятия с дошкольниками по подготовке к школе – как правильно учиться

По вопросу о необходимости предшкольной подготовки давно уже «ломают копья» педагоги и родители. Существует несколько точек зрения на эту проблему:

  • Нужно систематически заниматься с ребенком 6 лет, практически полностью копируя программу первого класса. Тогда он с удовольствием пойдет в школу и легко справится со всеми трудностями;
  • Не стоит заниматься предшкольной подготовкой, всему – свое время, в школе всему научат, пусть ребенок доиграет свое;
  • Стоит уделять несколько часов в неделю формированию школьных умений, опираясь на возрастные возможности ребенка.

Среди этих точек зрения ближе всего к истине третье положение. Дело в том, что до 6-6,5 лет игра – ведущий вид детской деятельности. Это свойство человеческой психики невозможно изменить по собственному желанию. Так устроена высшая нервная деятельность человека, какими бы передовыми методиками не оперировали репетиторы – возможности ребенка останутся такими, как это предусмотрено природой человека. То, что семилетний схватывает на лету, шестилетний ребенок, возможно, усвоит лишь за 1-2 недели.

В возрасте 6-7 лет только начинает развиваться произвольное внимание – основа, на которой построен процесс обучения в начальной школе. Все обучение в подготовительных группах дошкольных учреждений построено с учетом этих особенностей:

  • По стандарту дошкольного образования с 6 до 7 лет ребенок не должен заниматься дольше, чем 1,5 часа в день(не подряд, а в целом);
  • Одно занятие длится не более 30 минут с обязательным перерывом между занятиями и сменой деятельности в дальнейшем.
  • Разминки, игровые задания помогают сохранить интерес к любой теме, даже самой сложной.

Контроль за осанкой, сменой позы, чередование познавательных занятий и занятий эстетического цикла необходимы старшему дошкольнику, если педагог заботится о его здоровье.

Эти требования — не блажь, они основаны на многолетних исследованиях ведущих российских и зарубежных педагогов и психологов. Между тем, временами подготовка детей к школе превращается в банальное «натаскивание» школьных умений методами, совершенно не годящимися для дошкольников.

Не будет лишним, если родители смогут проверить, соблюдаются ли эти требования к занятиям дошкольников, понаблюдают на 1-2 занятиях, как ведет себя ребенок, сохраняет ли интерес к предмету обучения, не становится ли нервным и раздражительным к концу дня.

Задания по математике для подготовки к школе

Ошибочно думать, что к началу школьного обучения ребенок должен лишь научиться узнавать и писать цифры, оперировать ими в пределах 10-20. Этих знаний в начальной школе хватает лишь на несколько месяцев.

Главные умения, которые должен освоить дошкольник на подготовительных занятиях по математике:

  • логически мыслить;
  • сравнивать;
  • классифицировать;
  • анализировать;
  • обобщать.

Невозможно обучать ребенка дошкольного возраста математике без занимательного материала, логических задач и упражнений, головоломок, шуток, загадок. Сенсорный контакт со счетным материалом, геометрическими формами – немаловажное условие для успешного усвоения заданий. То, что ребенок потрогал своими руками, с чем он смог манипулировать, крепко-накрепко запечатлеется в его памяти.

Что должен знать и уметь старший дошкольник к началу школьного обучения:

  • проводить операции с числами в пределах 10, считать до 20 и обратно;
  • знать состав чисел до 10;
  • уметь решать простые арифметические задачи на наглядной основе на сложение и вычитание;
  • делить предмет на 2-8 частей, знать, что такое ½, ¼, 2/4;
  • измерять длину, ширину, высоту, объем условной меркой;
  • понимать, что такое вес;
  • узнавать основные геометрические фигуры и формы, сравнивать их по величине;
  • моделировать из 2-4 фигур одну целую и разделять фигуры на отдельные части;
  • уметь ориентироваться на плоскости страницы, листа бумаги, располагать на них предметы и изображения в соответствии с заданием (выше, ниже, правее, левее);
  • знать, что такое план, схема, карта;
  • ориентироваться во времени (год, месяцы, время года, дни недели), уметь .

Примерный дидактический материал:

  • раздаточный материал и рабочие тетради к курсу обучения математике Л. Петерсон. «Раз – ступенька, два – ступенька»;
  • карточки с цифрами (И. Д. Мещерякова. «Смотрю. Играю. Узнаю. Набор 2»);
  • блоки Дьенеша;
  • счетные палочки;
  • палочки Кьюзинера;
  • модель часов;
  • «Игры в папке. Я считаю»;
  • математическое лото;
  • Е.В. Колесникова. Рабочие тетради по математике.

Учимся писать или печатать?

Педагоги начальной школы категорически против того, чтобы родители обучали детей слитному письму. Переучить первоклассника, пришедшего в первый класс с неправильными навыками письма, зачастую труднее, чем научить его писать с нуля. Однако скорость освоения графем в первом классе зачастую не дает ребенку возможности создать в сознании образ буквы.

Именно по этим соображениям стоит научить ребенка печатать. Формированию этих умений можно ежедневно уделять не более 10-15 минут, проводя занятия в игровой форме. Для правильного изображения букв проводятся различные игры на развитие таких качеств, как:

  • Моторика мелкая и крупная,
  • Зрительное восприятие,
  • Зрительная память,
  • Внимание.

Начинают обучение не с изучения букв, а с написания палочек, кружочков, крючков и других простейших элементов. Знакомясь с буквой, можно вылепить ее, выложить из счетных палочек, цветной нитки на бархатной бумаге. Обязательно контролируют осанку ребенка во время занятий письмом и правильность захвата пальцами карандаша или ручки. Занятия длятся до тех пор, пока сохраняется интерес, насилие здесь совершенно не уместно.

Помочь родителям правильно организовать обучение письму помогут рабочие тетради авторов, проверенных на опыте: Н. Бураков, Е. Солнцева, Е. Колесникова, И. Ю. Гришина.

Занятия с дошкольниками по развитию речи в рамках подготовки к школе

Обучение чтению невозможно без пропедевтического (подготовительного) периода. В него входит освоение ребенком следующих умений:

  • Выделение слов из предложения;
  • Выделение звуков из слова;
  • Определение мягких и твердых, глухих и звонких звуков,
  • Деление слова на слоги;
  • Составление предложений из нескольких слов;
  • Умение определять место звука в слове;
  • Выделение слов с заданным звуком.

Если ребенок , но не владеет этими умениями, его преимущество перед не читающими детьми с развитым умением звукового анализа и синтеза быстро сойдет «на нет». В современной начальной школе подготовительный период сокращен до минимума, поэтому не будет лишним, если такие навыки ребенок получит еще до начала обучения.

Для развития связной речи детям предлагают различные игры, предлагая найти слова, похожие по смыслу и противоположные по значению, подобрать обобщающее слово, закончить фразу. Ребенка просят составить предложение из названных слов, составить рассказ по картинкам. Обучая детей чтению, нельзя допускать серьезные ошибки:

  • Называние букв так, как их обозначают в алфавите (Бэ, Вэ, Гэ, Дэ). При таком обучении ребенок читает слова следующим образом: ВЭОВЭА, а не ВОВА;
  • Чтение слов по буквам, а не целиком или по слогам. Слитное чтение формируют, протягивая предыдущую букву, пока ребенок не присоединит к ней последующую фонему: МММААА, ВВВОО и. т. д.

Дидактический материал для обучения чтению не требует значительных затрат. Это кубики с буквами или любая другая азбука (магнитная, из фетра), круги или квадраты зеленого, синего, красного цвета для составления схемы слова, линейка для выкладывания этих схем.

Развитие памяти, мышления, внимания

Развитие этих психических процессов не менее важно, чем обучение старшего дошкольника чтению и письму. На развитом произвольном внимании построена методика обучения в начальной школе, развитый интеллект поможет проводить мыслительные операции любой сложности в нужном темпе.

Существует множество игр, предназначенных для развития этих функций. Постоянные беседы с детьми, обсуждение интересующих дошкольников тем, чтение популярной литературы для детей, наблюдение за окружающими явлениями, подробные ответы родителей на детские вопросы помогут сформировать думающего человека с прочной основой знаний в различных направлениях.

  • Н. Ф. Круглова. «Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка», И. В. Стародубцева,
  • Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Полезные книги и пособия с заданиями для подготовки детей к школе

Огромный выбор методической литературы по подготовке к школе ставит перед родителями проблему выбора. Сориентироваться в этом море предложений поможет ТОП-10 книг, проверенных на практике педагогами и родителями:

Л. Г. Петерсон. Серия пособий по обучения дошкольников математике «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»

Логично построенная система занятий по математическому развитию, формирующая у ребенка умение думать самостоятельно, не полагаясь на шаблонное мышление. Система занятий прекрасно состыковывается с современными программами начальной школы.

М. Б. Истомина. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста»

Пособие содержит множество зданий на комбинаторику, формирование понятий о размере, форме, времени, ориентировании в пространстве.

Н. Бураков. Серия пособий по обучению счету, сложению, печатанию, подготовке руки к письму, развитию познавательных процессов

В игровой занимательной форме у ребенка отрабатываются умения и навыки, необходимые для успешной адаптации в первом классе.

Н. С. Жукова. «Букварь»

Одно из лучших пособий для самостоятельного обучения дошкольников слитному чтению, построенное на требованиях к обучению чтению в современной начальной школе.

Е. А. Солнцева. Т. В. Белова. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»

Великолепный тренинг по подготовке руки к письму, по установке взаимодействия между полушариями, по выработке правильной позы при письме.

Н. Арбекова. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР

Несмотря на специфическое предназначение, книга будет полезна всем детям для развития грамотной и красивой речи, решит проблему развития связной речи, с которой сталкивается большинство современных детей.

К. В. Шевелев. «Графические диктанты». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. «Прописи по математике». Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет

Выполняя задания, предложенные в занимательной форме, дети смогут развить мелкую моторику, закрепят понятия о счете, цифрах, знаках, научатся решать задачи, ориентироваться на плоскости листа и в клеточке.

О. Узорова. Е. Нефедова. 1000 самых частых вопросов при поступлении в школу

Хотя собеседование при зачислении в первый класс проводить не рекомендуется, книга поможет родителям сориентироваться в тех знаниях и умениях, которые потребуются от ребенка в начале школьного обучения.

Чтобы будущий первоклассник чувствовал себя уверенно на пороге школы, а его адаптация прошла как можно успешнее, можно проводить с дошкольником занятия для подготовки к школе, опираясь на физические возможности ребенка и особенности детской психики.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)


4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию:

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.