Достопримечательность Пицунды: храм Успения Богородицы. Пицундский собор

Органная музыка в Пицунде

История органа

Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа. Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX века, построенном на руинах еще более древней базилики VI века, не совсем обычна.

Подготовка храма

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем – хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и вначале 1944 годов, там располагался 248-й стрелковый полк. К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.

Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г.И. Шуке, но уже с консультантами – с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И. Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом.

К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И. Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А. Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч. Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А.П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч. Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И. Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артистка Грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И. Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X веков обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

Торжественное открытие концертного зала

Рождение нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А. Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.

Первый органист Пицунды

В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И.С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». С 1980-го года, наряду с незабываемым Г. Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б. Амичба, и др. Во второй половине 80-х годов к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.

Фестивали и концерты в Пицунде

С 1977 года по предложению проф. Л.И. Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е. Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А. Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие. Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой. С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе. С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом. Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении. Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И. Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.

И вот в начале 1985 года к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен. Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны – прислушайтесь к ее музыке».

В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов - исхода со своей исторической родины; народный шедевр – «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М. Шамба «Маленькую рапсодию» Е. Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни. Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа. Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка. Вернувшись из Москвы, М. Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 года с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки Л.И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки». Органистка М. Шамба и абхазская капелла в Германии.

Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93 годах в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмен Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М. Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов – в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кельне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки. После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.

Второе рождение органа

Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера – аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали – в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов – абхазы Турции – пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э. Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.

Наследие войны

И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О. Янченко.

Восстановление органа

Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец, торжественно прозвучал голос Ю. Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!

Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б. Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И. Милько, вместе с которым работала и его жена З. Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера - Б. Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался). Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд, на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.

Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом. Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.

Пицундский орган сегодня

С самого начала открытия зала М. Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов – заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмач-ипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г. Татевосян и пианисток – заслуженной артистки Абхазии А. Отрба, Н. Бжания и Г. Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д. Хагба и В.М. Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.


Вот и добрались мы до достопримечательностей Пицунды, где и отдыхали. Собор стоит в центре города, огорожен забором из камня. Экскурсия по территории этого музейного комплекса стоит 150 р.

Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного — собор, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III.


1. Идём по кипарисовой аллеи к собору.

Древний 3-нефный крестово-купольный храм, построенный в X в., выделяется своими мощными формами, грандиозными размерами (длина 39 м, ширина 25 м, высота с куполом 29 м, толщина стен 1,5 м) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась часть фресок византийской школы XVв (изображение Христа-Пантократора и Двенадцати Апостолов в куполе относится к XIX в.). Позднее храм превратился в руины, был восстановлен только в XIX в. Реставрации нарушили древний облик, но не смогли уничтожить величие и строгость очертаний. Собор после реставрации был освящён в честь Успения Богородицы. С 1882 по 1917 гг. храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.


2.


3.


4. Справа вход в местную больницу,


5.


6. Центральные ворота и самый большой флаг Абхазии в мире.


7. Вид на собор с ул. Гицба.


8. Центральные ворота в музейный комплекс.


9. Собор во всей красе.

Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные - толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре. Внутри храма, в его западной части, расположена усыпальница, в которой находятся две огромные гробницы, устроенные в честь апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, о чем свидетельствуют две фрески с изображениями святых.


10. В этом здании в настоящее время располагается музей.

До революции и какое-то время после неё на территории храма располагался Пицундский мужской монастырь. При советской власти монастырь упразднили. В Хрущевские времена храм использовался как музей для экспонатов археологических раскопок близлежащего византийского городища. А в соседнем 2-х этажном монастырском здании, на 1-м этаже была 1-я русская восьмилетняя школа. После строительства десятилетки, в освободившиеся помещения перенесли музей. В храме в 1975 году установили орган и храм превратился в концертный зал.


11. Экспозиция музея лет 25 не изменялась.


12. Справа остатки колокольни.


13. Фото из музея с ещё действующей колокольней.


14.


15. Сохранившаяся роспись.


16. Действующий орган.

Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Из-за этой особенности в 1975 г. здесь был открыт органный концертный зал. Установленный в Успенской церкви орган изготовлен в Германии и является вторым по величине инструментом на территории бывшего СССР после Домского собора в Риге. Вопрос о переносе из здания собора органа был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.


17. Лестница на второй этаж.


18. Усыпальница.

Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.


19.


20. Помещение на втором этаже.


21.


22.


23. Центральный вход, вид со двора.


23. Маленький дальмен слева.


24. Как всегда толпы туристов.


25. Слева руины часовни IV века, справа колодец.


26. Часовня 19 века. Восстановлена, действует.


27. Небольшие колокола часовни.


28.


29.

Храм в городе Пицунде известен не только благодаря своей интереснейшей истории, но и органу, послушать который приезжают как туристы, так и местные жители со всей округи. В этой публикации мы расскажем о достопримечательностях этого города, которые удивят каждого путешественника.

История города

История города Питиунта, который ранее стоял там, где сейчас находится современная Пицунда, начинается с основания купцами греческого происхождения. Еще во II столетии нашей эры римлянами здесь было построено оборонительное сооружение с помощью наиболее современных в тот период технологий. Уже в IV столетии территория была дополнена древнехристианским храмом - базиликой.

Пицундский храм

В конце V - начале VI столетия храм-базилику украшали с помощью великолепной расписной мозаики, которая состояла из узоров и рисунков с различными замысловатыми сюжетами. Юстиниану Первому, который властвовал в то время над Пицундой (VI век), хотелось придать Питиусу статус важной со стратегической точки зрения крепости кавказского черноморского побережья. В VI столетии на территории сооружения там, где стоял уже в тот период обветшалый храм, согласно его приказам возвели здание нового еще более величественного храма. 541 год был отмечен первым в истории крещением абхазов, и именно на этом месте была расположена епископская кафедра. Остатки некоторых средневековых церквей в Пицундском комплексе обнаружили археологи в середине прошлого столетия. Когда уже Абхазское царство достигло эпохи своего расцвета, в IX-X вв. соорудили новую церковь, которая была построена с использованием кирпичей.

В XVI столетии Пицундский храм был обновлен, а на территории западного крыла возвели усыпальницу с богато расписанными стенами и узорчатым потолком. Уже в XVII веке во время угрозы турецкой атаки, абхазские католикосы перенесли свою кафедру в грузинский город Гелати. Здание собора оказалось заброшенным, однако, как и прежде, местные и иностранцы приходили давать клятвенные обеты в Пицундский храм. История его на этом не закончилась. На его территории останавливалось запорожское войско на пути к турецким землям. В XIX веке храм снова освятили и реконструировали. Здание часовни, которое находилось неподалеку от него, было построено новоафонскими монахами с помощью остатков, которые хорошо сохранились. На сегодняшний день уже 25 лет на ее территории проходят службы. Новоафонские священнослужители проводят литургию, а также крестят местных.

Орган в Пицундском храме

В 1975 году в церкви установили орган, который создала фирма Щуке в Потсдаме. Кроме того, тогда же было отстроено помещение концертного зала. И до сих пор в древнем здании собора можно услышать произведения, который написал И. С. Бах и другие великие композиторы. Здесь проводятся концерты абхазских и российских артистов, которые собирают тех, кто любит академическую музыку. Церковная сцена и территория древней постройки каждый год приглашает на фестиваль «Хибла Герзмаву» членов Московского камерного оркестра Мьюзика Вива, которым управляет Александр Рудин, а также Камерного оркестра при московской консерватории под управлением дирижера Феликса Коробова. Здесь звучат произведения в исполнении Елены Образцовой, знаменитого пианиста Дениса Мацуева, оркестра «Виртуозы Москвы» с во главе и других известных артистов, исполняющих классическую музыку. Святослав Бэлз - несменный ведущий фестивальных выступлений вот уже который год. Кроме того, он является известным российский музыковедом.

Спорный вопрос

Шесть лет назад, в 2010 году, абхазское общество обсуждало спорные моменты насчет органа в Пицундском храме. Члены епархии заверяли властей, что собор является резиденцией старого епископата, а потому инструмент следует перенести. Однако из-за влияния мнения общества вопрос Пицундского храма отложили. В бюджете предусмотрели больше ста тысяч евро для капитального ремонта органа. Этот момент свидетельствовал о том, что вопрос переноса инструмента в какую-то другую будущую постройку откладывается. Собственно, как и возвращение епископату древнего Пицундского храма. Орган является уникальным на территории На его защиту встало большое количество известных музыкантов, включая всех лучших органистов, а также таких знаменитых представителей искусства, как Елена Образцова, В. Спиваков и Х. Герзмава.

В Государственный концертный зал в Пицундской церкви пришли специалисты, чтобы отремонтировать орган. Это происходило в 2011 году под руководством той самой фирмы из Потсдама. Инструмент создал один из наиболее известных мастеров в немецком классическом органостроении - Ганс Иохаим Щуке.

Знаменитые музыканты, дававшие концерты в органном зале

Концерты в Пицундском храме с тех пор, как был открыт зал, давали члены абхазской Государственной капеллы, которой руководила Народная артистка республики Адыгеи Нора Аджинджал, а также присутствовали ведущие солисты Государственной Филармонии Абхазии. Выступления проводились при участии следующих музыкантов: Г. Татевосяна, А. Отрбы, Г. Авидзбы; кроме того, представителей Государственного симфонического оркестра под управлением А. Хагбы и В. Айбы, и многих других. В зале Пицундского храма абхазские артисты могут продемонстрировать свой талант. Также это делают и российские музыканты. На концерты приходит большое количество отдыхающих, которые съезжаются сюда послушать произведения классических композиторов, а также местные жители.

Расписание концертов

На сегодняшний день в соборе играют как приглашенные артисты, дающие концерты, которые можно увидеть на афишах, так и постоянные музыканты. Одним из них является Лука Гаделия, который играет в церкви как один из участников камерного оркестра каждый четверг. Также музыку в его исполнении можно услышать сольно в воскресенье, если прийти в Пицундский храм (расписание воскресных концертов постоянное - начало выступления в 17 часов).

Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49

В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм - Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.

Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.

Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.

Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства.
В результате всех разрушительных действий относительно хорошо сохранились только изображение Христа внутри купола, семь фигур ангелов, а также изображения шестикрылых херувимов. Над алтарем частично сохранились более ранние фрески, предположительно, XII века.

В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии . На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки.

Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли.

Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского.

В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца.

Время работы храма: ежедневно с 10:00 до 19:00
Стоимость посещения: 50 рублей. Разрешены фото- и видеосъемка (бесплатно).
Как добраться: храм находится в центре Пицунды напротив автобусной остановки маршрутных такси.

В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.

К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.

Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.

Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии

За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.

Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.

Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований!!!

До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.

Орган Пицундского собора

Официальный сайт органа

В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.

В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.

В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.



2024 stdpro.ru. Сайт о правильном строительстве.