Методическая разработка по литературе (класс) на тему: Анализ стихотворения А. А. Блок «О, я хочу безумно жить

«О, я хочу безумно жить…» Александр Блок

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»

В 1914 году Александр Блок завершил работу над поэтическим циклом «Ямбы», который считал одним из самых удачных и многогранных. Перед его публикацией перед поэтом встал вопрос о том, каким же стихотворением открыть эту литературную подборку с ярко выраженным философским содержанием. В итоге 5 февраля 1914 года буквально за час поэт написал еще одно стихотворение под названием «О, я хочу безумно жить…», в котором, как и многие его предшественники, затронул тему роли поэта в обществе.

Правда, если Пушкин и Лермонтов были убеждены в том, что главная цель любого поэта — «глаголом жечь сердца людей», то Блок не ставил перед собой столь глобальных задач. Более того, его, совершенно лишенного тщеславия, совсем не интересовало, как именно люди будут воспринимать стихи, которые словно бы обращены внутрь. Блок писал не для того, чтобы произвести некий фурор в литературных кругах и покорить сердца доверчивых барышень, которые, к слову, засыпали с портретами поэта под подушкой и не давали ему прохода при встрече. Гораздо важнее для него была сама возможность выражать свои мысли и чувства в рифмованной форме, даже если смысл стихов был понятен лишь самому автору.

Поэтому в произведении «О, я хочу безумно жить…» Блок пытается донести до окружающих мысль, то его мечта заключается в том, чтобы «несбывшееся – воплотить» . Ведь «пищей» для литературных экспериментов поэта являлись те эмоции, которые он получал от общения с окружающим миром. Впоследствии они трансформировались в поэтические строчки, и их автора совсем не волновало, какое впечатление они производят на почитателей его таланта. Поэт признается, что его «душит жизни сон тяжелый», и этой фразой лишь подчеркивает, что существует словно бы в двух измерениях. Первое, привычное и серое, именуемое повседневностью, угнетает Блока и порой даже повергает в ужас. Зато в своем воображаемом мире, наполненном светом и радостью, поэт ощущает себя по-настоящему счастливым . И очень надеется на то, что когда-нибудь эти чистые эмоции сможет уловить какой-нибудь «юноша веселый», который « в грядущем скажет обо мне».

Со стороны себя Блок видит достаточно угрюмым, замкнутым и тяжелым в общении человеком. Однако предпочитает, чтобы о нем судили не по внешнему виду и поступкам, а по стихам. Поэтому, характеризуя себя, он вкладывает в уста неизвестного юноши фразу о том, каким же на самом деле ощущает себя поэт. «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!».

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова). «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», редставляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:

Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…
(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)

В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:

Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
(«Пророк», 1841)

О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка «Вновь я посетил…» (1835), «внука»

…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?

На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель» творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.

Сочинение

Свободная тема "Анализ стихотворения" - сочинение "Стихотворение А.Блока "О, я хочу безумно жить...""

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова). «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», редставляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:
Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…
(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)
В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…
Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
(«Пророк», 1841)
О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка «Вновь я посетил…» (1835), «внука»
…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель» творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.

Данное лирическое произведение было написано в 1914 году. Этот год памятен началом Первой мировой войны, но в душе Александра Блока в это время происходили значительные перемены. Быть может, они связаны со встречей с Л. А. Дельмас, которая играла партию Кармен.

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» подчеркивает всю красоту и значимость совершающегося открытия в душе лирического героя и самого поэта. В нем происходят важные изменения, которые могли бы послужить поводом для большой перемены в творчестве и судьбе.

Состояние лирического героя

Что он чувствует и переживает? Первое, что обращает на себя внимание - безграничное чувство восторга и упоения. Так как восхищение чем-либо вообще свойственно поэзии Блока, то здесь оно направлено не на мистический смысл, а на собственное состояние. Тот, кто думает, что поэт воспевал в своих стихах женщину, вынужден разочароваться вместе с Александром Блоком: для него на самом деле первостепенное значение имела сама возможность служить отвлеченной идее.

Лирический герой пребывает в состоянии удовлетворения и довольства самим собой. Он верит в будущее, смело смотрит на свои самые сокровенные мечты и думает воплотить их в жизнь. Анализ «О, я хочу безумно жить» раскрывает возможности лирического героя к переменам, заставляет задуматься, действительно ли он готов к ним. Его вдохновляют новые мысли, занимают возвышенные мечты и стремления. Он следует за голосом своей души. Однако можно заметить, что в желаниях нет ничего конкретного, поэт мыслит весьма масштабно и размыто. Анализ «О, я хочу безумно жить» только подтверждает это. Он не дает себе обещаний достичь определенного результата, а просто говорит в вечность, обращаясь к себе самому и высшему началу.

А. Блок, «О, я хочу безумно жить»

Анализ стихотворения показывает читателю, насколько далек лирический герой от реального взгляда на жизнь. Он еще только строит планы на светлое будущее, но, разумеется, не может знать, что его ожидает в дальнейшем. В действительности он пока находится в сладкой иллюзии, которой еще не пришло время развенчаться. О чем говорит лирический герой Александра Блока?

О том, каким должен быть подлинный человек - без масок, без притворства и лжи. Но до реализации данного намерения самому поэту еще очень далеко. Кажется, он осознает ошибки прошлого и хочет воплотить в жизнь несбывшиеся мечты, но это только порыв, действий далее никаких не следует. Анализ «О, я хочу безумно жить» помогает глубже и лучше разобраться в вопросе человеческого бытия.

Поэтическая лексика

В данном лирическом произведении употребляется немного метафор, но все они использованы к месту и подчеркивают основную мысль поэтического текста.

«Жизни сон тяжелый» обозначает погружение в тягостные переживания, которые тревожат сердце и отравляют душу. Как часто мы на самом деле пребываем в таком раздавленном состоянии, когда делать, не к чему стремиться. Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить» отображает сущностные проблемы бытия и смысла жизни.

«Дитя добра и света» - это можно интерпретировать как стремление обрести свободу, стать могущественным, раскрыться во всем своем потенциале возможностей. Безгранична надежда на радостное будущее, лирический герой готов с улыбкой смотреть вперед. Анализ «О, я хочу безумно жить» подчеркивает необходимость для каждого человека такого внутреннего поиска, подкрепленного внутренней потребностью души к самовыражению.

Основная мысль

Идея, ради которой создавался сей поэтический шедевр, заключается в следующем: человек должен жить ради высоких стремлений, чтобы реализовать себя в настоящем, а не придуманном мире. Он непременно сможет справиться с разрушительными иллюзиями, если станет следовать голосу собственного сердца. Мы находимся здесь для того, чтобы быть счастливыми, воплощать в жизнь лучшие планы и мечты.

Таким образом, анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить» наглядно демонстрирует читателю важность и значимость каждого отдельного существования на земле со своими задумками и задачами. Нельзя заставить другого человека но можно сделать жизнь чуточку добрее и красивее, привнести в нее новые краски и возможности, которые будут радовать, приятно удивлять.

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

История создания

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам. Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим - огромное желание жить свободно. Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света». И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти. Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери». Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».

Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие - перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне...

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей - увековечивающих и очеловечивающих».

После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко. При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву. К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.