Контрольная работа финансовая политика предприятия

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т.е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Финансовая политика предприятия

Финансовая политика организации - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей организации.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития организации, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед организацией, в той или иной мере обязательно связано с финанса­ми: затратами, доходами, денежными потоками, - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспе­чения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более четко определить основные направления развития.

В настоящее время во многих организациях финансовые ре­сурсы расходуют на согласование противоречивых задач и реше­ний на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу - выбору оптимальных механизмов, позволяю­щих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

Основа финансовой политики - четкое определение единой концепции развития организации, как в долгосрочной, так и кратко­срочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также раз­работка эффективных механизмов контроля.

Объект финансовой политики - хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность хозяйственной системы и ее деятельности, на которую воздействует финансовая политика.

Объект управления финансовой политики:

1) Управление капиталом: определение общей потребности в капитале, оптимизация структуры капитала, обеспечение эффективного использования капитала.

2) Управление текущими издержками: операционный анализ, минимизация издержек, нормирование затрат, оптимизация соотношения постоянных и переменных затрат.

3) Дивидендная политика: определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.

4) Управление активами: определение потребности в активах, оптимизация состава активов, обеспечение ликвидности активов, ускорение цикла оборота активов, выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

5) Управление денежными потоками: формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.

Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

К основным составляющим финансовой политики в области ценных бумаг относят способы увеличения акционерного капитала, размещение акций, допуск к котировке акций на фондовой бирже, также распределение выпуска акций среди акционеров компании.

По направлению финансовая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

Внешней финансовой политикой организации называется политику, направленную на деятельность организации во внешней среде: в финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).

Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта финансового управления. Она выступает базой, на которой строятся мы воды финансовой науки.

Финансы и финансовая политика представляют собой соответственно объективную и субъективную составляющие в управлении финансами, поэтому финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и (или) негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее ориентацию следует считать конструктивной.

Как известно, личные, групповые и другие интересы при определенных условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориентированы на ограничение или прекращение его деятельности. Такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков - деструктивными для объекта финансовой политики. Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при ее построении и проведении.

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

Обеспечение источников финансирования производства;

Недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

Выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;

Рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;

Поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиту от предпринимательского риска;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка инвестиционных проектов и т.д.).

Эффективность финансовой политики и ее соответствие критериям управляемости предприятия и его финансовой устойчивости. Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Эффективность финансовой политики организации как уровень достижения наилучшего результата при наименьших затратах измеряется показателями финансовой эффективности работы его подразделений каждого в отдельности и в целом, показателями эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.

Основное средство реализации финансовой политики - финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят: прибыль, доход, цену, заработную плату, операционный рычаг, финансовый рычаг, проценты, дивиденды, финансовые санкции и т.п.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

_______ ___ _____ ___ ______
(__) /) / ___ \ /) / ____ \
| () | / /) | ((___)) / /) | ((\/
| | | | / (_) (_ \ / / (_) (_ | (____
| | | |(____ _) / ___ \ (____ _)| ___ \
| (__) | | | ((___)) | | ((___))
(_______) (_) \_____/ (_) \_____/

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Основы организации финансов предприятия. Планирование финансов. Управление финансами и оценка экономической эффективности управления производством. Общие принципы управления финансами и малый бизнес как финансовая система.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2006

    Понятия и цели долгосрочной политики современного предприятия. Стоимость основных источников капитала, методика и принципы ее определения. Дивидендная политика: понятие и содержание, специфика и факторы влияния. Методы и модели финансового планирования.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Общая характеристика стратегического управления предприятием. Стратегическое управление как система. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Определение миссии и целей предприятия. Разработка и выбор стратегии предприятия.

    научная работа , добавлен 10.05.2007

    Теоретические и методологические основы, сущность, методы и модели стратегического планирования деятельности предприятия. Процесс выбора целей управления организацией и путей их достижения. Методические рекомендации по разработке стратегического плана.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Понятие, разработка и реализация финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. Формирование и принятие стратегических финансовых решений. Управление реализацией финансовой стратегии и контроль ее выполнения.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2010

    Стратегия развития и стратегическое планирование. Эталонные стратегии развития бизнеса, управление реализацией стратегии. Структура планов предприятия, стратегическое планирование. Разработка стратегии развития предприятия и стратегического управления.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2013

    Методология аудита системы управления персонала в современных компаниях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. Показатели прибыли и рентабельности хлебоприемного предприятия. Финансовая и организационная деятельность предприятия.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2017

Любая организация является целенаправленной системой деятельности. Все формы организаций появляются и развиваются как своеобразные отклики на разнообразные задачи, которые ставит перед собой человек или группа людей в ходе их целенаправленной деятельности. К процессу создания и функционирования организаций может быть применен инженерный (инжиниринговый) подход, позволяющий конструировать эффективные организационные системы.

… назначение цели и выбор средств ее достижения составляют смысл

изучения систем. Существование теории систем оправдано

возможностью ее помощью достигать желаемого

состояния системы.

<В.Д. Могилевский>

1. Организации как целенаправленные системы деятельности

Организация возникает в том случае, когда между некоторыми исходными объектами (в частности, людьми и/или группами людей) возникают закономерные, устойчивые на определенном отрезке времени отношения, актуализирующие или ограничивающие какие-то свойства создаваемой или трансформируемой системы.

Создание и функционирование организаций представляют собой варианты целенаправленной системы деятельности, а сами организации (предприятия, компании, концерны, общины, клубы и др.) фактически выступают инструментами достижения поставленных целей. При этом конкретный набор декларируемых целей может варьироваться в очень широких пределах - от извлечения материальной выгоды до разрешения политических, социальных, морально-этических или каких-либо иных противоречий. Таким образом, все формы организаций появляются и развиваются как своеобразные отклики на множества задач, которые ставит перед собой человек или группа людей в ходе их целенаправленной деятельности.

Пример 1. Организация в действии.

Задача: пусть требуется повалить целую рощу деревьев. Можно конечно ждать, когда это событие Z (все деревья легли на землю), произойдет само собой. Например, к нам в гости пожалует залетный торнадо с клеймом "Made in USA". Но это очень маловероятно, если вести речь о России. Словом, вероятность р самопроизвольного перехода к событию Z почти не отличается от нуля.

Но к задаче вырубки рощи можно подойти иначе - целенаправленно , а именно, целенаправленно набрать команду лесорубов, снабдить их инвентарем, и установить график вырубок, что с новой вероятностью Р, много большей р, обеспечит нам состояние Z (все деревья лежат на земле).

Вы почувствовали разницу? В этом и состоит сущность организаций.

Достаточно условно можно выделить два основных пути создания организаций: (1) интуитивный, стихийный; (2) целенаправленный, научно-обоснованный. В первом случае можно говорить о случайном процессе совершенствования и/или появления некоторой системы деятельности (т.е. о самоорганизации некоторой системы деятельности), а во втором - об управлении процессом создания системы деятельности, которое так же может проходить попутно с процессом самоорганизации. При этом сам процесс формирования или изменения новой организационной единицы может быть качественно охарактеризован как эволюционный, адаптивный, регрессионный и т.д. Большинство из этих понятий не имеют однозначной трактовки и часто используются достаточно произвольно. Так, например, эволюция есть видоизменение системы в сторону повышения ее приспособленности (оптимизации некоторых параметров) к условиям внешней среды. Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени параметров, характеризующих состояние системы (для процесса роста характерно лишь количественное изменение параметров), причем это изменение носит скачкообразный, часто необратимый характер. Целенаправленное действие отличается от спонтанного, прежде всего тем, что оно повышает вероятность перехода системы из текущего состояния в некоторое заданное состояние. Очевидно, что именно в инициировании таких изменений состоит смысл управления.

Введем ряд формальных обозначений и аббревиатур:

ЦД - целенаправленное действие (Q);

R - ресурсы (материально-технические, финансовые, трудовые, информационные), расходуемые на осуществление целенаправленной деятельности;

S - условия среды (внешнее окружение, макросреда) , в которой происходит действие Q;

Z - цель действия (событие цели);

W - “побочный продукт ”, сопровождающий осуществление события цели Z;

ЦЗ - целевое звено - характерное для данного целенаправленного действия сочетание S + R + Z + W;

р - вероятность самопроизвольного осуществления события, эквивалентного Z;

Р - вероятность целенаправленного действия.

Как правило, Р > p ³ 0.

Целенаправленное действие Q, таким образом, является "мостиком" (инструментом, механизмом, способом, трансмиссией и др.) для перехода от ситуации с имеющимися ресурсами (R, S) к новой ситуации Z, причем переход, как правило, сопровождается выделением побочных продуктов W, а вероятность его осуществления больше вероятности самопроизвольного осуществления события, эквивалентного Z. В формализованном виде общая схема целенаправленного действия (Q):

Q(P>p): [R,S ] ® [Z ,W ] (1)

Подчеркнем, что под целенаправленным действием (Q) или оператором целенаправленного действия Q понимается любой процесс, механизм, последовательность действий (операций), существующая и/или создаваемая для совершения определенной работы.

Пример 2. В роли операторов ЦД выступают:

Отдельные технические устройства (например, операторы по целенаправленной утилизации энергии ископаемого топлива, орудия труда):

- люди (специалисты, как операторы для совершения определенных действий в определенных условиях с высокой вероятностью P);

- бинарные системы "человек" + "человек", "человек" + "технические устройство" (примером такой комбинации является универсальный магазин - целенаправленная система сбыта товаров - в которую входят как специалисты (например, менеджеры по продажам), так и технические устройства (принтеры, печати, калькуляторы, устройства освещения помещений и т.д.), совокупное использование которых должно в идеале увеличивать вероятность P осуществления акта продажи).

Пример 3. Бизнес-процессы и логистические цепочки как частные случаи операторов целенаправленной деятельности.

Коммерческое предприятие является сложной системой, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов. В теории и практике организационного управления для обозначения основного класса этих процессов принято использовать обобщенное понятие "бизнес-процесс". Бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой "на входе" используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности "на выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер, Чампи, 1999).

В логистической парадигме в рамках бизнес-процесов выделяются отдельные операции , соответствующие им ресурсы и исполнители. Выполнение бизнес-процесса инициируется событиями (ситуациями), а сам бизнес-процесс представляет собой одну из форм отклика на изменение параметров внешней или внутренней сред. В частности, используется понятие "логистика сервисного отклика" (service response logistics, SRL), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей (Ballou, 1993). Таким образом, предприятие трактуется как многоуровневая сервисная система, а управление предприятием - как регулирование параметров бизнес-процессов или параметров логистический цепочек.

На этом сайте мы рассматриваем все типы организаций как сложносоставные операторы целенаправленной деятельности в указанном выше смысле. Использование определенных наборов подобных операторов позволяет реализовать базовую цепочку "цель (задача) – организационное решение".

Именно в осознанном, обоснованном комбинировании операторов целенаправленной деятельности и состоит суть организационного и социального конструирования .

2. Типология организаций

Каждая научная дисциплина предлагает свой подход к классификации организаций, соответствующий ее предметной области. На наш взгляд все эти определения по-своему верны в контекстах, для которых были сформулированы.

В рамках данной статьи мы не считаем необходимым обсуждать эти классификации. Остановимся на том, что организация представляет собой инструмент достижения совокупности целей, сформированных основными заинтересованными группами (в первую очередь собственниками, высшим руководством, персоналом, потребителями, обществом и т.д.). Это определение носит сущностный характер и не имеет отношения к организационно-правовой форме конкретной хозяйствующей единицы.

Мы основываемся на предположении на том, что независимо от определения организации она:

  • действует по схеме (1), т.е. является целенаправленной системой деятельности;
  • создается и развивается на основании конкретной совокупности целей (задач), к достижению которых направлено ее существование.

Таким образом организация это общественная форма разрешения социальных задач и противоречий . Отметим, что под задачей мы понимаем строго сформулированное противоречие между желательным (целевым) и фактическим состояниями.

Пример 4. Социальные задачи и противоречия:

4.1. Знаменитое революционное противоречие "верхи не могут <компетентно управлять>, а низы не хотят <жить по старому>" породило огромный спектр организаций, каждая из которых на свой манер решает это противоречие. Самыми известными из них являются, вероятно, такая организация как парламент и террористические организация.

4.2. Задача распространения сведений о своей продукции (подзадача расширения сбыта) родила в свое время фигуру рекламного агента, и впоследствии - такую организацию как рекламное агентство.

При этом все цели, декларируемые организациями, в конечном итоге имеют социально-психологическую природу.

Пример 5. В 2001 г. сорвалось объединение компаний Lucent Technologies и Alcatel, в 1999 г. - Texaco Inc.и Chevron Corp, в 1998 - Monsanto Co. с American Home Products Corp. Несмоненно, все эти слияния увеличили бы благосостояние соединяющихся компаний. Причины срывов переговоров во всех случаях - два топ-менеджера не смогли договориться, кто из них будет руководить объединенной компанией, т.е. предпочли променять благосостояние компании на свой личный общественный и профессиональный статус.

Исключительно целевой характер создания и функционирования организаций позволяет предложить базовую типологию организаций, сгруппированных по признаку цели.

На наш взгляд, введенных нами в записи (1) компонентов целенаправленного действия достаточно, чтобы набросать эскиз типологии организаций. Практически любую организацию можно подвести под описание схемы целенаправленного действия (1). Для этого спросим себя: с какой целью объединяются люди и/или группы людей? То есть, с какой целью создаются те или иные организации? И на основании (1) ответим, что люди и/или группы людей создают организацию (см. табл. 1.1):

1. Для обобществления/раздела ресурсов R

Пример организации, созданной для этой цели:

Консорциум - форма организации, представляющая собой временное объединение между несколькими банками или промышленными компаниями в целях совместного размещения займа или осуществления капиталоемкой фазы к/л проекта, когда финансовых ресурсов одного участника становится недостаточно.

2. Для удаления/переработки побочных продуктов W

Пример организации:

Психическая больница - организация, созданная по мнению М. Фуко для "утилизации" индивидов, чье поведение носит по отношению к социуму разрушающий характер.

3. Вокруг общих и/или дополняющих друг друга целей Z(1) … Z(n)

Пример организации:

Фирменный магазин - состоит из подсистем деятельности цели которых не являются общими. Так, отдел сбыта в магазине - это система ЦД, специализированная на создании операторов, обеспечивающих сбыт товаров. Операторами здесь выступают методы продаж - от вербальных до невербальных - и оборудование, ускоряющее оформление отчетности и сделок и обеспечивающее выигрышную подачу товара выставочное оборудование. Сотрудники этого отдела заинтересованы в максимальных объемах продаж. С другой стороны, соседний отдел - отдел закупок и хранения товара - преследует свою цель обеспечения наискорейшего перевода всех наличных и безналичных средств фирмы в товар. Между целями этих подсистем есть очевидное противоречие: продавцы хотят продавать все больше и больше, а отдел закупок не может обеспечить их неограниченным количеством товара. Однако в комплекте с такими подсистемами как отдел финансов и отдел рекламы, образуется жизнеспособная ИС деятельности - простейшая целенаправленная система фирменного магазина.

4. Для бесконфликтного и/или взаимовыгодного использования ситуации S

Пример организации:

Картель - социальное объединение политических партий, созданное для проведения общей согласованной программы по важному вопросу.

5. С целью обобществления/раздела новых операторов

Отдел (на заводе, в НИИ) - создается для интеграции деятельности специалистов, создания новых методик и расширения возможностей инструментальной базы.

6. Различные смешанные формы объединений, основанные на комбинациях пп. 1- 5

Казино - решается задача обмена денег на эмоции.

Родовая община - решается задача эффективного совместного использования ресурсов R (земля) и операторов (средства производства, люди - участники общины).

Таблица 1.1

Типология организаций

Типы организаций (группировка по целевому признаку)

Группы целей

Обобщение / разделение ресурсов

Удаление / переработка побочного продукта

Реализация общих / дополняющих целей

Бесконфликтное и/или взаимовыгодное использование ситуации

Обобщение / разделение / формирование операторов деятельности

Различные комбинации предыдущих целей

Пример организаций

Коммерческое предприятие, консорциум

Психиатрическая больница, "кладбище" промотходов

Ассоциации, союзы, супермаркеты

Картели, депутатские группы

Функциональные отделы, бригады, команды

Казино, родовая община

В рамках предложенной типологии (табл. 1.1) становится по существу неважным, является ли, например, организация коммерческой. Акцент сделан на том, что каждая организация решает какую-либо задачу, и эта задача может быть совершенно необязательно связана с получением прибыли. Мы не утверждаем, что наша типология схватывает все особенности какой-либо конкретной организации. Но её использование позволяет быстрее определить ключевые проблемы, тормозящие развитие той или иной формы организации и переключаться на поиск новых форм, позволяющих разрешать возникающее противоречие.

3. Что такое организационное и социальное конструирование?

Выше мы отметили, что организация это общественная форма разрешения социальных задач и противоречий. Этот подход позволяет отнестись к типично социологическому предмету - социальному объединению (социальному взаимодействию) - с инженерных позиций. Действительно, инженер, создавая и/или совершенствуя какую-либо техническую систему, начинает свою работу с формулирования технического противоречия между желаемым (Z) и имеющим место (S). Далее происходит инвентаризация т.н. вещественно-полевых ресурсов (R), имеющихся в его распоряжении. И только потом строится оператор целенаправленного действия, благодаря которому становится возможным переход (1):

Q(P > p): ® .

В свете сказанного нами относительно природы организационных систем (в частности, целенаправленности функционирования) и их типологии, нет принципиальных ограничений на то, чтобы применить вышеописанную инженерную процедуру к проблеме создания организаций.

Примечание в тексте

К сожалению, навыки распознавания социальных противоречий у наших руководителей и социальных работников либо сводятся к интуиции и чутью, либо отсутствуют. Между тем любому менеджеру, желающему профессионально развиваться, необходимо ежедневно практиковаться в выделении социальных и организационных противоречий. Чтобы начать чувствовать нарождающиеся социальные противоречия, необходимо, как и во всякой творческой деятельности, решать соответствующие задачи . Поэтому на нашем сайте мы завели рубрику "Задачник по социальному конструированию", куда Вы можете помещать свои собственные задачи, "выстраданные" на собственном опыте, либо почерпнутые из книжек и/или знакомиться с известными нам задачами, пытаясь их решать иначе, нежели это сделали мы или авторы этих задач. Следует помнить, что в жизни у каждой задачи есть несколько решений.

Подчеркнем, что использование "инженерной парадигмы" в теории и практике организационного развития не является чем-то принципиально новым. Общее представление об организации как о системе универсальных схем было сформулировано еще в 20-х годах XX века в работах А.А. Богданова, обосновавшего необходимость создания всеобщей организационной науки (тектологии). В трудах И.С. Ладенко посвященных "интеллектуальным системам" был поднят вопрос о деятельности как о схемно-рефлексируемой сущности, рассмотрена общая проблематика взаимосвязи деятельности, мышления, обучения и управления на основе универсальных моделей. Ориентированное на практику модельное описание иерархической организации как совокупности координируемых решений разработано М. Месаровичем. Инженерный (или "инжиниринговый") подход является основой общепринятых стандартов бизнес-моделирования (например, методологии IDEF) и методологии структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique, SADT), базой функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing, ABC) и реализуется в целом ряде программных комплексов (ARIS, IDEF/ Design, Rational Rose, SAP R/3, "Галактика", "Парус", "Эталон" и др.).

Возможность использования инженерных методик к социальной материи была доказана в целом ряде методологических работ последних десятилетий (Злотин Б.Н., Зусман А.В., 1989; Радшун Р.В., 1997; Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н., 2000). В частности, было показано, что все целенаправленные системы деятельности развиваются по однотипным закономерностям и поэтому опыт совершенствования такой целенаправленной деятельности как создание новых объектов техники может быть (с оговорками) перенесен в сферу социального и организационного конструирования.

Итак, под организационным конструированием мы понимаем развернутую во времени совокупность процедур, позволяющую сформировать определенную целенаправленную систему деятельности (организацию). Каждая процедура вмешивается в налаженный или случайный ход событий, увеличивая вероятность P целевого исхода.

Основу процесса конструирования составляет разработка формально-логической модели организации, отвечающей целевым установкам основных заинтересованных групп. Как и в инженерном проектировании (см., напр., Ильичев А.В., 1991) на начальном этапе выбирается облик системы, соответствующий заданной цели и ресурсам, рассматриваются альтернативные варианты достижения заданной цели и выбирается наилучший из них. Завершает этап разработка тактико-технического задания на разработку социальной системы, что, например, включает в себя: 1) определение набора операторов целенаправленной деятельности (Q) (например, набора нужных специалистов, состава машинного парка, методическое обеспечение) ; 2) определение возможных вариантов ресурсного обеспечения (R) (например, заключение договоров на поставку сырья и энергоносителей, подключение к Internet ); 3) модель взаимодействия организации с внешней средой (например, организация каналов товародвижения, оформление нормативных документов, открытие счета в банке ); 4) возможные варианты организационно-правовых форм существования организации (например, регистрация предприятия как юридического лица ) и т.д..

В результате должен быть составлен документ (проект), включающий: 1) обоснование предлагаемых решений; 2) процессную модель организации в целом; 3) параметры основных процессов (целенаправленных действий); 4) требования к персоналу организации; 5) развернутые технико-экономическое, социально-психологическое, экологическое и другие задания на проектирование.

Затем на основании проекта осуществляется сборка/переделка социальной системы и последующая ей эксплуатация.

Как показано в работах (Злотин Б.Н., Зусман А.В., 1989; Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н., 2000) проект организации (как целенаправленной системы деятельности) строится на стандартных процедурах, причем имеется считанное количество таких процедур. Разные авторы называет их по разному. В меметике (Dawkins, 1993) они называются мемами , в социоэргонике (Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н., 2000) стандартами на решение социальных противоречий . Вся их совокупность образует своего рода конструктор приемов, на основании которых может быть построена или модернизирована социальная система как средство преодоления социального противоречия. Таким образом проектирование организации может рассматриваться как процесс конструирования оператора ЦД на базе некоторого набора стандартов.

Работа содержит материалы, полученные при выполнении проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 00-06-80195.

Литература

  1. Ballou R. H. Bussiness Logistics Management. 3 ed. - N. Y.: Prentice Hall International, Inc., 1993.
  2. Dawkins, R. 1993. Viruses of the Mind, in Dahlbom B. (ed.) Dennett and his Critics: Demystifying mind . Oxford: Blackwell, рр.13-27.
  3. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). - М. - Л.: 1929. - 153 с.
  4. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Модели для творца. // Журнал ТРИЗ. - 1994. - №1(9). - С.82-91.
  5. Ильичев А.В. Эффективность проектируемой техники: Основы анализа. - М.: Машиностроение, 1991. - 336 с.
  6. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч.1. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 152 с.
  7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 336 с.
  8. Никаноров С. П. Системный анализ и системный подход. В сб.: Системные исследования-71. М., Наука, 1972.
  9. Никаноров С. П. Характеристика и область применения концептуального проектирования систем организационного управления (КП СОУ). В сб. научных трудов “Концептуальное проектирование систем организационного управления (КП СОУ) и его применение в капитальном строительстве”. ЦНИИЭУС Госстроя СССР. М., 1989, с. 8 - 29.
  10. Николаев В.И., Брук В.М. Системотехника: методы и приложения. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985. - 1999 с., ил.
  11. Радшун Р.В. Почему оправдано распространение ЗРТС на системы любой природы // Журнал ТРИЗ. - 1997. - №1(14). - С.44-45.
  12. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447 с.
  13. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 332 с.

Цели, задачи и направления формирования финансовой политики.

Основная цель создания предприятия – обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:

Максимизация прибыли;

Обеспечение финансовой устойчивости.

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.

Основные этапы финансовой политики предприятия. Субъекты и объекты финансовой политики. Организация информационного обеспечения финансовой политики.

1. Определение стратегических направлений развития.

2. Планирование (стратегическое; оперативное; бюджетное.)

3. Разработка оптимальной концепции управления (капиталом; активами; ценами; издержками)

4. Контроль (сравнительный анализ; аудит)

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные.

Субъекты и объекты финансовой политики

Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер.

На средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия) серьезные финансовые решения (инвестирование, финансирование) принимает генеральная дирекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и распределить полномочия и ответственность между:

· информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская

· финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел

· контрольными органами: аудит.

Ответственным за постановку проблем финансового характера выступает, как правило, финансовый директор.

Основные объекты управления имеют следующие направления:

1. Управление капиталом (оптимизация структуры капитала; обеспечение эффективного использования капитала)

2. Дивидендная политика (определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией)

3. Управление активами (обеспечение ликвидности активов)

4. Управление текущими издержками (минимизация издержек)

5. Управление денежными потоками (эффективное использование остатка временно свободных денежных средств)

Организация информационного обеспечения финансовой политики

Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории.

Внешние источники:

1.Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (темп роста ВВП)

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:

3.Показатели, характеризующие деятельность конкурентов.

4.Нормативно-регулирующие показатели.

Внутренние источники:

1. Первичная информация (формы бух. отчетности)

2. Информация, полученная при финансовом анализе (анализ финансовых коэффициентов);

Методика организационного обеспечения системы финансового управления организацией. Методы формирования финансовой политики организации.

Представляет собой взаимосвязанную сеть внутренних структурных подразделений и служб организации, обеспечивающих разработку и приятие финансовых и инвестиционных решений и отвечающих за их результаты. Принципы формирования организационной системы управления предусматривают создание центров управления по двум ключевым признакам:

Иерархическое построение предполагает выделение различных его уровней;

Функциональное построение базируется на разделении центров управления по функциям и видам деятельности.

1. финансовый анализ (платежеспособности, рентабельности)

2. Операционный анализ

3. Экспертные методы

4. Технический анализ (для разработки и проведения внешней политики на финансовых рынках)

Диагностика риска банкротства организации. Отечественные и зарубежные методики диагностики банкротства.

Банкротство– это неспособность и невозможность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Диагностика банкротства является частью политики антикризисного финансового управления, в процессе которой последовательно решаются следующие вопросы:

Исследуется финансовое состояние предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

Определяются масштабы кризисного состояния предприятия;

Изучаются основные факторы, обусловливающие кризисное развитие предприятия.

Зарубежные модели:

1. Модель Альтмана.

Она разработана для анализа акционерных обществ, чьи акции котируются на бирже. Для периода прогнозирования равного одному году точность составляет 95%. Недостаток – оценка только крупных компаний, размещающих свои акции на фондовом рынке.

2.Модель Таффлера

Достоинством модели Таффлера является высокая точность прогноза вероятности банкротства компании, что связано с большим числом проанализированных компаний.

Отечественные

1. Шестифакторная модель Зайцевой.

Учитывает коэффициенты:

1. соотношение кредиторской и дебиторской задолженности;

2. показатель соотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов;

3. убыточность реализации продукции

4. соотношение заемного и собственного капитала;

2. «R – модель»,

Разработанная в Иркутской государственной экономической академии. С помощью данной модели можно определить риск банкротства анализируемого предприятия за три квартала с точностью до 81%.

Управление рыночной деятельностью предприятия.

Управления рыночной деятельностью предприятия - это те аспекты общей функции управления, определяющих политику предприятия на рынке, его цели и ответственность. В рамках этого управления предусматривается применение методов и видов деятельности оперативного характера, направленные как на управление самой деятельностью, так и на избежание отрицательного функционирования предприятия на всех этапах рыночной деятельности с целью достижения экономической эффективности.

Главная задача заключается в том, чтобы добиться наилучшего согласования внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для получения прибыли. Чтобы совершенствовать рыночную деятельность предприятия необходимо: провести маркетинговое исследование, сформировать стратегию развития предприятия, спланировать маркетинг.

Политика управления запасами

Цель

Одним из способов стабилизировать деятельность предприятия, является накопление материальных ценностей для покрытия возможных будущих потребностей.

Большинство компаний имеет непрерывный характер производства, и потому им, как правило, необходим хотя бы минимальный уровень запасов. Потребность в них усиливается тем, что в реальном бизнесе нередко существует неопределенность в сроках поставок и их несогласованность со сроками производства.

Методы

Методы оценки запасов могут быть классифицированы по различным признакам. Первый признак - это частота учета. При периодическом учете запасов их ежедневный учет не проводится, а запасы и, соответственно, себестоимость реализованной продукции оцениваются на конец периода. При текущем учете поступление и выбытие товаров из запасов и себестоимость реализованной продукции оцениваются ежедневно.

Второй признак - это учет стоимости единицы товара в запасе.

Модели

Большинство моделей в структуре содержат формулу:

Прибыль = выручка - производственные затраты - издержки хранения - стоимость разочарования клиента

1. Модель экономически обоснованной потребности в запасах (EOQ). Математическая модель EOQ определяет оптимальный объем запасов исходя из цели минимизации затрат на их приобретение и хранение при удовлетворении прогнозируемого спроса на эти товары.

2. Модель планирования потребности в материалах (MRP) – представляет собой компьютерную информационную систему, предназначенную для обработки заказов и графика формирования запасов, зависящего от спроса на продукцию компании.

3. Система «точно в срок» (JIT). Каждая система стремится создать такой объем запасов, чтобы он удовлетворял прогнозируемый спрос.

4. Метод ABC - классифицирует группы товаров в запасах в зависимости от их важности. Наибольшее внимание уделяется товарам группы «А», самым дорогим.

5. Модель с фиксированным уровнем запаса: на складе есть максимальный желательный запас продукции, потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ.

6. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами работает следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до максимально желательного запаса.

7. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически, но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.

8. Модель «Минимум - Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.

Понятие «финансовая политика предприятия», ее значение в развитии предприятия.

Финансовая политика предприятия - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

Основа финансовой политики - определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе.

Финансовая политика отвечает на вопросы:

Как, оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?

Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?

Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?

Одной из важнейших проблем организации менеджмента является определение целенаправленности его системы, т.е. установление главной (общей) цели существования фирмы.

Цель -- это желаемое состояние системы. Существуют два вида целей: развития и стабилизации.

Цели, составляющие общую цель фирмы, должны обладать рядом характеристик: управленческий планирование контроль

  • *конкретностью (определенный результат);
  • *обозримостью (краткосрочность, долгосрочность);
  • *реальностью (достижимость);
  • *взаимосвязанностью (согласованность с другими целями);
  • *эффективностью (результативность и прибыльность).

Главное -- определить цели, которые отвечают интересам фирмы, а, следовательно, определить функции управления, реализующие эти цели.

Цели реализуются через функции управления. Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления. Обоснованность существования в системе управления структурных подразделений всегда определяется их функциями. В свою очередь эффективность работы каждого подразделения зависит от его внутренней структуры, элементы которой (группы и отдельные работники) определяются составляющими данные функции операциями.

Функции управления порождаются разделением труда, объединяя однородные по характеру и общности промежуточных целей элементы совокупного воздействия, т.е. отдельные управленческие работы. Чтобы назвать функции управления, необходимо определить признаки однородности и общности целей, элементов целенаправленного воздействия. Ни одна из функций сама по себе или простая сумма функций не дают представления об управлении. Только в неразрывном единстве, взаимодействии они образуют единый управленческий цикл.

Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности , обладающих относительной самостоятельностью:

  • 1. планирования;
  • 2. организации;
  • 3. координации;
  • 4. активизации;
  • 5. контроля.

Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплексности управленческой деятельности.

Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить ее как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных управленческих действий. Для ясности проиллюстрируем это на функции планирования при разработке конкретного плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и проконтролировать. На этом примере можно видеть различие понятий «планирование» как функции управления и «планирование» как ее составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников разрабатывает систему поощрения работников фирмы, то их работу нужно планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления «активизация» работников нужно активизировать.

Рассмотрим теперь виды управленческих действий.

  • 1. Первый вид -- планирование, т.е. определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда.
  • 2. На вопрос, как сделать, позволяет дать ответ второй вид управленческой деятельности -- организация, т.е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. При анализе реализации функций необходимо самым серьезным образом проверять, на каком иерархическом уровне руководства реализуется стратегия организации, а на каком -- тактика.
  • 3. Третий вид -- координация, или гармонизация, т.е. установление гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Анализируя функции по этому виду деятельности, необходимо обратить внимание на время реализации. Как правило, на практике этот вид управленческой деятельности осуществляется в ходе производственного процесса, а не до его начала. Отсюда огромное количество так называемых пятиминуток, длящихся зачастую по несколько часов. Поэтому при анализе функций целесообразно обратить внимание на протоколы различных совещаний, на которых в основном в оперативном порядке решаются вопросы координации.
  • 4. Четвертый вид -- активизация, или стимулирование, т.е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.
  • 5. Пятый вид управленческой деятельности -- контроль -- должен быть особенно тщательно выполнен. На практике, к сожалению, происходит смешение контроля и учета. Часто вместо того, чтобы прогнозировать ход работ, значительную часть времени расходуют на выявление причин срыва заданий. Контроль -- это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений -- вот главная задача совершенной системы менеджмента.

Менеджмент предполагает комплексность в реализации функций управления. Для эффективности менеджмента необходимо рассмотреть:

  • *всю сумму функций, составляющих содержание управления, и установить степень соответствия этой суммы целям и задачам, стоящим перед данной конкретной системой управления;
  • *комплексность реализации каждой функции по видам деятельности, скоординированность долей функции при их реализации разными исполнителями и трудоемкость выполнения функции с учетом равной напряженности труда;
  • *процедуры реализации каждой функции в целях упрощения и совершенствования технологии их выполнения.

Анализ эффективности реализации функции позволит также более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента.

Функции являются основой менеджмента. Состав и численность аппарата управления в целом, равно как состав и численность работников входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.

Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить в общем потоке управленческого труда все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные управленческие функции. Поэтому важное значение имеет анализ функционального аппарата менеджмента.

Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления -- составляющая менеджмента, а результаты анализа -- основа для совершенствования существующей системы управления.

Выбор объекта анализа зависит от задач его проведения. Можно выявить виды работ, тесно взаимосвязанные и в то же время представляющие единую функцию управления, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы, затем проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации за объект анализа берут подфункцию (функциональную подсистему), в состав которой входит этот круг работ.

Анализ отдельных операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда нужно выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.

Многогранность анализа, необходимость поисков резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа закрепляется за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам.

Исходными данными для анализа могут быть: результаты анкетного опроса или интервью; наблюдение за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой функционального отдела и т.д.); анализ документооборота; изучение нормативно-инструктивных материалов, отчетов о выполнении работ, заключений комиссий, протоколов совещаний, собраний и др.

В процессе анализа функций управления изучаются:

  • *соответствие целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления;
  • *содержание работ каждой функции по уровням управления;
  • *распределение функций управления по подразделениям;
  • *распределение прав и обязанностей между работниками аппарата управления;
  • *связи функций управления.

Все это основные направления анализа функций управления. Независимо от объекта, методов и направлений проведения он должен осуществляться в строгой последовательности: составляется программа анализа, проводятся отбор исходных данных и их изучение, обобщаются результаты анализа и даются соответствующие рекомендации.

Результаты анализа функций управления могут быть выражены в виде:

  • *функциональной (экономико-организационной) модели управления, которая отражает взаимосвязь функций управления и конкретных исполнителей;
  • *функциограммы (функциональной диаграммы), которая показывает, как связаны между собой подразделения в статике;
  • *графика выполнения работ (сетевого или календарного), отражающего динамику выполнения работ и их взаимосвязь.

Результатом анализа могут быть мероприятия, направленные на:

  • *отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;
  • *рационализацию связи между работниками и исполнителями;
  • *выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;
  • *выделение координирующих межфункциональных работ.

Таким образом, основными направлениями анализа функций управления являются исследование всей их суммы, которая составляет содержание управления, установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления, а также совершенствование его организации.

Для того что бы устранить отклонения на фирме используется контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно.

Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей фирмы.

Равно важной является и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным в деятельности в фирме. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности фирмы наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи фирмы и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.

Контроль не только позволяет проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть

изменения в деятельности нашей фирмы. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Существуют три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.