Навесное оборудование для мотоблока: о видах и устройствах. Навесное оборудование для мотоблоков — усовершенствование и модернизация основных рабочих органов Сделать самому оборудование для мотоблока

Чтобы расширить возможности мотоблока, его дополняют навесным оборудованием. Ко всем моделям производители предлагают широкий выбор плугов, окучников, картофелесажалок и картофелекопалок.

Учитывая стоимость промышленного навесного оборудования для мотоблока, часть его можно сделать своими руками.

1 Дополнения к мотоблокам

Самым трудоемким процессом на земле является пахота, потому продаются вместе с почвофрезой и плугом. Иногда оборудование к ним включает устройства для прополки и окучивания. У тяжелых мотоблоков в комплект часто входят плуг, картофелесажалка и картофелекопатель, роторная косилка.

2 От мотокультиваторов к мини-трактору

Передний адаптер для мотоблока позволяет облегчить работу на участке и значительно повысить производительность. Даже с самым простым адаптером (с рулем, колесами, сидением для оператора) дизельные мотоблоки превращаются в настоящие мини-тракторы. По опыту, с адаптером ускоряется как минимум вдвое.

2.1 Передний адаптер к мотоблоку своими руками

Адаптер, аналогичный промышленному, можно сделать самостоятельно. Проектируя свой первый самодельный адаптер, желательно начинать с простых конструкций. Например, с устройства, в основе которого металлическая труба длиной приблизительно 1,5-1,8 м и колесная пара. С одной стороны трубы необходимо приварить поперечную штангу, а к ней – стойки колес.

Для изготовления адаптера для мотоблока переднего типа подойдут колеса автоприцепа, коляски мотоцикла, другой старой техники, колеса строительной или . Сечение трубы и диаметр зависят от мощности используемых дизельных мотоблоков.

Длина поперечины выбирается в зависимости от необходимой ширины колеи. Для большинства видов работ достаточно 50-60 см. Сверху по центру поперечной штанги будет стойка сиденья оператора, тормозной рычаг. На втором конце трубы предполагается приварить . Сцепка представляет собой шток с наваренным тройником, вставленный не до конца в трубу и зажатый болтом.

Высший пилотаж – сделать конструкцию с рулевым управлением.

Для этой цели можно использовать рулевую рейку с рулевыми тягами, например, от легкового или грузового автомобилей. Есть также , куда входят рулевое управление с тягами.

Колонка закрепляется на раме в передней части адаптера. Возле сцепки приваривается или крепится болтами направленный вниз рычаг, к нему присоединяется рулевая тяга. Навеска на мотоблок своими руками с рулевым управлением готова. При вращении руля тяга будет поворачивать мотоблок.

Конструкция как навесного оборудования, так и самодельных адаптеров для мотоблоков не сложная. При наличии мастерской и деталей от ненужной техники, вполне реально самому усовершенствовать мотопомощник. Апгрейд повысит скорость и качество выполнения работ, сделает процесс комфортным.

Приобретая в магазине помощника для работы на дачном, приусадебном или небольшом фермерском участке, нужно помнить, что сами по себе даже дизельные тяжелые мотоблоки – не более чем дорогая игрушка с мощным мотором. Многофункциональным помощником, их делают разнообразные приспособления для мотоблока. Большинство фирм-производителей минитехники выпускают и различное дополнительное оборудования для комплектации своих моделей мотоблоков, но многие владельцы предпочитают разнообразные приспособления и насадки для своего мотоблока изготавливать своими руками, разыскивая для этого их всевозможные схемы и чертежи.

Прицепное и навесное оборудование

Несмотря на разнообразие дополнительного оборудование, его условно можно разделить на две группы:

  • Прицепные устройства;
  • Навесное оборудование для мотоблоков.

Но это разделение действительно условно, потому что большинство из таких агрегатов можно крепить как непосредственно на мотоблок, так и на специальные прицепные приспособления – адаптеры. В первом случае оно становится навесным, а во втором, закрепленное на адаптере, превращается в прицепное. Из всего большого перечня только грунтозацепы и утяжелители относятся исключительно к навесным приспособлениям для собственно мотоблока, и не используются в сцепке, но их предназначение – улучшить сцепление агрегата с грунтом, поэтому они являются не столько производственным оборудованием, а скорее аксессуарами для мотоблока.

К рабочему навесному оборудованию относятся:

  • плуги;
  • культиваторы;
  • фрезы;
  • окучники;
  • почворезы;
  • помпы;
  • косилки.

Навесное оборудование для мотоблока не ограничивается только этим перечнем – существует еще немало навесных приспособлений, большей частью самодельных.

Перечень собственно прицепных рабочих устройств для мотоблоков не такой длинный:

  • специальные сцепки (адаптеры).

Используя эти устройства, можно превратить одноосный агрегат в двухосный минитрактор, работать на котором будет намного легче и безопаснее. Практически вся навеска на мотоблок может быть навешена и на специальные сцепки. Зачастую хозяева используют в работе одновременно два комплекта навесного оборудования: один навешивают непосредственно на мотоблок, и второй комплект навесного оборудования – на адаптер, увеличивая, таким образом, производительность работы агрегата вдвое.

Что лучше: заводское или самодельное навесное оборудование?

Казалось бы, абсурдный на первый взгляд вопрос на самом деле далеко не так прост. Понятно, что заводская приставка к мотоблоку лучше, чем самоделка, но беда в том, что зачастую она подходит только к оборудованию одной торговой марки.

Что из этого получается? У вас есть мотоблок, есть к нему, например, заводская косилка, но не было сцепки к ней, и вы изготовили самодельную сцепку. В этой ситуации вполне может случиться, что у вас возникнут проблемы со сборкой вашей самодельной сцепки для мотоблока и заводской косилки в один агрегат – или крепление подведет, или что-то другое не состыкуется.

На самом деле для многих хозяев делать навесное оборудование для мотоблоков своими руками – вынужденная мера. Ведь суммарная стоимость всех необходимых приспособлений и устройств, без которых многофункциональная работа этого механизма попросту невозможна, зачастую в десяток, а то и полтора выше, чем стоимость самой модели. Поэтому, приобретя мотоблок, приобрести дополнительно еще и оборудование к ним для многих людей попросту не по карману, особенно если речь идет о покупке мощных дизельных моделей, стоимость которых и так в 1,5-2 раза выше, чем стоимость их бензиновых собратьев.

Еще одна причина, не оставляющая владельцам отечественных марок другого выхода, как сделать самостоятельно оборудование, будь то навесное или прицепное, для своих мотоблоков – отсутствие качественно сделанных заводских аналогов. Поэтому, вместо того, чтобы втридорога покупать импортное оборудование, а затем пытаться выполнить его навешивание на отечественные модели, намного проще и дешевле сделать прицепное или навесное оборудование для своего мотоблока своими руками.

К тому же, самодельные – вовсе не означает плохие, низкого качества. Собранная из подручных материалов приставка к мотоблоку дает не меньшую, а зачастую даже большую пользу, чем наштампованные на конвейере завода. Ведь она собрана своими руками, в ней минимум сложных узлов и максимум практичности. Вдобавок такое оборудование получается максимально приспособленным к рельефу того земельного участка, на котором ему предстоит работать. Главное, чтобы собрана была такая приставка правильно и с максимальным соблюдением техники безопасности при ее эксплуатации.

Самые неожиданные приспособления-самоделки

Самое, наверное, распространенное использование мотоблока после обработки почвы и перевозки грузов – дровокол, позволяющий раскалывать большие чурки, не особо напрягаясь физически. Правда, собственно дровокол монтируется на отдельной станине, а от минитехники используется только работающий мотор.

Второе часто встречающееся использование этого механизма – превращение его в снегоход или болотоход. Самое поразительное, что народные умельцы умудряются выполнять это превращение, практически ничего не меняя в конструкции агрегата.

Сначала к мотоблоку цепляют прицеп, чтобы иметь двухосный четырехколесный агрегат, а затем выпускают воздух из всех колес. На спущенные колеса надевают особенные самодельные грунтозацепы. Их ширина в 2- 3 раза шире стандартной ширины обычного колеса. Затем снова накачивают колеса, которые, увеличиваясь в объеме, плотно припечатываются к надетым поверх них грунтозацепам.

Благодаря ширине колес, такое приспособление в 2-3 раза меньше давит на грунт, чем обычные колеса, но за счет своих шипов имеет с ним достаточное сцепление, поэтому «обутый» в такие приспособления агрегат достаточно резво бежит как по грязи, так и по снегу. Но нужно отметить, что по пересеченной местности на таком транспортном средстве все же особо не разгонишся.
Существуют еще много придуманных народной смекалкой замечательных приспособлений, каждое из которых заслуживает отдельного рассказа.

Очень нужен при ведении приусадебного хозяйства. Оборудованная разными навесными устройствами, такая техника способна делать практически все начиная с окучивания растений и заканчивая заготовкой древесины или уборкой мусора. Стоит заметить, что мотоблоки тяжело назвать универсальной техникой. Перечень агрегатов, которые можно подсоединить к наиболее дорогостоящим моделям, ограничен несколькими типами навесного оборудования.

Однако работать только заводскими узлами тоже не стоит. Почти каждый из агрегатов мотоблока, необходимых для хозяйственных нужд, можно изготовить своими руками при помощи чертежей.

Навесное оборудование для мотоблока Нева своими руками

Перечень навесного оборудования для всех моделей мотоблоков очень большой. Прежде всего, в него входят:

  • бороны и плуги;
  • косилки и грабли;
  • картофелесажалки и картофелекопалки;
  • почвофрезы и пропольники;
  • снегоуборщики и дровоколы ;
  • сеялки и отвалы;
  • опрыскиватели и насосы.

Настолько большой выбор навесных агрегатов никогда не входит в комплект поставки мотоблока Нева. Тяжело себе представить, сколько средств необходимо для приобретения всех нужных для подсобного хозяйства дополнительных устройств. А также необходимо помнить о том, что полностью универсальных мотоблоков практически не выпускается. Другими словами, агрегаты, подходящие к определенной модели, очень редко устанавливаются на другой мотоблок. Иногда изготовители заранее предусматривают дополнительные возможности для усовершенствования своей техники, что делается за счет применения дополнительных навесных узлов. К ним относятся:

  • утяжелители;
  • ходоуменьшители;
  • дополнительные ступицы;
  • адаптеры;
  • транспортировочные тележки;
  • упорные рычаги;
  • сцепки.

Совершенно любое подобное оборудование можно изготовить своими руками или позаимствовать от других мотоблоков и переделать. Главное, необходимо убедиться в их совместимости. Максимальная мощность мотора, метод подключения, размеры и массу, чертежи, предельные нагрузки и другие показатели стоит учесть при разработке оборудования. В противном случае можно потерять средства и потраченный труд.

Специальный самодельный адаптер может сделать из мотоблока Нева маленький трактор и наиболее автоматизировать ведение домашнего хозяйства.

Его элементами являются:

  • рама из металла;
  • поперечная штанга;
  • сцепка;
  • ось, колеса и колесные стойки;
  • раскосы;
  • узлы управления;
  • тележка;
  • удобное сиденье.

Обычная рама для прицепа делается из любой стальной трубы длиной до 2 метров. На один конец к ней крепится при помощи сварки сцепка. Это узел, при помощи которого вся конструкция прикрепляется к фаркопу мотоблока. На другую сторону приваривается поперечная штанга, размер которой стоит выбрать на основании ширины колесной базы техники. Далее, к штанге прикрепляются раскосы и стойки колес, которые необходимы для обеспечения жесткости рамы и амортизации при движении по огороду. Колеса стоит снять с прицепа автомобиля или садовой тележки.

Обычно, адаптер и навесные узлы мотоблока соединяются при помощи одинарной сцепки. Все функциональные агрегаты управляются специальным рычагом с несколькими коленами. При их переключении можно регулировать изменение положения поставленного навесного оборудования. А также можно применять дополнительный рычаг для регулировки прилагаемой силы. В конце на поперечную штангу необходимо прикрепить основание из металла, на котором будет располагаться сиденье водителя.

При большой длине дышла адаптера необходим наиболее мощный мотоблок. Мощность мотора также повлияет на величину колес и размер трубы, из которой в дальнейшем будет собрана несущая рама.

Сборка дискового окучника для мотоблока Нева своими руками

Самым лучшим при эксплуатации на садовом участке считается самодельный окучник дискового типа. Работая с ним необходимо прилагать минимальное количество физического труда. Снижая скорость передвижения, можно увеличить его максимальную мощность, что хорошо сказывается на результатах работы. Подобная дисковая конструкция окучника выгодно отличается своей универсальностью. Таким приспособлением можно делать хозяйственные работы после высадки различных растений и при их интенсивном росте.

В состав дискового окучника входят:

  • стойки;
  • металлическая рама;
  • диски;
  • специальные талперы.

Специальные талперы необходимы для регулирования угла поворота дисков. От этого угла напрямую зависит глубина работы дисков и усилие, которое нужно для выполнения задачи. Чтобы упростить работу человека, дисковый окучник оборудуется несколькими подшипниками скольжения, обеспечивающими удобство и надежность изделия.

Диски необходимо сделать из качественного металла толщиной в 2 миллиметра. Наружные кромки стоит выгнуть, а в центре проделать специальное отверстие для переходников. Они закрепляются на раме окучника. В случае когда нет возможности сделать диски своими руками, то необходимо взять их из старой сеялки или остального похожего оборудования.

Окучник способен иметь изменяемую или фиксированную ширину захвата поверхности. При переменной есть возможность, регулировки расстояния между дисками просто перемещая стойки. Узлы навесного оборудования собираются при помощи сварки или болтовых соединений.

Сборка картофелекопалки для мотоблока Нева своими руками

Подобный тип навесного узла для мотоблока очень помогает при уборке картофеля и прочих видов растений.

Картофелекопалка состоит из таких элементов:

  • лемеха;
  • металлической сварной рамы;
  • очистительного барабана;
  • редукционного узла.

Лемехом называется подвижная часть такого оборудования, которая делается из металлических прутьев и нескольких немного заостренных пластин из стали. Очень острые концы и кромки на всей конструкции лемеха необходимо затупить таким образом, чтобы не допустить порезов клубней растений при уборке.

Чтобы сделать крепкую раму , нужны уголок из металла, кусок швеллера и профильная труба. Габариты, а еще масса сварной рамы, которая зависит от массы применяемых материалов и специфических черт конструкции, должны соответствовать размерам и максимальной мощности мотоблока.

Редукционный механизм является наиболее важной частью картофелекопалки. Чтобы сделать его необходимо два цилиндра из металла, выполняющие функцию стаканов для всех соединительных узлов. Подобная конструкция обеспечивает взаимную работу ведомого и ведущего валов. Потом из стальной трубы нужно изготовить ступицы , к которым прикрепляются передаточные звездочки. Эти элементы при помощи специальных призматических шпонок плотно насаживаются на втулки.

Наиболее сложным узлом картофелекопалки является очистительный барабан , в конструкцию которого входят несколько роликовых цепей, одевающиеся на специализированные стержни. Такой узел еще имеет название беличье колесо, которое крепится на двух зафиксированных осях, что делает его подвижным при движении. Другими словами, при помощи усилия вала мотора лемех картофелекопалки, который закреплен на движущемся кожухе, сможет изменять угол наклона и совершать при движении аппарата копательные действия.

Угол наклонения рабочего механизма и глубина копания изменяется при помощи ползунка. Такой ползунок делается из фторопласта, а его технические параметры должны соответствовать характеристикам мотоблока. Это, прежде всего, скорость движения, максимальная мощность мотора и другие параметры. Дополнительно необходимо учитывать свойства почвы.

Сборка снегоуборщика для мотоблока Нева своими руками

Далеко не всякий человек способен приобрести для себя заводской снегоуборочный аппарат . Не всегда целесообразно покупать его для нескольких месяцев использования. Вручную очищать всю прилегающую территорию тоже довольно тяжело. Можно изготовить вполне эффективный снегоуборочный механизм для мотоблока своими руками.

Самым легким вариантом можно считать отвальный снегоуборщик. Его составляют несколько основных узлов, которыми являются отвал и адаптер. Последний состоит из нескольких штанг из металла и кронштейнов. При помощи штанг отвал прикрепляется к раме изделия, а кронштейны позволяют обеспечить возможность регулирования его положения в различных плоскостях.

Регулировку можно выполнять как в ручном режиме , так и с помощью рычагов или тягового узла. Подобная система основывается на поворотном механизме, который можно снять с разной транспортной техники или сделать самостоятельно. Для этого стоит применять, как основу, механизмы передних колес автомобиля.

Для того чтобы собрать бульдозерный отвал необходимо сделать каркас из металла, обшитый жестяным листом. Размеры снегоуборщика можно выбирать в соответствии с техническими параметрами аппарата и особенностями убираемой местности. В случае когда дорожки во дворе шириной около 75 сантиметров , то стоит сделать 50 сантиметровый отвал. С таким отвалом можно довольно просто маневрировать при уборке снега.

К нижней кромке отвала, которая находится под углом к ведущей оси рамы, при помощи надежного соединения прикрепляется специальный нож. Когда угол наклона ножа большой, то отвал легко срезает плотные слои снега. Маленький угол помогает передвинуть снег без большого приложения мощности аппарата.

Сборка универсальных навесных механизмов для мотоблока Нева своими руками

Довольно многие типы самодельного навесного оборудования для мотоблоков имеют похожую конструкцию и принцип действия. Именно поэтому при сборке навески на мотоблок своими руками , стоит позаботиться об универсальности. Для примера, картофелесажалку можно переделать под картофелекопалку, а снегоуборочный механизм в маленький бульдозер. Немного изменив конструкцию, один механизм можно будет применять для разных работ на приусадебном участке. Это поможет сэкономить физические силы, средства и место для их хранения.

С приобретением мотоблока у пользователя появляется желание использовать его во всех домашних работах для дачи, огорода и пр. Некоторые стремятся сразу приобрести максимально возможный набор навесного оборудования для мотоблока, другие покупают только минимальный ряд, докупая постепенно остальное. Третья категория владельцев берется за самостоятельное изготовление своими руками приспособлений и дополнительных устройств. Порой они по многим параметрам превосходят то, что может предложить промышленность.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Чем комплектуются мотоблоки

Сам по себе мотоблок представляет только силовой агрегат с колесами. Чтобы он мог выполнять полезную работу, его нужно превратить в сельскохозяйственную машину, дополнив навесным оборудованием. Только тогда начинают проявляться положительные стороны этого энергонасыщенного устройства.

Небольшой список основного навесного оборудования и насадок:

  1. Грунтозацепы позволят мотоблоку двигаться по пашне.
  2. Плуг и фреза. Издавна глубокая обработка земли с оборотом пласта выполнялась плугами. Почвенная фреза представляет устройство, способное разрыхлить плодородный слой.
  3. Картофелесажалка облегчит труд сельского жителя и дачника при посадке картофеля.
  4. Плоскорез – это один из древних инструментов, который переживает второе рождение с возникновением идей органического (экологического) земледелия.
  5. Окучники. Увеличение урожая корнеплодов, а также повышение эффективности корневой системы растений достигается использованием окучников.
  6. Прицеп превращает мотоблок в транспортное средство, которое может перевозить грузы на участке и дорогах общего пользования.
  7. Снегоуборщик расширяет период использования мотоблока, зимой он активно используется для расчистки снега.

Это далеко не полный список навесного оборудования для мотоблока.

Не обязательно приобретать весь комплект навесного оборудования для мотоблока сразу. По мере необходимости приобретается или изготавливается дополнительные инструменты.

Грунтозацепы своими руками

Крутящий момент двигателя через трансмиссию передается на колеса. Чтобы двигаться по пашне, нужно создать достаточное усилие. Увеличить тягу можно, повысив коэффициент сцепления колеса с грунтом. Поэтому грунтозацеп увеличивает этот коэффициент в несколько раз, позволяя не увеличивать массу силового агрегата.

Чтобы изготовить это навесное оборудование, нужно приобрести:

  • листовую сталь толщиной 2-3 мм, достаточно сталь обычного качества ст3;
  • равнобокий уголок 35-50 мм;
  • трубу с внутренним диаметром более 25 мм.

Этот набор заготовок достаточен для начала работ. Остается выбрать конструкцию или разработать собственную.

Грунтозацеп может быть ведущим и накладным. Ведущие грунтозацепы устанавливают на место базовых колес мотоблока. Накладные надеваются поверх базового колеса. Чаще делают ведущие .

Плуг и фреза своими руками

Плуг при всей своей внешней простоте довольно сложен в изготовлении. Обычно изготовление начинают со сцепки – специальное навесное оборудование. На сцепке закрепляют корпус – это и есть основной рабочий орган. производит подрезание почвенного слоя. Далее формируется пласт, а затем происходит его оборот.

Конструкция корпуса плуга включает несколько составляющих:

  • лемех – врезается в почву;
  • отвал – служит для создания заданного движению пласту и оборот;
  • полевая доска – стабилизирует направление хода всего сельскохозяйственного агрегата.

Для мотоблока интересна конструкция поворотного плуга, одним перемещением фиксатора плуг легко изменяется с правого на левый и наоборот. Это очень удобно для обработки земли на небольших по протяженности участках.

Если плуг можно условно признать пассивной рабочей навеской, то почвенная фреза является активной. При обработке почвы снимают колеса, перемещение агрегата происходит за счет вращения фрез. Рабочие лопатки совершают вращательное движение и разрыхляют землю.

  • листерный (туковый) окучник конструктивно похож на корпус плуга с двумя отвалами, он движется в междурядьях, перемещая землю из канавки в гряду. Их используют при сравнительно небольшой ширине междурядий;
  • дисковый окучник в виде двух дисков, охватывающих гряду. При их движении гребень создается сразу с обеих сторон;
  • роторный (пропеллерный), имеющий активные пластины, подкидывающие почву в гряду.

Листерные окучники часто оснащают регулируемыми отвалами. Это позволяет изменять ширину захвата рабочего органа. Пропеллерные навески многие используют для окучивания картофеля, но подрезая корневища многолетних сорняков, они способствуют засорению поля.

Наиболее распространены дисковые окучники, ими несложно манипулировать в процессе работы. Их также несложно изготовить своими руками.

Прицеп для мотоблока своими руками

Прицеп расширяет возможности мотоблока. С ним он превращается в транспортное средство, способное доставлять разные грузы. Параметры этого самодельного навесного оборудования для мотоблока зависят от имеющейся мощности. Чем она выше, тем более сложным может стать тележка.

Для энергонасыщенных мотоблоков с двигателями более 10 л.с. возможны двухосные прицепы, которые могут перевозить до 1000 кг груза. Обычно строят небольшие , грузоподъемность которых составляет 300-500 кг.

Есть важное требование. Надежность и управляемость прицепного устройства должна соответствовать характеристикам, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на дорогах общего пользования. Поэтому чаще всего используют оси или мосты от другой колесной техники. Многие ориентируются на применение готовых мостов от легковых автомобилей и грузовых мотороллеров.

Колеса от мотороллеров рассчитаны на нагрузку более 150 кг на каждое. Поэтому их и берут за основу при проектировании. Некоторые самодельщики комплектуют прицеп запасным колесом, чтобы на дороге выполнить быструю замену.

Главное создать прочную раму, так как она будет воспринимать нагрузку от перевозимых материалов. В то же время от прочного каркаса зависит и безопасность всех участников движения при эксплуатации мотоблока с прицепом на дорогах, где имеются и другие транспортные средства.

Снегоуборщик своими руками

Приобретая мотоблок, большинство пользователей рассчитывает эксплуатировать его только в весенне-летний период. На самом деле при использовании энергонасыщенного агрегата зимой в качестве снегоуборщика можно значительно увеличить эффективность его применения в личном хозяйстве. Бывают периоды, когда снег приходится убирать с дорожек и территории почти каждый день.

Для уборки снежного покрова применяют несколько типов :

  • шнековый с роторным отбрасывателем;
  • бульдозерного типа с отвалом;
  • лопата-отвал – это упрощенный тип снегоуборщика;
  • роторно-вентиляторный.

Для большинства пользователей достаточно иметь отвал-лопату, этот снегоуборщик изготовить значительно проще.

Пользователь в зависимости от своих условий определяется с типом снегоуборщика, нужного ему. Многие берутся за изготовление сложного шнека, полагая, что именно это устройство будет помогать в зимний период. На самом деле большинство убеждается, что проще просто сдвинуть снег, освободив проезжую часть и территорию.

Мотоблок значительно облегчает жизнь в селе, позволяет сэкономить средства, облегчить ручной труд. Стоимость навески для него зависит от фирмы-производителя и наличия дополнительного оборудования. В нашей стране пользуется спросом мотоблок «Нева». Этот агрегат надежен, неприхотлив, прост как в обслуживании так и в ремонте.

Конструкция каждого мотоблока предусматривает возможность использования разнообразной навески . Навесное оборудование расширяет спектр сельскохозяйственных работ. Такой инвентарь делится на несколько разрядов в зависимости от сферы применения.

Виды навесного оборудования:

Обработка почвы

1.1. Плуг. Эту навеску используют для вспашки целины и глубинной обработки почв. При умелом обращении правильно отрегулированный плуг сам углубляется при движении и нарезает ровные борозды. Благодаря этому его можно использовать, чтобы быстро подготовить канавки для посадки картофеля.

С некоторыми культиваторами почвофреза или плуг идет в комплекте. Такое навесное оборудование по умолчанию идет с мотоблоками Нева, Аврора, Зубр и другими.

1.2. Оборотный плуг. Отличается от обычного разнонаправленными рабочими элементами в конструкции. Это дает возможность пахать в обоих направлениях, не возвращая мотоблок вхолостую. При такой конфигурации работает один плуг, а второй поднят. При движении в обратную сторону, рабочие элементы можно поменять местами нажатием на педаль.

1.3. Плуг-окучник. Отличается от обычного V-образным лемехом. Применяется при посеве овощных культур (картофеля, лука, бобовых культур). Основная функция - окучивание грядок.

1.4. Плуг роторный. Его подключают в качестве навесного оборудования к валу отбора мощности. Может иметь от двух до четырех изогнутых лемехов. При вспашке переворачивает почву так же, как обычный плуг, но работать с ним легче. Характеризуется большей устойчивостью и высокой производительностью.

1.5. Фреза или культиватор. Относятся к основным видам навесного инструмента для обработки почвы. В некоторых моделях мотоблоков их устанавливают вместо колес. Чтобы подобрать оптимальную ширину обработки, регулируют сошник или меняют количество секций. Практичнее применять навесной культиватор. Он не зарывается, увереннее выдерживает глубину борозды, не уходит в сторону при наезде на более плотный участок грядки. Правильно настроенный мотокультиватор обработает землю не хуже, чем трактор, при этом не «затаптывает» почву.

1.6. Борона. Может быть пальчиковая, дисковая или ротационная. Это навесное оборудование используется для того, чтобы разбивать комья земли и разравнивать грядки.

1.7. Картофелекопалка. Простейшая конструкция имеет специальный плуг-окучник с отвалами в виде прутов. Плуг подкапывается под клубни, почва просыпается сквозь отвалы, а картофель остается сверху.

Покос травы и заготовка сена с помощью навесного оборудования мотоблока

2.1. Косилки. Могут быть роторные и сегментные (ножевые). Роторные эффективнее в покосе, а сегментные более маневренные. Второй вид косы используют для работы между деревьев и кустов.

2.2. Ворошилка. Это навесное оборудование, предназначено для того, чтобы переворачивать сено, облегчая его сушку.

Посадка и посев

3.1. Картофелесажалка. Это навесное приспособление состоит из контейнера на колесах, нарезателя борозды и окучника. При работе в борозду через определенный интервал времени подается картофель, а окучник засыпает его землей.

3.2. Сеялки. Работают по принципу, описанному выше. Конструкция сеялки зависит от размера семян и способа их посадки. При помощи такого навесного устройства сажают помидоры, арбузы, чеснок, лук, морковь и т.д.

3.3. Доминатор с сеялкой. Этот вид вертикальной фрезы спроектирован для создания газона. Доминатор одновременно проделывает все три операции: разрыхляет почву вертикальными ножами, высевает семена, выравнивает, уплотняет поверхность будущего газона катком.

Перевозка грузов и транспортировка

4.1. Грузовой прицеп. Прицепы для мотоблоков могут иметь грузоподъемность от 300 до 500 кг. Кузов обычно опрокидывается, а сама тележка может быть оснащена тормозами, осветительными приборами и сиденьем оператора. Прицеп удобен, так как облегчает труд при уборке урожая, перевозке различных грузов.

4.2. Колеса с грунтозацепами. Эти металлические колеса способствуют увеличению тягового усилия. Они тяжелее пневматических, не забиваются землей. Благодаря этому грунтозацепы не проскальзывают при нагрузке.

4.3. Утяжелители. Навешивают на корпус или на колеса для того, чтобы увеличить вес легкого мотоблока и чтобы на него можно было устанавливать более тяжелую навеску.

4.4. Ездовой модуль. Это прицеп-адаптер, который помогает превратить мотоблок в мини-трактор. Он представляет собой задний мост с сиденьем и сцепкой для прицепного оборудования.

Другие работы

5.1. Роторная щетка. Эта навешивающаяся на мотоблок насадка позволяет эффективно и быстро подмести мусор или свежевыпавший снег как с асфальтовых дорожек, так и с газонов.

5.2. Бульдозерный нож (нож-отвал) - подвесное приспособление может применяться только на тяжелых мотоблоках. Отвал служит для перемещения большого объема сыпучих материалов (кучи песка, щебня, снега и т.д.).

5.3. Шнеко-роторный снегоуборщик. Предназначен для очистки территории от большого объема снега, слежавшихся или обледеневших пластов. Стальной шнек перемалывает снежно-ледяную массу и выбрасывает в сторону на расстояние до 20 метров.

Самодельное навесное оборудование для мотоблока

Дополнительное оснащение расширяет возможности простого механизма, превращая его в незаменимый многофункциональный агрегат. Мотоблок Нева МБ-2 можно купить с комплектом навесного оборудования. Но в некоторых случаях заводское снаряжение не подходит: не устраивает цена, качество, не предназначено для данной модели. Тогда можно сделать навеску для мотоблока своими руками или купить навесное оборудование другой фирмы и адаптировать его под свой агрегат.

Разрабатывая оснащение мотоблока, нужно учесть мощность двигателя, вес и габариты, рабочие нагрузки, способ подключения к основному механизму. Это поможет рационально использовать средства, не даст потратить впустую время и средства.

Вот некоторые примеры приспособлений, которые можно изготовить собственноручно:

1)Мотоблочный адаптер-прицеп своими руками

Конструкция:

  • Рама с поперечной штангой;
  • Колесные стойки;
  • Раскосы;
  • Сиденье оператора;
  • Сцепка;
  • Ось, колеса;
  • Органы управления;
  • Прицеп.

Для изготовления простой рамы нужна труба длиной 1.5 - 1.7 м. Чем мощнее мотоблок, тем длиннее может быть дышло адаптера, больше сечение трубы и диаметр колес.

К одному краю рамы приваривают поперечную штангу. Ее длина - это ширина колесной базы прицепа. К штанге прикрепляют стойки колес и раскосы для жесткости и лучшей амортизации. Колеса можно взять от автоприцепа или тележки.

По центру поперечной штанги закрепляется стойка для сиденья оператора.

Ко второму концу рамы приваривается сцепка, при помощи которой прицеп-адаптер будет крепиться к фаркопу мотоблока. Самое простое соединение навесного оборудования и мотоблока - одинарная сцепка. Для большей функциональности и маневренности можно использовать рычаг с двумя или тремя коленами. Он дает возможность регулировать положение навески.

2)Самодельная картофелесажалка для мотоблока

Конструкция:

  • Рама;
  • Емкость для клубней;
  • Цепной конвейер;
  • Регулировочный механизм;
  • Плуг;
  • Дисковые бороны;
  • Ось и колеса.

Раму для навесной сажалки делают из профильной трубы путем сваривания. К ней прикрепляют стойки конвейера, фаркоп, лонжероны для обеспечения жесткости. Снизу монтируют крепежи, которые будут держать диски, обоймы и корпуса подшипников, плуг.

На вал насаживают приводную звездочку, фиксируя шпонкой. Его устанавливают в подшипники, а на край монтируют ступицу колес.

Чаши транспортера изготавливают из проволоки 5-6 мм. К кольцу диаметром 58-60 мм снизу приваривается изогнутый отрезок такой же проволоки. В результате получается углубление, в котором задержится клубень среднего размера.

Затем их приваривают к звеньям цепи посредством креплений. Интервал между ними зависит от диаметра приводной звездочки, длины цепи. Его можно установить опытным путем. Цепь транспортера монтируют на холостую звездочку и натяжное устройство. Принцип натяжения цепи такой же как и у велосипеда.

Транспортировочную ленту соединяют и натягивают только после того, как она оказывается продетой через отверстие емкости для посадочного материала.

Рабочая часть транспортера должна проходить через бункер, захватывая посадочный материал. Если цепь будет цепляться за стенки бункера, это приведет к его разрушению.

Диски крепятся на специальные стойки (сектора), которые дают возможность менять угол наклона диска и глубину погружения агрегата.

3)Дисковый окучник для мотоблока

Конструкция:

  • Т-образная рама;
  • Стойки;
  • Диски;
  • Винтовые талперы.

Дисковый окучник самый удобный в эксплуатации навесной агрегат. С его помощью можно выполнять работы при посадке огорода и в период активного роста растений. Он не требует в работе больших физических усилий, а его мощность возрастает при снижении скорости движения.

Для изготовления дисков применяется легированная сталь толщиной 1.5 - 2 мм. По центру просверливается отверстие для переходников, которые будут крепить их к раме окучника. Наружные кромки дисков выгибают.

Переходники (стойки для дисков) могут быть просто приварены или прикреплены к поперечной перекладине рамы при помощи болтов. Во втором случае можно будет менять ширину захвата окучника.

При помощи талперов изменяют угол поворота дисков для регулирования глубины их погружения. Подшипники скольжения, встроенные в конструкцию, облегчают эксплуатацию окучника.

4)Самодельная картофелекопалка к мотоблоку

Конструкция:

  • Рама;
  • Лемех;
  • Редакционный узел;
  • Барабан-очиститель.

Подбирая габариты деталей, нужно ориентироваться на мощность мотоблока, к которому будет подключаться картофелекопалка.

Сварную раму делают из металлического уголка 60х40мм, отрезка швеллера №8, профилированной трубы.

Подвижная деталь картофелекопателя - лемех. Он состоит из стальной пластины (или нескольких пластин) и прутьев. Его крепят на элеваторный кожух при помощи четырех крепежных элементов, затянутых гайками. Все острые края на этой конструкции нужно затупить, чтобы они не повреждали клубни.

Редакционный узел состоит из двух металлических корпусов цилиндрической формы. Стаканоподобный корпус картофелекопалки должен иметь втулку для соединения ведомого и ведущего валов. Правильно собранная конструкция при установке на мотоблок в качестве навесного должна свободно вращаться.
Из трубы, диаметром 25мм изготавливаются ступицы. К ним привариваются передаточные звездочки. Последние в свою очередь при помощи призматических шпонок насаживаются на втулки.

Барабан-очиститель похож на беличье колесо, поэтому его иногда так и называют. Он состоит из двух роликовых цепей по 94 звена, одетых на специальные стержни. Эта конструкция крепится на двух фиксированных осях.

В процессе движения мотоблока, усилием вала лемех будет совершать копательные движения, меняя угол наклона. Клубни будут постепенно продвигаться через все конструкторские элементы навесного агрегата, отсеивая почву сквозь прутья.

5) Снегоуборщик отвального типа

Конструкция:

  • Адаптер;
  • Отвал.

Для изготовления отвала монтируется каркас. Он обшивается жестью толщиной не более 2 мм. Размеры его зависят от особенностей обслуживаемой территории. Для уборки дорожек достаточно будет 50-55 см ширины.

Нижняя кромка отвала должна быть расположена под углом к основной оси каркаса. К ней при помощи болтов или заклепок прикрепляется нож. Большой наклон ножа позволяет срезать твердый наст, малый - без особых нагрузок на двигатель передвигать снежную массу.

Адаптер - это две штанги и три кронштейна. Отвал при помощи штанг прикрепляется к раме мотоблока. А угол его размещения относительно рамы регулируется при помощи кронштейнов. Для облегчения регулировки можно вмонтировать тяговый механизм. В качестве основы для этого навесного механизма используются узлы передних колес легковой машины.

Принцип универсальности

Некоторые элементы навески похожи по конструкции и принципу работы. Поэтому можно изготовить оборудование, опираясь на принцип универсальности. Так, например, картофелекопалка может стать картофелесажалкой или окучником. Использование одного узла в подобных конструкциях сэкономит средства, а также площадь для хранения дополнительного комплекта оборудования.



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.