Металлургия на урале. Географическое положение Уральской металлургической базы. Уральская металлургическая база: характеристика
Одним из самых больших географических регионов на карте России является Урал. Его территориальное расположение включает Западно - и Восточно - Сибирскую равны, которые находятся по обеим сторонам Уральской горной системы. Южной границей региона по территориальному разделению является часть бассейна реки Урал, которая в Каспийское море.
Население региона

В списке всех крупных районов Российской Федерации, именно Урал стоит на втором месте по численности населения. Эта цифра на сегодняшний день составляет около 20,4 млн. Изменения этого показателя с каждым годом увеличиваются, что обусловлено активным развитием промышленной деятельности региона.
На огромной площади региона распределение местных жителей происходит неравномерно даже при средних показателях плотности 24,8 чел./км 2 . Наиболее населенной административной единицей по статистическим данным является Челябинская область, в ней на 1 кв. метре проживает 41 человек. Самые низкие показатели зафиксированы в Курганской области, где на 1 км 2 приходится 15,7 человек.
Из всей численности населения около 75% составляют именно городские жители, такая статистика обусловлена результатом индустриального развития региона. Самыми крупными городами Урала, с численностью более 1млн., являются 4 населенных пункта: Уфа, Челябинск, Пермь и Екатеринбург. На территории района проживают люди многих национальностей. Самую большую национальную группу занимают именно россияне, немного уступают по своей численности татары. На северо - западе Урала - удмурты, пермяки, коми, а также башкиры.
Промышленность Урала

Наличие богатых месторождений полезных ископаемых и другие преимущественные географические особенности территории Уральского края, позволили этому району, внести свой весомый вклад в металлургический, нефтехимический, машиностроительный и другие промышленные комплексы России.
Черная металлургия

Наиболее развитой и старейшей отраслью региона является черная металлургия, продукция которой занимает более 20% всей промышленной выработки Урала. Если рассматривать удельный вес Уральского края в Российской Федерации по добыче руды, то он составляет около 21%, а вот производство чугуна и изготовление металлопроката, и того больше, около 40%. Объемы добычи не могут обеспечить сырьем множество крупных производственных предприятий полного цикла, таких как Новотроицкий, Нижнее-Тагильский, Магнитогорский и Челябинский металлургические заводы. Поэтому поставки недостающего объема руды на эти предприятия осуществляются из Казахстана.
Черная металлургия Урала - промышленная отрасль, которая в основном ориентирована на экспорт.
Машиностроение

Данная отрасль промышленности Урала, ежегодно дает 17% готовой продукции из общего объема по всей стране. На территории региона работают и активно расширяются боле 150 машиностроительных крупных предприятий. Самыми крупными из них являются: «Уралмаш», «Уралэлекторотяжмаш» и другие.
Что касается предприятий, чья деятельность направлена на производство транспортного машиностроения, то их тоже достаточно много. Самой продуктивной в этом направлении является Челябинская область, где с конвейеров сходят грузовые автомобили, вагоны, а так же различные виды дорожной специализированной техники: автофейдеры, бульдозеры и даже вагоны. В целом ассортимент машиностроительной продукции достаточно большой, что позволяет не только в полном объеме обеспечить потребности внутри страны, но и значительную часть товаров экспортировать в страны ближнего зарубежья.
Топливно-энергетический комплекс

По производству электроэнергии по праву занимает почетное третье место в стране. Более 90 % всех предприятий топливно-энергетического комплекса приходится на тепловые станции, имеются так же две крупные ГРЭС и всего одна Белоярская атомная станция.
Немного слабее в регионе развита нефтеперерабатывающая отрасль, её представляют несколько крупных НПЗЮ, расположенных в Орске, Уфе, Перми и других городах. Газодобывающая ветвь в отрасли наиболее развита в Оренбурге, где расположен крупнейший газохимический уральский комплекс. А вот добыча угля в регионе из-за низкой рентабельности быстро уменьшает обороты.
Большую роль в промышленности Урала играют так же химическая отрасль и лесной комплекс. Они представлены множеством предприятий расположенных по всей территории региона.
Сельское хозяйство на Урале

Важность агропромышленного комплекса для экономики Урала, бесспорна. Ведь около 15 % всей агропродукции страны поступает именно из Урала. Особое внимание региона направленно на зерноводство, большую часть в котором занимает выращивание яровой пшеницы.
Что касается других направлений сельского хозяйства, то плодородные земли Урала дают отличные показатели урожайности овощей. Также хорошо развито животноводство, которое дает около 15% молочной и мясной продукции.
Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации Уральского района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3.
Как уже отмечалось, Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000-3500 км), а также из Казахстана (Соколовско-Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовско-Сарбайского ГОК. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубоческое и другие месторождения). Большое значение придается также активизации геолого-поисковых работ на севере Уральских гор.
Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны - 41,3 млн т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана - товарная руда.
На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствие низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.
Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо - привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна. В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр.
Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий - полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них - Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод - дают почти 80% чугуна и 70% стали, выплавляемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.
Значительно развита на Урале и передельная металлургия, в основном на старых заводах, которые по количеству преобладают в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск); трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.
Тем не менее в отрасли существуют серьезные проблемы. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Машиностроение Урала - крупный потребитель проката, но свыше 1/3 проката приходится ввозить из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и др.
Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижения себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на Южном Урале, где в настоящее время сосредоточено основное производство и ощущается недостаток водных ресурсов.
Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала - техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конвертерных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско-Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.
Цветные металлы подразделяются на группы:
тяжелые - медь, свинец, олово, цинк, никель;
легкие - алюминий, титан, магний;
драгоценные (благородные - золото, серебро, платина;
редкие - вольфрам, молибден, уран, германий.
2.1.Особенности сырьевой базы цветной металлургии
Размещение цветной металлургии складывается под влиянием многих природных и экономических условий, среди которых особую роль играют сырьевой и энергетический факторы.
крайне низкое в количественном отношении содержание полезных компонентов в сырье (медные 1% -5%; свинцово-цинковые 1,5%-5,5%; оловянные 0,01%- до 0,7%; молибденовые от 0,005 до 0,04%);
исключительная многокомпонентность сырья;
огромная топливоемкость и электроемкость сырья в процессе его переработки (для производства никеля-до 55 т топлива на 1 т готовой продукции; черновой меди - до 3,5 т топлива; алюминия - до 17 тыс.кВт.ч. электроэнергии; 1т-титана-20-60тыс.квт.ч.).
В тоже время сырьевой и энергетический факторы по-разному влияют на отдельные отрасли цветной металлургии. Даже в одной и той же отрасли их роль различна в зависимости от стадии технологического процесса (например, получение глинозема тяготеет к районам добычи сырья, а выплавка из глинозема алюминия к районам размещения энергетических ресурсов(энергетических баз).
2.2. Уральская база цветной металлургии
Уральский экономический район специализируется на производстве цинка (65% от общего производства в России), меди (40%), алюминия, никеля, кобальта, свинца, золота и ряда редких металлов.
Медная промышленность вследствие низкого качества концентратов тяготеет (за исключением рафинирования черновой меди) к источникам сырья. Месторождения медных руд Урала: расположены в Свердловской области (Дегтярское, Красноуральское, Кировоградское, Ревдинское); Оренбургской области Сибайское. Гайское, Блявинское; Челябинской области (Карабашское).
При этом Урал характеризуется преобладанием металлургического передела (Красноуральск, Кировоград, Ревда, Медногорск, Карабаш, Кыштым) над добычей и обогащением, в результате чего вынужден использовать еще привозные концентраты и полуфабрикаты (из Казахстана).
Рафинирование меди, как заключительная стадия ее производства, размещается там, где есть металлургический передел, образуя специализированные предприятия (Верхняя Пышма, Кыштым), либо в районах массового потребления готовой продукции.
Алюминиевая промышленность Урала представлена месторождениями бокситов в Свердловской области (Североуральское); в Челябинской области
(Южноуральское). Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем, на котором функционируют алюминиевые заводы; Богословский (г. Краснотурьинск); Уральский (г. Каменск-Уральский). Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, т.к. выплавка алюминия очень энергоемкое производство.
Никелъ-кобальтовая промышленность Урала сосредоточена в районах добычи руд: Южный Урал (Орск, Реж,Верхний Уфалей),Оренбургская область (Буруктальское месторождение) , Челябинской область (Черемшанское месторождение). Используется руда из Казахстана.
Свинцово-цинковая промышленность Урала использует как местное сырье, так и привозное сырье. Крупный центр цинковой промышленности - Челябинск. Свинцово-цинковая промышленность в своем размещении ориентирована в основном к районам распространения полиметаллических руд.
Титано-магниевая промышленность Урала представлена Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.
Известный ученый-металлург, академик Иван Бардин в предисловии к книге экономиста, академика Станислава Струмилина "История черной металлургии в СССР"), вышедшей в 1954 г. и удостоенной престижной в то время Ленинской премии, указал на существенный недостаток этой монографии - неполное раскрытие в ней вопросов истории русской техники соответствующего производства, происходивших в нем изменениях и отсутствие анализа тесной связи экономической истории с развитием технического прогресса. Бардин тактично отметил, что, видимо, такое широкое освещение истории отечественной металлургии не под силу одному человеку, для этого требуются усилия коллектива.
Однако за прошедшие с тех пор более 50 лет никто не брался за претворение в жизнь этого положения. И только теперь эту трудную задачу смогли успешно решить два автора - директор Института истории и археологии Уральского отделения РАН, академик Вениамин Алексеев и главный научный сотрудник того же института, доктор исторических наук Дмитрий Гаврилов, опубликовавшие фундаментальный труд "Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней" (М.: "Наука", 2008).
Если все предыдущие исследователи - Дмитрий Кашинский, Бернгард Кафенгауз, упомянутый Станислав Струмилин, соответственно в 1939, 1949 и 1954 гг. бравшиеся за описание истории российской металлургии, не продвинули свои работы, задуманные как многотомные, дальше издания первой книги, которая оказывалась неизменно последней, то монография этих ученых охватывает колоссальный по своим хронологическим рамкам период - с древнейших времен до наших дней.
В центре внимания - история отечественного металлургического производства и происходивших в нем изменений. Параллельно дается тщательный анализ связи технического прогресса с экономикой. Для характеристики основных этапов формирования в частности уральской и в целом российской промышленности разбирается широкий комплекс проблем, включающий в себя технико-технологическую, энергетическую и сырьевую составляющие, взаимодействие их, социально-экономическую политику правительства и управленческую организацию, производственно-промышленный персонал отрасли, влияние внутреннего и внешнего рынков, транспортные условия.
Столь широкий тематический охват стал возможен благодаря использованию авторами их собственной методологии и методики исследования. Основой книги является теория модернизации российской металлургии с учетом ее региональных и отраслевых особенностей, обстоятельно разработанная Вениамином Алексеевым. Причем развитие как таковое, происходящие при этом изменения рассматриваются в контексте мирового модернизационного процесса, охватывающего все сферы общественной жизни. Вопросам методологии посвящены пять глав, раскрывающих такой подход.
Сочинение является завершающим трудом давно ведущейся этими авторами работы по изучению данной проблематики. Подготовительными этапами к нему было издание совместно со шведскими учеными монографии "Железоделательные общества: раннеиндустриальное развитие в Швеции и России, 1600 - 1900" (Оксфорд, 1998), изучение индустриального наследия Урала в рамках проектов TICCIH*, издание капитального труда "Металлургические заводы Урала XVII - XX вв.: энциклопедия" (2001 г.). Это позволило ученым перейти на новый, более высокий уровень разработки темы, подвергнуть имеющийся объем информации глубокому анализу и сделать обобщающие выводы.
Хотя их книга посвящена уральской металлургии, она фактически дает обстоятельное представление о путях и способах развития этой промышленности в нашей стране, поскольку Урал в XVIII - XIX вв. являлся главным ее металлургическим районом и до сих пор им остается, даже несмотря на создание мощных производственных областей в центре европейской части России и на Севере.
Уже в IV - III тыс. до н. э., как показывают авторы, на этой территории существовала первобытная медно-бронзовая металлургия. Важную роль сыграло открытие тут железа, в свое время ставшего главным металлом в становлении материальной культуры человечества вообще ввиду его распространенности, твердости и стойкости. Именно оно обусловило переход людей от варварства к цивилизации, способствовало развитию оседлого образа жизни, возникновению городов и древнейших государств, появлению культуры, искусства и зачатков научных знаний.
Железные изделия на Урале датируются I тыс. до н. э. А с IX в. там начали выплавлять в домницах (шахтных печах) сыродутное железо. С появлением в регионе русских мастеров во второй половине XVI - XVII вв. получили развитие металлургические промыслы, а также несколько небольших железоделательных заводов, где металл плавился в вышеназванных печах и проковывался вручную.
По-настоящему же большая уральская металлургия зародилась в первой четверти XVIII в. (правление Петра I) - здесь возвели ряд крупных доменных и ковочных предприятий, действовавших с помощью водяных двигателей. Внедрение доменного производства, смена одностадийного способа получения сыродутного железа на двухстадийный вариант - выплавку сначала чугуна, а затем из него готового продукта - стали крупнейшим в истории отрасли техническим переворотом. Он сопровождался резким ростом производительности труда и улучшением экономических показателей. Переход же от использования мускульной силы людей и животных к применению гидравлической энергии резко поднял роль металлургии в экономике государства и расширил ее географические рамки.
Авторы труда полагают, что благодаря исключительно благоприятным природным условиям (обилие лесов, богатство высококачественных неглубоко залегавших руд, наличие многочисленных горных речек, пригодных для сооружения плотин) Урал стал главным центром горнозаводского строительства России и к середине XVIII в. превратился в крупнейший даже по мировым масштабам промышленный район. Металлургия региона в этот период формировалась на развитой технической базе, соответствовавшей уровню лучших заводов Швеции, Германии, Англии и Франции. Уральские доменные печи на протяжении всего века считались самыми мощными и высокопроизводительными в Европе. Создание здесь производственного комплекса позволило России уже в тот период догнать западные страны по выпуску металла. Кроме того, удалось оттеснить на второй план на мировом рынке металлов Швецию - прежнего лидера отрасли. Отечественное железо тогда экспортировалось во многие государства Старого Света (особенно в Англию) и даже в США.
На рубеже XVIII - XIX вв., подчеркнуто в монографии, мощный поворот в техническом оснащении металлургии был связан с начавшейся в Англии промышленной революцией, представлявшей совокупность технико-экономических и социальных сдвигов, которые сопровождали переход от мануфактурной стадии к фабричной системе, т. е. к машинной индустрии - важнейшему этапу всемирного процесса модернизации, трансформированию традиционного аграрного общества в современное индустриальное.
К сожалению, на Урале из-за невозможности перейти на минеральное топливо, полного отсутствия железных дорог, обособленности края, оторванности его от центра страны и других промышленных районов, все это проходило со значительным опозданием (если сравнивать с развитыми западноевропейскими государствами), развивалось медленнее и в более ограниченных масштабах, имело свою специфику: использовалось древесно-угольное топливо, господствовали гидравлические двигатели. К тому же существовавший крепостной строй сдерживал внедрение технических достижений: паровых машин, высоких доменных печей, горячего дутья, улучшение способов получения железа (пудлингования и др.), широкое применение прокатных устройств. Если в Англии носителями технического прогресса, за редкими исключениями, выступали мастера-практики и предприниматели, то характерной особенностью "промышленного переворота" в первой половине XIX в. на Урале было активное участие в нем ученых, влиявших на ход процесса. Так, работы члена-корреспондента Петербургской АН Петра Соболевского сыграли важную роль в обосновании холодного дутья, труды Павла Аносова и Павла Обухова повлияли на становление сталелитейного дела, а сочинения Владимира Рашета - на строительство доменных и медеплавильных печей.
И хотя в первой половине и середине XIX в., когда уральская металлургия замедлила темпы своего развития, потеряла внешние рынки и вынуждена была всецело переориентироваться на внутренний рынок, а отрасль находилась в полосе социально-экономического кризиса, тем не менее ее техническая база вполне соответствовала уровню древесно-угольных металлургических заводов США и Западной Европы.
Развитие еще больше ускорилось после отмены в России крепостного права в 1861 г. В 1880 - 1890-х годах и в начале XX в. на крупных уральских заводах началась серьезная техническая реконструкция, предусматривающая внедрение новых способов получения стали: мартеновского и бессемеровского. Устанавливали доменные печи более совершенной конструкции, внедряли горячее дутье, устаревшие водяные двигатели были вытеснены паровыми.
В СССР в период индустриализации конца 1920 - 1930-х годов была осуществлена коренная реконструкция металлургической отрасли края, построены новые заводы. Среди них - промышленные гиганты Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, Челябинский завод ферросплавов и др. Оснащение их главных цехов (доменных, мартеновских, прокатных), построенных в то время, превосходило оборудование западноевропейских стран и не уступало американскому. Так, Магнитогорский металлургический комбинат был копией самого лучшего в мире американского завода Гэри "Ю. С. Стил Компани" в штате Индиана.
Именно тогда всю уральскую металлургию с древесно-угольного топлива перевели на минеральное, что позволило использовать более мощные печи и агрегаты, и как следствие - резко поднять производительность. Для реализации этой идеи организовали обмен железной рудой и каменным углем между Уралом и восточными районами страны (Кузбасс). Наряду с традиционным выпуском чугуна, железа, стали, меди было освоено изготовление алюминия, магния, никеля, цинка. Внедрили передовые технологии в цветной металлургии: в алюминиевой промышленности - гидрощелочной вариант получения глинозема, в производстве цинка - гидроэлектрометаллургический способ. Таким образом, Урал превратился в один из индустриальных центров Советского Союза.
В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. металлургия региона, производившая в довоенный период, в основном, рядовые стали, была перестроена на выпуск качественной продукции для оборонной промышленности. В широких масштабах было организовано изготовление высококачественных и легированных сталей и сплавов, броневого листа, впервые в мире использовали скоростную автоматизированную сварку корпусов танков, отливку и штамповку танковых башен. Урал стал "кузницей оружия", "арсеналом Победы".
В послевоенный период за счет строительства новых крупных предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, обогащения и комплексного использования руд мощность отрасли возросла. При металлургических и горных заводах (во многих случаях градообразующих) развилась социальная инфраструктура. Вместе с тем, как справедливо замечают авторы книги, в данный период, когда основное внимание государство направило на выравнивание экономического потенциала союзных республик и создание там и в европейской части России новых производственных центров отрасли, интересы уральской металлургии нередко игнорировались, капитальных вложений было явно недостаточно, чтобы коренным образом ее модернизировать. К середине 1980-х годов наступил упадок.
В 1990-е годы, вступив в период рыночной экономики и соответственно резкого снижения в стране металлопотребления, предприятия Урала в два раза сократили выпуск своей продукции. Они начали приспосабливаться к условиям рынка и ориентировались на поставки за границу сырья и полуфабрикатов. Им удалось стать крупнейшими в мире экспортерами черных и цветных металлов.
В последние предкризисные годы наметились сдвиги: появились объединения и холдинги, стал заметен рост производства и качественных показателей. В настоящее время предприятия края переживают новую стадию модернизации, коренное преобразование на основе достижений научно-технической революции. Приоритетным направлением теперь является реконструкция сталеплавильного производства с заменой устаревшего мартеновского оборудования кислородно-конвертерным и электросталеплавильным, использование внепечной обработки и непрерывной разливки стали. В цветной металлургии актуальна проблема внедрения автоматизации производства по технологиям "Оутокумпу"**. Остро стоит вопрос о расширении минерально-сырьевой базы за счет комплексной переработки руд и минералов и вовлечения в производственный процесс природных богатств Полярного Урала, Республики Коми*** и Сибири.
Авторы рассматриваемого труда заключают, и с ними можно вполне согласиться: прочные традиции, квалифицированные кадры, разворачивающееся технико-технологическое переоснащение производства позволяют с уверенностью смотреть в будущее уральской металлургии. Отметим: значительное внимание в данной работе уделено определению ее места в мировой индустриальной цивилизации на всех этапах модернизационного преобразования. В каждом из разделов книги с помощью сравнительно-исторического метода показывается развитие на протяжении пяти последних столетий уральской металлургии на фоне соответствующей отрасли стран Западной Европы и США. Авторам весьма убедительно удается, подтверждая свои доводы объемным фактическим материалом, опровергнуть мнение о глубоком отставании отечественной металлургии по сравнению с остальными развитыми странами.
Несомненным достоинством монографии является раскрытие роли местных специалистов в становлении и развитии науки о металле****. Ведь в XIX - начале XX в. на Урале сложилась сильная научная школа, возникли значительные по меркам того периода исследовательские центры по изучению проблем отрасли. Особенно крупным был вклад таких ученых, как упомянутые выше Павел Аносов и Павел Обухов, а также Дмитрий Чернов, Николай Калакуцкий - они предложили оригинальные методы получения стали и изготовления из нее изделий. В теоретическом осмыслении сталеплавильного процесса русские тогда намного опередили своих иностранных коллег из Европы и США. В советский период важную роль в решении стоящих перед уральской металлургией задач сыграли разработки академиков Михаила Павлова и Ивана Бардина, члена-корреспондента АН СССР Владимира Грум-Гржимайло. В послевоенные годы технологии, созданные и введенные в производство учеными совместно с научно-исследовательскими и проектными институтами, тоже не уступали зарубежным: речь идет о непрерывной разливке стали, вдувании в печи природных газов, испарительном охлаждении металлургических печей. А в 1980-х годах они изобрели и впервые в мировой практике применили в промышленных масштабах технологию формирования мелкозернистой (дисперсной) структуры.
В последнее время уральскими научными сотрудниками проведен ряд крупных исследований по изучению структуры и физико-химических свойств металлов, термической обработки сталей и сплавов, использованию металлургического сырья. Ими же была предложена имеющая для Урала огромное значение технология комплексного использования качканарских руд (основного источника получения ванадия) и успешно решена задача снабжения страны ванадием на базе титаномагнетитовых руд, выработан комплекс прогрессивных схем переработки бедных окисленных никелевых руд.
Рассматриваемая монография является уникальной и не имеет аналогов в мировой историографии. По своим методологическим подходам она превосходит современные исследования западных ученых поданной тематике, решает проблемы первостепенной важности не только для уральской металлургии, но и для России в целом. Широко освещающая богатый исторический опыт уральской металлургии, она будет полезна занятым в соответствующем производственном комплексе инженерно-техническим и руководящим кадрам, научным работникам, преподавателям, студентам, краеведам, всем интересующимся этапами развития отрасли, историей Урала и России.
* Международный комитет по сохранению индустриального наследия.
** "Оутокумпу" - финский концерн, производитель металлов. Отличается тем, что самостоятельно разрабатывает необходимые производственные технологии и с успехом реализует результаты этой работы. Так, его специалисты разработали технологию взвешенной плавки, различные способы получения меди.
*** См.: Д. Рундквист, Н. Юшкин. Тимано-Уральская сокровищница. - Наука в России, 2002, N 4.
**** См.: Л. Леонтьев, В. Пономарев. Академическая наука - металлургам. - Наука в России, 2000, N 4.
Академик Леопольд ЛЕОНТЬЕВ, член Президиума Российской академии наук
«Особенности размещения цветной и черной металлургии на Урале»
/ Экономическая география и регионалистикаКонспект,
Богатейшие минерально-сырьевые ресурсы составляют основу экономической мощи Урала. Здесь обнаружено около 1000 видов минералов, свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых.
Из 55 элементов таблицы Менделеева, получивших большое народно-хозяйственное значение, на Урале добывается 48.
Месторождения нефти располагаются в западных предгорьях и на юге Урала – в Удмуртии, Пермской и Оренбургской обл., Башкортостане (наиболее крупные). Значительная часть первоначальных запасов жидких углеводородов уже выработана, а для извлечения оставшихся необходимы новые технологии. Современное состояние запасов нефти позволяет добывать на Урале около 39 млн. т жидких углеводородов, что составляет около 13% добычи нефти в России.
Запасы природного газа, в основном, сконцентрированы в Оренбургской обл. (свыше 1 трлн. м 3), где находится один из крупных центров газодобычи в России, но имеются также в Башкортостане, Пермской обл. и Удмуртии. Суммарная добыча газа в районе в 2000 г. составляла 28 млрд. м 3 , или менее 5% добычи газа в России.
Запасы угля на Урале имеют локальное значение: Кизеловский бассейн в Пермской обл., месторождения бурых углей в Челябинской и Свердловской обл. В условиях экономической конкуренции в угольной промышленности добыча угля на Урале не имеет перспективы из-за ее экономической неэффективности.
Запасы железных и медных руд взяты на баланс в Свердловской и Челябинской обл. Причем, если балансовых запасов медных руд достаточно для местной цветной металлургии, то запасов железных руд не хватает для обеспечения Уральской черно-металлургической базы, и поэтому имеет место импорт железной руды из Казахстана (с Соколовско-Сарбайского месторождения в Кустанайской обл.). На Северном Урале есть запасы марганцевых руд.
На Урале находится также 27% разведанных в России рудных запасов бокситов и меди, 12% никеля и 58% цинка. Разведаны и разрабатываются запасы редкометаллических руд, россыпных алмазов, изумрудов, асбеста, мрамора.
В Соликамско-Березниковском промрайоне Пермской обл. разрабатываются крупнейшие в России месторождения калийной и поваренной соли. Отметим, что ископаемые запасы Верхнекамского калийного бассейна имеют мировое значение, поскольку здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов калия. В том же районе на базе карналлитовых руд работает комплекс предприятий по производству магния и титанового концентрата.
Уральский район обладает водными ресурсами, принадлежащими трем бассейнам: Волжско-Камскому (на западе), Обь-Иртышскому (на востоке) и Уральскому – р. Урал (на юге). Крупнейшие реки: Кама с притоками Белая и Чусовая, Урал с притоком реки Сакмара и крупные притоки р. Тобол – Тавда, Тура, Исеть (Иртышский бассейн) – берут начало на Уральском водоразделе и не отличаются полноводностью. Удельная водообеспеченность Урала очень низкая и составляет 6,6 тыс. м 3 /год на душу населения, что более чем в 4 раза ниже среднероссийского показателя. В крупных индустриальных центрах Урала, а также в его южной аграрной зоне наблюдается водный дефицит.
По уровню обеспеченности лесными ресурсами – 4,1 млрд. м 3 – УЭР уступает в европейской части страны только Северному району. Всего здесь сосредоточено 5,7% лесных ресурсов страны. 2/3 запасов леса концентрируется в Свердловской и Пермской обл. – на севере района. В степной зоне запасы древесины невелики, минимальны в Оренбургской обл. – около 1%.
В районе находится 17% пахотных сельскохозяйственных угодий России, в том числе более половины в Оренбургской обл. и Башкортостане. Плодородные черноземные почвы этих регионов создают предпосылки для получения высоких урожаев.
Валовой региональный продукт УЭР составлял около 13% ВВП России.
Душевое производство ВРП в районе приближается к среднероссийскому уровню только в Пермской и Свердловской обл., в остальных регионах оно на 25–30% ниже, а в Курганской обл. ниже на 52%. Отставание Урала по этому показателю можно объяснить продолжающимся процессом реструктуризации основных отраслей экономики, в первую очередь промышленности.
По удельному весу промышленного производства в ВРП Урала на современном этапе лидировали Челябинская обл. – 44%, Удмуртия – 38% и Свердловская обл. – 39%, а по удельному весу сельского хозяйства выделяется Удмуртия – 8,5%. В производстве услуг с 50% ВРП впереди были Курганская и Пермская обл. – свыше 43%.
Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и машиностроительного промышленных комплексов. На их долю в 2000 г. приходилось 76% всего объема промышленной продукции в районе.
В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехимическую и промышленность строительных материалов.
Положительная динамика экономического развития к началу 2000-х гг. была характерна для цветной металлургии, топливной промышленности и машиностроения – отраслей, удовлетворяющих потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. При этом приоритетная в районе черная металлургия несколько сократила удельный вес в производстве промышленной продукции, что указывает на ее сохранявшееся к 2005 г. кризисное состояние.
Черная металлургия – первая по значению и старейшая отрасль, на которую приходился почти 21% всей продукции Урала. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды – около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству готового проката – свыше 40%.
Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК вСвердловской обл. (свыше 9 млн. т) на базе наиболее крупных (66%) железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. – около 3 млн. т. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в небольшом количестве – из Печорского угольного бассейна.
Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла – Нижне-Тагильского в Свердловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Оренбургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1 / 3 производства стали и готового проката в России. Здесь также сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2 / 3 в Свердловской обл. – на Первоуральском новотрубном заводе и 1 / 3 – на Челябинском трубном заводе).
Черная металлургия Урала – экспортно-ориентированная отрасль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката, хотя при этом сталкивается с рыночными ограничениями (квотами), устанавливаемыми ведущими импортерами стали – США и странами ЕЭС.
Цветная металлургия динамично развивается в районе в условиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цинка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия – на Богословском и Уральском алюминиевых заводах, меди – на Красноуральском и Кировоградском медеплавильных комбинатах, а также никеля – в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титанового концентрата).
Машиностроение Урала производило около 17% промышленной продукции района и сосредоточено более чем на 150 крупных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тяжелое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного оборудования в Уфе), Тяжелое машиностроение отличается наибольшей металлоемкостью и тесно связано с основными металлургическими предприятиями района. Важно также отметить его потенциальные возможности для технического перевооружения всего промышленного комплекса Урала.
Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника – бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) – транспортные прицепы, в Свердловской – вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).
На станкостроении и выпуске оружейной техники специализируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.
Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.
По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.
Точное машиностроение – электронная промышленность и радиотехника – наиболее развито в Удмуртии.
Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен предприятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и требует крупных инвестиций. Следовательно, должно пройти определенное время, прежде чем продукция высокотехнологических предприятий закрепится на внутреннем и внешнем рынке.
Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рынке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для химической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.
На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного потребления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала – один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири. В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Сред неуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн. кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная – Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.
Добыча нефти в районе в 2004 г. составила около 38 млн. т (12,5% добычи в России), в том числе около 1 / 3 в Башкортостане, 1 / 5 в Удмуртии, а остальное – примерно поровну – в Оренбургской и Пермской обл.
Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах. Намечающиеся структурные сдвиги в нефтепереработке связаны с углублением переработки нефти, реконструкцией и расширением предприятий.
Добыча газа – 28 млрд. м 3 (2000 г.) сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимический комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также поступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.
Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой себестоимости и невысокого спроса на него и сейчас составляет около 7,5 млн. т (3% общероссийской добычи).
Химическая промышленность УЭР характеризуется 15–35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцинированной соды, минеральных удобрений.
Пермская обл. занимает ведущее место по производству минеральных удобрений (около 4 млн. т, или 1 / 3 в РФ), в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верх не камского соленосного бассейна. Крупнейшие предприятия области по выпуску различных минеральных удобрений – «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпускают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использования металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов.
Сернокислотная промышленность развивается на основе местных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (центры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также крупный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа (АО «Еашнефтехимзаводы»), Салават, Пермь и др. На базе углеводородного сырья здесь ежегодно производится до 15% полимерных материалов (синтетические смолы и пластмассы) в России. Уральские нефтехимические предприятия входят в состав крупной компании «СИБУР» (Сибирско-Уральская), осуществляющей поставки продукции органического синтеза на внутренний рынок России и на экспорт (при участии РАО «Газпром»).
На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производства в области атомной промышленности – горно-химический комбинат «Маяк», Деятельность этого предприятия стала причиной серьезных экологических проблем, связанных с образованием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинского радиоактивного следа.
Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса производилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпускают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и расположены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, предприятия деревообработки в Перми и Серове).
2. Основные принципы и факторы размещения промышленности на Урале
2.1. Теоретические основы размещения
Металлургия включает ряд технологических процессов, среди них: 1) добыча руд металлов; 2) обогащение руд металлов; 2) извлечение и рафинирование металлов; 4) получение изделий из металлических порошков; 5) кристаллофизические методы рафинирования металлов; 6) разливка металлов и сплавов и получение слитков; 7) обработка металлов давлением; 8) термическая, термомеханическая и химико-термическая обработка металлов для получения заданных свойств.
При решении вопроса о размещении металлургических предприятий решающее значение имеет, как правило, наличие в районах строительства необходимой сырьевой, топливно-энергетической базы и водных ресурсов.
Заводы с полным металлургическим циклом производства включают последовательно выплавку чугуна, стали, а также производство проката (рельсы, балки, лист и т.д.). Основным видом сырья служит железная руда, а в качестве топлива используется кокс и частично газ. Известно, что для выплавки 1 т чугуна требуется от 1,6 до 2,5 и более тонн железной руды (в зависимости от содержания в ней чистого железа), от 0,75 до 1,1 т кокса или от 1,0 до 1,8т коксующихся углей, 0,5т известняка и от 10 до 20 М 3 /т воды с повторным ее использованием. Кроме того, при производстве чугуна необходимы марганцевая руда и огнеупоры. В целом на 1 т готовой продукции (проката) требуется около 6 т сырья, топлива и других материалов.
На территориальную организацию металлургии, в первую очередь черной металлургии, оказывают влияние: 1) материалоемкость производства. Для изготовления 1 т стали расходуется до 7 т сырья и топлива. Еще больше расход сырья и топлива в цветной металлургии: для производства 1 т свинца или цинка нужно 16 т руды и 2–3 т топлива; для 1 т олова – более 300 т руды и 1 т топлива; для 1 т титана или магния – 15– 16т руды и 30–60 тыс. кВт-ч электроэнергии и т. д. Во всех затратах на выплавку чугуна 85–90% приходится на сырье и топливо; 2) трудоемкость производства. В среднем на каждом металлургическом заводе работают 20–40 тыс. чел., что при среднем коэффициенте семейности означает определенную зависимость от данного завода не менее 90 тыс. чел.; 3) энергоемкость производства. Так, доля полных энергозатрат в себестоимости отечественного проката составляет 30–40% (в ФРГ – 22%); 4) большая фондоемкость. Необходимы значительные материальные затраты на строительство и поддержание в рабочем состоянии металлургических предприятий; 5) негативное влияние на окружающую среду; 6) концентрация производства; 7) производственное комбинирование; 8) необходимость применения технологических новаций. Так, многие развитые страны (Япония, Великобритания, ФРГ), в основном, отказались от традиционного мартеновского способа выплавки стали из-за больших потерь при доменном процессе; расширяется производство конвертерной стали и электростали. Широко практикуется непрерывный способ разливки стали, что позволяет сократить энергозатраты на производство 1 т стали на 45–50% (в общей выплавке стали на ее получение методом непрерывной разливки приходится: в России – 25%, Японии – более 94, США – свыше 75%). Расширяется практика использования порошковой металлургии, дающая возможность применять добавки для придания стали новых положительных качеств; 9) мощным районообразующим фактором являются предприятия черной металлургии с полным технологическим циклом.
2.2. Практическое влияние факторов на размещение черной и цветной металлургии на Урале
Железорудная база
Природной основой черной и цветной металлургии служат источники металлического сырья и топлива. Россия хорошо обеспечена сырьем для развития черной и цветной металлургии. Большинство из разведанных месторождений руд относится к богатым (не требующим обогащения) и легко обогатимым со средним содержанием в них железа 36,9%. Но железные ресурсы и топливо размещены по территории страны неравномерно. Более 50% всех балансовых запасов железной руды сосредоточено в европейской части Российской Федерации.
В Западной Сибири – руды Горной Шории и Рудного Алтая (запасы составляют более 1 млрд. т); в Восточной Сибири – Ангаро-Питский, Ангаро-Илимский бассейны и др., расположенные в Приангарье, Кузнецком Алатау и Забайкалье (балансовые запасы – более 4 млрд. т).
Месторождения марганцевых руд представлены Усинским в Западной Сибири.
При общей достаточно крупной сырьевой базе железных руд районами, испытывающими их дефицит, является Западная Сибирь, где необходимо продолжать геологоразведочные работы, чтобы укрепить сырьевую базу действующих предприятий.
Весьма дефицитны руды марганца и хрома. Разведанные запасы этих металлов на территории России составляют соответственно 5 и 3% общих запасов СНГ, при потребностях 40 и 38%. В настоящее время потребности в этих рудах покрываются за счет импорта с Украины и из Казахстана. За счет ввоза из других государств Российская Федерация удовлетворяет около 15% своих потребностей в железной руде и черных металлах.
Черная металлургия полного цикла, передельная и малая металлургия отличаются по условиям размещения. Черная металлургия полного цикла располагается по территории Российской Федерации: 1) вблизи источников сырья (Уральская металлургическая база, металлургическая база центральных районов европейской части); 2) вблизи топливных ресурсов (Западно-Сибирская металлургическая база); 3) между источниками сырья и топливными ресурсами (Череповецкий металлургический завод).
Топливные ресурсы
Географическая отдаленность металлургических предприятий от сырьевых и топливно-энергетических баз привела бы к крупным непроизводительным транспортным расходам и увеличению себестоимости продукции.
Металлургические заводы размещаются, как правило, в районах местонахождения железной руды или в районах угольных месторождений (в Кузбассе). Магнитогорский металлургический комбинат продолжительное время снабжался углем Кузбасса, а Кузнецкий металлургический завод – уральской железной рудой. В настоящее время эти сырьевые связи Урала и Кузбасса прекращены из-за исчерпания рудных ресурсов. Кузбасс же перешел на сибирскую руду, а Магнитогорск – на казахстанскую руду и руду КМА.
Учитывая, что для выплавки 1 т стали требуется 0,6 т чугуна и около 0,2 т топлива (в условном исчислении), производство стали сосредоточено главным образом на заводах с доменным производством. Металлургические предприятия, производящие специальные стали и ферросплавы, потребляют большое количество электроэнергии и поэтому размещаются не только вблизи источников сырья, но и в районах, имеющих дешевую электроэнергию.
В количественном соотношении в европейской части разведанные руды черных и цветных металлов значительно преобладают над запасами угля, в восточных районах топлива больше, чем сырьевых ресурсов. Благоприятное сочетание железных руд и коксующихся углей характерно для Западной Сибири (Горная Шория – Кузбасс).
Большой проблемой перспективного развития черной металлургии района является обеспечение Западно-Сибирского металлургического завода сырьем. В настоящее время он работает на привозном сырье (94%). Железная руда поставляется с Коршунонского месторождения (расстояние 1900 км) и Лисаковского (Казахстан). Представляют интерес в экономическом плане поставки руды с Курской магнитной аномалии. При ее поставках может быть использован порожняк, который транспортирует в Центрально-Черноземный район уголь, а обратно – руду. Это позволит снизить затраты на транспорт железной руды почти в 1,5 раза.
Черная и цветная металлургия относится к числу базовых отраслей тяжелой промышленности и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью производства. На долю черной и цветной металлургии приходится почти 90% всего объема конструктивных материалов, применяемых в промышленности. Металлургические грузы составляют около 35% грузооборота железных дорог. Черная и цветная металлургия расходуют 25% ресурсов топлива и энергии, потребляемых промышленностью России.
Здесь важно опровергнуть доводы о том, что поскольку у нас цены на электроэнергию более низкие, чем в развитых странах, то их повышение закономерно. Это типичное использование статистических показателей для извращения сути вопроса, поскольку игнорируются конкретные условия и структура товарной массы, издержек производства, покупательная способность валют. Для сопоставления внутренних цен в разных странах специалисты пользуются показателем паритета покупательной способности. С учетом соответствующего индекса, определенного Всемирным банком, российские цены на электроэнергию в 2004 г. примерно соответствовали ценам в Европе и Америке, на нефть были завышены вдвое, на мазут – в полтора раза.
Одной из ключевых задач реформирования РАО ЕЭС провозглашено создание единого рынка электроэнергии. Механизмы этого рынка пока туманны. В последние дни декабря 2002 г. фактически было принято решение о разделении рынка электроэнергии на отдельные частные компании. Польза от этого для многих предприятий металлургической отрасли представляется весьма сомнительной. Часто крупные электростанции строились в комплексе с энергоемкими металлургическими производствами, дешевая электроэнергия компенсировала им другие издержки, связанные с климатическими условиями, транспортной удаленностью и т.д. Единый рынок все снивелирует. Возникает и такой вопрос: как в условиях дробления ЕЭС на частные генерирующие компании будет обеспечен переток энергии в пределах одиннадцати часовых поясов, что было явным преимуществом советской энергосистемы. Сейчас технические, организационные и экономические возможности для этого или отсутствуют, или подменяются словесной эквилибристикой.
В последнее время со стороны государственных органов проявляется некоторая озабоченность бесконтрольностью деятельности отраслей – естественных монополистов. В январе этого года даже определены пределы повышения цен и тарифов. Думается, что это не должно успокаивать. В образовавшуюся «щель» надо обоснованно и аргументировано вбивать своеобразный клин, опираясь при этом и на зарубежный опыт. Это и сотрудничество с единым тарифным органом, и постоянный анализ ситуации с последующим внесением предложений в периоды изменения цен и тарифов, это и реализация обоснованного протекционизма по отношению к крупным стабильным потребителям товаров и услуг монополистов, что особенно важно для алюминиевой, ферросплавной подотраслей. Одним из путей выхода из зоны давления РАО ЕЭС является создание единых энергометаллургических компаний, в том числе путем строительства на комбинатах собственных генерирующих мощностей. Уже сегодня доля потребления собственной электроэнергии на предприятиях отрасли составляет в среднем 15%. Кстати, такой путь обеспечения металлургии электроэнергией намечен и перспективным планом развития в Китае.
Неизбежным, особенно в сложившейся ситуации, является резкое улучшение работы металлургических предприятий по энергосбережению. Накопленный за последние годы опыт свидетельствует о качественно новом подходе к решению этой проблемы. Если раньше упор делался на снижение прямых потерь и утилизацию энергоресурсов, то сейчас главным направлением стало внедрение энергосберегающих технологий, комплексное программирование и управление энергопотреблением. Есть и определенные положительные результаты. На многих предприятиях черной металлургии наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня удельных энергозатрат.
Трудовые ресурсы
Высокие затраты трудовых ресурсов на отечественных металлургических предприятиях. Так, на 1 т готового проката у нас приходится 8,5–15 чел.-час, что в 1,5–2 раза больше, чем в странах с развитой черной металлургией: Южной Корее, Бразилии, Китае (Тайвань). Низкая производительность труда на предприятиях черной металлургии ведет к тому, что конкурентоспособность отечественной металлопродукции может быть обеспечена только при сохранении самого низкого из существующих уровня заработной платы (19–30% от уровня наиболее развитых стран). Часовая заработная плата на российских металлургических предприятиях на порядок ниже (табл. 2.1).
Однако, внутри России черная и цветная металлургия лидирует по производительности труда. По сравнению с дореформенным, уровень производительности труда в черной и цветной металлургии составляет 71%, в цветной – около 60%, тогда как в нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетике от 35 до 46%, а по уровню заработной платы – все наоборот.
Таблица 2.1. – Структура затрат на производство продукции металлургического комплекса (в действовавших ценах; % к итогу всех затрат на производство)
|
Отрасли промышленности |
Сырье и материалы |
Топливо |
Энергия |
Амортизация |
Заработная плата |
Прочие затраты |
|
Вся промышленность (1990 г.) Тяжелая промышленность Металлургический комплекс Черная металлургия Цветная металлургия |
67,6 59,1 65,0 58,6 64,9 |
11,2 10,9 17,0 14,4 |
14,0 17,0 10,3 10,1 |
|||
|
Вся промышленность (1995 г.) Тяжелая промышленность Металлургический комплекс Черная металлургия Цветная металлургия |
65,2 56,5 60,8 58,3 64,4 |
11,4 14,6 16,2 17,3 14,6 |
14,2 16,9 10,1 10,5 |
Прочие сырьевые ресурсы и водные источники
В передельной металлургии сырьем в основном является металлический лом (отходы металлургического производства, машиностроительных предприятий, амортизационный лом). Поэтому такие предприятия ориентируются на районы с развитым машиностроением и места потребления готовой продукции. Это позволяет выплавлять стали больше, чем чугуна, что дешевле в 12–15 раз. Еще теснее связана с машиностроительными заводами малая металлургия.
Особыми факторами размещения отличается производство электросталей и ферросплавов.
Большую роль играют водные источники.
Транспортный фактор
Важную роль в металлургии играет транспортный фактор, что связано с затратами на транспортировку сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, особенно принимая во внимание неуклонный рост транспортных тарифов.
Чрезмерная концентрация производства в черной и цветной металлургии имеет и отрицательные последствия. Сильно увеличиваются затраты на перевозку готовой продукции, которую приходится развозить из нескольких крупных заводов по всей необъятной стране – ведь металл требуется везде. В России, с ее огромной территорией, затраты на транспортировку особенно велики. В 90-х гг. XX в. каждая десятая тонна грузов, перевозимых железными дорогами страны, – черные и цветн ые металлы.
В черной и цветной металлургии сосредоточены самые энергоемкие производства. Сотни миллионов тонн сырья, полуфабрикатов и готовой продукции транспортируются на расстояния, измеряемые тысячами километров. На экспорт идет более 30 млн. т продукции и руд черных и цветных металлов с дальностью перевозок 2,5-5 тыс. км. В себестоимости продукции энергетическая и транспортная составляющие сейчас доходят до 25% против 12,5% в 1991 г. и примерно 15% в странах Западной Европы.
В 1998 г. были снижены тарифы на перевозки железной руды и угля на 25%, что позволило металлургам экономить около 2 млрд. руб. в среднегодовом исчислении, уменьшить транспортную составляющую в себестоимости конечной продукции. Но уже к концу года с согласия Правительства тарифы были повышены на 10%, затем они повышались периодически. Из-за роста грузовых тарифов в августе-сентябре 2000 г. суммарные потери предприятий только в черной металлургии составили около 30 млн. долл. в месяц, а на предприятиях Западной Сибири и Урала рентабельность производства снизилась на 7-10%. В 2004 г. цены на черные металлы выросли в 3,5, а на газ, электроэнергию и грузовые перевозки в 1,2-1,3 раза. Прибыль предприятий черной металлургии при том же уровне внутренних издержек сократилась почти в два раза.
При таком ценовом и тарифном произволе да еще под флагом реструктуризации отраслей естественных монополистов черная металлургия полностью, по оценкам специалистов, уже в ближайшие годы станет нерентабельной, так как цены на металл практически достигли потолка, определяемого мировым рынком.
Сейчас самое ответственное время, чтобы предотвратить пагубные последствия нависшей угрозы. При Комиссии Правительства РФ по реформированию железнодорожного транспорта создан и действует Общественный совет из представителей отраслей промышленности и науки. Основная задача этого совета – готовить для Правительства РФ экспертные заключения по проектам федеральных законов «О железнодорожном транспорте РФ» и «Устав железнодорожного транспорта РФ». Металлурги, обеспечивающие более 37% тарифных платежей железным дорогам, нуждаются в стабильном, высокоорганизованном, технически оснащенном железнодорожном транспорте. В нашей стране с ее географическими особенностями и исторически сложившимся размещением производительных сил, только при централизованном управлении процессом перевозок можно обеспечить материальные потоки металлургической отрасли, и, видимо, потоки других сырьевых и топливных отраслей народного хозяйства.
Руководители металлургических компаний выступает против такой формы и содержания работы МПС и железных дорог, когда игнорируются интересы отечественного товаропроизводителя, а довлеет лишь стремление к получению платежей за услуги в размерах, не адекватных затратам и экономическому положению клиентуры системообразующих отраслей, происходит одностороннее изменение правил «игры» без изучения их последствий, как на товарных рынках, так и у конкретных товаропроизводителей.
Современные крупные металлургические предприятия представляют собой комбинаты, в которых помимо производства чугуна, стали, проката имеются предприятия коксохимии, агломерационные фабрики, химические производства, производящие бензол, аммиак и другую химическую продукцию; производство минеральных удобрений, смол, лекарственных препаратов, а также производство разнообразных строительных материалов – цемента, блочных изделий, стеновых панелей.
В условиях рыночного хозяйства крупные комбинаты черной и цветной металлургии создали цеха по производству бытовой техники (холодильников, телевизоров, стиральных машин и другой продукции), а также крупные агроцеха, включающие тепличное хозяйство, животноводческие фермы и цеха по переработке пищевой продукции. Крупные комбинаты черной металлургии имеют свою мощную энергетическую базу и источник водоснабжения.
Крупные металлургические предприятия Урала, особенно комбинаты, имеют большое районообразующее значение. При их возникновении формируется ряд взаимосвязанных отраслей – электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлоемкое машиностроение, разнообразные сопутствующие отрасли и, конечно, транспорт.
Наиболее типичные спутники черной и цветной металлургии: а) тепловая электроэнергетика, прежде всего установки, которые входят в состав металлургических комбинатов и могут работать на побочном топливе (излишки доменного газа, коксик, коксовая мелочь); б) металлоемкое машиностроение (металлургическое и горное оборудование, тяжелые станки, металлоконструкции, локомотивы и др.).
Таким образом, предприятия черной и цветной металлургии с полным технологическим циклом выступают мощным районообразующим фактором. Необходимость использования побочного топлива (коксового газа, коксовой мелочи) вовлекает в технико-экономический процесс тепловую энергетику; металлоемкое машиностроение тяготеет к источникам сырья и местам потребления готовой продукции; химическая промышленность использует в качестве сырья многочисленные отходы черной и цветной металлургии; легкая и пищевая промышленность способствует более рациональному использованию женского труда. В результате черная и цветная металлургия способствует возникновению вокруг себя разнообразных и мощных промышленных комплексов.
3. Карта-схема размещения черной и цветной металлургии на Урале и ее анализ
В настоящее время на Уральскую металлургическую базу приходится большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1 / 5 – руд железных, около половины – чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России. Основная часть же-лезной руды базы добывается в Свердловской области на Качканарской группе месторождений и в Орско-Халиловских рудниках, где добывают и почти все отечественные хромиты. Марганцевые руды в крайне ограниченных масштабах добывают на Среднем Урале.
Более 80% выплавки чугуна, стали, ферросплавов и большую часть уральского проката дают четыре крупных металлургических комбината, построенных в годы социалистической индустриализа-ции: Магнитогорский – крупнейший в России, Нижнетагиль-ский, Челябинский и Новотроицкий. Кроме того, имеется и ряд старых, сравнительно небольших металлургических заводов. Мно-гие из них выпускают высококачественный металл, нередко ис-пользуя для этого дорогой, но зато малосернистый древесный кокс. Наиболее значительные из них – Серовский, Чусовской, Ижев-ский и Златоустовский заводы. Качественный профиль уральской металлургии зависит от специфики местных сырьевых ресурсов. Урал – единственное место в стране с выплавкой природно-легированных сталей.
К важным преимуществам Уральской базы черной металлур-гии можно отнести:
q высокую территориальную концентрацию основных производ-ственных фондов;
q наличие самого многочисленного в стране контингента высо-коквалифицированных металлургов;
q широкую сеть средних и высших учебных заведений, готовя-щих квалифицированные кадры для отрасли;
q большое число научно-исследовательских и проектных органи-заций металлургического профиля;
q наличие крупного местного потребителя черных металлов в лице высокоразвитого, преимущественно металлоемкого машино-строения, одновременно снабжающего отрасль необходимым обо-рудованием;
q обилие в районе металлолома, являющегося серьезным подспо-рьем в пополнении сырьевой базы черной металлургии.
К основным недостаткам, сдерживающим дальнейшее развитие Уральской базы черной металлургии, следует отнести:
q узость местной топливно-энергетической базы и в первую оче-редь отсутствие собственных коксующихся углей;
q несоответствие доли Урала в общероссийских запасах и добыче железной руды его доле в отечественном производстве черных ме-таллов;
q напряженный водный баланс;
q устаревшее производственное оборудование отрасли.
Коксующийся уголь завозится на Урал из Кузбасса и Караган-ды, железная руда – из соседней Кустанайской области Казахста-на и Курской магнитной аномалии, хромиты – из Актюбинской области Казахстана, а марганец – из Украины и Грузии.
4. Основные проблемы развития черной и цветной металлургии на Урале
В силу сокращения внутреннего металлопотребления в 1991–2000 гг. российские металлурги стали крупнейшими в мире экспортерами черных и отчасти цветных металлов. Причем наращивание объемов экспорта произошло за счет увеличения экспорта заготовки в 3 раза по сравнению с 1992 г. В 2004 г. Россия продала за рубеж свыше 25 млн. т готового проката, в том числе 9,3 млн. т заготовки, из которой 4,3 млн. т – с сортовых станов, а также 3,8 млн. т литых слябов и заготовок.
Такое резкое вхождение России на внешний рынок металла обусловлено более низкими ценами. В результате в последние годы отмечен резкий рост антидемпинговых процессов со стороны конкурентов на мировом рынке против российских экспортеров.
Конъюнктура мирового рынка на ближайший период складывается не очень благоприятно для российских экспортеров. Внешний рынок заготовки на экспорт достиг верхнего предела, и потребность в этом сортаменте будет постоянно снижаться. Основной рынок – Китай и страны Юго-Восточной Азии – становится объектом жесткой конкуренции. К тому же в этом регионе ожидается ввод мощностей по производству черных металлов, а также имеются значительные складские запасы, что, возможно, приведет как к снижению цен, так и к сокращению потребностей этих стран в импорте.
Потребление стальной продукции государствами Юго-Восточной Азии составляет 42,5% от общего мирового потребления. Весьма велик поток экспорта из России в КНР. Следует обратить пристальное внимание на текущие инвестиции в китайскую стальную промышленность. Информация свидетельствует о том, что крупнейший импортер сортового проката – КНР, закупившая, по оценкам экспертов, в 2005 г. около 10 млн. т сортового проката, принимает активные меры по выпуску сортового проката на своих предприятиях. Примером этому служит заметный рост производства катанки из высокоуглеродистой стали. Импорт Китая будет избирательным – прежде всего это продукция, которая не производится на внутреннем рынке или производится в малых объемах. Это, например, жесть, оцинкованный лист. Сортовой прокат к этой категории не относится. Резко сокращаются возможности проникновения на рынок стран ЕС, также переживающий период перенасыщения. В странах Восточной Европы эксперты прогнозируют рост потребления металлопроката до 2007 г. Положение на рынках черных и цветных металлов Восточной Европы продолжает укрепляться, однако на этом рынке нам предстоит конкурировать со странами Западной Европы, прежде всего с Германией.
Таким образом, после отказа России от государственной монополии во внешней торговле предложение черных и цветных металлов на мировом рынке резко повысилось, что привело к снижению цен, а также возбуждению антидемпинговых процессов против российских поставщиков. Товарная структура российского экспорта и импорта черных металлов различна. Если в экспорте большую роль играют полуфабрикаты, чугун, ферросплавы, стальные полуфабрикаты, лом и отходы черных металлов, то в импорте основная доля приходится на листовой прокат и особенно на холоднокатаный лист. Структура экспорта и импорта черных и цветных металлов отражает основные проблемы развития российской металлургии: недостаточное качество конечных видов металлопродукции; дефицит качественной металлопродукции, прежде всего холоднокатаного листа. Эта структура – следствие недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с изделиями металлургических заводов Европы, Северной Америки, Японии и Южной Кореи.
Дальнейшее развитие черной и цветн ой металлургии в России должно идти в направлении улучшения качества конечных видов металлопродукции, уменьшения издержек производства и проведения ресурсосберегающей политики (повышения коэффициента использования металла в машиностроении до 0,8, замены резания штамповкой, прессованием, использования эффективных заменителей металлопродукции).
Таким образом, основные направления в развитии черной и цветн ой металлургии в перспективе – это улучшение прежде всего качества продукции, что значительно ниже зарубежных развитых стран. Повышение качества продукции возможно за счет внедрения новых эффективных и экологически чистых технологий, бездоменного производства, освоения технологий обогащения окисленных железистых кварцитов, внедрения кислородно-конвертерного и электросталеплавильного производства и постепенного отказа от неэффективного мартеновского способа, а также за счет внедрения бездоменной металлургии, совершенствования структуры прокатного производства путем увеличения выпуска холоднокатаного листа, проката с упрочненной термической обработкой, высокоточных и фасонных профилей проката, специальных и качественных видов труб, развития порошковой металлургии, специальных переплавов и т.д. Перспективную роль будет играть выпуск труб для нефте- и газопроводов повышенной прочности, что особенно важно для создания системы морских трубопроводов.
Кроме показателей качества металлопродукции, важнейшими факторами ее конкурентоспособности являются себестоимость производства, отпускные цены, организационные факторы: возможность поставок точно в срок, маркировка и упаковка в соответствии с требованиями покупателя, учет экспортно-импортных правил и др.
Рынки развивающихся стран отличаются менее жесткими требованиями к качеству металлопродукции, что позволяет считать экспортный потенциал российской черной и цветн ой металлургии более широким, чем объем металлопродукции, ограниченный ее сертифицированными видами.
Черная и цветн ая металлургия России располагает необходимыми материальными, топливными и трудовыми ресурсами, производственным аппаратом и научно-техническим потенциалом для успешного функционирования. Отрасль должна стать одним из экономических приоритетов в промышленной политике. Ее роль следует оценивать с позиций национальных интересов и национальной безопасности. С этой точки зрения недопустима высокая доля иностранных производителей на отечественном рынке черных и цветн ых металлов. В целях развития черной и цветн ой металлургии как отрасли, обеспечивающей экономическую безопасность страны, необходима разработка государственной программы ее выживания и модернизации, в которой основное внимание следует уделить проблеме повышения конкурентоспособности металлопродукции.
Все более актуальными проблемами развития регионов добычи железных руд и руд цветных металлов становятся ресурсосбережение и охрана окружающей среды, рациональное природопользование. Значительные земельные площади заняты зонами отвала. Рекультивация набольшей части участков не ведется. Треть ежегодной величины ущерба от изъятия земель приходится на недополучение сельскохозяйственной продукции с этих земель.
Комплексное использование сырья на всех стадиях его переработки может стать одним из источников пополнения ресурсов. Определено, что не менее 30% отвальных пород и до 40% отходов обогащения, железных руд пригодно для производства строительных материалов и другой продукции.
Отвалы и шлакоотстойники становятся к тому же очагами постоянного пыления, загрязняющего атмосферу и земельные угодья. Темпы восстановления нарушенных земель и возврата их в народное хозяйство еще низки, и площади некультивированных земель растут.
Вредные выбросы горнопромышленных предприятий негативно воздействуют на состояние воздуха, растительности и почв.
Вместе с тем западные воздушные потоки приносят на территорию России кислотные осадки из европейских стран, особенно из Польши, Чехии, Германии, Украины и Беларуси. Так, в 2003 г. в России выпало 405 тыс. т соединений серы, принесенных с Украины, преимущественно из Днепровско-Криворожского промышленного района, Харьковской области и Донбасса.
Таким образом, резко возрастает нагрузка на природу – выбросы в атмосферу, сточные воды, площади под отходами и т.п. Металлургия – одна из самых «грязных» отраслей хозяйства. Доля черной и цветной металлургии составляет почти 40% всех промышленных выбросов в атмосферу. Из 44 российских городов с самой загрязненной атмосферой 13 являются крупными металлургическими центрами.
5. Перспективные направления развития Уральского региона
Мощный научно-производственный потенциал района способен обеспечить ему стабильный экономический рост, однако нуждается в структурных изменениях.
В результате экономических реформ Урал остается регионом, вывозящим, в основном, непереработанную продукцию. В настоящее время доля топлива, сырья и продуктов их первичной переработки (металлов, пиломатериалов, глинозема и др.) увеличилась в вывозе до 75–80%, а в экспорте превысила 90%. К концу 1990-х гг. Урал все больше превращался в сырьевой регион.
В то же время тяжелая и средняя промышленность Урала уже сейчас может стать базой для подъема и технического перевооружения всего районного хозяйственного комплекса.
Чрезвычайно эффективной способна стать кооперация металлурго-машиностроительного комплекса Урала с топливно-энергетическим и лесным комплексами Западной Сибири (в том числе в рамках сформированного Указом Президента России единого Уральского округа). Другое направление межрегионального сотрудничества связано с участием Урала в освоении перспективной минерально-сырьевой базы Республики Коми и других регионов европейского Севера.
Территориальные особенности экономики Урала определяются некоторыми различиями в специализации составляющих его регионов, что, в свою очередь, зависит от их природно-ресурсного и производственного потенциалов, а также агроклиматических условий. Представляется целесообразным выделить Северный Урал в составе Республики Удмуртия, Пермской и Свердловской обл., а Южный Урал – в составе Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской и Курганской обл.
Северный Урал в большей степени специализируется в тяжелом и среднем машиностроении, включая высокотехнологичные отрасли, в цветной металлургии и химической промышленности – производстве минеральных удобрений. По производству черных металлов и продукции пищевой промышленности удельный вес Северного и Южного Урала примерно равен.
Перспективы развития Республики Удмуртия связаны с ростом обрабатывающих производств. Помимо совершенствования традиционных отраслей – машиностроения, автомобилестроения, выпуска мотоциклов и спортивных ружей, здесь должно увеличиться производство продукции электронной промышленности и точного машиностроения. Разрабатывается инвестиционный проект выпуска легковых автомобилей совместно с чешской «Шкодой».
В Пермской обл. машиностроение будет иметь опережающее развитие в направлении производства современного оборудования для ТЭК, авиамоторов нового поколения, электротехнической продукции.
В Свердловской обл. структурно и технологически обновленная черная металлургия и высокотехнологичные отрасли машиностроения могут составить основу перспективного развития области. Отрасли специализации–станкостроение, энергетическое машиностроение и др. сохраняют в регионе высокий научно-технический потенциал, обеспечивающий выпуск конкурентоспособных изделий для отечественного и мирового рынков.
Южный Урал преимущественно специализируется в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, нефтехимии, топливной промышленности, а также на производстве сельскохозяйственной продукции.
В Республике Башкортостан сосредоточено производство продукции ТЭК (нефти и первичной ее переработки, электроэнергии) и нефтехимической. В перспективе ведущему в республике АО «Башнефтехимзаводы» предстоит перевести производство на новую технологическую основу, обеспечивающую выпуск конкурентоспособной продукции. Здесь также намечается увеличить производство лекарственных средств, что должно вывести Башкортостан в число ведущих производителей фармацевтической продукции в стране. Республика располагает развитым АПК. По валовому сбору зерновых, картофеля, сахарной свеклы, производству мяса Башкортостан занимает первое место в районе.
В Челябинской обл. приоритетное развитие получают энергетика, металлургия и машиностроение (станкостроение и автомобилестроение). Усиливаются экспортно-ориентированные производства: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские заводы – тракторный, дорожных машин и автомобильный. В 1998 г. Челябинской обл. в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН «Энергетическая эффективность – 2000» одной из первых в России присвоен статус «Демонстрационная зона высокой энергетической эффективности». Поэтому актуальное значение имеет реализация в области комплексной программы энергосбережения.
В Оренбургской обл. необходимо укрепление базы газоперерабатывающей и газохимической промышленности. Падение объемов добычи углеводородов должно компенсироваться увеличением глубины их переработки, прежде всего на Орском нефтеперерабатывающем заводе. Будет продолжена реконструкция металлургического комплекса с целью улучшения качества металла в черной металлургии и использования многокомпонентных руд в цветной металлургии.
Курганская обл. выделяется на Урале производством зерна, а также продукции машиностроения (автобусы, сельскохозяйственные машины). Большая часть машиностроительных предприятий сосредоточена в городах Кургане и Шадринске, что ставит проблему рассредоточения отрасли в другие города, где могут быть построены небольшие современные предприятия.
Многоотраслевые промышленный, транспортный (густая сеть железных и автодорог, трубопроводов) и аграрный комплексы Урала определяют благоприятные предпосылки его перспективного социально-экономического развития при условии решения сложных проблем реструктуризации хозяйства и экологической безопасности населения.
0
рублей
