"Они сделали это в мечети". В главной мечети Татарстана. Самая "русская" мечеть Казани

Новости из мусульманских республик

27.08.2016

Здания татарских мечетей своеобразны. Нигде в мире вы не встретите даже отдаленно похожих построек. Это связано с тем, что для татарского народа характерна древняя и неповторимая по своей красоте и уникальности архитектурная традиция, которая сформировалась как результат существования таких исламских цивилизаций, как Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство.

Мы продолжаем разговор о том, насколько татарские архитектурные традиции прочно вошли в архитектуру не только татарского народа, но и национальностей, проживающих на территории РФ, как органично влились в архитектуру религиозных зданий по всему миру (Примечание редакции я сайт: татары построили первую мечеть в Японии, Нью-Йорке и мечети как в Средней Азии, так и в других государствах ).

Как отмечает Нияз Халитов, доктор архитектуры, главный научный сотрудник Института истории АН РТ, именно фактор политической свободы оказал решающее воздействие на качество, многообразие форм и развитие монументальной традиции национального зодчества татар - архитектуры мечетей.

В этом отношении стоит обратить внимание на архитектуру домонгольской Булгарии. Архитектура этого государства отличалась масштабностью и размахом, смелыми инженерными решениями, соответствием лучшим образцам подобных же сооружений исламского мира. Абсолютные размеры зданий, их планировочные приемы говорят о восприятии булгарскими мастерами наиболее современных для своего времени решений.

Сокрушительный удар, нанесенный по Булгарскому государству монголами, не мог не повлиять на культуру и строительство государства. Архитектура Булгар никогда больше не могла подняться на уровень мировых образцов, даже несмотря на то, что стала одним из основных культурных центров Золотой Орды.

Судя по всему, в отстройке северной исламской столицы Орды принимали участие лучшие творческие силы империи. Тем не менее, провинциальный статус Булгарии уже сказывался: в сравнении, к примеру, с мамлюкскими постройками Египта мечети Булгара явно проигрывают, хотя абсолютные размеры аль-Кабир города Булгар заметно превышали размеры подобных же сооружений Крыма и Закавказья.

С распадом Золотой Орды центр культуры переносится в Казан. Монументальные сооружения новой столицы сочетали в себе своеобразие булгарского стиля с новейшими течениями одного из центров исламского мира того времени - Османской империи. Их абсолютные размеры и применявшиеся технические средства позволяют говорить о достаточно высоком уровне строительной культуры того времени, ограниченной лишь экономическими возможностями этого сравнительно небольшого феодального государства, подорванными довольно нестабильной внутриполитической обстановкой и постоянной военно-политической конфронтацией с распадающейся Золотой Ордой и агрессивно настроенной Москвой.

Разгром (оккупация Москвой) в 1552-1584 гг. Казанского ханства привел национальную культуру булгар на грань полного уничтожения. Неоднократные массовые разрушения мечетей и кампании по насильственному крещению мусульман во второй половине XVI - первой половине XVIII вв. привели к массовому бегству их далеко за пределы бывшего государства и утрате оставшимися жителями большинства наиболее монументальных средневековых памятников и былого строительного мастерства на своей исторической территории. Как результат - в Сибири, в Киргис-Кайсацкой Орде, Оренбургском крае, Кабарде, Башкирии, под Москвой и Рязанью, Пензой и Пермью и т.д. возродились исконные типы махалля-мэчете и монументальных джами.

Собственно, сохранились лишь два самых необходимых для соблюдения религиозного обряда типа мечети: махалля-мэчете и джами, причем в самых непритязательных формах, не претендовавших на какую-либо доминантность в силуэте поселения.

С середины XVIII начинается новая эпоха для татарского религиозного зодчества. Безусловно, были сделаны некоторые послабления, но по-прежнему имелись ограничения по вопросам финансирования строительства и содержания зданий, их размерам и высоте, композиционному и стилевому решениям.

Надо было согласовывать проекты и реконструкции в различных инстанциях. К тому же, не будем лукавить, в то время среди мусульманского населения не было достаточно квалифицированных архитекторов, способных проектировать в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Сам то, что в таких условиях могли появиться здания, несшие на себе отчетливый отпечаток булгаро-татарского монументального стиля, представляется чудом. Однако это факт. Механизм воплощения национальной идеи на уровне структуры был прост: она задавалась изначально проектным заданием и в наименьшей степени подвергалась ревизии. Художественные же формы сооружения, как показывает сопоставление проектной документации и реально осуществленных зданий, рождались на основе консенсуса между заказом и исполнением, немалую роль в котором, вероятно, играли и размеры дополнительного вознаграждения архитектору.

Бригады профессионалов-зодчих, хорошо зная традиционные приемы и средства, возводили здания на свой вкус, мало схожий с утонченным вкусом губернских архитекторов, воспитанных на иных образцах и эстетически идеалах. Итогом всей этой деятельности стала татарская культовая исламская архитектура Нового времени, две ветви которой - городская (профессиональная) и сельская (народная) - находились в постоянном взаимодействии, рождая все новые и новые формы проявления древней булгарской традиции в новых условиях.

Как отмечает Нияз Халитов, многообразие форм и живучесть своеобразных проявлений национального стиля не сопровождались достаточно высоким уровнем строительного мастерства, масштабностью замыслов и поиском смелых инженерных решений.

Провинциальный статус всех городских центров татарской культуры и изначально заданные законом ограничения на размеры, число и доминантность архитектуры мечетей в условиях колониальной империи, с неизбежностью приводили к ее обмельчанию, невозможности серьезного прогресса.

Лишь на рубеже XIX и XX веков ситуация стала меняться: государство устранилось от мелочного управления всеми процессами развития архитектуры и строительства, а судьбы зодчества стали зависеть лишь от творческих сил и средств, вложенных в реализацию тех или иных идей. В этот период появляются такие масштабные произведения архитектуры Ислама, как мечети во Владикавказе, Ашхабаде, Баку и Петербурге.

- Культура любого народа подобна дереву, и чем старше она, тем оно выше, гуще его крона, глубже и разветвленнее его корни. В толще тысячелетий скрыты и корни архитектурной традиции нашего народа. Исторические бури, пронесшиеся над Волгой, поломали и повредили многие из ветвей на дереве татарского зодчества, и от цветущей некогда архитектуры мечетей сохранилась лишь ее часть. Эта ветвь в течение столетий дала множество новых побегов.

Сейчас архитектура татарской мечети переживает новый подъем, а символом возрождения стала главная мечеть Казани - Кул Шариф, башни которой вознеслись над ее древней цитаделью - Кремлем, там, где столетия назад рушились древние минареты. Образ мечети с ее минаретами, возрождающийся на древней земле Татарстана, показывает связь с далекими предками, а каждая из мечетей завораживает взгляд, имеет свою долгую и полную необычных перипетий историю. Пожалуй, самой старинной мечетью в столице Татарстана является Мечеть аль-Марджани, расположенная в Старо-Татарской слободе. Эта мечеть имеет знаковое для всех мусульман Поволжья, и Татарстана Мечеть Марджани- первая каменная мечеть, построенная в Казани после взятия города Иваном Грозным. Мечеть открылась в 1770 г. по личному разрешению Екатерины ll и больше никогда не закрывалась. Даже в годы революции и войны мечеть функционировала. До сих пор к этому старейшему культовому сооружению, символу возрождения татарского ислама в Среднем Поволжье и великолепному памятнику архитектуры казанцы относятся с особой гордостью и почтением.

Мечеть Иске-Таш - историческое действующее мусульманское культовое сооружение в городе Казани. Если верить старой легенде, то мечеть была установлена на месте братской могилы бойцов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в кровавом 1552 году. Могила была отмечена большим старым камнем (тат. зур иске таш), который был сохранен и стоял перед восточным фасадом мечети.

Когда россиянину или иностранцу говоришь о Казани, то обычно слышишь - «Это там, где мечеть Кол Шариф»? Невозможно представить себе центр мусульманской России без центральной мечети. Именно такой и является Кол Шариф. Несмотря на то, что эта мечеть открылась совсем недавно, ее история уходит корнями в далекое прошлое.

В этой жемчужине архитектурного комплекса Казанского кремля соединяются элементы религиозной и светской символики, отражающие историю целой республики. Сейчас она привлекает не только мусульман со всего мира. Зачастую в священных стенах можно встретить людей различных верований, которых восхищает красота и таинственность голубых куполов и четырех минаретов. А сквозящий в орнаментике здания тюльпан напоминает о предках современных татар - древних булгарах.

В 1924-26 годах, в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье ханом Волжской Булгарии Алмушем, с разрешения Сталина, была построена Закабанная мечеть. Спустя буквально несколько лет мечеть закрыли. Но Всевышний не позволил осквернять святое место - на территории мечети работали садик, школа.

Лишь в 1991 году она вновь была возвращена верующим. Два других названия - «Юбилейная» и «Тысячелетия принятия ислама» отражают не только время постройки, но и значение мечети для мусульман Татарстана. Это единственная мечеть на территории республики, которая была построена в советские годы, да еще и полностью за счет средств, собранных верующими.

Это лишь малая толика тех мечетей, которые можно найти в Казани. Каждая из них имеет свою историю, порой печальную, но всегда с хорошим концом. Каждая выполнена в своей уникальной технике и завораживают представителя любой конфессии своей красотой, простотой и притягательной силой. Одна может раскрыть тайны загадочного Кабана, другая расскажет о взаимодействии татар с братьями по вере, иная поразит своим сочетанием старинного и современного.

Илмира Гафиятуллина

Мечети Татарстана


Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХIII вв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети, в которых сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Булгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIV в., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник), мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга). После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства.

Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства в XVI в. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.

Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Имело место разрушение мечетей, особенно за полтора года, прошедших после издания сенатского указа в ноябре 1742 г. "О недопущении в Казанской губернии строить мечети:", в Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей.

В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан. Сельская культовая архитектура продолжала существовать в формах деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов). Выход из светового фонаря на круговой балкон располагается на южной стороне. Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. Причем в последних случаях при анфиладном расположении помещений вход устраивался ближе к северо-западному или северо-восточному углу.

В правление Екатерины II религиозная политика самодержавия по отношению к мусульманам России существенно пересматривается. В 1773 году за исламом официально признан статус терпимой религии, а затем издан целый ряд указов, ослаблявших прежние гонения на мусульманских священнослужителей. В 1788 году учреждено Духовное собрание, в чье ведение было передано управление мусульманским духовенством внутренней России.

Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы Екатерины II.

Это были кирпичные одно - двухзальные мечети с хозяйственным подклетом или первым этажом и с минаретом на крыше. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII - первой трети XIX веков этот тип мечетей возводился в строгих формах классицизма. Это мечети "Иске Таш", Галеевская, мечеть N11, "Голубая" в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке. В Казани не было ни одной мечети, расположенной на площади.

В 1844 году был принят новый образцовый проект татарской мечети в виде купольного объема с торцовым примыканием минарета с северной стороны и входом через его нижний ярус.

Сенная мечеть
На базе этого образцового проекта был разработан проект Сенной мечети Казани. В ее облике отразились романтические искания в архитектуре того времени. Со строительством этой мечети в татарской культовой архитектуре начался период эклектизма. По этой схеме в течение второй половины XIX в. с сочетанием различных архитектурных форм и элементов возводятся Султановская, Казаковская, Азимовская мечети в Казани, Первая соборная мечеть в г. Чистополе, мечети в д.Качимир и д.Казылино Кукморского района и др.

События первой русской революции 1905 г. оказали влияние на подготовку и введение в России закона о свободе совести. Новый количественный скачок получил процесс строительства мусульманских мечетей. Если в 1856 году в 18 губерниях, находившихся под началом уфимского муфтия, насчитывалось 3478 мечетей, 934 мусульманских школ и 5607 душ священнослужителей, то через полвека, в 1912 году численность имам-хатибов возросла до 12341 душ и почти вдвое увеличилось количество мечетей - 6144. Особенно впечатляющим был рост конфессиональных учебных заведений - 4583 медресе и мектебов. В конце XIX - начале XX вв. получил распространение новый стиль "модерн". По некоторым данным, еще в 1914 году был разработан проект мечети в стилевых формах модерна, претворенный в 1924 году в Закабанной мечети. В Казани это была последняя мечеть, завершившая дореволюционный этап развития монументальной мусульманской культовой архитектуры. В селах строительство культовых сооружений продолжалось местами до начала 1930-х годов. В советский период был нанесен непоправимый урон преемственному развитию культовой архитектуры татар. Было снесено, перестроено с разрушением минаретов большое количество мечетей.

С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем прослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с северного торца над входом, но и традиционные формы, и декор (мечети с. Нурлат, с. Бурметьево Октябрьского района, мечеть "Медина" в Казани). К этой же группе относятся мечети, в которых традиционные формы несколько стилизованы под современные с минимумом деталей и своеобразными членениями. Второе направление в современном строительстве мечетей характеризуется: творческим поиском новых форм, новых композиционных схем, возрождением в новых формах утраченного столетия назад композиционного типа многоминаретной мечети.

Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление в современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани и крупных городов Республики. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной из которых было появление женского молельного зала. Идет расширение функций мечетей. Помимо традиционного вестибюля и мужских молельных залов в состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы и комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий с дополнительным небольшим молельным залом для учащихся (если нет отдельного здания медресе).

Интерьер мечети города Буинск
Предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, булгарской и татарской народной архитектуры. Это мечети "Тан" в городе Менделеевске, "Абузар" в городе Набережные Челны, "Хузайфа Ибн аль-Ямани" в Казани и другие. Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения их пластически выразительными завершениями нашла свое воплощение в возводимой в г. Набережные Челны мечети "Ихлас", мечети "Кул Шариф" в г. Казани и др. В республике складывается своеобразная мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления и творческих поисков ее современного лица.

Posted ПТ, 12/10/2012 - 07:37 by Кэп

Исторический очерк про мечети Татарстана.

Ислам органично связан с многовековой историей духовной культуры татарского народа. На протяжении более чем целого тысячелетия он играл определяющую роль в формировании уклада жизни, системы образования, мировоззрения и духовных ценностей татарского общества.

Процесс проникновени и распространени мусульманской религии в Среднем Поволжье, по мнению ряда исследователей, начинает свой отсчет на рубеже VII-VIII столетий нашей эры. В 922 году союз болгарских племен признал ислам официальной государственной религией. Посольство арабского халифа, прибывшее в Волжскую Болгарию, политически оформило исламизацию одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы.

МЕЧЕТЬ МАРДЖАНИ - КАЗАНЬ

СТАРИНАЯ МЕЧЕТЬ В БАЛЫКЛЫ ЧУКАЕВО - РЫБНО-СЛОБОДСКИЙ РАЙОН

Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама болгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. О соборных мечетях в болгарских городах указывали: Ибн-Русте, Ибн-Фадлан, аль-Балхи, Ибн-Хаукал, Йакут, и позднейшие авторы средневековых географических сочинений.

МЕЧЕТЬ ТАУБА - НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХШвв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура болгарских городов переживает расцвет. Строятс монументальные деревянные и каменные мечети, в которых, по мнению ученых, сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Болгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIVa., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник) Мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга).

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ - НИЖНЕКАМСК

После упадка Волжско-Камской Болгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства. Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях: Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие.

МЕЧЕТЬ В СЕЛЕ ЯТМАС-ДУСАЙ - КУКМОРСКИЙ РАЙОН

МЕЧЕТЬ КУЛ-ШАРИФ - КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ

В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов. Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям.

МЕЧЕТЬ В Д. ОЛЫ СОЛТАН - РЫБНО-СЛОБОДСКИЙ РАЙОН

Антимусульманская политика Российского самодержавия, опиравшаяся на насильственную христианизацию нерусского населения, в этот период активно сочеталась с ограничениями гражданских и имущественных прав мусульманского духовенства, всей верхушки татарского общества. В последовавшем в 1593 г. царском наказе казанским воеводам было строжайше приказано - "и вы б мечети татарские все велели посметати, впред татарам мечети однолично ставити не велели..." Краткий период ослабления религиозного преследования татар в правление Софьи Алексеевны в конце XVII столетия, сменился в первой половине XVIII века новым всплеском кампании насильственной христианизации, связанным в первую очередь с деятельностью в крае Новокрещенской конторы. Резкую антимусульманскую и антитатарскую направленность имел опубликованный в ноябре 1742 года сенатский указ "О недопущении в Казанской губернии строить мечети...".

МЕЧЕТЬ В АРСКЕ

МЕЧЕТЬ В ПОСЕЛКЕ КУКМОР

На практике это привело к повсеместному разрушению мечетей. За полтора года, прошедших после издания указа, в Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей, среди которых были и построенные " еще до взятья под российское владение Казани, а другие назад тому лет от 200 и ниже.." и оскорбительные для чувств мусульман действия правительства вызвали в ответ резкий протест, татарского населения, многочисленные жалобы и прошения о восстановлении мечетей. В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведени мечетей, их количество и численность прихожан.

МЕЧЕТЬ В ТЕТЮШАХ

Исключалась постройка мечети в селениях, где совместно проживали мусульмане и новокрещены. Махаллю должны были составлять не менее чем 200 ревизских душ мужского пола. Эти и другие ограничения просуществовали без значительных изменений почти до конца XIX века. Сельская культова архитектура продолжала существовать в формах Деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов).

МЕЧЕТЬ В Д. ТУКАЙ-КЫРЛАЙ - АРСКИЙ РАЙОН

Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. Причем в последних случаях при анфиладном расположении помещений вход устраивалс ближе к северо-западному или северо-восточному углу. В правление Екатерины II религиозная политика самодержавия по отношению к мусульманам России существенно пересматривается. События Крестьянской войны 1773-1775 годов, колониальная политика царизма в Средней Азии, борьба за влияние на южных границах и русско-турецкие войны, укрепление "просвещенного" абсолютизма в стране потребовали от правительства определенных усилий по стабилизации социально-экономической ситуации в таком взрывоопасном регионе как Среднее Поволжье, по привлечению к сотрудничеству верхушки татарского общества и мусульманского духовенства.

МЕЧЕТЬ ИСКЕ ТАШ - КАЗАНЬ

СТАРИНАЯ МЕЧЕТЬ В Д. МОКША - АТНИНСКИЙ РАЙОН

Одним из первых мероприятий царизма в этом направлении стало официальное признание в 1773 году за исламом статуса терпимой религии, а затем и издание целого ряда указов, ослаблявших прежние гонения на мусульманских священнослужителей. Продуманной акцией стало и учреждение в 1788 году Духовного собрания, в чье ведение было передано управление мусульманским духовенством внутренней России. Вместе с тем, реальное положение дел по-прежнему характеризовалось игнорированием религиозных чаяний и требований татарских общин, жестким регулированием жизни мусульманской приходской организации. Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы Екатерины II. Это были кирпичные одно - двухзальные мечети с хозяйственным подклетом или первым этажом и с минаретом на крыше.

МЕЧЕТЬ В КЫЗЫЛ БАЙРАК - ЕДИНСТВЕННАЯ МЕЧЕТЬ, КОТОРУЮ ВИДНО С ВОЛГИ

ЧИСТОПОЛЬ - ОДНА ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ ДЕРЕВЯННЫХ МЕЧЕТЕЙ ТАТАРСТАНА

Минареты, как правило, были ярусные двух типов: со световым фонарем азанчи (открытым или остекленным) и с балконом вокруг светового фонаря. Яруса различались по форме, размерам и разделялись карнизами с небольшими кровельками. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII - первой трети XIX веков в других формах классицизма. Это "Иске Таш", Галеевская, № 11, Голубая мечети в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В начале XIX в. началась регламентация архитектуры и строительства мусульманских культовых построек в России. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке.

МЕЧЕТЬ В ДЕРЕВНЕ КОШЛАУЧ - РОДИНА ТУКАЯ


В Казани не было ни одной мечети, расположенной на площади. По закону "мечети разрешается строить по представлениям от приходов и приходских чинов Магометанскому духовному начальству и с утверждения начальства губернского после удостоверения их необходимости и при достаточных средства"! для приличного содержания". Первый образцовый проект 1829 года предлагал мечеть центричной композиции, восьмигранной формы в плане с выступами михраба и вестибюля с юга и с севера и невысокой башней с круговым балконом на уровне пологой восьмискатной крыши. В 1844 году был принят новый образцовый проект татарской мечети в виде купольного объема с торцовым примыканием минарета с северной стороны и входом через его нижний ярус.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МИНАРЕТ МЕЧЕТИ ДЖАМИГ - ВЕЛИКИЙ БУЛГАР

ХАНСКИЙ МИНАРЕТ В БУЛГАРЕ

На базе этого образцового проекта был разработан проект Сенной мечети Казани. В ее облике отразились романтические искания в архитектуре того времени. Со строительством этой мечети в татарское культовой архитектуре начался период эклектизма. По этой схеме в течение второй половины XIX в. с сочетанием различных архитектурных форм и элементов возводятся Султановская, Казаковская, Азимовская мечети в Казани, Перва соборная мечеть в г. Чистополе, другие мечети в д.Качимир и д.Казылино Кукморского р-на и др. С 1863 года был разрешен свободный выбор композиционного и планировочного решения мечети, ранее скованный рамками образцовых проектов. Проекты должны были рассматриваться и утверждатьс Строительными отделениями губернских правлений. События первой русской революции 1905 г. оказали влияние на подготовку и введение в России закона о свободе совести. Новый количественный скачок получил процесс строительства мусульманских мечетей.

МЕЧЕТЬ "АХАТ" В БОЛЬШОЙ АТНЕ

СУЛТАНОВСКАЯ МЕЧЕТЬ - КАЗАНЬ

Если в 1856 году в 18 губерниях, находившихся под началом уфимского муфтия, насчитывалось 3478 мечетей, 934 мусульманских школ и 5607 душ священнослужителей, то через полвека, в 1912 году численность имам-хатыбов возросла до 12341 душ и почти вдвое увеличивалось количество мечетей - 6144. Особенно впечатляющим был рост конфессиональных учебных заведений - 4583 медресе и мектебов. В конце XIX - начале XX вв. получил распространение новый стиль, "модерн". По некоторым данным, еще в 1914 году был разработан проект мечети в стилевых формах; Модерна, претворенный в 1924 году в Закабанной мечети. В Казани это была последняя мечеть, завершивша дореволюционный этап развития монументальной мусульманской культовой архитектуры. В этот 150-летний период она развивалась в рамках общероссийской архитектуры и обогатилась интересными образцами мечетей. В селах строительство культовых сооружений продолжалось местами до начала 1930-х годов. В советский период был нанесен непоправимый урон преемственному развитию культовой архитектуры татар. Было снесено, перестроено с разрушением минаретов большое количество мечетей. С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем прослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с северного торца над входом, но и традиционные формы, и декор (мечети с. Нурлат, с. Бурметьево Октябрьского района, мечеть "Медина" в Казани).

МЕДРЕСЕ И МЕЧЕТЬ В Д. КШКАР - АРСКИЙ РАЙОН

К этой же группе относятся мечети, в которых традиционные формы несколько стилизованы под современные с минимумом деталей и своеобразными членениями. Второе направление в современном строительстве мечетей характеризуется: творческим поиском новых форм, новых композиционных схем, возрождением в новых формах утраченного столетия назад композиционного типа многомина-ретной мечети. Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление в современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани и крупных городов Республики. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной из которых было появление женского молельного зала.

МЕДРЕСЕ И МЕЧЕТЬ В СЕЛЕ ТАШКИЧУ - АРСКИЙ РАЙОН

Идет расширение функций мечетей. Помимо традиционного вестибюля и мужских молельных залов в состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы и комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий с дополнительным небольшим молельным залом для учащихся (если нет отдельного здания медресе). Этот перечень вспомогательных помещений может варьироваться в сторону сокращения или увеличения. Также были мечети построенные в новых формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, болгарской и татарской народной архитектуры. Это мечети "Тан" в городе Менде-леевске, "Абузар" в городе Набережные Челны, "Хузайфа Ибн аль-Ямани" в Казани и другие. Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения их пластически выразительными завершениями нашла свое воплощение в возводимой в г. Набережные Челны мечети "Ихлас", мечети "Кул Шариф" в г. Казани и др. В республике складывается своеобразна мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления и творческих поисков ее современного лица.

АЗИМОВСКАЯ МЕЧЕТЬ - КАЗАНЬ

СТАТЬИ ПРО ТАТАР И ТАТАРСТАН:

Россия - необычное государство, соединившее в единое целое самые разнообразные культуры, нации и религии. Именно поэтому каждый из её регионов и городов уникален и по-своему неповторим. Одним из таких городов является Казань - своеобразный микс из горячего Кавказа и сдержанно-добродушной Центральной России. В этом городе органично сплелись исламская и христианская культура. И в первую очередь Казань будет интересна туристу своими многочисленными мечетями.

Мечеть как архитектурный объект

Мечети, по своей сути, являются уникальными архитектурными объектами, настоящими шедеврами восточного зодчества. Их объемные купола, острые и рвущиеся ввысь минареты, богатство архитектурного декора не могут оставить равнодушным ни одного человека на земле.

Это особенное место для молитвы у мусульман - приверженцев исламского вероучения. Корни слова мечеть прячутся в староарабском языке, в котором оно звучало как "масджид". Дословно это переводится как "место для поклонения". То есть, другими словами, мечеть - это место, где каждый мусульманин может поклониться своему богу во время молитвы.

Находясь в мечети, следует знать об основных правилах поведения в этом сакральном для мусульман месте. В частности, здесь ни в коем случае нельзя:

  • целоваться или держаться за руки;
  • прикасаться к священной книге Корану или к любым архитектурным деталям внутреннего убранства;
  • шуметь;
  • заходить в грязной или неопрятной одежде;
  • заходить в мечеть в обуви;
  • входить в шортах или юбке выше колен.

Также стоит отметить, что вход в многие мечети доступен исключительно мусульманам.

Мечети Казани

Казань - это древнейший город в Российской Федерации, важный речной порт на Волге. Этот крупный экономический и культурный центр по праву называют третьей столицей России. А еще Казань часто называют столицей всех татар на земле. Поэтому татарская мечеть на улицах этого российского города - совсем не редкость, их здесь насчитывается два десятка!

Предлагаем вашему вниманию самые интересные мечети Казани, фото которых также представлены в этой статье. Большая часть их считаются историческими, так как они были возведены еще до 1917 года. А вот самая крупная мечеть города - Кул Шариф - была построена уже в наше время.

Главная мечеть Казани

Эта мечеть является главной в Казани и во всей Республике Татарстан. Она расположена в западной части так называемого и по своим размерам относится к числу крупнейших мечетей Европы.

Мечеть была построена на месте старой мечети, разрушенной в свое время войском Иоанна Грозного. Строительство длилось почти десять лет: с 1996 по 2005 год. Сметная стоимость этого грандиозного проекта оценивается в 500 миллионов рублей. Основную часть этой внушительной суммы составили пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч граждан и различных организаций. Торжественное открытие мечети состоялось 24 июня 2005 года, как раз в день празднования тысячелетнего юбилея Казани.

Что интересно, внутри здания хранится книга с указанием фамилий всех тех людей, которые поучаствовали в строительстве. Особенно эффектно мечеть Кул Шариф выглядит ночью, благодаря системе шикарной архитектурной подсветки.

Самая старая мечеть Казани

Кроме Кул Шариф, есть и другие мечети Казани, достойные внимания и интереса.

Самой древней в городе считается построенная еще в 1770 году. Более двух столетий она была центром татарской культуры и духовности. Мечеть выстроена в средневековом при этом в здании просматриваются элементы барокко. Двухэтажное сооружение украшает красивый трехъярусный минарет.

Самая необычная мечеть Казани

Мечети Казани - удивительные и неординарные. Самой необычной мечетью города можно считать которая была построена в 1926 году. Прежде всего, она уникальна своей архитектурой, в которой сплелись мусульманские мотивы, черты романтизма и модерна.

Еще один интереснейший факт касается истории строительства этого здания. Дело в том, что разрешение построить эту мечеть в Казани дал сам Иосиф Сталин, причем сделал он это лично. Сегодня здание является чудесным украшением архитектурного облика города Казань.

Самая изящная мечеть Казани

Эта историческая мечеть носит название Азимовской и впечатляет своей красотой и изящностью. В ее архитектуре умело соединены два стиля - эклектика и романтизм.

Строительство началось в 1887 году и продолжалось три года. Мечеть названа в честь купца М. Азимова, который выделил средства на ее возведение.

Представлена одноэтажным зданием с одним высоким минаретом в 51 метр высотой. В декоре сооружения активно использовались элементы восточной мусульманской архитектуры.

Самая "русская" мечеть Казани

А вот Бурнаевскую мечеть можно смело называть самой "русской" мечетью Казани. Ведь с первого взгляда и не определишь, что это - православный храм или татарская мечеть? Очень уж органично и умело архитекторы соединили здесь элементы традиционной русской и мусульманской татарской архитектуры.

Построили её в 1872 году на средства купца М. Бурнаева (и в этом случае мечеть была названа в честь своего главного мецената). Сооружение представляет собой одноэтажное кирпичное здание с трехъярусным минаретом над парадным входом.

Бурнаевскую мечеть в городе еще называют "иностранной", так как большая часть ее прихожан - именно иностранные граждане.

Казань - действительно город мечетей. При этом мечети здесь самые разнообразные - маленькие и впечатляющие своими размерами, древние и современные, кирпичные и деревянные, традиционные и необычные в своей архитектуре. Поэтому, если вас привлекает такая архитектура, отправляйтесь в "третью столицу России". Удивительные мечети Казани уж точно не оставят вас равнодушными!

Предлагаем нашим читателям краткий обзор семерки красивейших мечетей Казани. Одни из них могут похвастаться своей вековой историей, другие возведены не так давно. Но все они удивляют и поражают своим великолепием

Мечеть Кул Шариф

Это главная мечеть Татарстана, расположена она на территории Казанского Кремля. Во время захвата Казани Иваном Грозным мечеть, ранее стоявшая на этом месте, была уничтожена. В 2005 году построена новая мечеть Кул Шариф, которая полностью воссоздает вид древнего здания.

Отделка мечети выполнена из уральского мрамора. Внутреннее убранство украшают ковры, подаренные Ираном и огромная хрустальная чешская люстра. Тут каждый день проводятся просветительские экскурсии по мечети и музею ислама.

Галеевская мечеть

Здание построено в 1801 году. В конце 19 века казанские купцы профинансировали ее расширение и достройку. В 30-х годах прошлого столетия мечеть была закрыта и частично разрушена. В дальнейшем в здании сделали перепланировку и использовали его в качестве гостиницы.
В 1992 году мечеть вернули духовенству. В ее стенах был организован Российский исламский университет. Сейчас в здании мечети находится женское медресе и общежитие.


Апанаевская мечеть

Здание было построено в конце 18 века. В середине 19 века однозальная мечеть была расширена. После революции тут находился детский сад. Уже в 1995 году здание отдали медресе «Муххамадия». В 2011 году завершились многолетние работы по реставрации мечети, и она стала принимать верующих.
В советские времена здание было подвергнуто перепланировке и как многие казанские мечети лишилось своего минарета. Сегодня Апанаевская мечеть отреставрирована, все мельчайшие детали ее былого убранства воссозданы снова.


Азимовская мечеть

Каменное здание мечети построили в 1890 году на месте старой деревянной мечети, которая была на этом месте ранее. Постройка финансировалась средствами казанских купцов Азимовых. Данные об архитекторе отсутствуют.
Одной из особенностей этой мечети является минарет высотой в 51 метр. Он выходит не из здания мечети, а стоит на отдельном фундаменте. Сегодня в мечети расположены дом муллы и медресе.


Закабанная мечеть

Мечеть своим видом напоминает возвышающийся маяк. Построена она в стиле средневековой исламской архитектуры. Возведена мечеть была в 1926 году, но проработала всего 4 года. После этого новая власть закрыла ее. В 90-х годах здание мечети вернули верующим.
При Закабанной мечети проводится социальная и благотворительная работа. Во время всех крупных религиозных праздников здесь раздается пища и одежда для нуждающихся. Тут организован женский мусульманский клуб.


Голубая мечеть (Зангар)

Мечеть названа по цвету своих стен. Построена она в 1819 году и подвергалась реконструкции в середине 19 и начале 20 века. В 30х годах был разрушен ее минарет, а здание использовалось в качестве жилого дома. В 1993 году мечеть вернули верующим, а в 2009 была завершена ее реконструкция и отстроен заново минарет.


Мечеть «Гаиля»

Открыли мечеть летом 2003 года, расположена она в Азино. Строительство здания производилось на добровольные пожертвования верующих. Открытие мечети приурочили к мусульманскому празднику Ураза-байрам.
Мечеть выполнена в виде отдельного здания с куполом и внутренним двором, венчают ее два 33-метровых минарета. Вместимость - 300 человек. Мечеть разделена на два блока - мужской и женский. В каждом из них имеется молельная комната, помещения для омовения и аудитория для лекций.

Все вышеперечисленные мечети представляют собой значимые культурные архитектурные объекты. Посещение их включено во многие туристические маршруты по осмотру достопримечательностей Казани.



2025 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.