Как научиться смирению в православии. Смирение - как научиться принимать. Как научиться смирению

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 200 символами

В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо?

Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять - здорова ли душа, или больна? Больная душа - горделива; а здоровая душа любит смирение, как научил ее Дух Святой, и если не знает этого, то считает себя хуже всех.

Смиренная душа, хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей.

Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге.

Некоторые говорят, что это раньше когда-то было, а теперь все это устарело; но у Господа никогда ничто не умаляется, а только мы изменяемся, делаемся плохими и так теряем благодать; а кто просит, тому Господь дает все не потому, что мы этого стоим, но потому, что Господь милостив и нас любит. Я пишу об этом потому, что душа моя знает Господа.

Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет».

Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

О, помолитесь за меня все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу его, как потерявшееся дитя ищет мать свою.

«Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим.

Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.

Молю Твою благость, Господи, призри на меня с высоты славы Своей и даруй мне силу славить Тебя день и ночь, ибо душа моя возлюбила Тебя Духом Святым, и скучаю я по Тебе, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй нам Духа Святого; Им будем Тебя славить день и ночь, ибо плоть наша немощна, а Дух Твой бодр, и дает силу душе легко Тебе работать, и утверждает ум в любви Твоей, и упокоивает в Тебе совершенным покоем, и уже не хочет он помышлять ничего, кроме любви Твоей.

Господи, Милостивый,- немощной дух мой не может придти к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь».

Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби – не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала “ ” – беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

– Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

– Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

– Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

– Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

– Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

– Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

– Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

– Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

– Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал : «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

– Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

– Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Порой мы сами себе кажемся смиренными, но на поверку это оказывается не так. Как обрести настоящее смирение и по каким признакам его определить? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

(Перевод старшего преподавателя кафедры теории и истории языка филологического факультета ПСТГУ, кандидата филологических наук )


Когда в человеке нет смирения, то даже его добрые дела никому не нужны. И это страшно! С тобой могут здороваться на приходе, потому что ты пожертвовал крупную сумму денег; люди говорят тебе: «Молодец!», – потому что ты удачно провел какое-нибудь мероприятие; тебя хвалят за то, что у тебя все хорошо – прекрасная семья, много детей и т.д. Но Бога интересуют мотивы наших добрых дел.

Здесь важна и обратная сторона. Если у человека есть смирение, то в таком случае, даже при всех своих грехах и слабостях, он симпатичен Богу. Бог любит его и дает ему прощение. Таким образом, имея смирение, мы привлекаем к себе милосердие Божие.

По этой причине один святой, на вопрос, кого бы ему хотелось увидеть больше – добродетельного эгоиста или смиренного грешника, – ответил: «Смиренного грешника».

Некоторые люди курят, или имеют какие-то другие слабости – душевные или телесные; у них не получается бороться со своими страстями, но при этом они обладают смирением и оплакивают свои грехи, не гордясь собой.

И я верю (да и Церковь говорит то же самое), что Господь любит таких людей. Он человеколюбив по отношению к ним. И не потому, что одобряет их грехи, а потому, что Его трогают их смирение и покаяние. Вспомним: фарисеи внешне были совершенны, но у них не было смирения, и они потеряли все.

В этом весь секрет. Ни пост сам по себе не может помочь нам, ни деревянный одр, ни ночные бдения. Только смирение: «Я смирился, и Господь спас меня» (Пс. 114:5).

Не хочется говорить об этом, но надо принять такой неоспоримый факт. Иногда и мы, церковные люди – строгие к самим себе, духовные, постящиеся – не смиряемся. То есть наше сердце не становится мягче. Думали ли вы когда-нибудь о том, что иногда мы совершаем все эти духовные подвиги из обычного эгоизма? И поэтому не становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.

Доказательство тому очень простое. Люди, которые находятся рядом с нами – дети, соседи, друзья, – не видят нашего смирения, не чувствуют его. Почему? Все очень просто. Наш дух не в состоянии смириться.

Человек идет в храм, долго молится, затем исповедует свои грехи, а вернувшись из церкви, начинает осуждать, обсуждать и комментировать. И ведь как приятно искать и находить чужие ошибки! Но как же служба, как же храм, откуда мы вернулись? Значит, посещение церкви не прибавило нам смирения?

А вместо этого мы смотрим на ошибки других. Например, я пощусь без растительного масла. И люди, которые в состоянии делать то же самое, должны так поступать, потому что этому учит Церковь.

Но этого недостаточно. Нужно, чтобы и наша душа изливала елей милосердия на тех, кто не постится. А мы судим и осуждаем. Нам нравится узнавать о ссорах, скандалах, мы любим говорить об этом и сплетничать. Это что, смирение? Это эгоизм.

Однажды я слушал интервью с Константиносом Ганотисом (греческий футболист – прим. перевод.), и в конце беседы кто-то спросил его:

– Можете прокомментировать скандальную историю с таким-то человеком?

А Ганотис задал этому слушателю встречный вопрос, который целиком изменил ход разговора:

– Сколько времени вы молились об этом человеке?

Слушатель не понял, и сказал:

– Но я спрашиваю вас о скандале!

Я понял ваш вопрос. Так вот, сколько слез вы смиренно пролили о том, кого хотите сейчас обсудить? Сколько поклонов положили? Сколько раз прочитали за него канон ко Пресвятой Богородице?

И этот слушатель не знал, что ответить. А ведь именно так Церковь учит нас относиться к проступкам других людей – со смирением. Не быть эгоистами по отношению к ближним – какими бы они ни были. Ведь мы несем ответственность только за свои поступки. А если эгоистично судить других, то придет час, когда Бог отвернется от нас и мы впадем в точно такие же грехи.

Если женщина с осуждением сплетничает о замужестве соседской девушки (и выбор неудачный, и свадьба не такая, и т.д., и т.п.), то наступит время, и в ее семье произойдет то же самое. Может быть, это случится через пять лет, может, – через десять, но она на собственном печальном опыте вспомнит о том, как осуждала других. Поэтому будем смиренно относиться к своим ближним, никого не осуждая.

Бесы не могут подражать этой добродетели. Они не могут даже слышать этого слова – смирение. И мы, когда упорствуем в своей гордости, не желая смириться, черпаем «вдохновение» у злых духов.

Может быть, вы обращали внимание на то, как изображаются ангелы рядом с Распятием? Они закрывают свои лики в благоговейном страхе. Святые отцы говорят, что до того момента, как Христос был распят, ангелы могли свободно выбирать между добром и злом.

Конечно, они при этом не грешили, не делали никакого зла, но теоретически – могли согрешить. А когда они увидели Распятого Христа – в момент Его наивысшего смирения, – то, содрогаясь от ужаса, поражались, как может Тот, Кто есть Господь Славы, так унизиться, чтобы потерять все. Разве Бог может потерять все? А Он потерял – Свое учение, Своих учеников, Свою жизнь. Все рухнуло. Господь умер, и теперь само Имя Его будет предано забвению.

Но когда ангелы увидели последовавшее за Распятием Воскресение, то они окончательно уверовали, что путь к настоящей славе лежит через смирение. А слова лукавого змея, сказанные когда-то людям в Раю, – о том, что обожение и слава человека подразумевают бунт и восстание против Бога, – откровенная ложь.

Поэтому святые отцы и говорят, что с момента Распятия и Воскресения ангелы уже непреклонны, постоянны в своей святости. Ведь теперь они твердо знают, что только рядом со Христом можно обрести настоящее счастье и блаженство. И, оставаясь по-прежнему свободными в своем выборе, они никогда не сделают его в пользу зла – потому что всегда помнят о том, что открылось им в момент Распятия и Воскресения.

Смирению хорошо учит то, что мы c вами делаем в настоящий момент: сидим все вместе и слушаем друг друга. Святой Иоанн Лествичник говорит, что когда конь скачет один, с громким ржанием, развевающейся гривой, то ему кажется, что он – самый лучший и быстрый скакун на свете. Но когда его запускают в табун и он оказывается среди других лошадей, то, сравнявшись с ними, он начинает понимать, что остальные кони ничуть не хуже его – они так же быстро скачут и так же красивы.

Так и мы. Когда человек один, ему кажется, что он очень хороший. Сидя дома, мы считаем себя настоящими христианами. Но придя в церковь и молясь все вместе, мы смотрим друг на друга и видим, как кто-то смиренно погружается в молитву, кто-то стремится поговорить со священником, кто-то с благоговением и смирением приступает к Святой Чаше. И тогда мы понимаем, что есть христиане и получше нас.

«Не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25). Апостол Павел сказал так потому, что совместная молитва учит смирению. Мы смотрим на то, как молятся другие, и, смиряясь, исправляемся. А святой Исаак Сирин даже так говорил монахам-затворникам, подвизавшимся в пустыне: «Время от времени нужно выходить из своей кельи и общаться с другими подвижниками, потому что так можно увидеть, чего ты достиг».

В одиночестве мы кажемся себе очень хорошими, духовными людьми. Но, сравнив себя с другими, мы видим, удалось ли нам достичь чего-то на самом деле. И после этого можно вновь двигаться вперед.

Многие женщины (а иногда и мужчины) часто говорят на исповеди: «Когда я дома одна, то все прекрасно: я не сержусь, не раздражаюсь, мне хочется молиться. Но когда приходят дети, или муж возвращается с работы, cо мной начинает твориться что-то непонятное. Я становлюсь как одержимая». Нет, ты не в этот момент становишься одержимой. Ты была ею и раньше, просто в такие минуты все выходит наружу. И это должно помочь тебе понять свои немощи и страсти.

Одно дело – молиться у себя дома, а другое – придти в храм и, увидев соседа, которого терпеть не можешь, не притворяться, будто не замечаешь его, а поздороваться с ним, сказать ему «Здравствуй!», сделать первый шаг. Так, через дружеское приветствие, мы начинаем смиряться и исправляться.

Мне приходилось видеть, как ученые, образованные люди, которые сами могли поучать других гораздо лучше какого-то там проповедника, приходили на духовные беседы – потому что хотели смирить свой дух. Они были готовы превратиться в учеников и узнавать что-то новое от человека, который знал гораздо меньше их, потому что их целью был не диплом, а смирение.

И мы все собрались здесь не для того, чтобы услышать что-то новое. Мы знаем практически все. Но сегодня утром Бог видел, как мы встали и сказали себе: «Господи, я пойду на эту беседу и постараюсь вынести оттуда что-нибудь для себя. Может быть, из пятидесяти мыслей я возьму только одну, но эта мысль укрепит меня». И такое намерение помогает гораздо больше, чем то, что мы слышим на этих беседах.

Первый признак того, что человек становится смиренным, – это когда он перестает гордиться своими врожденными талантами и способностями. Следующий этап – когда он не гордится своими достижениями в духовной жизни. И наконец, последний – когда он не гордится вообще ничем, а только любит Бога. Любя Господа, мы прославляем Его, и тогда в сердце не остается места для похвалы самому себе, своим собственным талантам.

Например, когда красивый человек не говорит и не думает о своей красоте, это признак смиренного отношения к собственной внешности. То же самое, когда человек обладает прекрасным голосом, или владеет ораторским искусством, или является хорошим писателем – т.е. имеет талант от Бога, и при этом говорит: «Раз эта моя способность – врожденная, значит, она не принадлежит мне, а является даром Божиим. Это Бог подарил мне такой талант, он – не мой. А раз этот дар - от Бога, то им нельзя гордиться».

Ну, а когда человек гордится своей красотой, то хочется спросить его: «А в чем здесь твоя заслуга? Разве ты сам сделал свои глаза, свое лицо и тело красивыми? Нет, ты здесь ничего не делал. Тебя создал таким Бог».

Итак, первый шаг на пути к смирению, – это перестать гордиться тем, что дал нам Господь.

Смиренный человек не порицает, не осуждает других и не стремится занять первое место. Наоборот, он хочет быть в последнем ряду, старается встать позади всех в очереди к Чаше, и в храме стоит в самом конце, чтобы на него не смотрели. Ему не нравится быть на виду у всех.

А есть матери, которые никогда не позволяют себе съесть самый вкусный кусочек. Они всегда оставляют его детям. И это тоже смирение. Человек смиряется таким образом. Если любишь, то смиряешься и радуешься, что ешь не ты, а твой ребенок. Вот что такое смирение материнства. И такому смирению нам следует научиться во всех сферах жизни

Этому качеству невозможно научиться, если не понимать его сути. Смирение, нередко путают с бараньей стадностью в обществе, тихим поведением, просто терпением и скрыванием своей недовольной или озлобленной сущности - но это всего лишь внешний вид. Настоящая смиренность, которая от Бога, должна исходить из внутреннего мира человека, и одна из самых трудных задач, это научиться именно такому смирению.

Самое важное то, дорогие друзья, насколько мы понимаем, что основой смирения является честность по отношению к самим себе. Прежде чем обладать смирением, важно понять свою значимость в жизни: действительно ли мы чего-то добились сами? Чего мы стоим на самом деле? И повторимся друзья: важно постараться максимально ЧЕСТНО подходить к подобным вопросам. И сейчас, мы приведём пять наглядных примеров, которые помогут нам поставить себя ‘’на то место’’, которое мы действительно заслуживаем.

1. Пример: иногда, находясь в обществе, мы сколь угодно можем представлять себе то, как мы элегантны и опрятны. Но каково же бывает разочарование, когда в зеркальном отражении мы увидим, что у нас на лице неприличные пятна, а наша одежда делает из нас посмешищем для окружающих?

Вывод: мы можем не видеть [а иногда и не хотим видеть] себя со стороны такими, каковы мы есть на самом деле. Стоит вспомнить сказанное кому-то, известное выражение из Библии: ‘’ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг’’ (Откр.3:17).

2. По этому: как часто мы задумываемся о том, почему мы хорошо отнеслись к тем - или иным людям? Чем по-настоящему мотивированы наши поступки? Быть может лишь только потому, что это нам самим доставляет удовольствие? У вас хорошие отношения в семье – а как бы вы относились к своей жене [мужу], если бы она [он] относилась к вам не достаточно по-доброму?.. Если мы кристально честно ответим себе на подобные вопросы, может, мы поймём, что не так уж мы любвеобильны и добры, как нам казалось раньше.

Вывод: на самом деле, наши положительные чувства и поступки - нередко могут являться реакцией на благоприятные обстоятельства и положительное отношение к нам самим (Матф.5:46,47).

3. Даже если кто-то из нас, обладая какими ни будь способностями, чего-то добился в жизни, то это ещё далеко не повод гордиться. Например: кто-то может родиться способнейшим типом племени пигмеев Африки, или в джунглях Папуа Новой Гвинеи; но, несмотря на все усилия, он так и не стал премьер –министром Великобритании [не судьба] - почему? Для этого, так же, важно оказаться ‘’в правильное время и в правильном месте’’. Мудрый Соломон писал: ‘’обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их’’ (Еккл.9:11).

Вывод: множество благоприятных обстоятельств в нашей жизни может зависеть не от нас – но: ""время и случай"".

4. Жизнь, порой штука не справедливая. Можно родится безродным псом, или невзрачным котом; и живя на помойке, не испытывать что такое любовь хозяев. Но если внешность и особенности такого внутреннего органа как мозг хороши, то имеется не малая вероятность того, что можно стать чьим-то потешным любимчиком.
Так, мы считаем, что не справедливо винить того, кто родился с какими ни будь дефектами – и это правильно! И точно так же, было бы не правильно восхвалять себя за свои врождённые достоинства, словно мы их где-то заработали.

Вывод: такие врождённые достоинства, как умственные способности и внешность - явно не наша заслуга, вы это не выбирали.

5. А теперь, представьте себе город с населением в два миллиона человек – неужели в нём не найдётся хотя бы пятьдесят по-настоящему верующих христиан?.. Вы скажете, к чему я говорю это? Не знаю дорогие друзья как вас, а меня по началу удивляло то, что из почти двух миллионов взрослых евреев вышедших из Египта, в обетованную землю вошли только двое; да и то, именно из благословенных колен Ефрема и Иуды. Нет, ну вы представьте… из почти двух миллионов – только двое… Так почему в Пятидесятницу 33г.н.э., в дни апостолов, христиан обращающихся к Богу было тысячи? … Этим самым было показано то, что пока каждому из нас Всевышний не даст духовного зрения и слуха, чтобы мы могли обратиться к Нему - то мы никогда не сможем сделать этого сами. Зачитать: Рим.3:9-12. Втор.29:2-4. Иезек.36:25-27. (Лук.18:18-27; 19:2-10.).

Вывод: если вы настоящий христианин, это истинно, не ваше достижение. Христос утверждал: ‘’для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего’’ (см. Иоан.6:44,45,65.). И это является причиной, чтобы благодарить Всевышнего, опасаясь потерять чистоту сердца из-за своих недостатков (Рим.3:10-12.). Не удивительно, что величайший Учитель Христос говорил: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Некоторые могут спросить: «к чему такое самоуничижение»?.. Друзья, давайте обратим внимание на две истории, которые могут показаться обычными - но вместе, эти два события открывают нам поразительную истину.

Итак: «Спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лук.18:18-27).

Богатый молодой начальник (вероятно начальник синагоги), обратился к Сыну Божию: «Учитель благий (добрый)!» - Христос же сказал: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» . Что это значит? – На вопрос учеников: «кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мар.10:26,27). Сразу после этого события они приходят в город Иерихон (Лук.18:31,35; 19:1.). «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый… став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук.19:2,8.). Так что, когда Господь говорил о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие», Он что, ошибался? – Нет, нисколько. Но слова: «никто не благ, как только один Бог» указывают на то, что духовное исцеление, это абсолютно не наша заслуга. Пророк Иезекииль писал об этом так: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27). Это и есть дар того духовного «видения и слышания», о котором говорится в Библии: Втор.29:2-4. Иоан.6:44,45,65.

Да, наша задача состоит в том, чтобы мы духовно трудились и приумножали духовные «таланты» нашего Господина – и если не исполняем этого от всего сердца, то делаем грех. Но слово Бога говорит о том, что «ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь» (Прит.20:12); а потому, здесь так же актуально выражение апостола Павла: «мы ничего не принесли в мир…» (1Тим.6:7).

Итак, смирение: чтобы научиться этому качеству, прежде всего важна честность, с помощью которой мы можем правильно оценивать наши «заслуги» перед Всевышним (Матф.5:8.). И вот мы плавно перешли к вопросу: зачем нам стремиться к смирению?

Возьмём для начала такой поучительный пример: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:10-14).

В самом деле, если уж по Закону, то фарисей был менее виновен. Однако «слепота» фарисея состояла в том, что он не учитывал того, что родился и жил совсем в другой среде. Можно вспомнить 3-й пункт из 5-ти причин того, чтобы не гордится: в нём говорится о том, что существует «время и случай», обстоятельства, которые мы не можем выбирать сами. Вероятно, мытарь и был той «овцой не имеющей Пастыря», о которых написано в: Матф.9:36. Иезек.34:2-5,17-20,23,24. Матф.9:11-13. - а вот фарисею, вероятно могло повезти больше. Так, например: воспитание в религиозной семье а так же духовное образование, даёт возможность меньше совершать греховных поступков. Однако поступки (как например этого фарисея), это лишь внешнее проявление – существуют её скрытые «поступки»… Так например: кто-то не прелюбодействует – быть может, потому что не может? А если бы мог?.. «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28). Так -или иначе, Писание говорит о том, что «все согрешили и лишены славы Божией». Поэтому в послании Римлянам мы читаем: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:1,4).

Да друзья: истинное смирение, можно постигать всю жизнь; и то, что мы постарались изложить вам, является ничтожно малой частью этого многогранного качества. Однако, сейчас, если мы хотя бы понимаем то, чего мы на самом деле стоим перед Всевышним, это поможет нам смиренно молиться о милости Небесного Отца. В свою очередь, быть может, это откроет нам путь к отношению с Богом, Который сказал: «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:1,2).

Сегодня, христианство живёт в ожидании второго пришествия Христа; и такое качество как смирение, поможет обрести спасение и вечный смысл быть с Всевышним. Учась у Господа Христа, «кроткого и смирённого сердцем», мы можем стать сыновьями Небесного Отца, «по образу и подобию Бога» (Матф.5:44-48.). «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! … Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф.1:14; 2:3.).

И ещё: понимание основ данного качества – это ещё только теория. Через страдания, человек имеет возможность обрести практическое понимание того, что значит смирение (Плач Иер.3:27-40.). Так, например, Писание говорит: «Он (Христос), во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр.5:7,8). Поэтому, наш сайт «Тайны Библии», предлагает вам так же, ознакомится со статьёй, под названием: «Почему Бог допускает страдания». В этой статье, вы сможете узнать о том, что имел в виду апостол Пётр, когда писал: «Ибо время начаться суду с дома Божия…» (1Пет.4:17).

Благословений вам, всем любящим Небесного Отца и Господа Христа. Аминь.

С. Иаковлев. (С. Бохан)

Отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Есть один закон очень интересный. Это взаимосвязь наших трудов обычных. Мы работаем каждый на своем месте. Не важно, кто кем. Медсестрой или трактористом. Не важно, кем мы работаем. На какой путь мы поставлены промыслом Божьим. Это не важно. Это совсем другое дело. Главное другое, о чем как раз пишут святые отцы. И это удивительно. Какая же связь между нашими трудами и тем, что в конце концов Господь нам за это даст? Правда же, важно?

Подсознательно, а иногда и сознательно мы уже начинаем думать и даже говорить, что «за мои труды Господь наградит меня, я надеюсь там. В царстве своем даст уголочек мне». Правда? «Все-таки я тружусь, и смотрите подчас как тружусь»! А что на это говорят святые отцы? Ой, как это надо знать! Как это знать! Ужасную мысль я вам только что сказал. Это вот католицизм, весь построен на этом. И учение католиков о заслугах перед Богом, все построено на этом. Коверкают всю христианскую душу! «Я, Господи, сделал это, ты теперь мне давай». «Я подал рубль нищему, давай мне мильончик оттуда кидай».

Что говорят святые отцы? Тот же Исаак Сирин говорит поразительные вещи. «Воздаяние, то есть то благо, которое человек получит от Бога»… Слышите? «Которое получит от Бога человек… Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, а рождающемуся от них смирению. И если не будет смирения, то напрасны все труды и все добродетели». Всё провалилось!

У Феофана Затворника я люблю повторять слова замечательные, их стоит запомнить: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит «Несмь якоже прочии человецы!» Слышите? Не такой, как прочие люди, а сам дрянь дрянью! Оказывается, не труды и даже не то добро, которое, кажется, мы делаем людям… Большое, может быть, добро, как нам кажется, мы делаем… Воздаяние им не будет, если они не приведут человека к видению того, что именуется смирением. Что такое смирение? Очень часто под смирением мы разумеем какое-то раболепство или пассивность, что угодно… неактивность какую-то. Что такое смирение, о котором говорят святые отцы? Смирение, говорят они, это то состояние, которое возникает у человека при видении своих грехов. Я, конечно, могу себя вести очень «смиренно» на людях. Идеал смирения буду. Но подлинное смирение — это то состояние, которое проистекает из видения своей греховности. Вот оно что такое! Если я не вижу всех грехов или почти их не вижу, ни о каком смирении и речь не может идти. И тогда, хотя бы я горы перевернул, никакого воздаяния божественного мне не будет. Все эти наши труды ничто!

Мы должны трудиться для чего? Чтобы приобрести смирение. Какой удивительный, сильный закон, который касается каждого из нас! Все мы заражены чем? Что-то сделаешь, и уже тщеславнейшая мыслишка уже там… Как змея, головку поднимает. Я что-то сделал, и уже «не такой как прочие люди».

Помните притчу о Фарисее и мытаре? Как Фарисей хвастался перед Богом, до чего он хорош? Все делает. А кто был оправдан? Кто был помилован Богом? Мытарь, который только бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив мне грешнику». Как Господь замечательно показал это! Не внешним деланием спасается человек! Безумен тот, кто думает, что он этой внешней деятельностью будто бы приобретает себе какие-то заслуги перед Богом! «Давай, Господи, мне «орденишко»! Я делаю то-то, то-то и то-то!» Безумен тот человек! Нет этого! Спасается человек реальным видением того, кто он есть на самом деле!

А кто я есть на самом деле? «Меня не тронь - иначе пойдет вонь»! Ни с какой стороны меня нельзя задеть. Ни с какой! От похвалы я превозношусь. От укоризны я впадаю в уныние. От малейшего замечания я весь раздражен. Не так кто-то сделал — я весь в гневе. Всё во мне живет. Знаете, чем полон мой мешочек? Там «море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа»». Гади! И верно!

Только тот человек, который следит за собою (для этого надо не так уж много внимания), только тот, кто обращает на свои движения души, на то, как в ней появляется всякая пакость, на мысли, чувства и желания, только тот, кто наблюдает за этим и сравнивает… Сравнивает с чем? С Евангелием, а не с чем же нибудь. Тот человек скажет: «Боже, милостив буди мне грешному».

Я даже не могу ни одного доброго дела сделать, чтобы не потщеславиться. Только сделал, и уже я голову кверху. Как может человек понять это? Преподобный Симеон Новый Богослов прямо указывает: «Только тщательное исполнение заповедей Христовых, только понуждение себя к исполнению, решимость жить по заповедям откроет мне, что в моей душе творится». Я ничего не замечал! Более того, я никого не убиваю, не граблю, не нарушаю закон, я вижу, что я хороший человек. Я хороший человек же! Я вижу! — Какая это глупость! Одну свою кожу я вижу, а то, что в душе моей, ничего не вижу. Только понуждение себя к исполнению заповедей, Евангелия покажет мне, кто я есть на самом деле. А Евангелие о чем говорит? Оно говорит о необходимости внимания даже к своим мыслям, к своим чувствам, к своим желаниям. Вот, оказывается, о чем говорит! // А.И. Осипов



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.